Научная статья на тему 'Трудоустройство инвалидов в РФ, или что делать с равными правами человека на труд?'

Трудоустройство инвалидов в РФ, или что делать с равными правами человека на труд? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4786
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / НЕЗАНЯТОСТЬ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ПРАВА ИНВАЛИДОВ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЗАНЯТОСТЬ ИНВАЛИДОВ / EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES / SOCIAL PROFESSIONAL REHABILITATION / UNEMPLOYMENT OF PEOPLE WITH DISABILITIES / INCLUSIVE EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Татьяна Вячеславовна, Халуторных Ольга Николаевна

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья, специфические особенности формирования программ государственной социальной политики РФ в сфере инклюзивного профессионального образования, а также выявляются факторы, способствующие эффективной профессиональной подготовке и трудоустройству данной категории лиц. Авторы указывают на необходимость оптимизации правовой базы, регулирующей вопросы квотирования и трудоустройства лиц с ограничениями возможностей здоровья на свободном рынке труда, важность внедрения комплексной стратегии в сфере трудоустройства инвалидов и совершенствования профессионального обучения, усиления продуктивного взаимодействия ВУЗов, реализующих программы профессиональной абилитации и реабилитации, и органов службы занятости и работодателей, создания равной доступной коммуникационной и городской среды в регионах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зайцева Татьяна Вячеславовна, Халуторных Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment of Disabled People in Russia; or, What to Do with Equal Rights to Work?

The paper examines the employment problems of people with disabilities. State social policy in the field of inclusive professional education in Russia is scrutinized. The authors identify and discuss factors that contribute to the effective training and employment of this category of people. The authors substantiate the need to optimize the legal framework of employment of persons with disabilities, the introduction of a comprehensive strategy in the field of employment of persons with disabilities, improving professional training, strengthening the productive interaction of Universities that implement programs of professional habilitation and rehabilitation, employment agencies and employers, the creation of an equal accessible communication and urban environment in the regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство инвалидов в РФ, или что делать с равными правами человека на труд?»

Социология управления

Зайцева Т.В., Халуторных О.Н.

Трудоустройство инвалидов в РФ, или Что делать с равными правами человека на труд?*

Зайцева Татьяна Вячеславовна — доктор экономических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: zaytv@spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 6358-5492

Халуторных Ольга Николаевна — кандидат философских наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: halutornyh@spa. msu. ru SPIN-код РИНЦ: 2588-0422

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья, специфические особенности формирования программ государственной социальной политики РФ в сфере инклюзивного профессионального образования, а также выявляются факторы, способствующие эффективной профессиональной подготовке и трудоустройству данной категории лиц. Авторы указывают на необходимость оптимизации правовой базы, регулирующей вопросы квотирования и трудоустройства лиц с ограничениями возможностей здоровья на свободном рынке труда, важность внедрения комплексной стратегии в сфере трудоустройства инвалидов и совершенствования профессионального обучения, усиления продуктивного взаимодействия ВУЗов, реализующих программы профессиональной абилитации и реабилитации, и органов службы занятости и работодателей, создания равной доступной коммуникационной и городской среды в регионах РФ.

Ключевые слова

Трудоустройство инвалидов, социальная профессиональная реабилитация, незанятость людей с ограничениями возможностей здоровья, доступная среда, права инвалидов, инклюзивное трудоустройство, занятость инвалидов.

Постановка проблемы

Важнейшим условием существования современного социального государства и гражданского общества в XXI веке становится неукоснительное соблюдение базовых конституционных прав его граждан, одним из которых, несомненно, является право человека на труд. Ежегодное увеличение числа людей, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), делает вопросы профессиональной абилитации, реабилитации и качественного трудоустройства инвалидов одним из приоритетных направлений социальной политики РФ. К сожалению, вопросы расширения сферы

* Статья подготовлена на основе материалов НИР, проведенной в рамках Государственного задания МГУ имени М.В. Ломоносова (см.: Отчет о проделанной в 2015 году работе по проекту «Занятость инвалидов» // Государственное задание МГУ имени М.В. Ломоносова по теме 34.3. Занятость инвалидов, договор № 591п-П17. Научный руководитель д.э.н, профессор Т.В. Зайцева.

URL: https://istina.msu.ru/media/projects/project/a27/622/7336410/otchet 2015.pdf (дата

обращения:17.05.18)). .

профессиональной и социальной реабилитации людей с ОВЗ, имеющих желание и возможность трудиться, решаются недостаточно эффективно. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 г. в РФ процент нетрудоустроенных граждан с инвалидностью был чрезвычайно высок и составлял почти 23% у мужчин и 17% у женщин. По некоторым возрастным группам (в частности, 40-44, 45-49 и 50-54) показатели безработицы среди инвалидов существенно (почти в два раза) превышают аналогичные показатели среди российских граждан без инвалидности) 1

Такую же неблагополучную картину можно наблюдать и в соотношении между занятыми и безработными инвалидами. Согласно данным Росстата, уровень безработицы среди людей с ограниченными возможностями здоровья за 2015 г., в среднем, на 6,9% превышал уровень занятости. В 2017 году разброс составил уже более 10%2. Это говорит о выраженной негативной динамике в данной области.

Еще большую озабоченность данные показатели вызывают в связи с возрастанием абсолютного числа инвалидов, особенно инвалидов с детства. Инвалиды с детства являются наиболее социально уязвимой частью людей с ОВЗ. Именно данная категория требует максимального внимания со стороны государства как в вопросах обучения, в том числе — обучения профессии, так и в вопросах последующего трудоустройства, абилитации и реабилитации. Если в 2011 году численность инвалидов с детства в РФ составляла 541000 человек, то к 2018 эта цифра увеличилась до 651000 человек, то есть выросла почти на 20%3. Таким образом, число людей с ОВЗ (в первую очередь — инвалидов с детства) растет заметными темпами. Поэтому так важно сформировать продуманную и выверенную социально-экономическую политику российского государства по профессиональной подготовке, последующему трудоустройству, абилитации и реабилитации людей с ограничениями по здоровью. Опыт как Советского Союза, так и некоторых зарубежных стран показывает, что правильный подход к трудоустройству инвалидов помогает не только максимально использовать потенциал их профессиональной пригодности, но также благодаря точно подобранным профессиям и вариантам занятости снимает многие проблемы

1 Труд и занятость инвалидов // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 26.10.2018).

