Научная статья на тему 'Этапы развития профессионального образования в традиционном прикладном искусстве'

Этапы развития профессионального образования в традиционном прикладном искусстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1212
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИИ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРЫ / TRADITIONAL APPLIED ART / TRADITIONS / FOLK ART / PROFESSIONAL EDUCATION / BACHELORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракина Ирина Игоревна

Традиционное прикладное искусство (народное искусство) особый тип художественного творчества, связанный с созидающей силой коллективного начала, заключенной в культурно-исторической памяти и преемственности традиций. Именно поэтому создание произведений традиционного прикладного искусства требует от автора и глубоких технико-технологических знаний, и осмысления традиций, осознания себя преемником и транслятором национальной исторической памяти. Для этого художнику необходимо владеть умениями и навыками в области практической, проектной, научно-исследовательской деятельности. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости развития системы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, способной обеспечить преемственность мастерства, сохранение традиций, возрождение народных промыслов. В статье выявлены пять основных этапов становления и развития профессионального образования в народном искусстве и представлен их историко-генетический анализ. Выделены положительные черты каждого периода, достижения отечественной профессиональной педагогики, которые могут быть использованы в современном образовательном процессе в области традиционного прикладного искусства. Особенно важным представляется пятый период развития системы профессионального образования, связанный с созданием первого в России учебного заведения высшего образования, готовящего художников по конкретным направлениям традиционного прикладного искусства. Анализ отечественной системы профессионального обучения в области традиционного прикладного искусства показал, что содержание подготовки будущих художников изменялось от исключительно практической, ремесленной направленности к осознанию необходимости введения теоретических дисциплин для подготовки всесторонне развитого специалиста, способного решать нестандартные практические задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN TRADITIONAL APPLIED ART

Traditional applied art is a special type of artistic creativity associated with the creative force of the collective principles contained in the cultural-historical memory and continuity of traditions. That is why the creation of works of traditional applied art requires the author deep technological knowledge and understanding of traditions, being a successor of the national historical memory. To do this, the artist must possess abilities and skills in the field of practical and scientific research activities. Therefore, the question of the necessity of development of vocational education in the field of traditional applied art, able to ensure the continuity of craftsmanship, preservation of traditions, folk crafts revival, is acute. The five main stages of formation and development of professional education in traditional crafts and their historical and genetic analysis are identified in the article. The positive features of each period, the achievements of national vocational education, which can be used in the modern educational process in the field of traditional applied art, are identified. Especially important is the fifth period of the development of the vocational education system is associated with the creation of the first in Russia educational institution of higher education that trains artists in specific areas of traditional applied art that due to several factors. The analysis of system of vocational training in the field of traditional applied art showed that the content of training of future artists has changed from purely practical, craft orientation to realization the necessity of introducing theoretical subjects to prepare broad-minded specialist, ready to solve non-standard problems.

Текст научной работы на тему «Этапы развития профессионального образования в традиционном прикладном искусстве»

УДК 378.147.31

Куракина И.И.

Высшая школа народных искусств (институт), г Санкт-Петербург E-mail: ladybug90@yandex.ru

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАДИЦИОННОМ ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Традиционное прикладное искусство (народное искусство) - особый тип художественного творчества, связанный с созидающей силой коллективного начала, заключенной в культурно-исторической памяти и преемственности традиций. Именно поэтому создание произведений традиционного прикладного искусства требует от автора и глубоких технико-технологических знаний, и осмысления традиций, осознания себя преемником и транслятором национальной исторической памяти. Для этого художнику необходимо владеть умениями и навыками в области практической, проектной, научно-исследовательской деятельности. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости развития системы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, способной обеспечить преемственность мастерства, сохранение традиций, возрождение народных промыслов.

