В результате публичные библиотеки смогут решать двуединую задачу: активно способствовать формированию информационного гражданского общества (повышая общий уровень грамотности и информационной осознанности читателей) и укреплять культурно-гуманистические основы, выступая существенным фактором обеспечения устойчивого развития общества.
Источники:
1. Алиханова В.Л. Массовизация культуры и искусства на примере деятельности современных библиотек // Культура и искусство. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovizatsiya-kultury-i-iskusstva-na-primere-deyatelnosti-sovremennyh-bibliotek (дата обращения: 05.05.2022).
2. Арасланова С.С. Феномен библиотеки в пространстве элитарной и массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-biblioteki-v-prostranstve-elitarnoy-i-massovoy-kultury (дата обращения: 03.05.2022).
3. Володин В.Ф. Всемирная история библиотек. 2-е изд., доп. СПб., 2004.
4. Зайцев В.Е. Цифровая экономика как объект исследования: обзор публикаций // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-kak-obekt-issledovamya-obzor-publikatsiy (дата обращения: 10.10.2022).
5. Долгова Н.Ю. Формирование социальных функций библиотеки // Идеи и идеалы. 2018. №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formtrovanLe-sotsialnyh-funktsiy-biblioteki (дата обращения: 30.04.2022).
6. Игумнова Н.П. Есть ли у библиотек будущее? // Библиосфера. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/est-li-u-bibliotek-buduschee (дата обращения: 24.04.2022).
7. Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки. URL: https://culture.gov.ru/documents/kontseptsiya-modernizatsii-munitsipalnykh-bibliotek-rossiyskoy-federatsii-na-osnove-modelnogo-standa/ (дата обращения: 29.09.2022).
8. Кряжева М.Ф., Шакирова Э.С. Библиотека как "третье место": реализация концепции // Библиосфера. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biblioteka-kak-tretie-mesto-realizatsiya-kontseptsii (дата обращения: 05.05.2022).
9. Мазурицкий А. М., Кузичкина Г. А. Современная библиотека и вызовы времени // Научные и технические библиотеки. 2019. № 5. С. 22-36.
10. Матвеева Е.А. Модельный стандарт деятельности библиотеки высшего учебного заведения: приглашение к дискуссии // ОмГТУ. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelnyy-standart-deyatelnosti-biblioteki-vysshego-uchebnogo-zavedeniya-priglashenie-k-diskussii (дата обращения: 05.05.2022).
11. Найдорф М.И. Исторически пульсирующая библиотека. Культурная революция и социокультурный институт // Вопросы культурологии. - 2008. - № 8. - С. 19-24.
12. Савченко А.П. Упрощенная методика построения многослойной онтологической модели предметной области // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 100. - С. 69-80. - EDN SJAYKX.
13. Соколов А.В. Цифровые библиотеки в российской культуре XXI века // Университетская книга. 2014. Ноябрь. URL: http://wwwunkniga.ru/bibhoteki/bib-delo/3696-tsifrovye-biblioteki-v-rossiyskoy-kulture-xxi-veke.html (дата обращения: 05.08.2022).
14. Чумакова В.П. Проблема информационной перегрузки в культуре: история вопроса и обзор современных направлений исследования // Международный журнал исследований культуры. 2016. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-informatsionnoy-peregruzki-v-kulture-istoriya-voprosa-i-obzor-sovremennyh-napravleniy-issledovaniya (дата обращения: 25.04.2022).
15. Ягубкина А.С. Библиотеки Японии: от традиции к инновации // Огарёв-online. 2019. №13 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biblioteki-yaponii-ot-traditsii-k-innovatsii (дата обращения: 29.07.2022).
16. Ярошенко Н.Н. Библиотека как центр социально-культурной анимации и общественной самоорганизации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. №45-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biblioteka-kak-tsentr-sotsialno-kulturnoy-animatsii-i-obschestvennoy-samoorganizatsii (дата обращения: 24.04.2022).
