Научная статья на тему 'Социокультурная позиция матери как составляющая родительской зрелости в отечественной психологии'

Социокультурная позиция матери как составляющая родительской зрелости в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1252
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAMILY / MOTHER / CHILD / FATHER / SIBLINGS / PARENTAL MATURITY / SOCIAL AND CULTURAL POSITION / СЕМЬЯ / МАТЬ / РЕБЕНОК / ОТЕЦ / СИБЛИНГИ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долгих Алла Алексеевна

Рассматривается родительство как неотъемлемая составляющая семейных отношений. Для успешного выполнения родительских функций отцу и матери необходимо обладать родительской зрелостью. В настоящее время в обществе происходит трансформация понимания семьи. Молодежь с серьезностью подходит к построению семьи и к возлагаемой на них ответственности. На основании ответственности базируется родительская зрелость. Стаж родительства может влиять на родительскую зрелость. В процессе воспитания ребенка дошкольного возраста более важна зрелая материнская позиция. Развитие социокультурной позиции матери способствует успешному разностороннему развитию ребенка. Социокультурная позиция матери основывается на ее ценностях, транслируемых современным обществом. В заключении статьи рассмотрены актуальные программы развития «зрелого родительства» в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-CULTURAL POSITION OF A MOTHER AS A COMPONENT OF PARENTAL MATURITY IN THE NATIONAL PSYCHOLOGY

The article deals with parenting as an integral part of family relations. For successful parenting a father and a mother must have parental maturity. Currently, the society conception of the family is undergoing transformation. Young people approach with seriousness the problem of creating a family and the responsibility imposed on them. Responsibility serves as the basement for parental maturity. Experience of parenthood can affect parental maturity. In the process of raising a preschool child mature mother’s position is most important. The development of mother’s socio-cultural position contributes to the successful all-round development of the child. The socio-cultural position of the mother is based on the values transmitted by modern society. In the end the article considers the current programs development of “mature parenthood” in Russia.

Текст научной работы на тему «Социокультурная позиция матери как составляющая родительской зрелости в отечественной психологии»

УДК 159.92 (19.00.01)

А. А. Долгих

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ МАТЕРИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗРЕЛОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Рассматривается родительство как неотъемлемая составляющая семейных отношений. Для успешного выполнения родительских функций отцу и матери необходимо обладать родительской зрелостью. В настоящее время в обществе происходит трансформация понимания семьи. Молодежь с серьезностью подходит к построению семьи и к возлагаемой на них ответственности. На основании ответственности базируется родительская зрелость. Стаж родительства может влиять на родительскую зрелость. В процессе воспитания ребенка дошкольного возраста более важна зрелая материнская позиция. Развитие социокультурной позиции матери способствует успешному разностороннему развитию ребенка. Социокультурная позиция матери основывается на ее ценностях, транслируемых современным обществом. В заключении статьи рассмотрены актуальные программы развития «зрелого родительства» в России.

Ключевые слова: семья, мать, ребенок, отец, сиблинги, родительская зрелость, социокультурная позиция.

Семья является основным воспитательным институтом для ребенка. Рассмотрением феномена семьи занимаются многие зарубежные и отечественные ученые со стороны взаимодействия детей и родителей, сиблингов между собой, эмоциональной составляющей семьи, развития семьи, нормативные кризисы, стили семейного воспитания, взаимодействие разных поколений и многое другое. Очень много внимания в научной и специальной литературе уделяется изучению развития детей в семье, родителям уделяется несколько меньше внимания, так как в центр исследования ставится ребенок и взаимодействие с ним [1]. Совершенно очевидным является тот факт, что семейные отношения необходимо изучать со стороны не только ребенка, но и родителя. Н. А. Ефремова в своей работе изучения Я-концепции родителя, отмечает ведущую роль родителя в системе нуклеарной семьи [2]. Родителями в традиционной семье являются отец и мать, отсюда исходит производный термин родительство. Изучение родительства является очень актуальным в настоящее время в связи с государственной программой стимулирования и поддержкой материнства в Российской Федерации, а также с повышающимся интересом в науке к роли отца в детско-ро-дительских отношениях. В законе РФ «Об образовании» сказано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Поэтому задача родителей - создать здоровый психологический микроклимат семьи, привить ребенку социальные и культурные нормы, создать условия для его физического, нравственно-эстетического развития, а также обучение умениям и навыкам организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства [2]. Для этого необходимо отцу и матери обладать родительской зрелостью. Возникает противоречие между пониманием важности становления зрелого родительства и активизацией социальной политики государства по стимулированию повышения рождаемости. Репродуктивный возраст женщины в России составляет 15-45 лет, но современные девушки не готовы к раннему материнству, поэтому наибольшее число первородящих приходится на возраст 20-24 года [3]. Многие молодые женщины в настоящее время изначально стремятся получить образование, обрести материальное благополучие, создать карьеру, а затем создавать семью и продолжать род. Как отмечает К. Н. Поливанова, в настоящее время мо-

лодые люди прибегают к сознательному планированию стратегии родительства ввиду влияния современной социокультурной ситуации [4].

