Научная статья на тему 'Реляционный подход к взаимодействию налоговых органов и предпринимательских структур'

Реляционный подход к взаимодействию налоговых органов и предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / RELATION APPROACH / INTERACTION PRINCIPLES AND FUNCTIONS / INTERACTION MECHANISM / STRATEGY OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миллер Надежда Викторовна

Раскрыты теоретические и методические основы взаимодействия налоговых органов и предпринимательских структур. Рассмотрена роль и значение основных теорий, лежащих в основе взаимодействия: трансакционных издержек и реляционной. Обоснована необходимость исследования параметров механизма взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax authority and business interaction: ralation approach

The article considers theoretically and methodically tax authority and business interaction. It also determines the major theories meaning transaction and relation costs are based on, with the interaction mechanism factors to be researched.

Текст научной работы на тему «Реляционный подход к взаимодействию налоговых органов и предпринимательских структур»

Тема номера:

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 1. С. 6—11. © А.Е. Миллер, 2010

УДК 65.292

РЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

TAX AUTHORITY AND BUSINESS INTERACTION: RALATION APPROACH

А.Е. Миллер A.E. Miller

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Раскрыты теоретические и методические основы взаимодействия налоговых органов и предпринимательских структур. Рассмотрена роль и значение основных теорий, лежащих в основе взаимодействия: трансакционных издержек и реляционной. Обоснована необходимость исследования параметров механизма взаимодействия.

The article considers theoretically and methodically tax authority and business interaction. It also determines the major theories meaning transaction and relation costs are based on, with the interaction mechanism factors to be researched.

Ключевые слова: реляционный подход, принципы и функции взаимодействия, механизм взаимодействия, стратегия взаимодействия.

Key words: relation approach, interaction principles and functions, interaction mechanism, strategy of interaction.

Современные предпринимательские отношения, связанные с переплетением большого числа социально-экономических, технологических, культурных, политических, организационно-управленческих противоречий, а также с изменениями внешней среды предпринимательских структур, в значительной мере зависят от их взаимодействия друг с другом, а также с федеральными структурами и налоговыми органами. Сейчас взаимодействия предпринимательских структур становятся неотъемлемой частью современной экономической жизни. Практические последствия этого явления достаточно велики, особенности в области стратегического управления. Вместе с тем следует отметить, что тесные отношения между структурами разного рода существовали всегда. Однако с течением времени доминирующие формы взаимодействия сильно изменились, усложнились и стали более насущными. Возникновение и быстрое развития процессов взаимодействия предпринимательских структур можно объяснить теми изменениями, которые происходили в последнее время и значительно повлияли на их внешнюю среду.

Согласно предложенному выше подходу, инфраструктура взаимодействий предпринимательских единиц и налоговых органов оценивается и отслеживается не сама по себе, а с

позиции конкретного субъекта хозяйствования, который и является основным «инициатором действий» по нивелированию воздействующих на него факторов внешней среды.

Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур предусматривает наращивание информационного потока между ними и внешней средой, в том числе и по неформальным каналам. В современных условиях устойчивость развития во многом зависит от достоверности и своевременности получения информации. В настоящее время получающий информацию вторым гораздо больше подвержен экономическим убыткам, чем первый, даже при наличии в целом одинаковых функциональных характеристик и конкурентных преимуществ. Ежесекундно «быть на связи» особенно важно для высшего руководства, ведь от управленческих решений топ-менеджеров зависит не только безубыточность, но и существование на рынке.

Прочные неформальные каналы, как показывает практика, значительно повышают экономическую устойчивость хозяйствующего субъекта во всех отношениях. В России огромное значение имеют связи как особого рода общественные отношения. Речь идет о связях как отношениях, построенных на тесном взаимовыгодном деловом сотрудничестве людей, при-

чем исключительно в рамках закона. Неоспоримо и то, что связи сами по себе настолько мощный инструмент достижения материального успеха, что, обладая ими, не приходится нарушать законы, которые к тому же в России далеко не совершенны, и сами предоставляют множество законных способов ведения бизнеса.

