УДК 37.013
М.Л. ГРУЗДЕВА1, Ж.В. СМИРНОВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА
Аннотация. В статье описаны результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза: результаты анкетирования студентов и педагогов, участвовавших в апробации модели. В анкетировании были подняты вопросы оценки значимости различных аспектов управления самостоятельной работой обучающихся; уровня информационной образовательной среды вуза, созданной в вузе для внедрения системы управления самостоятельной работой студентов и уровня методической поддержки преподавателей при организации самостоятельной работы. Были подняты вопросы целесообразности увеличения доли самостоятельной работы студентов при обучении в вузе при условии создания оптимальных условий при ее реализации, качества организации самостоятельной работы студентов и др. Проведенный анализ анкетирования показал, что в результате внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза повышается оценка значимости самостоятельной работы, а следовательно, повышается необходимость создания и внедрения в вузе системы управления самостоятельной работой обучающихся.
Ключевые слова: самостоятельная работа, управление самостоятельной работой, результаты апробации эксперимента.
M.L. GRUZDEVA1, J.V. SMIRNOVA1
' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
RESULTS OF IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF MANAGEMENT OF THE SELF-WORKING TRAINING OF THE TRAINING INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Abstract. The article describes the results of implementing the model of managing the independent work of students in the educational process of the university: the results of the questioning of students and teachers who participated in the approbation of the model. In the questionnaire, questions were raised on the evaluation of the importance of various aspects of managing the independent work of students; Level of the information educational environment of the university created in the university for the introduction of a system for managing students' independent work and the level of methodological support for teachers in organizing independent work. Questions were raised about the expediency of increasing the proportion of independent work of students in higher education provided that optimal conditions for its implementation were created, the quality of the independent work of students, etc. The analysis of the questionnaire showed that as a result of the introduction of the model for managing the independent work of students in the educational process of the university, The importance of independent work and, consequently, the need for the
creation and introduction of a system for managing the independent work of students in the university is increasing.
Keywords: Independent work, management of independent work, the results of approbation of the experiment.
В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина проблема создания системы управления самостоятельной работой обучающихся решается в рамках программы модернизации образовательного процесса. В течение последнего времени в современных образовательных стандартах подготовки обучающихся в системе высшего образования прослеживается сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема самостоятельной работы. В этих условиях необходим переход от организации к управлению самостоятельной работой обучающихся [5].
В ходе решения этой задачи нами была предложена модель управления самостоятельной работой обучающихся, описаны условия реализации модели, определены критерии оценки ее эффективности [1]. Также были предложены и апробированы новые формы самостоятельной работы студентов - аудиторной самостоятельной работы: под руководством преподавателя и по его заданию, а также под руководством тьютора. Был получен большой опыт проведения занятий с применением активных методов обучения: деловые игры, применение кейсовых заданий, работа в малых группах и т.д.
В рамках реализации проекта «Система управления самостоятельной работой обучающихся» проведено анкетирование педагогического коллектива и студентов, участвующих в проекте модернизации. Анкетирование было предусмотрено как на первоначальном этапе внедрения аудиторной самостоятельной работы, так и в процессе работы и на этапе завершения работы проекта.
Целью анкетирования на первом этапе являлось выявление значимости аудиторной самостоятельной работы студентов в процессе обучения.
Первая часть анкеты содержала просьбу оценить значимость различных аспектов управления самостоятельной работой обучающихся (для преподавателей) и выполнения самостоятельной работы (для студентов) по пятибалльной шкале, причем большинство вопросов содержательно перекликались, например:
- оцените значимость самостоятельного познания и развития для Вашей будущей профессиональной деятельности (для студентов);
- оцените значимость самостоятельной работы для подготовки студентов в современных условиях (для преподавателей).
Вторая часть анкеты касалась предпочтений студентов и преподавателей в области форм, методов и средств организации самостоятельной работы студентов и предполагала возможность выбора одного или нескольких вариантов ответов, а также дополнения своими предложениями.
