АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (32) 2015. с. 137-146
5. Развитие экологической культуры при посещении природных территорий способствует формированию бережного отношения как в природе в целом, так и родного края в частности. Работа эколого-краеведческого лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного эколого-краеведческого лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Литература
1. Серова О.В. Туристско-рекреационные ресурсы субъектов Приволжского и Уральского ФО (Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Оренбургская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Свердловская область, Челябинская область): Учебное пособие. - Уфа: Изд-во Башкирский институт физической культуры, 2007. - 163 с.
2. Серова О.В. Туризм в Башкортостане: страницы истории. Региональный туризм - 2010. / О.В. Серова, И.В. Лифанова .// Сборник научных статей. В 2 частях. Ч. II. - Уфа: БашИФК, 2010. - С. 15 - 17.
3. Серова О.В. Особенности природных комплексов Республики Башкортостан для развития рекреации //Межд. конф. «Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем. Самара-Тольятти. Кассандра. - Самара-Тольятти: Изд. СамарГЭУ, 2014. - С. 189 - 193.
4. Серова О.В. Туристско-рекреационные ресурсы Республики Башкортостан в системе устойчивого природопользования. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Рекреационная география и инновации в туризме». - Иркутск: Институт географии СО РАН, 2014. -С. 175-177.
5. Якунин В. Н. Роль туризма и рекреации в повышении социально-экономического развития Самарской области // Симбирский научный вестник. - 2011. - № 4. - С. 150-156.
УДК 32.001
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ И ФОРМЫ ЕГО ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Анна Александровна Зубкевич Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
zubkanna@gmail.com
социоцентризм, экологический подход к человеку, экогуманизм, «человек экологический», гармоничное развитие личности (общества), устойчивое развитие, экологическое мировоззрение, экологизация, экологические преступления, экологические интересы общества, угроза причинения экологического вреда, институционализация.
Статья посвящена исследованию экологического подхода к человеку, закладывающегося в основу нового социоцентризма в политике В.В. Путина, являющегося основой устойчивого развития России и гармоничного развития личности (общества) в условиях вызовов стране, а также анализу форм его институционализации в международном праве и законодательстве Российской Федерации.
ENVIRONMENTAL APPROACH TO A PERSON AND ITS FORMS OF
INSTITUTIONALIZATION
Аnna Аleksandrovna Zubkevich
Lobatchevsky State University of Nizhni Novgorod zubkanna@gmail.com
socio-centrism, environmental approach to a person, eco-humanism, 'ecological person', harmonious development of a person (society), sustainable development, environmental ideology, ecologization, environmental offense, environmental interests of society, threat of environmental damage, institutionalization.
The article is devoted to the environmental approach to a person which is the basis of the new sociocentrism in politics of V.Putin that is the core of the sustainable development of Russia and harmonious development of a person (society) in the context of the challenges to the country. Also the article highlights the analysis of the forms of environmental approach's institutionalization in the international law and in the legislation of the Russian Federation.
Время и условия ставят перед Россией новые вызовы 1, которые могут быть как дестабилизаторами, так и стимулами развития страны. «Сложности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас и новые возможности» [25], уверен Президент. «Так называемые санкции и внешние ограничения - это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей» [25].
Президент России в кризисный для страны период делает ставку на людей - граждан страны. Ключевыми, объединяющими и взаимопроникающими элементами стоящих перед страной вызовов являются выживание человека как биологического вида и конкуренция за человеческие ресурсы. Глава государства ставит задачу в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 04.12.2014г. выполнить все социальные обязательства государства, сформулированные еще в указах Президента в мае 2012 года. «Главнее нас с вами люди, ради которых мы работаем, и этому должно быть всё посвящено», подчеркивает политический лидер [26].
Главная идея Президента - новый социоцентризм, продуцирующий способность страны к нововведениям, а значит лидерству [8, с.55]. Социоцентризм в политике Путина -это и национальная культура - реальная и многополюсная, и социальная инфраструктура -повсеместная и достойная россиян, и, безусловно, сам человек, гражданин с его действительно обеспеченными правами и мотивациями солидарности, сотрудничества и ответственности. Вне развития каждого из этих оснований нет ни инновационной экономики, ни инновационной армии, ни самоорганизации гражданского общества [7, с.8]. Социоцентризм в политике Путина определяет ориентиры и подходы к решению проблем конкретного человека, его жизни, здоровья, благополучия, карьеры и вырабатывает механизмы защиты от вызовов и угроз.
