ПСИХОЛОГИЯ PSYCHOLOGY
УДК 159.9+316.6
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Ольга О. Андронникова ' Марина А. Евдокимова2 2
1 Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
2Центрродительства и детства «Фэмили студия», 630004, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленина, 24 @1 andronnikova_69@mail.ru @2 m.yevdokimova@yandex.ru
Поступила в редакцию 20.04.2018. Принята к печати 09.06.2018.
Ключевые слова: родительская компетентность, психолого-педагогическая поддержка, подростки, родители, сознательное родительство.
Аннотация: В статье проанализированы вопросы организации системы психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности. Рассмотрен феномен психолого-педагогической поддержки, его содержательное и сущностное наполнение. Доказано, что психолого-педагогическая поддержка выступает специальными условиями, обеспечивающими эффективность формирования осознанного родительства. Методологической основой для планирования воздействий в рамках организации психолого-педагогической поддержки выступает иерархическая схема родительской компетентности, включающая в себя три уровня. Высший уровень связан с обеспечением самодетерминации поведения и формированием ценностно-смысловых оснований родительства. Второй обеспечивает решение задач саморегуляции через рефлексию и выстраивание социального взаимодействия в деятельности. Третий отвечает за операционально-исполнительный уровень деятельности. Содержательной основой модели формирования родительской компетентности являются когнитивный, мотивационно-ценност-ный, операционно-деятельностный и социально-психологический компоненты. Обозначена структура деятельности, формы, методы и технологии осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей. Представлена модель психолого-педагогической поддержки, представляющая из себя комплексный процесс взаимодействия всех участников данного процесса.
Для цитирования: Андронникова О. О., Евдокимова М. А. Методические основы организации и проведения про-граммыпсихолого-педагогическойподдержкиформированияродительскойкомпетентности //ВестникКемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 77-84. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-77-84.
Современное состояние развития семьи и детско-ро-дительских отношений у многих исследователей вызывает серьезное беспокойство. Произошло изменение сути и содержания родительских функций, требований к компетентности родителя, его способности гибко реагировать на изменения социальных процессов, его педагогических умений и возможностей. В задачи современного родителя входит не только рождение и «выкармливание» ребенка, обеспечение его выживания, но и воспитание, социализация, формирование личностных структур, духовно-нравственное развитие, создание необходимых условий для формирования его ресурсной психической структуры, здоровой и дееспособной личности. Одновременно с увеличением требований к реализации родительства и усложнением задач наблюдается дефицит источников, позволяющих родителям обрести необходимую компетентность и готовность к выполнению родительских функций. Таким образом, наблюдается ряд тенденций, позволяющих
предположить, что необходима организация специальных мероприятий, направленных на укрепление института семьи и формирование родительской компетентности. Отметим, что потребности к организованной помощи в формировании родительской компетентности, по мнению многих авторов (А. Т. Анохина, Л. А. Забродина, А. В. Минина), нужна не только родителям, чьи дети находится в группе риска, но и тем, у кого есть задача в выстраивании конструктивных дет-ско-родительских отношений [1; 2].
Растущая потребность родителей в помощи специалистов, организующих систему, позволяющую сформировать родительскую компетентность, вызывает адекватный ответ в разработке программ поддержки и сопровождения родителей.
Рассматривая феномен психолого-педагогической поддержки, необходимо отметить сложность и недостаточную изученность данного вопроса. Вне фокуса внимания ученых до сих пор остается ряд вопросов, ка-
сающихся определения психолого-педагогических условий, способствующих формированию родительской компетентности, методологических технологий, обеспечивающих оказание родителям результативной помощи в формировании родительской компетентности.
Анализ выделяемого нами концепта «психолого-педагогическая поддержка развития компетентности родителей» позволил опираться на концепцию гуманистической психологии, объясняющую суть субъектного существования личности в окружающем пространстве через ее способность к реализации потенциалов и возможность конструктивных преобразований, возникающих в специально организованном акте взаимодействия. Психолого-педагогическая поддержка в данном случае выступает специальными условиями, обеспечивающими эффективность формирования осознанного родительства, направленного на саморазвитие и / или развитие отдельных аспектов личности, находящихся в дефиците [3].