17. Blair A. Too much to know: Managing scholarly information before the modern age. Yale University Press, 2010.
18. Bukh R., Heeks R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy. Global Development Institute working papers. 2017. No. 68. Режим доступа: https://diodeweb.files.wordpress.com/2017/08/diwkppr68-diode.pdf (дата обращения: 05.06.2022).
19. Dumazedier J. Vers une civilisation du loisir? Éditions du Seuil. - Paris, 1962. - 319 p.
20. Lukyanenko R., Parsons J., Wiersma Y.F. The IQ of the Crowd: Understanding and Improving Information Quality in Structured User-Generated Content // Information Systems Research. 2014. 25(4). P. 669-689.
21. Maness J.M. Library 2.0 Theory: Web 2.0 and Its Implications for Libraries // Webology, 2006, vol. 3, n. 2.
22. O'Reilly T. What Is Web 2.0. O'Reilly Network. 200. URL: http://www.ore^ly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 05.07.2022).
EDN: VIHFDC
И.В. Сальников - генеральный директор, ООО «САН РЕНТ», Москва, Россия, [email protected],
I.V. Salnikov - general director, SUN RENT LLC, Moscow, Russia.
РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА ПО ПРОКАТУ ГОРОДСКОГО ЭКОТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ ГОРОДОВ С МАЛОЧИСЛЕННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ RISKS AND PROSPECTS OF ORGANIZING A CITY ECO-TRANSPORT RENTAL BUSINESS IN CITIES WITH SMALL POPULATIONS
Аннотация. Статья посвящена исследованию рисков и перспектив организации бизнеса по прокату городского экотранспорта (электросамокатов) в условиях городов с малочисленным населением. Определяются тенденции и особенности кикшеринговых услуг (услуги по прокату электросамокатов) в современных условиях. Делается предположение, что кикшеринговый бизнес также способен демонстрировать рентабельность при его организации и в малых городах (города с малочисленным населением). Выделяются общие факторы и противоречия, связанные с организацией кикшеринговых услуг в малых городах. Подчеркивается, что ключевыми стимулами интеграции кикшерингового бизнеса в города с малочисленным населением выступают: отсутствие крупных представителей кикшеринговых компаний растущий интерес молодежи к прокатному городскому экотранспорту, развитие городской инфраструктуры и разгрузка транспортно-логистической сети в пиковые часы, коммерческий, социально-экологический интерес. По итогам SWOT-анализа устанавливается, что ключевые риски организации кикшерингового бизнеса в городах с малочисленным населением обусловлены высоким уровнем ситуативности, структурными отличиями одних малочисленных городов от других, со всеми вытекающими особенностями. С позиции перспектив, малый город рассматривается как потенциальный рынок для реализации кикшеринговых услуг, отличительными чертами которого выступают культурно-исторические, инфраструктурные, инвестиционно-инновационные и демографические факторы.
Abstract. The article is devoted to the study of the risks and prospects of organizing a business for renting urban eco-transport (electric scooters) in cities with a small population. The trends and features of kick-sharing services (electric scooter rental services) in modern conditions are determined. It is assumed that the kick-sharing business is also capable of demonstrating profitability when organized in small towns (cities with a small population). The general factors and contradictions associated with the organization of kick-sharing services in small towns are highlighted. It is emphasized that the key incentives for the integration of kick-sharing business in cities with a small population are: the absence of large representatives of kick-sharing companies, the growing interest of young people in rental urban eco-transport, the development of urban infrastructure and unloading of the transport and logistics network during peak hours, commercial, socio-ecological interest. Based on the results of the SWOT analysis, it is established that the key risks of organizing a kick-sharing business in cities with a small population are due to the high level of situationality, the structural differences of some small cities from others, with all the ensuing features. From a perspective perspective, a small city is considered as a potential market for the sale of kick-sharing services, the distinctive features of which are cultural, historical, infrastructural, investment, innovative and demographic factors.
Ключевые слова: городской экотранспорт, кикшеринг, кикшеринговые услуги, прокат электросамокатов, организация кикшерингового бизнеса.
