Научная статья на тему 'Рецензия на: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб. : Скифия-Принт, 2016. Вып. 5. 342 с. (ISSN 2308-0698)'

Рецензия на: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб. : Скифия-Принт, 2016. Вып. 5. 342 с. (ISSN 2308-0698) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
222
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб. : Скифия-Принт, 2016. Вып. 5. 342 с. (ISSN 2308-0698)»

А. В. Каргальцев

Рецензия на:

Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб.: Скифия-Принт, 2016. Вып. 5. 342 с. (ISSN 2308-0698)

В 2016 г. вышел пятый выпуск межвузовского альманаха «Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии». Это издание было изначально задумано как площадка для развития междисциплинарного и межконфессионального диалога, и, как представляется, этот принцип на протяжении ряда лет успешно реализуется. В последних выпусках очевиден интерес к проекту специалистов в области истории, однако на страницах альманаха публикуются и материалы философского, богословского и религиоведческого характера, что, безусловно, делает издание весьма выигрышным в свете последних тенденций в российском научном пространстве. Как раз об этом пишет во вступительной статье главный редактор альманаха А. М. Прилуцкий, традиционно анализируя важнейшие вехи в области изучения религии в России1. Так, статья «Научное изучение религии: новые вызовы (вместо предисловия)» посвящена важнейшей проблеме современного религиоведения — в каком направлении должна двигаться данная дисциплина. Отмечая кризис метода современного религиоведения, автор указывает, что определенным выходом стала радикализация религиозного дискурса, попытка придать ему политические, правозащитный и иные свойства, что является серьезной пробле-

1 Прилуцкий, А. М. Научное изучение религии: новые вызовы (вместо предисловия), В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 11-16. © А. В. Каргальцев, 2016

мой, поскольку уводит научную мысль в сторону от собственно исследовательской деятельности. Отрадным событием, напротив, стала институционализация теологии как научной дисциплины, которая не только вошла в номенклатуру ВАК, но и обрела теперь собственный экспертный совет. Все это вместе порождает непростую ситуацию, поскольку требует разграничения методологии научного исследования религиоведения и теологии. Произойдет ли это, покажет время. Однако автор справедливо указывает, что сам этот вопрос имеет безусловную актуальность в настоящее время.

Пятый выпуск альманаха получился весьма насыщенным и во многом продолжающий предшествующий том. Во-первых, заметно расширение рубрик, связанных с историей Церкви в период Средневековья и раннего Нового времени. В предшествующем издании этим вопросам было посвящено несколько статей2. В последнем выпуске альманаха тема рецепции поздне-средневековых религиозных феноменов является ключевой. Это неудивительно, поскольку в выпуске нашли отражение тексты некоторых докладов, прочитанных на исторических научных конференциях — «Средневековая и Ренессансная Европа: цивилизация, люди, идеи» (30-31 мая 2016 г.) и «Влияния протестантизма в России» (17 сентября 2016 г.), которые составили основу

2 Среди них отметим: Лурье, З. А. Лютеранская проповедь и драматургия: опыт типологических параллелей, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. М. Прилуцкого. СПб., 2015. С. 180-197; Daussy, H. Un diplomate huguenot au service de la couronne de France: Charles de Danzay, ambassadeur au Danemark (1548-1589), В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. М. Прилуцкого. СПб., 2015. С. 198-225; Паламарчук, А. А. Суд о даровании прав и проблема светской и церковной юрисдикции английского монарха в период Реформации, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. М. Прилуцкого. СПб., 2015. С. 226-245; Beбер, Д. И. Формирование конфессиональных границ Польши и Великого Княжества Литовского с протестантскими герцогствами в XVI в., В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. М. Прилуцкого. СПб., 2015. С. 246-266; Шишкин, В. В. «Сатирический развод» 1607 г.: гугенотский памфлет? (рукопись XVII в. из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге), В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. М. Прилуцкого. СПб., 2015. С. 308-332.

