Научная статья на тему 'Влияние принципов налогообложения на формирование налоговой культуры'

Влияние принципов налогообложения на формирование налоговой культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / PRINCIPLES OF THE TAXATION / TAX CULTURE / TAX SYSTEM / TAX AUTHORITIES / INTERACTION FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миллер Александр Емельянович, Богославец Татьяна Николаевна, Миллер Надежда Викторовна

Проведен сравнительный анализ модернизации экономик Туркменистана, Кыргызстана и России. Сформулированы гипотезы в рамках теории модернизации; направления, приоритеты и перспективы системной модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation principles impact on tax culture forming

The article reveals theoretical and methodical bases of taxation principles impact on tax culture forming. The authors consider significance of general theories that are the basis of taxation principles and tax culture forming. The need to comply with general taxation principles is validated. The article presents the research of theoretical and methodical aspects of tax culture forming in Russia, modern taxation principles from the position on tax culture.

Текст научной работы на тему «Влияние принципов налогообложения на формирование налоговой культуры»

недостаточной продолжительностью педагогического эксперимента (шесть месяцев).

Выводы. В исследовании выявлен недостаточно высокий уровень некоторых показателей физической и технической подготовленности бадминтонистов. Для повышения уровня развития физической и технической подготовленности бадминтонистов разработаны практические рекомендации, предполагающие интеграцию физической и технической подготовки. Проведенный шестимесячный педагогический эксперимент позволил существенно повысить уровень физической подготовленности (броски теннисного мяча и набивного мяча на дальность и прыжок в высоту) и технической подготовленности (короткие и высоко-далекие подачи волана).

Библиографический список

4. Портнов, Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю. М. Портнов. - М., 1996. - 300 с.

5. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : Общая теория и её практическое приложение / Под ред. В. Н. Платонова. — Киев : Олимпийская лит., 2004. — С. 349 — 447.

6. Теория и методика физической культуры : учеб. для институтов физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. — М. : Физ. культура и спорт, 1991. — 542 с.

7. Бабушкин, Г. Д. Результативность соревновательной деятельности спортсмена и пути её повышения / Г. Д. Бабушкин // Спортивный психолог. 2012. — № 1. — С. 63 — 68.

8. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений : моногр. / Б. П. Яковлев. — Сургут : СурГПУ, 2007. — 201 с.

1. Смирнов, Ю. Н. Бадминтон : учеб. для ин-тов физ. культуры / Ю. Н. Смирнов. — М. : Физкультура и спорт, 1990. — 159 с.

2. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения : учеб. для высш. пед. учеб. заведений / Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков. — М. : Академия, 2001. — 520 с.

3. Скорук, Е. А. Переносимость психической нагрузки и её влияние на результативность соревновательной деятельности спортсменов / Е. А. Скорук, Г. Д. Бабушкин // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 3 (129). — С. 171 — 174.

СУЛЕЕВА Карина Мадиевна, магистр, соискатель по кафедре теории, методики и истории физической культуры и спорта. Адрес для переписки: [email protected] БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.01.2015 г. © К. М. Сулеева, Г. Д. Бабушкин

УДК 3362 А. Е. МИЛЛЕР

Т. Н. БОГОСЛАВЕЦ Н. В. МИЛЛЕР

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Раскрыты теоретические и методические основы влияния принципов налогообложения на формирование налоговой культуры. Рассмотрено значение основных теорий, лежащих в основе формирования принципов налогообложения и налоговой культуры. Обоснована необходимость соблюдения основных принципов налогообложения. Исследованы теоретические и методологические аспекты формирования налоговой культуры в России, современных принципов налогообложения с позиции налоговой культуры. Ключевые слова: принципы налогообложения, налоговая культура, налоговая система, налоговые органы, функции взаимодействия.

Работа проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-12-55003.

Развитие товарно-денежных отношений и укре- сти совокупного общественного продукта на фонд

пление государственности позволили рассматри- возмещения и различные виды доходов — зарплата

вать налог в качестве неотъемлемого элемента рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян

расширенного воспроизводства и фактора роста и предприятий материального производства —

экономического потенциала. Расчленение стоимо- происходит не на стадиях производства, обмена

или потребления, а на стадии первичного распределения. Формирование же общественных денежных фондов (государственного бюджета, внебюджетных фондов и т. д.) происходит в ходе вторичного распределения или перераспределения ВВП (между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, территориями, различными социальными группами населения), в результате которого производится изъятие части прибыли (дохода) в распоряжение государства, уплата налогов гражданами и дальнейшее их использование по целевому назначению.

Следовательно, налоги формируются на стадии распределения и перераспределения ВВП и налоговые отношения по своей природе являются распределительными.