Научная новизна нашего исследования заключается в рассмотрении родительства с позиции зрелого материнства и его взаимосвязи с социокультурной позицией матери. В результате чего: во-первых, раскрыто содержание понятия «зрелое родительство» и выделены компоненты родительской зрелости (личностные, социальные, функциональные); во-вторых, осуществлен анализ явления зрелого родительства как детерминанты эффективного родительства; в-третьих, определены факторы зрелого родительства, механизмы формирования родительской зрелости, компоненты родительской зрелости; в-четвертых, установлено частое использование в психолого-педагогической литературе понятия «осознанное родительство» в противовес зрелому родительству; в-пятых, уточнена важность зрелой материнской позиции в воспитании ребенка; в-шестых, определены признаки зрелого материнства и компоненты социокультурной позиции матери.

Степень научной разработанности проблемы. Большой вклад в изучение проблемы родительства внесли Г. С. Абрамова, И. С. Кон, Э. Эриксон, В. В. Абраменкова, В. В. Бойко, В. И. Брутман, А. Г. Харчев, Т. А. Гурко, М. Е. Ермихина, Н. А. Ефремова и многие другие. Зрелое родительство изучалось Р. В. Овчаровой, Е. А. Нестеровой, П. М. Якобсон, Г. Г. Филипповой, Т. В. Павловой, Е. А. Овсянниковой и др.

Теоретико-методологическое обоснование проведенного теоретического исследования. Рассмотрение зрелого родительства в современных педагогических и психологических исследованиях по большей части представляет собой подробное изучение детерминант этого социального феномена. Развитие зрелого родительства с точки зрения психологической культуры рассматривает в своей работе «Психологическая культура как условие достижения родительского акме» Е. А. Овсянникова [5]. В исследовании делается акцент на влиянии психологической культуры на развитие материнского акме, но не рассматриваются нравственные ориентиры и культурные ценности матери как составляющие развития ее личности. Исследованию личности родителя посвятила Т. В. Павлова в своей работе «Психологические детерминанты формирования представлений личности о родительстве» [6]. Т. В. Павлова провела экспериментальное исследование, основываясь на смешанной выборке мужчин и женщин, с целью определения особенностей представлений о родительстве с гендерной точки зрения. Автор рассматривает ценностно-смысловой компонент у женщин и мужчин и дает им характеристику, отмечая различия в представлениях о родительст-ве, проявляющиеся в контроле личности над собой, в удовлетворенности родительской ролью, локус-контроле и доминировании различных групп ценностей. Важно отметить, что автор не затрагивает социкультурный компонент, который может влиять на развитие зрелого родительства.

К формулировке «зрелое родительство» прибегают довольно нечасто, более всего используется термин «осознанное родительство». Этот термин употребляют в случае описания запланированной беременности и рождения ребенка. Тогда как зрелое родительство заключается не в планировании ребенка как таковом, а в достижении индивидуумом определенных социальных и культурных высот, обладании личностной зрелостью, способностью обеспечить будущему потомству плацдарм для социального, интеллектуального и физического развития, стать нравственным ориентиром. И здесь на начальном этапе взросления ребенка первоочередно мать играет важную роль. Именно поэтому необходимо изучить родительскую зрелость матери с точки зрения социокультурной позиции родителя.

Оттолкнемся от представления о родительстве. Термин «родительство», так же как и отцовство, в научной лексике стал употребляться в 80-х годах ХХ столетия. В настоящее

время понятие «родительство» не имеет четкого определения. В психологических и педагогических трудах исследователи представляют его по-разному. Р. В. Овчарова определяет родительство как базовое жизненное предназначение, важное состояние и значительную социально-психологическую функцию каждого человека, как социально-психологический феномен, который вбирает в себя эмоционально окрашенные убеждения, представления и знания родителя о самом себе и реализуется в поведенческих компонентах родительства [7]. Родительство включает в себя обоих супругов, принимающих решение о рождении ребенка, включая его самого. С точки зрения социальных ролей отца и матери рассматривает родительство Г. С. Абрамова. Она считает, что освоение социальных ролей отца и матери является главной жизненной задачей развития индивида в период взросления. Свое видение проблемы родительства представляет И. С. Кон, он определяет родительство как систему взаимосвязанных факторов, а именно:

1) привязанность к детям, родительские чувства, любовь;

2) нормативные предписания культуры и специфические социальные роли;

3) реальное поведение, отношение к детям, стиль воспитания и т. д.