Сам принцип социоцентризма не нов. Одним из первых социоцентрический подход предложил Платон в своем трактате «Государство», согласно которому общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворять лишь совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. «Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь:
1 Вызовы, обозначенные Президентом России в Послании Федеральному Собранию РФ 04.12.2014г.: попирание международного права и прав человека, политика сдерживания растущих возможностей России, навязывание «грамотной, взвешенной политики (из-за границы - примечание А.З.), которой мы должны бездумно и слепо подчиняться» [25], угроза государственному суверенитету и национальной самобытности, попытки унификации мира, терроризм, сепаратизм, распространение инфекционных заболеваний, нарушение мирового стратегического баланса сил и стабильности, угроза международной и национальной безопасности, намеренное втягивание в «дорогостоящую гонку вооружений» [25], информационная война, ложь и переписывание истории, стремление «изолировать» Россию от всего мира, излишняя бюрократия, неорганизованность и безответственность, привычка «закапывать в бумагах» исполнение принятых решений, неэффективность старых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов, нестабильность законодательства и непредсказуемость правил для бизнеса, низкие качество и уровень развития инфраструктуры (в частности дорог), нулевые темпы роста, ослабление курса национальной валюты, всплеск инфляции, критическая зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, издержки и неэффективные траты бюджета и др.
такое совместное поселение и получает у нас название государства...» [23, с. 130]. Интересы целого выше интересов части - социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения.
Новизна социоцентризма в политике Путина заключается в продвижении экологического подхода к человеку, являющегося частью общего экологического подхода, одной из ключевых характеристик которого является «вписывание» в глобальный ландшафт и бережное использование того, что есть. Требуется экологизация всей жизни и сознания современного человека. Экологизация - это рассмотрение каких-либо вопросов с учетом экологических факторов и решение каких-либо проблем с учетом экологических требований [3, с. 134].
Экологический подход позволяет рассматривать в широком смысле гармонизацию человека и его социального и физического окружения, в более узком смысле - взаимные адаптивные процессы, необходимые для такой гармонизации. Экологический подход по -разному интерпретируется в научной литературе, так, например, экоцентрическая концепция, экоцентрический подход, экосистемный подход и др.
Экоцентрическая концепция противопоставляется антропоцентрическому подходу и рассматривает человека как часть природы, изучает его экологию в контексте глобального экологического процесса [6]. Экоцентрический подход исходит из зависимости человека от природы и предполагает, что экологические законы продолжают управлять человеком, и опирается на представление об объективном существовании единой системы, в рамках которой все живые организмы взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой. Именно этот принцип целостности лежит в основе современного понимания взаимосвязи человека с природой.
В то время как антропоцентрический подход предполагает, что общество и природа являются двумя разными системами, в которых особую роль играют внутренние связи. Взаимоотношения человека и природы строятся по правилам, устанавливаемым человеком, а законы, управляющие существованием природных сообществ, на человека не распространяются или играют второстепенную роль в жизни общества. Экологические проблемы рассматриваются как результаты неверного поведения человека [1].
Экосистемный подход заключается в обеспечении успешного социально -экологического функционирования человека через развитие индивидуальности, самобытности, самоценности как активного носителя субъективного опыта и основывающийся на взаимодействиях-связях, возникающих в процессе жизнедеятельности, с помощью которых человек строит свое окружение и под его влиянием изменяется сам.
Экосистемный подход изучает вопросы выстраивания индивидуальной траектории решения социально-экологических проблем в соответствии с этническими, культурными, религиозными, социоэкономическими предпочтениями; развития социально -экологического образования; расширения ресурсного пространства за счет включения в процесс решения социально-экологической проблемы новых форм взаимодействия в различных системах отношений и др.
В экосистемном понимании индивид и его окружение в социоприродной среде неотделимы, так как существуют только через взаимодействие друг с другом, взаимодополняемы, комплиментарны [19, с. 104].
Экологический подход, как разновидность системного подхода, рассматривает разные аспекты системы взаимодействия «природа -общество»: социальный (социальная экология), психологический (экологическая психология), этический (экологическая этика), философский (экологическая философия) и др.
Так, социальная составляющая экологического подхода (социальная экология) ориентирована на рассмотрение закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросов развития народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психических возможностей человека, взаимоотношения
биосферы и ее подразделений с антропосистемой, а также закономерности биосоциальной организации человеческих популяций, влияние различных факторов окружающей среды на человеческий организм, закономерности производственно -экономического, целевого освоения и преобразования разнообразных географических регионов.
