УДК 502/504: 005.1:658 С.В. КИРНАРСКАЯ
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт государственной службы и управления, Москва, Российская Федерация
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы, поставленные перед российским обществом в новой версии стратегии экологической безопасности. Формирование нового экологического мировоззрения, экологической культуры и этики снижает притязания человека на господство в природе и создает новую модель поведения. Эта модель согласуется с биологической и социальной сущностью человека. Экологическая триада — экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое образование -становится базисом и движущей силой для создания новых экогуманистических ценностей. Дается краткая характеристика возможного алгоритма изменения ценностных установок и стандартов поведения с учетом экологических реалий. Особый акцент делается на экологизации образовательного процесса. Описывается необходимость создания новых экологических кадров управленцев. Возрастание профессиональной компетентности увязывается с умением прогнозировать и моделировать риски, работая на опережение. В статье анализируются возможности формирования экологической грамотности и культуры в современных условиях развития российского социума, подходы к формированию эколого-социальной ответственности управленческой элиты и общества в целом.
Экологическая культура, социальная ответственность, экологическая безопасность
Введение. Ускорение изменения ценностных установок и поведения человека в современном мире ставит под угрозу его существование на всей планете. Сложившиеся стандарты в поведении, восприятии природы как расходного материала, разрушаются крайне сложно, и только человек с высоким уровнем культурного развития и образования, а также ответственности перед грядущими поколениями, в состоянии критически подходить к собственным стереотипам и видеть альтернативные модели поведения. В апреле 2017 года вышел Указ Президента РФ № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской федерации на период до 2025 года». В ней были обозначены основные вызовы и угрозы, определены основные цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в этой сфере. Важной проблемой была названы низкая экологическая грамотность и экологическая культура населения. Понимая и принимая актуальность формирования нового экологического мировоззрения, экологической культуры и этики, а значит и экологической духовности, мы вынуждены признать свою слабую позицию и общий потенциал экологического воспитания всех слоев населения. Экологической культура и чувство социальной ответственности снижает притязания человека на господство в природе, ме-
няет его установку на бесконечный прогресс в технике и материальном росте.
«Предстоит, - указывает Ф.Т. Мартынов, — совершить настоящий переворот и в культуре мышления и поведения человека: научиться решать задачи в нестабильной обстановке, научиться бытийно осмысляющему познанию, объединяющему рациональное научное познание с вненаучным ... или инонаучным опытом, с менталитетом» [1].
Б. Латур настаивает на принципиальном отличии нашей культурной эпохи от практики предшествующих времен: мы живем в эпоху ««распространения гибридов» [2]. Озоновая дыра и глобальное потепление, консервация видов и клонирование — все это объекты «между» природой и культурой, которые заполняют наш жизненный мир. Используя понятие «коллективный эксперимент», предложенное Мишелем Каллоном, Латур К. определяет всех нас в качестве участников совместного экспериментального предприятия с непредсказуемым результатом. Мы — одновременно и действующие лица, и объекты воздействия научных и технологических практик, которые представляют собой сложные процессы «взаимонастройки» людей и «вещей», обнаруживающие интеграцию природы и культуры.
Овладевая новыми знаниями, человек стремится не приспособиться к природ-
ной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Ухудшая и уничтожая окружающую среду, человек заново начинает осознавать свое природное происхождение и место в биосфере.
«Право на будущее - созидание или гибель? — отнюдь не риторический вопрос: накануне Ш тысячелетия нередко встречаются и откровенный экологический нигилизм, и угроза новой варваризации, и угроза всему живому на Земле. Стало очевидным, что переход биосферы в ноосферу... не может произойти автоматически» [3]. По своей сути это — проблемы многоаспектно понимаемой экологии: экологии природы, экологии самого человека, экологии души.
Объект исследования. Определяющую роль в формировании нового способа мышления играет образовательная деятельность. Экологическое образование предопределяет образование для устойчивого развития, поэтапно интегрируя индивидуальное сознание в общественное. Исходя из концепции устойчивого развития, можно констатировать, что идеалом образовательных систем становится формирование внутренне свободной личности, строящей свои отношения с окружающим миром, в том числе, и природной средой, на основе понимания ее целостности [4].
Именно человеческий фактор, а не научно-технические достижения и экономические возможности социума, ограничивают развитие элементов социально-экологической ответственности личности перед природой и миром. Катастрофические природные события начала 21 века, экологические последствия антропогенного воздействия, возникающие внезапно, по неожиданному сценарию перестраивают весь алгоритм поведения человека, изменяют сложившиеся стереотипы привычных представлений об окружающем мире и своем месте в нем. Если раньше, в представлении человека, опасности реализовывались с определенной (возможно высокой) степенью вероятности, они имели вполне предсказуемые, достаточно однозначные и преодолимые последствия. Сегодня эти последствия просчитать практически невозможно.
