Формирование осознанного родительства в молодой семье Formation of conscious parenthood in a young family
Сеппенен Ю.В.
Студент 1 курса магистратуры, социально-гуманитарный факультет, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»,
РФ, г. Омск e-mail: juseppa@yandex. ru
Seppenen Yu.V.
A student of the first year of a master's degree, Social and humanitarian faculty, FGBOU VO "Omsk State University. F.M. Dostoevsky ",
Russian Federation, Omsk e-mail: juseppa@yandex. ru
Аннотация.
В данной статье рассматривается формирование осознанного родительства в молодой семье как процесс присвоения социальных, семейных, психологических родительских установок личности. Теоретически доказано, что родительство признается современной молодежью первостепенной семейной ценностью. Рассматриваются наиболее трудные периоды адаптации молодых людей к роли родителей в период ожидания и первого года жизни ребенка, а именно начала реализации родительской функции, взаимной адаптации молодых супругов.
Annotation.
This article considers the formation of conscious parenthood in a young family as a process of appropriating the social, family, psychological parental attitudes of the individual. It has been theoretically proved that parenthood is recognized by modern youth as a primary family value. The most difficult periods of adaptation of young people to the role of parents in the period of expectation and the first year of the child's life are considered, namely, the beginning of the realization of the parental function, the mutual adaptation of young spouses.
Ключевые слова: родительство, молодая семья, осознанное родительство, молодые родители, адаптация родителей, семейная ценность.
Key words: рarenthood, young family, conscious parenthood, young parents, parents' adaptation, family value.
Современное общество рассматривает родительство как заботу, контроль и содействие прогрессивному развитию ребенка. Потенциальную возможность стать родителями имеют практически каждые мужчина и женщина, достигшие половой зрелости. Рождение первенца является значимым переходным событием в жизни мужчины и женщины, именно в этот период ими приобретаются состояния отцовства и материнства. Психологическая готовность выполнять роль родителей часто не совпадает с биологической способностью данной роли.
Родительство - это феномен, рассматриваемый с двух точек зрения: сложного комплексного субъективно-личностного образования и надындивидуального целого, включающего, как правило, двух человек - отца и мать. Данные точки зрения являются уровнями формирования родительства. Границей, которая разделяет эти уровни, считается рождение ребенка[1].
Родительство - осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные,
эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне [3].
Родительство является базовым жизненным назначением и значимой социально-психологической функцией каждого человека. Процесс формирования ответственного родительского отношения в молодой семье является значимой социально-психологической проблемой современного общества.
Изучая исследования ученых: Э. Р. Алексеева, Т. А. Гурко, М. О. Ермихина, И. С. Кон, Р. В. Овчарова и др., мы выяснили, что авторы пришли к единому мнению: родительство имеет социокультурную природу. Оно характеризуется системой предписанных культурой и обществом правил и норм, распределяющих между родителями обязанностей и функций. Родительство в молодой семье характеризуется переориентацией роли мужчины и женщины, уже в роли отца и матери. Р.В. Овчарова отмечает, что будущее общества
состоит в современном состоянии отцовства. В настоящее время остается актуальным вопрос о природе, структуре родительства, ведущих факторов, влияющих на формирование готовности к этому феномену[14].
Теоретический анализ работ по проблеме родительства в молодой семье, показал, что на современном этапе выделяются следующие направления в изучении данного вопроса:
- доминирование исследований материнства и психологической готовности к нему;
- родительство трактуется без учета системного подхода, то есть его связи с процессами становления
семьи;
- не описаны критерии и уровни психологической готовности молодых родителей к появлению ребенка;
- отсутствием техник и моделей формирования психологической готовности молодых людей к отцовству.
Исходя из выше сказанного, предположим, что структура родительства должна включать следующие компоненты:
1) потребностно-эмоциональный компонент, включающий социальные, биологические точки зрения мотивации, а также эмоциональные реакции и переживания, потребность в контакте;
2) операциональный компонент, включающий умения и осведомленность, операции по уходу за ребенком и общения с ним;
3) ценностно-смысловой компонент, включающий экзистенциальные переживания. [8].
Поведенческая составляющая родительства представляет собой две стратегии: восприятие рождения
ребенка как появление новых возможностей, либо их ограничение, в том числе самореализации. По мнению В. Н. Мясищева, важными факторами для семьи являются ответственность членов семьи друг за друга и готовность к помощи [12].
С. П. Акутина в своем исследовании определяет ответственное родительство как интегральное психологическое образование личности. Оно включает ряд ценностных ориентаций, установок и ожиданий родителя, родительских чувств, позиций, отношений и убеждений относительно себя как родителя. Автор утверждает, что ответственное родительство выступает как социальная и духовно-нравственная потребность личности, ориентированная на ценностное воспитание детей, подготовке к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье. Возникает субъективное ощущение себя родителем, эффективное взаимодействие в семье и формирование ценностных установок родительства [2].
