Научная статья на тему 'Национальные традиции - основа современной подготовки художников прикладного искусства'

Национальные традиции - основа современной подготовки художников прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
319
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА / ХУДОЖНИК ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куракина И. И.

В статье рассматривается взаимосвязь процесса формирования национальных традиций прикладного искусства и профессиональной подготовки современных художников в области мстерской художественной вышивки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные традиции - основа современной подготовки художников прикладного искусства»

И.И. Куракина

Высшая школа народных искусств (институт)

Национальные традиции - основа современной подготовки художников прикладного искусства

Мстера - один из старинных культурных и экономических центров Владимирской губернии. В нем исторически сложились, развивались и до сих пор бытуют три вида традиционного прикладного искусства: иконопись и лаковая миниатюрная живопись, ювелирное искусство, художественная вышивка. Президент страны В.В. Путин отмечал, что Россия - это государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой [13]. Неотъемлемой, а, возможно, важнейшей системообразующей частью национальной культуры является традиционное прикладное искусство. Его сохранение и развитие - исторический, культурный и гражданский долг каждого гражданина страны, важная составляющая государственной политики. В государственных документах особо подчеркивается: «Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации» [19].

Сохранение и поддержание традиций, знание и отчетливое понимание основных этапов их формирования - краеугольный камень исторической памяти народа.

Подлинным не только культурным, но и экономическим богатством страны являются легендарные и всему миру известные центры традиционных ремесел Палех, Холуй, Жостово, Федоскино, Богородское, Холмогоры, Вологда, Великий Устюг, которые, вне всякого сомнения, представляют собой своеобразные «центры силы», хранящие глубинные ментальные черты национального характера. Одной из таких исторически сложившихся «точек роста» отечественной культуры

42

является старинный центр художественных промыслов - Мстера. Его уникальность в многовековой непрерывности традиций, которые не только интересны как исторический и художественный опыт прошлого, но, прежде всего, как актуальная модель подготовки специалистов традиционного прикладного искусства, обладающая огромным культурно-образовательным потенциалом.

История промыслов во Мстере начинается в глубокой древности. Первое

упоминание о Богоявленском погосте на реке Мстера, родовой вотчине князей Ромодановских, содержится в писцовых книгах и относится к 1628 году [8,5]. С XVII века здесь существовало два монастыря (мужской и женский), которые испокон века были центрами культуры на Руси [4, 8-9]. В XVII веке в Богоявленском мужском монастыре начали писать иконы. Это занятие вскоре стало основным для населения.

В XVIII веке иконописный промысел и торговля иконами приобретает широкий размах. Мстера нашла свою художественную манеру, отличную от холуйской и палехской, и, как следствие, своих заказчиков [1, 11]. Иконопись обусловила и развитие других ремесел: иконного, чеканного, сусального, портняжного, сапожного, кузнечного, слесарного, столярного, красильного. Впоследствии иконопись, хотя и косвенным образом, стала причиной зарождения художественной вышивки.

Небольшое количество земли, пригодной для земледелия, стимулировало ремесла и торговлю, и вскоре слобода становится центром офенства. Офени (бродячие торговцы) ходили с иконами по России, добирались до Румынии, Сербии, Болгарии.

Замечательный исследователь и историк Мстерского края XIX века

43

Общий вид Мстеры. С литографии И.А. Голышева, 1860 г.

И.А.Голышев писал: «Промышленность женщин и девиц состоит в прядении и тканье холстов и полотен, а также в уходе за огородами в летнее время; в большем развитии находится раскрашивание народных картин» [4, 42]. Но уже через несколько лет он же отмечает возникновение и быстрый рост золотошвейной промышленности: «К числу офенской торговли в слободе Мстере принадлежит золотошвейная промышленность плащаниц, хоругвей, и т.п. произведений» [5, 1]. Истоки золотошвейного промысла в житейской истории: в 1860-х годах девица из окрестных селений вышла замуж за чеканщика риз на иконы. Поскольку она хорошо знала это мастерство, то организовала заведение, в котором под ее руководством обучалось несколько девочек. В год здесь выпускалось до 100 плащаниц и до 50 пар хоругвей, спрос на которые все время увеличивался.

Исследователь народного искусства Л.И. Свионтковская-Воронова отмечает, что «золотошвейное искусство было в прошлом типичным для Владимирской области занятием» [15, 24]. В золотном шитье уже отчетливо видны те основные технические приемы владимирских швов, которые позднее и принесли изделиям мстерских мастериц заслуженную славу и мировое признание. Их природная наблюдательность и богатая фантазия расцвечивала ткань плодами и цветами, листьями и узорами.

