Экономика. Анализ
РЕТРОСПЕКТИВНЫМ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СТРИН» (г. СУРГУТ)
О.Н.МИХАЙЛЮК,
кандидат экономических наук, доцент, Югорский государственный университет (фото) С.В.ШАРКО,
главный бухгалтер ООО «СТРИН.»
Прибыль служит
критерием
эффективности
деятельности
предприятия и
основным
внутренним
источником
формирования его
финансовых
результатов.
Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.
Цель и методика исследований
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.). Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации
The profit serves as criterion of efficiency of activity of the enterprise and the basic internal source of formation of its financial results.
продукции, прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Источником получения прибыли наряду с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) может быть также деятельность предприятия, не связанная с реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных фондов; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году; финансовая помощь от других организаций; убытки от стихийных бедствий и т.д.
Анализ сводится, в основном, к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждения и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.
Модель формирования конечного финансового результата представлена на рисунке 1.
Рентабельность - это относительный показатель, отражающий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Организация достигла высоких результатов в финансово - хозяйственной деятельности в 2005 г. Об этом свидетельствует увеличение общей суммы чистой прибыли на 502 тыс. руб., или 98,8% в 2005 г. по сравнению с 2004 г., и на 635 тыс. руб. по сравнению с 2003 г. Подобный рост прибыли является результатом увеличения большинства ее составляющих. В большей степени вырос такой ее элемент, как прибыль от продаж, - на 122,2% в 2005 году по сравнению с
2003 г., и на 45,5% - по сравнению с 2004 г. Операционные доходы увеличили балансовую прибыль в 2004 г. на 54,3% по сравнению с 2003 г. и на 107,3% по сравнению с 2004 г. Рост прибыли от продаж - на 782 тыс. руб. по отношению к
Экономика. Анализ
2003 г. и на 445 тыс. руб. по отношению к 2005 г. вызван увеличением выручки на 89% и 16,1% соответственно. Однако примерно в тех же пропорциях увеличилась и полная себестоимость продукции (работ, услуг). Следовательно, дальнейшее сокращение затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) является основным резервом роста прибыли от продаж, которая составляет основную часть балансовой прибыли на анализируемом предприятии.
С целью получения дополнительной прибыли руководству предприятия необходимо уделить внимание реализации неиспользуемого имущества и излишних материалов, так как наличие излишних запасов приводит к замедлению их оборачиваемости.
В 2005 г. внереализационные доходы и расходы представлены суммой кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, которая составила 13 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Сокращение состава внереализационных доходов и расходов в 2005 г. по сравнению с 2003 г. и 2004 г. имеет положительную тенденцию. Как внереализационные доходы, так и внереализационные расходы, как правило, являются нарушением финансово - хозяйственной дисциплины.
Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования -прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг как важнейшую составляющую балансовой прибыли. Так данные таблицы свидетельствуют о том, что если в 2004 г. прибыль от реализации составляла -39,3 % в балансовой прибыли, то в отчетном периоде - уже 117,97 %, т.е. балансовая прибыль формируется преимущественно из прибыли от реализации и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на ее величину. Для проведения факторного анализа используется необходимые информационная база и аналитическая таблица 1, исходные данные которых позволяют рассчитать влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции (таблица 2).
Определим удельный вес каждого фактора в общей величине изменения прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Результаты отразим в таблице 3.
Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в большей степени произошло за счет роста цен реализации. Увеличение объема реализации продукции (работ, услуг) способствовало увеличению суммы прибыли на 45,8 тыс. руб. Изменение структуры продукции повлекло за собой увеличение прибыли на 18,2 тыс. руб.
Отрицательное влияние на изменение суммы прибыли оказало увеличение полной себестоимо-
Экономика. Анализ
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
НДС, акцизы, экспортные пошлины
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
Валовая прибыль
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж
Проценты к получению (+), проценты к уплате (-)
______________+_____________
Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы
Прочие операционные расходы
______________+_____________
Внереализационные доходы
Внереализационные расходы
Прибыль (убыток) до налогообложения
Налог на прибыль и другие аналогичные платежи
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
Чрезвычайные доходы (+), чрезвычайные расходы (-)
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток)
сти продукции. За счет этого фактора прибыль уменьшилась на 3369 тыс. руб.
