Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРЕНДЫ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ В ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ'

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРЕНДЫ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ В ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
электросамокаты / кикшеринг / городская мобильность / рост рынка / услуги аренды / пользовательские тенденции / развитие инфраструктуры / проблемы безопасности / конкурентный анализ / electric scooters / kicksharing / urban mobility / market growth / rental services / user trends / infrastructure development / security problems / competitive analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иманов Ф. Я.

В данном исследовании изучается растущая популярность и экономическая динамика услуг по аренде электросамокатов (кикшеринг) в России, сравнивается с мировыми тенденциями и прогнозируется будущий рост. Используя данные консалтинга B1 и исследований рынка, исследование подчеркивает значительный ожидаемый рост выручки с 9 млрд до 60,4 млрд рублей в период с 2021 по 2024 год с ожидаемым ростом до 95,7 млрд рублей к 2026 году за счет расширения охвата услуг и базы пользователей. Несмотря на рост глобального рынка кикшеринга, российский рынок расширяется в четыре раза быстрее, что объясняется задержкой старта и значительным потенциалом в неиспользованных городских районах. Анализ указывает на переход от длительных развлекательных поездок к коротким поездкам, ориентированным на транспорт, что обусловлено конкурентоспособными ценами и моделями подписки. Поскольку ведущие поставщики, такие как Whoosh и Yandex Go, расширяют свое географическое присутствие, в исследовании признаются проблемы интеграции электросамокатов в городские транспортные системы, ссылаясь на инфраструктуру Германии в качестве модели. В заключение в статье подчеркивается преобразующее влияние электросамокатов на городскую мобильность в России, несмотря на первоначальное медленное внедрение и существующие опасения по поводу безопасности и правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иманов Ф. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF ECONOMIC EFFICIENCY OF RENTING ELECTRIC SCOOTERS IN URBAN INFRASTRUCTURE

Study examines the growing popularity and economic dynamics of electric scooter rental services (kicksharing) in Russia, compares it with global trends and predicts future growth. Using data from B1 consulting and market research, the study highlights the significant expected revenue growth from 9 billion to 60.4 billion rubles between 2021 and 2024, with an expected growth to 95.7 billion rubles by 2026 due to the expansion of service coverage and user base. Despite the growth of the global kicksharing market, the Russian market is expanding four times faster, due to the delayed launch and significant potential in untapped urban areas. The analysis indicates a shift from long recreational trips to short transportation-oriented trips, driven by competitive pricing and subscription models. As leading suppliers such as Whoosh and Yandex Go expand their geographical presence, the study recognizes the challenges of integrating electric scooters into urban transportation systems, citing Germany's infrastructure as a model. In conclusion, the article highlights the transformative impact of electric scooters on urban mobility in Russia, despite the initial slow implementation and existing concerns about safety and regulations.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРЕНДЫ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ В ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ»

УДК 33

Иманов Ф.Я.

директор, Компания «NEXTEK Electro» (г. Калининград, Россия)

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРЕНДЫ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ В ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ

Аннотация: в данном исследовании изучается растущая популярность и экономическая динамика услуг по аренде электросамокатов (кикшеринг) в России, сравнивается с мировыми тенденциями и прогнозируется будущий рост. Используя данные консалтинга B1 и исследований рынка, исследование подчеркивает значительный ожидаемый рост выручки с 9 млрд до 60,4 млрд рублей в период с 2021 по 2024 год с ожидаемым ростом до 95,7 млрд рублей к 2026 году за счет расширения охвата услуг и базы пользователей. Несмотря на рост глобального рынка кикшеринга, российский рынок расширяется в четыре раза быстрее, что объясняется задержкой старта и значительным потенциалом в неиспользованных городских районах. Анализ указывает на переход от длительных развлекательных поездок к коротким поездкам, ориентированным на транспорт, что обусловлено конкурентоспособными ценами и моделями подписки. Поскольку ведущие поставщики, такие как Whoosh и Yandex Go, расширяют свое географическое присутствие, в исследовании признаются проблемы интеграции электросамокатов в городские транспортные системы, ссылаясь на инфраструктуру Германии в качестве модели. В заключение в статье подчеркивается преобразующее влияние электросамокатов на городскую мобильность в России, несмотря на первоначальное медленное внедрение и существующие опасения по поводу безопасности и правил.

