12.5. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Султанова Х. Р., к.э.н. Должность: старший
преподаватель кафедры «Финансы и кредит».
Место работы: ЮФУ, филиал г.Махачкала
xadijat. [email protected]
Аннотация: Статья посвящена особенностям анализа экономического роста на уровне предприятия в условиях рыночных отношений, существенно связанных с определенным изменением его задач и функций, что предполагает и корректировку методов. Автор рассматривает вопросы организации современной управленческой деятельности предприятий, так как в большинстве случаев, правильное принятие управленческих решений является важнейшим фактором активизации роли личности в процессе производства, а выявление их рациональности и эффективности можно лишь на основе предварительного экономического анализа.
Ключевые слова: анализ, контроллинг, экономический рост, прибыль, предприятие, ценообразование, планирование, рентабельность.
THE ANALYSIS OF ECONOMIC GROWTH AT THE MICROECONOMIC LEVEL
Sultanova Khadizhat Rasulovna, PhD at Economics. Position: senior lecturer at Finance and Credit department.
Place of employment: SFU branch in Makhachkala
xadijat. [email protected]
Annotation: The article is devoted to the peculiarities of analysis of economic growth at enterprises in market conditions significantly associated with a specific change of its objectives and functions which implies adjustment methods. The author deals with the organization of modern management of enterprises, as in most cases, good decision-making is essential for enhancing the role of the individual in the process of production, while the revelation of rational and effective decisions is possible only on the basis of the preliminary economic analysis.
Keywords: analysis, controlling, economic growth, profit, enterprise, pricing, planning, profitability.
В современных условиях хозяйствования основной задачей экономистов и учетно-аналитических
работников становится обеспечение выживания
организации в долгосрочной перспективе. При этом функционирование организации должно быть
финансово устойчивым и рентабельным. Западные компании достаточно давно столкнулись с
необходимостью решения данной проблемы.
Теорией и практикой американской и европейской школ управления были сформулированы и внедрены в повседневное использование различные методы и способы, позволяющие эффективно распоряжаться имеющимися у фирм ресурсами.
В частности, германская теория управления сформулировала концепцию контроллинга,
позволяющую ориентироваться на будущее.
Контроллинг выполняет функции координации и
интеграции в системе стратегического и оперативного планирования на предприятии.
Содержание любой системы контроллинга заключается в ее ориентации на цель, дальнейшее развитие и выявление узких мест.
Контроллинг можно определить как систему управления организацией, интегрирующую в себе стратегические и оперативные подсистемы (систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе, необходимых для управления объектом) и методы управления, подчиняющие их достижению единой цели.
Внедрение системы контроллинга является достаточно сложным и продолжительным процессом, состоящим из нескольких последовательных этапов. В целом его можно представить следующим образом:
- описание существующей информационной (бухгалтерской) системы организации;
- определение требований к необходимой управленческой информации;
- построение формализованной системы, способной обеспечить менеджеров необходимой управленческой информацией;
- построение системы управленческой отчетности;
- построение системы внутрипроизводственного анализа;
- построение системы финансового планирования.
На внедрение системы оказывают влияние такие факторы, как продолжительность существования организации на рынке, отрасль, размер, структура, уровень автоматизации управления и постановки менеджмента в организации. [1-2008. - 164 с.]
Эффективное управление экономикой, движением капитала в рамках предприятия и всей страны связано с аналитическими исследованиями объектов
хозяйственной деятельности предприятий, отраслей народного хозяйства, экономики страны в целом.
Без комплексного, всестороннего анализа деятельности предприятий невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные управленческие решения, выявлять резервы повышения эффективности производства.
Предметом изучения экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятия и хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии. Объект изучения экономического анализа
- экономические результаты или показатели хозяйственной деятельности.
Анализ экономического роста заключается в изучении поведения отдельных экономических единиц, их взаимодействия на рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги, а также факторы производства. [11-2004. - 472 с.]
Основная цель субъектов хозяйствования -совершать экономический выбор. Отдельно взятые предприниматели и предприятия осуществляют в условиях рынка четыре фундаментальных экономических выбора:
1) что и в каком количестве следует производить;
2) как следует производить;
3) кто должен выполнять определенную работу, используя преимущества общественного разделения труда;
4) для кого должны быть предназначены результаты производства.