Keywords: urban eco-transport, kick-sharing, kick-sharing services, rental of electric scooters, organization of kick-sharing business.
Организация бизнеса по прокату городского экотранспорта рассматривается как один из способов совершенствования современной транспортной инфраструктуры, с привязкой к социальным, экологическим и экономическим целям и ценностям. Под городским экотранспортом в таком случае понимаются, в первую очередь, электросамокаты, обеспечивающие рост мобильности населения и обладающие коммерческим потенциалом с точки зрения коммерческих компаний. В последние годы в крупнейших городах Российской Федерации все более распространенным трендом становится тренд на кикшеринговые услуги, предполагающие аренду электросамоката для организации передвижения, причем как в развлекательных или туристических, так и конкретно мобильных (пользование электросамокатом, как транспортом) целях. Бизнес по прокату городского эко-транспорта, ровно как и рынок кикшеринга в России, по итогам последних лет демонстрирует стремительный рост. Предполагается, что к 2025 году общий объем рынка возрастет втрое, в сравнение с показателями 2022
года. Вместе с тем, крупнейшими игроками на рынке остаются передовые компании, высокая концентрация которых представлена в больших городах-миллионниках России [7]. Кикшеринговые услуги в последних все чаще входят в повседневность, что связано с высоким уровнем развития инфраструктуры и наличием необходимой проходимости в ключевых транспортно-инфраструктурных элементах городской среды. Тем не менее, кикшеринговый бизнес также способен демонстрировать рентабельность при его организации и в малых городах (города с малочисленным населением), что требует проведения дополнительных исследований.
Актуальность исследования рисков и перспектив организации бизнеса по прокату городского экотранс-порта в условиях городов с малочисленным населением определена не только общестрановым трендом роста интереса к кикшерингу, как бизнесу, но и необходимостью четкого обоснования принимаемых решений при интеграции в города с малочисленным населением. Более того, исследование рисков и перспектив в таком случае приобретает прикладной характер, поскольку связано с уточнением состояния городской инфраструктуры и выделением ключевых барьеров и стимулирующих факторов, определяющих востребованность кикшеринговых услуг в городах с малочисленным населением. Актуальной задачей в этих условиях становится задача исследования особенностей малых городов с позиции целесообразности включения в их транспортную систему кикше-ринга, определения тарифов, а также конкретных способов вхождения на рассматриваемые рынки. Отметим, что рынок малых городов в целом обладает массой перспектив, благодаря которым кикшеринговые компании потенциально готовы рассматривать города с малочисленным населением в качестве плацдарма для организации бизнеса.
Цель исследования - выделить риски и перспективы организации бизнеса по прокату городского эко-транспорта в условиях городов с малочисленным населением.
Значимость феномена кикшеринговых услуг сопряжена с переходом к новым форматам человеческой жизнедеятельности, в которой все большая роль отводится экологичности, доступности и инклюзивности транспортных средств и городской инфраструктуры. Кикшеринговые услуги, связанные с прокатом малого электротранспорта, отражают переход к более рациональным формам организации бизнеса, в которых упор взят не только в сторону извлечения прибыли, но и реализации социально полезных функций, повышения значимости отдельных направлений деятельности, связанных с экологией.
На современном этапе вопросы устойчивого развития становятся одним из дискуссионных и в тоже время востребованных направлений научных исследований. Как глобальная концепция устойчивое развитие включает в себя систему сложных процессов, сопряженных с трансформацией модели экономики в сторону углеродной нейтральности, социальной ориентированности. Электротранспортные средства в целом рассматриваются как потенциальный источник перехода к устойчивому развитию. Наряду с этим, достижение целей углеродной нейтральности попросту невозможно без консолидации усилий государства, бизнеса и общества, а также общей распространенности данных процессов. Высокую востребованность демонстрируют новые направления деятельности, способствующие как экономическому, так и экологическому росту, возникающие на стыке устойчивого развития. Зеленая экономика рассматривается с позиции инноваций, обеспечивающих экономический рост и развитие, с учетом целей повышения эффективности используемых ресурсов, перехода в режим сохранения экологии или компенсации вредного воздействия. Технологические изменения проявляются в подготовке решений, выработке новых технологий, которые способны внести вклад в развитие зеленой экономики.
