доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» от 07.12.96 г. № 1449.
3. Бастрыкина А.В. Туризм в системе социальной реабилитации пожилых и людей с ограниченными возможностями. - М., 1999. - 132 с.
4. Васильева Е.Г. Социальный проект «Мониторинг эффективности предоставления услуг в учреждениях социального обслуживания Волгоградской области» // Вестник ВолГУ - Серия 7. - 2007. - Вып. 6. - С. 129-132.
5. Соловьева Н.В. Туризм и рекреация в социально-досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 1 (29). - С. 14-16.
List of literature: 1. Federal law on 24.11.95 № 181-ФЗ «On social pro-
tection of physi-cally challenged people in the Russian Federation» with amendments and additions.
2. The decree of the Government of the Russian Federation «On measures for providing unimpeded access for physically challenged people to information and objects of social infrastructure» on 07.12.96. № 1449.
3. Bastrykina A.V. Tourism in the system of social rehabilitation of the elderly people and physically challenged people. - M., 1999. - 132 p.
4. Vasilieva E.G. Social project «Monitoring of efficiency of providing services in the establishments of social servicing in Volgograd region». - Series 7. - 2007. - Issue 6. - P. 129-132.
5. Slovieva N.B. Tourism and recreation in social and leisure - time activity of physically - challenged people // Adaptive physical culture. - 2007. - № 1 (29). - P. 14-16.
Бикбулатова А.А.
кандидат технических наук, доцент кафедры искусств и художественного творчества ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», член рабочей группы по вопросам социальной интеграции молодых людей с инвалидностью Комиссии по делам инвалидов при президенте РФ, Россия, г. Москва
Солдатов А.А.
кандидат технических наук, доцент, первый проректор ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Россия, г. Москва
Невская М.В.
декан факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Россия, г. Москва
УДК 378.178
создание центров содействия трудоустройству
инвалидов и лиц с овз в высших учебных заведениях
В статье отражены сведения о проблеме трудоустройства людей с инвалидностью, а также предложены актуальные методы содействия трудоустройству выпускникам вузов, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ. Даны четкие рекомендации по созданию структур на базе университетов, ответственных за содействие трудоустройству инвалидов. Отражены предложения по структуре базы данных учета инвалидов и лиц с ОВЗ в вузах с целью успешного содействия их трудоустройству. Описаны передовые практики создания творческих и производственных мастерских, позволяющих выявить индивидуальные склонности к профессии у людей с инвалидностью. Приведены методики социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ. Предложены новые методы закрепления инвалидов на рабочих местах посредством сопровождения на рабочем месте в адаптационный период.
Ключевые слова: инвалид, инклюзия, трудоустройство, тьютор, доступная среда, одежда для инвалидов, профессионограмма.
the establishment of centers to promote employment of disabled persons and persons with hia in higher educational institutions
The article presents data on employment problem for disabled persons and proposes current methods of promoting the employment of graduates related to the category of disabled persons and persons with disabilities. Exact recommendations are given on the establishment of university units responsible for promoting employment of people with disabilities. The structure of university database of disabled persons and persons with disabilities is proposed in order to successfully facilitate their employment. The article describes the best practices of creative and production workshops which help to identify individual professional inclination/vocation for disabled persons. Techniques of social adaptation for disabled persons and persons with disabilities are presented. New solutions are proposed to enable persons with disabilities to stay on a job by creating tutoring support at the workplace during adaptation period.
Key words: disabled, person, inclusion, employment, tutor, accessible environment, disability clothing, profes-siogram.
Проблема трудоустройства инвалидов, их социализация и вовлечение в полноценную общественную жизнь является одной из самых актуальных в настоящее время [1]. Для решения данной проблемы используют различные подходы, в том числе переход от программ создания специализированных предприятий для инвалидов к системе поддержки лиц с инвалидностью непосредственно на рабочем месте в рамках действующих организаций.
Организация содействия трудоустройству граждан в настоящее время реализуется через систему Центров занятости населения, в компетенцию которых входит оказание данных услуг для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Без постановки на учет в службе занятости населения в статусе безработного гражданина, инвалид имеет возможность воспользоваться только общими услугами, такими как консультации, доступ к банку вакансий и посещение ярмарок вакансий. До настоящего времени большинство как самих Центров занятости, так и места, где проводятся мероприятия (ярмарки вакансий, учебные курсы и т. д.), являются архитектурно недоступными для инвалидов. Не созданы условия предоставления услуг для лиц с нарушениями зрения и слуха (отсутствуют сурдо- и тифло-переводчики, материалы со шрифтом Брайля) [2].
