DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-11 УДК 378
родительская компетенция как фактор современного содержания образования
коваленко т.в.
Автором статьи выявлены вызовы современного общества, обусловливающие трансформацию института семьи, связанные с социально-экономической ситуацией в обществе. Статья посвящена педагогическому осмыслению воспитательного потенциала современной российской семьи. Статья раскрывает содержание понятия «родительская компетенция» как важнейшей задачи биосоциального предназначения человека. В результате анализа автор доказывает, что осознание и принятие родителями ценности своего опыта, необходимости саморазвития, достижения большей эффективности в воспитательной деятельности являются основой их эффективной образовательной деятельности, а, следовательно, развития родительской компетенции. Данная статья призвана выявить наличие и уровень родительской компетенции у родителей учащихся начальной школы. Автором выявлена взаимосвязь между уровнем родительской компетенции и перфекционистскими установками у родителей и детей.
Такой взгляд будет интересен специалистам в области воспитания и обучения, а именно, школьным учителям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования в моделировании эффективного взаимодействия семьи и школы.
цель статьи: выявить содержание и структуру понятия родительской компетенции как движущей силы взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения.
методология:
- системный подход (В.П. Беспалько, С.А. Маврин, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин,
A.И. Пригожин), позволяющий рассматривать взаимодействие педагогов и родителей как многокомпонентную и многоуровневую систему;
- компетентностный подход (О.Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской), в рамках которого уточнено содержание и структура понятия «родительская компетенция»;
- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн,
B.В. Сериков).
ключевые слова: родительская компетенция; когнитивный, ценностно-мотива-ционный, эмоциональный, поведенческий компоненты; родительство.
PARENTAL competence
as a factor of the modern education content
Kovalenko T.V.
The author of the article identified the challenges of modern society contributing to the transformation of the family institution connected with the social and economic situation in the society. The article is devoted to pedagogical understanding of the educational potential of the modern Russian family. The article reveals the concept of «parental competence» as the most important task of biosocial mission of the person. In the analysis, the author proves that understanding and acceptance by the parents of value of their experience, need of self-development, achievement ofgreater efficiency in the educational activity are the basis of their effective educational activity, and, therefore, of the development ofparental competence. This article is intended to identify the presence and the level of parental competence among parents of elementary school students. The author reveals the relationship between the level ofparental competence and perfectionistic attitudes among parents and children.
Such a view would be of interest to specialists in the field of education and training, namely, to school teachers, class teachers, teachers of additional education in the modeling of effective interaction between family and school.
The purpose of this article is to identify the content and the structure of the concept «parental competence» as a driving force of interaction between a family and educational institutions.
Methodology:
- A systematic approach (V.P. Bespalko, S.A. Mavrin, N.V Kuzmin, V.A. Yakunin, A.I. Pri-gozhin) which allows to consider the interaction of teachers and parents as a multi-component and multi-level system;
- Competence-based approach (O.E. Lebedev, G.N. Serikov, A.S. Hutorskoy) which clarified the content and structure of the concept of «parental competence»;
- Activity approach (N.A. Leontiev, A.V. Petrovsky, S.L. Rubinstein, V.V. Serikov).
Keywords: parental competence; cognitive, value-motivational, emotional, and behavioural components; parenting.
К осознанию специальной подготовки родителей человечество пришло давно. Еще Я.А. Ко-менский утверждал, что следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане. В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальных свойств незаменимую роль играет семья. Однако с вступлением России в «эпоху перемен» семья оказалась в ситуации кризиса своей жизненной компетентности. Недостаточно эффективными оказываются традиционные стратегии воспитания.
Школа, являясь важнейшим социальным институтом, призвана не только обучать и воспитывать ребенка, но и педагогически управлять семейным воспитанием. Кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. В результате экономических реформ в России семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Во многих семьях слабы межличностные связи между родителями и детьми, и, как следствие, авторитетом становится внешнее, далеко не всегда позитивно направленное окружение, что приводит к утрате влияния семьи на ребенка.
Материальные и психологические трудности, переживаемые российской семьей, привели к возникновению совершенно новых, ранее считавшихся нетипичными, проблем воспитательного характера. Современный ритм жизни, увеличение уровня конфликтности семейных отношений, повышенная занятость родителей наряду с низким уровнем их родительской компетенции существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците заинтересованного и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, появлению негативных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности, задержке психического развития, асоциальных проявлениях в поведении (дро-момания, клептомания и пр.).