В апробации проекта приняли участие студенты экспериментальных и контрольных групп, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профили: «Технология и экономика», «История и обществознание») и более 30 преподавателей Мининского университета. На третьем этапе реализации самостоятельной работы была подключена экспериментальная группа заочного отделения по направлению подготовки «Профессиональное обучение».
Например, вниманию респондентов в качестве студентов было предложено 17 вопросов, охватывающих различные стороны организации и планирования аудиторной самостоятельной работы в учебном процессе.
Оцените значимость самостоятельного познания и развития для Вашей будущей профессиональной...
Оцените свою способность к организации и реализации самостоятельной работы
Оцените уровень информационной образовательной среды, созданной в вузе для внедрения системы.
Оцените уровень методической поддержки преподавателей при организации самостоятельной.
Оцените значимость новой формы работы -самостоятельная аудиторная работа в структуре.
Оцените Ваш уровень удовлетворенности организацией самостоятельной работы студентов в.
Оцените целесообразность увеличения доли самостоятельной работы студентов при обучении в.
3,5 3,6
3,9
3,9
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5
Рисунок 1 - Среднее значение оценки самостоятельной работы студентами
На вопрос анкеты, определяющий стимул студентов к выполнению самостоятельной работы, респондентам предлагалась возможность выбора нескольких вариантов ответов. Результаты стимулирования студентов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ответы студентов на вопрос «Что стимулирует Вас в настоящее время к выполнению самостоятельной работы?»
Варианты ответа Количество ответов на вопрос
Интерес к получаемым знаниям 29
Значимость получаемой информации для будущей профессиональной деятельности 30
Интересные формы заданий для самостоятельной работы 17
Выполнение заданий для получения зачета или допуска к экзамену в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки 45
Иное 1
Особых стимулов нет 0
Из таблицы 1 видно, что студентов стимулирует как получение зачета или допуск к экзамену, так и значимость получаемой информации для будущей профессиональной деятельности.
Нам показалось интересным сравнить ответы студентов и преподавателей на одинаковые или похожие по смыслу вопросы. Результаты можно увидеть в таблице 2 и на рисунке 5.
Таблица 2 - Средний балл оценки студентов и преподавателей на похожие вопросы
Студенты Преподаватели
Оцените целесообразность увеличения доли самостоятельной работы студентов при обучении в вузе при условии создания оптимальных условий при ее реализации 3,5 Оцените целесообразность увеличения доли самостоятельной работы студентов при обучении в вузе при условии создания оптимальных условий при ее реализации 2,9
Оцените Ваш уровень удовлетворенности организацией самостоятельной работы студентов в вузе в целом 3,2 Оцените Ваш уровень удовлетворенности организацией самостоятельной работы студентов в вузе в целом 3
Оцените значимость новой формы работы - самостоятельная аудиторная работа в структуре самостоятельной работы 3,2 Оцените целесообразность введения новой формы работы обучаемых - самостоятельная аудиторная работа 2,8
Оцените уровень методической поддержки преподавателей при организации самостоятельной работы 3,9 Оцените уровень организации самостоятельной работы по Вашей дисциплине 3,5
Оцените уровень информационной образовательной среды, созданной в вузе для внедрения системы управления самостоятельной работой студентов 3,6 Оцените уровень информационной образовательной среды, созданной в вузе для внедрения системы управления самостоятельной работой студентов 3,6
Оцените свою способность к организации и реализации самостоятельной работы 3,5 Оцените способность обучаемых к самостоятельной работе при изучении дисциплин 2,6
Оцените значимость самостоятельного познания и развития для Вашей будущей профессиональной деятельности 3,9 Оцените значимость самостоятельной работы для подготовки студентов в современных условиях 4,2
По окончании апробации и студентам, и преподавателям, участвующим в эксперименте, был задан вопрос: «Что на Ваш взгляд, могло бы существенно улучшить качество организации самостоятельной работы студентов?»
Таблица 3 - Количество ответов студентов и преподавателей на вопрос о качестве организации самостоятельной работы студентов
Варианты ответа Количество ответов на вопрос.
