Научная статья на тему 'Влияние налоговой культуры на формирование государственного бюджета'

Влияние налоговой культуры на формирование государственного бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1163
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-РЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / TAX CULTURE / TAX SYSTEM / TAX RELATIONS / FUNCTIONALLY-RELATIONAL APPROACH / STATE BUDGET / MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миллер Александр Емельянович, Богославец Татьяна Николаевна

Дана оценка уровня собираемости налогов с позиций функционально-реляционного подхода. Проведено исследование теоретических и практических аспектов формирования налоговой культуры в России, функций налогов с позиции налоговой культуры. Обосновывается влияние налоговой культуры на налоговые поступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миллер Александр Емельянович, Богославец Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of tax culture on the state budget formation

The article is devoted to evaluation of the tax collection level in terms of functional and relational approach. There is given a research of the theoretical and practical aspects of tax culture formation in Russia and a study on the functions of taxation from the perspective of tax culture. There is given the justification of the impact of tax culture on tax revenue.

Текст научной работы на тему «Влияние налоговой культуры на формирование государственного бюджета»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 4. С. 156-160.

УДК 336.22

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ культуры НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

IMPACT OF TAX CULTURE ON THE STATE BUDGET FORMATION

А.Е. Миллер, Т.Н. Богославец A.E. Miller, T.N. Bogoslavets

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Дана оценка уровня собираемости налогов с позиций функционально-реляционного подхода. Проведено исследование теоретических и практических аспектов формирования налоговой культуры в России, функций налогов с позиции налоговой культуры. Обосновывается влияние налоговой культуры на налоговые поступления.

The article is devoted to evaluation of the tax collection level in terms of functional and relational approach. There is given a research of the theoretical and practical aspects of tax culture formation in Russia and a study on the functions of taxation from the perspective of tax culture. There is given the justification of the impact of tax culture on tax revenue.

Ключевые слова: налоговая культура, налоговая система, налоговые поступления, функциональнореляционный подход, государственный бюджет, моделирование.

Key words: tax culture, tax system, tax relations, functionally-relational approach, state budget, modeling.

Актуальность исследования связана с проблемой влияния налоговой культуры на формирование бюджета государства и разработкой экономической модели роста налоговых поступлений посредством повышения уровня налоговой культуры.

Изучение влияния процесса налогообложения на уровень жизни населения, связи с социальной и налоговой политикой государства было предпринято в ряде диссертационных исследований начала XXI в. Л.Н. Потрубач рассматривает оптимизацию налогообложения с целью обеспечения социальной справедливости. М.Д. Дубова на уровне единого социального налога изучала его роль в реализации социальной политики государства. Д.В. Доспи-шил исследует реализацию социальной функции налоговой политики в странах с постсо-циалистической экономикой: на примере России и Чехии. С.Б. Мурашов рассматривает социальное регулирование уровня и качества жизни населения в процессе развития системы налогообложения. Н.Н. Ивашиненко анализирует тенденции формирования налоговой культуры в России.

Исследуя налоговую культуру и этику, П.А. Захарьин анализирует теоретические особенности изучения в экономической социологии налогообложения, национальной налоговой политики и налоговой культуры,

рассматривает результаты современных исследований по данной тематике на примере Швейцарии и Германии с позиций региональной специфики налоговой культуры [1].

Е.Б. Поспелова рассматривает формирование социальной направленности налогообложения семей. А.О. Гребенчук изучает налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения в России. А.А. Махонина анализирует формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического восприятия учреждений дополнительного образования. Л.Н. Мирошниченко исследует налоговые обязательства как одну из функций культуры общества. Рассматривая вопросы социальной культуры, автор предлагает методы формирования налоговой культуры членов общества с детского возраста[2].

Используя экономико-математические методы В.И. Цупиков [3] и В.В. Денисенко предлагают модели поведения налогоплательщика с учетом уровня налоговой культуры общества.

Особенностям поведения населения в процессе уплаты налогов большое внимание уделяется в зарубежной литературе. В результате работы ряда исследователей (М. Леруа, Ю. Бэк-хауза и др.) в рамках развития экономической социологии в Европе и Америке была выделена отдельная дисциплина, получившая назва-

© А.Е. Миллер, Т.Н. Богославец, 2013

ние «фискальная социология» (социология налогов), развитие которой прослеживается в работах Г.Г. Силласте. Систематизацией зарубежного опыта занималась российский социолог Е.Г. Новикова. Значительный вклад в исследование мотиваций девиантного налогового поведения внес А.В. Брызгалин.

