Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРВИСОВ ПРОКАТА ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ В ПОВСЕДНЕВНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯХ ПО ГОРОДУ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРВИСОВ ПРОКАТА ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ В ПОВСЕДНЕВНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯХ ПО ГОРОДУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
613
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ / КИКШЕРИНГ / ГОРОДСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пологойко Максим Дмитриевич

Бурный рост мегаполисов предъявляет более строгие требования к городской мобильности. Сервисы проката электросамокатов (кикшеринг) стали ответом на современные вызовы. Однако в Москве наблюдается больший спрос на электросамокаты, как на средство досуга, но не полноценный вид городского транспорта. В статье представлены результаты опроса, в результате которого удалось охарактеризовать основные трудности при использовании сервисов кикшергинга. Представлены выводы, которые позволяют улучшить перспективы развития данного вида транспорта в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR USING KICKSHARING FOR REGULAR URBAN COMMUTES

The rapid growth of megacities imposes more stringent requirements on urban mobility. Electric scooter rental services (kicksharing) have become the answer to modern challenges. However, in Moscow there is a greater demand for electric scooters as a means of leisure, but not a full-fledged form of urban transport. The article presents the results of a survey, as a result of which it was possible to characterize the main difficulties when using kicksharing services. Conclusions are presented that allow improving the prospects for the development of this type of transport in Moscow.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРВИСОВ ПРОКАТА ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ В ПОВСЕДНЕВНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯХ ПО ГОРОДУ»

Перспективы использования сервисов проката электросамокатов в повседневных

перемещениях по городу

Prospects for using kicksharing for regular urban commutes

Пологойко Максим Дмитриевич

Студент 4 курса Институт технологий управления МИРЭА - Российский технологический университет 107996, Россия, Москва, ул. Стромынка, д. 20 e-mail: [email protected]

Pologoyko Maxim Dmitrievich

Student 4 term Institute of Management Technologies MIREA - Russian Technological University 20, Stromynka St., Moscow, 107996, Russia e-mail: [email protected]

Аннотация.

Бурный рост мегаполисов предъявляет более строгие требования к городской мобильности. Сервисы проката электросамокатов (кикшеринг) стали ответом на современные вызовы. Однако в Москве наблюдается больший спрос на электросамокаты, как на средство досуга, но не полноценный вид городского транспорта. В статье представлены результаты опроса, в результате которого удалось охарактеризовать основные трудности при использовании сервисов кикшергинга. Представлены выводы, которые позволяют улучшить перспективы развития данного вида транспорта в Москве.

Annotation.

The rapid growth of megacities imposes more stringent requirements on urban mobility. Electric scooter rental services (kicksharing) have become the answer to modern challenges. However, in Moscow there is a greater demand for electric scooters as a means of leisure, but not a full-fledged form of urban transport. The article presents the results of a survey, as a result of which it was possible to characterize the main difficulties when using kicksharing services. Conclusions are presented that allow improving the prospects for the development of this type of transport in Moscow.

Ключевые слова: электросамокаты, кикшеринг, городская мобильность, совместное потребление.

Key words: electric scooters, kicksharing, urban mobility, shared consumption.

Деловая и экономическая активность в городах растёт с каждым годом, что служит мощным толчком для повышения уровня жизни горожан, и всего населения Земли в целом. В городах, в которых работает большое количество инновационных компаний, транспортная система играет самую важную роль. С каждым годом меняются подходы к городской мобильности, ведь горожане нуждаются в более качественном транспортном сервисе. За последние несколько лет в наиболее развитых городах стали появляться сервисы облачного проката электросамокатов. Однако сегодня в Москве наблюдается спрос на данный сервис в рекреационных целях, но не для повседневных поездок. Многие пользователи сервисов кикшеринга считают, что повседневные поездки на электросамокатах невозможны. Именно поэтому рассматриваемую проблему можно считать актуальной.

Основная цель данной статьи заключается в выявлении перспектив использования сервисов кикшеринга для повседневных поездок, т.е. поездок на работу, учёбу или иных целенаправленных перемещений по городу. В рамках статьи объектом исследования являются сервисы проката электросамокатов (кикшеринга), а предметом - их использование для повседневных перемещений.

С начала 2000-х годов отмечается появление шеринговых центров и развитие экономики совместного пользования или долевого участия в пользовании благом за определенную сумму (но без права владения этим благом), то есть шеринг-экономики [1]. За последнее десятилетие шеринг стал одной из основных идей, изменивших представление о потреблении.

