УДК 37.013
М.Л. ГРУЗДЕВА1, Н.И. ТУКЕНОВА2
'Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация
2Жетысуский государственный университет имени Илъяса Жансугурова, Талдыкорган, Республика Казахстан
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЛАБУСА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Статья содержит описание силлабуса и опыт его применения в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Силлабус - план изучения дисциплины, который преподаватели разрабатывают в помощь студентам. В условиях повышающейся роли самостоятельной работы студентов силлабус определит начальные и граничные условия продвижения студента в учебном процессе и даст ему возможность самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы. В статье приведены как положительные, так и отрицательные мнения преподавателей и студентов по итогам апробации внедрения этого документа в учебный процесс нескольких экспериментальных групп. Преподаватели, участвующие в апробации внедрения силлабуса в практику преподавания, уверены, что план-конспект учебного курса, написанный именно для студента, поможет последнему в организации его учебной деятельности. В то же время необходимо отметить, что внедрение силлабусов в практику встречает некоторое противодействие со стороны педагогов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, технологическая карта дисциплины, силлабус. M.L. GRUZDEVA1, N.I. TUKENOVA2
' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Ural State Law University, Ekaterinburg, Russian Federation
EXPERIENCE WITH THE USE SYLLABUS IN THE STUDENTS 'INDEPENDENT WORK
Abstract. The article contains a description of the syllabus and experience of its application in the Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K.Minina. Syllabus - the plan of the discipline that teachers develop students' help. In the context of the rising role of independent work of students syllabus will determine the initial and boundary conditions for the promotion of the student in the learning process and give him an opportunity to allocate time, energy and the intensity of their work.
The article presents both positive and negative opinions of teachers and students on the basis of testing the implementation of this document in the learning process several experimental groups. Teachers participating in the testing of the implementation in practice of teaching syllabuses, sure is an outline plan of the course written specifically for students, help the latter in the organization of its educational activity. At the same time it should be noted that the implementation of that practice in the syllabus meets some resistance from teachers.
Keywords: independent work, technical map of the discipline syllabus
В настоящее время формирование у студентов умения самостоятельно овладевать знаниями и методами работы становится первоочередной задачей профессиональной подготовки специалистов. В условиях сокращения аудиторной нагрузки студентов и увеличения объема самостоятельной работы значение последней велико на младших курсах в вузе и многократно увеличивается на старших курсах, когда возрастает доля работ, где от студента требуется применение полученных знаний: при выполнении курсовых и дипломных работ, при прохождении учебных и производственных практик и т.д.
В Нижегородском государственном педагогическом университете проблема создания системы управления самостоятельной работой обучающихся решалась в рамках программы модернизации образовательного процесса в 2015-2016 учебном году. В нескольких группах факультета управления и социально-технических сервисов и гуманитарного факультета проходил эксперимент по проблеме системного включения студентов в самостоятельную работу. Под самостоятельной работой студентов мы понимали учебную, научно-исследовательскую и общественно значимую деятельность обучающихся, направленную на развитие общекультурных и профессиональных компетенций, которая осуществляется как без непосредственного участия преподавателя, так и под руководством преподавателя и тьютора академических групп. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.
Одним из инструментов преподавателя в процессе управления самостоятельной работой обучающихся нами был выбран силлабус дисциплины.
Силлабус - план изучения дисциплины, «план действий» для студентов, который может представлять собой своеобразный план-конспект учебного предмета, предназначенный именно для студента, имеющий целью помочь в организации его учебной деятельности. Такой документ должен информировать студента о том, какие качества у него могут быть сформированы в результате освоения данной дисциплины, а также о том, что, как и когда студент должен для этого сделать. Такого рода документ определит начальные и граничные условия продвижения студента в учебном процессе и даст ему возможность самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы.
Силлабус - документ, содержащий основные характеристики изучаемого предмета, является средством коммуникации между преподавателем и студентом и включает краткую аннотацию учебной дисциплины, расписание прохождения тем, условия успешного изучения дисциплины и т.д. [2].
Силлабус создается в помощь студентам, поэтому преподаватель должен составлять его понятным для студента языком.
Представим последовательно каждый структурный элемент силлабуса (рисунок 1). 1. Политика учебной дисциплины.