Активно ведется работа по содействию трудоустройству инвалидов некоммерческими организациями (НКО), оказывающими социально ориентированные услуги инвалидам, коммерческими рекрутин-говыми и кадровыми агентствами, государственными социальными учреждениями и организациями.
В деятельности данных организаций можно выделить несколько направлений работы:
- подбор персонала и трудоустройство;
- содействие предпринимательству;
- организация Ярмарок вакансий;
- профессиональное обучение и переобучение;
- организация общественных работ и временной занятости [2].
В системе профессионального образования организация содействия трудоустройству выпускников реализуется через Центры карьеры (или центры трудоустройства). Как правило, это подразделение вуза, которое помогает своим студентам и выпускникам определиться с направлением дальнейшей занятости, найти работу и построить свою карьерную траекторию.
Задача по содействию трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в вузах должна решаться комплексно, учитывая особые потребности инвалидов и лиц с ОВЗ. Функции по оказанию содействия трудоустройству инвалидов должны быть закреплены за одним из структурных подразделений вуза, это могут быть Центры карьеры (Центры трудоустройства), Центры инклюзивного образования, волонтерские организации в вузе либо специально созданные для данной работы структуры.
В случае, если в образовательной организации не создается отдельное структурное подразделение, ответственное за содействие трудоустройству инвалидов, то его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям, что отражается в соответствующих положениях о структурных подразделениях.
Основными задачами структурного подразделения, ответственного за трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ, является повышение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ, а также способствование их закреплению на рабочих местах.
Структурное подразделение, оказывающее содействие в трудоустройстве инвалидам и лицам с ОВЗ должно быть архитектурно доступно, помещения должны быть оснащены с учетом потребностей людей с инвалидностью различных нозологических групп, в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.
Кадровое обеспечение структурного подразделения, оказывающего содействие в трудоустройстве инвалидам и лицам с ОВЗ должно предусматривать возможность оказания консультаций с использованием тифло- и сурдоперевода. Рекомендовано наличие в штате: психолога-профконсультанта; тьютора, сопровождающего инвалида в период его адаптации на предприятии, и других специалистов, обеспечивающих содействие в поиске работы.
Тьютор организует процесс взаимодействия инвалида с работодателем; организует его персональное сопровождение при поиске работы и последующем трудоустройстве. Задачей этого специалиста является адаптация сотрудника с инвалидностью к условиям на рабочем месте. Специалист по трудоустройству инвалидов отслеживает и решает все возникающие в процессе трудоустройства и дальнейшей трудовой деятельности проблемы, такие как создание специальных условий труда; организация обучения (в том числе на рабочем месте); подготовка трудового коллектива к вхождению в его состав человека с инвалидностью.
Работа психолога-профконсультанта заключается в:
- проведении индивидуальных консультаций для инвалидов и лиц с ОВЗ по основам самопрезентации на рынке труда (поиск вариантов трудоустройства, содержание резюме, ведение телефонных переговоров, ведение собеседований с работодателями), формировании индивидуальной траектории профессиональной карьеры;
- проведении профессиональной диагностики посредством организации психологического тестирования;
- обеспечение психологической защищенности при взаимодействии с внешней средой и адаптации в коллективе [3].
Системная работа с обучающимися, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, начинается с внесения в базу данных информации о группе инвалидности; нозологии; степени ограничения возможностей; сведений ИПР; о направлении подготовки или специальности, по которой студент обучается; об увлечениях, хобби; о желании получить дополнительное образование (по каким направлениям); о предпочтениях в будущей работе. Данную информацию можно получить методом анкетирования или собеседования.
Системная работа по содействию трудоустройству предполагает совместную деятельность кураторов групп, заместителей деканов по воспитательной работе, ответственных за трудоустройство на кафедрах и факультетах вуза, волонтеров, работников Центра инклюзивного образования либо другого структурного подразделения, ответственного за сопровождение обучения инвалида и лица с ОВЗ, работников структурного подразделения, ответственного за содействие трудоустройству. Одной из основных проблем трудоустройства инвалидов является их низкая моти-
вация к труду и степень социализации. Проведение постоянной разъяснительной работы, вовлечение в социокультурную жизнь университета позволяет снять многие психологические барьеры и повысить уровень социализации инвалидов и лиц с ОВЗ.
Системная работа предполагает проведение обучающих тренингов; организацию встреч с работодателями, а также выпускниками вуза, относящимися к категории инвалидов, которые успешно трудоустроились и ведут полноценный образ жизни; посещение Ярмарок вакансий, организацию экскурсий на предприятия, вовлечение в производственную деятельность и проекты социального предпринимательства [4].