В нашей работе явление психолого-педагогической поддержки рассматривается как комплексное воздействие, организуемое в образовательном пространстве и включающее в себя деятельность, направленную на конструктивное преобразование личности в рамках широкого круга социальных явлений. Рассматривая содержание понятия «психолого-педагогической поддержки», необходимо отметить, что в рамках данного явления происходит интеграция задач педагогического, психологического и социального плана. Таким образом, суть психолого-педагогической поддержки заключается в интеграции психологической и педагогической помощи, психолого-педагогической поддержки, социальной фасилитации и др.
В данном случае в фокусе внимания психолого-педагогической поддержки находятся вопросы повышения компетентности родителей. Реализация программы психолого-педагогической поддержки предполагает совокупность форм психологического и педагогического реестра, в достаточном количестве разработанных как отечественными, так и зарубежными авторами. Так, под руководством А. Адлера реализовывались программы публичных консультаций с родителями, в рамках которых организовывались дискуссии, посвященные проблемам взаимоотношений с детьми и обучению родителей принципам уважительного отношения к ребенку и его потребностям [4]. Р. Дрейкурс продолжил идеи А. Адлера, дополнив их практическими рекомендациями, лекциями и дискуссионными группами [5]. Х. Дж. Джинотт разработал модель группового психологического консультирования родителей, направленную на развитие их эмоциональной сферы, через осознание собственных подлинных чувств, ожиданий и ценностей [6]. Технологии научения родителей диалогическому общению с ребенком с целью предупреждения конфликтных ситуаций лежат в основе программы Т. Гордона [7]. Опираясь на основные идеи Т. Гордона с учетом выделенных в российской психологии закономерностей психического развития ребенка, Ю. Б. Гип-пенрейтер предложила программу психологической помощи родителям, направленную на позитивное при-
нятие своего ребенка с учетом его нужд и возрастных потребностей [8]. Идею изменения социальной среды использует в своей работе В. М. Минияров [9]. В рамках коррекционной программы происходит развитие технологий и средств психолого-педагогического воздействия на родителей, способствующих устойчивым изменениям отношений и преодолению возникающих трудностей. Р. Овчарова и М. Ермихина предлагают программы «осознанного родительства», в задачи которых входит повышение родительской компетентности через осознание родителями собственных установок, ожиданий от детей и супружеских позиций, проблем, семейных ценностей, стиля воспитания [10; 11].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в любой из форм реализации психолого-педагогической поддержки фокус внимания направлен на развитие способности родителя самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы в ситуации высокого уровня неопределенности и преодолевать сложности [12].
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка, представляющая из себя комплекс организационно-содержательных условий, обеспечивающих поэтапное развитие компетентности на разных этапах родительства, включает в себя технологии, средства и методы поддержки, обеспечивая родителей разного рода ресурсами для развития родительской компетентности.
Как методы и средства реализации индивидуальных и групповых форм психолого-педагогической поддержки выступают психологическое просвещение (лекция, семинар, практикум, конференция), психологическое консультирование, тренинги, коррекционно-развиваю-щие занятия и др.
Осуществление психолого-педагогической поддержки родителей в формировании родительской компетентности должно быть последовательным и комплексным (рис. 1).
Основным содержанием деятельности в рамках психолого-педагогической поддержки выступают:
- психолого-педагогическая поддержка развития родительства как естественного процесса, связанного с появлением родительской компетентности;
- организация поддержки родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях через развитие соответствующих компетенций родителей, позволяющих справляться с возникающими проблемами;
- психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания.
Основными принципами модели формирования родительской компетентности выступают структурность, системность, динамичность и вариативность. Использование данных принципов позволило сконструировать модель психолого-педагогического сопровождения формирования родительской компетентности как динамичную систему, содержащую в себе взаимосвязанные компоненты.