В статье выявлены пять основных этапов становления и развития профессионального образования в народном искусстве и представлен их историко-генетический анализ. Выделены положительные черты каждого периода, достижения отечественной профессиональной педагогики, которые могут быть использованы в современном образовательном процессе в области традиционного прикладного искусства. Особенно важным представляется пятый период развития системы профессионального образования, связанный с созданием первого в России учебного заведения высшего образования, готовящего художников по конкретным направлениям традиционного прикладного искусства.

Анализ отечественной системы профессионального обучения в области традиционного прикладного искусства показал, что содержание подготовки будущих художников изменялось от исключительно практической, ремесленной направленности к осознанию необходимости введения теоретических дисциплин для подготовки всесторонне развитого специалиста, способного решать нестандартные практические задачи.

Ключевые слова: традиционное прикладное фессиональное образование, бакалавры.

Создание произведений традиционного прикладного искусства (ТПИ) требует от автора не только глубоких технико-технологических знаний, но и осмысления художественных традиций, осознания себя как преемника и транслятора исторической памяти народа. Художнику необходимо владеть умениями и навыками в области исполнительского мастерства и конструирования, моделирования и проектирования, композиции, технологии и материаловедения с тем, чтобы осуществлять длительный процесс материализации авторской идеи. В связи с этим, как неоднократно отмечала В.Ф. Максимович, остро встает вопрос о необходимости развития системы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, способной обеспечить преемственность мастерства, сохранение традиций, возрождение народных художественных промыслов [9], [10].

Для этого важно проанализировать генезис формирования системы обучения народному искусству, выявить специфику образовательного процесса, создать условия для сохранения

искусство, традиции, народное искусство, про-

достижений исторически сформировавшегося опыта преподавания профессиональных дисциплин.

В статье по преобладающему типу обучения выделены пять условных периодов в истории профессионального обучения в ТПИ.

1Х-ХУ вв. - семейное обучение - передача секретов ремесла и профессионального опыта в семье.

XV - нач. XVIII вв. - ученичество у мастера - обучение в школах и мастерских, первой из которых стала школа при Оружейной палате Московского Кремля.

Нач. XVIII - нач. XX вв. - обучение в специализированных школах - обучение осуществляется в специализированных школах (Школа Оружейной палаты; Иконописная школа Владимирского братства св. Александра Невского; Школа народного искусства и др.) по учебным планам и программам и сохраняется до 1917 г., когда в связи со сменой государственного строя изменилась и система профессионального образования в области ТПИ.

1917-1990-е гг. - начальное и среднее профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве - создание организованной системы начального и среднего профессионального образования в области ТПИ (профтехшколы, училища, средние специальные учебные заведения). Разработка программ по конкретным специализациям, взаимодействие с предприятиями народных художественных промыслов. В рамках этого периода можно выделить этапы: 1917-1930-е гг. - создание системы профессионального обучения в народных промыслах (организация артелей и профтехшкол при них); 1930-1980-е гг. - развитие начального и среднего профессионального образования (профтехшколы, училища, техникумы); 19801990-е гг. - реформирование системы среднего профессионального образования в народных промыслах (училища, техникумы).

2000-2020-е гг. - высшее образование в ТПИ - создание системы высшего и развитие непрерывного профессионального образования в ТПИ (единственный в России институт - Высшая школа народных искусств).

Первый исторически сложившийся тип -семейное обучение - органично связан с жизненным укладом: с детских лет ребенок наблюдал работу взрослых, постепенно приобщался к ней, выполняя сначала простые, а потом все более сложные операции. Основная идея семейного обучения сформулирована художником богородской резьбы А.Н. Устратовой: «Нас никто не привлекал, мы сами привлекались. Так и выучивались самоучкой. О другом ремесле и не думали. Весь уклад жизни настраивал на резьбу» [6, с. 41]. Преемственность в семейном обучении позволяла формироваться династиям профессиональных художников, составивших славу народного искусства - Гурьевых и Шубиных в холмогорской резьбе по кости, Худояровых в нижнетагильском промысле и т. д.