Существующие теоретические подходы в исследовании процесса налогообложения вносят важный вклад в понимание его сущности, назначения и перспектив. Однако особенности налогообложения и уровень налоговой культуры общества, его влияние на уровень жизни, налоговое поведение налогоплательщиков и степень собираемости налогов и сборов до сих пор четко не определены в экономической науке. Именно с позиций функционально-реляционного подхода процесс влияния уровня налоговой культуры общества может рассматриваться как процесс, который обусловлен объективными и субъективными факторами, среди которых налоговое поведение граждан в процессе формирования бюджета и налоговая культура неразрывно взаимосвязаны и влияют на эффективность самого процесса налоговых поступлений.

Анализируя влияние уровня налоговой культуры на формирование бюджета государства, необходимо использовать методы исследования. Методом является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить влияние уровня налоговой культуры в рамках одного из подходов на собираемость налогов. В ходе исследования целесообразно использовать следующие методы: группировка и сводка, детализация, метод системного анализа, предельный анализ, сравнение, методы экономико-математического моделирования, математико-статистический инструментарий, эконометрические методы. Для моделирования налоговых отношений целесообразно использовать инструменты CASE-технологий и язык программирования BPWin, поддерживающий данную платформу.

Основные подходы, предлагаемые для исследования, представляют собой совокупность методов, объединенных общей методологией. Исследуя влияние налоговой культуры на уровень собираемости налогов необходимо использовать системный и процессный подходы, которые находят свое преломление в научно-практическом материале общей теории систем, основах синергетики, теории налогового планирования, а также функционально-реляционный подход. Предлагаемые подходы позволяют вы-

явить основные тенденции и закономерности формирования налоговых поступлений в условиях реляционных отношений участников налоговых отношений, способствующие собираемости налогов и наполняемости доходной части бюджетов всех уровней.

Выполняя функции, налогообложение имеет особенности развития и представляет собой реальный предмет исследования в области экономики. Использование функционально-реляционного подхода в исследовании налоговой культуры позволяет выявить ее специфику в системе налоговых отношений, которые развиваются в сфере экономики и финансов с учетом закономерностей развития системы хозяйствования. Согласно реляционному подходу, инфраструктура взаимодействий налоговых органов и налогоплательщиков оценивается и отслеживается не сама по себе, а с позиций каждой из сторон взаимодействия, которые также являются «инициаторами действий» по нивелированию воздействующих на это взаимодействие факторов внешней среды [4].

Обеспечение устойчивости взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков предусматривает мониторинг информационного потока между ними и внешней средой, в том числе и по неформальным каналам. В современных условиях устойчивость взаимодействия во многом зависит от достоверности и своевременности получения информации. В настоящее время получающий информацию «вторым» гораздо больше подвержен финансовым убыткам, чем первый, даже при наличии в целом одинаковых функциональных характеристик и конкурентных преимуществ.

Как показывает практика, прочные неформальные каналы значительно повышают экономическую устойчивость взаимодействия субъекта во всех отношениях. В России огромное значение имеют связи как особого рода общественные отношения. Речь идет о связях как отношениях, построенных на тесном взаимовыгодном деловом сотрудничестве, причем исключительно в рамках закона. Неоспоримо и то, что связи сами по себе являются настолько мощным инструментом достижения финансового успеха, что, обладая ими, не приходится нарушать далеко несовершенные российские законы [5].

С одной стороны, поведение налогоплательщика - предпринимательской структуры -в любой ситуации определяется логикой конкурентной борьбы, противостояния своим экономическим соперникам. С другой стороны, использование реляционного подхода и лежащая в его основе реляционная стратегия

вступают в прямое противоречие с подобным видением стратегии. В данном случае допускается, что во многих ситуациях предпринимательская структура целенаправленно избегает конкурентного противостояния и стремится к взаимодействию с налоговыми органами, чтобы защитить и обеспечить безубыточность и устойчивость собственного производства [4].

С помощью реляционного подхода предпринимательская структура во многих ситуациях целенаправленно избегает конкурентного противостояния, чтобы защитить и обеспечить прибыльность собственного производства. Устанавливая связи с разными партнерами из государственного и частного сектора экономики, предпринимательская структура в целях устранения опасных для себя ситуаций пытается сформировать своего рода «зону безубыточности». Другими словами, в рамках реляционного подхода предпринимательская структура стремится обеспечить собственное экономически устойчивое развитие на уровне приемлемой доходности производства, а не максимизировать свои финансовые показатели на уровне приемлемого уровня развития. Поэтому реляционный подход к обеспечению экономически устойчивого развития предпринимательской структуры - это максимум устойчивости при приемлемом доходе.