Под действием многочисленных стрессогенных факторов семья зачастую не справляется со своей социализирующей функцией, не гарантирует ребенку защищенности, а члены семьи подчас наносят вред его физическому и психическому здоровью. Многие в семье дети живут в условиях социально-психологической депривации, испытывают дефицит эмоциональной поддержки со стороны родителей, социально и педагогически запущены.
Однако в настоящее время слабо сформирована система взаимодействия семьи и школы. В науке нет четкого представления о родительской компетенции, формах и методах ее формирования в современных условиях.
Построение современных моделей эффективного взаимодействия семьи и школы требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, имеющегося опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопления научно-исследовательских данных и их ана-
Обобщая имеющиеся исследования, можно условно выделить в этой области несколько направлений:
■ изучению проблематики семейного воспитания посвящены труды отечественных и зарубежных педагогов XIX - начала XX века: П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, К.Д. Ушин-ского, Ф. Фребеля, Э. Дюркгейма;
■ исследование различных сторон профессионально-педагогической компетенции личности рассматривается в работах Н.В. Кузьминой, Л.К. Марковой. Л.Н. Митиной,
B.А. Сластенина, Г. С. Сухобской, Дж. Равена, Э.Ф. Зеера и др.;
■ проблемы воспитания детей в семье нашли отражение в работах психологов А.Я. Варги,
C.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, В.В. Столина и педагогов М.И. Буянова, Ю.П. Азарова, Т.А. Куликовой, Г. Миаларе, Т. Эндо, Ч. Накаучи и др.
В последние десятилетия проблема взаимодействия семьи и школы рассматривалась отечественными психологами А.А. Бодалёвым, М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаровой, В.И. Гарбузовым, Г.Г. Филипповой, И.Ю. Хамитовой и педагогами М. Минияровым, Т.А. Марковой, А.Г. Харчевым, А.В. Петровским и др.
Ретроспективный анализ трансформации и становления феномена родительства в педагогической науке: от «воспитательства» общиной на ранних стадиях развития человеческого общества до «родительства» как современного института семьи позволил выявить динамику и структуру родительства, которую мы рассматриваем, вслед за Л.В. Карцевой, как связующее звено в иерархии общество-семья-индивид, как способ разрешения противоречий между социумом и личностью. За последние два десятилетия произошла смена позиций во взаимодействии трех уровней субъектов: общества, семьи как малой социальной группы и индивида. Если в советский период иерархия их взаимоотношений напоминала пирамиду, в основании которой находится индивид, а на вершине - общество, то сегодня позиции кардинально изменились: индивид занял верхнюю, лидирующую позицию, тогда как общество оказалось в нижней, подчиненной [3, с. 94] Исследователи социальных явлений (А.Г. Харчев, И.Ю. Кульчицкая, Н.В. Богачева, Л.В. Карцева) отмечают ряд тенденций, свидетельствующих о кризис-
ных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Дисгармоничность системы семейного воспитания является распространенным симптомом дисфункции современной российской семьи. Актуальными показателями дисгармонии семейного стиля воспитания стали гипо- и гиперпротекция, противоречивое воспитание, несогласованность представлений супругов о родительстве, нарушения коммуникации, эмоциональная пассивность и др.
В отечественных исследованиях советского периода термин «родительство» использовался редко и вне педагогической науки: речь шла о человеческом и социальном капитале родителей [4, с. 17]. Выделение предметной области родительства было сделано Т. А. Гурко в середине 1990-х гг, что позволило частично уточнить понятийный аппарат, определить направление эмпирических исследований по изучению родительства в России [1, с. 34]. В своем исследовании мы рассматриваем феномен родительства как подсистему системы семьи и вслед за Р.В. Овчаровой выделяем его детерминированность, т.е. относительную самостоятельность по отношению к системе семьи; многогранность, иерархичность (макро-, мезо- и микроуровни), динамичность [5, с. 8].
На основании различных подходов к понятию родительства нами было сформулировано его определение: «Родительство - многогранный феномен, который можно рассматривать как совокупное целое, включающее двух человек, решивших дать начало новой жизни и представляющий собой педагогическую модель с целями и задачами и средствами для их реализации. В связи с этим, в нашем исследовании психолого-педагогическое формирование родительства основывается на осознании родителями векторности и комплексности педагогических воздействий на ребенка.
Несмотря на все те преобразования, которые семья претерпевает в институциональном аспекте, она остается для индивида одной из важнейших ценностей. Рассмотрев социальные и педагогические проблемы родительства, мы выделили типичные дефекты воспитания: неприятие ребенка, гиперопека, непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития детей, негибкость родителей в отношениях с детьми, аффективность, авторитарность, использование принуждения.