Значение семейного обучения состояло в создании системы, позволяющей непроизвольно усваивать специфику ремесла, бережном сохранении традиций, остававшихся практически неизменными на протяжении долгого времени. Однако необходимо отметить его ограниченность, поскольку возможность постижения мастерства определялась принадлежностью к семье мастеров, что существенно снижало

вероятность занятия этим ремеслом людей посторонних, служило причиной консервации традиции, лишая ее развития.

В начале XV в. тип семейного обучения сменяется ученичеством, которое, по свидетельству археолога Б.А. Рыбакова, рассматривалось уже как обычное явление [16, с. 704]. Его возникновение обусловлено усилением специализации: ремесло становится основной самостоятельной деятельностью определенных групп населения. Исчезает «замкнутость» обучения ремеслу: заплатив определенную сумму, обучаться мог любой желающий.

Ученичество давало возможность перенимать мастерство, творческую манеру у признанных специалистов. Работая под руководством мастера, ученик формировал собственный круг заказчиков, поскольку имя мастера являлось рекомендацией. Но данный тип имел и существенные ограничения: освоение специальности сочеталось с выполнением подсобных работ по хозяйству.

В современной подготовке художника ТПИ представляется целесообразным сохранить главную черту ученичества - возможность приобретения опыта у мастеров промысла в процессе совместной работы.

Как и семейное обучение, ученичество существовало вплоть до XX в. С конца XVII в. в сложившейся системе наметился новый третий этап - освоение конкретных видов ТПИ в специализированных школах. Первой стала школа при Оружейной палате Московского Кремля, в которой обучали специальным дисциплинам, а также грамоте, арифметике, иностранным языкам, рисованию.

Подготовка художников прикладного искусства в XVШ-XIX вв. осуществлялась в Рисовальной палате Академии наук, Петербургской Академии художеств, Школе рисования графа С.Г. Строганова [13]. Содержание и методы обучения в этих заведениях были направлены на подготовку творчески активных и высокообразованных мастеров, нацеленных на самореализацию и профессиональный рост. Но они готовили художников декоративно-прикладного искусства. Между тем, ТПИ требовало системы профессионального обучения в его исторически сформировавшихся очагах.

Попытки создания учебных заведений в центрах ТПИ были предприняты в XIX в.,

а начало XX вв. стало периодом организации ремесленных учебно-показательных мастерских в центрах кустарного производства [3], [4], [14], [15].

Большое значение для развития профессионального образования в области ТПИ оказала Школа народного искусства (основана в 1911 г. ), в которой обучали ткачеству, ковроткачеству, художественной вышивке, кружево-плетению, иконописи. Ее миссия заключалась в том, чтобы учащиеся приобрели «возможно полные и отчетливые познания в области отечественного народного художественного творчества» [12]. Именно поэтому в учебном плане были предметы, связанные с конкретным производством, общепрофессиональные и теоретические, формирующие культурный уровень будущих художниц. Дважды в неделю проводились беседы на темы из священной и русской истории, литературы, отечествоведе-ния [12, с. 14].

Перспективными чертами обучения в профессиональных школах было сочетание теоретической и практической подготовки, направленность на развитие творческих способностей, наличие разработанных учебных планов, программ и пособий. Отрицательный момент - отсутствие единой системы обучения в разных художественных промыслах.

Четвертый этап в развитии профессионального образования в области ТПИ наступает после 1917 г., когда для содействия развитию кустарной и мелкой промышленности организовываются профтехшколы при артелях. Закрепление профтехшкол за определенным предприятием давало возможность еще в период обучения познакомиться со спецификой конкретного вида народного искусства на производстве. К 1924 г. было создано более 170 учебно-показательных мастерских и около 20 инструкторских школ для подготовки педагогов, в чем выразилась централизация системы профобразования [8, с. 71].