Кикшеринговые услуги, как отмечает И.А. Шехов, к тому же относятся к услугам в экономике совместного потребления, в которой особое ролевое значение приобретают вопросы рационального использования ресурсов. Автор считает, что современная молодежь все более склонна к концепциям совместного пользования, обеспечивая высокий уровень спроса на прокатные услуги [11]. Дополнительным фактором, подтверждающим слова И.А. Шехова, является стремление современного человека к как можно большей мобильности, что предполагает отказ от накопления имущества в сторону готовности к переезду, для обеспечения собственной гибкости.
Помимо вышеназванных факторов, стремление к мобильности и постоянное движение, урбанизация, развитие городской инфраструктуры, активные процессы по концентрации усилий бизнеса и государства в популяризации экологической повестки с переходом к ответственному потреблению, и многие другие, на наш взгляд, становятся ключевыми драйверами роста спроса на кикшеринговые услуги. Современные потребители заинтересованы в экономичных, экологичных, практичных и удобных способах организации собственного передвижения. Кикшеринговые услуги в этом вопросе становятся способом замещения традиционных форм передвижения на городском транспорте на малые и средние дистанции.
В работе Н.А. Слободчикова и соавторов подобные процессы связываются с развитием новых услуг сервиса в системе городского транспорта, с фокусом на покрытие новых потребностей населения в организации собственного передвижения. Авторы рассматривают не только услуги кикшеринга, но и каршеринга (прокат автомобилей) и байкшеринга (прокат велосипедов), определяя новые услуги в качестве значимых интеграционных элементов городской транспортной инфраструктуры [10]. С.Х. Исмагилова, Е.Д. Горшкова и Е.А. Залетова, выделяя аналогичные тенденции, называют микромобильность (популяризацию кикшеринговых и схожих услуг) современным трендом развития инфраструктуры городов России. Причем микромобильность рассматривается с позиции перспективного влияния на национальную экономику, удовлетворяя запрос населения на собственное передвижение в условиях города [6]. Так, прокатный транспорт рассматривается современными
авторами как активно развивающаяся и популяризирующаяся часть городской транспортной инфраструктуры.
Ранее проводимые исследования показывают, что городской экотранспорт, под которым понимаются прокатные электросамокаты и аналогичные средства передвижения, способствует формированию устойчивой городской инфраструктуры [9], обеспечивает систему экологических, социальных и экономических перспектив, обладающих полезностью для экономики, государства и общества [8]. Вместе с тем, вопросы организации деятельности кикшеринговых компаний, по большей части, рассматриваются с привязкой к крупным городам-миллионникам. Крупнейшие компании не выходят на рынки городов с малочисленным населением, поскольку подобная интеграция требует четкого понимания специфических особенностей рынка, состояния его инфраструктуры, а также потенциала реализации коммерческих услуг по прокату городских электросамокатов. Тем не менее, малые города также становятся значимыми потенциальными участниками рынка кикшеринговых услуг, что связано с совокупной системой перспектив малых городов.
Малые города Российской Федерации, несмотря на тенденции оттока населения в города-миллионники, играют важную роль в функционировании региональных и национальной экономических системах. Более того, отдельные малые города покрывают потребности всей страны в добыче важнейших ископаемых, обработке, производстве, а население, проживающее в малых городах, обеспечивает работу градообразующих системно значимых предприятий. Малые города, несомненно, играют весомую роль в экономическом развитии России, в связи с чем, рассмотрение вопросов организации новых бизнес-концептов в них становятся все более примечательными как с позиции стимулирования развития региональной экономики, так и обеспечения социальных эффектов.
