Тошпулатова Д. С. преподаватель Кафедра биологии, КГПИ имени Мукуми
г.Каканд, Узбекистан
РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НА ОСНОВЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ
Аннотация
В статье представлены основные направления и научные подходы, используемые при решении экологических проблем - интеграционный и эколого-экосистемный подходы. Особое значение в обеспечении целостности знаний по экологическим проблемам придается социальному и экологическому образованию, устойчивому развитию, безопасности, экологической ответственности и деятельности в области окружающей среды. Наука в деятельности человека является важнейшей составляющей его действий, мировоззрения и определения позиции, ведущей к гармонизации отношений в системе "природа - человек -общество ".
Ключевые слова: социально-экологическое образование, социальная экология, экосистемный подход, экологический подход, интеграция, экологизация.
Toshpulatova D.S.
teacher
Department of Biology, KSPI named after Mukumi
Kakand, Uzbekistan
SOLVING ENVIRONMENTAL PROBLEMS BASED ON FUNDAMENTAL SCIENTIFIC APPROACHES
Abstract: The article presents the main directions and scientific approaches used in solving environmental problems - the integration and ecological-ecosystem approaches. Particular importance in ensuring the integrity of knowledge on environmental issues is given to social and environmental education, sustainable development, safety, environmental responsibility and activities in the field of the environment. Science in human activity is the most important component of his actions, worldview and determination of the position leading to the harmonization of relations in the system "nature - man - society".
Keywords: social and environmental education, social ecology, ecosystem approach, environmental approach, integration, greening.
Введение
Глобальная экологическая проблема связана с усилением антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду. В основе экологических бедствий лежит непродуманная деятельность человека, его отношение к природе. Постигая законы природы и овладевая силами природы, человек, тем не менее, не способен изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям. Характерной чертой современной экологической ситуации является проверка и взаимодействие этих разнородных социальных систем, взаимосвязанных с той или иной экосистемой. Поэтому сегодня появление экологической проблемы и ее решение производством становится более заметным.
Выявление наличия ряда объективных и субъективных факторов, препятствующих успешному решению экологических проблем, обусловило формирование новой тенденции в науке естественнонаучного и гуманитарного познания, помогает обеспечить прямую объективную поддержку окружающей среды и безопасности:
-рассмотрение каких-либо вопросов с учетом экологических факторов;
- любое рассмотрение экологических вопросов в том виде, в котором они были получены;
-получение экологических требований.
В общем плане под экологией понимают получение возможных последствий воздействия человека на природную среду с целью сведения к минимуму отрицательные результаты природопреобразовательной деятельности. Насущная потребность современного общества, ее развитие призвано решить экологическую проблему на всех аспектах: глобальном, региональном и локальном [2, с. 134].
Экологизация сегодня рассматривается в научно-техническом развитии промышленности, сельского хозяйства, промыслового и городского хозяйствах, а также в социальной жизни общества. [3, с. 134].
Одна из наиболее характерных черт экологизации науки - это стремление к комплексному исследованию поведения природных систем при взаимодействии с обществом. Использование принципа комплексности в экологизации науки способствует повышению теоретического уровня исследований взаимоотношений общества с природной средой и его связи с практической деятельностью человека. Поэтому существенным и важным моментом экологизации науки должно стать толерантное отношение к природе, которое важно для всех форм общественного сознания, в том числе и для науки. Современная наука дает возможность достичь согласия с природой, а как этим воспользуется человек и воспользуется ли - зависит от него самого.
Экологическая проблема является общенаучной проблемой. В. В. Вернадский говорил о сближении наук по проблемам «Рост научных
знаний, быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам» [1, с. 54].
Исходные данные и методы исследования.
Интеграция в образовании является отражением тенденций, характеризующих сегодня все сферы деятельности человека, поэтому необходимо говорить о формировании интегративного стиля мышления. Есть два типа уровней интеграции знания:
1. Горизонтальный, связанный с площадью перекрывания предметных полей в трех пластах - внутрипредметном, внутрицикловом и межцикловом;
2. Вертикальный, отражающий глубину взаимодействия интегрирующая знания на трех подуровнях - эмпирическом, теоретическом, методологическом.
Взаимосвязь горизонтального и вертикального анализа отношений «человек - общество - биосфера» составляет основу фундаментальных социально-экологических исследований. В этом случае можно говорить о голографическом подходе, который должен отражать единство и взаимосвязь природных явлений и процессов, а значит, и системы отношений «человек - общество» и «человек - природа». Под голографическим подходом подразумевается система способов, технологий в образовании, направленная на объемное, многомерное изучение знания, соответствующего особенностям многомерности восприятия окружающего мира и запаса жизненного опыта. Технология голографического подхода позволяет возможность не только опираться на прошлое, но и прогнозировать будущее человека, не только укреплять, но и открывать новые знания.
В XXI веке современная фундаментальная наука должна взять на себя общую ответственность разработку путей, способствующих рациональной эксплуатации естественных ресурсов Земли, сохранения и целенаправленного преобразования окружающей природной среды, должна взять на себя существующая в настоящее время фундаментальная наука, представленная как своими естественноисторическими, гуманитарными, так и техническими, социально-экономическими системами.
Наука, имея свою методологическую основу, не стоит на месте, а каждый раз представляет новые взгляды, теории, подходы к изучаемым проблемам. Социальная экология как самостоятельная комплексная наука направлена на решение социально-экологических проблем и оптимизацию отношений в системе «человек - природа - общество».
Результаты и обсуждение.