В 1938 г. была открыта Московская школа художественных ремесел, готовившая специалистов для предприятий народных художественных промыслов (мастеров по художественной вышивке, росписи ткани, ювелирному искусству), сохранявших лучшее в национальной культуре [11].

Важной особенностью образовательной деятельности учебных заведений в 1950-е гг. стало создание образовательных программ и методик, по которым велось преподавание вплоть до 1970-х гг. Происходила разработка учебных пособий, образцов, таблиц, отражающих специфику обучения, художественно-стилистические особенности конкретного вида ТПИ. Но отсутствовала взаимосвязь профессионально-художественного и художественно-педагогического образования мастеров, что объяснялось отсутствием высшего образования в области народного искусства [7, с. 30].

В 1980-1990-е гг. в профессиональном образовании в ТПИ происходят значительные изменения: профтехшколы реорганизуются в училища. К началу 1990-х гг. в системе профессионального образования в области ТПИ сложилась ситуация, когда выпускники средних специальных учебных заведений, имеющие общехудожественную подготовку, не владели высоким уровнем мастерства исполнителя, характеризующим выпускников профессиональных училищ [5]. Проявившиеся в это время отрицательные моменты - нарушение системы взаимодействия учебных заведений и предприятий народных промыслов в регионах, что было вызвано их закрытием в период перестройки.

Среди достижений четвертого периода отметим формирование системы начального и среднего профессионального образования, активную деятельность по разработке учебных программ и учебных пособий, тесную взаимосвязь процесса обучения и производства (до начала перестройки).

В условиях современной подготовки специалистов ТПИ представляется важным продолжить работу по разработке пособий, содержание которых учитывало бы специфику обучения художников ТПИ и соотносилось с учебными программами дисциплин; восстановить взаимодействие образовательных учреждений и существующих предприятий.

Значимость пятого периода для современной системы профессионального образования обусловлена несколькими факторами: признанием современным социумом ТПИ важной составной частью национальной культуры; аккумуляцией в современной системе профессионального образования лучших традиций обучения ху-

дожников народного искусства, заложенных в предыдущие периоды; процессом глобализации и развитием в Российской Федерации рыночных отношений после перестройки.

Первый фактор связан с изменившимся отношением социума к ТПИ. Благодаря активной деятельности его апологетов - М.А. Некрасовой, И.Я. Богуславской - происходит постепенное признание народного искусства важнейшей составной частью национальной культуры.

Переосмыслена миссия профессионального образования в этой области, что нашло отражение в совершенствовании среднего профессионального образования, создании высшего образования и системы непрерывного профессионального образования в конкретных видах народного искусства.

Наиболее последовательно концепция непрерывного профессионального образования в ТПИ, разработанная В.Ф. Максимович, реализована в деятельности первого в стране высшего учебного заведения в обозначенной области - Высшей школы народных искусств (институте).

Второй фактор связан с сохранением и развитием лучших достижений системы профессионального образования в народном искусстве и может быть проанализирован на примере деятельности Московской школы художественных ремесел и Высшей школы народных искусств (института).

Во-первых, процесс подготовки художников в Московской школе художественных ремесел сочетал аудиторное и внеаудиторное образование. Значимым компонентом авторских программ было обращение к жизненным впечатлениям студентов, почерпнутым из посещений музеев и выставок, сохраненных в зарисовках, работа со специальной литературой [7, с. 42].

Важная роль в подготовке была отведена теоретическому профессиональному предмету «История народных художественных промыслов», специфической чертой преподавания которого являлось проведение занятий во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, что способствовало постижению стилистики произведений, духовной сущности и традиций конкретных видов промыслов.

Активное использование идей неформального образования (привлечения культурно-образовательного потенциала других институтов культурного наследия) созвучно методам обучения в Школе народного искусства нач. XX в. в которой также большое внимание уделялось теоретическим занятиям, образовательным поездкам.