Содержательной основой модели формирования родительской компетентности выступили выделенные нами ранее компоненты: когнитивный, мотивацион-но-ценностный, операционно-деятельностный и соци-
Рис. 1. Структура осуществления психолого-педагогической поддержки родителей Fig. 1. Structure of psychological and pedagogical support of parents
ально-психологический. Именно качественная характеристика их наполнения выступает платформой для выстраивания задачи и выделения критериев сформи-рованности родительской компетентности.
Иерархичность функциональной структуры родительской компетентности, определяющей разрешение задач родительства на разных уровнях организации деятельности, приводит к необходимости соотношения компонентов и целевого воздействия для их формирования, позволяющего детерминировать развитие как отдельных компетенций, так и более сложных иерархических структур.
В рамках нашей модели высший иерархический уровень родительской компетентности связан с компетенциями субъекта, обеспечивающими самодетерминацию поведения и формирование ценностно-смысловых оснований родительства. Второй иерархический уровень обеспечивает решение задач саморегуляции через рефлексию и выстраивание социального взаимодействия в деятельности. Третий уровень функциональной организации родительской компетентности отвечает за операционально-исполнительный уровень деятельности. В этом случае третий уровень включает в себя комплекс компетенций, обеспечивающих социо-регулятивный потенциал личности: коммуникативные, языковые, эмоциональные и др. компетенции. Все три уровня иерархии имеют преломление через индивидуальный опыт субъекта, включающий взаимодействие с собственными родителями, социокультурные установки, существующие в обществе практики осуществления родительства, индивидуальные травматические переживания. Представленная иерархическая схема родительской компетентности выступает методологической основой для планирования воздействий в рамках
организации психолого-педагогической поддержки. Компоненты морфологической и динамической структуры родительской компетентности выступили основой для планирования комплексного воздействия.
Методологической основой организации работы с родителями в рамках образовательного учреждения выступает единство реализации деятельностного и аксиологического подходов. Основополагающими принципами в этой модели являются центрированность на семье как единой системе, согласованность ценностных ориентиров в воспитании и развитии ребёнка, идеологический принцип сотрудничества, субъектность организации взаимодействия, рефлексивность деятельности, открытость системы к взаимодействию. Содержательное наполнение деятельности обеспечивается единством когнитивного, социально-психологического, мотивационно-ценностного и операционно-деятель-ностного компонентов.
Первостепенным в организации деятельности по формированию родительской компетентности является мо-тивационно-ценностный компонент, в процессе работы с которым происходит выработка ценностного отношения к воспитанию ребенка и осуществлению родитель-ства, что формирует готовность к овладению новыми психолого-педагогическими знаниями и способами взаимодействия с ребёнком. В рамках работы с когнитивным компонентом родительской компетентности в фокусе внимания находится формирование психолого-педагогической грамотности в вопросах воспитания и развития ребёнка, его возрастных и типологических особенностей, понимания и знания об эффективных моделях организации родительского-детского взаимодействия. Важным параметром сформированности компетентности в рамках когнитивного компонента
выступает способность родителя к осознанию неэффективных родительских установок и ожиданий и их коррекции, исходя из реальности среды. Работа с социально-психологическим компонентом родительской компетентности направлена на овладение методами саморегуляции, личностный рост родителя, ощущение психологического благополучия, эмоциональной стабильности. Основным критерием изменений данного компонента становится уверенность в собственных действиях, понимание этой деятельности и эмоциональная стабильность родителя в ситуациях осуществления родительства.
Большое внимание в рамках психолого-педагогического сопровождения уделяется операционно-дея-тельностному компоненту и формированию отдельных компетенций. В контексте взаимодействия участников процесса используется реестр разнообразных форм работы, специфика которых зависит от поставленных задач. При этом все многообразие форм реализуется в каждой из систем, участвующих в процессе формирования родительской компетентности: «педагог-родитель», «родитель-родитель», «родитель-ребенок».
Существуют следующие организационные формы работы по формированию родительской компетентности: родительский клуб, создание традиций, тренинг для родителей, мастер-классы, упражнения, беседы, дидактические игры, демонстрация способов взаимодействия, наблюдение за деятельностью и поведением, рефлексия.