В экономике совместного потребления отмечаются несколько иные ориентиры потребительского поведения [2]. Коллективное использование товаров и услуг позволяет наиболее эффективно расходовать ресурсы, затрачиваемые на производство материальных благ. При этом, арендная плата за продукт является наиболее доступной, в отличие от полного владения тем же продуктом. Модель совместного потребления, или же шеринга, широко внедряется в различных сферах бизнеса, в том числе в транспортной сфере. Во многих мегаполисах сегодня можно воспользоваться каршерингом, прокатом велосипедов и электросамокатов. Подобные сервисы открывают новые возможности для городской мобильности. По сути, они являются более комфортным транспортом «последней мили» - транспортом для совершения небольших поездок от станций скоростного внеуличного транспорта до конкретных пунктов назначения.

Кикшеринг можно считать наиболее инновационной системой краткосрочной аренды транспортных средств, в отличие от каршеринга или байкшеринга. Массовое использование электросамокатов в качестве городского транспорта началось сравнительно недавно. Сервисы проката электросамокатов впервые появились в США в 2017 году. Запрос на недорогое и комфортное перемещение с использованием электросамокатов был настолько велик, что к 2018 году компания Bird, которая впервые запустила кикшеринг в Санта-Монике в Калифорнии, оценивалась в $2 миллиарда [3]. На рынке проката электросамокатов довольно скоро появились новые игроки, такие как Spin, Jump и Skip. Повышенный интерес к кикшерингу позволил привлечь значительные инвестиции в данные компании.

В России сервисы проката электросамокатов появились в 2018 году. Сегодня арендовать электросамокаты можно в более чем 30 городах. Наибольшим спросом пользуются электросамокаты таких компаний, как Whoosh, Urent, Molnia и другие [4]. Первым отечественным сервисом проката электросамокатов стал «Делимобиль».

Московская агломерация, включающая в себя Москву и Московскую область, является крупнейшей в России с населением порядка 20 миллионов человек. Учитывая число жителей и их потребности, Москву можно считать абсолютным лидером по использованию сервисов кикшеринга. Для перемещения по Москве можно воспользоваться услугами семи компаний, располагающих порядка 7500 электросамокатами [5]. Стоимость аренды у всех операторов приблизительно одинаковая: 50 рублей за начало движение с дальнейшей поминутной оплатой. Стоимость одной минуты может варьироваться в зависимости от спроса, от 5 до 9 рублей.

Зоны покрытия сервисов отличаются в зависимости от оператора, однако практически все компании предоставляют возможность арендовать электросамокаты в пределах Третьего транспортного кольца. Скорость электросамокатов не превышает 25 километров в час. Для того, чтобы воспользоваться сервисом, необходимо скачать мобильное приложение какого-либо оператора и пройти регистрацию с привязкой банковской карты. Непосредственное начало аренды возможно после сканирования QR-кода на руле и отстегивания замка.

Согласно информации с официального сайта Транспортного комплекса Москвы, с 2018 года было совершено более 2 500 000 поездок на прокатных электросамокатах [6]. Однако сегодня электросамокаты нельзя назвать популярным средством городской мобильности. Скорее оно походит на вид транспорта, используемого в досуговых целях [7, 8]. Для того, чтобы исследовать проблему использования электросамокатов в повседневных поездках, весной 2021 года было проведено исследование с использованием метода анкетирования. Было опрошено 89 человек, распределение мужского и женского пола приблизительно одинаковое. Основная возрастная группа - это молодёжь в возрасте от 18 до 23 лет. Более подробное возрастное распределение участников опроса представлено на рисунке 1.

• До 18

• 13-20

• 21-23

• 24-27

• От 27

Рисунок 1. Распределение респондентов по возрасту Основные виды транспорта, которыми пользовались опрашиваемые - это метрополитен (79,8%

опрошенных) и наземный общественный транспорт (56,2%). Также 66,3% опрошенных перемещаются по городу

пешком, что говорит о высоком потенциале для применения средств индивидуальной мобильности. Но лишь

40,4% респондентов хотя бы один раз воспользовались сервисами проката электосамокатов. При этом, большая

часть аренды электросамокатов использовалась в целях досуга, для прогулок по паркам и иным зонам отдыха. 30

респондентов из 40, использовавших кикшеринг, отметили данный вариант использования сервисов.