Ответственность называется молодыми родителями в первом ряду ассоциаций со словом «родительство». Она связывается с некоторой тревогой, обеспокоенностью за здоровье и судьбу ребенка, духовное и душевное развитие. Ответственность определяет поведение родителей: предупредить возможные болезни, несчастья, или облегчить страдания, переживания ребенка. Поведение родителей, направлено на
создание максимального благополучия ребенка, минимизации неприятных, травмирующих моментов. Очень часто ответственность перерастает в сверхтревожность, гиперопеку. Такая деформация родительских отношений часто наблюдается со стороны молодых родителей [3].
Ответственность у молодых родителей может быть по-разному локализована во времени: задолго до появления ребенка на свет, во время беременности и родов, сразу после рождения ребенка, либо, спустя некоторое время. Например, достаточно часто, чувство ответственности у молодых мам появляется не в родильном доме, когда они общаются со своим ребенком, а дома, когда они остаются один на один с малышом, именно тогда возникает понимание, что здоровье и жизнь ребенка в их руках. Часто отсутствует синхронность возникновение чувства ответственности у матери и отца.
Отметим, что содержание понятия «ответственность», у женщины и мужчины различаются. Женщина понимает ответственность как создание благоприятной атмосферы в доме, уюта и комфорта. Мужчина понимает ответственность, как создание материальных благ, комфорта семьи. В большинстве случаев, чувство ответственности по отношению к детям появляется в первую очередь у женщины, так как она больше времени проводит с ребенком, чем мужчина [13].
Осознанное родительство трактуется как система взаимодействий ценностных ориентаций, родительских установок, ответственности, отношений, чувств, позиций. Сущность формирования, осознанного родительства в молодой семье, заключается в становлении целостной структуры родительства, установлении устойчивых связей между её структурными компонентами, полноценном проявлении когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей каждого структурного компонента родительства.
Обобщая мнение психологов, можем сделать вывод, что ответственный родитель, прежде всего, это зрелый человек, способный отвечать за свои поступки, свою жизнь. Зрелая личность молодого родителя в состоянии обеспечить благоприятные условия для роста и развития ребенка, обеспечить материальное благополучие и комфортную среду[6].
Таким образом, ответственное родительство - это, прежде всего, сбалансированность различных сторон воспитания: коммуникативной, эмоциональной, ценностной, экономической, нормативной, духовной.
Рассмотрим особенности каждой из сторон. Коммуникативная сторона заключается в регулярном общении с ребенком. В условиях современных коммуникаций родители часто «переключают» ребенка на так называемые электронные носители (просмотр видео, мультипликационных фильмов, видеороликов). Молодым родителям необходимо помнить о ценности непосредственного общения с ребенком в результате, которого происходит его непосредственное развитие. Родителю необходимо быть в курсе того, что происходит в жизни ребенка, его предпочтений, интересов. Эмоциональная сторона заключается в умении родителя выступать в роли советчика, помощника, вызывать в ребенке ответную реакцию, делиться своими переживаниями, обсуждать проблемы. Экономическая сторона заключается в способности родителей обеспечивать семью материальными благами, необходимыми для комфортного существования. Охранительная функция предполагает сохранение и укрепление здоровья ребенка. Нормативная сторона отражается в умении родителей обучать ребенка следовать правилам, существующим в обществе, в котором он живет. Особое место занимает духовная сторона родительских отношений, которая призвана прививать ребенку базовые жизненные ценности, такие как жизнь, здоровье. Ценности родительства включают убеждения о ценности детей и отношении к ним, мотивации деторождения, планирования и организации рождения детей, их количестве, качестве заботы и воспитания, о том, как должны строиться взаимоотношения между родителями и детьми, какие качества необходимо воспитывать в детях[11].
Воспитание родительского отношения закладывается в родительской семье, где прослеживаются установки к развитию личности. Психологическими факторами родительской позиции являются личностные особенности родителя, которые определяют его самооценку, устойчивую Я - концепцию, психологическую зрелость, способность адекватно и открыто выражать свои чувства, умение передавать имеющийся опыт, проводить рефлексию своего поведения.
Определяющими установками родителей в развитии личности являются ценностные ориентации, взаимоотношения в семье, установки родителей, семейные факторы, определяющие семейную атмосферу. Современная психология склоняется к мнению, что опыт собственных детско - родительских взаимоотношений является определяющим при построении взаимоотношений молодых родителей с собственным ребенком, выступая значимым фактором формирования родительских установок. Однако данное мнение недостаточно подтверждено эмпирическими исследованиями психологов [13].
Наше мнение совпадает с предположением ученых о том, что опыт детско-родительских повзрослевшего ребенка будет оказывать различное воздействие на позицию родительства. Так он может обуславливать прямое воспроизведение родительской модели поведения и компенсирующую тех сторон родительского отношения, дефицит которого переживал родитель в детские годы, например, любви, заботы, сотрудничества.