2 Там же.

3 Данные федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов». См.: Численность инвалидов // Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost (дата обращения 17.05.18).

социальной и экономической приспособленности этих людей к жизни в современном обществе, их жизнедеятельности и жизнеобеспечения.

Обзор литературы

Проблемы подготовки инвалидов к самостоятельной жизни, создание возможностей их самовыражения в труде, повышение социальной и экономической адаптивности людей с ограничениями по здоровью вызывают повышенный интерес со стороны отечественных исследователей. Расширяющаяся инвалидизация населения превращает вопрос включения людей с ограничениями по здоровью в полноценную жизнь общества из мало заметного явления в насущную проблему. Отечественными исследователями накоплен значительный эмпирический и теоретический материал, обобщение которого могло бы позволить предложить государству ряд решений по вопросу профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов.

Основной вопрос, который встает на повестке дня, — это выявление факторов, действие которых приводит к сложностям как в профессиональном обучении, так и в обеспечении последующей занятости инвалидов. Обобщение материалов наиболее значимых научно-практических конференций по вопросам профессиональной подготовки, трудоустройства, абилитации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, прошедших за последние 5 лет4, позволило авторам статьи

4 См.: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия при реализации Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида // Материалы научно-практической конференции в рамках мероприятий государственной программы «Доступная среда», Санкт-Петербург, 27-28 августа 2015 года / под ред. В.П. Шестакова, Н.Н. Лебедевой, А.В. Шошмина, Я.К. Бесстрашновой. СПб., 2015. С. 32-34; Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Инвалид в XXI веке: образование, трудоустройство, социальная интеграция». Москва, 21-22 мая 2015 г. М.: Московский государственный гуманитарно-экономический университет, 2015; БерезинскихЮ.М. Договор аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 5-1 (36). С. 109-111; Каменева В.П., Цыганкова М.Н., Каменева В.В. Трудоустройство инвалидов по слуху в контексте общих условий трудоустройства инвалидов в современной России // Материалы XIV Международного социального конгресса и XV Социально-педагогического конгресса. Российский государственный социальный университет, Академия имиджелогии, Москва, 20-30 июня 2015 г. М., 2015. С. 101-108; Мамедова Е.Ю. Проблемы трудоустройства студентов-инвалидов после окончания Вуза // Особый ребенок в поликультурном обществе. Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура материалы XXI Международной конференции. СПб., 2014. С. 23-26; Старобина Е.М. Содействие трудоустройству инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в свете конвенции ООН о правах инвалидов // Вестник всероссийской гильдии протезистов-ортопедов. Санкт-Петербург. 2015. № 2 (60). С. 62-67; Цыганкова Г.С., Задорожная Л.И. Информационное сопровождение процессов обучения и трудоустройства инвалидов // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России сборник докладов по материалам Десятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (30-31 октября 2013 г.) / под ред. В.А. Гуртова. Петрозаводск, 2013. С. 139-146; Шмелева С.В., Карташев В.П. Социальная интеграция и трудоустройство инвалидов в современной России // Вестник социальной работы. 2013. № 4. С. 92-96; Шошмин А.В., Бесстрашнова Я.К. Оценка себестоимости персонального сопровождаемого трудоустройства инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Сборник научных статей. Минск, 2015. С. 199-203.

выделить и систематизировать базовые факторы незанятости инвалидов в трудоспособном возрасте.

В первую очередь большинство авторов указывают на недостаточную отработанность законодательных механизмов, призванных обеспечить взаимодействие государства и бизнеса в вопросах квотирования и создания специализированных рабочих мест для людей с инвалидностью5. С одной стороны, можно заметить некоторые положительные изменения в этой области. В частности, в 2015 г. в РФ произошла ратификация Конвенции по правам инвалидов (принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106, Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ6). В Закон № 419-ФЗ7, помимо реабилитации людей с ограничениями здоровья, с 1 января 2016 года введено принципиально новое понятие «абилитация инвалидов», предполагающее не восстановление утраченных в результате болезни или травмы навыков, а обучение новым8. Программа индивидуальной абилитации, несомненно, позволит оптимизировать процесс интеграции людей с ограничениями по здоровью в профессиональные сообщества, «...более полно и внимательно относиться к заполнению разделов психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации в индивидуальных программах реабилитации и абилитации (ИПРА)»9.

С другой стороны, как указывают многие авторы, наиболее слабым звеном в российском законодательстве по вопросу инвалидности остается установление критериев по определению группы инвалидности для впервые признанных инвалидами, а также правил последующего подтверждения группы инвалидности10. Запущенными в законодательном и методическом отношениях признаются вопросы трудоустройства инвалидов I и II групп (при том что на теоретическом уровне и по зарубежному опыту

5 Шуайпова П.Г. Инвалиды в России: правовые проблемы их трудоустройства // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 95-99.

6 Федеральный закон от 3.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения: 26.10.2018).

7 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 171577/ (дата обращения: 26.10.2018).

8 Ильин О.А. «Человек компенсаторный» (заметки об образовании и трудоустройстве инвалидов) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 6. С. 53-62.

9 Михайлова А. 5 основных изменений в жизни инвалидов в 2016 году // ГАРАНТ.РУ [Информационно -правовой портал]. URL: http://www.garant.ru/article/678950/#ixzz4R7DpMNAX (дата обращения: 26.10.2018).

10 Павловская О.Ю. Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика. 2015. № 1. С. 74-79.

их трудоустройство при определённых условиях давно считается вполне достижимым и желательным).

Вторую группу факторов можно условно обозначить как организационные. К ним исследователи относят следующие факторы11:

- слабое взаимодействие государственных и общественных структур, призванных обеспечить профессиональную подготовку, поиск работы и трудоустройство инвалидов;

- отсутствие заинтересованности государственных структур обеспечивать правовую и экономическую поддержку работодателей, трудоустраивающих людей с ограничениями здоровья;

- недостаточный контроль со стороны государственных органов за исполнением Федерального закона Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов»12, предписывающий ужесточение санкций за невыполнение обязанностей по трудоустройству инвалидов, созданию рабочих мест для них в рамках установленной региональными властями квоты13.