Рассмотрение родительства в отечественной психологии происходит с различных сторон, большое количество трудов исследованию отечественного и зарубежного родительст-ва посвятила Т. А. Гурко. Она рассматривает психологию родительства в культурно-историческом аспекте вплоть до наших дней. Т. А. Гурко делает акцент на различиях между пониманием родительства на Западе и в России по критериям:

1) трансформация институтов брака и семьи;

2) историческое изменение функций семьи;

3) различия в понимании понятия «семья» в разных культурах с разными религиозными взглядами;

4) уровень занятости мужчин и женщин;

5) трансформация ценностей;

6) глобализация культуры;

7) демографические показатели и отношение к рождению детей;

8) отношения родителей и детей-подростков;

9) сексуальная зрелость и материнство несовершеннолетних;

10) супружество и родительство в различных структурных типах семей;

11) трансформация устройства детей, лишенных попечения [8].

Таким образом, по мнению Т. А. Гурко, в современном постиндустриальном обществе происходит трансформация понимания «семьи» и семейных ценностей. Вопросы родитель-ства откладываются в пользу самоактуализации личности на неопределенный срок фертиль-ным слоем населения как в нашей стране, так и на Западе. На будущих родителей ложится ответственность не только по воспитанию и содержанию детей, но и образованию [9]. Поэтому материнство и отцовство воспринимается молодежью как серьезный шаг, к которому необходима моральная и материальная подготовка [10]. Другими словами, родительство должно быть осознанным, о чем пишет М. О. Ермихина, которая исследовала родительство с точки зрения субъективно-психологических факторов, определяющих его картину, а именно исследовался уровень осознанности по компонентам: ценностные ориентации родителя, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские позиции, родительская ответственность, стиль семейного воспитания, родительские чувства [11].

В результате исследования М. О. Ермихина выявила, что посредством тренинговой работы возможно повысить уровень осознанности родительства в равной степени как у матерей, так и у отцов по всем вышеперечисленным компонентам, кроме «родительских

чувств». По мнению исследователя, осознанию родительских чувств помешали защитные механизмы [11].

Родительские чувства могут зарождаться в разные периоды у разных индивидов, это может зависеть от готовности к родительству, возрасту родителей, гендерной идентификации, желания иметь детей и так далее [10].

В педагогической литературе воспитание детей является прерогативой взрослого человека [12]. Каждый человек, достигший половой зрелости, может стать родителем. Но будет ли это родительство эффективным, наверняка - нет. Как полагает Н. А. Ефремова, современные тенденции развития общества приводят к тому, что взрослые, становясь родителями, недостаточно осознают всю меру ответственности и сложности родительства. По данным исследователей, 50 % родителей оправдывают свою жестокость по отношению к детям стремлением «воспитать» [2]. Результатом такого «воспитания» становится повышение у детей тревожности, агрессивности, неуверенности, появление коммуникативных трудностей. Здесь мы сталкиваемся с фактом несформированной потребности в родитель-стве, неготовность стать отцом/матерью. По мнению Э. Эриксона, потребность в родитель-стве - критический период в развитии личности взрослого и его социализации. Родитель-ство здесь выступает своеобразным этапом самоактуализации личности, периодом, когда необходимо передавать накопленный опыт. Е. А. Нестерова отмечает, что для эффективного родительства необходимо сформировать личностную зрелость родителей [13].

Р. В. Овчарова определила родительскую зрелость как совокупность личностной, социальной и функциональной зрелости [7]. Рассмотрим родительскую зрелость во взаимосвязи с личностной подробнее. В 1981 г. П. М. Якобсон представил более развернутую характеристику личностной зрелости как общественно-исторический феномен. По П. М. Якобсону, зрелая личность обладает следующими психологическими чертами: ориентированностью на творчество в разных сферах жизни; успешную социализацию и взаимодействие с миром культуры, искусства, науки, нравственности, окружающей природы и т. д.; готовностью к принятию ответственности и решению проблем; эмоциональной чувствительностью к явлениям окружающего мира; возможностью максимальной реализации собственного потенциала; способностью к рефлексии с целью духовного самосовершенствования.