Таким образом, современная семья обнаруживает проблему педагогически несостоятельного, некомпетентного родительства. Оно выражается в незнании методов педагогического воздействия, недооценке значения семейного воспитания, отсутствии у родителей потребности в педагогических знаниях, неумении родителей взаимодействовать с детьми, неспособности оценить перспективы развития ребенка и создать возможности для их реализации. У детей
из таких семей наблюдаются нарушения в сфере общения, повышенные или пониженные эмоциональные реакции, нарушения развития волевой сферы, неудовлетворенность жизненной позицией как в детском коллективе, так и в семье. В качестве значимого ресурса успешного протекания семейного воспитания исследователи рассматривают родительскую компетенцию (В.Г. Бочарова, Т. Гордон, И.В. Гребенников, Л.И. Маленкова, Р.В. Овчарова, Л.Г. Петряевская, В.М. Минияров, А.С. Спиваковская, И.А. Хоменко, Ю. Хямяляйнен, Е.В. Руденский и др.). Качественное, осознанное исполнение родительской роли, наличие родительской компетенции определяет состояние института семьи и психологическое здоровье общества. В педагогическую теорию и практику понятия «компетентность» и «компетенция» вошли сравнительно недавно. Самые глубокие изменения во взаимодействии семьи и общественной системы воспитания произошли в 70-80-е годы XX столетия. В этот период появляются исследования, посвященные «обучению родителей», «воспитанию родителей», «повышению педагогической культуры» родителей (Е.В. Бондаревская, Т.А. Куликова). Анализ научной педагогической и психологической литературы позволил выделить факторы, определяющие значимость семейного воспитания:
1) глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания; оно более эмоционально по своему характеру, чем любые другие формы воспитания, т.к. строится на кровном родстве и его «проводником» является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям (Ю.Г. Азаров, И.В. Гребенников, В.М. Минияров, А.В. Петровский, А.Г. Харчев и др.);
2) постоянство и длительность воспитательных воздействий в семье (Т.А. Маркова, З. Ма-тейчек и др.);
3) наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность (Т.А. Маркова, А.Г. Харчев и др.);
4) постепенное приобщение ребенка к социальной жизни и поэтапное расширение его кругозора и опыта (Т.А. Куликова);
5) дифференцированность семейной социальной группы, в которой представлены различные возрастные, половые и профессиональные «подсистемы», что позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, А.Г. Харчев).
Опираясь на выделенные факторы, нами был сделан вывод о том, что особенности личности родителей и их родительская компетенция становятся ведущим измерением современного содержания воспитания.
Компетентный родитель, согласно определению Г.Г. Филипповой, выступает как «установивший с ребенком доверительный контакт, научившийся чувствовать состояние своего ребенка, понимающий его поведение, умеющий точно определить, что и как надо сделать для своего ребенка именно сейчас, уверенного в себе и своих действиях» [7, с. 76].
Когнитивный, ценностно-мотивационный, поведенческий и эмоциональный компоненты родительской компетенции имеют равное значение для выработки определенного типа воспитания, и между ними существует тесная взаимосвязь. При этом когнитивный, эмоциональный и ценностно-мотивационный компоненты составляют внутреннюю основу типа родительского воспитания, который внешне проявляется в воспитательных воздействиях и способах обращения родителей с ребенком.
Компетентное родительство предполагает активную родительскую позицию в получении необходимых педагогических знаний, постоянную готовность пополнять их и применять на практике.
Родительская компетенция - это социально-педагогический феномен, обусловливающий совокупность интегративных качеств личности родителя, включающих когнитивный, ценност-но-мотивационный, эмоциональный и поведенческий компоненты, задаваемых по отношению к своему ребенку, и необходимых для качественной реализации воспитательного воздействия на ребенка.