Иными словами, даже на фоне существующих законодательных норм и предписаний их применение на практике «оставляет желать лучшего». За этими явлениями стоят как плохая проработанность и слабая выстроенность процедур в поддержку законодательно установленных директив, так и низкий уровень мотивации государственных и муниципальных служащих, вовлеченных в процессы помощи инвалидам, к качественному выполнению своих обязанностей. Например, в западных странах, в частности в некоторых штатах США, к работе с инвалидами допускаются

11 Составлено на основе данных НИР, проведенной в рамках Государственного задания МГУ имени М.В. Ломоносова (см.: Отчет о проделанной в 2015 году работе по проекту «Занятость инвалидов» // Государственное задание МГУ имени М.В. Ломоносова по теме 34.3. Занятость инвалидов, договор № 591п-П17. Научный руководитель д.э.н, профессор Т.В. Зайцева. URL: https://istina.msu.ru/media/projects/project/a27/622/7336410/otchet 2015.pdf (дата обращения: 17.05.18). С. 6-9).

12 Федеральный закон от 23.02.2013 N 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base. garant.ru/70321480/ (дата обращения: 26.10.2018).

13 Вивчарук К.Г. Квотирование рабочих мест для инвалидов и другие проблемы трудоустройства // III Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции и инновации в науке и производстве», Междуреченск, 2-4 апреля 2014 г. Кемерово, 2014. С. 241-242; Шумова Ю.В. Фиктивное трудоустройство инвалидов как негативный фактор трудовой интеграции // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2015 Международная научно-практическая конференция. Челябинск, 2015. С. 232234.

только те служащие, которые после прохождения специального психологического тестирования продемонстрировали высокий уровень «самаритянства». Согласно шкале мотивации к государственной службе, предложенной Джеймсом Перри в 1991 г., самаритяне — это такой тип людей, у которых ведущий мотив — желание помогать другим людям. Феномен «самаритянства» включает в себя 4 измерения:

1) причастность к формированию государственной политики — рациональное;

2) сострадание — эмоциональное;

3) приверженность общественным интересам — нормативное;

4) склонность к самопожертвованию — экзистенциональное.

Опыт применения предварительного отбора служащих для работы с инвалидами по результатам психологического тестирования в г. Феникс (США) позволил повысить уровень удовлетворенности людей с ОВЗ помощью и поддержкой со стороны государственных структур до 90%14.

Следующую группу образуют факторы, которые можно было бы обозначить как институционально-инфраструктурные. К ним исследователи относят15:

- фактическое отсутствие региональных площадок по трудоустройству соискателей с ограничениями здоровья;

- отсутствие доступной для инвалидов социальной среды, способствующей развитию их профессиональных и личных интересов;

- слабое развитие городской инфраструктуры, адаптированной для граждан данной категории.

- недостаточное количество общественных организаций (особенно в регионах РФ), обеспечивающих профессиональное ориентирование и трудоустройство молодых специалистов с ограничениями по здоровью16.

14 Perry J.L., Wise L.R. Motivational basis of Public Service // Public Administration Review. 1990. Vol. 50. No. 3. P. 367-373.

15 Составлено на основе данных НИР, проведенной в рамках Государственного задания МГУ имени М.В. Ломоносова (см.: Отчет о проделанной в 2015 году работе по проекту «Занятость инвалидов» // Государственное задание МГУ имени М.В. Ломоносова по теме 34.3. Занятость инвалидов, договор № 591п-П17. Научный руководитель д.э.н, профессор Т.В. Зайцева. URL: https://istina.msu.ru/media/projects/project/a27/622/7336410/otchet 2015.pdf (дата обращения: 17.05.18). С. 6-9).

16 Романова Н.Г. О содействии трудоустройству незанятых инвалидов // Современные проблемы социально-экономического развития. Сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 71-72 Алексеева Н.В., Аверко О.И. Анализ проблем трудоустройства инвалидов Ставропольского края // Культура и общество: история и современность материалы IV

Наиболее проблематичными оказываются профориентация и трудоустройство инвалидов в провинции. В этом отношении сказывается менее развитая (чем в мегаполисах) транспортная инфраструктура, сравнительная узость отраслевого спектра, секторальное соотношение в пользу сфер производства с преобладанием низко квалифицированного физического труда, более высокий уровень безработицы в целом, меньшая готовность работодателей к приёму на работу людей с ОВЗ17.

Отдельной проблемой следует считать помощь инвалидам в преодолении конкуренции на рынке труда. Здесь трудности не только в отсутствии или недостаточности законодательной базы (проблема на федеральном уровне известна законодателям и отчасти решена), но и в объективном дефиците вакансий для инвалидов.

Специалисты также отмечают недостаточную эффективность информационно-консультационной поддержки людей с инвалидностью к трудоустройству (включая профессиональную и социально-психологическую подготовку) без дальнейшей индивидуальной работы по поиску им подходящих мест работы. Как показывают отечественные и зарубежные исследования, самостоятельно могут трудоустроиться не более 50 % от общего числа людей с ограничениями по здоровью.

Как видно из данного перечня, факторы, условно названные интституционально-инфраструктурными, перекликаются с организационными факторами. В частности, легко предположить, что, например, отсутствие региональных площадок по трудоустройству соискателей с ОВЗ может быть вызвано равнодушием местных чиновников или отсутствием соответствующих процедур и организационных механизмов.

Наконец, завершает перечень факторов, действие которых приводит к возникновению барьеров в профессиональном обучении и последующем трудоустройстве инвалидов в РФ, социально-психологические факторы. К ним можно отнести18:

Всероссийской научно-практической конференции / под ред. О.Ю. Колосовой, Т.В. Вергун. Ставрополь, 2015. С. 392-395.

17 Профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Сыктывкар, 2013 // Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми [Электронный ресурс].

URL: http://minobr.rkomi.ru/content/9595/2013.08.14 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84 %D0%BE%D0 %B 1%D1%80 %D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87 %D0%B2%D0%BE%D 0%B7%D0%BC..pdf (дата обращения: 15.11.2015).

18 Составлено на основе данных НИР, проведенной в рамках Государственного задания МГУ имени М.В. Ломоносова (см.: Отчет о проделанной в 2015 году работе по проекту «Занятость инвалидов» //

- наличие негативного отношения (как в обществе, так и у большинства работодателей) к людям с инвалидностью, ложных представлений о желании инвалидов оставаться на попечении государства;

- ошибочные представления большинства работодателей о сложности увольнения инвалидов в случае их некачественной работы;

- недостаточное продвижение социального, экономического и правового подходов к профессиональной переподготовке и последующему трудоустройству инвалидов;

- фактическая (психологическая и социальная) дискриминация людей с ограничениями по здоровью со стороны потенциальных работодателей19.

