ПОЛИГОН БЫЛОЕ И ДУМЫ
Ретро и перспектива
10 лет назад вышел в свет первый номер «Бизнес-журнала». Поначалу у редакции возникла идея отметить это событие массовыми культурными мероприятиями.
Однако оказалось, что массовые культурные мероприятия проводятся ныне весьма активно и без нашего участия.
А потому было решено заняться тем, чем мы по большей части и занимаемся. А именно: перестать думать о себе, о своих юбилеях и обратить внимание на тех, для кого, собственно, «Бизнес-журнал» и существует.
Наши корреспонденты заглянули в гости к известным российским предпринимателям, которые помнят «Бизнес-журнал» еще в пеленках, и попросили рассказать, что изменилось в их жизни, в их бизнесе и мировосприятии за прошедшие годы. Старые добрые друзья не обманули наших надежд. В специальном проекте своими думами о былом и настоящем поделились Андрей Коркунов, Андрей Озолинь, Валерий Покорняк, Сергей Шуняев и Давид Якобашвили.
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮНЬ #6 2012
19
Валерий Покорняк:
«я окончательно понял, что среднего бизнеса не бывает»
Валерий Покорняк, глава алтайского холдинга «Алтан», за последние десять лет по-настоящему так и не сумел изменить своему основному, макаронному бизнесу. Генеральная линия его предпринимательской карьеры по-прежнему пряма, как спагетти. Неоднократные попытки резко свернуть в сторону и создать крупное предприятие в другой области особым успехом так и не увенчались, зато оказались хорошим практикумом и научили очень быстро работать над ошибками. Он попробовал себя в девелопменте и построил в Барнауле офисное здание, но вовремя понял, что его офисы в городе «не пойдут», и перепрофилировал объект под «ресторанный дворик». Незадолго до кризиса Покорняк начал строительство отеля на Кипре, но после того, как рынок недвижимости упал, решил «укомплектовать» проект новыми энергосберегающими и «зелеными» технологиями — в расчете на то, что это в будущем выигрышно выделит его среди отелей-конкурентов. «Главное — скорость и использование всех имеющихся возможностей, — говорит Валерий. — Даже если получается так, что какой-то проект становится неудачным, — необходимо подумать, абстрагироваться и придать ему новый смысл».
В макаронном бизнесе Покорняк — старожил. Начинал он в конце 1990-х вместе с соинвестором — греческим инвестиционным фондом. Десять лет назад на его фабрике работало четыре производственные линии. Немного позже к ней добавилась еще одна, параллельно велись реконструкция мельницы и расширение фабрики. Таким образом, за несколько лет Покорняк довольно основательно закрепился на российском макаронном рынке. Если десять лет назад у «Алтана» было 45 дистрибьюторов, то сегодня их уже 136. Выручка за эти годы выросла в 2,4 раза.
То обстоятельство, что макаронный бизнес не наскучил предпринимателю, — тоже своего рода достижение. «Здесь есть куда развиваться, — говорит он. — Вот, например, подумываю о производстве соусов для макаронных изделий. Занимаюсь с местными и канадскими селекционерами програм]ушыгазвития твердых соотов пшеницы на Алтае».
За десять лет Валерий Покорняк не изменил ни отрасли, ни родному городу: свой бизнес федерального масштаба он строит из Барнаула. Его «Алтан» за это время увеличил выручку в 2,4 раза
Развивая свой бакалейный бизнес, Валерий Покорняк, прежде всего, ориентируется на Италию и итальянские макароны. Из этой страны на его фабрику приходят производственные линии, приезжают консультанты. И даже любимая собака Валерия Покорняка, шарпей Пинки - гражданка Италии. «Я купил ее там у знакомой, которая разводит шарпеев. У Пинки настоящий итальянский паспорт, поэтому, когда мы куда-то с ней выезжаем - ее пропускают первой, а меня с Шенгенской визой - уже следом», — улыбается предприниматель.
