УДК 378
О.В. ГОЛУБЕВА1, М.Ю. ШЛЯХОВ1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
РОЛЬ ТЬЮТОРА В УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье представлен исторический обзор возникновения и развития института тьюторства. Рассмотрены подходы к определению понятия «тьюторство», традиционная структура тьюторской системы, а также ее историческая и образовательная значимость. В статье анализируются основные функции тьютора в управлении самостоятельной работой студентов, базовые принципы его работы. Обобщается опыт реализации проектной линии «Управление самостоятельной работой студентов», проводившейся в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина в рамках программы модернизации образовательного процесса в 2015-2016 учебном году. Рассмотрены основные современные формы тьюторского сопровождения самостоятельной работы обучающихся, факторы, влияющие на выбор форм тьюторского сопровождения. Отмечается необходимость формирования устойчивой мотивации как фактора активной самостоятельной работы обучающихся. Авторы приходят к выводу об эффективности различных тьюторских практик и необходимости дальнейшей системной профессиональной подготовки тьюторов. Ключевые слова: тьютор, самостоятельная работа, функции тьютора, управление самостоятельной работой.
O.V. GOLUBEVA1, M.U. SHLYAHOV1
' Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation
THE ROLE OF THE TUTOR IN THE MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS
Abstract. The article presents a historical overview of the origin and development of the tutor Institute. The approaches to the definition of "tutoring", the traditional structure of the tutoring system, as well as its historical and educational significance. The basic functions of a tutor as well as the tutor's work' key principles are being analyzed in the article. The authors focus on the implementation of the project "The Management of the Independent Work of students" held in Nizhny Novgorod State Minin's Pedagogical University within the framework of the modernization of the educational process in the 2015-2016 academic year. The basic modern form of tutor support independent work of students, the factors influencing the choice of forms of tutor support. The necessity of formation of steady motivation as a factor active independent work of students. The authors come to a conclusion about the effectiveness of various tutoring practices and the necessity for further systematic training of tutors.
Keywords: tutor, individual work, tutor functions, management of independent work.
Одно из актуальных направлений реформирования современного образования связано с введением новых профессий и педагогических специальностей. В формирующейся сегодня новой образовательной среде как никогда актуальным становится право на индивидуальную траекторию развития. Образование не может не быть индивидуализированным, что меняет взгляд на педагогические отношения: просветительская образовательная парадигма трансформируется в модель сопровождающую [11]. В современной педагогической практике отчетливо осознается необходимость реализации принципа индивидуализации образования. Одним из направлений реализации этого принципа является развитие тьюторства как педагогической деятельности, отличающейся индивидуализированностью взаимодействия преподавателя с обучающимся (персонифицированным подходом).
Проблема тьюторстава и тьюторской деятельности, основные функции специалиста, осуществляющего тьюторское сопровождение обучающихся, рассматривались в работах таких авторов, как В.В. Давыдова, С.В. Дудчик, Т.В. Громовой, Т.М. Ковалевой, Н.В. Рыбалкиной, А.Н. Тубельского, П.Н. Осипова, B.C. Пьянина, Г.Б. Скок, Т.Ю. Сурниной, Г.П. Щедровицкого, С.А. Щенникова, Д.Б. Эльконина и др.
В отечественной и зарубежной образовательной практике считается, что тьюторство в учебном процессе высшей школы в большей степени соответствует позиции педагогической поддержки обучающего. Институт тьюторства сформировался ещё в XII веке в английских университетах (Кембридж и Оксфорд), которые и сегодня являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить, какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.
Исследователи проблемы тьюторства и истоков его возникновения отмечают, что тьютор появился в университетском образовании как фигура, востребованная именно в открытом и свободном от стандартов образовательном пространстве, наполненном преимущественно авторскими курсами и авторским видением предмета и целей образования
[4].
На сегодняшний день известен ряд трактовок понятия «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor - наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор - лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача - быть знающим наставником своих воспитанников [9]. Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство» [6]:
1. Тьюторство - поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).
2. Тьюторство - сопровождение (помощь, направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).
3. Тьюторство - фасилитация (деятельность, направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении).