Общие требования преподавателя. Политика учебной дисциплины определяется системой требований, которые преподаватель предъявляет к обучающимся при изучении той или иной дисциплины. Требования могут касаться посещения занятий (недопустимость пропусков, опозданий и т.п.); правил поведения на занятиях (активное участие, выполнение
необходимого минимума учебной работы и др.); поощрений и взысканий (за что могут начисляться или вычитаться баллы и т.п.).
Основные цели дисциплины. При написании этого пункта необходимо достаточно четко ответить на вопросы: почему нужно изучить эту дисциплину в ходе получения образования по той или иной специальности, что студент будет уметь в результате овладения дисциплины, какими компетенциями он овладеет и т.д.
Задачи дисциплины. Задачи - это конкретное выражение цели, ответ на вопрос: с чем знакомит, чему научит, что вырабатывает данная дисциплина.
Политика учебной дисциплины
• Общие требования преподавателя
• Основные цели дисциплины
• Задачи дисциплины
План изучения дисциплины
• Тематический план дисциплины
• Технологическая карта изучения дисциплины
Контрольные мероприятия и оценки
• Рейтинг-план по дисциплине
Описание заданий и критерии оценки
• Критерии аттестации текущей работы по дисциплине
• Критерии аттестации итоговой работы
• Необходимые условия для получения зачета (допуска на экзамен)
Материально-техническое и аудиторное обеспечение
• Оборудование учебного кабинета, технические средства обучения и т.д.
Учебно-методическое и
информационное
обеспечение
• Список литературы для обязательного изучения
Рисунок 1 - Основные разделы силлабуса
2. План изучения дисциплины.
Тематический план дисциплины оформляется в виде таблицы, где указываются: наименование темы, количество аудиторных часов, которые делятся на аудиторную и внеаудиторную работу и т.д. Следует особо подчеркнуть, что обучающиеся в ходе изучения дисциплины вправе ожидать реализации именно того содержания, которое было заявлено в силлабусе и на основе которого был сделан выбор дисциплины.
Технологическая карта изучения дисциплины также оформляется в виде таблицы, которая включает тему занятия; дату проведения занятия, задания и форму контроля для аудиторных занятий; задания, форму контроля и срок сдачи задания для внеаудиторной работы, а также источники информации для подготовки к занятию (таблица 1).
Таблица 1 - Шапка технологической карты изучения дисциплины
Тема занятия Аудиторные занятия
Дата проведения занятия Что делать к занятию Чем проверяется
(продолжение Таблицы 1)
Самостоятельная работа (внеаудиторная) Источники информации для подготовки к занятию
Что делать Чем проверяется Срок сдачи задания для с/р
Авторы обращают внимание на то, что при разработке технологической карты необходимо выполнение следующих условий: цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны обучающимся; задания для самостоятельной работы должны быть доступны, содержать алгоритмы их выполнения и методические рекомендации; форма контроля, критерии оценки и сроки сдачи заданий должны быть четко определены и заранее известны обучающимся и др.
3. Контрольные мероприятия и оценки.
Рейтинг-план по дисциплине формируется на основе оценки в баллах качества выполнения студентом всех видов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. В рейтинг-плане определены все виды текущего и рубежного контроля, а также указано минимальное и максимальное количество баллов, которое студент может получить за каждый вид деятельности, выполняемой в аудиторное и внеаудиторное время. Рейтинг по каждой дисциплине рассчитывается в пределах 100 баллов. Студент должен выполнить все обязательные виды деятельности, предусмотренные рейтинг-планом, и получить за каждую тему (раздел, контрольную работу) баллы в интервале от минимума до максимума, заявленного преподавателем.
Преподаватель может добавить поощрительные баллы (за выступление на научном семинаре или конференции, за участие в конкурсах, олимпиадах, за активную работу на аудиторных занятиях и т.д.). Могут быть оценены и личные качества студента (творческий подход при выполнении заданий; ответственность и активность на занятиях; прилежание, дисциплинированность и трудолюбие, степень самостоятельности и инициативность и др.). Общая сумма добавляемых (поощрительных) баллов не может быть больше 10.
Рейтинговая система оценки позволяет фиксировать отдельные нарушения исполнительской дисциплины студентов и вводить штрафные баллы (они вычитаются из общей суммы баллов). Штрафные баллы могут быть введены, например, за пропуски учебных занятий по неуважительной причине, за несвоевременное выполнение обязательных видов деятельности, за сдачу отчета позже установленного срока.
4. Описание заданий и критерии оценки.