К. А. Альбуханова-Славская отмечает, что, становясь зрелой, личность превращается в субъект жизнедеятельности, самоопределяется по отношению к жизни в целом. Личность все более организует обстоятельства и события в соответствии со своей жизненной позицией. Однако качество личности как субъекта жизнедеятельности отнюдь не означает ее замыкания во внутреннем мире, обособления от действительности. Напротив, происходит совершенствование свойственных ей способов включения в общественную и личную жизнь, способностей реализовать себя в достойном деле, готовности многое претерпеть ради благого дела и т. д. Мера сформированности, определенности основных отношений личности и есть мера зрелости личности.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы можем заключить, что личностная зрелость проявляется в родительстве с позиций:

1) развитого чувства ответственности (за себя, за близких и за свои поступки);

2) потребности в заботе о других людях;

3) способности к активному участию в жизни общества;

4) максимального использования собственных способностей и знаний в вопросах воспитания детей и взаимодействия с супругом;

5) готовности к психологической близости с другим человеком (супругом, ребенком);

6) способности и желания развиваться в познании детской психологии;

7) готовности к решению сложных жизненных проблем;

8) морально-культурного и эстетического развития.

Родительская зрелость базируется прежде всего на ответственности за себя и своего ребенка [8]. Принятие решения о рождении ребенка становится отправной точкой в принятии ответственности на себя за развитие новой жизни. В научной литературе считается правильным принятие решения о рождении ребенка обоими супругами, т. е. отцом и матерью. Ответственность за воспитание детей ложится на родителей в равных долях. Важными факторами для определения родительской зрелости являются:

1) стаж материнства/отцовства,

2) рождение первого ребенка либо уже есть дети.

Как может повлиять стаж родительства на его зрелость? Когда в семье есть ребенок, то родителям проще формировать свое отношение к нему, регулировать свои чувства, эмоции. Соответственно, чем больше стаж родительства, тем лучше родители понимают своего ребенка и принимают на себя степень ответственности, а также делят ее между собой в зависимости от выполняемых ими функций (воспитательная, обеспечение семьи, организация досуга и т. д.). В случае, когда ребенок еще в утробе матери, родительская зрелость находится на этапе формирования и базируется в первую очередь на личностной зрелости. Также стоит принимать во внимание количество детей в семье. Ожидание второго (третьего, пятого) ребенка в семье не сопровождается тем же волнением, что и рождение первенца. Принятие решения о рождении второго ребенка предполагает готовность к увеличению степени возлагаемой на родителей ответственности. Конечно же, в случае достижения личностной зрелости супругами в условиях нормальной семьи [8]. Мы не принимаем к рассмотрению девиантное материнство и девиантную семью, в которой родители ведут асоциальный образ жизни.

Рождение первого ребенка является волнительным событием для супругов, особенно для матери. Исследованием перинатального материнства занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. В частности, Г. Г. Филиппова посвятила много научных трудов рассмотрению феномена материнства. Участие в зачатии ребенка идет в равной степени от отца и от матери, но отправной точкой его развития и воспитания (в перинатальном периоде и раннее дошкольное детство) является мать [14]. Зрелая позиция матери проявляется в принятии решения о рождении ребенка, осознании родительской роли, которую необходимо будет исполнять всю жизнь. Женщина в процессе освоения материнской роли формирует материнскую позицию. Зрелое материнство можно определить несколькими признаками:

1) когнитивная составляющая (обладание знаниями о ребенке из психолого-педагогической литературы; личный и культурно-исторический опыт);

2) эмоциональная составляющая (безусловное принятие ребенка);

3) поведенческая составляющая (грамотное взаимодействие с ребенком, способность к совершению ответственного выбора в ситуации разрешения интересов ребенка).

Родительская зрелость матери базируется на принятии своей роли. В результате успешного принятия родительской позиции матерью развивается ее социокультурная позиция. Зрелая личность, являясь носителем культурных и нравственных норм, транслирует их в процессе взаимодействия с социумом [7]. Так, мать в процессе воспитания передает своему ребенку ценности, традиции и нормы культуры общества. Развитие социокультурной позиции матери способствует успешному социальному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка.