Ключевые слова: электросамокаты, кикшеринг, городская мобильность, рост рынка, услуги аренды, пользовательские тенденции, развитие инфраструктуры, проблемы безопасности, конкурентный анализ.

Введение.

Электросамокат представляет собой высокоэффективный и простой вид городского транспорта. Это удобство привело к значительному росту популярности среди горожан услуг по аренде электросамокатов. Например, пользователи могут арендовать электросамокат для быстрого перемещения из одной точки в другую, тем самым решая проблемы плотности города и пробок на дорогах без необходимости владения личным транспортным средством. Более того, эти электросамокаты облегчают беспрепятственный доступ к городским удобствам и способствуют разнообразию развлекательных мероприятий в городских условиях. Внедрение электросамокатов стало важной тенденцией в российских городах, обеспечив значительное присутствие, которое продолжает расти. Жизнеспособность и расширение российского рынка электросамокатов подтверждаются статистикой и знаниями, представленными в аналитическом отчете консалтинговой группы B1.

Результаты исследования.

В последние годы происходит революция в сфере кикшеринга (аренда электросамокатов поминутно) в России, причем ожидается внушительный рост выручки операторов [1]. Согласно данным из обзора рынка кикшеринга, проведенного компанией Б1 и цитируемого "Ведомостями", ожидается, что выручка вырастет с 9 млрд до 60,4 млрд рублей в период с 2021 по 2024 годы. Этот взлет рынка будет подпитываться увеличением покрытия городов средствами индивидуальной мобильности, включая электросамокаты, а также расширением сервисов кикшеринга на новые города.

Прогнозируется, что в период с 2025 по 2026 годы выручка игроков рынка будет увеличиваться в среднем на 60% ежегодно, достигнув отметки в 95,7 млрд рублей. Этот рост будет обусловлен увеличением числа пользователей и поездок. Количество активных пользователей практически утроится за четыре года, достигнув 34 млн человек в 2026 году. Поездки на самокатах также увеличатся с 5,5 в 2021 году до 16,3 в 2026 году на активного пользователя.

Интересно, что кикшеринг самокатов растет быстрее, чем владение ими. Аналитики не ожидают значительного роста продаж самокатов в долгосрочной перспективе, объясняя это предпочтением пользователей не тратить время на покупку и обслуживание [2]. Важно отметить, что средняя стоимость поездки на арендном электросамокате незначительно увеличится с 164 до 175 рублей за шесть лет.

Темпы роста российского рынка кикшеринга превосходят мировые в четыре раза, что объясняется как низкой базой для роста, так и запоздалым в России интересом к этой услуге. Множество городов с населением более 100 тыс. человек до сих пор не имеют сервиса кикшеринга самокатов, что оставляет много пространства для роста. Увеличение частоты поездок на пользователя также сыграло ключевую роль в росте рынка кикшеринга.

Динамика выручки кикшеринга в РФ представлена на рисунке 1 [4].

2018 2019 2021 2024 2026

Рисунок 1. Динамика выручки кикшеринга в РФ, млрд. руб.

Прогнозируется, что рост будет происходить ввиду резкого увеличения плотности покрытия крупных городов, роста количества поездок, развития соответствующей инфраструктуры, расширения сети сервисов проката и охвата их услугами новых населённых пунктов. Рост выручки участников рынка в 20252026 г. будет неуклонно расти примерно на 60% в год и достигнет 96 млрд. руб.

Такая позитивная динамика объясняется увеличением числа активных пользователей, которые в 2021 г. составляли 10 млн. человек, в 2024 эта цифра ожидается на уровне более 28 млн., а в 2026 - она достигнет 34 млн. Причём поездки на электросамокатах будут совершаться чаще. Если в 2021-2022 г. активным пользователем за год совершалось в среднем 5,5 поездок, то в 2024 г. он совершит уже 13,6 поездок, а к 2026 году эта цифра вырастет до 16,3. Динамика рынка кикшеринга в РФ представлена на рисунке 2.

2019 2021 2024 2026

Выручка, млрд руб. — Кол-во П093ДОК, млн ед.

Рисунок 2. Динамика рынка кикшеринга в РФ.

