ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 745/749 И. И. Куракина
г. Санкт-Петербург, Россия
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТРАДИЦИОННОМ ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу влияния революционных потрясений 1917 г. на бытование конкретных видов традиционного прикладного искусства и развитие профессионального образования в этой области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: традиционное прикладное искусство, профессиональное образование, художественная вышивка, художественное кружевоплетение, лаковая миниатюрная живопись, резьба по дереву, резьба по кости
1.1. Kurakina
Saint-Petersburg, Russia
1917 REVOLUTION AND PROFESSIONAL EDUCATION IN TRADITIONAL APPLIED ART
ABSTRACT. The article analyses how revolutionary upheavals of 1917 influenced the practices of certain traditional forms of applied art and the development of professional education in this field.
KEYWORDS: traditional applied art, professional education, art needlework, art lacemaking, laquer miniature, wood carving, bone carving
Октябрьская революция 1917 г. -крупное политическое событие, повлиявшее на мировую историю и отечественную культуру. В достаточной степени исследовано воздействие революционных потрясений на художественно-образный язык литературы, музыки, театра, архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Однако в меньшей степени проанализированы те изменения, которые произошли в традиционном прикладном искусстве в первые годы советской власти.
Традиционное прикладное искусство (ТПИ) - раздел декоративно-прикладного искусства, особенность которого - доминирующее значение непрерывающейся исторической художественной традиции [5]. В уникальных произведениях ТПИ происходит соединение материального (технологии и сырье, обусловленное конкретным регионом, исторически сформировавшиеся формы организации произ-
водства и ассортимент изделий) и художественного (духовно-нравственные основы, стилистические особенности произведений, круг сюжетов, орнаментов). Художественное начало, посредством которого мастер в материале раскрывает идею, образ с помощью выразительных средств, обусловленных сложившимися традициями конкретного вида прикладного искусства, является ведущим.
Одна из форм бытования ТПИ - народные художественные промыслы. Среди первых шагов, предпринятых советской властью для улучшения их экономического положения, стала организация артелей и производственных объединений кустарей [1, с. 9]. Так, во Мстёре (Владимирская обл.) к октябрю 1918 года был оформлен профсоюз, объединивший иконописцев, реставраторов и гладошвеек и ставший основой создания в 1923 году. образцовой артели Художественных вышивок и «Артели древнерусской живописи».
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Значительную роль в реорганизации центров художественных промыслов сыграла деятельность Кустарного музея в Москве, при котором были открыты экспериментальные мастерские, преобразованные в 1932 году в Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП) [7].' Благодаря его работе удалось развить техники хохломской и городецкой росписи; возродить Гжель в послевоенный период и т.д.
Одним из социально-культурных последствий революции стала антирелигиозная пропаганда, проявившаяся, в том числе, в запрете иконописания, что стимулировало возникновение лаковой миниатюрной живописи в бывших иконописных центрах - Палехе в 1924 году, во Мстёре в 1931году и в Холуе в 1934 году. В отличие от Федоскино, лаковая живопись обозначенных очагов, как и иконопись, выполняется темперными красками, стилистика произведений сохранила черты местных иконописных стилей. Лаковая миниатюрная живопись Палеха, Холуя и Мстёры составляет славу и гордость отечественного традиционного прикладного искусства и в наши дни.
Одновременно, происходило формирование и совершенствование системы профессионального образования в области ТПИ. После 1917 года для содействия развитию кустарной и мелкой промышленности организовываются профтехшколы при артелях. К 1924 году было создано более 170 учебно-показательных мастерских кустарных промыслов со сроком обучения 3-4 года и около 20 инструкторских школ для подготовки педагогов [4, с. 71].
В центре лаковой миниатюрной живописи Федоскино в 1931 году при артели создана профтехшкола, продолжившая традиции обучения художников-миниатюристов, заложенные П.В. Лукути-ным. В 1970-е годы в ней существовало три отделения - федоскинской лаковой миниатюры, ростовской финифти и жостовской росписи.
Существовавшая во Мстёре Иконо-
писная школа Владимирского Братства во имя Благоверного Великого Князя Александра Невского в 1918 году была преобразована в «Государственные художественно-промышленные мастерские» (с отделениями реставрационно-декоративным, иконописным, чеканно-эмалевым и вышивальным). До 1928 года ими руководил выпускник Академии художеств Ф.А. Модоров, участвовавший в возрождении вышивки и развитии лаковой миниатюрной живописи. В 1921 году мастерские были преобразованы в художественно-промышленный техникум, при котором существовала Опытно-показательная школа-коммуна с художественным уклоном, рассчитанная на семилетнее обучение с возможностью продолжения образования в техникуме. Это стало первым шагом на пути создания системы непрерывного профессионального образования в области ТПИ.
В 1932 году во Мстёре была организована Профтехшкола при артели «Пролетарское искусство», с отделениями художественной вышивки и лаковой миниатюры. Программа состояла из теоретических и практических (рисунок, живопись, композиция, производственное обучение) курсов. Система преподавания специальных дисциплин в школе была взаимосвязана с работой предприятий, что давало возможность дальнейшего профессионального роста. Выпускники продолжали совершенствовать навыки и развивать креативные способности в творческих группах под руководством заслуженных мастеров.
В Холуе в 1935 году была создана школа бригадного ученичества, на базе которой в 1943 году была также открыта художественная профтехшкола. Программы учебных дисциплин были направлены на формирование творческой индивидуальности каждого миниатюриста.