Работа с психологом при самоопределении и построении индивидуальной карьеры является важным этапом в процессе трудоустройства. С этой целью, как уже отмечалось ранее, в штат структуры, ответственной за содействие трудоустройству выпускников, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, должен быть введен психолог-профконсультант, либо аналогичные специалисты могут быть привлечены из числа сотрудников вуза или партнерских организаций. Людям с инвалидностью и ОВЗ особенно важно преодолеть свои внутренние барьеры, которые есть у каждого человека, поскольку это напрямую влияет на степень их успешности и уверенности в себе. Ниже приведены методы профессиональной психодиагностики, которые могут быть использованы психологом-профконсультантом:
1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
2) открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
3) опросники профессиональной мотивации (для клиентов, выбирающих массовые профессии, то есть пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
4) опросники профессиональных способностей: данные опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда, однако для большинства же профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности». При использовании объемных опросников желательно отдавать предпочтение их компьютерным версиям для удобства проведения и обработки, возможности группового тестирования;
5) личностные опросники. По-настоящему личность нельзя «просчитать», настоящий личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни, однако диагностика способности осмыслять свою жизнь, самооценки, структуры ценностей, локуса контроля и т. п. позволяет способствовать
самопознанию оптанта* с инвалидностью и самоопределению на основе более глубоких знаний о себе;
6) психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
7) «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе требуют материальных затрат на создание мастерских, обеспечение вовлеченности фирм и организаций - потенциальных работодателей.
Методы морально-эмоциональной поддержки инвалидов и лиц с ОВЗ при содействии трудоустройству [4]:
1) группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно проф-консультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентаци-онной проблематике стали клубы ищущих работу и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориента-ционные вопросы;
2) тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
3) методы индивидуальной и групповой психотерапии, эти методы позволяют оптанту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;
4) различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
5) конкурсы или праздники труда, повышающие престиж конкретных профессий (например, международное движение Абилимпикс, конкурс профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ОВЗ).
По данным рекрутинговых агентств в России сформирован потенциальных рынок трудоустройства инвалидов, однако существует проблема взаимодействия между работодателями и желающими, в том числе имеющими физиологическую и психологическую возможность работать, инвалидами. Одна из причин - отсутствие статических данных по нозологическим группам инвалидов, готовых к трудоустройству, и предприятий, способных трудоустроить инвалидов с учетом нозологий и ограничений здоровья.
Организация работы с потенциальными работодателями предполагает ведение базы данных пред-
приятий, готовых трудоустраивать инвалидов, а также имеющих квоты на трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ. В базе данных необходимо аккумулировать информацию по количеству вакансий соответствующих нозологических групп, созданные специальные условия труда для инвалидов и лиц с ОВЗ, виды деятельности, которые могут быть предложены оптантам.
Системная работа предполагает проведение круглых столов по вопросам обсуждения проблем трудоустройства инвалидов, организацию экскурсий на предприятия, приглашение специалистов предприятий для проведения очных встреч с обучающимися и выпускниками, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, проведение консультаций для работодателей по созданию специальных условий для инвалидов.
С целью ознакомления с предложениями по трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ вузы проводят Ярмарки вакансий, на которые приглашают работодателей региона и заинтересованных в трудоустройстве инвалидов лиц. На Ярмарках вакансий работодатели проводят собеседования и индивидуальные консультации с оптантами, ведут разъяснительную работу, информируют о созданных для людей с инвалидностью специальных условиях труда. При проведении консультаций вузы должны обеспечить возможность общения оптантов с представителями работодателей, должна быть обеспечена архитектурная доступность помещения, наличие тифло- и сурдопереводчика.
Ярмарки вакансий организуются в том числе Центрами занятости населения, государственными и общественными организациями. При организации посещения Ярмарок вакансий специалисты структурного подразделения вуза, ответственного за трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ, должны удостовериться в том, что при их посещении не возникнет проблем с архитектурной доступностью помещений, будет обеспечена возможность коммуникации представителей работодателей и оптантов с учетом нозологии.
Взаимодействие с общественными организациями инвалидов (Всероссийским обществом инвалидов (ВОИ), всероссийским обществом глухих (ВОГ), всероссийским обществом слепых (ВОС) и др.) важно для вузов, поскольку данные организации имеют собственные специализированные предприятия и могут стать базой трудоустройства выпускников вуза. Деятельность по содействию трудоустройству членов общественных организаций инвалидов является одной из основных, на данные проекты выделяется финансирование, работает ряд целевых программ.
Некоммерческие общественные организации зачастую ведут аналогичную работу, волонтеры организуют процесс сопровождения инвалидов на предприятиях, где они трудоустроены.
Оптант - человек, выбирающий профессию, карьеру и являющийся потенциальным субъектом труда.