Такие результаты факторного анализа показывают, что основное влияние на изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) оказало повышение себестоимости и изменение ценовой политики. Руководству предприятия необходимо уделить большее внимание структуре выпускаемой продукции, а именно, стремится увеличить удельный вес более доходной ее части.
Таким образом, следует отметить, что положительное влияние роста цен реализации продукции (работ, услуг), увеличение объема продаж и изменение структуры продукции значительно перекрывает отрицательное влияние увеличения полной себестоимости продукции (работ, услуг).
Чистая прибыль является основой развития экономики хозяйствующего субъекта. Направления использования прибыли и принципы распределения определены предприятием самостоятельно и отражены в учетной политике.
Как следует из данных таблиц 4 и 5, сумма чистой прибыли в 2005 г. возросла на 502 тыс. руб. по отношению к 2004 г., и на 635 тыс. руб. по отношению к 2003 г.
Анализ структуры изменения чистой прибыли свидетельствует о том, что из общей суммы прироста прибыли в 2005 г. по сравнению с 2004 г. - 458 тыс. руб., что составляет 91,2%, получено за счет прироста валовой прибыли. По отношению к 2003 г. эта сумма составляет 831 тыс. руб., или 130,9% прироста чистой прибыли.
Финансовый результат, полученный от внереализационной деятельности, позволил увеличить сумму чистой прибыли в 2005 г. на 303 тыс.руб. Тогда как финансовый результат от операционных доходов и расходов снизил эту сумму на 17,3%.
Размер налога на прибыль возрос на 159 тыс. руб. относительно 2004 г., и на 200 тыс. руб. относительно 2003 г. Рост суммы налога на прибыль является результатом увеличения прибыли от реализации продукции (работ, услуг).
Отрицательное влияние на чистую прибыль оказало увеличение управленческих расходов. Этот показатель снизил в 2005 г. чистую прибыль на 13 тыс. руб. по отношению к 2004 г., и на 49 тыс. руб. по отношению к 2003 г
Анализ распределения чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты всех предусмотренных законодательством платежей, представлен в таблице 6.
Как видно из таблицы 6, в 2005 г. 17,8% чистой прибыли осталось нераспределенной, что на 3,2% больше, чем в 2003 г., и на 32,2%
Рис. 1. Модель формирования конечного финансового результата
Экономика. Анализ
Табл. 1.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации
продукции (работ, услуг), тыс. руб.
Показатель 2004 г. Данные 2004 г., пересчитанные на объем 2005 г. 2005 г.
Выручка от реализации (без НДС, акциза и других отчислений из выручки) 31776 33151 36901
Полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) 30799 32110 35479
Прибыль от реализации продукции 977 1041 1422
Табл. 2.
Расчет влияния факторов на изменение прибыли (убытков) от реализации
товаров, продукции,работ, услуг
Фактор Расчет фактора Сумма влияния фактора на валовую прибыль
Изменение объема реализованной продукции (работ, услуг) 977*1,0469-977 45,8
Изменение структуры реализованной продукции (работ, услуг) 1041-977*1,0469 18,2
Изменение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) 1422 - (36901 - 32110) -3369
Изменение цен на реализованную продукцию, работы, услуги (36901 - 32110) - 1041 3750
Итого факторов изменения валовой прибыли 1422 - 977 445
Табл. 3.
Анализ структуры факторов изменения прибыли от реализации ________________продукции (работ, услуг)_______________________
Показатель Сумма, тыс. руб. Структура, %
Всего факторов +445 100
Влияние изменения объема реализованной продукции +45,8 11,4
Влияние изменения структуры реализованной продукции + 18,2 2,4
Влияние изменения себестоимости реализованной продукции -3369 -704,8
Влияние изменения цен на реализованную продукцию +3750 791
Экономика. Анализ
Табл. 4.
Анализ формирования чистой прибыли в динамике, тыс. руб.
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. Отклонение (+/-) 2005 г. к
2003 г. 2004 г.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) 640 977 1422 +782 +445
Результат от прочей реализации -60 -19 -106 -46 -87
Результат от внереализационных операций -86 -290 13 99 303
Прибыль до налогообложения 494 668 1329 +835 +661
Налог на прибыль 119 160 319 +200 + 159
Чистая прибыль 375 508 1010 +635 +502
Табл. 5.