Так, в исследовании К.В. Борисовой и М.К. Беляева выделяется, что развитие малых городов в современной России попросту невозможно без создания эффективной и доступной инфраструктуры, повышения уровня комфорта проживающего населения. Авторы подчеркивают, что отсутствие эффективных инфраструктурных условий в малом городе вызывает проблемы, связанные с оттоком населения, неготовностью молодежи оставаться для проживания в малом городе. По мнению авторов, значимым фактором развития малого города становится не только фактор государственного (муниципального) управления, но и фактор функционирования бизнеса с высоким уровнем предпринимательской культуры [2]. Последняя в современных представлениях, на наш взгляд, активно пересматривается с фокусом на социальную и экологическую ответственность бизнеса перед гражданами, в чем кикшеринговые услуги становятся ведущим направлением с особым потенциалом.
В работе Е.Н. Заборовой, посвященной исследованию особенностей, тенденций и характеристик предпринимательства в малых городах, выделяется, что малые города, помимо некоторых трудностей, обеспечивают для предпринимательства потенциальные возможности, связанные с пространственно-территориальным расположением малого города, свободной городской инфраструктурой (относительно низкий трафик), развитием сельского хозяйства, туризма, наукоемких малых производств, а также усилением хозяйственной динамики вследствие тенденций «возвращения» населения из крупных городов в более малые города. Автор считает, что малый город сегодня все чаще начинает рассматриваться в качестве места с дополнительными возможностями, потенциал реализации которых зависит от степени адаптации бизнеса к особым условиям функционирования (специфические особенности) [4]. Н.Г. Благовидова и Н.В. Юдина определяют перечисленные процессы как скрытый потенциал малых городов, который влияет на значение инновационных процессов и новых форматов организации бизнеса. Авторы считают, что малые города, фокусируясь на собственной истории, культурных особенностях и текущих проблемах, способны демонстрировать открытость для новых компаний, принимая высокую роль последних в развитии города, его инфраструктуры и доступности услуг [1].
В.Б. Зотов считает, что процессы урбанизации и развертывающиеся тенденции массового оттока населения из малых городов являются следствием отсутствия адаптированности государственной политики к специфическим особенностям малых городов. В качестве одного из значительных факторов оттока населения автор называет именно отсутствие необходимой жилищной инфраструктуры [5]. Названный фактор способен оказать негативное влияние и на организации кикшерингового бизнеса, поскольку для последнего наличие городской инфраструктуры становится наиболее значимым. В тоже время, развитие малого и среднего бизнеса в малых городах России, как замечают А.А. Емельянович, Е.А. Кулягина и Ю.Б. Коложвари, связано с повышением уровня инвестиционной привлекательности и во многом сопряжено с формированием благоприятных для организации бизнеса условий [3]. Национальная политика в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства определяет возможности организации кикшерингового бизнеса на соответствующих рынках сбыта, с фокусом на обеспечение повышенного спроса на соответствующие услуги.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что ключевыми стимулами интеграции кикшерингового бизнеса в города с малочисленным населением выступают:
Во-первых, отсутствие крупных представителей кикшеринговых компаний, на долю которых приходится свыше 90% всего рынка в России [7]. Данный фактор, на наш взгляд, приобретает ключевое значение, поскольку малые кикшеринговые компании не способны конкурировать с крупнейшими представителями в городах-миллионниках (ввиду отсутствия сниженной по стоимости тарификации, сложности поддержания транспортного парка и т. д.). На рынке в городе с малочисленным населением у малого кикшерингового бизнеса существует возможность полностью удовлетворить запрос на пользование городским экотранспортом и занять основную долю рынка, предоставляя доступные для проживающего населения тарифы, а также сохраняя эффективность бизнес-модели (поскольку малый рынок не требует огромных финансовых вложений для интеграции и обслу-
живания электросамокатов).
Во-вторых, растущий интерес молодежи к прокатному городскому экотранспорту, позволяющему доступно и оперативно организовать передвижение на малые и средние дистанции. Молодежь является ключевым потребителем услуг городского экотранспорта, ввиду чего размещение соответствующих транспортных средств должно происходить в местах концентрации или по маршрутам передвижения молодежи (основной категории потребителей). Не менее значим выбор эффективных мест размещения транспорта, среди которых доступными (обеспечивающими минимально необходимую проходимость) выступают туристические места, точки с максимальным трафиком в пиковые часы, городские парки, а также площадки и точки с развитой транспортной (пешеходной) инфраструктурой. Вероятность прохождения молодежи в таких местах высока, что обеспечит необходимый спрос на кикшеринговые услуги.