Свои результаты Покорняк не в последнюю очередь связывает с людьми, которые у него работают. Как многие производственные предприятия, «Алтан» внедрил у себя стандарт качества ^0-9000, но как немногие — сделал это не для галочки. Помимо стандартных процедур, Покорняк сразу же завел у себя на предприятии и неформальные. Одну из них назвал «Ни дня без идей». В каждом цеху на фабрике уже много лет размещены почтовые ящики, в которые сотрудники бросают свои рацпредложения. «Услуга платная»: за рациональные зерна предприниматель выделяет от 50 рублей до пяти окладов. По мнению Покорняка, в экономику необходимо вовлекать как можно больше людей: инициатива снизу для бизнеса является базовым принципом.
Он считает, что именно на такой инициативе может основываться и более глобальная идея — «спасение России».
— Люди должны перестать уповать на государство и начать самостоятельно заботиться о своей жизни, в частности открывать свой бизнес, — убеждает предприниматель. — А вот если государство не будет им в этом помогать — нас ждет революция! Уже сейчас мы наблюдаем огромный разрыв между крупным капиталом и людьми. Людьми преимущественно бедными. В отличие от развитых стран, где в сельской местности живет от полутора до трех процентов населения, в среднем по России таковых 28%, а на Алтае — и вовсе 51%! При этом, по свежим данным Росстата, у 76% жителей страны зарплата от 5 до 7 тысяч рублей в месяц! Не много, мягко говоря...
По мнению Покорняка, во избежание социальных катаклизмов государство должно срочно изменить свою внутреннюю политику и начать наконец вкладывать в людей — в переквалификацию, образовательные программы, в том числе нацеленные на повышение бизнес-активности. «В свое время я весьма удивился, когда узнал о структуре инвестиций ФРГ в Восточную Германию после падения Берлинской стены, — говорит предприниматель. — Из 800 млрд Дойчмарок, которые выделялись на протяжении
девяти лет, лишь 45% было потрачено на технологическое переоснащение восточных земель — остальные деньги пошли на социальные нужды! И это единственно возможный подход: никакие изменения невозможны, никакие технологии не приживутся, если не вкладывать непосредственно в человека и не перераспределять ресурсы, чтобы избежать социального взрыва».
Некоторые «революционные» изменения, с его точки зрения, происходят и вполне естественным образом. «В мире никогда не бывает ничего среднего, — уверен он. — В том числе — средних компаний. Наличие таковых в нашей стране — временное явление. Все идет к укрупнению. Средним предприятиям предстоит либо стать крупными, либо быть поглощенными, либо погибнуть. А вот малый бизнес — выстоит. Конечно, если к этому времени он по-настоящему появится».
Покорняк считает, что основа малого предприятия заметно прочнее и укрупняться ему стоит далеко не всегда. К примеру, в 2006 году предприниматель открыл собственный ресторан — а вот строить ресторанную сеть не стал: «Пусть он остается малым бизнесом — самоокупаемым и стабильным». Так же он решил поступить и с гостиницей «Улитка», построенной в Барнауле. «Если честно, поначалу была идея развить сеть отелей по всей Сибири, — говорит Покорняк. — Однако процедура получения разрешений для строительства гостиниц, на мой взгляд, в нашей стране так сложна, что проще получить Нобелевскую премию».
Свой макаронный бизнес Валерий Покорняк, разумеется, прочит в «крупные компании». Сейчас, чтобы пробиться в высшую бакалейную лигу, предприниматель подыскивает себе партнера. «Партнера не финансового, — уточняет Покорняк. — Денежные средства мы и сами научились получать. За последние десять лет мы дважды выпускали и погашали облигации. Кроме того, в прошлом году я наконец выкупил пятую часть акций, принадлежавших партнеру, так что компания снова стала «семейной». И тем не менее в длинной дороге хороший партнер не повредит».
Валерий Покорняк — один из немногих, кто рассуждает о перераспределении ресурсов в России не голословно. В свое время, поучившись в аспирантуре московского вуза, он вернулся назад в Барнаул, а выведя бизнес на федеральный уровень, не переехал в столицу По его мнению, покинуть Москву не мешало бы и... правительству РФ. Причем чем быстрее, тем лучше.