ВЫ^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 3 (13), 2015 =
Важную лепту в содействие трудоустройству инвалидов вносят социальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность, направленную на решение какой-либо социальной проблемы. Зачастую на предприятиях, создаваемых социальными предпринимателями, выделяют вакансии по трудоустройству инвалидов, создаются предприятия, в штат которых входят исключительно лица с инвалидностью.
Вузам необходимо отлаживать системное взаимодействие с данными организациями и комплексно решать вопросы содействия трудоустройству.
Направление деятельности структурных подразделений, ответственных за содействие трудоустройству выпускников вузов, связанное с организацией обучения, является одним из наиболее эффективных методов работы. Целью обучения людей с инвалидностью и ОВЗ в части содействия трудоустройству должно являться привитие навыков самопрезентации, грамотного составления резюме, социальной и психологической адаптации в коллективе. С целью организации самозанятости и привития предпринимательских компетенций рекомендовано проводить обучение по основам менеджмента и предпринимательской деятельности, юридической и финансовой грамотности, бизнес-планированию и др. Важной частью данной работы должно стать проведение ситуативных игр, тренингов, имитации конкретных производственных ситуаций, их разбор и разработка алгоритма действий в тех или иных часто возникающих проблемных ситуациях, с которыми может столкнуться инвалид в процессе трудоустройства.
С целью привития профессиональных навыков, выявления склонностей у обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, их социальной адаптации в вузах рекомендовано создавать инклюзивные производственные и творческие мастерские.
Большинство людей с инвалидностью не имеют опыта выполнения простейших операций и навыков, прививаемых с детства. Давно известно, что многие люди с инвалидностью творчески одарены, однако отсутствие специализированных условий не позволяет выявить и развить данные способности. Широко известен опыт некоммерческих организаций, адресно работающих с людьми с инвалидностью и добившихся больших успехов в реализации данных проектов, особенно ярко это проявляется среди людей, имеющих ментальные нарушения. Работа в инклюзивной среде позволяет людям с инвалидностью проходить быстрее этап социализации, постепенно снимая психологические барьеры, одновременно меняя отношение окружающих к себе и проблеме инвалидности в целом.
Работа людей с инвалидностью в производственных мастерских при вузах позволяет выявлять склонности к тому или иному виду деятельности, форми-
ровать профессиональные компетенции, совместно изготавливать изделия и получать дополнительный заработок. Мастерские могут быть организованы по принципу бизнес-инкубатора, где более опытные коллеги и наставники помогают своим подопечным, делятся опытом, контролируют процессы и доводят их до бизнес-модели.
Важнейшей и до настоящего времени нерешенной задачей, значительно снижающей количество трудоустроенных инвалидов, является организация их сопровождения при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте. С этой целью рекомендовано за каждым лицом с инвалидностью и ОВЗ при трудоустройстве (прохождении собеседования) и в последующем адаптационном периоде на новом рабочем месте закреплять специалиста по трудоустройству (тьютора). Тьторами могут быть работники Центра инклюзивного обучения вуза, сотрудники структурного подразделения, ответственного за трудоустройство, соответствующим образом подготовленные волонтеры или привлеченные специалисты. Специалист по трудоустройству инвалидов является необходимым посредником между работодателем и сотрудником с инвалидностью, отслеживает и решает все возникающие в процессе трудоустройства и дальнейшей трудовой деятельности проблемы. Обратная связь и мониторинг ситуации - необходимые компоненты его работы.
Специалист по трудоустройству должен помочь инвалиду адаптировать рабочее место в соответствии с его потребностями (поскольку даже если на предприятии созданы специальные условия для человека с инвалидностью, необходима их адаптация под индивидуальные потребности); организовать при помощи куратора от организации обучение на рабочем месте; подготовить трудовой коллектив к вхождению в его состав сотрудника с инвалидностью.
Список литературы:
1. Семикова Н.В. Проблема трудоустройства инвалидов // Экономика и менеджмент инновационных технологий [Электронный ресурс]. - 2012. - № 1. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2012/01/326 (дата обращения 10.10.2014).
2. Новиков М. Трудоустройство инвалидов: Пособие для специалистов в вопросах и ответах [Текст] / М. Новиков, Н. Присецкая, В. Котов. - М., 2005.
3. Руденко А.М., Самыгин С.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие [Текст]. - М.: Дашков и К.
- 2011. - 319 с.
4. Воронцова М.В., Бюндюгова Т.В., Макаров В.Е., Моз-докова Ю.С. Социальная реабилитация в социальных службах: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 - «Социальная работа» [Текст].
- Таганрог: Издатель С.А. Ступин. - 2015. - 302 с.