Чтобы самоопределиться в этом сложном мире, человек вынужден отождествлять себя с кем-то или чем-то. Биологическая составляющая идентификации — это подражание, как самый простой способ перенимать информацию, необходимую для нормальной жизнедеятельности, непосредственный путь получения каких-либо знаний, умений, на-
выков. Как индивид (биологический вид), человек обладает врожденным природным набором свойств и систем защиты от различных опасностей, а значит, готовность и способность принятия решения срабатывают на генетическом уровне. Идентификация на уровне социума, «окультуривание» человека проходит как процесс его слияния с некоторым социальным кругом. Как субъекту деятельности, человеку доступны механизмы готовности и способности осуществлять практические действия для защиты своих и общественных потребностей в социуме, где осуществляется его деятельность. В отличие от базовой потребности защищать себя, возникает необходимость защищать своих социальных партнеров.
Новые социально-экологические реалии требуют также обновления подходов к решению глобальной проблемы защиты биосферы от разрушающих последствий антропогенной деятельности. Возрастает ответственность каждого за деяния всех. Личностный аспект включает в себя готовность и способность человека к принятию решений с учетом вероятностных рисков (инстинкт самосохранения); готовность и способность совершать практические действия для собственного блага и окружающего социума, и самое важное, готовность и способность нести ответственность за последствия своего решения.
Адаптивное поведение человека в сложных природно-экологических и социокультурных условиях должно быть направлено на формирование новых механизмов психоэмоционального управления при помощи экологической доминаты в процессе экологического воспитания и образования. Самоорганизация среды (природной и социальной), природно-экологическая эволюция сказывается на самой природе человека самым активным образом. Культурная, творческая, научная, трудовая деятельность, преобразуя окружающий мир, отражаясь, принимает предметную форму в нем. Изменения же при-родно-предметного, ноосферного мира, в свою очередь, вновь влияют на природу человека, его психосоматическую организацию и изменяют, преобразовывают многие социоприрод-ные свойства человека, способствуя развитию интеллекта. Активность и стремления индивида приобретают момент направленности.
Понимание, что экологически устойчивое общество- это реальный путь выживания человечества, приводит людей к биосферному мышлению и необходимости выстраивать свои профессиональные горизонты и реальные дей-
ствия, полагаясь на принцип: «не навреди». Вполне очевидно при этом, что создание новой системы экогуманистических ценностей, способных обеспечить безопасность людей на планете — это сложный и длительный процесс. Это обстоятельство не должно быть аргументом для бездействия в сфере экологической политики, а, наоборот, от этапа к этапу вести нас к гармонизации отношений человека с природой через воспитание, культуру и образование.
Стратегия экологической безопасности ставит перед обществом в целом и перед каждым в отдельности задачи переформатирования концепции образования. «До сих пор образование чаще всего мыслилось как процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, и опыта прошлых и ныне здравствующих поколений, их передачи последующим поколениям. Но в условиях перехода к устойчивому развитию, представляющему нелинейный переходный процесс, гораздо более важна другая информация, а именно — информация о будущем» [5]. Прогнозирование рисков и работа на опережение, выработка социально-экологической ответственности выдвигаются на передний план. Мало разработать и декларировать национальную стратегию; важно, как можно скорее превращать ее в жизнь: от общей экологической грамотности и экологизации сознания до профессиональной экологической этики и экологической ответственности всех слоев общества и государства.
В соответствии с концепцией непрерывности, экологический контекст образования должен сопровождать и поддерживать личность на всех этапах ее жизнедеятельности. Любое отставание человека в освоении новых знаний и технологий снижает его адаптационный потенциал в быстро изменяющейся реальности. Макроэволюционные процессы современного мира формируют важный социальный заказ на подготовку специалистов в интересах устойчивого развития. Экологические деформации в экономике, социальной сфере диктуют необходимость смены традиционного направления в развитии общества.
Если вести разговор о высшей школе, то следует отметить, что современному специалисту недостаточно получить «портфель» новых знаний, умений и навыков. Приоритетом становятся новые алгоритмы и способы реализации для обеспечения перехода познавательной деятельности студентов в профессиональную, с соответствующей сменой мотивов, целей и результатов.