Методической основой реляционных отношений является положение о том, что они представляют собой по сути одну-единствен-ную форму объединения, имеющую свои характерные особенности, которые позволяют рассматривать взаимодействие рассматриваемых субъектов как особый вид деятельности. Главным является то, что речь идет об объединении независимых структур, намеренных осуществлять специфический вид деятельности -исчисление и уплату налогов, установленные налоговым законодательством. При этом каждая структура использует собственные ресурсы для достижения конечной стратегической цели. При этом в рамках достижения общих целей каждая из взаимодействующих структур не теряет своей стратегической автономности и преследует индивидуальные интересы.

Федеральная власть рассматривается как активный участник в создании и развитии необходимых для нормального функционирования бизнеса рыночных механизмов, способствующих выполнению предпринимательскими структурами социально-экономических задач (создание рабочих мест, установление достой-

ной оплаты труда, решение социальных проблем и т. п.).

Необходимость наличия налоговых органов объясняется их организационно-экономическими особенностями в связи с необходимостью осуществления совокупности действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд.

Для повышения уровня налоговой культуры необходимы партнерские взаимоотношения государства, предпринимательства, общества в целом, различных социальных групп и отдельных творческих личностей. Большая роль в этом союзе принадлежит государству, способному посредством налоговой политики снять противоречия, вызванные различием интересов участников. Следовательно, налоговую культуру необходимо исследовать как длительный, регулируемый процесс, в основе которого лежит взаимодействие между всеми участниками налоговых отношений ради достижения определенной цели. Исследование налоговой культуры в рамках экономического процесса значительно сужает ее роль и влияние на развитие общества, социальное и экономическое положение населения, поведение в сфере налогообложения, на конечные результаты действия вводимых налогов. Использование функциональнореляционного подхода в исследовании налоговой культуры объясняется тремя причинами.

Во-первых, налоговая культура, представляя собой многоплановую и разноуровневую структуру, позволяющую осуществлять ряд функций: коммуникативную, аккумуляции налогового опыта, познавательную, регулятивную и нормативную, сигнификативную и гуманистическую. Налоговая культура, оцениваемая как опыт и знания при ассимиляции в сферу налогообложения, становится элементом материальной культуры. Таким образом, налоговая культура, выполняя свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: через социализацию, через создание и введение ценностей, через образцы поведения, через создание моделей институтов и социальных систем. Однако среди функций налогообложения отсутствуют функции налоговой культуры. Используемый функциональный подход доказывает необходимость введения этих функции в налогообложение [6].

Во-вторых, выполняя перераспределительную функцию, налогообложение затрагивает интересы и уровень доходов всех групп, независимо от сферы их профессиональной занятости. Именно функция социальной справедливости является одной из самых конфликто-

генных функций процесса налогообложения. Поскольку налогообложение носит всеобщий характер, участниками этого процесса являются не только сотрудники налоговых органов, управленческий персонал организаций, но и все население, выступающее как социальная группа налогоплательщиков, проявляющая разные формы налогового поведения. Использование реляционной модели позволяет раскрыть разные аспекты реляционного подхода в системе налогообложения. От степени реализации используемой модели зависит способность сглаживать социальное неравенство в доходах различных групп населения, таким образом предотвращая социальные конфликты. Если рассматривать налоговую систему Российской Федерации, то она не только не сглаживает социальный разрыв разных групп налогоплательщиков, а наоборот, усиливает социальную и имущественную поляризацию, содействуя социальным конфликтам. В современном российском обществе распространена девиантная форма налогового поведения, связанная с нарушениями установленной законом обязанности налогоплательщика платить налоги. Это свидетельствует о серьезных причинах, сдерживающих процессы формирования бюджетов всех уровней за счет налоговых поступлений [7].

В-третьих, являясь эволюционным процессом, налогообложение в значительной мере зависит от уровня налоговой культуры, которая в свою очередь обуславливает формирование налогового поведения всех его участников. В формировании налоговой культуры существенное значение играет налоговое поведение, которое определяется ценностными ориентирами, в том числе правовыми нормами, мотивациями, обычаями, традициями и нравами в обществе. Однако исследований особенностей налогового поведения и, как следствие, уровня налоговой культуры в современном российском обществе не ведется, что объясняется следующими противоречиями:

1) между потребностью общества в человеке высокой налоговой культуры и условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;

2) между потребностью в научном раскрытии процессов налоговой культуры и неразработанностью научных представлений, раскрывающих формирование налоговой культуры;

3) между принятием формирования налоговой культуры в качестве одной из приоритетных целей влияния на участников налоговых отношений и недостаточным использованием потенциала в решении этой проблемы на прак-

тике при формировании налоговой составляющей бюджетов всех уровней.