Аналогичный процесс происходил и в области профессионального образования в художественном кружевоплетении, когда учебные заведения, созданные еще в XIX веке, продолжали свою деятельность на новом уровне.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Мариинская практическая школа кружевниц, основанная в 1883 г. по инициативе исследовательницы кружевной промышленности С.А. Давыдовой и находящаяся под покровительством императрицы Марии Федоровны, в 1918 году была переведена из Петрограда в Рязань, где стала Инструкторской школой вышивки и кружева, а с 1932 года - швейным техникумом. Школа кружевоплетения М.Ю. Ави-новой в Рязанской области в 1925 году была реорганизована в профессиональное училище, в 1943 году - Кадомский швейный техникум, существующий до сих пор. В 1919 году в Советске (Кировская обл.) на базе школы кружевоплетения была создана новая школа с двухгодичным сроком обучения, преобразованная в 1946 году в профтехшколу. В 1928 году в Вологде по инициативе выпускницы Мариинской школы кружевниц Ю.П. Шиповой была открыта Вологодская кружевная школа с продолжительностью обучения - 2-3 года в зависимости от профиля (исполнитель по круже-воплетению/технолог кружевного дела) [3, с. 168].
Школа народного искусства, основанная в Петербурге императрицей Александрой Федоровной в 1911 году, с 1918 года стала подчиняться отделу кустарной промышленности Народного комиссариата земледелия, была реорганизована в Техникум по кустарным производствам (с 1924 г. Техникум кустарной промышленности), готовивший инструкторов для различных отраслей кустарной промышленности: вышивальной, ткацкой, игрушечной, керамики и др. Там преподавали художники В.М. Конашевич и А.Ф. Гауш, мастерскую кружевоплетения возглавляла Е.Н. Половцева, а отделом керамики и финифти руководил С.В. Чехонин.
В Богородской профтехшколе, открытой в 1914 году, был взят курс на обучение резьбе, традиционной для этого региона, что обусловило необходимость разработки программ и методик. Об этом писал ведущий мастер промысла - А.Я. Чуш-кин, разложивший процесс создания произ-
ведений на отдельные последовательные операции. Их постепенное освоение под контролем преподавателя позволяло выработать устойчивые навыки работы с деревом. В 1920-30-е годы усилилось влияние профессиональных художников на процесс обучения, и в учебный план школы ввели живопись, рисунок, композицию и лепку из глины. Академическая методика, несмотря на критику ряда исследователей, мастерами оценивалась положительно [2].
В 1929 году, после неудачного опыта XIX века, вновь был создан класс резьбы по кости при ломоносовском училище (Архангельская обл.), преобразованный позднее в профтехшколу. Инструкторами были яркие и самобытные мастера - В.П. Гурьев, Г.Е. Петровский, В.Т. Узиков, которые выстраивали методику преподавания таким образом, чтобы подготовить и рядовых ремесленников, и воспитать талантливых художников. Программа предусматривала обучение технике резьбы по кости, лепке, изучение истории скульптуры, технологии рога и кости. С учениками и мастерами работали известные искусствоведы: лекции по истории народного искусства и композиции орнамента читал В. С. Воронов, по истории искусства - Б.Н. Зубакин. Дополняли обучение ежегодные конкурсы на лучшую работу, посещение музеев и выставок в Архангельске, Ленинграде, Москве, творческие командировки учеников и мастеров артели. Искусствовед, сотрудник НИИХП Е.С. Потапова пишет, что школа играла важную роль «...в формировании творческой личности мастера, становлении его как самостоятельного члена коллектива мастеров, способного к глубокому переосмыслению традиций, восстановлению забытых художественных приемов» [6, с. 97].
В первые послереволюционные десятилетия были также открыты Торжокская школа золотного шитья (1928), Гжельский художественно-промышленный техникум (1931), Загорский техникум игрушки (1933).
Таким образом, в 1917 - 1930-е годы сложилась система подготовки кадров для
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
народных художественных промыслов, которая осуществлялась в профтехшколах, на предприятиях (в порядке ученичества), инструкторских мастерских и создаваемых техникумах. В совокупности, совершенствование профессионального образования в традиционном прикладном искусстве дало
импульс для сохранения и развития художественно-стилистических традиций в его конкретных видах - вышивке, кружевопле-тении, лаковой миниатюрной живописи, резьбе по и росписи по дереву, резьбе по кости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василенко В.М. Русское советское народное искусство и художественная промышленность / В.М. Василенко, М.А. Ильин, О.Д. Балдина. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 110 с.
2. Дайн Г.Л. Проблемы воспитания богородских резчиков в прошлом и настоящем // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИХП, 1990. - С. 35-56.
3. Лапшина Е.А. Профессиональное образование в художественном кружевоплетении: Монография / Е.А. Лапшина, Высшая школа народных искусств (институт). - СПб., 2009. - 164 с.
4. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. - М.: Флинта, 2000. - 197 с.
5. Народное искусство: история и современность: Беседа с ректором Высшей школы народных искусств Валентиной Максимович // Наше Наследие: Иллюстрированный культурно-исторический журнал. 2006. № 78. - URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7825.php (дата обращения 11.12.2016).
6. Потапова Е.С. Холмогорская школа художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИХП, 1990. - С. 102-104.
7. Розова Л.К. Работа музея по пропаганде народного искусства // Музей народного искусства и художественные промыслы: Сборник трудов научно-исследовательского института художественной промышленности // Отв. ред. Музея народного искусства Розова Л.К. - М.: Изобразительное искусство, 1972. - С. 31-54.