Разработка индикаторов устойчивого развития будет требовать специалистов по новым направлениям, например, аналитики в области экологической адекватности и включенности экологического фактора в экономические подходы и теории. Обусловленность и обеспеченность этих целей экологической составляющей, с одной стороны, раскрывает потенциал личностного развития и инновационного мышления, а, с другой, усиливает профессиональную компетентность.
Следует отметить, что новая стратегия экологической безопасности ставит перед высшей школой несколько первостепенных задач при подготовке профессиональных кадров в интересах гармонизации социума и природы. По мнению автора статьи, к ним необходимо отнести: соблюдение социальной справедливости при социально ориентированной экономике с высоким уровнем экологической ответственности, выявление недостатков современной экономической модели с точки зрения проблематики экологических постулатов; адекватность оценки экосистемных услуг; обеспечение сохранности человеческого и природного капитала, как взаимозависимого целого, воспитание разумных потребностей потребления и отказ от псевдо — и сверхпотребностей.
Создание новой системы общественных ценностей, способных обеспечить безопасность всех народов и наций — трудный и длительный процесс, требующий осознанных и целенаправленных усилий. Помимо мирового опыта такая система ценностей должна вобрать в себя и многовековой опыт совместного проживания всех народов мира, нормы и мораль их религий, национальных культур и традиций, их отношения к природе. Сложив -шиеся стандарты в поведении и восприятии изменяются с большим трудом, а процесс критического осознания собственных стереотипов и моделей поведения сопровождается осмыслением постулатов, носящих социально-философский и личностно-психологический характер. И если вопросы, связанные с критическими недостатками сформированной в нашем государстве экономики (объемные природоэксплуатирующие сектора, высокие энергозатраты) и не всегда верными оценками последствий эксплуатации природного капитала — это огромное поле для работы специалистов в области экономики и сопряженных сфер, экологической экономики, промышленного экологического мониторинга, а также экологии, промышленной и инженерной экологии; то принятие экологичной модели по-
ведения связано с философией, психологией, гуманитарными и общественными науками, касается глобального осмысления результатов безудержного развития технологий, роли и места человека в техносфере и биосфере.
Новые вызовы и ориентиры стратегии экологической безопасности вносят коррективы в подготовку управленцев и требуют экологизации целого комплекса дисциплин. Новое содержание образования осуществляется через создание интегральных курсов, базирующихся на естественных науках, философии, психологии и культурологии. Моделируя желаемое будущее нашего государства, мы опираемся на возможность разумного управления им. Экологический образовательный ресурс обеспечивает не только осведомленность в теоретических вопросах правильного прогнозирования экологических рисков, но и обеспечения экологической безопасности на всех уровнях реального управления — от локального до глобального. Существует мнение, что в России переход к инновационной социально-ориентированной экономике и к экологически устойчивому развитию в ближайшие годы фактически будет синхронизирован. Для повышения качества управления этими процессами необходимо будет поднимать уровень экологизации образования, в целом; и подготовки управленческой элиты, в частности. В России достигнуты некоторые успехи в этой области. Но широкомасштабное развертывание экологического образования оказалось сложным и очень противоречивым процессом. Организационные, административные преграды, а главное, трудности, связанные с поверхностным пониманием значения экологических знаний в обеспечении необходимого качества жизни, делают процесс экологизации различных сфер медленным и неэффективным.
Образовательный кластер для управленческой элиты должен не просто отражать реалии времени, но и работать на опережение. Опережая время, создавать, в некотором смысле, возможность «управления будущим». Возрастает потребность общества в специалистах нового типа в области экологического менеджмента и маркетинга, экономики природопользования, экономической экологии, инженерной экологии. Рациональное управление природой требует подготовки специализированных кадров в области экологического аудита, экологического консалтинга, экологического туризма, управления природными рисками.
Непрерывное развитие профессиональных компетенций в области экологии
и включение их в качестве необходимой составляющей при подготовке и переподготовке управленцев дает возможность формировать кластер профессионалов для минимизации экологических рисков в разных сферах экономики и общества в целом. Выработка психологической способности управленческих кадров к «экологическому поведению» представляет собой важную предпосылку для успешной реализации экологической политики в различных отраслях и возможность «управления будущим».
Выводы
Рассматривая вновь принятую стратегию экологической безопасности, как серьезный ориентир для воплощения в жизнь постулатов экологического образования, мы осознаем сложность и противоречивость этого процесса. На основе современной экономики получаются новые богатства планеты, в процессе создания которых, параллельно идет ее разрушение. Человечество при всей мозаичности и несхожести моральных норм, обычаев, привычек, форм поведения, подходов к образованию, живет в едином природном пространстве. А это требует наличия общих ценностей, а также единых поведенческих и законодательных норм, которые регулируют их жизнь.