Контроль успеваемости обучающихся по каждой учебной дисциплине подразделяется на текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.
При заполнении в силлабусе пункта «Описание заданий и критерии оценки» рекомендуется ясно и четко определить: Как планируется осуществлять контроль? Какие формы контроля будут преимущественно использоваться? Как будет осуществляться оценка знаний студентов?
Пункты «Материально-техническое и аудиторное обеспечение» и «Учебно-методическое и информационное обеспечение», как нам кажется, понятны интуитивно.
В конце 2015-2016 учебного года по итогам апробации в НГПУ им. К. Минина была проведена конференция «Модель управления самостоятельной работой обучающихся: итоги апробации», в рамках которой состоялся мастер-класс «Силлабус дисциплины как инструмент управления самостоятельной работой обучающихся». В работе мастер-класса были задействованы преподаватели вуза, как принимавшие, так и не принимавшие участие в апробации.
Преподаватели, работавшие за рубежом, рассказали, что в американской системе образования преподаватели и студенты давно привыкли к наличию такого документа, как syllabys, который представляет собой две-три страницы печатного текста, который разрабатывается педагогом, ответственным на курс, и раздается студентам на первом занятии или размещается в электронной среде. Syllabus можно также попросить у преподавателя до начала семестра, когда студенты еще только планируют, какие дисциплины они будут изучать.
Американские преподаватели так объясняют необходимость этого документа: «В нашем потребительски-контрактном обществе, данная бумага - это мой контракт со студентами. Я обязуюсь им рассказать такой-то материал, они обязуются мне в такой-то форме продемонстрировать в конце курса свои знания» [1].
Преподаватели НГПУ им. К. Минина, участвующие в эксперименте, прикрепляли разработанные ими силлабусы на первой странице своих электронных курсов. Например, преподавателями кафедры менеджмента силлабус был разработан и прикреплен на главную страницу электронного курса «Основы менеджмента» в ЭУМК вуза.
Электронный учебно- методический комплекс
предназначен для студентов обучающихся по очной форме, по направлению
050100.62 Педагогическое образование профиль подготовки: Технология и экономика
форма обучения очная. Форма ру&ежной аттестации студентов - экзамен.
Составитель: доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Шкунова Анжелика Аркадьевна
Новостной форум
Щ п
Приветствие
^ СИЛЛАБУС
Ь Инструкция по работе с ЭУМК
1В Ра&очие программы
гЗь
Разделы дисциппины и их содержание (часть 2)
Щ Индивидуальный рейтинг ппан студента Глоссарий по курсу
Рисунок 2 - Силлабус в структуре ЭУМК дисциплины «Основы менеджмента»
Поскольку НГПУ им. К. Минина реализует дистанционные формы обучения, которые эффективны как составные части смешанного обучения, то освоение содержания дисциплины по силлабусу оптимально вписывается в структуру дистанционного курса (рисунок 2). Для изучения курса «Основы менеджмента» студентам очной формы обучения предлагается традиционные очные занятия сочетать с внеаудиторной самостоятельной работой в дистанционном курсе [9].
Преподаватели, участвующие в апробации внедрения силлабуса в практику преподавания, уверены, что план-конспект учебного курса, написанный именно для студента, поможет последнему в организации его учебной деятельности. Доступность для студента этого документа позволяет сделать шаг от модели подчиненности между студентом и преподавателем до модели партнерства, когда обе стороны добиваются одной цели -освоения курса и приобретения заявленных компетенций.
Оценивая полученный практический опыт использования силлабусов в своей работе, преподаватели отмечали, что установление определенных формальных правил при изучении дисциплины способствует развитию у студентов таких личностных качеств, как организованность, самостоятельность, ответственность за результат. Поставленный в условия выбора, студент сам определяет логистику изучения курса: необходимость посещать занятия или терять баллы при их пропуске, выполнять дополнительные задания или заранее соглашаться на более низкую итоговую оценку и т.д.
На вопрос «Чем привлекателен для Вас силлабус?» преподаватели дали следующие ответы:
- систематизацией самостоятельной работы;
- планированием и дозированием изучения содержания;
- наличием дорожной карты индивидуального движения студентов к образовательному результату.
Необходимо отметить и тот факт, что внедрение силлабусов в практику встречает и некоторое противодействие со стороны педагогов.