Без анализа экономического роста на микроуровне невозможен правильный выбор. [9- 2008.-279а]
К числу важнейших задач анализа следует отнести:
1) повышение обоснованности бизнес-планов,
индикаторов и нормативов деятельности;
2) объективное и всестороннее изучение хода
выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов;
3) определение экономической эффективности
использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
4) контроль за осуществлением требований
коммерческого расчета;
5) выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях хозяйственной деятельности;
6) проверка оптимальности управленческих решений.
Для решения вышеуказанных задач применяются
специальные методы и инструменты. Здесь прежде всего следует выделить использование определенной системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов. [10-2008- 256с.] Эта система обычно формируется на стадии планирования и предполагает разработку и привлечение необходимой экономической информации, что не исключает возможности и целесообразности применения в ходе самого анализа новых показателей. Данный анализ предусматривает изучение причин, вызвавших изменение тех или иных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, ощутимо повлиявшие на тот или иной показатель.
Поэтому важным предварительным условием достоверности и действенности анализа является экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты. Особая составляющая экономического анализа - выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями хозяйственной деятельности. [2-2004. - 472 с.]
Весьма распространенным методическим приемом является определение степени влияния данного фактора при прочих равных условиях, то есть когда от остальных факторов аналитик отвлекается. Первая задача достигается прежде всего с помощью ее обстоятельного ретроспективного анализа. Построение временных рядов на значительный период позволяет установить определенные экономические
закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предпринимателя, данного предприятия (ассоциаций, товариществ, концернов, промышленно-торговых фирм и др.). Особое внимание должно быть обращено на изучение и оценку хозяйственной деятельности за текущий период и за период, предшествующий предплановому. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в бизнес-плановых расчетах.
Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным анализ-прогнозом, который дает прямой выход на планово-предположительные показатели.
Для решения второй задачи используются данные учета и отчетности.
При определении экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов используются методы сравнительного анализа конечных хозяйственных и производственнофинансовых результатов. При оценке финансовых результатов деятельности предприятия используются
количественные и качественные показатели (в их необходимой увязке).
Так, например, размер прибыли промышленного предприятия определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. Прибыль торгового предприятия зависит как от выполнения плана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически сложившегося уровня издержек обращения. Обоснованная и полная оценка осуществления требований коммерческого расчета, достигнутых финансовых результатов требует подразделения факторов, повлиявших на исследуемые показатели, на зависящие и не зависящие от предприятий ранение влияния сторонних факторов (путем соответствующих расчетов) позволяет правильно проанализировать результаты усилий коллектива того или иного предприятия или частного собственника. Данное подразделение факторов особенно необходимо в условиях рыночных отношений. В процессе анализа выявление резервов осуществляется с помощью сравнительного изучения выполнения плановых наметок внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта. Критическая оценка самих плановых разработок также может указать на возможности их перевыполнения. Такой анализ должен производиться систематически. [12 -2008. - 144 с.]
Важной задачей анализа является оценка обоснованности управленческих решений. Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного экономического анализа.
Задачи анализа экономического роста, конечно, не исчерпываются этим перечнем. Многогранность и многовариантность хозяйственных ситуаций, особенно в условиях рыночных отношений, ставят перед ним большое число задач автономного характера. [3-2003. -288 с.]
Особенности анализа экономического роста на уровне предприятия в условиях рыночных отношений, существенно связаны с определенным изменением его задач и функций, что предполагает и корректировку
методов. С новой ориентацией производства,
значительным расширением коммерческой, посреднической и других видов деятельности в соответствии с требованиями как внутреннего, так и внешнего рынка возникают совершенно новые, нетрадиционные прежней хозяйственной практики задачи, реализуемые в рамках маркетинговой
деятельности предприятия. [6-2005. - 255 с.]
Существенно раздвигаются рамки анализа, выделяются основные блоки предпринимательской деятельности. Становится необходимым изучение среды, в которой функционирует предприятие, анализ рынков, поставщиков сырья и потребителей,
конкурентоспособности продукции, предоставляемых услуг, спроса и сбыта, формирования ценовой политики и т.д. Возникает потребность в сопоставлении затрат на содержание маркетинговой службы и оценке результатов ее функционирования на формирование прибыли. Материалы данного исследования представляют собой часть аналитических разработок, осуществляемых в рамках изучения и оценки всей хозяйственной деятельности предприятия.