разделов «Церковь и Общество» и «История и культура». Особое внимание в выпуске уделено французскому материалу: здесь нужно отметить статьи Т. А. Леоновой3, Б. Реситфа4, Е. С. Кравцовой5, Д. С. Копелева6. В статьях подняты вопросы функционирования внутри иерархического общества, где различные структуры католический церкви были изначально глубоко интегрированы в жизнь общества и выполняли не только религиозные, но и многие социальные функции. В тексте Т. А. Леоновой раскрыты проблемы взаимодействия церковных и светских судов, а также процессы становления протонациональных государств с их собственным судом на примере Англии и Франции в период Авиньонского папства. Эту статью во многом логически продолжает текст французского исследователя Б. Рестифа, посвященного уже эпохе Реформации, и рассматривающего деятельность епископа Реймса как реформатора литургии в духе обновленного католичества. В публикациях Е. С. Кравцовой и Д. С. Копелева, также связанных с периодами позднего Средневековья и Реформации, продолжена тема агиографии, заявленная в предыдущих выпусках альманаха на материале раннехристианских текстов7. Публикация Е. С. Крав-

3 Леонова, Т. А. «Если папа — француз, то англичанин — Христос»: английский контекст борьбы за суверенитет с авиньонским папством, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 116-135.

4 Restif B. The Cardinal of Lorraine and the liturgy in Reims, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 136-157.

5 Кравцова, Е. С. От инквизиторов Римского престола к королевским следователям: францисканцы во Франции в первой половине XIII в., В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 70-93.

6 Копелев, Д. Н. Сотворение врага: убийства в Блуа и десакрализация короля Генриха III, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 158-197.

7 См., например: Каргальцев, А. В. Мученичество Конона как источник о гонениях Деция, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2015. Вып. 4. С. 128-139; Пантелеев, А. Д. Христианско-иудейская полемика II-III вв. и некромантия (Mart. Pionii 13-14), В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2015. Вып. 4. С. 140-159.

цовой анализирует этап наиболее драматичной борьбы за влияние на орден францисканцев — столкновение интересов короля Людовика IX и папы Григория IX. Исследуя богатый агиографический материал этого времени, автор показывает, что функции ордена претерпели значительные изменения — братья получили самые широкие полномочия в расследовании дел, не только связанных с ересями XIII в., но и злоупотреблений бальи. Данные наблюдения представляют безусловный интерес, поскольку показывают агиографию как ценный исторический источник. В то же время в статье Д. С. Копелева рассматривается феномен мифотворчества, новая агиография периода полемики религиозных войн. Автор анализирует легенды и мистификации, которые сложились относительно убийства Генриха IV в Блуа. Тема агиографии находит логическое завершение в публикации Ива Авриля8.

Помимо Франции представлена и Германия и соседние регионы. В тексте М. Г. Логутовой проанализирована просветительская и книжная политика деятелей предреформационного движения Нового благочестия9. Интересно, что тема статьи отчасти перекликается с заметкой М. В. Иванова об опыте участия лютеранской Церкви в просветительском проекте «Ночь музеев» уже на современном материале. Статья А. И. Иваненко, посвященная рецепции Средневековья в теологии Мартина Лютера (раздел «Философия религии»)10, поддержана критическим анализом поэтического творчества Пауля Герхарда (раздел «Источниковедение и текстология»)11 и увлекательным исследованием жизни

8 Avril, Y. La Vie de saint Etienne de Perm d'Epiphane le Sage et la version qu'en donne G. S. Lytkin, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 94-114.

9 Логутова, М. Г. Рукописная книга — структурообразующий фактор духовности Devotw Moderna («Новое благочестие»), В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 94-114.

10 Иваненко, А. И. Проблема Средневековья в теологии Мартина Лютера, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 34-41.

11 Тихомиров А. В. Поддельный жемчуг: песнопения Пауля Герхардта в русских переводах, В кн.: кн: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 298-312.

и мировоззрения другого лютеранского ортодокса Поликарпа Лейзера12. О немецком подвижнике совсем другой, но не менее трудной, эпохи рассказывает статья М. Шкваровского, посвященная епископу Артуру Мангейму и его служению в советской России13, тогда как В. В. Шапошник анализирует некоторые веяния протестантизма в русской культуре XVI в.

В отличие от номеров выпусков в пятом выпуске фактически не представлены статьи по истории и культуре ранней Церкви. Однако стоит отметить статью известного финского ученого и религиозного деятеля Ю. Пихкалы «Народ Божий: исторические и богословские перспективы»14. Здесь автор со всей ясностью раскрывает дилемму, с которой столкнулось современное христианство. С одной стороны уважение гуманистических ценностей особенно в такой деликатной теме как христианство и иудаизм требует признать оба религиозных направления тем самым Народом Божьим, то есть полноправными наследниками традиции Ветхого Завета. С другой стороны такое признание отнюдь не означает, что можно говорить о едином Божьем народе без риска погрешить против вероучения.