Основательный обзор истории развития тьюторства, а также традиционных мировых и зарождающихся российских практик представлен в коллективной работе нижегородских исследователей [12].
Пройдя сложный многовековой путь развития, тьюторство стало неотъемлемой частью современной системы образования в странах Западной Европы и США. Детальный обзор развития этой сферы в США дан в работах Эдварда Е. Гордона (Edward E. Gordon) и его коллег [13, 14, 15, 16]. Более того, тьюторство постепенно трансформировалось в развитый и чрезвычайно разветвленный социально-образовательный институт, охватывающий обучающихся всех возрастов и функционирующий в самых разнообразных средах и формах: университетских и межуниверситетских, локальных и международных, коммерческих и волонтерских [17, 18].
Следует отметить, что тьюторство как специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216) [5], и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях.
Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:
1. Руководство процессом обучения, регулирующее соотношение учебной нагрузки студента и самостоятельной работы во внеучебное время.
2. Наставничество, предусматривающее сопровождение студента в период обучения в университете в самом широком смысле слова.
3. Собственно тьюторство - обучение студента по индивидуально выбранной схеме в течение определенного семестра или всего учебного года.
В настоящее время формирование у студентов умения самостоятельно овладевать знаниями и методами работы становится первоочередной задачей профессиональной подготовки специалистов. Современные условия подготовки обучающихся в системе высшего образования предполагают сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема самостоятельной работы. Эта тенденция находит свое отражение и в современных образовательных стандартах ФГОС ВО, регламентирующих подготовку бакалавров [1].
В условиях сокращения аудиторной нагрузки студентов и увеличения объема самостоятельной работы значение последней велико на младших курсах в вузе и многократно увеличивается на старших курсах, когда возрастает доля работ, где от студента требуется применение полученных знаний: при выполнении курсовых и дипломных работ, при прохождении учебных и производственных практик и т.д.
В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина в рамках программы модернизации образовательного процесса в 2015-2016 учебном году стартовала проектная линия «Управление самостоятельной работой студентов», где особое внимание уделялось вопросам тьюторства и тьюторского сопровождения студентов вуза.
Экспериментальная работа по проблеме системного включения студентов в самостоятельную работу проходила в нескольких группах.
Под самостоятельной работой обучающихся (СРО) мы понимали учебную научно-исследовательскую и общественно значимую деятельность обучающихся, направленную на развитие общекультурных и профессиональных компетенций, которая осуществляется как без непосредственного участия преподавателя, так и под руководством преподавателя и тьютора академических групп. Кроме этого, в учебном процессе выделялась внеаудиторная и контактная самостоятельная работа.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, которая выполняется во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Контактная самостоятельная работа по дисциплине выполняется под руководством преподавателя и по его заданию, а также под руководством тьютора.
Создание системы управления самостоятельной работой обучающихся потребовало создания института тьюторов. При организации системы работы опирались на ряд принципов:
1. Открытость - управление обучающимися собственной познавательной и образовательной деятельностью.
2. Непрерывность - обеспечение своевременного, последовательного, цикличного процесса в развитии познавательного интереса обучающихся.
3. Гибкость - ориентация обучающихся на расширение социальных контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности.
4. Индивидуализация - учет личностных запросов, индивидуальных особенностей и интересов обучающихся.
Тьюторское сопровождение обучающихся осуществлялось поэтапно. Этапы тьюторского сопровождения последовательно взаимосвязаны между собой и имеют свою специфику. Рассмотрим данные этапы более подробно.
Диагностический: развитие и стимулирование у обучающегося мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
Проектировочный: поддержка самостоятельности и активности обучающегося в процессе изучения дисциплин учебного плана.
Реализационный: обучающийся осуществляет реальное задание (проект, исследование). Как результат - оформляется (наполняется) портфолио обучающегося.
Аналитический (рефлексивный): направлен на развитие адекватной самооценки, умений анализировать собственные действия и действия окружающих. Как инструмент -ведение обучающимися дневников рефлексии.
Тьюторская деятельность осуществлялась в различных масштабах. Векторами деятельности тьютора выступили:
1. Социальный - адаптация студента в вузе и образовательном пространстве вуза и социума в целом:
- адаптационная работа со студентами «Введение в университет»;
- сопровождение иностранных студентов;
- удовлетворение потребностей студентов в образовании и развитии за счет системы студенческих сообществ;
- моральное наставничество, разрешение конфликтных ситуаций.