Психологическая составляющая экологического подхода (экологическая психология) обеспечивает изучение психологических аспектов взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия.
Этическая составляющая экологического подхода придает особое значение исследованию моральных отношений человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека; проповедует этику осторожности, заботы, уважения к природе и экологического самоограничения.
Этический аспект экологического подхода направлен на разрушение старых, потребительски утилитарных стереотипов отношений человека с природой, многочисленных мифов и ценностей; отказ от расточительных и негуманных видов природопользования; выработку нового экологического мировоззрения, позволяющего успешно сосуществовать и человеку и природе.
Как справедливо полагает С.Д. Дерябо, развитие сознания на основе экологической этики представляет собой кардинальную смену образа мира, которую можно, пожалуй, сравнить с тем переворотом в сознании, который был произведен Коперником - сменой геоцентрической модели солнечной системы на гелиоцентрическую. Как тогда Земля потеряла статус центра вселенной и его заняло Солнце, так и теперь человек должен отказаться от представлений о себе, как «центре» природы, мира, а это место должен занять принцип экологической целесообразности, «экологический императив» [4, с. 151].
«На смену доминирующей социальной парадигме приходит новая экологическая парадигма, которая направлена на формирование нового экологического сознания людей, имеющего гуманистически ориентированную основу» (по О.Н. Яницкому) [31, с. 83] и такие принципы как «единство бытия человека и природы, неантропологическая экологическая этика, сохранение народной культуры» (по П.Несс) [18].
Таким образом, экологический подход к человеку включает в себя: научный аспект, обеспечивающий развитие познавательного отношения к окружающей среде; ценностный аспект, формирующий нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевающий излишнюю рационалистичность и потребительство; нормативный аспект, ориентированный на овладение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера; деятельностный аспект, определяющий виды и способы человеческой деятельности [20].
В условиях формирования нового экологического мировоззрения универсальным, планетарным принципом становится экогуманизм, определяющий природу бытием человека, и именно поэтому вынуждающий относится к природе столь же бережно как к самому себе [9, с.62].
Стандартное понимание принципа гуманизма основывается на отношении к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности [27, с. 44]. Однако, любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела к экокризису.
Добиться сохранения экосистемы человек-природа в условиях доминирования не экологических, а экономических и политических интересов не возможно. Все более
очевидным становится, что главная экологическая проблема находится не в озоновом слое Земли, а в ценностно-этических представлениях человека и общества. Требуют пересмотра казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма, которые должны соотноситься в равной степени и с человеком, и с природой [9, с.62].
Центром и мерой системного реформирования современного общества, формирования нового мировоззрения становится «человек экологический». Вокруг нового исторического типа «человека экологического» строится и экономическая, и социальная политика, к нему сознательно и подсознательно подгоняются стереотипы поведения, формы и методы образования, воспитания и культуры, а также бытового мышления.
«Человек экологический» одновременно и цель, и средство конструктивно-позитивных преобразований. «Человек экологический» с точки зрения методологии науки о человеке является формой диалектического снятия всех предыдущих определений, т.е. включает в себя (содержит в себе) все предыдущие характеристики человека («человека разумного», «человека экономического», «человека политического» и т.п.) и одновременно поднимает его на новую высоту самореализации, реализации общественных ценностей и системного решения современных проблем общества.
Содержание «человека экологического» определяется новой системой ценностей, структурированной основными типами потребностей человека (по Газизуллину Н.Ф. и др.):
- физические, заключающиеся в первостепенной значимости для человека полноценной здоровой жизни, активном общении с природой, творческом долголетии, полноценном потомстве;
- духовные, реализуемым через сохранение и воспитание высоконравственных начал и морально-этических качеств новых поколений в сочетании с передовыми научно-образовательными системами, продуцирующими творческую активность человека в гармонии с природой;
- материальные, проявляющиеся через технологическое совершенство малоотходных и безотходных технологий, промышленно-природных комплексов и т.д., которые отличаются от традиционно ресурсоемких высокой технической и социально - экономической эффективностью;
- социальные и коммуникативные, продиктованные необходимостью экономической и экологической безопасности, поддержания социально-политической стабильности, общих критериев выживаемости, условий труда, отдыха, своевременной информированности об экологических рисках, управляемости и т.д. [2].