Как показывает анализ положения дел на местах, крайне остро стоит проблема трудоустройства выпускников вузов, дипломированных специалистов с ОВЗ. Большинство работодателей, несмотря на обязательное государственное квотирование, психологически не готовы принимать на работу сотрудников с инвалидностью. Подобным соискателям сложно найти работу, не имея трудового стажа и устойчивых коммуникационных навыков самопрезентации. Многим не удается удержаться на новом месте работы из-за предубеждения руководителей и отчужденности коллег.

Таким образом, несмотря на существующую активность как федеральных, так и региональных органов власти, а также общественных организаций, задача максимального содействия трудоустройству инвалидов остается до конца не решенной. Заметная часть инвалидов пополняют ряды безработных, сохраняются отдельные возрастные группы инвалидов, которые страдают от сложностей в поиске работы. В то же время даже среди трудоустроенных инвалидов имеет место неудовлетворенность существующим положением дел, в результате которого им приходится выбирать виды трудоустройства без учета своих профессиональных и личностных ориентаций.

Государственное задание МГУ имени М.В. Ломоносова по теме 34.3. Занятость инвалидов, договор № 591п-П17. Научный руководитель д.э.н, профессор Т.В. Зайцева.

URL: https://istina. msu.ru/media/projects/project/a27/622/7336410/otchet 2015.pdf (дата

обращения: 17.05.18). С. 6-9).

19 Парягина О. Инвалиды: дискриминация и занятость // Управление персоналом. 2007. № 6. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html71069 (дата обращения: 26.10.2018); Студенникова Ю.С., Данилова О.Р. Проблемы трудоустройства инвалидов в России: объективные и субъективные факторы, социальные барьеры // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 177-182.

Методология исследования

Цель настоящего исследования — обобщить и критически переосмыслить практику применения различных моделей содействия занятости инвалидов, в первую очередь — инвалидов с детства. Под содействием занятости инвалидов в настоящем исследовании понимается комплекс мер, направленных на повышение привлекательности инвалида как кандидата на рынке труда и увеличивающих его шансы найти работу, наиболее полно соответствующую его профессиональным и личностным возможностям и ожиданиям. Такое широкое толкование понятия «содействие занятости инвалидов» является принципиальным для позиции авторов. Далее будет обоснована необходимость подключения усилий общества к подготовке будущих трудовых ресурсов с ограничениями возможностей здоровья на более ранних этапах, еще до выбора профессии, и продолжение этой поддержки уже после фактического трудоустройства20.

Для решения поставленной задачи авторами были применены как качественные, так и количественные методы исследования.

Среди качественных методов исследования основное место занимали экспертные интервью, а также выборочное анкетирование. Респондентами для проведения экспертных интервью и выборочного анкетирования выступали руководители двух образовательных центров по профессиональному обучению людей с ОВЗ (ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана и Российская государственная специализированная академия искусств), а также руководители общественной организации РООИ «Перспектива», нацеленной на помощь людям с инвалидностью в поиске работы и трудоустройстве. Всего было проинтервьюировано и проанкетировано 8 человек.

В качестве количественных методов исследования был применен вторичный анализ статистических данных, предоставленных службой занятости ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана; статистических показателей, собранных Росстатом РФ; сведений интернет-портала https://hh.ru (интернет-сайт для работодателей и соискателей при поиске сотрудников/работы), а также данными общественной организации РООИ «Перспектива».

20 Отсюда и далее авторы сосредоточили свое внимание на такой категории инвалидов, как инвалиды с детства.

Результаты исследования

За последние 10 лет проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья во многом стала приоритетным направлением деятельности для значительного количества общественных организаций, она также неоднократно обсуждалась в научном и профессиональном сообществе. Были созданы и успешно апробированы адаптационные программы поиска работы, способствующие самостоятельному (или при кураторском содействии) трудоустройству, основная идея которых сводилась к помощи (часто — индивидуальной) молодым специалистам с инвалидностью преодолеть существующие барьеры и успешно начать трудовую деятельность.

Однако основным недостатком указанных исследований является их разрозненность. Обобщение основных моделей организации помощи инвалидам в профессиональной подготовке и последующем трудоустройстве, применяемых в РФ и за рубежом, позволило авторам настоящей статьи предложить ряд рекомендаций по построению комплексной деятельности по содействию занятости инвалидов.

Основные направления и этапы деятельности по содействию занятости инвалидов

Среди обязательных направлений деятельности, которые необходимо осуществлять при содействии занятости инвалидов, можно назвать следующие:

1) Формирование перечней рекомендованных специальностей для людей с ограниченными возможностями здоровья.

2) Профориентация подростков с ограничениями возможностей здоровья.

3) Создание и функционирование специальных учебных центров с учетом отдельных видов ограничения возможностей здоровья.

4) Функционирование общественных организаций, оказывающих помощь в трудоустройстве инвалидов.

5) Функционирование центров занятости/служб трудоустройства, обрабатывающих вакансии для инвалидов.

6) Оказание государственной поддержки в создании особых условий труда для людей с ограничениями возможностей здоровья.

7) Функционирование общественных организаций, сопровождающих инвалидов в первые месяцы их трудоустройства на новом рабочем месте.

Рассмотрим данные обязательные направления деятельности отдельно. Формирование перечней рекомендованных специальностей для людей с ограниченными возможностями здоровья относится к одному из тех направлений содействия занятости инвалидов, которое может играть ключевую роль в последующем успехе трудоустройства на фоне гармонии самого инвалида как с другими людьми, так и с самим собой. Речь идет об исследованиях психологов (в основном — советских), благодаря которым были составлены своеобразные «золотые стандарты» — перечни рекомендованных специальностей для людей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики разных групп инвалидностей и нарушений здоровья. В результате, как работодатели, так и сами инвалиды получили примерные ориентиры для выбора профессий, в которых ограничения по здоровью оказывают наименьшее влияние на профессиональную самореализацию и достижения.