студенты преподаватели
Внимание преподавателей к организации 39 6
самостоятельной работы, усиление обратной
связи между преподавателем и студентом
Изменение содержания учебной программы, 14 3
ориентации на изучение основных законов
изучаемых дисциплин
Увеличение доли самостоятельной работы 16 3
студентов
Развитие информационно-образовательной 31 5
среды, включая систему Moodle и элементы
дистанционного образования
Создание специализированного аудиторного 24 10
фонда для организации самостоятельной работы
студентов
Оптимизация расписания занятий 5 2
Не требуется ничего менять 6 0
Другое 1 3
Как видно из таблицы 3, преподаватели считают одной из приоритетных задач создание и обновление аудиторного фонда, а студенты считают, что преподаватели недостаточно уделяют внимания организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Из обработки анкет видно (графа «Другое»), что студенты одним из критериев эффективности организации самостоятельной работы видят разработку эффективного рейтинг-плана по предмету, а преподаватели - денежное стимулирование преподавателей. В графу с предложением по оптимизации расписания занятий были внесены предложения о необходимости разделения практических работ и аудиторной самостоятельной работы. На взгляд преподавателей, это позволит решить проблему с ограниченным количеством специальных помещений (ПК, выход в интернет, библиотечный фонд), которые зачастую нужны только при проведении аудиторной самостоятельной работы.
Таблица 4 - Сильные и слабые стороны процесса организации самостоятельной работы студентов в вузе
Плюсы Минусы
Развитие самостоятельности Интереснее чем слушать лекции Ответственность Новизна организации обучения Самостоятельный выбор учебного материала Возможность работать в Moodle Отсутствие советов и помощи преподавателя Нет свободного времени Мало компьютерных классов Не всегда можно понять задание Сбои в сети
Необходимо отметить, что при росте мотивации обучающихся и преподавателей к управлению и выполнению самостоятельной работы не наблюдалось снижения показателей успеваемости (рисунок 2). Оценка успеваемости осуществлялась по стобалльной шкале.
81 80 79 78 77 76 75 74
Рисунок 2 - Освоение дисциплин по итогам зачетно-экзаменационной сессии Анализируя результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы (рисунки
3,4):
- повышается показатель значимости самостоятельной работы для подготовки обучающихся в современных условиях;
- увеличивается значимость самостоятельного познания и развития будущей профессиональной деятельности студента;
- увеличивается уровень комфортности информационно-образовательной среды вуза (система Moodle);
- увеличивается способность студентов к самореализации и организации самостоятельной работы;
- повышается уровень удовлетворённости организацией самостоятельной работы;
- увеличивается уровень материально-технического обеспечения самостоятельной работы обучающихся в вузе.
Оцените уровень методического обеспечения самостоятельной работы студентов в вузе: наличие методических пособий,учебников, справочной литературы и т.д.
Оцените уровень комфортности информационной образовательной среды (система МосхЛе, блоги преподавателей, электронные библиотечные ресурсы и т.д.), созданной в вузе, для использования в Вашей самостоятельной работе.
Оцените свою способность к организации и реализации самостоятельной работы.
Оцените значимость самостоятельного познания и развития для Вашей будущей профессиональной деятельности.
Оцените значимость самостоятельной работы для подготовки обучающихся в современных условиях.
□ 3 этап
□ после эксперимента
□ до эксперимента
1 3,5
0
1
2
3
4,5 4,2 3,9
□ 4,3
]4,1
3,9
4
5
Рисунок 3 - Система управления самостоятельной работой обучаемых в НГПУ им. К.Минина глазами студентов
Оцените целесообразность увеличения доли самостоятельной работы студентов при обучении в вузе при условии создания оптимальных условий для ее реализации.
Оцените Ваш уровень удовлетворенности организацией самостоятельной работы обучающихся в вузе в целом.
Оцените значимость новой формы работы -самостоятельная аудиторная работа в структуре самостоятельной работы.
Оцените уровень методической поддержки преподавателей при организации самостоятельной работы
Оцените уровень материально-технического обеспечения самостоятельной работы обучающихся в вузе.