Во-первых, написание еще одного документа по дисциплине не вызывает восторга у преподавателей, но, как показывает опыт внедрения силлабуса на факультете управления и социально-технических сервисов НГПУ им. К.Минина, при написании этого «плана-конспекта дисциплины» преподаватель более четко начинает представлять логическую последовательность курса, переосмысливает ход преподавания дисциплины. Необходимость прописывать технологическую карту дисциплины с пунктами «что делать к занятию», «чем проверяется» и т.д. для каждой темы, да еще и с разделением на аудиторную и внеаудиторную работу, с одной стороны, занимает массу времени преподавателя, с другой -экономит его время в ходе учебного процесса.
Во-вторых, преподаватели понимают, что при использовании такого рода документа в своей работе они оказываются под контролем не только со стороны своего руководства, но и в какой-то степени, со стороны студентов. Для принятия этого факта, на наш взгляд, требуется некоторая «психологическая перестройка».
В работе мастер-класса принимали участие и студенты, участвующие в эксперименте, мнения которых также были неоднозначны.
Положительное мнение: технологическая карта дисциплины позволит студентам продуктивно подготовиться к семинарским и практическим занятиям, овладеть дополнительной информацией по вопросам, которые будут рассматриваться на лекциях.
Отрицательное мнение: студенты считают, что недостаточно оценивается посещаемость занятий, и их сокурсники, которые посещали занятия редко, но сдали все необходимые работы (лабораторные, практические и т.д.), претендуют зачастую на то же количество баллов, что и посещавшие все занятия студенты. Но это, как нам кажется, вопрос правильного составления рейтинг-плана.
Студенты отметили тот факт, что наличие дополнительного документа на странице курса пройдет незамеченным, если преподаватель на первом занятии не рассмотрит этот документ вместе со студентами, не объяснит ключевые моменты и не даст возможности студентам задать интересующие их вопросы.
В итоге работы мастер-класса было предложено:
1. Признать удовлетворительным внедрение силлабусов в учебный процесс экспериментальных групп.
2. Рекомендовать внедрение силлабусов как формы организации самостоятельной работы студентов в учебный процесс 1-2 курсов Факультета управления и социально-технических сервисов в 2016-2017 уч. г.
3. Разработать рекомендации по разработке и внедрению силлабусов в учебный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гладких Б.А Управление учебным процессом в вузе в условиях перехода на международные стандарты высшего образования. Опыт Университета штата Огайо [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/504/14214.php (дата обращения: 01.10.2015).
2. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С. 19.
3. Груздева М.Л., Зайцева С.А. Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения: 01.10.2015).
4. Груздева М.Л., Самерханова Э.К. Единое информационное образовательное пространство: культурологический аспект: монография. Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина,
2012. 112 с.
5. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения (опыт Казахстана) // Высшее образование в России. 2015. №6. С. 138144.
6. Смирнова Ж.В. Применение дистанционного обучения по дисциплинам технического профиля // Образование и наука в современных условиях. 2015. №4(5). С. 112-114.
7. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы MOODLE [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения: 01.10.2015).
8. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Н.Новгород, 2010. 30 с.
9. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №6-1. С. 163-167. URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=9575 (дата обращения: 17.08.2016).
10. Земш М.Б. Самостоятельная работа студента в виртуальной образовательной среде: учебное пособие // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2013. №2. С. 36-37.
11. Bekkutov A.M., Nоrmatоva G. Fоrmatiоn оf т^э1"тайоп culture оf pupils // European inference оп Educatron and Applied Psychоlоgy 5th Шетайопа1 scientific inference. 2014. P. 182-186.
12. Gendina N.I. Infоrmatiоn culture, media and infоrmatiоn literacies in russia: ^огу and practice, problems and prospect // Cоmmunicatiоns in ^mputer and Infоrmatiоn Science. 2013. Т. 397. CCIS. P. 258-267.
13. Lоpatina N.V. The mоdern infоrmatiоn culture and infоrmatiоn warfare // Scientific and Technical Infоrmatiоn Processing. 2014. Т. 41. №3. P. 155-158.
14. V^kur A.I. ^format^n technоlоgies in culture and educatron: image processing issues Mоdem // Applied Science. 2015. Т. 9. №5. P. 314-322.
15. Steinwachs K. Infоrmatiоn and culture - the impact оf nat^nal culture оп ^format^n processes // Jоurnal оf ^format^n Science. 1999. Т. 25. №3. P. 193-204.