Более того, отдельная часть исследований велась для обнаружения действия компенсаторных механизмов людей с ограничениями возможностей здоровья, которые позволяют им развивать отдельные способности в более выраженной мере, нежели у людей без таковых ограничений. Позитивным в свете изучаемой проблематики является тот факт, что далеко не всегда утрата одних физических способностей человек ведёт исключительно к снижению его трудовых качеств. Иногда при утрате одних способностей у человека усиливаются другие. Например, у незрячих заметно сильнее, чем у обычных людей, развито осязание, что может быть использовано в ювелирном производстве, производстве электроники и некоторых других отраслях21.

Интервью, проведенные в рамках настоящего исследования с руководителями специализированных учебных заведений высшего образования для людей с ограничениями возможностей здоровья, показали, что не только руководители этих учебных заведений, но даже родители учеников не всегда знали о существовании подобных «золотых стандартов». Им также не приходило в голову рассматривать некоторые типы ограничений по здоровью как особое конкурентное преимущество инвалида, которое позволяет ему развивать в себе уникальные способности или черты характера, редко встречающихся у здоровых людей.

Профориентация людей с ограничениями возможностей здоровья — следующее обязательное направление деятельности при содействии занятости инвалидов. В большинстве российских исследований профориентация инвалидов

21 См.: ЛевинаВ.Л. Использование труда незрячих в высокоточных отраслях промышленности. Тула, 2010. С. 6.

рассматривается как составляющая деятельности по реабилитации инвалидов. Содержание этой деятельности сводится к следующим основным моментам:

- определение профессиональных возможностей инвалидов и уточнение спектра специальностей, не противоречащих этим возможностям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оказание специальных услуг по восстановлению профессиональной трудоспособности;

- выработка стратегии технического осуществления профессиональной подготовки и переподготовки22.

Практической частью этих исследований выступают либо рассмотрение и обобщение эмпирического опыта многочисленных российских федеральных и региональных программ («Доступная среда», «Содействие занятости» и др.), либо отсылка к практике зарубежных стран. В первом случае речь идёт преимущественно о программах с разной долей государственного участия, во втором — как о проектах некоммерческих организаций (НКО), так и о проектах смешанного типа. В независимости от используемых базовых теоретических подходов все исследователи сходятся в признании главенства принципа комплексности реабилитации, при котором профессиональная ориентация и трудоустройство составляют лишь часть программы наряду с медицинским, социальным и психологическим аспектами. Такое же единодушие они демонстрируют и в признании возможности достижения полной рентабельности предприятий, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)23.

Создание и функционирование специальных учебных центров с учетом отдельных видов ограничения возможностей здоровья. Здесь наибольшие проблемы вызывают споры между сторонниками инклюзивного и специального высшего образования для инвалидов. В настоящий момент в России применяется смешанная модель, которая предполагает как наличие специальных учебных заведений (например,

22 Сборник материалов международной научно-практической конференции «Совершенствование общего и профессионального образование инвалидов в процессе их реабилитации». Санкт-Петербург, 17 апреля 2014 г. СПб: ООО "СПб СРП "Павел" ВОГ", 2014; Зайнуллина ГШ, Полежаева К.В. Технологии социальной работы с инвалидами в сфере трудоустройства // Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование в глобальных процессах», Уфа, 20-21 июня 2014 г. Уфа, 2014. С. 46-49; Ульченкова М., Старчикова М.В. Проблемы профессионального становления и трудоустройства инвалидов в условиях современной России // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: в 3-х томах / под ред. А.А. Горохова. Курск, 2014. С. 324-327.

23 Нигманов С.У., Протасова О.С. Профессиональная занятость как показатель успешности психологической реабилитации инвалидов // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 2011. С. 121.

для студентов с ограничениями по зрению или слуху), так и точечным применением инклюзивных технологий (например, для студентов с ограничениями возможностей опорно-двигательного аппарата).

Наибольшее число специализированных образовательных учреждений, ВУЗов, обеспечивающих возможность профессионального обучения и трудоустройство молодых специалистов с инвалидностью, сосредоточено в г. Москве. В качестве примера эффективного обучения с последующим трудоустройством людей с ОВЗ целесообразно назвать два столичных Вуза, разрабатывающих и эффективно реализующих собственные программы профессиональной подготовке и трудоустройства людей с инвалидностью, не имеющих аналогов в мировом сообществе, — Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Н.Э. Баумана и Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ). МГТУ им. Н.Э. Баумана — первый в мире университет общего типа, который в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования успешно реализует и эффективно развивает специальные образовательно-реабилитационные программы (ОРП) инженерного образования глухих и слабослышащих граждан. Реализацию ОРП осуществляет факультет «Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху)», созданный приказом Министра образования Российской Федерации в 1994 году. Результатом работы ГУИМЦ является:

- практически 100%-е (!) трудоустройство выпускников-специалистов из числа инвалидов, их стабильная занятость и профессиональная мобильность на рынке труда;

- доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура. По окончании университета студенты получают диплом МГТУ им. Н.Э.Баумана;

- интеграция в среду университета — от изолированных групп первого года обучения через совместные лекционные занятия на 2-м и 3-м году обучения (базовое высшее образование) к тотальной интеграции в общие группы на завершающих годах обучения бакалавриата и специалитета, магистратуры.

Еще одно учебное заведение, чья деятельность заслуживает внимания, — Российская специализированная академия искусств (РГСАИ), единственный в мире художественный вуз для людей с ограничениями по здоровью. РГСАИ — принципиально новый тип инклюзивного образовательного учреждения, в котором обучение инвалидов проводится в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, применяемыми в творческих вузах Российской Федерации.

Функционирование организаций, оказывающих помощь в трудоустройстве инвалидов, — направление содействия занятости инвалидам, в котором можно наблюдать существенные положительные сдвиги. Наряду с центрами, финансируемыми за счет бюджета, в России за последнее время появились новые общественные организации, чья деятельность широко востребована людьми с ОВЗ. Выгодно выделяется на общем фоне деятельность одной из старейших в РФ общественных организаций в этой области — РООИ «Перспектива», в которой на первый план выдвигается индивидуальный подход к проблеме трудоустройства инвалидов, упор делается на необходимость внедрения специальных технологий, позволяющих расширенно использовать труд людей с ОВЗ. По данным организации, только за последние три года ими было трудоустроено более 800 людей с инвалидностями. При этом основная масса трудоустроенных — инвалиды I и II группы, которые испытывают максимальные трудности при поиске работы.