— Укрупнение Москвы — большая ошибка. Это бесперспективный тренд, который еще больше заводит страну в тупик. Необходимо совершить крутой разворот — в сторону регионов. Причем сделать это физически. Правительство должно переехать в Сибирь! В тот самый регион, который в настоящее время загибается — в том числе с точки зрения сокращения и деградации населения. Между тем этот регион дает 85% ВВП страны! Изменения ситуации можно ожидать только в случае появления новой столицы. Примерно так же, как это произошло в Казахстане, где бурное экономическое развитие взяло начало с момента переноса столицы в Астану! ■
i
/
У
*-
Валерий Покорняк
2002 гцц
Генеральный директор холдинга «Алтан». Объем производства входящей в холдинг Поспелихин-ской макаронной фабрики — 22 тыс. тонн в год.
2012 год
Генеральный директор холдинга «Алтан». Объем производства — 38 тыс. тонн в год.
Андрей Коркунов:
«Все свои основные шаги в бизнесе я повторил
бы точь-в-точь»
Андрей Коркунов считает, что за последние десять лет он заметно изменился. Раньше работал для того, чтобы заработать деньги, сейчас же занимается только тем, что приносит удовольствие.
Судя по всему, последние пять лет предпринимателю, ставшему известным благодаря своим успехам на кондитерском рынке, удовольствие приносят три бизнеса: банк, сухарики «Воронцовские» и сеть мобильных складов «Мобиус». Кроме этого, Коркунов продолжает «присматривать» в качестве консультанта за основанной им шоколадной фабрикой, которая сейчас принадлежит компании Mars. Как консультант он плотно сотрудничает с основанной им шоколадной фабрикой, а не так давно принимал участие в ребрен-динге своего «фамильного» продукта. По словам бизнесмена, ребрендинг прошел успешно. В том числе и для него самого: Коркунова снова стали узнавать на паспортном контроле в аэропортах.
«Все компании, к которым я имею отношение, сейчас хорошо себя чувствуют, — уверяет он. — Кризис мы тоже миновали благополучно. Увеличивает свою долю рынка «А. Коркунов», что не может не радовать; растут также «Воронцовские». Однако сегодня основными своими проектами я считаю «АНКОР БАНК» и мобильные склады «Мобиус».
Строил свои новые бизнесы Коркунов так же основательно и быстро, как кондитерский. Так, за пять лет существования «Мобиус» (компания специализируется на хранении вещей — для юридических и частных лиц) открыл десять складов индивидуального хранения, оснащенных контейнерами-ячейками. По словам Коркунова, «Мобиус» обслуживает уже 6-7 тысяч клиентов. И сейчас компания достигла стадии, когда может заинтересовать крупного инвестора, который помог бы ей вырасти в федеральную сеть. «Мы сейчас ведем переговоры с рядом фондов, способных принять участие в развитии бизнеса», — говорит предприниматель.
Кондитерская фабрика «А. Коркунов» была продана Mars за $300 млн незадолго до кризиса 2008 года, когда находилась на пике своей капитализации
За эти годы, признает Андрей Коркунов, изменился и язык, на котором он объясняется: «Если человек говорит на новом для себя языке, а думает на другом, это означает, что он еще недостаточно погрузился в языковую среду Судя по всему, я этот этап уже прошел. Последние пару лет ловлю себя на том, что могу свободно переходить с «шоколадного» языка на банковский. При этом думаю уже явно на финансовом».
Основная «языковая среда» Коркунова тоже прирастает. По словам предпринимателя, капитализация «АНКОР БАНКА» (татарский ТАТЭКОБАНК он купил за пару месяцев до кризиса, а затем переименовал) за два последних года выросла на 30%. И в ближайшие годы Андрей планирует увеличить ее примерно на столько же. К слову сказать, за последние десять лет изменился и состав семьи Коркунова: в этот «период» у него родились две дочери.