С изменением системы взглядов и формированием нового экологического мировоззрения изменится мотивация деятельности человека. Идеология потребления, обслуживающая экономические мотивы рынка, основанные на формуле «производство-потребление», сменится ориентацией на гармоничное развитие личности2 (общества) и устойчивое развитие3.
Гармоничное развитие личности - «полное и свободное развитие каждого индивидуума», возможно в условиях устойчивого развития, являющегося «развитием, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [17, с. 59]. Устойчивое развитие - это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно -технического развития, развитие личности и
2 Термин «гармоничное развитие личности» (по К.Марксу, Ф.Энгельсу) представляет собой «полное и свободное развитие каждого индивидуума» [15, с. 605], воспитание «индивидов в целостных индивидов» [14, с. 198], включающее в себя физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, идейно-политическое, экономическое и экологическое воспитание.
3 Термин «устойчивое развитие» введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987г.
институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений, обеспечения качества жизни людей.
Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития к экологическому подходу к человеку, что проявляется в ее триединой сущности: эколого-социально-экономического развития.
Экономическая составляющая 4 подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.
Экологическая составляющая обеспечивает и придает особое значение целостности биологических и физических природных систем, жизнеспособности экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, в понятие «природных» систем и ареалов обитания включается и созданная человеком среда (например, города). Нет самоцели сохранения их в некотором «идеальном» статическом состоянии, это и не возможно. Задача состоит в сохранении ключевых способностей природных систем -самовосстановления и динамической адаптации к изменениям, которые сокращаются при деградации природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и утрате биологического разнообразия и т.п.
Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важными аспектами являются справедливое разделение благ, сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, эффективная система принятия решений, учитывающая исторический опыт и поощряющая плюрализм, достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. Человек является не объектом, а субъектом развития, опираясь на расширение вариантов выбора, человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение [16].
Три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Гармоничное развитие общества возможно лишь в условиях сохранения основы жизнедеятельности человека - природы. Её истощение и деградация при существующих экономических отношениях негативно сказывается на социальных отношениях, росте нищеты и структурах производства и потребления; недооценка ценности благ природы обеспечивает их истощение и деградацию.
Таким образом, формирование нового экологического мировоззрения, основанного на экологическом подходе к человеку, обеспечит экологизацию всех сфер деятельности человека. Произойдет смена ключевых факторов производства: дефицит материальных (в т.ч. природных) ресурсов сменяется на изобилие ресурсов информации и знаний, физический капитал на человеческий (социальный) капитал, с соответствующей переориентацией инвестиций в людей как самых ценных активов любой страны.
Генеральная Ассамблея ООН признала, что экологические проблемы носят глобальный характер, а разработка политики устойчивого развития5 отвечает общим интересам всех стран.
4 Основана на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля.
5 Проведение Конференции ООН по окружающей человека среде, принятие декларации (г. Стокгольм, 1972 г.) и создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП); принятие в 1980 г. Всемирной стратегии охраны природы (вторая редакция ВСОП «Забота о планете Земля - Стратегия устойчивой жизни»); создание в 1983 г Всемирной (международной) комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР); серия работ ученых,
Документ ЮНЕСКО «Хартия Земли» (Париж, 2000 г.) отразил общечеловеческие цели и общие ценности, пропагандировав переход к устойчивому образу жизни и формированию глобального сообщества, основанного на общих этических устоях, включающих в себя уважение и заботу о всём сообществе живого, принципы экологической целостности, всеобщие права человека, уважение к культурному разнообразию, экономическую справедливость, демократию и культуру мира. Создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, институционализацию экологического подхода (создание экологических политических институтов, права в области охраны окружающей среды).
В целях осуществления последовательного перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно -ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей [12, с. 3], а также руководствуясь программными документами, принятыми на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в Российской Федерации были приняты такие документы как Указ Президента РФ от 04.02.1994 г. №236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. №440). Стало развиваться экологическое законодательство6.
Согласно ст. 9 Конституции России "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" [11, с. 11], ст. 42 Конституции гарантируется право каждого «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [11, с. 28].
Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [21, с. 45].
объединенных в «Римский клуб», об опасности экологической катастрофы, в т.ч. книга «Пределы роста» (Донелл Н. Медоус, Жорден Рандерс, Вильям В.Беренс); публикация доклада МКОСР «Наше общее будущее» (1987 г.); проведение Конференции ООН по окружающей среде и развитию, принятие декларации (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и публикация «Повестки дня на XXI век»; принятие Декларации тысячелетия ООН, «Хартии Земли» (2000 г.); проведение Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию, принятие Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию (2002 г.) и т.п.