Можно выделить и большую переводческую работу, результаты которой отражены на страницах альманаха — статью Т. В. Литвин «Жан Гронден К композиции "Истины и метода"»15. Не секрет, что потенциал религиозной философии как научной дисциплины в современной России в полной мере еще не раскрыт. После блестящей плеяды русских религиозных философов начала XX в. последовал длительный перерыв, во время которого религия

12 Шкаровский, М. В. Служение епископа Артура Мальмгрена, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 250-263.

13 Шапошник, В. В. Протестнаты при дворе Ивана Грозного, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 234-249.

14 Пикхала, Ю. Народ Божий: исторические и богословские перспективы, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 18-33.

15Литвин, Т. В. Жан Гронден. К композиции «Истины и метода»: вступительная статья и перевод, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 42-68.

исследовалась лишь в узких идеологических рамках. В этом смысле знакомство русскоязычного читателя с творчеством крупного современного исследователя Жана Грондена, и его анализом трудов Х.-Г. Гадамера представляется особенно интересным.

Отдельно следует сказать об исследованиях, которые не связаны с христианством и другими мировыми религиями. В предыдущих выпусках такие материалы были представлены достаточно широко, и мы надеемся, что и далее эта традиция получит продолжение. В текущем номере таким исследованием стала источниковедческая статья А. Е. Барышникова16. Автор, анализируя широкий набор археологических свидетельств римской Британии рубежа I в. до н. э. - I в. н. э., приходит к интересным заключениям о том, что сколь самобытными были религиозные практики на окраинах Римской империи.

Этим наблюдением можно подытожить настоящую рецензию. Очевидно, время больших общих работ по истории, культуре философии того или иного религиозного феномена прошло. Это не связано с деградацией отечественной науки, как приходится нередко слышать, напротив время синтеза сменяется эпохой нового анализа, более глубокого, детального и точного на базе которого еще только предстоит вырасти новым обобщениям. Пожалуй, беглый охват тем публикаций не дает даже примерных представлений о его будущих контурах, однако, как представляется, издание, подобные настоящему, и дают возможность исследователям взглянуть на свои труды в ином ракурсе, в междисциплинарном разрезе, что позволяет установить новые связи между эпохами и феноменами. Подводя итог, можно отметить, что альманах продолжает развиваться. Он не стал узкоспециальным в плане методологии, тематики или подбора авторов и по-прежнему открыт для всех исследователей в области религии. Резюмируя мысль А. М. Прилуцкого, что «наукой должны заниматься ученые», мы придерживаемся лишь главного ограничения — стараемся отбирать лишь качественные и интересные материалы.

16 Барышников, А. Е. Молчащие мертвецы: погребения и некрополи как источник по социокультурной трансформации юго-востока Британии на рубеже эр, В кн.: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под. ред. А. М. Прилуцкого. 2016. Вып. 5. С. 264-281.

Информация о статье

Каргальцев, А. В. Рецензия на: Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии / Под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб.: Скифия-Принт, 2016. Вып. 5. 342 с. (ISSN 2308-0698), В кн.: Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. 2016. Вып. 2 (14). С. 335-341.

Алексей Витальевич Каргальцев

преподаватель, Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (1888680, Россия, Ленинградская область, деревня Кол-бино, 25а)

[email protected]

УДК 001.85

Information on the article

Kargal'tsev, A. V. Retsenziya na: Religiya. Tserkov'. Obshchestvo. Issledovaniya i publikatsii po teologii i religii / Pod red. A. Yu. Prilutskogo. Sankt-Peterburg: Skifiya-Print, 2016. Vyp. 5. 342 s. (ISSN 2308-0698) [Review on: Religion. Church. Society: Research and publications in the field of theology and religious studies / Ed. by A. M. Prilutskiy. Saint-Petersburg: Skifiya-Print, 2016. Vol. 5. 342 p.], Proslogion: Studies in Medieval and Early Modern Social History and Culture. 2016. Vol. 2 (14). P. 335-341.

Aleksey Vital'evich Kargaltsev

lecturer, Theological Institute of the Evangelical Lutheran Church of Ingria (1888680, Rossiya, Leningradskaya oblast', derevnya Kolbino, 25a)

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.