Оценивая свое прошлое, Андрей Коркунов использует почти «крылатое выражение»: «Я ни о чем не жалею. И все свои основные шаги в бизнесе повторил бы точь-в-точь».
Впрочем, жалеть действительно было бы грех. В конце концов, предприятие и бренд, построенные Коркуновым, вошли в число немногих объектов, которые привлекли западных инвесторов. Продажа кондитерской фабрики «А. Коркунов» пришлась на пик ее капитализации и произошла незадолго до кризиса, который особенно сильно ударил по сегменту кондитерских изделий премиум-класса. Сделка, объем которой оценивался в $300 млн, была рекордной для российского рынка: превзойти ее смогла лишь сделка по продаже «Вимм-Билль-Данн» ($5,8 млрд) в прошлом году.
То, что Коркунов все же хотел бы изменить, касается других материй. По его словам, сейчас «на своем месте» он бы иначе распределял время и ресурсы, смещая их в пользу семьи, людей. Впрочем, не всех. «Сейчас у меня не так много контактов, как прежде, — рассуждает предприниматель. — Знаете, как бывает по молодости: постоянно налаживаешь связи, поддерживаешь их, тратишь на это время — а потом вшясняется, что без этих контактов можно было обойтись. Сейчас в этом плане я намного более «спокоен». Не стало суеты. Лишних движений. Как выяснилось, в бизнесе не надо «ножками сучить», иногда стоит отпустить ситуацию и подождать». ■
Андрей Коркунов
2002 год
Председатель совета директоров ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» (шоколад и конфеты премиум-класса под брендом «А. Коркунов»). Годовой объем продаж — $50 млн.
2012 год
Председатель совета директоров ОАО «АНКОР БАНК СБЕРЕЖЕНИЙ» с уставным капиталом 250,5 млн рублей.
Давид Якобашвили:
«Сырьевой «козырь» России
не вечно будет в игре»
В феврале 2002 года Давид Якобашвили и его партнеры пожинали плоды успешного первичного размещения акций компании «Вимм-Билль-Данн» на Нью-Йоркской фондовой бирже. Тогда ВБД стала первой российской публичной компанией в пищевом секторе. Всего в ходе IPO было продано 22% акций, а капитализация компании зафиксирована на уровне $830 млн. «Это был переломный момент, который позволил нам разрешить и некоторые финансовые проблемы, и психологические, — вспоминает сейчас Давид Якобашвили. — После такого удачного размещения, не скрою, меня переполняла гордость и уверенность в себе. Кроме того, мы сразу же получили «уважение и почет» на всех рынках, где продавалась наша продукция».
Привлеченные средства помогли компании набрать хороший темп развития. Спустя восемь лет капитализация ВБД, ставшей одним из лидеров на российском рынке производителей соков и молочных продуктов, достигла $5,8 млрд, а продажа предприятия в конце 2010 года американской корпорации PepsiCo стала самой крупной российской сделкой M&A среди компаний несырьевого сектора. Впрочем, все эти годы Якобашвили жил не только интересами одной компании. За это время он успел принять участие во многих проектах: вошел в угольный бизнес, занимался зерном, а также недвижимостью в России и за рубежом. Часть полученной премии от сделки с PepsiCo пошла на покупку акций АФК «Система», и год назад Давид Якобашвили был избран в совет директоров этой финансово-промышленной группы. Размер своего пакета предприниматель не раскрывает, однако сообщает, что он «ровно такой, чтобы испытывать к проектам «Системы» большой интерес». Пищевая отрасль, которой Якобашвили посвятил столько лет, сейчас его также интересует, но лишь постольку, поскольку АФК «Система» в числе прочих имеет и сельскохозяйственные активы: ей сейчас принадлежат два крупных агрокомплекса на юге России.