Современный российский бизнес просто немыслим без связей. Чем больше руководство предпринимательской структуры имеет связей, тем выше экономическая устойчивость данной структуры. Наличие связей необходимо не только топ-менеджменту, но и рядовым сотрудникам. Как показывает практика, решение многих оперативных хозяйственных вопросов значительно упрощается при использовании возможностей знакомых, родственников, друзей, работающих в различных административных, предпринимательских и других структурах.

Вот почему возникает необходимость во взаимодействии предпринимательских структур и налоговых органов. Можно констатировать, что взаимодействие предпринимательских структур и налоговых органов имеет весьма далекие перспективы. Единичные тактические цели, присущие традиционным предпринимательским структурам, сменятся глобальными стратегиями. Следует также подчеркнуть, что число предпринимательских структур, стремящихся к взаимовыгодным взаимодействиям с налоговыми органами, будет неуклонно расти. В этой связи становится ясно, что для получения максимума преимуществ, которые может принести взаимодействие, руководители структур должны основательно пересмотреть свои взгляды и подходы к управлению. Так, стратегия и организация предпринимательской структуры, для которой взаимодействие с налоговыми органами стало играть немаловажную роль, значительно отличаются от стратегии и организации предпринимательской структуры, полностью контролирующей свою деятельность.

При укреплении позиций какой-либо предпринимательской структуры, при осуществлении ею программы, направленной на ослабление конкурентов, рассмотренные выше характерные причины появления взаимовыгодных взаимодействий с налоговыми органами позволяют сделать простое предположение. С одной стороны, поведение предпринимательской структуры в любой ситуации определяется логикой конкурентной борьбы, противостояния своим экономическим соперникам. С другой стороны, использование реляционного подхода и лежащая в его основе реляционная стратегия вступают в прямое противоречие с подобным видением стратегии. В данном случае

допускается, что во многих ситуациях предпринимательская структура целенаправленно избегает конкурентного противостояния и стремится к взаимодействию с налоговыми органами, чтобы защитить и обеспечить безубыточность и устойчивость собственного производства.

С учетом объективной необходимости наращивания деловых связей с целью обеспечения экономически устойчивого развития субъектов хозяйствования предлагается использовать реляционный подход.

Смысловое содержание реляционного подхода исходит из той современной тенденции, что устойчивое развитие хозяйствующего субъекта в XXI веке во многом зависит от тесного и стабильного взаимодействия с различными партнерами как государственного, так и частного секторов экономики. В современных экономических условиях, чем больше руководство предпринимательской структуры имеет хозяйственных и финансовых связей, тем выше экономическая устойчивость данной структуры. Финансовые связи выступают достаточно мощной защитой от огромного числа отрицательных факторов внешней среды.

С помощью реляционного подхода предпринимательская структура во многих ситуациях целенаправленно избегает конкурентного противостояния, чтобы защитить и обеспечить прибыльность собственного производственного процесса. Устанавливая связи с разными партнерами из государственного и частного секторов экономики, предпринимательская структура пытается сформировать своего рода «зону безубыточности» в целях избежания опасных для себя ситуаций. Другими словами, в рамках реляционного подхода предпринимательская структура стремиться обеспечить собственное экономически устойчивое развитие на уровне приемлемой доходности производства, а не максимизировать свои финансовые показатели на уровне приемлемого уровня развития. Поэтому реляционный подход к обеспечению экономически устойчивого развития предпринимательской структуры - это максимум устойчивости при приемлемом доходе.

Итак, реляционный подход служит еще одной побудительной причиной для того, чтобы и теоретики, и практики переосмыслили стратегию предпринимательской структуры и отказались от чисто либеральной, конкурентной идеологии в пользу более реалистичного и объективного подхода. Основная идея такова: в реальных ситуациях поведение предпринимательской структуры на рынке определяется не только теоретическими выкладками о жестокой конкуренции и противостоянии. Ус-