Исследуя проблему отношений в системе «человек - природа» в истории развития цивилизации были выделены три типа отношения «человек - природа». Первый тип отношения основан на представлении о
полной зависимости человека от естественной среды его обитания. Второй тип исходит из трактовки человека как «венца творения», то есть его главенствующей роли в системе природных связей и отношений. Наконец, в рамках третьего типа отношений человек и природа рассматриваются как две силы, действующие и действующие в одной сфере и существующие совместно, что предопределяет гармоничный характер их взаимоотношений.
Анализ выделенных типов отношений в названной системе показывает, что накопленный человечеством эмпирический опыт, развитие социально-экологических знаний, а также внедрение в науку таких подходов, как экологизация, интеграция, голография и др. способствовали осознанию человеком своей связи с природной средой, а также изменению взглядов человека на проблемы глобального характера.
Рассмотреть многообразие эволюционных путей социальной системы как источник изменений через ее взаимодействие с другими системами позволяет экологический подход. Экологический подход может служить основой культурного синтеза, выходящего за рамки науки и связывающего ее с другими отраслями культуры. В развитии экологического подхода большое значение имеет концепция открытых систем в теории и на практике. Экологический подход позволяет рассматривать в широком смысле гармонизацию человека и его социального и физического окружения, в более узком смысле - взаимные адаптивные процессы, необходимые для такой гармонизации. В науке экосистемный подход выделяется как самостоятельное направление. В рамках экосистемного подхода решаются следующие задачи: -выстраивание индивидуальной траектории решения социальных и экологических проблем в соответствии с этническими, культурными, религиозными, социоэкономическими предпочтениями;
-развитие социально-экологического образования в альтернативных формах в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося;
- расширение ресурсного пространства за счет внедрения новых форм взаимодействия в различные системы отношений в процессе решения социальных и экологических проблем и т.д.[3, с. 104].
Новые подходы в науке помогают развитию общества в разных отраслях и сферах жизнедеятельности человека. Особое значение мы уделяем развитию социально-экологического образования, которое обеспечивает целостность знаний об экологических проблемах. В настоящее время развитие социально-экологического образования можно определить в нескольких направлениях:
от экологического образования к образованию для устойчивого развития (социально-экономический аспект);
от экологического просвещения населения к экологической культуре (эколого-культурологический аспект);
от экологических знаний к экологической компетентности как обязательному компоненту в профессиональной деятельности человека.
Методология современного социально-экологического образования базируется на следующих основных идеях: системность и синергия, гуманитарно-аксиологическая направленность, устойчивое развитие, безопасность, экологическая ответственность и деятельность в области окружающей среды.
Идея системности и синергетизма отражает междисциплинарный характер современного научного мышления, объединяющего естественные и гуманитарные науки в осмыслении и решении экологических проблем.
Идея гуманитарно-аксиологической направления направлена на реализацию образовательной деятельности в экогуманитарной парадигме, осмысление путей и технологий гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства.
Идея устойчивого развития ориентирует школу, колледж, вуз на организацию образовательного процесса, включающего в себя следующие компоненты: экологическую, экономическую, социальную и культурологическую.
Идея безопасности образования входит взаимодействие обучающего и обучаемого в условиях - экологических, социальных, психологических, педагогических, культурологических, криминогенных и др., где степень риска должна быть минимальной.
Идея экологической ответственности и деятельности в области окружающей среды ориентирует систему образования на формирование у учащихся и студентов умений и навыков соблюдать экологические требования, правилам здорового образа жизни, вести исследовательскую работу по изучению состояния окружающей среды и на ее основе осуществлять посильные действия по оптимизации взаимоотношений с окружающей средой.
Выводы.
Итак, экологическая парадигма, подход во взаимоотношениях человека, природы и общества должны составлять основу современного мировоззрения, этики поведения и нового образа жизни человека, что может обеспечить безопасное развитие не только государства, общества, но и отдельного человека. Поэтому экологическая парадигма основана на следующих принципах:
-экосистемного подхода, направленный на регулирование всех общественных отношений устойчивого развития государства путем введения комплекса научно обоснованных ограничений, нормативов и правил ведения хозяйственной и иной деятельности;
- подчинение региональных и локальных задач экологической безопасности глобальным и национальным целям предупреждения экологических угроз;
-обязательности компенсации нанесенного ущерба окружающей среде и здоровью человека;
-эколого-экономической сбалансированности развития и размещения производственных сил (принципы экологической емкости и территориального планирования);
- обязательная оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду с последующей экологической экспертизой;
- обеспечение использования населением экологической информации и участия общественности в решении экологических проблем;
-партнерства в международном сотрудничестве и соблюдение норм международного права [4, с. 9].
Таким образом, использование научных подходов в решении экологических проблем помогает людям быть в курсе того, что происходит в природной и социальной среде. Наука в деятельности человека является важнейшей составляющей, определяющей его поведение, мировоззрение и позицию, что приводит к гармонии отношений в системе: «природа -человек - общество». Мы считаем, что гармонизированная наука поможет создать гармоничную систему взаимоотношений человека с природой и обеспечить гармоничность развития самого человека.
Использованные источники:
1. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. - М.: Наука, 1977. - 191 с.
2. Горелов А. А.Экология: Учебное пособие. - М: Центр, 2002.- 240 с.
3. Ниязова А. А. Региональные проблемы социальной экологии: Монография. - Тобольск, 2009. - 148 с.
4. Панин М. С. Научно-методические и методологические основы формирования экологического образования и культуры // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 2. - С. 4-11.