2. Антропологический - овладение техниками и технологиями развития личностных качеств необходимых в образовании, в том числе и самообразовании.
- наблюдение и фиксация личностных данных и способностей обучающихся, определение их образовательных и личностных потребностей;
- сопровождение создания портфолио достижений обучающихся;
- проведение курса самоорганизация учебной деятельности;
- организация рефлексивной деятельности.
3. Культурно-предметный - раскрытие потенциала учебных дисциплин, выбор курсов, задний по самостоятельной работе.
- формирование индивидуальных траекторий образования и развития обучаемых в структуре вуза за счет использования ресурсов системы дополнительного образования;
- выбор места практики;
- определение необходимого уровня образования;
- помощь в определении форм и содержания НИРС и проектной деятельности студентов;
- курирование аудиторной самостоятельной работы;
- работа с малыми группами обучающихся, выполняющих определенные (групповые) задания;
- разработка рекомендаций по эффективному обучению с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- разработка рекомендаций по трудоустройству.
Кроме этого, следует отметить такой вектор деятельности тьютера, как сопровождение профессорско-преподавательского состава. В рамках данного направления тьютор может осуществлять следующие функции:
1. Консультационная работа по управлению самостоятельной работой студентов.
2. Консультационная работа по индивидуализации обучения студентов.
3. Обеспечение обратной связи между обучающими и преподавателем.
4. Организация и решение технических вопросов, возникающих у преподавателя при организации самостоятельной и индивидуальной работы с обучающимися.
5. Подготовка к проведению очных и виртуальных образовательных событий.
6. Контроль, тиражирование и рассылка документов, связанных с управлением самостоятельной либо индивидуальной работой обучающихся.
Как отмечает Т.Н. Ковалева, «тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность» [6].
Поэтому основными формами тьюторского сопровождения выступали различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Рассмотрим кратко содержание некоторых основных форм тьюторского сопровождения, применяемых сегодня в практике тьюторской деятельности по отношению к обучающимся.
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого обучающегося. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого обучающегося.
Групповая тьюторская консультация. При групповой работе, так же как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или преподавателем, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную [6].
Наряду с рассмотренными выше формами тьюторского сопровождения были реализованы: учебные тьюторские семинары, тренинги, образовательные события и др.
Учебный тьюторский семинар (тьюториал) предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся. Тьюториал является открытым учебным занятием с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Кроме этого, тьюториал направлен на приобретение опыта использования различных нестандартных, смоделированных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ.
Тренинги в настоящее время активно применяются в практике преподавания различных учебных дисциплин, являются одной из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение в процессе тренинговой работы необходимых умений и навыков предполагает не только запоминание способов действий, но и непосредственное применение в ходе практической работы.
Говоря о выборе форм тьюторского сопровождения, нельзя не отметить специфику изучаемых дисциплин. При изучении гуманитарных дисциплин основная задача тьютора -дать правильные рекомендации по изучению литературных источников, а при изучении технических дисциплин - обратить внимание студентов на условия протекания технологических процессов, методы их изучения. Кроме этого, уровень подготовки у студентов учебной группы не одинаков. Поэтому выбор формы тьюторского сопровождения самостоятельной работы обучающихся определялся содержанием конкретной дисциплины (модуля) и уровнем подготовленности обучающихся. Выбранные формы были непосредственно связаны с теоретическими курсами и имели учебный или учебно-исследовательский характер. Непосредственно формы самостоятельной работы обучающихся определяли кафедры при разработке рабочих программ дисциплин (модулей) и силлабусов дисциплин (модулей).
Так как образовательные потребности студентов разнообразны, в одном случае развивается направление тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в другом - сопровождение дистанционного обучения, в третьем особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности.
Все эти направления характеризуются своими особенностями и потребностями, но общее понимание целей и идей тьюторства объединяет их. Во взаимодействии студента и тьютора лежит субъективная активность обучающихся.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самым сильным мотивирующим фактором призван быть процесс подготовки обучающегося к эффективной профессиональной деятельности. Но не для всех обучающихся в вузе данный мотив является ведущим.