6 Приняты Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012), Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326), Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 -2017 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.03.2012 №297-р), Указ Президента РФ от 10.08.2012 №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды», Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322), Федеральный закон от 18.07.2011 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «Об экологической экспертизе», Федеральный закон от 04.12.2006 №201-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) и др.
Согласно ст.75 Закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность [21, с.95].
Глава 26 «Экологические преступления» и другие статьи Уголовного кодекса РФ (УК РФ) определяют условия уголовной ответственности за экологические преступления 7. Однако, привлечение к ответственности, в частности уголовной, за экологические преступления затруднительно для правоприменителя по ряду причин.
Во-первых, содержание бланкетных диспозиций в большинстве составов экологических преступлений, требующих обращения к значительному количеству нормативно-правовых актов экологического и смежного с ним законодательства.
Во-вторых, более половины содержащихся в УК РФ норм экологического характера сходны с нормами административного законодательства. Четко не определены границы административного проступка и уголовно наказуемого деяния. Отличие в основном в последствиях, а определить их размер непосредственно в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не всегда возможно.
В-третьих, возникает необходимость доказывания причинной связи между деянием и наступившим последствием, что осложнено тем, что многие природные компоненты (воздух, водные ресурсы) обладают высокой степенью подвижности и, соответственно, изменяемости их химического состава. Нередко последствия загрязнения проявляются не сразу, а по истечении значительного промежутка времени (так называемые отдаленные последствия). Необходимо установить взаимосвязь между действиями лица и фактическим загрязнением, а затем, что именно это загрязнение привело к наступлению последствий, предусмотренных нормой УК РФ [13, с. 53] (кроме того УК РФ определяет не все возможные последствия противоправной деятельности).
В большинстве случаев применение норм УК РФ возможно только за совершение такого деяния, последствия которого реально очевидны настолько, что позволяют достаточно легко проследить и увидеть причинно-следственную связь и дать оценку негативным последствиям [30, с. 74].
Чаще всего правоохранительные органы в возбуждении уголовного дела отказывают по различным причинам: оценочность признаков последствий нормы, низкий уровень правоприменителя, недооценка опасности последствий, сложность в доказывании причинно -следственной связи, слабая судебная перспектива уголовного дела и т.п. [24, с.14]. В связи с этим экологическая преступность обладает высоким уровнем латентности. В 2014 году зарегистрировано 25,53 тыс. экологических преступлений, что на 3,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года [28]. В январе 2015 года зарегистрировано 1,41 тыс. экологических преступлений, что на 5,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года [29]. По некоторым подсчетам количество экологических преступлений в 2015 году составит 88 050, что на 25,8 раз больше по сравнению с 1990 г. [10, с. 3].
При этом экологические преступления представляют высокую общественную опасность - «опасность наступления для интересов общества и граждан нежелательных, а иногда исключительно тяжких последствий, граничащих подчас с непоправимым уроном» [22, с. 21], которую определяет совокупность кумулятивного эффекта, неизбежность отдаленных негативных последствий и прямой угрозы естественным условиям обитания живых организмов, к которым относится и человек.
7 Экологическая преступность - это относительно массовое социально-правовое явление, выражающееся в совокупности экологических преступлений, посягающих на отношения в сфере охраны окружающей среды, экологическую безопасность, экологические права граждан, защищаемые Конституцией РФ, причиняющих или способных причинить вред окружающей среде и здоровью человека [5, с. 182].
Таким образом, уголовное законодательство РФ не обеспечивает в полной мере защиту экологических интересов общества8, что препятствует гармоничному развитию личности (общества), устойчивому развитию, экологизации всех сфер деятельности человека, формированию и установлению нового экологического мировоззрения.
В этой связи более приемлемыми с точки зрения учета общественной опасности являлись нормы УК РСФСР (1960 г.), которые предусматривали уголовную ответственность не только при наступлении вредных последствий, но и в том случае, если возникла угроза причинения вреда охраняемым отношениям [13, с.56]. Ввиду этого диспозицию норм УК РФ необходимо изложить таким образом, чтобы она предусматривала ответственность за саму угрозу причинения экологического вреда, а наступление конкретных последствий предусмотреть в качестве квалифицирующих признаков.
Литература
1. Акимова Т.А. Экология. Природа - Человек - Техника: Учебник/ Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин; под общ. ред А.П. Кузмина. - М.: Экономика, 2007. - 510 с.