Таким образом, существующие теоретические подходы в исследовании процесса собираемости налогов вносят важный вклад в понимание его сущности, назначения и перспектив. Однако функциональные особенности налогообложения, его влияние на уровень жизни, налоговое поведение и налоговую культуру существующие подходы не раскрывают. Именно с позиций функционально-реляционного подхода процесс налогообложения может рассматриваться как социально-экономический процесс в сфере налоговых отношений, который обусловлен объективными и субъективными факторами, среди которых налоговая культура неразрывно взаимосвязана и влияет на результативность процесса собираемости налогов и формирования доходной части бюджетов всех уровней.

Исследования проблемы влияния налоговой культуры на формирование бюджета государства позволит определить:

1) основополагающие принципы и ключевые критерии налоговой культуры участников налоговых отношений, основанных на действии функций налогов, раскрывающих роль, назначение и содержание процесса формирования налоговых поступлений в бюджеты;

2) концепцию влияния налоговой культуры на рост налоговых поступлений в доходной части бюджетов всех уровней, основанную на функционально-реляционном подходе, раскрывающем цели и задачи участников налоговых отношений и обеспечивающем устойчивость основных параметров налогового взаимодействия: объем налоговых поступлений, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов;

3) экономико-интеграционную модель влияния налоговой культуры на формирование бюджетов всех уровней с использованием расчетно-аналитического метода, основанного на учете экономических факторов, влияющих на результативность налоговых поступлений.

С практической точки зрения разрабатываемая модель позволит:

1) определить функциональные параметры налоговой культуры, раскрывающие процесс мотивации участников налоговых отношений в условиях изменяющейся финансовой среды;

2) исследовать уровень налоговой культуры как социально-экономического фактора, определяющего вероятность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

3) определить границы взаимного влияния и методологические рамки участников налоговых отношений с использованием функционально-реляционного подхода;

4) предложить механизмы формирования налоговой культуры, поскольку взаимодействие участников налоговых отношений формирует ориентиры и выбор моделей налоговых отношений, направленных на формирование бюджетов всех уровней;

5) разработать экономико-интеграционную модель взаимосвязи уровня налоговой культуры и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Новизна исследования влияния налоговой культуры на формирование государственного бюджета заключается:

1) в выявлении взаимосвязи функций налогов и налоговой культуры участников налоговых отношений;

2) в обосновании содержания и типологии факторов, определяющих налоговую культуру участников налоговых отношений;

3) в предложении функционально-реляционного подхода к определению влияния налоговой культуры на собираемость налогов и уровень налоговых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней;

4) в разработке экономико-интеграционной модели влияния налоговой культуры на формирование бюджетов всех уровней.

Результаты исследования могут быть полезны для региональных и федеральных органов управления в практической работе. Предполагается выработка конкретных рекомендаций по формированию доходной части бюджетов за счет налоговых поступлений с целью

внесения соответствующих изменений в федеральные и региональные законодательные акты. В качестве рекомендаций по формированию налоговой культуры населения предлагается создание Общественного совета при ФНС России.

1. Захарьин П. А. Фискальная социология: взгляд на налоговую политику государства // Теория и практика общественного развития. -2012.- № 10. - С. 52-55.

2. Мирошниченко Л. Н. Налоговые обязательства как одно из функций культуры общества // Культурная жизнь Юга России. - 2009.

- № 5. - С. 130-132.

3. Цупиков В. И. Модель рационального поведения налогоплательщика // Экономика и математические методы. - 2007. - Т. 43. - № 2.

4. Миллер А. Е. Влияние реляционных отношений на взаимодействие налоговых органов и предпринимательских структур // Налоги и финансовое право. - 2010. - № 5. - С. 145150.

5. Миллер А. Е. Влияние принципов налогообложения на взаимодействие налоговых органов и хозяйствующих субъектов // Вестн. Ом. ун-та. Серия «Экономика». - 2011. - Вып. 1. -С.183-1S9.

6. Богославец Т. Н. Налоговая культура и ее функции // Современный менеджмент: условия и фактор модернизируемой экономики : матер. Междунар. заоч. науч.-практ. конф. -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - С. 315-317.

7. Богославец Т. Н. Налоговая культура в условиях социальных трансформаций // Вестн. Ом. ун-та. Серия «Экономика». - 2011. - Вып. 1.

- С. 193-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.