В-третьих, заинтересованность муниципалитетов в предоставлении качественных и безопасных транспортных услуг населению, с фокусом на развитие городской инфраструктуры и разгрузку транспортно-логистической сети в пиковые часы. В отдельных городах проблема загруженности основных автомобильных дорог стимулирует поиск новых форматов организации передвижения. Ввиду того, что малый город в целом обладает высоким потенциалом передвижения «по всему городу» с использованием городского экотранспорта, последний способен оказать определяющее влияние на состояние городской инфраструктуры. В связи с этим, городские власти, вероятно, продемонстрируют интерес к размещению коммерческих кикшеринговых услуг (электросамокаты) в точках с муниципальным статусом, где требуется разрешение со стороны власти, если о размещении заявить зарегистрированный субъект предпринимательства.
В-четвертых, коммерческие интересы бизнеса в предоставлении экономически целесообразных, социально и экологически значимых услуг. С точки зрения экономической целесообразности, малый город, при четко отработанной бизнес-модели и реализации всех необходимых управленческих процедур, своевременных коррективах и реакциях на изменения в транспортной инфраструктуре, определяет возможность достижения рентабельности кикшеринговых услуг. Малый рынок, как отмечалось выше, компенсируется отсутствием необходимости закупать обширный транспортный парк (меньшее количество требуемых электросамокатов) и обслуживающих компонентов (преимущественно аккумуляторов), что положительно сказывается на издержках и позволяет увеличить окупаемость бизнеса.
Учитывая перечисленные стимулы, проведем SWOT-анализ организации кикшерингового бизнеса в городах с малочисленным населением (таблица 1):
Таблица 1 - SWOT-анализ организации кикшерингового бизнеса в городах с малочисленным населением
Сильные стороны Слабые стороны
- устойчивый рост рынка кикшеринговых услуг в России; - отсутствие необходимости закупать обширный транспортный парк, ввиду малочисленного населения - снижение объема первоначальных инвестиций; - экологические, социальные и экономические перспективы кикшерингового бизнеса; - спрос на кикшеринговые услуги среди молодежи; - малый рынок обладает ограниченным потенциалом роста; - высокая вариативность условий и инфраструктуры в зависимости от рассматриваемых городов; - низкая проходимость и отсутствие широкого числа потенциальных потребителей (необходимо удовлетворить запрос узкого потребительского сегмента);
Возможности Угрозы
- получение правительственной поддержки; - переток части трафика с городского транспорта на городской экотранспорт, ввиду замещения и большей доступности (использование в удобное время); - проработка новых маршрутов по ключевым точкам проходимости; - размещение самокатов в рамках туристических объектов, парков; - рост репутации бизнеса, ввиду его экологической и социальной ориентированности; - более низкий уровень издержек по аренде и др.; - отсутствие высоких затрат на сбор и замену батарей в электросамокатах; - снижение численности населения, в особенности среди молодежи; - устаревание, разрушение и отсутствие обновления инфраструктуры; - оказание давления среди муниципалитетов; - порча имущества; - выход на рынок крупнейших игроков, при смене вектора с крупных городов на малые; - непринятие со стороны проживающего населения;
Так, учитывая результаты проведенного SWOT-анализа, подчеркнем, что ключевые риски организации кикшерингового бизнеса в городах с малочисленным населением обусловлены высоким уровнем ситуативно-сти, структурными отличиями одних малочисленных городов от других, со всеми вытекающими особенностями. Подчеркнем, что малые города высоко дифференцированы при их сопоставительном анализе - тем не менее, сохраняются все возможности для создания рентабельной бизнес-модели, например, смешанного характера (ограниченное предоставление прокатных самокатов, фокус на продажи, послепродажное обслуживание).