В соответствии с отчетными данными РООИ «Перспектива» наиболее востребованными у соискателей с ОВЗ оказались программы24:

1) индивидуальное сопровождение — эффективность трудоустройства повысилась на 85% за период с 2013-2015 гг.;

2) профориентация — эффективность возросла в 1,3 в период с 2013 по 2016 гг.;

3) конкурсные программы («курс ищущих работу») — эффективность возросла на 23 % в период со 2-й половины 2013 г. по 2014 г.

В таком направлении деятельности, как функционирование центров занятости/служб трудоустройства, обрабатывающих вакансии для инвалидов также

24 Новиков М.Л. Обзорно-аналитический материал по итогам исследования потребностей инвалидов в специальных условиях труда и существующих барьеров на рабочем месте // Aupam.ru — Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. [Электронный ресурс]. URL: https://aupam.ru/pages/trudoustroistvo/trudoustr lyudeyj inva/page 12.htm (дата обращения: 20.12.2015)

можно наблюдать заметные положительные сдвиги. Если ранее данная работа традиционно осуществлялась лишь государственными службами занятости, то в последнее годы к ним присоединились многие коммерческие агентства и кадровые интернет-ресурсы. Наиболее заметная поддержка людям с ОВЗ при поиске работы оказывается такими ресурсами, как hh.ru и ru.jooble.org, которые запустили специальные программы помощи инвалидам в поиске работы. Например, в момент обращения к сайту hh.ru на нем рекламировалось 962 вакансии для людей с ОВЗ25, а на сайте jooble.org таких вакансий было уже более 3200026.

Заметную роль в вопросах трудоустройства играет созданный в 2008 г. Совет Бизнеса по вопросам инвалидности (СБВИ), целью которого является продвижение трудоустройства людей с инвалидностью и адаптация услуг для клиентов с инвалидностью в сфере бизнеса27. В результате успешного сотрудничества с СБВИ за период 2013-2016 гг. численность обратившихся за помощью инвалидов по вопросам подготовки к трудоустройству выросла более чем в три раза.

Оказание государственной поддержки в создании особых условий труда для людей с ограничениями возможностей здоровья. Эта деятельность может реализовываться двумя путями: компенсацией ограничений возможностей инвалидов через установление для них определенных гарантий трудовой занятости путем принятия законодательных мер (запрет дискриминации людей с инвалидностью при приеме на работу и в дальнейшей трудовой деятельности, установление норм квотирования рабочих мест для инвалидов); или через принятие мер организационного и технологического характера (переоснащение рабочего места, изменение графика работы или должностных обязанностей под индивидуальные особенности человека).

Значимыми в статистическом отношении и эффективными по социальной отдаче оказываются программы по целенаправленному созданию за счёт региональных и муниципальных бюджетов малых и средних предприятий, использующих труд инвалидов. В данном направлении за последнее десятилетие было запущено несколько практических проектов и опубликовано несколько десятков описательных и обобщающих работ.

25 Работа в Москве для инвалидов (и людей с ограниченными физическими возможностями) // HeadHunter (hh.ru) [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/vacancies/rabota dlya invalidov?utm referrer=https%3a%2f%2fvandex.ru%2f& (дата обращения: 11.08.2018).

26 Работа для инвалидов // Jooble [Электронный ресурс]. URL: https://ru. j ооЫе.ога/работа-для-инвалидов (дата обращения: 11.08.2018).

27 Совет бизнеса по вопросам инвалидности // РООИ «Перспектива» [Электронный ресурс]. URL: http ://perspektiva-inva. ru/j ob s/advice (дата обращения: 26.10.2018).

Наконец, завершает список обязательных, с точки зрения авторов статьи, направлений деятельности при содействии занятости инвалидов функционирование общественных организаций, сопровождающих инвалидов в первые месяцы их трудоустройства на новом рабочем месте. Подобная поддержка необходима как для инвалидов (особенно для работников с ограниченными умственными возможностями), так и для работодателей и членов трудового коллектива. Как было отмечено выше, в обществе еще присутствует значительное число предубеждений и заблуждений относительно людей с инвалидностями. Например, интервью позволили выявить, что многие люди не знают, как правильно себя вести в присутствии коллеги- инвалида, каков должен быть этикет, а также демонстрация отношения к его заболеванию.

Выводы и рекомендации

Обобщение исследований, проведенных за последние годы в области содействия занятости инвалидов, а также собственные изыскания авторов в рамках участия в реализации Государственного задания МГУ имени М.В. Ломоносова по теме 34.3. Занятость инвалидов (договор № 591п-П17) позволяют предложить следующие меры, способствующие успешному трудоустройству людей с инвалидностью, значительно повышающие конкурентоспособность подобных соискателей на открытом рынке труда:

1) Необходимость получения средне-специального и высшего профессионального образования гражданами с инвалидностью. Данная мера является особо востребованной с учетом современных тенденций развития рынка труда. Расширение доли рабочих мест, которые допускают удаленную (надомную) занятость, открывает для людей с разными типами инвалидности широчайшие перспективы по выбору профессии по душе с одновременным нивелированием сложностей, связанных с созданием особых условий труда. В то же время это предполагает пересмотр законодательства РФ в части предоставления государством субсидий работодателям на обустройство специально оборудованных рабочих мест. Необходимо предусмотреть возможность использования данных средств самими инвалидами для оснащения рабочих мест на дому.

2) Формирование устойчивых презентационных и коммуникативных навыков, личностных и профессиональных качеств со стороны

соискателей с ограничениями по здоровью. В данном случае речь идет о запуске специальных тренинговых программ по предварительной подготовке соискателей-инвалидов к поиску работы. Подобные программы уже реализуются некоторыми общественными организациями в крупных городах России. Но данной инициативы явно недостаточно для того, чтобы коренным образом переломить ситуацию и поднять уровень конкурентоспособности соискателей инвалидов до аналогичных показателей соискателей без инвалидности.

3) Поддержка работодателя, готового взять в штат сотрудника с инвалидностью. Можно констатировать, что в данном направлении в РФ проявляются наиболее заметные достижения. Как законодательство, так и практика поддержки работодателей приведены в соответствие с рекомендациями МОТ и наиболее проверенными программами, успешно реализованными в развитых странах мира.