Наиболее распространенной техникой шитья к концу XIX века становится белая гладь, секретами выполнением которой изначально владели только крепостные графини Паниной. После отмены крепостного права искусные рукодельницы, став вольными, обратили свое мастерство в источник дохода и развили в Мстере этот вид вышивки [15, 29]. Так было положено начало формированию традиций мстерской белой глади и владимирских швов - ключевых в развитии прикладного искусства этого региона.

Обучение мастерству было делом сложным и долгим. Появляются «хозяйки-учительницы», к которым отдавали в обучение девочек 8-11 лет. Опыт доставался им с большим трудом: зимой рабочий день продолжался с 6 до 22 часов, летом - с 5 до 20. По окончании обучения девочкам дарили отрез ситца, шелковый или

44

шерстяной головной платок и заключали договор найма. Усвоив все тонкости производства и особенности ручной вышивки, ученица оставляла хозяйку и работала уже дома самостоятельно, на торговок, которые снабжали заказами и сбывали товар. Так она могла заработать 30-65 рублей в год - значительная по тем временам сумма.

Изделия мастериц отличались красотой и разнообразием орнаментов: кофточки, блузки, платья, полотенца, подзоры, простыни были украшены изображениями естественных полевых цветов, изысканными рокайльными мотивами.

Последние десятилетия уходящего XIX столетия стали важнейшей вехой в формировании уникального промысла - было положено начало профессиональному обучению, что позволяло держать на должном уровне планку мастерства.

Но в 1890-1900-х гг. для мастериц настали тяжелые времена: ручной труд постепенно вытеснялся «машиной, благодаря которой поставляется на рынок такое же изделие, но по более доступным ценам» [11, 19]. Уже в начале XX века художественный уровень произведений заметно снизился в связи с необходимостью удовлетворять изменившиеся вкусы заказчиков и выполнять большое количество вещей. Это особенно отчетливо проявилось в появлении городских узоров и мотивов, которые завозили скупщики: «Рисунки, распространяемые скупщиками среди кустарей, в своем большинстве представляют совершенно неинтересные приложения к некоторым дешевым изданиям» [14, 65]. Наиболее точно сложившуюся ситуацию охарактеризовала известный исследователь XIX века, которая отмечала, что «прежде, вышивка -потребность эстетической жизни народа, отражение его вкуса и творчества, его религиозных и художественных представлений, слагавшихся веками, тогда как теперь - подспорье в его хозяйственной жизни» [2, 381].

На судьбу складывающегося промысла во Мстере, как и в других центрах

традиционного прикладного искусства, огромное влияние оказали события 1917

45

года. По постановлению ВЦИК и СНК «О мерах содействия кустарной промышленности» с целью улучшения положения трудящихся во Мстере был создан «Союз гладошвеек» [6, 16-17]. Его основная задача - способствовать развитию производства и артелей, помощь в реализации изделий. Немного позднее были открыты Государственные художественно-промышленные мастерские, среди которых была и вышивальная мастерская. Именно с ней и связано дальнейшее развитие профессионального образования в области вышивки: открытие пробных курсов с инструкторами по художественной вышивке, окончившими Строгановское училище. Они дали блестящий результат - за месяц слушательницами, ранее не знакомыми с вышивкой, было исполнено 47 работ, большая часть которых - по собственным эскизам [7, 38]. Сочетание «работы по образцу» с работой «по собственным рисункам» - отличительная особенность, сохранившаяся в системе современного обучения художников вышивки.

Важной частью системы подготовки мастериц в 1920-е годы была Опытно-показательная школа-коммуна с художественным уклоном, рассчитанная на 7-летнее обучение. Девочки учились вышивать и шить: в младших классах они выполняли образцы гладьевых швов и мережки, в старших разрабатывали и воплощали свои рисунки на определенные задания - рисунок на подушку, тема из сказок, вышивка шерстью или одежду с элементами вышивки.

Следующий этап - создание в 1923 году Образцовой артели Художественных вышивок. Знаменитым заказом, выполненным членами артели, стало изготовление знамени с аппликацией «Серп и молот». Так в традиционное творчество вошли новые мотивы, новая эпоха, стал вырабатываться своеобразный художественный язык.

Артель развивалась настолько успешно, что в 1927 году за творческие успехи ей было присвоено имя Н. К. Крупской.

А еще через несколько лет создается Профтехшкола с отделениями

художественной вышивки и лаковой миниатюры. Кроме специальных дисциплин,

студентам преподавались рисунок и живопись выпускниками Академии художеств

46

в Санкт-Петербурге.