Основываясь на исследовании основных закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз, особенно распределения и перераспределения денежной формы стоимости, можно считать, что налог является такой же объективной экономической категорией, как заработная плата, прибыль, доход, амортизация, себестоимость, рентабельность, цена и т. д.

Генезис процесса налогообложения изложен в трудах российских и зарубежных исследователей. Научные взгляды ученых на налоги можно выстроить в логическую систему, отражающую экономический прогресс. Научные труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классического подхода к налогообложению, провозгласившего его фундаментальные принципы, реализация которых позволит оптимизировать налоговые системы.

Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в.: Э. Сакса, Ж.-Б. Сея, И. П. Посошкова и др. В России эту идею развили известные налоговеды: Н. Тургенев, В. Твердохлебов, И. Озеров, И. Кули-шер, Я. Янжул и др. Важной заслугой этих ученых явилось то, что в своих исследованиях ими были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и тенденции формирования основ рыночного хозяйствования. Для создания эффективной налоговой системы необходимо такие принципы научно-практической организации налоговых отношений, которые способны сформировать налоговый механизм, отвечающий следующим фундаментальным требованиям:

1) налогообложение выражает смену форм собственности. Только тогда форма принудительного изъятия средств в казну государства является налоговой, когда стоимость в денежном выражении переходит из корпоративной или частной собственности в государственное пользование;

2) налогообложение по своей экономической природе основывается на рентной составляющей, то есть не зависит от происхождения прибавочного дохода (от использования земли, недр, труда или капитала);

3) система налогообложения должна строиться в пределах вновь создаваемой стоимости. Налоговые отношения не могут распространяться на капитал, авансируемый или инвестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг;

4) вся сумма обобществленных посредством налогообложения финансовых ресурсов должна быть использована только на общегосударственные нужды.

Крупный вклад в определение принципов налогообложения внес А. Смит. По его мнению, подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица.

Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить и в вопросе налогового обложения этому должно уделяться большое значение. В противном случае это может привести к высокой степени неопределенности.

Каждый налог не должен затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей [1].

Таким образом, А. Смит считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщиков, экономию на издержках налогообложения и хозяйственной независимости, и свободы.

Среди отечественных экономистов следует выделить исследования Н. И. Тургенева, который рассматривал налоги как объективную экономическую категорию, появление которой связано с возникновением государства, и считал налоги основным источником доходов государства. Он изложил свое понимание принципов налогообложения (главных правил взимания налогов), проанализировал источники и разные виды (роды) налогов, методы их собирания и уравнения, показал общее действие налогов. Н. Тургенев считал необходимым обеспечение равного распределения налогов соразмерно платежеспособности населения, обосновал необходимость привлечения к обложению дворян и духовенства. В качестве необходимых принципов налогообложения указывал на определенность налогов, взимание их в удобное время, дешевое собирание. Н. Тургенев подчеркивал, что правительству необходимо стремиться отклонять насколько возможно тяжесть налогов от простого народа, который не в состоянии их платить [2].

Таким образом, рассматривая порядок взимания налогов, Н. Тургенев исходил из предпосылки, что истинные выгоды государства отнюдь не сводятся к стремлению правительства к получению наибольшего дохода. Для достижения этой цели и предназначались выдвинутые им принципы (правила): равное распределение налогов, определенность налогов, собирание налогов в удобное время, дешевое собирание налогов. Кроме указанных четырех правил взимания налогов, Н. Тургенев выдвигает общее правило, согласно которому налог должен взиматься с чистого дохода, а не с самого капитала.

Принципы, сформулированные А. Смитом и Н. Тургеневым, присущи налогу как объективной экономической категории и не зависят от конкретного государства и времени. В настоящее время большинство принципов сохранили свое назначение, хотя при этом изменилась их суть и экономическое содержание. Принцип хозяйственной независимости основан на праве частной собственности налогоплательщика, он занимает центральное положение по отношению ко всем остальным принципам.

О

СЛ

Согласно принципу справедливости (равенства налогообложения), каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Он содержит две основные идеи: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов и соответствует содержательной основе принципу справедливости А. Смита и равного распределения налогов Н. Тургенева.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности в современных условиях характеризуется кривой А. Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Данная концепция получила признание в 70 — 80-е гг. XX в.

Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита и правил Н. Тургенева, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности базируется на принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». Н. Тургенев также считал, что правительство должно стремиться к наименьшим затратам на издержки собирания налогов. По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.