танавливая связи с разными партнерами, взаимодействуя, предпринимательские структуры пытаются организовать рынок в целях избежания опасных ситуаций. Чтобы убедиться в том, что реляционная составляющая играет важную роль в стратегии различных предпринимательских структур, нужно обратить внимание на то, каким образом между ними распределяются функции. Помимо этого, важным является то, когда учитывается, какую роль при заключении тех или иных договоров сыграли личные отношения между предпринимателями и налоговыми органами. Таким образом, в некоторых ситуациях предпринимательские структуры могут встать на компромиссную позицию: вместо того чтобы максимизировать прибыль и неуклонно минимизировать издержки, они пытаются изыскать «удовлетворительные», с экономической точки зрения, решения, которые позволили бы им в существенной мере сократить уровень неопределенности и риска на рынке. Глубинная идея этой концепции состоит в том, что вместо поисков путей максимизации прибыли на уровне приемлемой величины, предпринимательские структуры стараются обеспечить свою устойчивость на уровне приемлемой доходности производства. Таким образом, резюме может быть следующим: реляционный подход изыскивает пути к созданию теории, в рамках которой политика протекционистской кооперации и стратегия конкурентного противостояния в конечном счете смогут сосуществовать. Другими словами, согласно этому направлению экономической мысли, оба типа поведения предпринимательских структур - реляционное и конкурентное - можно наблюдать в экономической жизни в одно и то же время. И именно в этом отношении реляционная теория проясняет значение взаимодействия.

Но хотя с помощью реляционного подхода предпринимательская структура может сформулировать более реалистичную стратегию, чем в рамках экономико-конкурентной теории, у этого подхода есть два существенных недостатка. Первый заключается в том, что реляционный подход в какой-то мере стирает различия между взаимодействием и договоренностью, направленной против конкуренции. Поскольку реляционный подход ставит во главу угла устойчивость развития, предпринимательскую структуру интересует только одна цель - ограничение конкурентной борьбы, а эта черта объединяет и антиконкурентные договоренности. В рамках данного подхода такой феномен, как потенциальное повышение цены предпринимательскими структурами, даже не учитывается.

Однако именно создание стоимости отличает взаимодействие от договоренностей. Второй недостаток реляционного подхода - допущение, что в условиях взаимодействия все партнеры преследуют одну и ту же цель, а именно обеспечение собственного устойчивого развития.

Особое значение приобретает реляционный подход к взаимодействию предпринимательских структур и налоговых органов, исходя из специфики функционирования которых, можно выделить основных участников взаимодействия: налоговые органы, федеральную власть, предпринимательские структуры.

Методической основой взаимодействия является положение о том, что оно представляет собой, по сути, одну единственную форму объединения, имеющую свои характерные особенности, которые позволяют рассматривать данное взаимодействие как особый вид деятельности. Главным является то, что речь идет об объединении нескольких независимых структур, намеренных осуществлять специфический вид деятельности - исчисление и уплату налогов, установленных налоговым законодательством. При этом каждая структура использует собственные ресурсы для достижения конечной стратегической цели. В рамках достижения общих целей каждая из взаимодействующих структур не теряет своей стратегической автономности и преследует индивидуальные интересы. В качестве примера рассмотрим взаимодействие налоговых органов и предпринимательских структур, которое схематично показано на рис.

По аналогичной схеме происходит взаимодействие всех участников процедуры взаимодействия: федеральной власти и предпринимательских структур; предпринимательских структур и налоговых органов; федеральной власти и налоговых органов и др.

Федеральная власть рассматривается как активный участник в создании и развитии необходимых для нормального функционирования бизнеса рыночных механизмов, способствующих выполнению предпринимательскими структурами в том числе и региональных задач (создание рабочих мест, установление достойной оплаты труда, решение социальных региональных проблем и т. п.).

Необходимость наличия налоговых органов объясняется их организационно-экономическими особенностями в связи с необходимостью осуществления совокупности действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд.

Общие цели, ограниченные стратегией взаимодействия

Рис. Схема взаимодействия налоговых органов, федеральной власти и предпринимательских структур

Особое значение имеют отношения предпринимательских структур и налоговых органов, что выражается в стремлении одних иметь гарантированный и, самое главное, достаточный для воспроизводственной деятельности доход, а других - устойчивые налоговые поступления.

В основе взаимодействия налоговых органов с предпринимательскими структурами лежит механизм взаимодействия, который используется для успешной реализации в жизнь налоговой политики. Он представляет собой совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление системы распределительных и перераспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, регулирование социально-экономического развития общества, потреблений и накоплений субъектов хозяйствования.

