Об участии кафедрального собора св. Марии я
в «Иочи музеев» к
р д
В мае 2016 г. кафедральный Собор св. Марии Евангелическо- р
лютеранской Церкви Ингрии (ЕЛЦИ) впервые стал ь
участником городского мероприятия под названием «Ночь § музеев». Тема, предложенная участникам для организации
выставочной экспозиции, звучала как «Мы первые», что, б
разумеется, соотносилось не с первым опытом участия церкви р
в музейной программе, но с историей общины и храма — с
первых в Санкт-Петербурге. Экспозиция, подготовленная М
волонтерами при участии профессионалов различных р
профилей, была посвящена как раз истории прихода св. Марии. я
Главная идея выставки, сообразная с концепцией »
«
Ночи музеев», — донести до посетителей тот факт, что щ Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии, ведущая свою 4 историю с 1611 г. (год основания Лемболовского прихода), § может по праву называться первой лютеранской Церковью е на территории Северо-Запада РФ. В то время как приход, « построивший в 1805 г. Церковь св. Марии на Большой Конюшенной улице, возник еще в 1632 г. на территории шведского города Ниен, разрушенного Петром Великим в ходе Северной войны должен по праву называться первым лютеранским приходом Санкт-Петербурга. Заметим, что истории прихода посвящена отдельная монография, изданная в под названием «Евангелическо-лютеранская церковь св. Марии: История прихода»1. В тоже время организаторы преследовали более широкие цели — познакомить посетителей с лютеранской конфессией, а также дать некоторые сведения о истории лютеранства на территории России.
Нам хотелось рассказать о самых известных лютеранских общинах города и области. Среди экспонатов была
1 Евангелическо-лютеранская церковь святой Марии. История прихода / Под. ред. М. Иванова, Т. Шадруновой, М. Вяйзя. СПб., 2015.
Выпуск V
га представлена Библия, напечатанная на финском языке и в Стокгольме при королеве Кристине (1626-1689) специально ^ для использования в лютеранских Церквях на территории 0 Ингерманландии. Посетители выставки также смогли уви-^ деть Причастную чашу из ныне полностью разрушенной лютеранской Церкви крепости Копорье. Особую часть программы составляли четыре органных концерта, между ^ которыми для всех желающих проводилась экскурсия по храму и знакомство с историей Реформации и историей возникновения прихода св. Марии. За пять часов церковь ч посетило около 3500 человек — таким образом, можно говорить о несомненном успехе и востребованности подобных мероприятий. Надо сказать, что гости с искренним интересом гости слушали о Церкви и ее истории. Для многих оказывалось открытием интенсивное участие лютеран в формировании научного и культурного наследия России. Именно в формате такого масштабного общения, когда вновь и вновь звучал вопрос «а чем вы отличаетесь от христиан?», для организаторов становилось еще более очевидной необходимость максимально качественно доносить до людей историю Церкви, ставить вопрос об изначальной поликонфессиональности христианского Петербурга — одним словом, необходимость развития просветительской миссии.
Вопрос, который, тем не менее, необходимо затронуть в связи с прошедшим мероприятием: в какой мере собор может выступать в качестве музейного пространства. Такая постановка вопроса важна по двум причинам. Во-первых, в силу трагической истории христианства в России в XX в. Не секрет, что после Октябрьской революции гонения коснулись не только верующих, но и церквей, многие из которых были как раз превращены в музеи. Осквернению подвергались не только храмовая утварь и пространство, но и само место: в Казанском соборе Русской Православной Церкви на Невском проспекте был открыт Музей истории религии и атеизма, часть помещений Александро-Невской Лавры была передана в ведение ленинградского Дома чудес, печальная участь
коснулась и собора св. Марии, превращенного в Дом природы,
где в числе прочего экспонировались пресмыкающиеся, у
что особенно шокировало верующих. Лишь в последние а
десятилетия храмы были возвращены своему законному н владельцу — Церкви, но память о богоборческой эпохе,
безусловно, осталась в сердцах многих прихожан. В этой ф
связи нелишне задаться вопросом, стоит ли вновь даже д
на один день превращать собор в музейное пространство? Л
Уместно ли совмещение функций собора и музея? Ответом Н
на этот непростой вопрос станет то соображение, что даже О
в напоминании о тяжких испытаниях, постигших собор о
св. Марии, есть миссия Церкви, история которой знала О
и моменты величайшего торжества, и времена страшной 1§
опасности, но каждый раз все возвращалось на круги своя, . церковь оставалась церковью. Это удивительное свойство
храмов Санкт-Петербурга погибнуть и воскреснуть н из небытия — лучшая христианская проповедь, доступная каждому.