Анализ структуры факторов изменения чистой прибыли, тыс. руб.
Показатель Влияние фактора на изменение чистой прибыли в 2005 г. по отношению к 2003 г. Влияние фактора на изменение чистой прибыли в 2005 г. по отношению к 2004 г.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Изменение чистой прибыли 635 100 502 100
В том числе за счет:
изменения валовой прибыли +831 130,9 +458 91,2
изменения коммерческих и управленческих расходов -49 -7,7 -13 -2,6
финансовых результатов от операционных доходов и расходов -46 -7,3 -87 -17,3
финансовых результатов от внереализационных доходов и расходов 99 15,6 +303 60,4
налога на прибыль -200 -31,5 -159 -31,7
Экономика. Анализ
Табл. 6.
Анализ распределения прибыли в динамике
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. Отклонение +/-2005 г. к
2003 г. 2004 г.
Чистая прибыль 375 508 1010 +635 +502
Распределение чистой прибыли, тыс. руб.
Резервный фонд - - 380 +380 +380
Фонд социальной сферы - - - - -
Фонд потребления 220 254 450 +230 + 196
Фонд накопления 100 - - -100 -100
Нераспределенная прибыль 55 254 180 + 125 -74
Доля чистой прибыли, % 100 100 100 - -
В том числе:
Резервный фонд - - 37,6 +37,6 +37,6
Фонд социальной сферы - - - - -
Фонд потребления 58,7 50,0 44,6 -14,1 -5,4
Фонд накопления 26,7 - - -26,7 -
Нераспределенная прибыль 14,6 50,0 17,8 +3,2 -32,2
меньше, чем в 2004 г.
В 2003 г. и 2004 г. резервный фонд на предприятии не создавался, поэтому средства на его пополнение не направлялись. По итогам 2005 г. учредитель предприятия принял решение создать резервный фонд на покрытие непредвиденных расходов и убытков и его сумма составила 380 тыс.-руб., что составляет 37,6% от общей суммы нераспределенной прибыли.
В 2004 г. и 2005 г. фонд накопления на предприятие не создается. Следовательно, учредитель не видит необходимости в зарезервированных
средствах в качестве финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества.
Сумма отчислений в фонд потребления возросла на 196 тыс. руб., относительно 2004 г. и на 230 тыс. руб. относительно 2003 г. Большая доля отчислений в фонд потребления (44,6%) показывает, что в планы руководства предприятия в краткосрочном периоде входит значительное развитие социальной сферы предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют
Табл. 7.
Показатели рентабельности деятельности,%
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. Отклонение +/-2005 г. к
2003 г. 2004 г.
Рентабельность продаж 2,5 2,1 3,6 1,1 1,5
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) 3,4 3,2 4,0 0,6 0,8
Рентабельность активов предприятия 14,0 11,8 14,2 0,2 2,4
Рентабельность внеоборотных активов 38,0 35,8 39,9 1,9 4,1
Рентабельность оборотных активов 22,2 17,5 22,0 -0,2 4,5
Рентабельность собственного капитала 43,4 43,2 61,8 18,4 18,6
эффективность работы предприятия более полно, чем прибыль, показывают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами (таблица 7).
Из данных таблицы 7 следует, что показатели рентабельности за 2005 г. по сравнению с 2003 г. и
2004 г. возросли, что подтверждает эффективность деятельности предприятия. Особенно существенно увеличился показатель рентабельности собственного капитала. Изменение составило 18,4% по сравнению с 2003 г. и 18,6% по сравнению с
2004 г.
Показатель рентабельности продаж определяет, что если в 2004 г. с каждого рубля реализованной продукции (работ, услуг) предприятие получило 2 коп. прибыли, то в 2005 г. этот показатель возрос в два раза и составил 4 коп.
Уровень рентабельности производственной деятельности по сравнению с 2003 г. повысился на 0,6%, а по сравнению с 2004 г. - на 0,8%. Увеличение рентабельности производственной деятельности сигнализирует о повышении спроса на продукцию (работы, услуги).
Прибыльность использования внеоборотного капитала в 2004 г. повысилась по сравнению с 2002 г. и 2003 г. на 1,9% и 4,1% соответственно.