Таким образом, в современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим принципам: налоговое законодательство должно быть стабильно; взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер; тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий; взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков; способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика; существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации); издержки по сбору налогов должны быть минимальны; нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности; доступность и открытость информации по налогообложению; соблюдение налоговой тайны.

Результативность налоговой системы зависит в большей мере от соблюдения требований классических принципов. Поэтому немаловажно, к каким последствиям может привести игнорирование их требований.

Отделение права собственности от права хозяйствования способствовало не только формированию эффективной налоговой системы, но и развитию налоговой культуры участников налоговых отношений.

В современной экономической литературе влияние процесса налогообложения на уровень жизни населения, связь с социальной и налоговой политикой государства были предприняты в ряде исследований начала XXI века. Л. Н. Потрубач рассматривает оптимизацию налогообложения с целью обеспечения социальной справедливости. М. Д. Ду-бова на уровне единого социального налога исследовала его роль в реализации социальной политики государства. Д. В. Доспишил — еализацию социальной функции налоговой политики в странах с постсоциалистической экономикой: на примере России и Чехии. С. Б. Мурашов рассматривает социальное регулирование уровня и качества жизни населения в процессе развития системы налогообложения. Н. Н. Ивашиненко анализирует тенденции формирования налоговой культуры в России.

Исследуя налоговую культуру и этику, П. А. Захарьин [3], анализируя теоретические особенности налогообложения в национальной налоговой политике и налоговой культуры, рассматривает результаты современных исследований по данной тематике на примере Швейцарии и Германии с позиций региональной специфики налоговой культуры.

Е. Б. Поспелова рассматривает формирование социальной направленности налогообложения семей. А. О. Гребенчук исследует налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения в России. А. А. Махо-нина анализирует формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического восприятия учреждений дополнительного образования. Л. Н. Мирошниченко [4] исследует налоговые обязательства как одну из функций культуры общества. Рассматривая вопросы социальной культуры, предлагает методы формирования налоговой культуры членов общества с детского возраста.

Используя экономико-математические методы В. И. Цуриков [5] и В. В. Денисенко предлагают модели поведения налогоплательщика с учетом уровня налоговой культуры общества.

Особенностям поведения населения в процессе уплаты налогов большое внимание уделяется в зарубежной литературе. В результате исследований французского социолога М. Леруа и американского социолога Ю. Бэкхауза, и др. в рамках развития экономической социологии в Европе и Америке была выделена отдельная дисциплина, получившая название «фискальная социология» (социология налогов), развитие которой исследуются в работах Г. Г. Силласте. Систематизацией зарубежного опыта занималась российский социолог Е. Г. Новикова. Значительный вклад в исследование мотиваций де-виантного налогового поведения внес А. В. Брыз-галин.

Существующие теоретические подходы в исследовании процесса налогообложения вносят важный вклад в понимание его сущности, назначения и перспектив. Однако особенности налогообложения и уровень налоговой культуры общества, его влияние на уровень жизни, налоговое поведение налогоплательщиков и степень собираемости налогов и сборов, до сих пор в экономической науке четко не определены. Именно с позиций функционально-реляционного подхода процесс влияния уровня налоговой культуры общества может рассматриваться как процесс, который обусловлен объективными и субъективными факторами, среди которых налоговое поведение граждан в процессе формирования бюджета и налоговая культура неразрывно

взаимосвязаны и влияют на эффективность самого процесса налоговых поступлений.

Оценить влияние уровня налоговой культуры на формирование бюджета государства, необходимо используя различные методы исследования. Методом является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить влияние уровня налоговой культуры в рамках одного из подходов на собираемость налогов. В ходе исследования целесообразно использовать следующие методы: группировка и сводка, детализация, метод системного анализа, предельный анализ, сравнение, методы экономико-математического моделирования, мате-матико-статистический инструментарий, экономе-трические методы. Для моделирования налоговых отношений целесообразно использовать инструменты CASE-технологий и язык программирования BPWin, поддерживающий данную платформу.

Основные подходы, предлагаемые для исследования, представляют собой совокупность методов, объединенных общей методологией. Исследуя влияние налоговой культуры на уровень собираемости налогов необходимо использовать системный и процессный подходы, которые находят свое преломление в научно-практическом материале общей теории систем, основах синергетики, теории налогового планирования, а также функционально-реляционный подход. Предлагаемые подходы позволяют выявить основные тенденции и закономерности формирования налоговых поступлений в условиях реляционных отношений участников налоговых отношений, способствующие собираемости налогов и наполняемости доходной части бюджетов всех уровней.