2. Газизуллин Н. Ф., Гафиятов И.З., Максимов Ю.К., Маннапов Г.М. «Человек экологический»: к вопросу о новой методологии государственного управления развитием России // Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002. [Эл.ресурс] ПЯЬ: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=12
3. Горелов А. А. Экология: Учебное пособие. - М: Центр, 2002. - 240 с.
4. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания, М.: МПСИ, 1999. С. 130-151.
5. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления: уголовно-правовой и криминологический аспекты / Э.Н. Жевлаков. М.: изд-во УРАО, 2002. -239 с.
6. Иовлев В.И. Гуманитарно-экологический подход к архитектурному пространству // «Архитектон: известия вузов» № 14, 2006. [Эл.ресурс] ЦЯЬ: http://archvuz.ru/2006_2/7
7. Казаков М.А. Президент поставил задачу. Качественно новую// Нижегородская правда № 17, 2008. 14 февраля. С.8
8. Казаков М.А. Социокультурное обоснование инновационного развития России// Вестник Нижегородского университете им.Н.И.Лобачевского. Серия Социальные науки, 2008, №1 (9), С. 54-59.
9. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.
10. Клетнева Е.Г. Экологическая преступность в Российской Федерации: понятие, причины, условия и предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. - 22 с.
11. Конституция Российской Федерации / «Юридическая литература», М. 2014.
12. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. С. 35.
13. Лужбин А., Швейгер А. Сложности применения ст. 250 УК РФ // Уголовное право. - М.: АНО "Юридические программы", 2012, № 3. - С. 53-58
14. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 16.- 839 с.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 23, - 907с.
16. Мунасингхе М. Экономическая политика и окружающая среда. Опыт и выводы / М. Мунасингхе, В. Круз // Публикации Всемирного банка по проблемам окружающей среды. Вашингтон, округ Колумбия, 1995. -Вып. 10. - 242 с. - (На правах рукописи).
17. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989.
18. Несс П. Развитие городов и экологическая философия // Материалы VII конференции по исследованию в области развития городов и регионов. - Анкара, 1992.
19. Ниязова А. А. Региональные проблемы социальной экологии: Монография. - Тобольск, 2009. - 148 с.
20. Ниязова А.А., Садыкова Э.Ф. Основные научные подходы, используемые в решении экологических проблем// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №1 [Эл.ресурс] ПЯЬ: www.science-education.ru/107-8234 (дата обращения: 10.03.2015)
8 Экологические интересы общества - это обеспечение устойчивого функционирования экосистем, сохранения биоразнообразия животного и растительного мира, предотвращения неблагоприятных изменений климата и других негативных последствий хозяйственной или иной деятельности для окружающей природной среды (проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 11.10.2000).
21. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ // Сборник Федеральных Конституционных законов и Федеральных законов РФ. М.: Изд. Государственной Думы, 2002. Вып. 4. С. 45-98.
22. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права. Учебное пособие / Ляпунов Ю.И. - М.: Изд-во ВЮЗШ МВД СССР, 1989. - 119 с.
23. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. З / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; примеч. А. А. Тахо-Годи.— М.: Мысль, 1994. — 654 с.
24. Попов И.В. В поисках критерия уголовной наказуемости деяний, посягающих на природную среду // Российский следователь. 2010. N 9. C. 13-20
25. Послание Президента Федеральному Собранию 04.12.2014 /официальный сайт Президента России [Эл.ресурс] URL:http://www.kremlin.ru/transcripts/47173 (дата обращения: 06.03.2015)
26. Семинар-совещание руководителей регионов, 29.01.2015г. /официальный сайт Президента России [Эл.ресурс] URL:http://www.kremlin.ru/news/47540 (дата обращения: 10.03.2015)
27. Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение в политологию, АСПЕКТ ПРЕСС- М.2000. - 378 с.
28. Состояние преступности - январь-декабрь 2014 года /официальный сайт МВД РФ [Эл.ресурс] URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/ (дата обращения: 11.03.2015)
29. Состояние преступности - январь 2015 года /официальный сайт МВД РФ [Эл.ресурс] URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/3087401/ (дата обращения: 11.03.2015)
30. Чертова Н.А. Уголовная ответственность за преступные посягательства на экологическую безопасность водной среды (по материалам Архангельской области): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. - 144 с.
31. Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. -2006. - № 7. - C. 83-93.