Основы социокультурной позиции матери базируются на ценностях и нормах поведения матери, принятых в современном обществе (такие как воспитание и развитие ребенка,

ценностные ориентации матери, принятие материнской роли, личностная направленность матери и смысложизненные ориентации и т. д.), а также системе межличностных отношений матери с ребенком и ее социальным окружением [1]. Сопоставляя данные факторы с признаками материнской зрелости, в первую очередь с когнитивным (когнитивный, эмоциональный и поведенческий), мы можем заключить, что они являются ее неотъемлемыми составляющими.

Безусловно, зрелое родительство не приходит само по себе, его необходимо развивать, над ним нужно работать. В настоящее время многие центры семьи (социальной помощи) в разных регионах России разрабатывают и успешно внедряют в работу психолого-педагогические программы под названием «зрелое родительство». Программы по своей сути примерно схожи и направлены на оказание помощи молодым семьям, столкнувшимся с проблемами в воспитании детей. Целью таких программ является помощь родителям (в равной степени матери и отцу) сделать процесс воспитания белее эффективным, повысить родительскую компетентность, а также справиться с их собственными эмоциональными трудностями. Изученные нами программы рассчитаны на молодых родителей до 30 лет с детьми раннего дошкольного возраста (до 3 лет). Численность группы не должна превышать десять человек. Занятия проводятся курсом продолжительностью три месяца, встречи два раза в неделю, каждое занятие длится три часа. В задачи программы входят:

1) управление эмоциями, преодоление депрессии, принятие себя, своей индивидуальности;

2) ранняя профилактика семейного неблагополучия и оптимизация детско-родитель-ских отношений;

3) выработка конструктивной родительской позиции по отношению к ребенку;

4) повышение уровня родительской компетенции, гармонизация эмоциональной стороны детско-родительских отношений;

5) выработка конструктивной родительской позиции по отношению к ребенку, снижение уровня личностной тревожности, депрессивности, раздражительности.

Особенностью программы является то, что родители могут приходить со своими детьми. С родителями проводятся занятия отдельно от детей. Для детей организована специальная группа, где они могут поиграть, а в перерыве встретиться с родителями и пообедать. Минус разработанных программ состоит в том, что программы направлены больше на эмоциональную составляющую детско-родительских отношений, но ни одна программа не включает в себя знакомство родителей с психолого-педагогической литературой, с расширением культурно-исторического знания о ребенке и детстве, эффективного взаимодействия с супругом. Плюсом данной программы является значительное снижение напряжения в паре «родитель - ребенок», повышение родительской компетентности и уверенности в себе у родителей - участников программы.

В Томском регионе в настоящее время не реализуются программы, направленные на развитие зрелого родительства, но есть иные программы-тренинги, формирующие осознанное родительство, их содержание примерно идентично содержанию изученных нами программ по развитию зрелого родительства.

Таким образом, развитие социокультурной позиции матери позволит более полно раскрыть родительскую зрелость с точки зрения личностного роста родителей, ценностей, личностных смыслов, сознания родительского долга, ответственности перед детьми и обществом, овладения стилями семейного воспитания. Компоненты социокультурной позиции матери являются неотъемлемой частью родительской зрелости. Детско-родительские отношения - это отправная точка в становлении социума, ведь социум начинается с семьи. А мать - это носитель культурных ценностей и нравственный образец для своего ребенка.

Список литературы

1. Грицкевич Н. К., Долгих А. А., Большунова Н. Я. Психологическая характеристика системы ценностей женщины-матери // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 14-18.

2. Ефремова Н. А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2004. 27 с.

3. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.08.2015).

4. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование (psyedu.ru.). 2015. Т. 7. № 3. C. 1-11.

5. Овсянникова Е. А. Психологическая культура как условие достижения родительского акме: автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. Белгород, 2009. 221 с.

6. Павлова Т. В. Психологические детерминанты формирования представлений личности о родительстве: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 218 с.

7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.

8. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.

9. Пьянкова Л. А. Ретроспективный анализ проблемы материнства как условия психолого-педагогической и социальной поддержки детства // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 43-49.

10. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В. Методологический подход к исследованию репродуктивного поведения женщины как системному структурно-уровневому феномену // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 89-95.

11. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 168 с.

12. Доржу З. Ю., Корческая Е. А. Традиции тувинцев в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 270-278.

13. Нестерова Е. А. Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников: дис. ... канд. психол. наук. Курган, 2005. 219 с.

14. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.

Долгих А. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: daa7042@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 23.10.2015.