Технологически модель содержит комплекс активных методов и форм развития компетентности родителей через включение родителей и погружение их в воспитательную, образовательную, организационную и рефлексивную деятельность.
Таким образом, модель психолого-педагогической поддержки представляет собой комплексный процесс взаимодействия специалистов (педагога, психолога, социального педагога), родителя и ребёнка. Сущностное и целевое наполнение процесса заключается в организации эффективного взаимодействия, направленного на изменение объективного и субъективного опыта родителей во взаимодействии со своими детьми. Повышение психолого-педагогической компетентности родителя в осуществлении своих функций происходит за счет создания особых условий, погружающих родителя в воспитательную, образовательную организационную и рефлексивную деятельность. Полученные в результате знания о специфике организации взаимодействия со своим ребёнком, особенностей его развития и его потребностей, приобретение нового опыта, осмысление сути родительства, навыки эффективных форм взаимодействия с другими участниками служат основой для предположения об эффективности модели.
Существует множество подходов к организации процесса формирования родительской компетентности. Так, И. В. Ильина опирается на методологию системного, деятельностного и компетентностного подходов, включает ориентационно-диагностический, содержа-тельно-регламентационный, процессно-технологи-ческий и результативно-коррекционный компоненты
[13]. К. А. Лебедева, рассматривая родительскую компетентность, выделяет ценностно-смысловой, когнитивный, рефлексивный, поведенческо-деятельностный и поведенческо-коммуникативный компоненты, поэтапно формируемые во взаимодействии родителей со специалистами [14]. Близким по компонентному составу и организации работы с родителями к К. А. Лебедевой является подход А. В. Мининой [2]. Б. В. Сергеева, Р. К. Аракелян предлагают системную модель формирования родительской компетентности, состоящую из целевого, организационно-содержательного и оценочно-результативного блоков, в рамках которых идет становление эмоционально-ценностного отношения к младшим школьникам и процессу их воспитания [15]. В. В. Селина рассматривает формирование родительской компетентности как последовательный процесс, состоящий из двух этапов, на первом из которых возникает атмосфера доверия среди родителей и специалистов, на втором решаются задачи формирования компетентности [16]. Т. С. Староверова, В. Н. Поникарова выделяют модель формирования педагогической компетентности родителей детей с заиканием, состоящую из диагностического, целевого, содержательно-дея-тельностного и результативно-оценочного модулей [17]. Анализ вышеперечисленных подходов приводит нас к выбору модели, состоящей из трёх основных блоков: целевого, организационно-содержательного, оценочно-результативного, - представленной на рисунке 2. В рамках этих блоков реализуется как целепола-гание и мотивация формирования родительской компетентности, так и задачи содержания и результативности данной деятельности.
Целевой блок включает постановку целей и определение результата, необходимого для определения ориентиров повышения родительской компетентности. Он содержит описание основных задач, критериев и показателей сформированности компонентов родительской компетентности. Необходимо помнить, что диференцированность задач развития родительской компетентности будет зависеть от диагностики сформированности ее компонентов и мотивированности родителей. Организационно-содержательный блок начинается с выявления начального уровня сформи-рованности родительской компетентности участников программы, что позволяет определить необходимое содержание программы и обосновывать выбор конкретных методических материалов и технологий организации работы. Оценочно-результативный блок модели связан с мониторингом сформированности родительской компетентности и планирования коррекции.