□ 3 этап
□ после эксперимента □до эксперимента
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5
Рисунок 4 - Система управления самостоятельной работой обучаемых в НГПУ им. К.Минина глазами студентов
Проведенный анализ анкетирования преподавателей тоже имеет определенные конкретные положительные результаты.
На примере представленных диаграмм (рисунки 5-7) мы можем отметить:
1. Повышается оценка значимости самостоятельной работы в современных условиях.
2. Повышается результат необходимости системы управления самостоятельной работой обучающихся в вузе.
3. Увеличивается показатель уровня учебно-методического обеспечения дисциплины для реализации системы управления самостоятельной работой.
4. Повышается уровень материально-технического обеспечения вуза для создания системы управления самостоятельной работой.
5. Повышается значимость силлабуса дисциплины для реализации системы управления самостоятельной работой.
6. Преподавателями определена форма организации самостоятельной работы -групповая.
7. Выделены эффективные виды заданий для проведения самостоятельной работы:
- выполнение тестовых заданий;
- выполнение проектных заданий.
8. Основными специализированными аудиториями, по мнению преподавателей, в большей части выбраны компьютерные классы.
Оцените уровень информационной образовательной среды (система МооШе, блоги преподавателей, электронные библиотечные ресурсы и т.д.), созданной в вузе, для создания системы управления самостоятельной работой обучающихся.
Оцените уровень организации самостоятельной работы обучающихся по Вашей дисциплине.
Оцените значимость самостоятельной работы для подготовки обучающихся в современных условиях.
Оцените необходимость создания системы управления самостоятельной работой обучающихся в НГПУ им. К. Минина.
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5
□ 3 этап
■ после эксперимента □до эксперимента
Рисунок 5 - Система управления самостоятельной работой обучаемых в НГПУ им. К.Минина глазами преподавателей
Оцените способность обучаемых к самостоятельной работе при изучении дисциплин.
Оцените целесообразность увеличения доли самостоятельной работы обучающихся при обучении в вузе при условии создания оптимальных условий для ее реализации.
Оцените уровень информационно- методического обеспечения Вашей дисциплины для реализации системы управления самостоятельной работой обучающихся.
Оцените уровень материально-технического обеспечения вуза для создания системы управления самостоятельной работой обучающихся
□ 3 этап
□ после эксперимента □до эксперимента
Рисунок 6 - Система управления самостоятельной работой обучаемых в НГПУ им. К.Минина глазами преподавателей
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5
Оцените значение силлабуса дисциплины для реализации системы управления самостоятельной работой обучающихся.
Оцените Ваш уровень удовлетворенности организацией самостоятельной работы обучающихся в вузе в целом.
Оцените целесообразность введения новой формы работы обучающихся - самостоятельная аудиторная работа.
Оцените необходимость введения должности тьютора академических групп при реализации системы управления самостоятельной работой обучающихся.
□дек.16
□ после эксперимента □до эксперимента
4,2
4,1
3,8
3,5
2 ,8
2,9
3,6 3,4
3,4
3,3
Рисунок 7 - Система управления самостоятельной работой обучаемых в НГПУ им. К.Минина глазами преподавателей
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5
На вопрос анкеты, определяющий формы организации самостоятельной работы, респондентам предлагалась возможность выбора нескольких вариантов ответов. Большая часть преподавателей на первом и втором этапе исследования выделила индивидуальную форму обучения студентов. Результат анкетирования на третьем этапе определяют постоянство работы в групповой форме.
2
3
коллективная
групповая
индивидуальная
□дек.16
□ после эксперимента
□ до эксперимента
] 2
По"
] ii
1
1 5
] 13
Ш
10
12
14
] 15
16
0
2
4
6
8
Рисунок 8 - Формы организации самостоятельной работы
Полученные данные позволяют рекомендовать к внедрению предложенные авторами подходы к управлению самостоятельной работой обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1(13). С. 19. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sillabus-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy/ (дата обращения: 21.01.2017).
2. Груздева М.Л., Свинухова М.Ю. Формирование профессиональной мобильности специалиста в рамках компетентностного подхода [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=1 (дата обращения: 21.01.2017).
3. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Инновационные технологии педагогического образования на современном этапе // Инновации и инвестиции. 2015. №10. С. 22-23.
4. Сулейменова А.А., Мамедова Э.Я., Тукенова Н.И. Мультимедиа и «облачные» технологии как современный ресурс организации образовательного процесса в дистанционных образовательных технологиях Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова [Электронный ресурс] // Естественные и математические науки в современном мире: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. URL: http://sibac.info/conf/naturscience/ii/31447 (дата обращения: 21.01.2017).
5. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы MOODLE [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения: 21.01.2017).
6. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2010. 30 c.
7. Bekkulov A.M., Normatova G. Formation of information culture of pupils // European Conference on Education and Applied Psychology 5th International scientific conference. 2014. C. 182-186.
8. Gendina N.I. Information culture, media and information literacies in russia: theory and practice, problems and prospect // Communications in Computer and Information Science. 2013. T. 397. CCIS. C. 258-267.
9. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare // Scientific and Technical Information Processing. 2014. T. 41. №3. C. 155-158.
10. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues Modern // Applied Science. 2015. T. 9. №5. C. 314-322.
11. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. T. 9. №22. C. 95568.
12. Steinwachs K. Information and culture - the impact of national culture on information processes // Journal of Information Science. 1999. T. 25. №3. C. 193-204.
REFERENCES
1. Gruzdeva M.L., Tukenova N.I. Sillabus as a means of organizing students' independent work. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1-1(13), p. 19. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sillabus-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy/ (accessed 21.01.2017) (in Russian).
2. Gpuzdeva M.L., Svinuhova M. Ju. Formation of professional mobility specialist in castles competency approach. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 1. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2013&issue=1 (accessed 21.01.2017) (in Russian).
3. Smirnova Zh.V., Muhina M.V. Innovative technology teacher education at the present stage. Innovacii i investicii, 2015, no 10, pp. 22-23. (In Russian)
4. Sulejmenova A.A., Mamedova Je.Ja., Tukenova N.I. Media and the "cloud" technology as a modern organization resource in the educational process of distance learning technologies Zhetysu State University. I.Zhansugurova. Estestvennye i matematicheskie nauki v sovremennom mire: sb. st. po mater. II mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Natural and Mathematical Science in the modern world: coll. Art. on the mater. II Intern. scientific-practical. conf]. Novosibirsk, SibAK Publ., 2013. Available at: http://sibac.info/conf/naturscience/ii/31447 (accessed 21.01.2017) (in Russian).
5. Tolsteneva A.A., Vinnik V.K., Terehina O.S., Krivenkova E.N., Kulikov A.A. Organization of independent work of students using a remote system MOODLE. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year= 2014&issue=4 (accessed 21.01.2017) (in Russian).
6. Chanchina A.V. Pedagogical process of a professional educational institution: educational-methodical manual. Nizhnij Novgorod, 2010. 30 p. (In Russian)
7. Bekkulov A.M., Normatova G. Formation of information culture of pupils // European Conference on Education and Applied Psychology 5th International scientific conference. 2014. Pp. 182-186.
8. Gendina N.I. Information culture, media and information literacies in russia: theory and practice, problems and prospect // Communications in Computer and Information Science. 2013. Т. 397. CCIS. Pp. 258-267.
9. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare // Scientific and Technical Information Processing. 2014. Т. 41. No. 3. Pp. 155-158.
10. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues Modern // Applied Science. 2015. Т. 9. No. 5. Pp. 314-322.
11. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. No. 22. Pp. 95568.
12. Steinwachs K. Information and culture - the impact of national culture on information processes // Journal of Information Science. 1999. Т. 25. No. 3. Pp. 193-204.
© Груздева М.Л., Смирнэва Ж.В., Тукенэва Н.И., 2017
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Груздева Марина Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологий сервиса и технологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Смирнова Жанна Венедиктовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Gruzdeva Marina Leonidovna - doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of technology service and technology education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Smirnova Zhanna Venediktovna - candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor the Department of technology service and technology education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: [email protected]