Выполняя функции, налогообложение имеет особенности развития и представляет собой реальный предмет исследования в области экономики. Использование функционально-реляционного подхода в исследовании налоговой культуры позволяет выявить ее специфику в системе налоговых отношений, которые развиваются в сфере экономики и финансов с учетом закономерностей развития системы хозяйствования. Согласно реляционному подходу, инфраструктура взаимодействий налоговых органов и налогоплательщиков оценивается и отслеживается не сама по себе, а с позиций каждой из сторон взаимодействия, которые также являются «инициаторами действий» по нивелированию воздействующих на это взаимодействие факторов внешней среды [6].

Обеспечение устойчивости взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков предусматривает мониторинг информационного потока между ними и внешней средой, в том числе и по неформальным каналам. В современных условиях устойчивость взаимодействия во многом зависит от достоверности и своевременности получения информации. В настоящее время получающий информацию «вторым» гораздо больше подвержен финансовым убыткам, чем первый, даже при наличии в целом одинаковых функциональных характеристик и конкурентных преимуществ.

Как показывает практика, прочные неформальные каналы значительно повышают экономическую устойчивость взаимодействия субъекта во всех отношениях. В России огромное значение имеют связи как особого рода общественные отношения. Речь идет о связях как отношениях, построенных на тесном взаимовыгодном деловом сотрудничестве, при-

чем исключительно в рамках закона. Неоспоримо и то, что связи сами по себе настолько мощный инструмент достижения финансового успеха, что, обладая ими, не приходится нарушать законы, которые к тому же в России далеко не совершенны и сами предоставляют множество законных способов ведения бизнеса [7].

С одной стороны, поведение налогоплательщика в любой ситуации определяется логикой конкурентной борьбы, противостояния своим экономическим соперникам. С другой стороны, использование реляционного подхода и лежащая в его основе реляционная стратегия вступают в прямое противоречие с подобным видением стратегии. В данном случае допускается, что во многих ситуациях предпринимательская структура целенаправленно избегает конкурентного противостояния и стремится к взаимодействию с налоговыми органами, чтобы защитить и обеспечить безубыточность и устойчивость собственного производства [8].

С помощью реляционного подхода налогоплательщик во многих ситуациях целенаправленно избегает конкурентного противостояния, чтобы защитить и обеспечить прибыльность собственного производства. Устанавливая связи с разными партнерами из государственного и частного сектора экономики, налогоплательщик пытается сформировать своего рода «зону безубыточности», в целях устранения опасных для себя ситуаций. Другими словами, в рамках реляционного подхода налогоплательщик стремиться обеспечить собственное экономически устойчивое развитие на уровне приемлемой доходности производства, а не максимизировать свои финансовые показатели на уровне приемлемого уровня развития.

Методической основой реляционных отношений является положение о том, что они представляют собой по сути одну единственную форму объединения, имеющую свои характерные особенности, которые позволяют рассматривать взаимодействие рассматриваемых субъектов как особый вид деятельности. Главным является то, что речь идет об объединении независимых структур, намеренных осуществлять специфический вид деятельности — исчисление и уплату налогов, установленные налоговым законодательством. При этом каждая структура использует собственные ресурсы для достижения конечной стратегической цели. При этом в рамках достижения общих целей каждая из взаимодействующих структур не теряет своей стратегической автономности и преследует индивидуальные интересы.

Федеральная власть рассматривается как активный участник в создании и развитии необходимых для нормального функционирования бизнеса рыночных механизмов, способствующих выполнению предпринимательскими структурами социально-экономических задач (создание рабочих мест, установление достойной оплаты труда, решение социальных проблем и т.п.).

Необходимость наличия налоговых органов объясняется их организационно-экономическими особенностями в связи с необходимостью осуществления совокупности действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд.

Для повышения уровня налоговой культуры необходимы партнерские взаимоотношения государства, общества в целом, различных социальных групп и отдельных творческих личностей. Большая

О

СП

роль в этом союзе принадлежит государству, способному снять противоречия, вызванные различием интересов участников посредством налоговой политики. Следовательно, налоговую культуру необходимо исследовать как длительный, регулируемый процесс, в основе которого лежит взаимодействие между всеми участниками налоговых отношений ради достижения определенной цели. Исследование налоговой культуры в рамках экономического процесса значительно сужает ее роль и влияние на развитие общества, социальное и экономическое положение населения, поведение в сфере налогообложения, на конечные результаты действия вводимых налогов. Использование функционально-реляционного подхода в исследовании налоговой культуры объясняется тремя причинами.