Перспективы организации кикшерингового бизнеса в городах с малочисленным населением зависят по большей части от выбранного города. Целесообразный и перспективный выбор в таком случае связан с фокусом на максимально благоприятствующие развитию кикшерингового бизнеса городскими условиями (развитая инфраструктура, наличие устоявшихся маршрутов, по которым передвигается население, положительная демографическая динамика, инвестиционная привлекательность города и региона, наличие туристического потока, высокий уровень концентрации населения в определенных районах и маршрутах передвижения). Определение соответствующих перспектив и выбор места размещения бизнеса остается предметом дискуссионным и требует дальнейшего уточнения возможных методик и инструментов оценки целесообразности, что, вероятно, найдет отражение в будущих исследованиях автора.
Таким образом, результаты проведенной оценки рисков и перспектив организации кикшерингового бизнеса в городах с малочисленным населением демонстрируют высокий социальный, экологический и экономический потенциал прокатного городского экотранспорта в малых городах. Малый город рассматривается как потенциальный рынок для реализации кикшеринговых услуг, отличительными чертами которого выступают культурно-исторические, инфраструктурные, инвестиционно-инновационные и демографические составляющие, опираясь на которые кикшеринговая компания способна выбирать конкретный рынок сбыта и определять
целесообразность организации собственной деятельности. Проведенный анализ показывает, что города с малочисленным населением обладают как собственными сильными сторонами и возможностями, так и объективными слабыми сторонами и угрозами, балансируя между которыми коммерческая структура осуществляет выбор и организует интеграционные процессы.
Источники:
1. Благовидова Н. Г. Скрытый потенциал малых городов / Н. Г. Благовидова, Н. В. Юдина // Academia. Архитектура и строительство. - 2021. - № 1. - С. 92-101.
2. Борисова, К. В. Развитие малых городов сквозь призму городизации, комфортизации и корпоративизации хозяйства / К. В. Борисова, М. К. Беляев // РЭиУ. - 2021. - № 4 (68). - С. 1-9.
3. Емельянович, А. А. Оценка факторов развития малого и среднего бизнеса в малых городах России на примере города Барабинска Новосибирской области / А. А. Емельяно-вич, Е. А. Кулагина, Ю. Б. Коложвари // ТДР. - 2017. - № 5. - С. 42-45.
4. Заборова, Е. Н. Предпринимательство в малых городах Урала / Е. Н. Заборова // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2021. - № 6. - С. 254-268.
5. Зотов, В. Б. Развитие и угасание российских городов: причины и возможные решения / В. Б. Зотов // Вестник ГУУ. - 2023. - № 2. - С. 41-47.
6. Исмагилова, С. Х. Развитие инфраструктуры микромобильности в городе Казани / С. Х. Исмаилова, Е. Д. Горшкова, Е. А. Залетова // Вестник ТГАСУ. - 2023. - № 4. - С. 57-70.
7. Рынок кикшеринга в России к 2025 году должен вырасти втрое. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/02/17/ 963338-rinok-kiksheringa-v-rossii-dolzhen-virasti-vtroe (дата обращения: 13.12.2023).
8. Сальников, И. В. механизм развития городского экотранспорта в современных реалиях / И. В. Сальников // Индустриальная экономика. - 2023. - № 5. - С. 27-33.
9. Сальников, И. В. Устойчивое развитие как фактор популяризации городского экотранспорта (на примере кикшеринга) / И. В. Сальников // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2023. - № 5(173). - С. 162-169.
10. Слободчиков, Н. А. Перспективное развитие новых услуг сервиса в городском транспортном потоке / Н. А. Слободчиков, А. И. Дергачев, О. Н. Куранова // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2023. - № 2. - С. 279-289.
11. Шехов, И. А. Экономика совместного потребления в условиях цифровизации / И. А. Шехов // Известия СПбГЭУ. - 2023. - № 4 (142). - С. 192-197.