Экономика. Анализ
Показатель рентабельности оборотного капитала, связанный с ускорением оборачиваемости активов, характеризует рост эффективности использования организацией своих оборотных средств, показывая какой объем чистой прибыли обеспечивается каждым рублем активов. В этой связи в 2005 г. прибыльность использования оборотных средств организации повысилась по сравнению с 2004 г. на 4,5%.
На основании значений таблицы можно сделать вывод, что деятельность организации оценивается как рентабельная.
Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО «Стрин» на 15% в 2006 году.
Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО «Стрин».
Имеем:
РУ = 36901 тыс. руб. * 15% = 5535,15 тыс.руб.
П = 1422 тыс.руб.; У = 36901 тыс.руб. РбПУ = 5535,15 * 1422 / 36901 = 213,3 тыс. руб.
Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 15% рассматриваемое нами предприя-
Табл. 8.
Затраты на производство и реализацию продукции.
Статья затрат 2004 г. 2005 г.
Сырье и материалы 22462 26567
Заработная плата основных рабочих 1964 2216
Единый социальный налог 699 789
Амортизация основных фондов 722 839
Прочие расходы 4824 4927
Управленческие расходы 128 141
Коммерческие расходы - -
Полная себестоимость продукции 30799 35479
тие увеличит свою прибыль на 213,3 тыс. руб.
Затраты на производство и реализацию произведенной продукции в целом и по статьям за 2004
- 2005 гг. представлены в таблице 8.
Для того, чтобы затраты на производство и реализацию продукции по статьям привести в сопоставимые значения, пересчитаем их на 1 рубль произведенной и реализованной продукции, разделив сумму затрат на объем товарной продукции в ценах реализации.
Как показывают данные таблицы 9, существуют резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения прочих расходов.
Возможное снижение затрат на рубль равно:
0,15 - 0,13 = 0,02 руб.
Затраты на рубль товарной продукции в 2005 году составили 0,96 руб. снижение этой суммы на 0,02 руб. позволит увеличить сумму прибыли. Рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли, используя формулу, за счет снижения себестоимости:
РбПс = 0,02 * (36901 + 5535,15) = 0,02 * 42436,15 = 748,72 тыс. руб.
А это в свою очередь повысит рентабельность продаж.
Обобщим все выявленные резервы роста
Экономика. Анализ
Табл. 9. Затраты на 1 рубль произведенной и реализованной продукции (работ, услуг)
Статья затрат 2004 г. 2005 г.
Сырье и материалы 0,71 0,72
Заработная плата основных рабочих 0,06 0,06
Единый социальный налог 0,02 0,02
Амортизация основных фондов 0,02 0,02
Прочие расходы 0,13 0,15
Управленческие расходы 0,004 0,004
Коммерческие расходы - -
Полная себестоимость продукции 0,97 0,96
Табл. 10.
Обобщенные резервы увеличения суммы прибыли
Источник резервов Резервы увеличения прибыли, тыс.руб.
Увеличение объема продаж 213,13
Снижение себестоимости продукции 748,72
Итого: 961,85
прибыли (таблица 10).
Возможная сумма затрат на рубль товарной продукции:
0,96 - 0,02 = 0,94 руб.
Умножим эту сумму затрат на возможный объем товарной продукции, выраженный в ценах реализации, получим значение суммы возможной себестоимости:
Св = 0,94 * 42436,15 = 39889,98 тыс. руб. Подсчитав все известные данные в формулу (3), вычислим резерв увеличения рентабельности производственной деятельности фирмы ООО «Стрин» за счет названных выше факторов:
РбЯ = (1422 + 961,85) / 39889,98 - 1422 / 35479 = 0,06 - 0,04 = 0,02 = 2%
Таким образом, при увеличении объема производства и реализации продукции на 15%, снижении на 0,02 руб. затрат на рубль товарной продукции ООО «Стрин» получит дополнительную прибыль в сумме 961,85 тыс. руб. и увеличит рентабельность
производства (окупаемость затрат) на 2%.
Выводы. Анализ Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и другие внешние факторы; изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы); повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и другие интенсивные факторы; снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и другие внепроизводственные факторы.
Литература
1. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. - М., 2001. - 476 с.
2. Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика. - М., 2000. - 208 с.
3. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М., 2004. - 286 с.