Продажа «Вимм-Билль-Данна» дала Давиду Якобашвили ресурсы, необходимые для рвчизации проектов, которые не сулят быстрого возврата инве-
В 2010 году 66% акций компании «Вимм-Билль-Данн» за $3,8 млрд приобрела PepsiCo. Это стало крупнейшей сделкой М&А в России для компаний несырьевого сектора
стиций или даже не предполагают такового вообще. Так, в 2010 году он создал компанию «Биоэнергия», специализацией которой стала переработка торфа в Центральной России. Это бизнес с очень длинным инвестиционным циклом. Однако предприниматель рассчитывает возродить заброшенную отрасль, которая привлекла всеобщее внимание только с началом пожаров на торфяниках в 2010 году «Заниматься переработкой торфа необходимо, пока мы не сгорели от его избытка, — считает Якобашвили. — Думаю, рано или поздно об отрасли вспомнят — стоит как следует «обжечься» еще пару раз». То, что до рентабельности здесь очень далеко, не огорчает бизнесмена: для него проект целесообразен уже потому, что может спасти человеческие жизни. «Известный факт: в период торфяных пожаров 2010 года смертность в Москве увеличилась на 90 тысяч человек», — говорит он. Между тем торфяной бизнес Якобашвили очень зависит от позиции властей. Пока нет государственной программы развития отрасли, приходится договариваться на региональном уровне. К примеру, во Владимирской области, где «Биоэнергия» строит предприятие по производству топлива из торфа (объем инвестиций — 400 млн рублей), администрация приняла программу модернизации коммунальной энергетики, после реализации которой появится возможность использовать местные виды топлива. Впрочем, торф — это не только топливо. В портфеле «Биоэнергии» есть и другие продукты, которые можно производить на основе этого сырья — от добавок в медицинские препараты и в цемент до дорожного противообледенителя.
Другой личный проект, который занимает Давида Якобашвили, — музей прикладного искусства в Москве на Солянке. Сейчас строительство идет полным ходом, открытие намечено на будущий год. На согласование со всеми инстанциями ушло ни много ни мало десять лет. «Очень горжусь тем, что мне удалось пройти этот этап и отстоять проект, — говорит предприниматель. — Это было непросто: место довольно примечательное, многие пытались его отнять. По кабинетам чиновников, гюмню, ходил кругами: когда все согласования удавалось собрать, не раз обнаруживалось, что первые подписи уже недействительны». Экспонаты для будущего музея уже есть: это личная коллекция Давида Якобашвили, в которой за много лет собралось свыше 10 тысяч единиц хранения. Начинал с музыкальных самоиграющих инструментов, к которым предпринимателя приохотил его первый партнер по бизнесу, Ишед. Партнер всегда мечтал, чтобы его коллекция
Давид Якобашвили
2002 год ^
Председатель совета директоров Испании «Вимм-Билль-Данн». При IPO компании на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2002 году капитализация компании была зафиксирована на уровне $830 млн.
2012 год
Председатель совета директоров корпорации «Биоэнергия», член совета директоров и акционер АФК «Система». Личное состояние, согласно рейтингу Forbes, — $950 млн.
оказалась в стенах музея и, заручившись обещанием Якобашвили осуществить эту мечту, перед смертью передал свое собрание в его руки. Предприниматель с большим воодушевлением принялся пополнять коллекцию, и в результате она вышла за пределы музыкальной специализации. Сейчас, помимо шарманок пятивековой давности, аккордеонов середины XIX века, часов, музыкальных шкатулок и механических кукол, в собрании находятся скульптуры, украшения и другие антикварные предметы известных авторов и владельцев. Жемчужиной своей коллекции Давид Якобашвили называет рояль, подаренный в день бракосочетания российского императора Александра III и Марии Федоровны. Все экспонаты в прекрасном состоянии — благодаря усилиям штата реставраторов, который Якобашвили содержит исключительно для нужд будущего музея. «Полагаю, музей будет бесплатным, — говорит он. — Собирать с посетителей по 100 рублей, на мой взгляд, смысла не имеет. Тем более что свой проект я хотел бы адресовать в первую очередь детям и студентам».