Вторая особенность, развиваемая в Высшей школе народных искусств, - регионализация подготовки художников. Она выражается в том, что обучение каждому виду ТПИ осуществляется в историческом центре бытования промысла, что чрезвычайно важно для сохранения живой традиции. Реализация такого подхода возможна благодаря восьми филиалам института в центрах народного искусства (Москва, Рязань, Омск, Федоскино, Сергиев-Посад, Богородское, Мстера, Холуй). Широкий географический охват позволяет получать среднее и высшее образование непосредственно в местах промыслов.

Третья особенность, отличающая обучение мастеров в учебных заведениях XIX в. и получившая воплощение в современной профессиональной подготовке - сочетание практических и теоретических курсов. Анализ учебных планов направления подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (бакалавриат) позволяет сделать вывод, что в системе высшего образования особенность содержания теоретических предметов, имеющих профессиональную направленность, - неразрывная взаимосвязь с сущностью и традициями народных художественных промыслов.

Так, методика преподавания дисциплин «История и современные проблемы традиционного прикладного искусства», «Традиционное прикладное искусство (народное искусство)» базируется на сочетании лекций в аудиториях и занятий на экспозиции народного искусства в Государственном Русском музее, где студенты имеют возможность познакомиться с подлинными произведениями прикладного искусства. Это в полной мере соответствует концепции А.В. Бакушинского, который видел основную цель художественного воспитания в формировании культуры творческой личности, связанную со способностью к восприятию и созерцанию предметов искусства [2].

Третий фактор обусловлен экономическими трансформациями 1990-х гг., повлиявшими на начало формирования рыночных отношений в России, и глобализацией, с которой в XXI в. столкнулось каждое государство. ТПИ, как феномен художественной культуры, также оказалось в орбите этих изменений.

Во-первых, появилась необходимость сохранения уникальных предприятий народных художественных промыслов, многие из которых оказались в критической ситуации. Они вынуждены балансировать между требованиями к соблюдению художественно-технологических традиций и отвечать запросам времени, проявляющихся в всеобщей коммерциализации культуры. Современный художник народного искусства должен уметь реализовать свой потенциал не только при создании уникальных авторских произведений, но и уметь сохранить и раскрыть лучшие черты конкретных направлений народных художественных промыслов в массовой продукции.

Во-вторых, развитие социально-экономических отношений, затрагивающих сферу ТПИ, требует большого количества специалистов, обладающих широкой теоретической подготовкой в обозначенной области. Владение практическими навыками конкретного вида ТПИ позволит бакалаврам осуществлять художественную, производственно-технологическую, проектную, исполнительскую, профессиональную деятельность (реализовать потенциал в работе художника или реставратора). Навыки научно-исследовательской деятельности помогут овладеть специальностью эксперта, сотрудника таможенной службы по контролю за ввозом и вывозом произведений искусства, искусствоведа в области народного искусства.

В Высшей школе народных искусств, осуществляющей подготовку художников (художников-мастеров, бакалавров и магистров) по конкретным направлениям ТПИ, в практическом обучении реализованы требования, предъявляемые современным социумом к компетентному специалисту. Разработаны

учебно-методические комплексы, стимулирующие творческую активность учащихся, ориентирующие их на креативный подход к работе.

Однако в преподавании теоретических дисциплин доминирующими являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения. Но в контексте актуальной социокультурной ситуации, запросов общества к подготовленному бакалавру, более уместным представляется ориентироваться на использование проблемных и исследовательских методов. Они позволят стимулировать познавательную активность студентов, научат формулировать и аргументировать собственную позицию в отношении вопросов и проблем ТПИ, ориентироваться в современных тенденциях бытования народного искусства. В конечном итоге это даст импульс и для развития творческих способностей.