Общая парадигма ценностей в целях выживания должна опираться на эффективное использование природных ресурсов; сохранение и увеличение природного капитала; уменьшение загрязнения; предотвращение утраты биоразнообразия; социальную справедливость, экологическую ответственность перед будущими поколениями. Это и есть главный аспект подготовки молодых управленцев с их свежим взглядом на мир и вечным поиском гармонии человека с природой.
Библиографический список
1. Мартынов Ф.Т. Будущее культуры и «обратный путь» / Культура на пороге Ш тысячелетия: Материалы IV международного семинара (Санкт-Петербург, 30 мая -3 июня 1997). СПб. 1998, С. 269-271.
2. Latour B. We have never been modern. - Cambridge, 1993. - 1Х, p. 2.
3. Яшина О.Г. Э. Экологический императив как важнейшая проблема современного этапа истории цивилиации // Культура на пороге Ш тысячелетия: Материалы IV международного семинара (Санкт-Петербург, 30 мая - 3 июня 1997). СПб. 1998. С. 268
ПPИPOДOOБУCTPOЙCTBO
4. Кирнарская С.В. Приоритеты современного образования и устойчивое развитие / Устойчивое развитие в условиях глобализации: реализация стратегии ЮНЕСКО на вторую половину декады ООН по образованию для устойчивого развития (2010-2015): Труды Международной конференции с участием кафедр ЮНЕСКО, часть 2. - М.: РАГС. 2010, С. 105.
5. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальные перспективы ноосферных тенденций в науке и образовании / Сборник Глобализация, устойчивое развитие, образование: философско-пе-дагогические аспекты. М.: МГИДА,2004, С. 22.
Материал поступил в редакцию 23.09 2017 г.
Сведения об авторе Кирнарская Светлана Викторовна,
кандидат биологических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления природопользованием и охраны окружающей среды Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;119606 Москва, пр-т Вернадского, 84; e-mail: sv.kirnarskaya@migsu.ru, lana.mixer@mail.ru; тел. 8-910-464-32-71.
S.V. KIRNARSKAYA
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
ECOLOGICAL BASIS FOR MANAGEMENT TRAINING IN THE IMPLEMENTATION OF THE NEW STRATEGY OF ECOLOGICAL SECURITY
The deals with the questions posed to the Russian society in the new version of the environmental safety strategy. The formation of a new environmental philosophy, ecological culture and ethics reduces the man's claim to domination in nature and creates a new model of behavior. This model is consistent with biological and social essence of an individual. Ecological education and culture become the basis and the driving force for creating new ecohumanistic values. A brief description of a possible algorithm for changing values and standards of behavior, taking into account environmental realities, is given. Particular emphasis is placed on the ecologization of the educational process. The need for new environment-oriented managerial personnel is described. The increase of professional competence has been linked to the ability to predict and model risks, working ahead of the curve.This article analyzes the opportunitiesfor formation of ecological literacy and culture in the modern conditions of development of the Russian society and approaches to formation of ecological and social responsibility of managers and society as a whole.
Ecological culture, social responsibility, environmental safety.
Reference
1.Martynov F.t. Future of culture and "return path"//Culture at the dawn of the Millennium w: proceedings of the 4th International Seminar (Saint Petersburg, May 30-June 3, 1997). - S-Pb. 1998. - p. 269-271.
2.Latour B. We have never been modern. - Cambridge, 1993. - IX, p. 2.
3. Yashina O.E. Ecological imperative as the major problem of modern history of civilization //Culture at the dawn of the Millennium w: proceedings of the 4th International Seminar (Saint Petersburg, May 30-June 3, 1997). - S-Pb. 1998. - p. 268
4.Kirnarskaya S.V. Priorities of modern education and sustainable development // Sustainable development in a globalizing world: implementation of the UNESCO strategy for the second half of the UN Decade of Education for Sustainable Development (2010-2015): Proceedings of the International Conference
with the participation of UNESCO Chairs, Part 2 - Moscow. 2010. - P. 105
5.Ursul A.D. Ursul T.A. Global Perspectives noosphere trends in science and education // Collection of globalization, sustainable development, education: philosophical and pedagogical aspects of M, MGIDA, 2004, P. 22.
The material was received at the editorial office
23.09.2017
About the author Kirnarskaya Svetlana Viktorovna, candidate of biological science, candidate of psychologi-calscience, associate professor, Department of Environmental Resources Management, Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 119606, Prospekt Ver-nadskogo, 84; e-mail: sv.kirnarskaya@migsu.ru, lana.mixer@mail.ru; tel:8-910-464-32-71.