В 1935 году в состав артели входило более двух тысяч человек. Произведения, которые были ими созданы, отражают эпоху и ее новую стилистику: «Меняются масштабы и пропорции орнамента, степень его обобщенности и условности, характер мотивов, иным становится образно-художественный строй произведений» [16, 77]. Во многом этому способствовала специальная художественная лаборатория (1936 год), в которой разрабатывались проекты выставочных изделий и изделий массового ассортимента, являвшиеся своеобразным художественным эталоном.

Еще одним важным шагом повышения профессионализма мастериц стало создание «школы» для руководителей цехов и мастеров-вышивальщиц (преподавались композиция, технический рисунок, техника вышивки, материаловедение). И сегодня эта успешная традиция не забыта, и в процессе подготовки художников преподаются как специальные, так и общепрофессиональные дисциплины, связанные со спецификой мстерской художественной вышивки.

Большую роль в развитии традиций и формировании новых художественно -стилистических черт сыграл созданный в 1932 году Научно-исследовательский институт художественной промышленности в Москве (НИИХП). Лаборатория вышивки и кружева, в течение тридцати лет возглавляемая художником и искусствоведом З.Д. Кашкаровой, собирала материал и выпускала альбомы с тщательно выполненными таблицами образцов вышивки различных регионов страны. Лучшие профессиональные художники создавали образцовые изделия для предприятий. Об уровне, которого достигли мстерские мастерицы, свидетельствует тот факт, что их работы экспонировались на Всемирных выставках в Париже в 1937 и в Нью-Йорке в 1938 годах.

В годы Великой Отечественной войны численность вышивальщиц резко

сократилась: часть ушла на войну, часть была мобилизована на предприятия в

города. Вскоре военная тематика стала одной из основных. В лучших работах

47

мастериц раскрывается тема Победы.

Наряду с героическими мотивами много орнаментальных и причудливых цветочных композиций. Появляются и новые сюжеты - образы сказок и песен. Творчество вышивальщиц было сродни общему подъему, который охватил всю страну после победоносного завершения войны и «не мог не найти отражения в создаваемых произведениях

декоративно-прикладного и

станкового искусства, в стремлении запечатлеть торжество и радость победы народа, в придании творениям искусства особой торжественности, пышности и значимости» [3, 78].

Своеобразным итогом большого периода развития мстерских промыслов стала выставка 1952 года в Мстерском художественном музее, продемонстрировавшая все виды традиционного прикладного искусства этого региона: лаковая миниатюрная живопись, художественная обработка металла и художественная вышивка. Пришло и мировое признание - на Международной выставке в Брюсселе в 1958 году Артель им. Н.К. Крупской была удостоена Бронзовой медали.

В середине прошлого века усиливается внимание к художественным традициям, к содержательному и пластическому смыслу декоративности. Этому способствовало и преобразование артели в фабрику (1961 год). С этого времени фабрика становится непременной участницей различных выставок. Так, для выставки «ЭКСПО-67» в Монреале были созданы уникальные по своей

48

В.Н. Носкова. Панно «Салют Победы», 1946 г. Москва, ВМДПНИ.

художественной ценности произведения музейного уровня: панно «Владимирская фантазия», «Ты взойди солнце красное», детская простынка «Танец стрекоз», полотенце «Юбилейное».

Художественные достижения и открытия этого времени во многом обусловлены осмыслением художественного наследия прошлого, более глубоким пониманием

национальных традиций, которые питали авторскую фантазию. Но помимо уникальных вещей, определяющих стилистическое Санкт-Петербург, грм. развитие вышивки, велась работа

и над массовыми изделиями - разрабатывались коллекции современной, модной, элегантной женской одежды, которая пользовалась огромным спросом.

Из продукции, выпущенной фабрикой, почти 95% составляли изделия, украшенные вышивкой, которые можно было купить в Ставрополе и Ярославле, Туле и Ленинграде, Латвии и Украине, Казахстане и Белоруссии.

Поворотным моментом сохранения и развития традиций в народных промыслах стало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1975 года). Его острие было направлено на улучшение художественного уровня изделий и повышение роли художника и народного мастера [3, 76-78]. Выполнение поставленных задач было невозможно без изменения система профессиональной подготовки, которая осуществлялась ведущими мастерами промысла. Обучение предполагало знакомство с особенностями создания композиций, причинами выбора техники вышивки, материала, колористического решения, способными поддержать высокий художественный уровень изделий.

Т.М. Дмитриева-Шульпина. Панно «БАМ», 1977 г.

. л » » „

'ТА,

гФт

ж

щ

Ж. -

Ш!3

О

НШУ

. * » 9

Таким образом, продолжала существовать традиционная система обучения ученика мастером «из-под руки», однако представленная на качественно новом, современном уровне, с сохранением всего лучшего от предыдущего периода, что доказывают творческие работы студентов прошлых лет. В них найдена золотая середина между декором и утилитарной функцией вещи, возводящая изделия народных художественных промыслов в ранг предметов традиционного

прикладного искусства.