В исследовании осуществлялась диагностика когнитивного, ценностно-мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов родительской компетенции у родителей обучающихся 1-х классов в СОШ № 101, гимназий №12, №147 и НОУ ДОО «Центр образования и развития» г. Омска. Кроме того, изучались особенности родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя. Для диагностики ценностно-мотивационного компонента использовалась методика «Ценностные ориентации» (авт. М. Рокич) [6, с. 20]. Была изучена система ценностных ориентаций родителей, их отношение к окружающему миру, к своему ребенку, к учебному заведению, а также выявлена основа мировоззрения и ключевые мотивы поступков. Диагностика эмоционального компонента, осуществляемая с использованием опросника детско-родительских эмоциональных взаимоотношений в семье - ОДРЭВ (авт. Е.И. Захарова), позволила раскрыть эмоциональную сторону детско-родительского взаимодействия, изучить степень выраженности каждой характеристики взаимодействия в диаде «родитель-ребенок»: чувствительность, эмоциональное принятие, поведенческие проявления эмоционального взаимодействия [2, с. 3]. Исследование поведенческого компонента, которое проводилось по опроснику «Стили родительского поведения» (авт.
С. Степанов) и разработанной автором данного исследования анкете для родителей, позволило выявить стратегию семейного воспитания. При обработке результатов эксперимента использовались методы первичной статистической обработки (определение средней величины, ранжирование), метод математической статистики.
Диагностика когнитивного компонента родительской компетенции позволила выделить следующие негативные признаки семейного взаимодействия:
- инфантилизм родителей, отсутствие у них интереса к воспитанию детей;
- преобладание деструктивных типов взаимодействия родителей и детей;
- низкий уровень педагогической культуры;
- отсутствие понимания современной ситуации, недостаток знаний и путей выхода из семейного кризиса.
Доминирующими ценностями в иерархии родителей данной группы являются ценности личной жизни и межличностных отношений (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь), а также ценности профессиональной самореализации (продуктивная, материально обеспеченная жизнь).
Результаты изучения эмоциональной стороны взаимодействия, оцениваемой родителями первоклассников по методике ОДРЭВ Е.И. Захаровой, свидетельствуют о том, что родители испытывают трудности при восприятии состояния своего ребенка, в его безусловном принятии, редко стремятся к телесному контакту и также редко испытывают положительные чувства в ситуации взаимодействия. Эмоциональные отношения у большинства характеризуются гиперопекой, холодностью, отсутствием безусловного принятия и любви.
При исследовании поведенческого компонента анкетирование родителей показало, что в исследуемых семьях первоклассников преобладают средний (69%) и низкий (31%) уровни воспитательной деятельности родителей в семье. Отмечены непонимание родителями необходимости формирования умений межличностного общения, несоблюдение этики общения с ребенком, неумение соблюдать нормы общения между собой в присутствии ребенка. Значительная часть исследуемых родителей (20%) склонна к либеральному стилю без запретов, ограничений и контроля, и к индифферентному стилю (16%), при котором ребенок в вопросах воспитания предоставлен самому себе. Нет в таких отношениях и эмоциональной связи. В большинстве семей (64%) преобладает авторитарный стиль, доминирует деструктивная стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении ребенка власти родителя, которая приводит к формированию у ребенка пассивной личностной позиции,
конформизма, полной зависимости от навязанного авторитета. Результаты диагностики состояния компонентов родительской компетенции представлены в таблице 1.
Таблица 1
Диагностика состояния компонентов родительской компетенции
компонент родительской компетенции Результаты диагностики
Когнитивный Инфантилизм родителей, отсутствие у них интереса к воспитанию детей; преобладание деструктивных типов взаимодействия родителей и детей; низкий уровень педагогической культуры; отсутствие понимания современной ситуации, недостаток знаний и путей выхода из семейного кризиса. Типы взаимодействия Конфликтный 24% Гармоничный 4 % Дистантный 13% Родитель-диктатор 40% Ребенок-диктатор 19%
Ценностно-мотивационный Терминальные ценности Инструментальные ценности
Лидирующие ценности Здоровье (40%) Счастливая семейная жизнь (18%) Интересная работа (10,5%) Материальная обеспеченность (10,5%) Ответственность (33%) Честность (22%)
Ценности - «аутсайдеры» Счастье других (2%) Уверенность в себе (2%) Свобода (2%) Чуткость (2%) Независимость (2%)
Эмоциональный Выявлена тенденция к гиперопеке: поощрение родителями в своих детях зависимости от них, оберегание ребенка от трудностей, боязнь причинить вред ребенку. Высокая оценка родителями собственной способности воспринимать состояния ребенка, сопереживать ему и оказывать эмоциональную поддержку. Выявлены трудности при восприятии родителями состояния ребенка, в его безусловном принятии, отсутствие стремления к телесному контакту и положительных чувств в ситуации взаимодействия. Эмоциональные отношения у большинства характеризуются гиперопекой, холодностью, отсутствием безусловного принятия и любви.