Среди исследователей механизма взаимодействия налоговых органов и предпринимательских структур доминирует позиция, что только технологические особенности рыночной организации производства являются ключевыми, системообразующими и определяющими для понимания форм взаимодействия. Считается также, что механизм взаимодействия регулирует характер экономических процессов.

Теория моделирования механизма взаимодействия сочетает предпосылки неограничен-

ной рациональности и оппортунизма. Рациональность здесь означает предпосылку информационной обусловленности, т. е. доверитель и его агент при вступлении в сложное контрактное взаимодействие обладают различной, и по существу, частной информацией. Поэтому теория моделирования механизма взаимодействия в подходе к проблеме рациональности занимает как бы промежуточную позицию между теорией контрактации на вероятностных рынках и теорией трансакционных издержек: с первой ее сближает предпосылка вычислительной способности, а со второй - признание наличия информационной асимметрии. Однако в том, что касается следования личным интересам, теории моделирования механизма взаимодействия и трансакционных издержек полностью совпадают.

Итак, взаимодействие налоговых органов и предпринимательских структур можно считать результатом действия трех движущих сил: технологического давления, рыночного регулирования и собственно предпринимательской среды.

Необходимые условия для успешного взаимодействия налоговых органов и предпринимательских структур определяются действием регуляционных налоговых процессов, лежащих в основе налоговой системы. Иными словами, налоговая система является инструментом регулирования налоговых отношений, возникающих между налоговыми органами и предпринимательскими структурами. Влияние налогов

на процесс воспроизводства происходит в ходе налогового регулирования и представляет собой систему мероприятий, связанных с налогообложением. Регулирование налоговых отношений на уровне предпринимательских структур осуществляется путем законодательного установления различных налоговых режимов и налогов. Это означает, что налоговое воздействие на экономику предпринимательских структур носит законодательно-принудительный характер. Налоговые обязательства распространяются на все предпринимательские структуры.

Регулирование налоговых отношений осуществляется следующими методами: изменением налоговых льгот; дифференциацией, повышением или понижением налоговых ставок; полным или частичным освобождением от налогов (отдельных налогов); отсрочкой платежа или аннулированием задолженности и возвратом ранее уплаченных сумм; применением штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов и другие нарушения налогового законодательства; предоставлением налогового и инвестиционного налогового кредита организациям и структурам, осуществляющим инвестирование средств в обновление основных фондов. Любое изменение составляющих данного набора методов оказывает прямое влияние на финансовое состояние налогоплательщика. Таким образом, регулирование налоговых отношений включает в себя меры не только фискального и регулирующего характера, но и меры, стимулирующие предпринимательскую активность организаций и структур, поощряющие их деятельность в решении социально-экономических проблем.

Важнейшими элементами взаимодействия налоговых органов и предпринимательских структур следует считать: объект, субъект, предмет.

Объектом взаимодействия налоговых органов и предпринимательских структур следует считать налоговый платеж как сумму денежных средств, которые налогоплательщик обязан передать государству.

Субъектами взаимодействия выступают, с одной стороны, предпринимательские структуры и предприниматели, с другой - налоговые органы, осуществляющие в соответствии с действующим налоговым законодательством сбор налогов.

Предметом взаимодействия предпринимательских структур являются налоговые отношения.

Экономический механизм взаимодействия предпринимательских структур состоит из ря-

да экономических элементов. Ими являются: функции, которые выполняет механизм взаимодействия; принципы, на которых он строится; методы (способы, инструментарий), при помощи которых он организуется.

Функции механизма взаимодействия характеризуют те экономические связи, в которых проявляется его роль и назначение. Каждая отдельная функция характеризует определенный элемент совокупной функции. Взятые все вместе и во взаимодействии, функции раскрывают роль и назначение механизма взаимодействия как систему экономических связей, являющихся частью более сложного комплекса - всей системы налоговых органов.

Можно выделить основное направление экономических связей в механизме взаимодействия, в которых проявляется его роль и назначение: между государством (налоговыми органами) и предпринимательскими структурами. Данная функция механизма взаимодействия заключается в реализации конкретных экономических связей между государством и предпринимательскими структурами. Государство через финансово-кредитную и налоговую системы определяет долю участия конкретных предпринимательских структур в общественном производстве.