В качестве критериев эффективности сформирован-ности родительской компетентности выступают способности к выполнению родительской деятельности, внешне наблюдаемые в поведенческих реакциях проявления отдельных компетенций. Как основополагающие из них можно обозначить следующие:
- принятие системы социально-нравственной ценности родительства;
- владение базовыми ситуациями, сопряженными с осуществлением родительских функций;
Целевой блок
Целевые задачи
Компоненты компетентности
Мотивационно-ценностный компонент
- повышение личностной ценности;
- способность к выбору приоритетных родительских задач и форм взаимодействия;
- сущностное наполнение взаимодействия ребенка и родителя
Когнитивный компонент
- формирование потребности в получении психолого-педагогических знаний о инструментах решения воспитательных задач;
- потребность к самопониманию, выявлению ролевых родительских позиций и установок
Операционно-деятельностный компонент
- потребность в получении навыков поведенческих стратегий и моделей решения поведенческих задач;
- усвоение технологий саморегуляции и самопознания
Социально-психологический компонент
- развитие эмоциональной компетентности;
- формирование уверенности в собственных действиях и родительской позиции
£
Содержательно-деятельностный блок
Компоненты компетентности
Мотивационно-ценностный компонент Когнитивный компонент Операционно-деятельностный компонент Социально-психологический компонент
информационное сопровождение, тренин-говые занятия, дискуссии, родительский клуб, беседы, индивидуальные консультации информационные технологии, встречи со специалистами, дискуссионные площадки, родительские конференции, тренинги, индивидуальные консультации, самообразование практико-ориентирован-ные технологии, тренинги, коммуникативные игры, семинары, практикумы, игровое моделирование, родительский клуб, мастер-классы индивидуальные консультации, родительские объединения, личностные тренинги, упражнения на саморегуляцию
анализ, показ, обсуждение, тренировка, игры и др. лекции, дискуссионные вопросы, авторитетное мнение специалистов, обсуждение и др. упражнения, игры, моделирование, отработка навыков и др. самонаблюдение, игры, отработка навыков и др.
сказкотерапия, арт-терапия, библиотерапия, чтение подобранной литературы чтение подобранной литературы, когнитивная психотерапия, психосинтез арт-терапия, игротерапия, песочная психотерапия, аутотренинг, метафорические карты, психодрама, психосинтез и др. самонаблюдение, метафорические карты, сказкотерапия, песочная психотерапия, игровое взаимодействие
Результативно-оценочный блок
Компоненты компетентности
Мотивационно-ценностный компонент Когнитивный компонент Операционно-деятельностный компонент Социально-психологический компонент
повышение личностной ценности родительства, осознанность выбора в реализации родительства, субъектная позиция появление и закрепление набора знаний, умений и навыков для решения возникающих ситуаций, сопряженных с осуществлением родительства усвоение вариативного круга поведенческих стратегий, позволяющих эффективно решать нестандартные задачи способность к рефлексивной оценке своей деятельности, ее коррекции, выраженная способность к саморегуляции, позитивные чувства
Рис. 2. Модель осуществления психолого-педагогической поддержки через формирование родительской компетентности в образовательном учреждении
Fig. 2. The model of the implementation of psychological and pedagogical support through the formation of parental competence in an educational institution
- способность к решению нестандартных задач в ситуации большой неопределенности;
- способность к рефлексивной оценке своей деятельности и ее коррекции в случае необходимости.
Общим результатом работы в модели формирования родительской компетентности выступает эффективность в осуществлении родительской деятельности при переживании всеми участниками взаимодействия положительных эмоций и ощущения благополучия.
Немаловажным в рамках планирования и организации процесса психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности выступает учет условий, необходимых для реализации программы. С нашей точки зрения, основополагающими условиями выступают готовность специалистов (педагогов, психологов, деффектологов, социальных педагогов) к деятельности по психолого-педагогической поддержке формирования компетентности родителей; применение дифференцированных подходов, технологий и форм работы с родителями в зависимости от начального уровня её сформированности; наличие структурированного методического материала, позволяющего эффективно комбинировать работу специалистов в индивидуальной и групповой формах; заин-
тересованность родителей в изменении специфики и содержания взаимодействия с детьми.
Таким образом, построение модели формирования родительской компетентности опиралось на принципы структурности, системности, динамичности и вариативности. Использование данных принципов позволило сконструировать модель как динамичную систему, включающую в себя взаимосвязанные компоненты, структура которых позволяет отразить порядок необходимых мероприятий и действий для достижения заданной цели.
В рамках нашей работы для построения модели психолого-педагогической поддержки мы опираемся на выделенные структурные блоки: целевой, организационно-содержательный, оценочно-результативный. Данные блоки отвечают как за целеполагание в деятельности по формированию родительской компетентности, так и за содержание и результат этой деятельности.