поведенческий Выявленные стили семейного воспитания Выявленный уровень воспитательной деятельности
Высокий 0%
Авторитетный 0% Средний 69%
Авторитарный 64%
Либеральный 20% Низкий 31%
Индифферентный 16%
Деструктивная стратегия педагогического воздействия родителей на ребенка, выявленная в исследовании компонентов родительской компетенции, оказывает влияние на формирование перфекционистских установок у родителей и детей.
На основании обработки результатов опросов родителей и бесед с учащимися нами были получены следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2
Результаты проявления перфекционизма у родителей
критерии перфекционизма количество (%)
Неспособность к удовольствию от работы своего ребенка (эмоциональный компонент) 37 33
Генерация высоких стандартов (ценностно-мотивационный компонент) 45 40
«Черно-белое» мышление (когнитивный компонент) 30 27
Убежденность в том, что ребенок должен достичь совершенства (ценностно-мотивационный компонент) 27 24
Напряженное/тревожное отношение к домашним заданиям ребенка (поведенческий компонент) 37 33
Таблица 3
Результаты проявления перфекционизма у детей
критерии перфекционизма количество (%)
Страх неуспеха (эмоциональный компонент) 66 58
Напряженное/тревожное отношение к заданиям (эмоциональный компонент) 41 36
Наличие мотивации избегания негативных последствий (ценностно-мотивационный компонент) 48 42
Компульсивные тенденции и сомнение (поведенческий компонент) 35 31
Жесткая самокритика (когнитивный компонент) 33 29
Ощущение зависимости ценности своего Я от выполнения деятельности (поведенческий компонент) 37 33
Фокус на избежание ошибок (ценностно-мотивационный компонент) 41 36
В заключении в обобщенном виде представим выводы и результаты исследования: 1. Успешность развития родительской компетентности, образовательной деятельности родителей обусловлена осознанием и принятием родителями необходимости достижения эффективности в воспитательной деятельности. Уровень компетенции родителей напрямую оказывает влияние на эффективность их воспитательных воздействий на ребенка и его гармоничное развитие.
2. Родительская компетенция предполагает активную позицию в получении необходимых педагогических знаний, готовность пополнять и применять эти знания на практике, что возможно только в сотрудничестве с другими воспитательными институтами, прежде всего, со школой.
3. Критериями эффективности модели взаимодействия семьи и школы, нацеленной на формирование родительской компетенции, являются: укрепление связи образовательного учреждения с семьей, повышение психолого-педагогического просвещения родителей, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, снижение уровня перфекциониз-ма родителей и детей, психологический комфорт в детско-родительской среде, обретение ресурсов для реализации новых образовательных проектов.
список литературы
1. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1. С. 34.
2. Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. №1. С. 3-29.
3. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. №7. С. 94.
4. Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.: Просвещение, 1997. 121 с.
5. Овчарова Р.Б. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2003. 319 с.
6. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. №5. С. 20-28.
7. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. С. 76.
8. http://kangaroo.ucoz.ru/Roditelam/ankety_dlja_roditelej.rar
References
1. Gurko T.A. Sotsiol. issled. 1997. № 1. p. 34.
2. Zakharova E.I. Psikholog v detskom sadu. 2002. №1. Pp. 3-29.
3. Kartseva L.V. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003. №7. P. 94.
4. Matskovskiy M.S. Sovremennaya sem'ya i ee problemy. - M.: Prosveshchenie, 1997. 121 p.
5. Ovcharova R.B. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva. - M.: Izd-vo Instituta Psikho-terapii. 2003. 319 p.
6. Rokich M. Svobodnayapressa. 1973. №5. Рр. 20-28.
7. Filippova G.G. Psikhologiya materinstva. - M.: Izd-vo In-ta Psikhoterapii, 2002. Р. 76.
8. http://kangaroo.ucoz.ru/Roditelam/ankety_dlja_roditelej.rar
данные об авторе
коваленко татьяна владимировна, учитель начальных классов Негосударственного образовательного учреждения «Центр образования и развития» г. Омск, соискатель кафедры социальной педагогики и социальной работы
Омский государственный педагогический университет наб. Тухачевского, 14, Омск, Омская обл., 644099, Россия [email protected]
DATA ABouT THE author
Kovalenko Tatyana Vladimirovna, Elementary school teacher of non-state educational establishment «Centre of Education and Development», doctoral candidate of Chair of Social pedagogy and Social Work
Omsk State Pedagogical University
nab. Tukhachevsky, 14, Omsk, Omsk region, 644099, Russia [email protected]