Существенное расширение состава субъектов анализа
связано также с формированием рынка услуг и появлением целого ряда нетрадиционных для нашей экономики финансово-кредитных институтов
(инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых,
факторинговых и др.).
В рыночной экономике большое значение приобретают оперативный и ситуационный
коммерческий анализ.
Особенность ситуационного анализа - его
комплексность, позволяющая по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности и отдельных ее сфер и направлений, своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия. Ситуационный анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Режим
предоставления результатов ситуационного анализа -запросный. Он построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе, состоящей из отдельных блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, спроса и сервисных услуг. Это позволяет оперативно управлять маркетинговой деятельностью предприятия. Результаты оперативного анализа используются также на уровне отдельных функциональных служб предприятия. [13-2008. - 430 с.]
Важный предмет анализа - ценообразование и определение ценовой политики. Кроме калькуляции себестоимости товаров и услуг и включаемой в цену прибыли, ценовая политика определяется на основе анализа коммерческой деятельности, что, в конечном счете, определяет уровень рыночных цен, использование системы коммерческих поправок к ним с учетом рыночной ситуации, конкретных условий сделки, партнера.
Существенное влияние при этом могут оказывать финансовое положение и платежеспособность предприятия, состояние «портфеля заказов» и другие факторы. [4-2004. - 214 с.]
Особой задачей анализа экономического роста на микроуровне в современных условиях является исследование коммерческого риска.
Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности характеризует уровень и динамику итоговых показателей работы предприятия. В соответствии с назначением любой коммерческой деятельности такими итоговыми показателями являются выручка от реализации и прибыль.
Прибыль предприятия, отражающая финансовые результаты его работы в целом за отчетный период, -прежде чем оценивать общие размеры прибыли, необходимо проанализировать каждую из формирующих ее величин. Однако абсолютная величина этих показателей может использоваться лишь в качестве исходной базы для проведения оценки.
Важно знать, при каких условиях, обеспечивающих деятельность предприятия, получены та или иная выручка и прибыль. Под условиями подразумеваются стоимость имущества, размеры собственных и заемных источников финансирования, наличие или отсутствие других видов деятельности и факторов, кроме основной деятельности, вызывающих отклонения величины
общей прибыли предприятия от суммы прибыли от реализации. [7-2006. - 18 с]
Прибыль от реализации, как правило, - главная составляющая прибыли отчетного периода. Это разница между выручкой от реализации и затратами на реализованную продукцию, т.е. себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами. [8-2002.
- 194 с]
Иными словами, речь идет о сопоставительной оценке конечных результатов деятельности предприятия со стоимостью его имущества и капитала, предназначенных для осуществления этой деятельности.
Главными показателями, решающими эту задачу, являются рентабельность активов и рентабельность собственного капитала. При этом необходимо правильно определить, какая сумма прибыли (от реализации, балансовая, чистая и т.д.) действительно сопоставима со стоимостью активов и собственною капитала, а также реально оценить отдачу активов и капитала. В соответствии с формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках», мы имеем в нашем распоряжении прибыль от реализации, от финансово-хозяйственной деятельности, прибыль отчетного периода и чистую прибыль в виде отвлеченных средств и нераспределенной прибыли. [5-2004. - 428 с]
Прибыль от реализации отражает финансовый результат основной деятельности предприятия, поэтому является важнейшей итоговой характеристикой его работы. По своей сути это наиболее устойчивая часть прибыли. Все остальные источники формирования прибыли, как правило, носят более или менее случайный характер. Они могут быть в одних периодах и отсутствовать в других либо могут резко колебаться по периодам.