Среди факторов, способствующих активизации самостоятельной работы студентов, можно выделить следующие:
1. Полезность выполняемых заданий, осознание необходимости конкретного знания и возможности его применения в будущей профессиональной деятельности.
2. Участие обучающихся в творческой деятельности на всех этапах обучения в вузе.
3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютеров и других технических средств обучения.
4. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (рейтинг, накопительные оценки, тестирование, нестандартные экзаменационные процедуры).
5. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»).
Таким образом, спектр обязанностей тьютора очень широк. При этом стоит помнить, что основной задачей тьютора будет формирование индивидуальной образовательной программы для студентов. Индивидуализация такого плана предполагает закрепление главного выбора содержания образования за студентом.
Опыт реализации проектной линии «Управление самостоятельной работой студентов» показал эффективность тьюторских практик и необходимость системной профессиональной подготовки тьюторов, которые могли бы обеспечить персонифицированный подход к образованию и формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: Ы*р://минобрнауки.рф.
2. Беляева Т.К., Никишина О.А. Тьюторство как ресурс повышения качества образования иностранных студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6.
3. Брыксина О.Ф., Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Программа тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов как новый образовательный продукт [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL:
http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/programma-tyutorskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya/ (дата обращения: 10.08.2016).
4. Гончарова Е.В., Шевченко Т.С. Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2012. №2.
5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС): Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: http://bizlog.ru/eks/eks-19/28.htm.
6. Ковалева Т.М., Попова С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «Тьютор». М.: СФК-офис, 2012. 246 с.
7. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса // Вестник Амурского государственного университета. 2013. Вып. 60: Сер.: Гуманитар. науки. С. 110-115.
8. Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-perspektivnoy/ (дата обращения: 10.08.2016).
9. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. М.: ИПК госслужбы, 2001. 107 с.
10. Толстенева А.А., Голубева О.В. Опыт реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2015. С. 195-198.
11. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 2. С. 38.
12. Chelnokova E.A., Agayev N.F., Kaznacheeva S.N., Yudakova O.V., Blagodinova V.V., Spiridonova M.I. History of Origin of Tutoring in Global Educational Practice // Mediterranean Journal of Social Sciences. MCSER Publishing, Rome-Italy. 2015. Vol. 6, №6. P. 492-497.
13. Edward E. Gordon and Elaine H. Gordon. Centuries of Tutoring: A History of Alternative Education in America and Western Europe. University Press of America, 1991.
14. Edward E. Gordon. Tutor Quest: Finding Effective Education for Children and Adults. Phi Delta Kappa Educational Foundation, 2002.
15. Edward E. Gordon, Peer Tutoring. A Teacher's Resource Guide. Scarecrow Press, Fall 2004.
16. Edward E. Gordon, Ronald R. Morgan, Judith A. Ponticell, and Charles J. O'Malley. Tutoring Research and Student Achievement: Best Practices and Policy Implications. Rowman & Littlefield Publishing Group, Fall 2005.
17. Burnish, Fuchs & Fuchs. Peer-assisted learning strategies: An evidence-based practice to promote reading achievement // Learning Disabilities Research & Practice. 2005. №15(2). P. 85-91.
18. Topping K. Peer-assisted learning: A practical guide for teachers. Newton, Mass.: Brookline Books, 2008.
REFERENCES
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju «Pedagogicheskoe obrazovanie» [Federal State Educational Standard of Higher Education in "Teacher education"]. Available at: http://minobrnauki.rf (in Russian).
2. Beljaeva T.K., Nikishina O.A. Tjutorstvo kak resurs povyshenija kachestva obrazovanija inostrannyh studentov v vuze [Tutoring as a resource for improving the quality of education of foreign students in high school]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 6 (in Russian).
3. Bryksina O.F., Kanjanina T.I., Krupoderova E.P. Programma tjutorskogo soprovozhdenija formirovanija IKT-kompetentnosti pedagogov kak novyj obrazovatel'nyj produkt [The program tutor support the formation of the ICT competence of teachers as a new]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 2 (in Russian).