4) Всестороннее информирование сотрудников компании об инвалидности в целом, подготовка персонала к приходу в их коллектив сотрудника с инвалидностью, помощь в адаптации нового работника в компании. К сожалению, в данной сфере представлено значительное число мифов, которые негативно настраивают в отношении коллег с инвалидностями как самих работодателей, так и рядовых сотрудников28.

Помимо перечисленных выше частных форм работы, требуются индивидуальные программы, предусматривающие учет особенностей каждого соискателя инвалида, персональное сопровождение в процессе поиска работы29. Программа Индивидуальной поддержки совершенно нова для России (имеет статус пилотного проекта). Реализация данной программы требует профессионального, финансового обеспечения подготовки кураторов с последующей оплатой их деятельности за счет государственных средств. Данное направление изначально развивалось исключительно за счет грантов от иностранных организаций, и лишь в

28 Студенникова Ю.С., Данилова О.Р. Проблемы трудоустройства инвалидов в России: объективные и субъективные факторы, социальные барьеры // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 177-182.

29 Шошмин А.В., Бесстрашнова Я.К. Оценка себестоимости персонального сопровождаемого трудоустройства инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Сборник научных статей. Минск, 2015. С. 199-203.

последнее время на него обратили внимание и российские власти30. Насколько эффективен данный метод для российских реалий, говорить пока рано.

Таким образом, при эффективном трудоустройстве людей с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать:

- особенности людей с инвалидностью, которым требуется индивидуальное сопровождение при поиске работы и в первые месяцы трудоустройства;

- шире распространять положительный опыт специализированных высших учебных заведений для людей с инвалидностями на другие регионы РФ (помимо Москвы и Московской области).

и необходимо:

- воссоздание общественных художественных (досуговых) организаций, Домов творчества, освобожденных от налогового бремени, занимающихся наставничеством на бесплатной для слушателей и выпускников основе;

- создание и поддержка фондов с серьезными налоговыми льготами и обязательным государственным квотированием;

- увеличение количества региональных программ единой векторной политики в области трудоустройства людей с инвалидностью;

- освобождение ВУЗов от жесткой необходимости трудоустройства выпускников, сосредоточение их усилия в области профессиональной ориентации, обучения и социализации будущих работников с ограничениями по здоровью;

- создание безбарьерной (архитектурной и коммуникативной) среды;

- реализация программ обратной инклюзивности; специалисты считают целесообразным обучать здоровых людей (не более 40%) совместно с людьми с инвалидностью, а не наоборот, что позволяет естественно воспитывать «адептов» равной социальной среды, исключает возможность для людей с инвалидностью чувствовать себя особенными и требовать советующего отношения со стороны окружающих,

30 См.: Технология трудоустройства людей с инвалидностью // РООИ «Перспектива» [Электронный ресурс]. URL: https://perspektiva-inva. ru/userfiles/j obs/publication/tekhnolo gii-trudoustroistva-2.pdf (дата обращения: 26.10.2018).

повышает творческую конкуренцию, создавая правильные коммуникационные установки среди всех обучающихся; - переориентировать внимание специалистов с программ реабилитации на программы абилитации инвалидов, позволяющих людям с ограничениями возможностей здоровья овладеть новыми социальными и коммуникативными навыками, успешно встроиться в профессиональную среду, почувствовать себя равноправными и значимыми членами современного российского общества.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 3.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения: 26.10.2018).

2. Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/ (дата обращения: 26.10.2018).

3. Федеральный закон от 23.02.2013 N 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/70321480/ (дата обращения: 26.10.2018).

4. Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия при реализации Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида // Материалы научно-практической конференции в рамках мероприятий государственной программы «Доступная среда», Санкт-Петербург, 27-28 августа 2015 года / под ред.

B.П. Шестакова, Н.Н. Лебедевой, А.В. Шошмина, ЯК. Бесстрашновой. СПб., 2015.

C. 32-34.

5. Алексеева Н.В., Аверко О.И. Анализ проблем трудоустройства инвалидов Ставропольского края // Культура и общество: история и современность материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / под ред. О.Ю. Колосовой, Т В. Вергун. Ставрополь, 2015. С. 392-395.

6. Березинских Ю.М. Договор аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 5-1 (36). С. 109-111.

7. Вивчарук К.Г. Квотирование рабочих мест для инвалидов и другие проблемы трудоустройства // III Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции и инновации в науке и производстве», Междуреченск, 2-4 апреля 2014 г. Кемерово, 2014. С. 241-242.

8. Общая информация // ГУИМЦ [Электронный ресурс]. URL: http://guimc.bmstu.ru/center/about all/ (дата обращения: 26.10.2018).

9. Годовой отчёт 2017 г. // РООИ «Перспектива» [Электронный ресурс]. URL: https://perspektiva-inva.ru/organization/reports/4385-rooi-perspektiva-godovoj -otchj ot-2017-g (дата обращения: 26.10.2018).

10. Зайнуллина Г.Ш., Полежаева К.В. Технологии социальной работы с инвалидами в сфере трудоустройства // Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование в глобальных процессах», Уфа, 20-21 июня 2014 г. Уфа, 2014. С. 46-49.

11. Ильин О.А. «Человек компенсаторный» (заметки об образовании и трудоустройстве инвалидов) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 6. С. 53-62.

12. Каменева В.П., ЦыганковаМ.Н., Каменева В.В. Трудоустройство инвалидов по слуху в контексте общих условий трудоустройства инвалидов в современной России // Материалы XIV Международного социального конгресса и XV Социально-педагогического конгресса. Российский государственный социальный университет, Академия имиджелогии, Москва, 20-30 июня 2015 г. М., 2015. С. 101-108.

13. Левина В.Л. Использование труда незрячих в высокоточных отраслях промышленности. Тула, 2010.

14. Мамедова Е.Ю. Проблемы трудоустройства студентов-инвалидов после окончания Вуза // Особый ребенок в поликультурном обществе. Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура материалы XXI Международной конференции. СПб., 2014. С. 23-26.

15. Михайлова А. 5 основных изменений в жизни инвалидов в 2016 году // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.garant.ru/article/678950/#ixzz4R7DpMNAX (дата обращения: 26.10.2018).