REFERENCES
1. Gladkih B.A Upravlenie uchebnymprocessom v vuze v uslovijahperehoda na mezhdunarodnye standarty vysshego obrazovanija. Opyt Universiteta shtata Ogajo [Management of educational process in high school in the conditions of transition to the international standards of higher education. Experience the Ohio State University]. Available at: http://pandia.ru/text/78/504/14214.php (accessed 01.10.2015) (in Russian).
2. Gruzdeva M.L., Tukenova N.I. Sillabus kak sredstvo organizacii samostojatel'noj raboty studentov [Syllabus as a means of organization of independent work of students]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2016&issue=1 (accessed 01.06.2016) (in Russian).
3. Gruzdeva M.L., Zajceva S.A. Razrabotka distancionnyh kursov obuchenija kak podgotovka studentov-pedagogov k rabote v inkljuzivnom obrazovanii [The development of distance learning courses as preparation of students-teachers to work in inclusive education]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=4 (accessed 01.10.2015) (in Russian).
4. Gruzdeva M.L., Samerhanova Je.K. Edinoe informacionnoe obrazovatel'noe prostranstvo: kul'turologicheskij aspekt: monografija [ Single Information educational environment: cultural aspect: monograph]. N.Novgorod, NGPU im. K.Minina, 2012. Pp. 112 (in Russian).
5. Pak Ju.N., Shil'nikova I.O., Pak D.Ju. Samostojatel'naja rabota studenta v uslovijah GOS novogo pokolenija (opyt Kazahstana) [Independent work of students in the conditions of a new generation of SES (the experience of Kazakhstan)]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2015, no. 6, pp. 138-144. (In Russian)
6. Smirnova Zh.V. Primenenie distancionnogo obuchenija po disciplinam tehnicheskogo profilja [The use of distance learning in the disciplines of technical profile]. Obrazovanie i nauka v sovremennyh uslovijah, 2015, no. 4 (5), pp. 112-114. (In Russian)
7. Tolsteneva A.A., Vinnik V.K., Terehina O.S., Krivenkova E.N., Kulikov A.A. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem distancionnoj sistemy MOODLE [Organization of independent work of students using a remote system MOODLE]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (accessed 01.10.2015) (in Russian).
8. Chanchina A.V. Pedagogicheskij process professional'nogo uchebnogo zavedenija: uchebno-metodicheskoe posobie [Teaching process of professional educational institution: teaching aid]. N.Novgorod, 2010. 30 p. (In Russian)
9. Shkunova A.A., Prohorova M.P. Sillabus: metodicheskaja osnova organizacii samostojatel'noj raboty studentov [Syllabus: methodical basis of the organization of independent work of students]. Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2016, no. 6-1), pp. 163-167 (in Russian).
10. Zemsh M.B. Samostojatel'naja rabota studenta v virtual'noj obrazovatel'noj srede: uchebnoe posobie [ndependent student work in a virtual learning environment: a tutorial]. Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2013, no. 2, pp. 36-37. (In Russian)
11. Bekkulov A.M., Normatova G. Formation of information culture of pupils // European Conference on Education and Applied Psychology 5th International scientific conference. 2014. Pp. 182-186.
12. Gendina N.I. Information culture, media and information literacies in russia: theory and practice, problems and prospect // Communications in Computer and Information Science. 2013. T. 397. CCIS. Pp. 258-267.
13. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare // Scientific and Technical Information Processing. 2014. T. 41. No. 3. Pp. 155-158.
14. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues Modern // Applied Science. 2015. T. 9. No. 5. Pp. 314-322.
15. Steinwachs K. Information and culture - the impact of national culture on information processes // Journal of Information Science. 1999. T. 25. No. 3. Pp. 193-204.
© Груздева М.Л., Тукенова Н.И., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Груздева Марина Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологий сервиса и технологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Тукенова Наталья Имбергеновна - кандидат педагогических наук, доцент, директор центра дистанционного обучения, Жетысуский
государственный университет имени Ильяса Жансугурова, Талдыкорган, Республика Казахстан, e-mail: t.natalia [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Gruzdeva Marina Leonidovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of technology service and technology education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Tukenova Natalia Imbergenovna - candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of the Center for Distance Learning, Zhetysu State University after Ilyas Zhansugurov, Taldykorgan, Kazakhstan, e-mail: t.natalia_66@mail.