Кстати, вышеупомянутая аудитория уже много лет является одним из объектов социальной активности Давида Якобашвили, который в Российском союзе промышленников и предпринимателей отвечает за вопросы социальной ответственности и демографии.
Сегодняшнюю демографическую ситуацию предприниматель оценивает как удручающую: «Даже сложно себе представить, как будет выглядеть страна через десять лет. С карты России уже исчезли десятки тысяч сел, началось сокращение числа городов. Продолжительность жизни людей низкая, рождаемость растет крайне медленно, население России себя не воспроизводит. Смертность россиян в разы превышает этот показатель в большинстве развитых стран, особенно в интервале от 20 до 50 лет, и прежде всего у мужчин. Например, смертность российских мужчин в возрасте 30-35 лет в 9 раз выше, чем в Японии. По мнению экспертов Института демографии ВШЭ, основные причины раннего ухода из жизни и болезней связаны с ощущением нестабильности, неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне. Этот тренд, очевидно, касается и сегодняшней молодежи. Отсюда проистекает активность политической оппозиции. Молодежь не знает, что ее ждет в будущем, и не удовлетворена степенью своей реализованности в настоящем».
Весьма неприятным для страны итогом последних десяти лет Давид Якобашвили считает то, что так и не удалось уйти от сырьевой модели развития экономики. Единственная возможность наверстать упущенное и развить здесь производство (а Россия нуждается в производстве всего — от подгузников до хозяйственного мыла) — это использовать деньги, полученные от экспортных поставок сырья для капитальных инвестиций в промышленность. Причем сделать это необходимо как можно быстрее: сырьевой «козырь» России не вечно будет в игре, весь мир активно переходит на альтернативные источники энергии, за счет которой скоро будет удовлетворять свои внутренние потребности. ■
Сергей Шуняев:
«За прошедшие годы я научился больше работать»
У президента Rover Computers Сергея Шуняева по-прежнему свой особый дресс-код: на работу он приезжает в кожаных штанах, поскольку, как и десять лет назад, всем иным средствам передвижения предпочитает мотоцикл. Впрочем, неизменность привычек главы компании вовсе не свидетельствует о неизменности бизнес-стратегии. Происходившее с Rover Computers за последние годы кратко можно описать так: организованное отступление перед лицом превосходящих сил противника (крупных западных компьютерных брендов и производителей из Юго-Восточной Азии), перемежающееся контратаками. «Вот, в более скромный офис переехали, поскольку заработки уже не те», — говорит Шуняев (впрочем, с улыбкой). Что есть, то есть. Rover Computers, некогда лидер отечественного рынка ноутбуков, в последние годы перестала фигурировать в рыночных обзорах аналитиков.
В 1995 году компания первой запустила отечественное производство ноутбуков (тогда это называлось «красной сборкой»). В 2010-м - свернула одной из последних. Нерентабельно. «Зато, — говорит Сергей, — я до сих пор встречаю людей, которые смотрят на меня с уважением, услышав название моей компании — ведь их первым ноутбуком был Rover».
В последние годы Шуняев не питал особых надежд на восстановление статус-кво на рынке ноутбуков. Но это вовсе не означало, что возглавляемая им компания вчистую проиграла битву на компьютерном рынке вообще. Понимая, что неподвижность и косность — для бизнеса смерть, Rover Computers полтора года назад вышла на новый для себя рынок планшетных компьютеров, по сути, став одним из первых производителей, начавших экспериментировать с Android на этих устройствах. «Этот рынок, благодаря стараниям таких гигантов, как Apple и Google, растет очень быстро, — признает Сергей Шуняев. — Но, помимо этого, оказывает влияние и нарастающая
В последние годы бизнес Сергея Шуняева отступал перед лицом превосходящих сил противника (крупных западных компьютерных брендов и производителей из Азии), изредка переходя в контратаки и пытаясь закрепиться в перспективных сегментах
компьютерная грамотность населения. Вспомните, как медленно поначалу росло число пользователей ПК. Ноутбуки, появившиеся позже, стали входить в обиход куда быстрее. С планшетами все стало совсем быстро».