EDN: AYEDBJ
Е.А. Сапрунова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.A. Saprunova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Analysis, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.А Найдюк - магистр учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
A.A. Naidyuk - Master of Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.А Ушакова - магистр учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
A.A. Ushakova - Master of Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КИНОСТУДИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ДИАГНОСТИКА ИХ БАНКРОТСТВА ASSESSMENT OF FINANCIAL CONDITION FILM STUDIOS OF THE KRASNODAR TERRITORY AND THE DIAGNOSIS OF THEIR BANKRUPTCY
Аннотация. В условиях современной экономики организациям необходимо отслеживать свое финансовое состояние и проводить оценку диагностики банкротства с целью предубеждения возможных финансовых рисков. В данной работе нами была проведена комплексная оценка финансового состояния, на основе интегральных балльных оценок таких известных ученых, как Л. В. Донцова, Н. А. Никифирова и Г. В. Савицкая, с учетом специфических особенностей отрасли организаций, а также с учетом их небольшого опыта деятельности на рынке. Также, в работе проведена оценка вероятности банкротства по моделям диагностики и многофакторным дискриминантным моделям отечественных и зарубежных экономистов, как У. Бивера и Д. Дюрана, Р. С. Сайфуллина и Г. Г. Кадыкова, Э. Альтмана, Р. Лиса, Р. Таффлера.
Abstract. In today's economy, organizations need to monitor their financial condition and assess the diagnosis of bankruptcy in order to prejudice possible financial risks. In this work, we carried out a comprehensive assessment of the financial condition, based on integral point estimates of such well-known scientists as L. V. Dontsova, N. A. Nikifirova and G. V. Savitskaya, taking into account the specific features of the industry of organizations, as well as taking into account their small experience in the market. Also, the paper evaluates the probability of bankruptcy using diagnostic models and multifactorial discriminant models of domestic and foreign economists such as W. Beaver and D. Durand, R. S. Saifullin and G. G. Kadykov, E. Altman, R. Lis, R. Taffler.
Ключевые слова: экономика, финансовое состояние, банкротство, комплексная оценка, оценка вероятности банкротства, модели диагностики, коэффициенты.
Keywords: economics, financial condition, bankruptcy, comprehensive assessment, assessment of the probability of bankruptcy, diagnostic models, coefficients.
В современных условиях, при анализе финансового состояния, следует учитывать специфику деятельности исследуемых организаций. Мы провели оценку финансового состояния по бальным методикам, а также диагностику банкротства анализируемых киностудий Краснодарского края. Их особенностью является небольшое количество работников, а также небольшой опыт существования на рынке.
Для полного понимания финансового состояния организаций, а также его потенциального банкротства необходимо провести анализ на основе, опираясь на методики Л. В. Донцовой, Н. А. Никифировой и Г. В. Савицкой.
Методики отличаются между собой набором коэффициентов, используемых для оценки. В первой методике предлагается анализировать коэффициент финансовой автономии в отношении формирования запасов и затрат, вторая методика дополнена коэффициентом финансовой устойчивости, а третья - удельным весом оборотных средств в активах и коэффициентом капитализации. Проведем анализ финансового состояния исследуемых организаций с помощью интегральных балльных оценок (таблицы 1-3).
Анализ финансового состояния на основе балльных оценок методики Л. В. Донцовой и Н. А. Никифоровой (первый вариант, который включает в себя использование шести показателей, то есть трех ликвидности и трех финансовой устойчивости) позволил сделать вывод, что в ООО «Черноморская киностудия» высокие значения коэффициент абсолютной ликвидности позволили получить до 20 баллов в течение анализируемых лет, причем в 2022 г. наблюдалась высокая величина показателя. Коэффициент быстрой ликвидности принес также 18 баллов в 2022 г. и 2019 г. (наиболее успешных в финансовом плане годах). Коэффициент текущей ликвидности увеличился в 2022 г. за счет чего было получено 17 баллов против 8 в 2019 г. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами был недостаточно высоким, кроме 2019 г., таким образом, организацией было получено 52 балла, то есть она относила к третьему классу финансовой устойчивости. Далее ее финансовое положение согласно данной методике ухудшалось, а в 2022 г. вновь улучшилось.