В начале 90-х годов развал экономической системы больно ударил по народным промыслам: резкое сокращение производства и численности работниц привело к закрытию предприятия в 1994 году. И только почти через 10 лет появились первые признаки возрождения - организовано ООО «Мстерская вышивка», старающееся сохранять старинные традиции мастерства. Несмотря на многочисленные и тяжелые проблемы во Мстере сумели сохранить элементы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Преемником традиций мастерства стало Мстёрское художественно-промышленное училище им. Ф.А. Модорова (сейчас филиал Высшей школы народных искусств). Именно здесь трепетно и тщательно берегут все лучшее, что создано мастерами прошлых веков, ощущая себя наследниками и хранителями не только секретов старинного ремесла, но, прежде всего, духовных скреп нации.

Прошлое и настоящее Мстеры неразрывно связано, и это единство служит

Т.М. Дмитриева-Шульпина. Панно «Кармен», 1986 г. Санкт-Петербург, ГРМ.

прочным залогом современного успешного развития традиционного прикладного

50

искусства.

Список литературы:

1. Бакушинский А.В. Искусство Мстеры / А.В. Бакушинский, В.М. Василенко; Науч.-иссл. ин-т худож. кустарной пром-сти. - М.-Л.: КОИЗ, 1934. - С. 11.

2. Беренс К.Г. Вышивальный промысел в России // Кустарная промышленность России: Женские промыслы в очерках С.А.Давыдовой, Е.Н. Половцевой, К.И. Беренс и Е.О. Свидерской / Главное управление землеустройства и земледелия. Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики. -СПб, 1913. - С. 381.

3. Василенко В.М. Русское советское народное искусство и художественная промышленность / В.М. Василенко, М.А. Ильин, О.Д.Балдина. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 76-78.

4. Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстера Владимирской губернии, Вязниковского уезда. История ее, древности, статистика и этнография. -Владимир: Губ. тип., 1865. - С. 8-9, 42.

5. Голышев И.А. Материалы для статистики: Золотошвейная промышленность в слободе Мстере, Вязниковского уезда // Владимiрскiя Губернсюя Ведомости, № 5, от 31 января, 1875 г. - С. 1.

6. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. - Л.: Художник РСФСР, 1985. - С. 16-17.

7. Из обзора деятельности подотдела художественной промышленности отдела изобразительных искусств Наркомпроса о развитии художественных промыслов от 27 ноября 1919 года // Советское декоративное искусство: Народные художественные промыслы: Материалы и документы, 1917-1932. - С. 38.

8. Искусство Мстеры: каталог экспозиции Мстерского художественного музея / Авт.-сост. Г.Н.Дугина, В.В.Позднякова. - Владимир: Издательство «Покрова», 1996. - С. 5.

9. Концепция государственной поддержки организаций НХП на период до 2015

года (Приказ Минпромторга России от 24.09. 2009. N 854).

51

10.Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (17.11.2008).

11.Материалы для оценки земель Владимирской губернии. Т. 4: Вязниковский уезд: Вып. 3 / Оценоч.-экон. отд-ние Владим. губ. зем. управы - Владимир на Клязьме: типо-лит. Губ. зем. управы, 1903. - С. 19.

12. О стратегии национальной безопасности российской федерации до 2020 года.

13.Путин В.В. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп // Из послания Президента Федеральному Собранию. - URL: http://www.pravoslavie.ru/jumal/58087.htm (дата обращения 10.09.2015).

14.Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX-XX вв. / Отв. ред. Э.В. Померанцева; Акад. наук СССР. Ин-т этнографии АН СССР им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти. - М.: Наука, 1965. -С. 65.

15.Свионтковская-Воронова Л.И. Вышивка Владимирской области // Из научного наследия Л.И. Свионтковской-Вороновой: Сборник статей из архива Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Приложение к сборнику статей «Научные чтения памяти В.М. Василенко», выпуск III. / Ред. Г.С. Кириллова, Н.Н. Мамонтова, Н.В. Гаевская. - М., 2001. - С. 24, 29.

16. Синельникова Л.П. Русская вышивка белой гладью и тамбуром // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск: сборник трудов 9 / Под ред. Н.В. Черкасовой. - М.: НИИХП, 1979. - С. 77.

17.Указ Президента N 537 (от 12.05. 2009).

18. ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» (24.04.1996).

19.ФЗ «О народных художественных промыслах» (06.01.1999).

20.ФЗ «О народных художественных промыслах» (06.01.1999).

21. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (от 25.06.2002).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.