Президент Rover Computers понимает, что рано или поздно зарубежные игроки начнут его вытеснять и с этих позиций, но готов дать им бой — в том числе и по ценам. Даже если придется удешевить самый доступный планшет с 3,5 до 2,9 тысячи рублей. Демпинг? Вовсе нет. «Песок, пластмасса и припой, идущие на производство планшета, стоят несколько десятков долларов, все остальное — технологии, — говорит Шуняев. — А технологии дешевеют. Да, сначала они дорогие. В конце прошлого года было очень большое падение цен на планшеты. Маленькие, 7-дюймовые, подешевели на 80%, притом что их потребительские качества улучшились».
Когда же все ресурсы будут исчерпаны, Rover Computers придется в очередной раз менять курс и осваивать новые рынки. В качестве перспективного направления — брендированная детская электроника. В офисе компании стоит витрина с плеерами, камерами и наушниками, оформленными в стилистике Hello Kitty. Не забыли и мальчиков: точно такая же детская электроника есть и для любителей мультфильма «Тачки».
Пока что, помимо продаж музыкальных плееров, смартфонов и планшетов под собственной маркой в рознице, компания начинает все больше зарабатывать на поставках техники крупным государственным и частным заказчикам. Фактически все ноутбуки, которые сегодня продает Rover, приходятся именно на этот сектор. Сергей предсказывает, что в течение ближайших лет корпоративный сектор начнет постепенно вводить в свои ИТ-системы планшеты, и тут пригодится полученный Rover Computers опыт по работе с этими устройствами в рознице. Что будет дальше, Шуняев предсказывать не берется: «Я стараюсь не планировать дальше пары лет: при нашем размере бизнеса это бессмысленно. В ближайшей перспективе революций не предвидится. По крайней мере смерти компьютеров, которую так давно предвещают, не произойдет».
Несмотря на взлеты и падения компании, Сергей Шуняев не жалеет, что связал свою жизнь с компьютерным бизнесом: «Мне по-прежнему нравится то, рем я занимаюсь, нравятся те люди, с которыми работаю, нравится вставать во сколько хочу. Да, зарабатывать стал меньше, чем десять лет назад, но ведь зарабатываю!» ■
V
2002 гцц
Президент компании Rover Computers. Годовой объем продаж ноутбуков под собственной торговой маркой — 150 тыс. штук. В линейке компании также ЖК-мониторы, проекторы, фотоаппараты МР3-плееры и другая цифровая
2012гцц
Президент компании Rover Computers. Собственное производство ноутбуков закрыто. Объем продаж и обороты не раскрываются.
Андрей Озолинь:
«Сейчас я — простой европейский обыватель»
Десять лет назад, когда деловая пресса, включая «Бизнес-журнал», писала об Андрее Озолине как основателе самой большой в России сети турагентств «Магазины горящих путевок» (МГП), на его визитке, лишенной каких-либо логотипов, под именем и фамилией вместо должности было скромно начертано: «постановка проектов». Дело в том, что ему всегда нравилось запускать новые бизнесы — и ассоциировать себя с конкретным проектом, пусть даже успешным, не хотелось. «Ни в одном из своих предприятий я никогда не был генеральным директором», — говорит Озолинь.
Впрочем, для него, серийного предпринимателя, постановка проекта под названием МГП несколько затянулась: сеть была основана сразу же после кризиса 1998 года, в 2002-м Андрей Озолинь заявил, что ищет на нее покупателя, однако сделка по продаже состоялась лишь в 2006-м. Холдинг «Туральянс» заплатил за МГП значительно меньше, чем изначально рассчитывал предприниматель, — $5,5 млн (из них самому Озолиню досталась примерно половина).