16. Нигманов С.У., Протасова О.С. Профессиональная занятость как показатель успешности психологической реабилитации инвалидов // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 2011. С. 120-123.

17. Новиков М.Л. Обзорно-аналитический материал по итогам исследования потребностей инвалидов в специальных условиях труда и существующих барьеров на рабочем месте // Aupam.ru — Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. [Электронный ресурс]. URL: https://aupam.ru/pages/trudoustroistvo/trudoustr lyudeyj inva/page 12.htm (дата обращения: 20.12.2015)

18. Отчет о проделанной в 2015 году работе по проекту «Занятость инвалидов» // Государственное задание МГУ имени М.В. Ломоносова по теме 34.3. Занятость инвалидов, договор № 591п-П17. Научный руководитель д.э.н, профессор Т.В. Зайцева. URL: https://istina.msu.ru/media/projects/proiect/a27/622/7336410/otchet_2015.pdf (дата обращения: 17.05.18).

19. Павловская О.Ю. Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика. 2015. № 1. С. 74-79.

20. Парягина О. Инвалиды: дискриминация и занятость // Управление персоналом. 2007. № 6. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?1069 (дата обращения: 26.10.2018).

21. Программа «Ключ к успеху» // Aupam.ru — Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др. [Электронный ресурс]. URL: http://aupam.narod.ru/pages/trudoustroistvo/trud_inva_integr_podkh/page_08.htm (дата обращения: 20.12.2015 г.)

22. Профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Сыктывкар, 2013 // Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми [Электронный ресурс]. URL: http://minobr.rkomi.ru/content/9595/2013.08.14 %D0%BF%D 1%80%D0%BE%D 1% 84 %D0%BE%D0%B1%D1%80 %D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0% B8%D 1 %87 %D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC..pdf (дата обращения: 15.11.2015).

23. Работа в Москве для инвалидов (и людей с ограниченными физическими возможностями) // HeadHunter (hh.ru) [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/vacancies/rabota dlya invalidov?utm referrer=https%3a%2f%2fyandex.r u%2f& (дата обращения: 11.08.2018).

24. Работа для инвалидов // Jooble [Электронный ресурс]. URL: https://ru.jooble.org/pa6oTa-для-инвалидов (дата обращения: 11.08.2018).

25. Романова Н.Г. О содействии трудоустройству незанятых инвалидов // Современные проблемы социально-экономического развития. Сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 71-72.

26. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Инвалид в XXI веке: образование, трудоустройство, социальная интеграция». Москва, 21-22 мая 2015 г. М.: Московский государственный гуманитарно-экономический университет, 2015.

27. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Совершенствование общего и профессионального образование инвалидов в процессе их реабилитации». Санкт-Петербург, 17 апреля 2014 г. СПб: ООО "СПб СРП "Павел" ВОГ", 2014.

28. Совет бизнеса по вопросам инвалидности // РООИ «Перспектива» [Электронный ресурс]. URL: http://perspektiva-inva.ru/jobs/advice (дата обращения: 26.10.2018).

29. Старобина Е.М. Содействие трудоустройству инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в свете конвенции ООН о правах инвалидов // Вестник всероссийской гильдии протезистов-ортопедов. Санкт-Петербург. 2015. № 2 (60). С. 62-67.

30. СтуденниковаЮ.С., Данилова О.Р. Проблемы трудоустройства инвалидов в России: объективные и субъективные факторы, социальные барьеры // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 177-182.

31. Технология трудоустройства людей с инвалидностью // РООИ «Перспектива» [Электронный ресурс]. URL: https://perspektiva-

inva.ru/userfiles/jobs/publication/tekhnologii-trudoustroistva-2.pdf (дата обращения: 26.10.2018).

32. Труд и занятость инвалидов // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wm/connect/rosstat main/rosstat/ru/sta tistics/population/disabilities/# (дата обращения: 26.10.2018).

33. УльченковаМ., СтарчиковаМ.В. Проблемы профессионального становления и трудоустройства инвалидов в условиях современной России // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: в 3-х томах / под ред. А.А. Горохова. Курск, 2014. С. 324-327.

34. Цыганкова Г.С., ЗадорожнаяЛ.И. Информационное сопровождение процессов обучения и трудоустройства инвалидов // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России сборник докладов по материалам Десятой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (30-31 октября 2013 г.) / под ред. В.А. Гуртова. Петрозаводск, 2013. С. 139-146.

35. Численность инвалидов // Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost (дата обращения 17.05.18).

36. Шмелева С.В., Карташев В.П. Социальная интеграция и трудоустройство инвалидов в современной России // Вестник социальной работы. 2013. № 4. С. 92-96.

37. Шошмин А.В., БесстрашноваЯ.К. Оценка себестоимости персонального сопровождаемого трудоустройства инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Сборник научных статей. Минск, 2015. С. 199-203.

38. Шуайпова П.Г. Инвалиды в России: правовые проблемы их трудоустройства // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 95-99.

39. Шумова Ю.В. Фиктивное трудоустройство инвалидов как негативный фактор трудовой интеграции // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2015 Международная научно-практическая конференция. Челябинск, 2015. С. 232-234.

40. Якупов А.Н. О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы). М.: Научная Библиотека, 2015.

41. Perry J.L., Wise L.R. Motivational basis of Public Service // Public Administration Review. 1990. Vol. 50. No. 3. P. 367-373.

Zaytseva T. V., Halutornyh O.A.

Employment of Disabled People in Russia; or, What to Do with Equal

Rights to Work?

Tatiana V. Zaytseva — DSc (Economics), Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, the Russian Federation. E-mail: zaytv@spa.msu.ru

Olga A. Halutornyh — PhD, Associate Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, the Russian Federation. E-mail: halutornyh@spa. msu. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

The paper examines the employment problems of people with disabilities. State social policy in the field of inclusive professional education in Russia is scrutinized. The authors identify and discuss factors that contribute to the effective training and employment of this category of people. The authors substantiate the need to optimize the legal framework of employment of persons with disabilities, the introduction of a comprehensive strategy in the field of employment of persons with disabilities, improving professional training, strengthening the productive interaction of Universities that implement programs of professional habilitation and rehabilitation, employment agencies and employers, the creation of an equal accessible communication and urban environment in the regions of the Russian Federation.

Key words

Employment of persons with disabilities, social professional rehabilitation, unemployment of people with disabilities, inclusive employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.