При налогообложении прибыли источники ее получения практически (за небольшим исключением) во внимание не принимаются, поэтому чистая прибыль является совокупным результатом действия всех факторов, формирующих общую сумму прибыли. Это обстоятельство также надо иметь в виду, оценивая рентабельность активов и капитала предприятия. При расчете показателя рентабельности активов целесообразно предварительно принять во внимание их состав. Это поможет ответить на вопрос, для какого вида деятельности предназначен тот или иной элемент активов и какая составляющая общей прибыли формируется в результате его использования. Если, например, на балансе предприятия числятся долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, они сопоставимы с доходами от участия в других организациях, но не сопоставимы с прибылью от реализации. С другой стороны, основные средства, запасы, дебиторскую задолженность и денежные средства, как правило, следует рассматривать в качестве элементов активов, обуславливающих осуществление основной деятельности и, следовательно, сопоставимых с прибылью от реализации. Что касается операционных и прочих внереализационных доходов и расходов, то оценивать их роль в достижении финансовых результатов следует по-разному. Прочие операционные доходы и расходы включают в себя данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия: реализация, списание, сдача в аренду, содержание законсервированных производственных мощностей и т.д.
Кроме того, в составе операционных доходов и расходов отражаются финансовые результаты, связанные с приобретением и продажей иностранной валюты, а также с переоценкой имущества и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте.
Прочие внереализационные доходы и расходы носят иной характер. Здесь отражаются:
- кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности;
- суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанные прошлые годы в убыток как безнадежная;
- присужденные признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушения договоров;
- суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров;
- суммы покрытия убытков от стихийных бедствий и т.д.
Соответственно, прочие внереализационные доходы включают:
- убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
- долги, нереальные для взыскания;
- присужденные или признанные предприятием санкции за нарушение договоров и по возмещению причиненных убытков;
- потери от стихийных бедствий и т.д.
Исходя из вышеизложенного, оценивая величину прибыли от реализации, целесообразно увеличивать ее на внереализационные доходы в части полученных штрафных санкций и сумм в возмещение ущерба и уменьшать на соответствующие суммы, уплачиваемые самим предприятием. Что касается убытков от стихийных бедствий, то, очевидно, на них не надо корректировать прибыль от реализации, но сумму, полученную на покрытие этих убытков, было бы правильно добавить к прибыли от реализации.
С учетом этих методов оценки прибыли можно точнее определить рентабельность активов и капитала и их динамику.
Рентабельность активов необходимо рассчитывать, исходя из прибыли от реализации, откорректированной на названные выше суммы прочих внереализационых доходов и расходов. Как правило, преобладающая часть активов обеспечивает основную деятельность предприятия, поэтому сопоставима с прибылью от реализации. Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения - это активы, рентабельность которых надо определять, как процентное отношение доходов от участия в других организациях к сумме вложений. Однако выделять их для оценки рентабельности следует лишь в случаях, когда они имеют значительный удельный вес в активах, а доходы от участия в других организациях составляют большую долю общей суммы прибыли.
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организаций, но и приобретает все большее значение в формировании
бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Многоаспектное значение прибыли усиливается в условиях рыночного хозяйства.
При этом предприятие или организация как хозяйствующий субъект, самостоятельно
осуществляющий свою деятельность, распоряжаются выпускаемой продукцией и остающейся в их распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем предпринимательская деятельность в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибыли.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организаций представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и продажу продукции, с учетом убытков от различных хозяйственных операций.
Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и с отрицательным знаком.
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности, вместе с тем, не означает его бесспорной универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т. е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Стремление любыми путями получить прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда -дальнейший рост цен, инфляция, а следовательно, эмиссия денег.
Таким образом, абсолютное увеличение прибыли организации не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива. Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по техникоэкономическим факторам. Кроме методов факторного анализа прибыли, в числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и
для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.
Рентабельность производства исчисляется по формуле:
п
р -----------х юо,
оф + нос
где Р - уровень рентабельности производства, %;
П - сумма валовой прибыли, руб.;
ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
НОС - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.
Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности широко используется показатель рентабельности продукции, который исчисляется по формулам:
где Р - рентабельность продукции, %;
П - валовая прибыль предприятия, руб.;
Сп - полная себестоимость реализованной
продукции, руб.;
Цп - объем реализованной продукции в
соответствующих ценах, руб.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества
продукции.
В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки для использования указанных факторов.
Эффективная система контроллинга снижает загрузку предпринимателей и руководителей и высвобождает время.
Для успешного регулирования прибыли руководства предприятием необходима обработка дополнительных данных финансовой бухгалтерии и учета затрат, что является предпосылкой правильной реализации идеи контроллинга. При помощи свободного интерфейса ASCII эти данные можно автоматически использовать в рамках системы контроллинга. Другое преимущество программы для персонального компьютера, которую мы называем «Прибыль-план ПП», - удобство пользования и не сложная адаптация к особенностям и терминологии, принятым на конкретной фирме. Исчерпывающие оценки деятельности фирмы можно получить в кратчайшие сроки. Программу «Прибыль-план ПП» может применять как фирма, выпускающая продукцию, так и фирма, специализирующаяся на предоставлении услуг.