Следующая функция, которая существенно дополняет основную, - установление реальных экономических связей между предпринимательскими структурами. Конкретные связи между предпринимательскими структурами осуществляются через систему договоров, соглашений на производство и реализацию товаров и услуг в форме купли-продажи. В ряде случаев, в зависимости от действительных потребностей и платежеспособности, уточняются размеры производства и потребления отдельных видов товаров и услуг. Тем самым экономические связи дополняются, детализируются, становятся более гибкими, определяя интересы предпринимательских структур. При этом учитывается широкий спектр рыночных атрибутов: состояние спроса, предложения, ценовая и налоговая политики.

Механизм взаимодействия предпринимательских структур способен функционировать только при условии, что он построен на определенных экономико-организационных принципах. Эти принципы должны по горизонтали и вертикали пронизывать всю систему производственно-распределительных связей между налоговыми органами и предпринимательскими структурами. Принципы механизма взаимодействия характеризуют экономико-органи-

зационные основы, на которых он построен как система.

Основополагающими принципами механизма взаимодействия налоговых органов и предпринимательских структур являются: обложение доходов налогоплательщика; доступность информации для налогоплательщика; разрешение спорных вопросов при неясности или многозначности трактовок в пользу налогоплательщика.

Проявление принципа налогообложения дохода заключается в том, что в соответствии с законом налогоплательщик - предпринимательская структура имеет право вычитать из полученных валовых доходов расходы, понесенные им в связи с получением этого дохода.

В соответствии с принципом полной и достаточной информированности предпринимателей и предпринимательских структур на налоговые органы возлагается обязанность по информированию их как налогоплательщиков об их обязанностях и правах. Вся информация о нормах налоговых отношений должна быть доступной как реальным, так и потенциальным налогоплательщикам. На практике применение этого принципа, в частности, выражается в запрете для государства и его органов проводить какие-либо изменения норм налогового законодательства в течение налогового периода. Не допускаются какие-либо изменения норм налоговых отношений, если о таких изменениях налогоплательщики не могут быть проинформированы за определенный период до того, как эти изменения вступят в законную силу.

Одним из важнейших принципов взаимоотношений налоговых органов и предпринимательских структур является разрешение спорных вопросов при неясности или неоднозначности норм налоговых отношений в пользу налогоплательщика. Трактовать нормы налоговых отношений могут только суды. При отсутствии четкого и ясного обоснования обязанностей предпринимательских структур как налогоплательщиков или если какая-либо формулировка допускает возможность неоднозначного трактования, такие положения, нормы и статьи практически не могут быть использованы налоговыми органами. Все инструктивные материалы налоговых органов не имеют юридической силы, если они ограничивают права предпринимательских структур как налогоплательщиков или увеличивают его налоговые обязательства.

Экономический механизм взаимодействия налоговых органов и предпринимательских структур обусловлен действием экономических законов. Но как экономическая система он представляет собой лишь объективную возможность. Для его успешного функционирования необходимо обосновать не только принципы, но и построить действенную систему взаимодействия, характеризующуюся специфическими методами и способами организации, экономическим инструментарием.

Методами и способами организации (экономическим инструментарием) экономического механизма взаимодействия налоговых органов и предпринимательских структур являются налоговое планирование, налоговое производство, налоговые санкции, налоговые льготы и др.

Таким образом, экономический механизм взаимодействия позволяет выявить предмет, объект и субъекты взаимодействия, связи между ними, оценить формы изменения субъектов и связей между ними в результате влияния факторов внутренних и внешних воздействий.

Методологическое и методическое решение проблемы отделения права собственности от права хозяйствования, с одной стороны, способствует формированию эффективной налоговой системы, способной стать мощным стимулом развития экономики, а с другой - создает реальные объективные условия взаимодействия всех участников налоговых отношений. Применение основных принципов взаимодействия участников налоговых отношений также способствует становлению новых целевых установок в экономическом развитии страны:

1) создание условий, благоприятствующих инвестированию сбережений предприятий и частных лиц для формирования новых рабочих мест;

2) обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований;

3) проведение протекционистской политики и способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;

4) стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;

5) обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.