Предложенная модель формирования родительской компетентности может быть эффективной при условии наличия ресурсов образовательной организации, готовности специалистов к реализации различных моделей, заинтересованности родителей.
Литература
1. Забродина Л. А. Психологическая поддержка родителей в формировании конструктивных родитель-ско-детских отношений: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2010. 203 с.
2. Минина А. В. Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста // Академическая наука - проблемы и достижения: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (20-21 февраля 2014): в 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 104-107.
3. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 448 с.
5. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка / пер. с англ. А. В. Толстых. М.:. Прогресс, 1986. 239 с.
6. Джинотт X. Родители и дети. М.: Класс, 1992. 261 с.
7. Фромм А., Гордон Т. Популярная педагогика. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 608 с.
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2001. 240 с.
9. Минияров В. М., Ельцова В. А., Райкова Е. Ю. Психологическое консультирование по проблемам роди-тельско-детских отношений. Самара: Содружество Плюс, 2005. 234 с.
10. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 168 с.
11. Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия, 2005. 368 с.
12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Академия, 2002. 192 с.
13. Ильина И. В. Формирование социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2014. 213 с.
14. Лебедева К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. С. 84.
15. Сергеева Б. В., Аракелян Р. К. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1-1. С. 184-188.
16. Селина В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. В. Новгород. 2009. 27 с.
17. Староверова Т. С., Поникарова В. Н. Модель формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения // Концепт. 2016. Т. 11. С. 651-655. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86142.htm (дата обращения: 12.05.2018).
METHODICAL BASES OF ORGANIZING AND CONDUCTING THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PARENTAL COMPETENCE FORMATION
Olga O. Andronnikova c~', Marina A. Evdokimova2
1 Novosibirsk State Pedagogical University, 28, Vilyuyskaya St., Novosibirsk, Russia, 630126
2 Center for Parenthood and Childhood «Family Studio», 24, Lenina St., Novosibirsk, Russia, 630004 @1 andronnikova_69@mail.ru
@2 m.yevdokimova@yandex.ru
Received 20.04.2018. Accepted 09.06.2018.
Keywords: parental Abstract: The article analyzes the issues of organizing a system of psychological and
competence, psychological pedagogical support in the formation of parental competence. It features the phenomenon and pedagogical support, of psychological and pedagogical support, its substantive and essential content. adolescents, parents, The authors have proved that psychological and pedagogical support acts as special
conscious parenthood. conditions ensuring the effective formation of conscious parenthood. A hierarchical
scheme of parental competence, including three levels, serves as a methodological basis for planning the impacts within the organization of psychological and pedagogical support. The highest level is associated with ensuring the self-determination of behavior and the formation of the value-semantic bases of parenthood. The medium level ensures the solution of problems of self-regulation through reflection and the building of social interaction in activities. The third one is responsible for the operational and executive level of activity. The substantive basis of the model of the formation of parental competence is represented by cognitive, motivational-value, operational-activity and socio-psychological components. The article also describes the structure of activity, forms, methods and technologies of realization of psychological and pedagogical support of parents. It introduces a model of psychological and pedagogical support, which is a complex process of interaction of all participants in this process.
For citation: Andronnikova O. O., Evdokimova M. A. Metodicheskie osnovy organizatsii i provedeniia programmy psikhologo-pedagogicheskoi podderzhki formirovaniia roditel'skoi kompetentnosti [Methodical Bases of Organizing and Conducting the Program of Psychological and Pedagogical Support for Parental Competence Formation]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (2018): 77-84. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-77-84.
References
1. Zabrodina L. A. Psikhologicheskaia podderzhka roditelei v formirovanii konstruktivnykh roditel'sko-detskikh otnoshenii. Diss. kand. psikhol. nauk [Psychological support of parents in the formation of constructive parent-child relations. Cand. Psychol. Sci. Diss.]. Samara, 2010, 203.