Потенциал активных пользователей рынка кикшеринга в РФ представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Потенциал активных пользователей рынка кикшеринга в РФ, млн. чел.

По результатам анализа, сегодня темпы роста отечественного рынка опережают мировые показатели в четыре раза. Динамика проникновения кикшерига по странам представлена на рисунке 4.

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 202А 202S 2026 Рисунок 4. Динамика проникновения кикшерига по странам, %.

Специалисты связывают рост с недостаточной изначальной основой для развития, а также с запоздалым почти на два с лишним года взлётом спроса на эту услугу у нас в стране.

Таким образом, как показывает статистика, пользователи постепенно отказываются от длительных прогулочных поездок на самокатах и переходят к коротким, сугубо транспортным. При этом стоимость проката операторами кикшеринга не увеличивается из-за высокой конкуренции и стремительного развития системы подписок [3]. Ещё одним показателем растущего рынка проката самокатов в России является увеличение количества компаний, оказывающих кикшеринговые услуги и расширение их географического охвата. Сегодня на отечественном рынке аренды электросамокатов лидирующие позиции занимают такие сервисы, как Whoosh, Яндекс Go, Карусель, Ecoway, URent, Lite.

Заключение.

По результатам исследования можно сделать вывод, что несмотря на запоздалый рост популярности использования электросамокатов, в России

отмечаются кардинальные перемены в сфере индивидуальной мобильности. Доказательством этому является запоздалая, но всё же принятая дорожная карта развития, которую подготовил Минтранс РФ. В ней большое внимание уделено развитию инфраструктуре для самокатов в 2024 году и интеграции её в транспортные системы городов. В пример приведена Германия, где только протяжённость специализированных дорожек для самокатов составляет 83 тыс. км, что в 17 раз больше, чем в РФ.

Учитывая также негативные последствия использования прокатных электросамокатов в качестве средств передвижения по городу (нарушение правил ограничения скорости, большое количество ДТП, угроза пешеходам на тротуарах) на данный момент прогнозируется рост популярности данного вида транспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Глаголева, С.В. Каршеринг как замена личного автомобиля / Глаголева С.В., Корши-ков Д.А. // В сборнике: Наука и социум. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Ответственный редактор Е.Л. Сорокина. - 2018. - С. 51-56;

2. Кудрин, А.Б. Каршеринг: динамика развития, текущие тенденции и перспективы / А.Б. Кудрин, Д.В. Ростова, И.В. Кирова // Форум молодых ученых.- 2019. - №1 (29);

3. Малиновский, М.П. Каршеринг: проблемы участников и сторонних лиц / М.П. Малиновский, Т.К. Аракелян // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. -2018. -№3 (17). - С. 2;

4. Одинокова, И.В. Московский каршеринг / И.В. Одинокова, И.И. Асташин, Е.А. Носко // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2019. - №1 (19). - С. 3

Imanov F.Ya.

«NEXTEK Electro» Company (Kaliningrad, Russia)

ASSESSMENT OF ECONOMIC EFFICIENCY OF RENTING ELECTRIC SCOOTERS IN URBAN INFRASTRUCTURE

Abstract: study examines the growing popularity and economic dynamics of electric scooter rental services (kicksharing) in Russia, compares it with global trends and predicts future growth. Using data from B1 consulting and market research, the study highlights the significant expected revenue growth from 9 billion to 60.4 billion rubles between 2021 and 2024, with an expected growth to 95.7 billion rubles by 2026 due to the expansion of service coverage and user base. Despite the growth of the global kicksharing market, the Russian market is expanding four times faster, due to the delayed launch and significant potential in untapped urban areas. The analysis indicates a shift from long recreational trips to short transportation-oriented trips, driven by competitive pricing and subscription models. As leading suppliers such as Whoosh and Yandex Go expand their geographical presence, the study recognizes the challenges of integrating electric scooters into urban transportation systems, citing Germany's infrastructure as a model. In conclusion, the article highlights the transformative impact of electric scooters on urban mobility in Russia, despite the initial slow implementation and existing concerns about safety and regulations.

Keywords: electric scooters, kicksharing, urban mobility, market growth, rental services, user trends, infrastructure development, security problems, competitive analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.