Наиболее показательными являются ответы на вопрос «Готовы ли Вы использовать сервисы проката

электросамокатов в повседневных поездках?». Диаграмма ответов на данный вопрос представлена на рисунке 2.

• Да

• Скорее да, чем нет ( Скорее нет. чем да

• Нет

Рисунок 2. Ответы респондентов на вопрос о готовности использовать сервисы кикшеринга для повседневных

поездок

К сожалению, большая часть анкетируемых не готова использовать электросамокаты постоянно. Дальнейшие пункты опроса позволяли выделить основные причины, из-за которых респонденты отказывались от использования сервисов кикшеринга. Помимо погодных условий, основными недостатками сервисов называли некачественную инфраструктуру для использования электросамокатов, большую протяжённость ежедневных маршрутов на работу или учёбу, а также высокую стоимость аренды электросамокатов.

Рассмотрим проблему некачественной велоинфраструктуры, как фактор, влияющий на развитие сервисов кикшеринга. На момент написания данной статьи, в профессиональной среде транспортных

планировщиков ведутся дискуссии по поводу статуса средств индивидуальной мобильности, и электросамокатов в частности. Пока что статус остаётся неопределённым, следовательно, пользователи электросамокатов не могут уверенно перемещаться ни по тротуарам, ни по проезжей части. Обособленные велодорожки, которые моги бы решить данную проблему, в Москве присутствуют лишь на ряде улиц внутри Бульварного кольца, и не образуют единую сеть. Пользователям сервисов кикшеринга приходится на свой страх и риск перемещаться по проезжей части, или выезжать на тротуар, создавая помехи пешеходам. Оба сценария приводят к конфликтным ситуациям на городских улицах, а иногда и к травматизму.

Качественная и связная система велодорожек также позволила бы решить проблему удалённости большинства точек притяжения от основных мест проживания горожан. На рисунке 3 показано, какие расстояния преодолевают респонденты, чтобы добраться до мест работы или образовательных учреждений. Не многие готовы преодолевать расстояния свыше 10 километров ежедневно на электросамокатах. Велоинфраструктура помогла бы потенциальным пользователям чувствовать себя более уверенно на улицах города.

Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос о расстояниях до мест работы или образовательных учреждений

Также желающих пользоваться подобными сервисами отпугивает высокая стоимости проката электросамокатов. Как было написано выше, для старта аренды необходимо заплатить сумму, соразмерную со стоимостью одной поездки на наземном транспорте. Стоимость одной минуты аренды не позволяет использовать кикшеринг ежедневно. Данную проблему можно решить только при финансовом планировании самих компаний. Возможно, абонементы для постоянных пользователей, подразумевающие скидки, а также отмена залога и стартового платежа, позволят привлечь новых клиентов.

Таким образом, электросамокаты имеют неплохие перспективы стать одним из самых популярных видов городского транспорта при перемещении на небольшие расстояния. Качественная велоинфраструктура и более гибкие тарифы могут открыть новые возможности для повышения городской мобильности, что сделает качество жизни в Москве более высоким.

Список используемой литературы:

1. Волкова Н.М., Надточий Ю.Б. Новые направления исследований в неоэкономике // Экономические системы. - 2019. - Том 12. - № 1-2 (44-45). - С. 23-32.

2. Егоров Ю.Н., Надточий Ю.Б. Ситуационные факторы потребительских предпочтений // Дискуссия. 2015. - № 1 (53). - С. 43 - 50.

3. История электросамокатов: дьявольский транспорт богачей и суфражисток // vc.ru. - URL: https://vc.ru/transport/170132-istoriya-elektrosamokatov-dyavolskiy-transport-bogachey-i-sufrazhistok

4. Сервис аренды самокатов Whoosh получил почти Р2 млрд от ВТБ и «Открытия» // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/15/02/2021/60268c429a794755820e9694

5. Сергей Собянин оценил население московской агломерации в 25 миллионов человек // РБК. - URL: https://realty.rbc.ru/news/577e15cf9a79471433ad9b19

6. Сайт «Московский транспорт». - URL: https://transport.mos.ru/bicycle/kickscooter_rent

7. Совместное потребление // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B E%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0 %B5

8. Кикшеринг // Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BA%D1%88%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.