р
К
Во-вторых, в контексте «Ночи музеев» стоит затронуть о проблему превращения в выставочные комплексы многих М храмов современной Европы. В этом трудно усмотреть з какой-то злой умысел — обмирщение европейской культуры в и резкое сокращение числа верующих сделало огромные величественные соборы попросту ненужными. Они превращаются в памятники христианской истории Европы, но не более. Эта проблема характерна, в том числе, для многих традиционных лютеранских регионов. Попытка хоть чем-то завлечь прихожан приводит к диковинному совмещению «дома молитвы» и «музея современного искусства» или «музея войны». В этом смысле собор св. Марии очень бережно и осторожно подошел к организации экспозиции, которая не содержит чего-то чуждого церковному пространству. Она не разделяет собор на музей и церковь, но, напротив, наполняет пространство молитвы новыми смыслами. Не секрет, что в адрес лютеран всего мира часто звучит критика, что протестантские соборы скучны и чураются сакральной утвари или изображений. Отчасти эта критика справедлива,
ВыпускУ
о
га ведь лютеранский храм очень христоценричен, в нем мало
н
о элементов, отвлекающих от главного — жизни, смерти tj и воскресения Спасителя. Но даже в такой ситуации собору О св. Марии есть что продемонстрировать, что действительно л дорого сердцам верующих. Это, в первую очередь, Библия как о напоминание и живое свидетельство об истории евангельской проповеди. Появление Священного Писания на языке, Ei понятном простому прихожанину — это важнейшая заслуга 2 Реформации. Примечательно, что этот феномен не был связан ^ только с историей Западной Европы, ведь церковные реформы в России XVII в. также касались исправления священных ^ текстов и также вызвали глубокое потрясение в обществе. Таким образом, экспозиция, подготовленная для «Ночи музеев», не разделила посетителей на верующих и неверующих, но открыла многие неизвестные страницы истории собора и лютеранства в России для тех и других.
Подводя итог можно отметить, что участие собора св. Марии в «Ночи музеев» стало важным опытом для церкви. Оно дало возможность заглянуть внутрь себя, осмыслить, что же для нас является наиболее ценным. Интерес, проявленный посетителями, свидетельствует об успехе этого начинании, а, значит, церковь может быть привлекательным и интересным культурным пространством, оставаясь при этом церковью. Безусловно, в последующие годы этот первый опыт будет осмысляться, а экспозиция увеличиваться, но этот изначальный посыл останется неизменным.
Михаил Вадимович Иванов, магистр теологии, настоятель кафедрального собора св. Марии (Большая Конюшенная, д. 8, Санкт-Петербург, 191186)
Mikhail Vadimovich Ivanov, master of theology, dean of the cathedral of the St. Mary (Bol'shaya Konyushennaya ulitsa, 8, Saint-Petersburg, Russia, 191186)
Редакционная коллегия приглашает к публикации в альманахе «Религия. Церковь. Общество». Издание входит в РИНЦ.
Тексты статей принимаются на рассмотрение редакционной коллегией до 1 сентября 2017 г. по адресу: [email protected]
С правилами оформления рукописей можно ознакомиться на сайте альманаха: http://rcs-almanac.ru/
You are welcome to submit your paper for publishing in the almanac «Religion. Church. Society».
Texts should be sent for examination by September, 1, 2017 to: [email protected]
Requirements for papers could be found at: http://rcs-almanac.ru/
Религия. Церковь. Общество.
Исследования и публикации по теологии и религии
Выпуск V
Научный редактор А. М. Прилуцкий Ответственный редактор А. В. Каргальцев Корректор Г. Ю. Шпилева Компьютерная верстка З. А. Лурье
В оформлении обложки использована иллюстрация из «Часослова Карла V» XVI в. (Национальная библиотека Испании (г. Мадрид), Ms. Vit. 24-1, 13v)
Подписано в печать с готового оригинал-макета 14.12.2016 г. Формат 60х841/16. Усл. печ. л. 23. Тираж 300 экз.
Отпечатано в типографии «Скифия-Принт» СПб., ул. Большая Пушкарская, д. 10 E-mail: [email protected] Тел.: + 7 (812) 715-26-45