4. Goncharova E.V., Shevchenko T.S. Soprovozhdenie individual'noj obrazovatel'noj traektorii obuchenija studentov [Support of individual educational trajectory of students training]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 2 (in Russian).
5. Edinyj kvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i drugih sluzhashhih (EKS): Razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i specialistov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija» [Single qualification handbook for managers, professionals and other employees (CEN): Section: "Qualifying characteristics of heads' and higher vocational and additional professional education of specialists"]. Available at: URL:http://bizlog.ru/eks/eks-19/28.htm (in Russian).
6. Kovaleva T.M., Popova S.Ju., Terov A.A., Cheredilina M.Ju. Professija «Tjutor» ["Tutor" Profession]. Moscow, 2012. (In Russian)
7. Kokambo Ju.D. Tjutorstvo kak novaja forma vzaimodejstvija uchastnikov obrazovatel'nogo processa [Tutoring as a new form of interaction between participants of the educational process]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, vyp. 60, ser.: Gumanitar. nauki. Pp. 110115 (in Russian).
8. Prohorova I.V., Ageeva E.L. Pedagogicheskie uslovija realizacii perspektivnoj modeli integrirovannoj klinicheskoj praktiki v vysshem pedagogicheskom obrazovanii [Pedagogical conditions of realization of perspective model of integrated clinical practice in the higher pedagogical education ]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 2. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-perspektivnoy/ (accessed 10.08.2016) (in Russian).
9. Terminologija v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: slovar' [Terminology in the system of additional vocational training: Dictionary]. Moscow, 2001 (in Russian).
10. Tolsteneva A.A., Golubeva O.V. Opyt realizaciiprogrammpodgotovkipedagogicheskih kadrov v setevoj forme [Experience in the implementation of training programs for teachers in the form of a network]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po
problemam razrabotki i aprobatsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki - Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagayushchikh akademicheskuyu mobil'nost' studentov vuzov pedago-gicheskogo profilya (nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki) vusloviyakh setevogo vzaimodeystviya [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: a collection of articles based on the All-Russian scientific-practical conference on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" (training direction - Special (defectological) education) involving academic mobility of students of pedagogical profile universities (non-teaching areas of training) in terms of networking]. N.Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2015, pp. 195-198 (in Russian).
11. Chirkova N.V. «Tyutor» versus «uchitel»? [Tutor" versus "teacher"?]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2009, no. 2, p. 38. (In Russian)
12. Chelnokova E.A., Agayev N.F., Kaznacheeva S.N., Yudakova O.V., Blagodinova V.V., Spiridonova M.I. History of Origin of Tutoring in Global Educational Practice // Mediterranean Journal of Social Sciences. MCSER Publishing, Rome-Italy. 2015. Vol. 6. No. 6. Pp. 492-497.
13. Edward E. Gordon and Elaine H. Gordon. Centuries of Tutoring: A History of Alternative Education in America and Western Europe. University Press of America, 1991.
14. Edward E. Gordon. Tutor Quest: Finding Effective Education for Children and Adults. Phi Delta Kappa Educational Foundation, 2002.
15. Edward E. Gordon, Peer Tutoring. A Teacher's Resource Guide. Scarecrow Press, Fall 2004.
16. Edward E. Gordon, Ronald R. Morgan, Judith A. Ponticell, and Charles J. O'Malley. Tutoring Research and Student Achievement: Best Practices and Policy Implications. Rowman & Littlefield Publishing Group, Fall 2005.
17. Burnish, Fuchs & Fuchs. Peer-assisted learning strategies: An evidence-based practice to promote reading achievement // Learning Disabilities Research & Practice. 2005. No. 15(2). Pp. 8591.
18. Topping K. Peer-assisted learning: A practical guide for teachers. Newton, Mass.: Brookline Books, 2008.
© Голубева О.В., Шляхов М.Ю., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Голубева Ольга Владиславовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: gololga@yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Golubeva Olga Vladislavovna - cand. pedagogical sciences, docent, head of the Department of technology service and technology education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: gololga@yandex.ru
Шляхов Михаил Юрьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: mik-shlyakhov@yandex.ru
Shlyahov Mikhail Yurievich - PhD in History, docent, docent of the Department of Russian history and auxiliary historical sciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: mik-shlyakhov@yandex.ru