Факторы, определяющие формирование родительства, можно разделить на внешние и внутренние. Внешние обусловлены совокупностью внешних влияний, которые можно подразделить на несколько уровней -это факторы микросистемы, мезосистемы, макросистемы. Внутренние - это индивидуальность, особенности личности, то есть факторы индивидуального уровня.
Исследователи рассматривают с различных точек зрения процесс формирования родительства под воздействием уровня развития общества. Например, А. И. Антонов формализованную сторону общественного влияния по отношению к репродуктивному поведению личности рассматривает как социальное управление, а не только как социальное регулирование рождаемости, как систему целенаправленного воздействия со стороны государственных органов на репродуктивную мотивацию семьи, направленность, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики [12].
Комплекс социальный влияний, которые отражаются в системе ценностных ориентаций и установок индивида, такие как произведения искусства и культуры, средства массовой информации осуществляют неформализованное влияние общества.
Роль общества в формировании мотивации потребности в детях, по мнению В. В. Бойко, заключается в том, что оно «настраивает» индивида на весь комплекс обязанностей и чувств, связанных с воспитанием нового поколения. Наиболее подробно содержание репродуктивных установок рассмотрено А. И. Антоновым, он утверждает, что по степени своей императивности репродуктивные нормы являются относительно «мягкими» в силу их интимности и биологической неспособности некоторых мужчин и женщин к зачатию и рождению детей
[5].
Андреева Г.М. утверждает, что давление репродуктивных норм может быть очень весомым, так как они особо значимы в системе мер субъективного ощущения счастья личностью и ее социального престижа. Оценочное и предписывающее назначение репродуктивных норм, являются образцом поведения индивида, составленной из результатов миллионов семей и людей. При этом репродуктивные нормы несут на себе эмоционально-окрашенную оценку субъекта. Репродуктивные нормы - это один из компонентов формирования репродуктивных установок, и они в большей степени, чем любые другие нормы, не осознаются человеком [4].
Наиболее оптимальной для ребенка, его родителей и семьи в целом является вторая стратегия. Ее реализация создает наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, когда происходит
сотрудничество, соразвитие, сотворчество родителей и ребенка. Появление ребенка открывает новые возможности для молодых родителей, дает новый импульс для развития семьи, семейных отношений, позволяет родителям наиболее полно реализовать себя как личностям.
Итак, родительство - многогранный феномен. Он представлен на двух уровня: субъективно-личностном и надындивидуальном. Данные уровни являются одновременно этапами формирования родительства. Родительство является духовной потребностью человека, к которой подключается биологический аспект в момент вынашивания и кормления ребенка женщиной. Общество рассматривает материнство и отцовство как социальные категории, которые не зависят от биологического аспекта рассматриваемого вопроса.
Добрачный период является первоначальным уровнем родительства. Именно в добрачный период формируются когнитивная, поведенческая и эмоциональная составляющие родительства. Вторым этапом является согласование данных представлений у молодых супругов. Феномен родительства напрямую связан с понятиями: ответственность, доверие, готовность. Поведенческая составляющая молодых родителей заключается в восприятии рождения ребенка и проявлении новых возможностей самореализации.
Таким образом, на основании данных о двух уровнях формирования родительства, можно организовать его целенаправленное развитие, а также подготовку к родительству молодых людей как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном.
Подводя итоги, отметим, что общественный уровень влияний определяет некоторые образцы родительства, «отправную точку». Они преломляются через особенности личности обоих супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало формированию родительства в каждом конкретном случае. Необходимо отметить, что молодые люди, готовящиеся стать родителями, должны понимать всю полноту ответственности за своих детей, помнить о том, что родительские отношения и культура родительских взаимоотношений выступают важным системообразующим основанием института семьи. Родительско-детские отношения складываются на протяжении всей жизни, предполагают непрерывность, безвозмездность, терпение, заботу друг о друге. Основы формирования родительской культуры следует закладывать как можно раньше, начиная с раннего детства, подкреплять на положительном примере, демонстрируя добрые отношения в семье, уважительное отношение к окружающим. Воспитание личности, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться является важным условием успешного развития России.
Список используемой литературы:
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов на Дону.: Феникс, 2002. - 447-448
с.
2. Алешина Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. - № 4. - С. 74-82.
3. Акутина С. П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanieosoznannogo-roditelstva-u-starsheklassnikov-kakduhovno-nravstvennyy-imperativ
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1978. -270 с.
5. Бодалев, A.A., Столин В.В. Семья в психологической консультации-М.: Педагогика, 1989. - 6569 с.
6. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях. //Социс. - 1997.-№ 1.
7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
8. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-208-219 с.
9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. -
544 с.
10. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 2007. - № 6. - С. 26-33.
11. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. -№ 5. - С. 18- 27.
12. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Просвещение, 2003. - 319324 с.
13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.