Научная статья на тему 'Проблемы экологического образования в высшей школе'

Проблемы экологического образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПАЛЕОЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ И СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баглиева Зарема Захрабовна, Гаджиева Тамара Билаловна, Лобачева Зоя Николаевна

В статье рассматриваются проблемы экологического образования в современном вузе. Отмечается, что важной чертой экологизации науки является повышение теоретического уровня исследований взаимоотношений общества с природной средой, что тесно связано с практикой природообразовательной деятельности человека. Экология становится мировоззренческой наукой, интегрирующей результаты разных учебных дисциплин и определяющей поведение человека по отношению к окружающему миру и к самому себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы экологического образования в высшей школе»

УДК 10(09)

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

© 2013

Баглиева 3.3., Гаджиева Т.Б., Лобачева З.Н. Дагестанский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются проблемы экологического образования в современном вузе. Отмечается, что важной чертой экологизации науки является повышение теоретического уровня исследований взаимоотношений общества с природной средой, что тесно связано с практикой природообразовательной деятельности человека. Экология становится мировоззренческой наукой, интегрирующей результаты разных учебных дисциплин и определяющей поведение человека по отношению к окружающему миру и к самому себе.

The article considers the problems of the ecological education at the modern higher school. The authors note that an important feature of the science ecologization is improving the theoretical level studies of the interaction between the society and the natural environment. It is closely related with the practice of the nature human activities. The ecology becomes the philosophical science, integrating the results of different educational disciplines and defining the human behavior in relation to the surrounding world and to himself.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, экологическое мышление, палеоэкология, социальная экология, коэволюционный и синергетический подходы.

Keywords: ecological education, ecological culture, ecological thinking, palaeoecology, social ecology, co-evolutional and synergetic approaches.

Современное состояние цивилизации выдвинуло множество глобальных проблем, одной из которых экологическая, все больше расширяемая, углубляемая и охватывающая не только землю, но и космос.

При этом решение экологических проблем традиционными методами (запретом, контролем, охраной) все больше упирается в экологическое просвещение населения, поскольку экологическое мышление, экологическое мировоззрение как компоненты экологической культуры становятся силой, способной приостановить катастрофический скачок живого и неживого.

Сложные и противоречивые процессы, происходящие в системе российского образования, с одной стороны, привели к глубокому переосмыслению социальной роли, что связано с реформированием содержания образования, технологий обучения, способов управления, а с другой - значимости отстаивания важнейших составляющих образования: правового, материально-тех-нического, финансово-экономического,

кадрового обеспечения. В этих условиях система образования функционирует в двух схемах:

- поддерживающее обучение, направленное на использование фиксированных методов и правил, овладение которыми позволяет справиться с уже известными, повторяющимися ситуациями;

- инновационное обучение, при котором формируется новый тип мышления специалиста, который способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, просчитывать ближайшие и более отдаленные последствия деятельности.

С учетом сказанного одной из задач системы образования выступает подготовка педагогических кадров, способных обеспечить экологическое просвещение населения, обучение подрастающего поколения в духе сохранения экологического равновесия, поскольку в последнее время под влиянием ряда объективных факторов (экологический кризис, ухудшение экологии) начались дискуссии о стратегии экологического образования для решения, формирования экологических знаний, экологической культуры в целом.

На современном этапе получили развитие научные направления в рамках экологизации человеческой деятельности, призванные решить экологическую проблему на глобальном, региональном и локальном уровнях. При этом обрастание экологических направлений, экологизация конкретно-научных дисциплин представляется наиболее перспективным для решения проблемы экологического просвещения, способствующего оптимизации взаимоотношений общества с природной средой, природоохранной деятельности личности, позитивному поведению человека по отношению к окружающему миру. Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что в настоящее время широкое распространение получили новые направления экологии: глобальная экология, экология человека, социальная экология, урбоэкология, инженерная экология и т. д.

Следовательно, вполне естественно обращение ученых, педагогов и учителей к синергетическому миропониманию, вопросам экологического образования, использованию принципов теории самоорганизации, позволяющих наиболее полно выявить фундаментальные свойства экологических явлений, обосновать внутреннее единство современной экологии. Отличительной чертой синергетической модели познания является целостность охвата ею действительности, возможность увидеть единство законов развития природы и социума.

Экологические знания, являясь обязательным компонентом экологического образования, выступают методологической базой, а культурологический, ноосферный, коэволюционный, синергетический подходы позволяют рассмотреть систему «человек -природа - общество».

Содержание экологического образования связано с утверждением идеала человека, для которого важно сохранить биологическое равновесие среды, приобретением навыков эффективной производственной деятельности, воспитанием чувства ответственности за ее последствия.

При этом фундаментальной основой экологического образования выступает концепция перехода современной цивилизации к самоподдерживающему

(устойчивому) развитию, представляющей собой прогресс, при котором удовлетворяются потребности настоящего поколения, без риска для способности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

С учетом сказанного целью экологического образования выступает

целенаправленное формирование на всех этапах жизни глубоких и прочных экологических знаний, ценностных представлений о биосфере, понимание

органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы в жизни общества и личности, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды.

Следовательно, экологическое образование направлено на то, чтобы предоставить населению возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость согласованных действий, осознание человечеством экономической, политической и экологической взаимозависимости современного мира, повысить ответственность всех стран в решении серьезных проблем окружающей среды.

Обобщая сказанное, экологическое образование представляет собой межпредметную область знания, включающую самореализацию, ориентированную на содействие становлению независимых, критически мыслящих, духовно состоятельных, социально активных граждан, основывающихся в своих действиях на принципах экологической этики, стремящихся к получению знаний об окружающей среде, проявляющих заботу о ее состоянии и содействующих решению экологических проблем.

Формирование экологической культуры (включая мировоззрение, нормы морали и

права, способы и формы общения людей, знания, умения, навыки, всестороннее развитие личности, создание условий для самореализации), ответственного отношения к природе и становления экологического мышления является целью экологического образования.

Примечания

1. Калинин В. Б. Гуманистическая модель экологического образования // Вестник АсЭкО. Бюллетень. 2002. № 1. С. 23-28. 2. Лященко Л. Экологическое образование // Экологические

вести. 2002. № 15. С. 17-19. 3. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М. : ЮНИСАМ, 2000. С.

192. 4. Экологическая педагогика: Сб. научных статей // Мат-лы X Международной конференции.

Екатеринбург: УралГПУ, 2004. С. 256.

Статья поступила в редакцию 16.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.