Пятый период развития профессионального обучения в традиционном прикладном искусстве с 2000-х годов характеризуются тремя факторами, совокупность которых повлияла на формирование системы профессионального образования на качественно новом уровне. Было положено начало созданию системы непрерывного профессионального образования (впервые - введение высшего образования). Особое значение имеет научно-исследовательская деятельность в этой области, результат которой - обновление содержания и методов преподавания дисциплин, создание учебно-методических комплексов.

Анализ отечественной системы профессионального обучения в области традиционного прикладного искусства показал, что в своем развитии она прошла этапы семейного обучения, ученичества и подготовки в профессиональных учебных заведениях. Соответственно, изменялось и содержание подготовки будущих художников - от исключительно практической, ремесленной направленности к осознанию необходимости введения теоретических дисциплин для подготовки всесторонне развитого специалиста, способного решать нестандартные практические задачи.

07.09.2016

Список литературы:

1. Агапова, И.Я. Формы профессионального образования в народных художественных промыслах России [Электронный ресурс] / И.Я. Агапова // Педагогика искусства: Электронный научный журнал Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». - 2002. - N»2. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-joumal/formy-professюnalnogo-obrazovamya-v-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslah-rossii (дата обращения 10.10.2016).

2. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский ; сост. Н.Н. Фомина. - М.: Карапуз, 2009. -420 с.

3. Барашков, В.В. Истоки художественного образования в селе Холуй / В.В. Барашков // Пожарский юбилейный альманах: К 80-летию лаковой миниатюры Холуя. Вып. 8 / Ред.-сост. М.Б. Печкин. - Иваново: ООО «ИИТ "А-Гриф"», 2014. - С. 52-56.

4. Георгиевский, В.Т. Иконописцы-суздальцы: Поездка в сс. Мстёру, Холуй, Палех / В.Т. Георгиевский // Русское обозрение. 1895. - Книга 3.

5. Гончарова, Л.Н. Проблема подготовки кадров для народных промыслов / Л.Н. Гончарова ; сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - С. 336-340.

6. Дайн, Г.Л. Проблемы воспитания богородских резчиков в прошлом и настоящем / Г.Л. Дайн ; отв. ред. Н.В. Черкасова // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник статей. - М.: НИИХП, 1990. - С. 35-56.

7. Казанская, Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Наталия Равильевна Казанская. - Москва, 2000.

8. Максимович, В.Ф. Традиционное прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. - М.: Флинта, 2000. - 195 с.

9. Максимович, В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Электронный научный журнал «Декоративно-прикладное искусство и образование». - 2011. - №1. - Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/v1/v1.htm (дата обращения 20.10.2016).

10. Максимович, В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Электронный научный журнал «Декоративно-прикладное искусство и образование». - 2012. - №2. - Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/arxiv.htm (дата обращения 20.10. 2016).

11. Народное искусство: история и современность: Беседа с ректором Высшей школы народных искусств Валентиной Максимович [Электронный ресурс] // Наше наследие: Иллюстрированный культурно-исторический журнал. - 2006. - №78. - Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7825.php (дата обращения 06.10.2016).

12. Основанная Ее Императорским Величеством Государыней Императрицей Александрой Федоровной женская «Школа народного искусства». - СПб., 1914.

13. Пронина, И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII - первой половины XIX века / И.А. Пронина. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 312 с.

14. Рогатова, Л.С. Истоки федоскинской традиции миниатюрной живописи / Л.С. Рогатова // Подмосковный летописец: Историко-краеведческий альманах. 2011. 3 (29). - С. 64-71.

15. Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX-XX вв. / Отв. ред. Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1965. -605 с.

16. Рыбаков, Б.А. Ремесло Древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: 2-я тип. Изд-ва АН СССР, 1948. - 803 с.

Сведения об авторе:

Куракина Ирина Игоревна, аспирант кафедры теории и методики профессионального образования факультета декоративно-прикладного искусства Высшей школы народных искусств (институт) 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, дом 2, лит. А, тел. (812) 7104254, e-mail: vshni@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.