2. Minina A. V. Model' formirovaniia pedagogicheskoi kompetentnosti roditelei v vospitanii samostoiatel'nosti detei doshkol'nogo vozrasta [Model of formation of pedagogical competence of parents in education of independence of children of preschool age]. Akademicheskaia nauka -problemy i dostizheniia: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (20-21 fevralia 2014 ) [Academic science - problems and achievements: Proc. Intern. Sc.-Prac. Conf. (February 20-21 2014)]. Moscow, vol. 1 (2014): 104-107.
3. Brushlinskii A. B. Problemypsikhologiisub"ekta [Problems of subject psychology]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 1994, 109.
4. Adler A. Vospitanie detei. Vzaimodeistviepolov [Education of children. Interaction of the sexes]. Rostov on Don: Feniks, 1998, 448.
5. Dreikurs R., Zolts V. Schast'e vashego rebenka [The happiness of your child]. Transl. Tolstykh A. V. Moscow: Progress, 1986, 239.
6. Ginott H. Roditeli i deti [Parents and Children]. Moscow: Klass, 1992, 261.
7. Fromm A., Gordon T. Populiarnaiapedagogika [Popular Pedagogy]. Ekaterinburg: ARD LTD, 1997, 150.
8. Gippenreiter Iu. B. Obshchat'sia s rebenkom. Kak? [Communicate with the child. How?]. Moscow: CheRo, 2001, 240.
9. Miniiarov V. M., El'tsova V. A., Raikova E. Iu. Psikhologicheskoe konsul'tirovanie po problemam roditel'sko-detskikh otnoshenii [Psychological counseling on issues of parental and child relationships]. Samara: Sodruzhestvo Plius, 2005, 234.
10. Ermikhina M. O. Formirovanie osoznannogo roditel'stva na osnove sub"ektivno-psikhologicheskikh faktorov. Diss. kand. psikhol. nauk [Formation of conscious parenthood on the basis of subjective and psychological factors. Cand. Psychol. Sci. Diss.]. Kazan', 2004, 168.
11. Ovcharova R. V. Psikhologiia roditel'stva [Psychology of parenthood]. Moscow: Akademiia, 2005, 368.
12. Psikhologiia semeinykh otnoshenii s osnovami semeinogo konsul'tirovaniia [Psychology of family relations with the basics of family counseling]. Moscow: Akademiia, 2002, 192.
13. Il'ina I. V. Formirovanie sotsial'noi kompetentsii u studentov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsii. Diss. kand. ped. nauk [Formation of social competence among students of professional educational organizations. Cand. Ped. Sci. Diss.]. Chelyabinsk, 2014, 213.
14. Lebedeva. K. A. Pedagogicheskaia kompetentnost' roditelei doshkol'nikov: struktura i metodiki ee izmereniia v kontekste lichnostnogo podkhoda [Pedagogical competence of parents of preschool children: the structure and methods of its measurement in the context of the personal approach]. Doshkol'noe vospitanie = Preschool education, no. 6 (2014): 84.
15. Sergeeva B. V., Arakelian R. K. Formirovanie roditel'skoi kompetentnosti v usloviiakh nachal'noi shkoly [Formation of parental competence in the conditions of primary school]. Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl' = Historical and socio-educational thought, 8, no. 1-1 (2016): 184-188.
16. Selina V. V Razvitie pedagogicheskoi kompetentnosti roditelei detei rannego vozrasta v doshkol'nom obra-zovatel'nom uchrezhdenii. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Development of pedagogical competence of parents of young children in a pre-school educational institution. Cand. Ped. Sci. Diss. Abstr.]. V. Novgorod, 2009, 27.
17. Staroverova T. S., Ponikarova V. N. Model' formirovaniia pedagogicheskoi kompetentnosti roditelei detei doshkol'nogo vozrasta s OVZ v usloviiakh inkliuzivnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia [Model of formation of pedagogical competence of parents of preschool-age children with HIA in the conditions of an inclusive educational institution]. Kontsept = Concept, vol. 11 (2016): 651-655. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86142.htm (accessed 12.05.2018).