Правильно функционирующая система контроллинга помогает руководству фирмы спрогнозировать шансы и риски раньше, чем это сделают конкуренты, и таким образом обеспечить жизнеспособность фирмы, укрепить свое положение на рынке и гарантировать постоянную и стабильную прибыль. При внедрении концепции контроллинга у консультантов по налоговым вопросам открывается хорошая возможность взять в свои руки консультационную службу,
квалифицированно и компетентно помогая таким образом предпринимателю в планировании и управлении.
Список литературы:
1. Аверина О.И. Управленческий анализ: Учебное пособие. -Саранск: Изд- во Мордовского университета, 2008. - 164 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / под редакцией В.И. Стражева. - Минск: Высш. шк., 2003 -363 с. 3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 с.
4. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 214 с.
5. Бухгалтерский анализ /пер. с англ. С.М. Тимачева. -Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 2004. - 428 с.
6. Дихтиль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / пер. с нем. A.M. Макарова / Под ред. И.С. Минко. - М.: Высшая школа, 2005. - 255 с.
7. Ефимова О.В. Анализ безубыточности предприятия // Бухгалтерский учет, 2006г. - № 6— с. 18—22.
8. Зудилин А. П. Анализ хозяйственной деятельности развитых капиталистических стран. - 2-е издание. -Екатеринбург: Каменный пояс, 2002г. - 194 с.
9. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под редакцией Н.Г. Данилочкиной. - М.: ЮНиТи, 2008. — 279 с.
10. Контроллинг в бизнесе / Под редакцией А.М. Карминского. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 256 с.
11. Курс экономического анализа / Под ред. М.И. Баканова и А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 472 с.
12. Муравьев А. И. Теория экономического анализа: проблем - решения.— М.: Финансы и статистика, 2008. -144 с.
13. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга: от А до Я: пер с нем. / Под ред. и с предисловием М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2008.
14. Султанова Х.Р. Характеристика системы внешнего независимого контроля. Возрастающее значение аудита в деятельности банков // Бизнес в законе №2, 2013, с. 212-214
Reference list:
1. Averina O.I. Management analysis: Textbook. - Saransk: Publishing House of the University of Mordovia, 2008. - 164 p.
2. Analysis of economic activity in industry/ edited by V. Strazheva-Minsk: High school, 2003. - 363p.
3. Bakanov M. I., Sheremet A. D. The theory of economic analysis: Textbook. - 3rd edition rev. and add. - Moscow: Finance and statistics, 2003. - 288 p.
4. Barngolts C. B. Analysis of economic activity at the present stage of development. - Moscow: Finance and statistics, 2004. - 214 p.
5. Accounting analysis/ trans. from English by Timacheva C.M. -Kiev: Trade Publishing Office BHV, 2004. - 428 p.
6. Dikhtil Ye., Hershgen H. Practical marketing: Manual/ trans. from German by Makarova A.M./ edited by I.S. Minko. - Moscow: High school, 2005. - 255 p.
7. Yefimova O.V. Break-even analysis of the enterprise// Accounting, 2006. - №6, pp. 18-22.
8. Zudilin A.P. Analysis of economic activity of the developed capitalist countries. - 2nd edition. - Yekaterinburg: Stone belt, 2002. - 194 p.
9. Controlling as a tool for business management/ edited by N.Danilochkina . - M.: UNITY, 2008. - 279 p.
10. Controlling in business/ edited by A. Karminsky. - Moscow: Finance and statistics, 2008. - 256 p.
11. The course of economic analysis/ edited by Bakanov M. I. and Sheremet A. D., Moscow: Finance and statistics, 2004. - 472 p.
12. Muraviov A.I. The theory of economic analysis: problems -solutions. - Moscow: Finance and statistics, 2008. - 144 p.
13. Folmut H.Y. Controlling instruments: A to Z. trans. from German/ edited and with an introduction by M.L. Lukashevich and Ye.N. Tikhonenkova. - Moscow: Finance and statistics, 2008.