Значительную сумму из заработанного Андрей потратил на проект «Комментарии.Ру». «Для меня эта инвестиция оказалась ошибочной, — говорит он теперь. — Сайт не удалось монетизировать, крупная сумма была потеряна». Перечень проектов за «авторством» Озолиня внушает уважение: сеть пунктов проката «Прокат.Ру», сети турагентств «Велл» и «Машина времени», интернет-магазин путевок Mini7, поисковая система SpyGlass, энциклопедия туризма «Тонкости. Ру», интернет-портал «Подарки.Ру» и т. д. Свою результативность как предпринимателя он считает скромной: «5% идей — пошли в дело и состоялись. Если же считать по проектам, которые были заявлены и начали «дышать», то 20% давали хорошую доходность, 20% были ни то ни се, а 60% оказались гиблыми».
Однако главный зигзаг в биографии Андрея за 10 лет — это смена страны проживания. В определенный момент у него сложилась «жизненная прош<мма по перемещению своих детей в Европу», которую уда-
Основанная Андреем Озолинем сеть турагентств «Магазины горящих путевок» была продана в 2006-м за $5,5 млн. Покупателя на этот актив предприниматель искал более четырех лет
лось окончательно реализовать три с половиной года назад: семья Озолиней обосновалась в итальянском городке Градаре.
Семья для Андрея, безусловно, главный проект, но и предпринимательская натура по-прежнему дает себя знать. «Только теперь я вовлечен в свои проекты через консалтинг и часто даже не имею контрольного пакета», — объясняет Озолинь. В России он по-прежнему акционер в «Тонкостях.Ру» и «Подарках.Ру». В Италии — развивает несколько интернет-порталов с прицелом на русскую диаспору и итальянский бизнес, заинтересованный в деловых контактах в России, а его супруга ведет дела небольшого рекламного агентства. Жизнь в курортной зоне размеренная, пейзажи — дивные, климат — дружественный. «Мы живем экономно, на многое не замахиваемся, если инвестируем в новые проекты — то в основном лишь собственный опыт, а не деньги, — говорит он. — Я теперь простой европейский обыватель». Впрочем, давать однозначный совет коллегам-предпринимателям, пытающимся решить для себя сложнейшую задачу «Валить из страны или не валить?», Озолинь не берется: все зависит от готовности конкретного человека мириться с ощутимыми потерями в социализации при переезде на новое место жительства.
Сам он прекрасно помнит точку принятия решения:
— Это было в самом конце 2003 года. Журнал «Эксперт» тогда вышел с серией статей, в которых разбирались основные болевые точки России и предлагались решения. Не то чтобы я узнал что-то абсолютно новое, просто все было подробнейшим образом инвентаризовано. И я понял: ни одно из решений в России не будет реализовано. Мы поговорили с семьей и решили, что в долгосрочном смысле у страны нет перспектив. Кстати, сейчас, следя за тем, как развивается в России протестное движение «Белая лента», которому я очень симпатизирую, я готов улучшить свой прогноз. Это движение, безусловно, повлияет на сознание людей, сделает их более социально умными. Если оно будет нарастать, то у России есть шанс на реформу сверху. Когда последние десять лет российские правители сетовали, что «в стране нет гражданского общества», они на самом деле держали за (Шиной скрещенные пальцы. И вот теперь они такое общество получили. И это обнадеживает.
В целом я оптимист: у истории повышательный тренд, каждое новое десятилетие лучше предыдущего (за исключением отдельных зигзагов вниз). Просто в масштабе одной жизни — а у меня она одна — не хочется рисковать. Так что мыслей о возвращении в Россию нет. ■
I
I У
1
1 1'' 1 раМ""1^
- - и МйПКМ*
'Я II
Ц > :
Андрей Озолинь
2002 год
Основатель и совладелец «Магазинов горящих путевок» (около 150 турагентств) и сети пунктов проката «Прокат.Ру».
2012 год
Владелец небольшого итальянского рекламного агентства, акционер нескольких российских про ектов — «Тонкости.Ру» (энциклопедия туризма) и «Подарки.Ру» (агрегатор интернет-магазинов подарков). Постоянное место жительства — Градаре (Италия).