A. A. Dolgikh

THE SOCIO-CULTURAL POSITION OF A MOTHER AS A COMPONENT OF PARENTAL MATURITY

IN THE NATIONAL PSYCHOLOGY

The article deals with parenting as an integral part of family relations. For successful parenting a father and a mother must have parental maturity. Currently, the society conception of the family is undergoing transformation. Young people approach with seriousness the problem of creating a family and the responsibility imposed on them. Responsibility serves as the basement for parental maturity. Experience of parenthood can affect parental maturity. In the process of raising a preschool child mature mother's position is most important. The development of mother's socio-cultural position contributes to the successful all-round development of the child. The socio-cultural position of the mother is based on the values transmitted by modern society. In the end the article considers the current programs development of "mature parenthood" in Russia.

Key words: family, mother, child, father, siblings, parental maturity, social and cultural position.

References

1. Gritskevich N. K., Dolgikh A. A., Bolshunova N. Ya. Psikhologicheskaya kharakteristika sistemy tsennostey zhenshchiny-materi [Psychological characteristics of the value system of a woman-mother]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 3 (156), pp. 14-18 (in Russian).

2. Efremova N. A. Psikhologicheskoye soderzhaniye Ya-kontseptsii roditelya: Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Psychological content of the self-concept of the parent. Abstract of thesis cand. of psychol. sci.]. Omsk, 2004. 27 p. (in Russian).

3. Federal'naya Sluzhba Gosudarstvennoy Statistiki [Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru/ (accessed 10 August 2015) (in Russian).

4. Polivanova K. N. Sovremennoye roditel'stvo kak predmet issledovaniya [Modern parenthood as a subject of study]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education (psyedu.ru.), 2015, vol. 3, no. 7, pp. 1-11. Doi: 10.17759/psyedu.2015070301 (in Russian).

5. Ovsyannikova E. A. Psikhologicheskaya kul'tura kak usloviye dostizheniya roditel'skogo akme: Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Psychological culture as a condition of achieving parental acme. Abstract of thesis cand. of psychol. sci.]. Belgorod, 2009. 221 p. (in Russian).

6. Pavlova T. V. Psikhologicheskiye determinancy formirovaniya predstavleniy lichnosti o roditel'stve: Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Psychological determinants of identity formation of ideas about parenthood. Abstract of thesis cand. of psychol. sci.]. Moscow, 2012. 218 p. (in Russian).

7. Ovcharova R. V. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye roditel'stva [Psychological support of parenthood]. Moscow, Institut psickhoterapii Publ., 2003. 319 p. (in Russian).

8. Gurko T. A. Brak i roditel'stvo v Rossii [Marriage and Parenthood in Russia]. Moscow, Institut sotsiologii Publ., 2008. 325 p. (in Russian).

9. P'yankova L. A. Retrospektivnyy analiz problemy materinstva kak usloviya psikhologo-pedagogicheskoy i sotsial'noy podderzhki detstva [Retrospective analysis of the problem of motherhood as conditions of psycho-pedagogical and social support of childhood]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 6 (159), pp. 43-49 (in Russian).

10. Shelekhov I. L., Grebennikova E. V. Metodologicheskiy podkhod k issledovaniyu reproduktivnogo povedeniya zhenshchiny kak sistemnomu strukturno-urovnevomu fenomenu [Methodological approachs to research of reproductive behavior of women as a systemic structural-level phenomenon]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 9 (162), pp. 89-95 (in Russian).

11. Ermikhina M. O. Formirovaniye osoznannogo roditel'stva na osnove sub'ektivno-psikhologicheskikh faktorov: Dis. kand. psikhol. nauk [Formation of responsible parenthood based on the subjective psychological factors. Thesis of cand. psychol. sci.]. Kazan, 2004.168 p. (in Russian).

12. Dorzhu Z. Yu., Korcheskaya E. A. Traditsii tuvintsev v otnoshenii detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley [Traditions of tuvinians conserning children-orphans and children without parental care]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 9 (162), pp. 270-278 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Nesterova E. A. Formorovaniye effektivnogo roditel'stva cherez razvitiye lichnostnoy zrelosti roditeley mladshikh shkol'nikov: Dis. kand. psikhol. nauk [Formation of effective parenting through the development of personal maturity of parents of younger pupils. Thesis of cand. psychol. sci.]. Kurgan, 2005. 219 p. (in Russian).

14. Filippova G. G. Psikhologiya materinstva [Psychology of motherhood]. Moscow, Institut psikhoterapii Publ., 2002. 240 p. (in Russian).

Dolgikh A. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: daa7042@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.