Во-первых, налоговая культура, представляя собой многоплановую и разноуровневую структуру, позволяющую осуществлять ряд функций: коммуникативную, аккумуляции налогового опыта, познавательную, регулятивную и нормативную, сигнификативную и гуманистическую. Налоговая культура, оцениваемая как опыт и знания при ассимиляции в сферу налогообложения, становится элементом материальной культуры. Таким образом, налоговая культура, выполняя свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: через социализацию, через создание и введение ценностей, через образцы поведения, через создание моделей институтов и социальных систем. Однако среди функций налогообложения отсутствуют функции налоговой культуры. Используемый функциональный подход доказывает необходимость введения этих функции в налогообложение [8].

Во-вторых, выполняя перераспределительную функцию, налогообложение затрагивает интересы и уровень доходов всех групп, независимо от сферы их профессиональной занятости. Именно функция социальной справедливости является одной из самых конфликтогенных функций процесса налогообложения. Поскольку налогообложение носит всеобщий характер, участниками этого процесса являются не только сотрудники налоговых органов, управленческий персонал организаций, но и все население, выступающее как социальная группа налогоплательщиков, проявляющая разные формы налогового поведения. Использование реляционной модели позволяет раскрыть разные аспекты реляционного подхода в системе налогообложения. От степени реализации используемой модели зависит способность сглаживать социальное неравенство в доходах различных групп населения, таким образом, предотвращать конфликты. Если рассматривать налоговую систему Российской Федерации, то она не только не сглаживает социальный разрыв разных групп налогоплательщиков, а, наоборот, усиливает социальную и имущественную поляризацию, содействуя социальным конфликтам. В современном российском обществе распространена девиантная форма налогового поведения, связанная с нарушениями установленной законом обязанности налогоплательщика платить налоги. Это свидетельствует о серьезных причинах, сдерживающих процессы формирования бюджетов всех уровней за счет налоговых поступлений [9].

В-третьих, являясь эволюционным процессом, налогообложение, в значительной мере зависит от уровня налоговой культуры, которая в свою очередь обуславливает формирование налогового поведения всех его участников. В формирова-

нии налоговой культуры существенное значение играет налоговое поведение, которое определяется ценностными ориентирами, в том числе правовыми нормами, мотивациями, обычаями, традициями и нравами в обществе. Однако исследований особенностей налогового поведения и, как следствие, уровня налоговой культуры в современном российском обществе не ведется и объясняется это следующими противоречиями:

1) потребностью общества в человеке высокой налоговой культуры и условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;

2) потребностью в научном раскрытии процессов налоговой культуры и неразработанностью научных представлений, раскрывающих формирование налоговой культуры;

3) принятием формирования налоговой культуры в качестве одной из приоритетных целей влияния на участников налоговых отношений и недостаточным использованием потенциала в решении этой проблемы на практике при формировании налоговой составляющей бюджетов всех уровней.

Таким образом, существующие теоретические подходы в исследовании процесса собираемости налогов вносят важный вклад в понимание его сущности, назначения и перспектив. Однако функциональные особенности налогообложения, его влияние на уровень жизни, налоговое поведение и налоговую культуру, существующие подходы не раскрывают. Именно с позиций функционально-реляционного подхода процесс налогообложения может рассматриваться как социально-экономический процесс в сфере налоговых отношений, который обусловлен объективными и субъективными факторами, среди которых налоговая культура неразрывно взаимосвязана и влияет на результативность процесса собираемости налогов и формирования доходной части бюджетов всех уровней.

Библиографический список

1. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит // Антология экономической классики. В 2-х т. Т. 1. - М. : МП Эконов, 1993. - С. 79-396.

2. Тургенев, Н. И. Опыт теории налогов / Н. И. Тургенев. — М. : Соцэкгиз, 1937. - С. 21-22.

3. Захарьин, П. А. Фискальная социология: взгляд на налоговую политику государства / П. А. Захарьин // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 10. -С. 52-55.

4. Мирошниченко, Л. Н. Налоговые обязательства как одно из функций культуры общества / Л. Н. Мирошниченко // Культурная жизнь юга России. - 2009. - № 5. -С. 130-132.

5. Цуриков, В. И. Модель рационального поведения налогоплательщика / В. И. Цуриков // Экономика и математические методы. - 2007. - Т. 43, № 2. - С. 3-11.

6. Миллер, А. Е. Влияние реляционных отношений на взаимодействие налоговых органов и предпринимательских структур / А. Е. Миллер // Налоги и финансовое право. -2010. - № 5. - С. 145-150.

7. Миллер, А. Е. Влияние принципов налогообложения на взаимодействие налоговых органов и хозяйствующих субъектов / А. Е. Миллер, Н. В. Миллер // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. - 2011. - Вып. 1. - С. 183-189.

8. Богославец, Т. Н. Налоговая культура и ее функции / Т. Н. Богославец // Современный менеджмент: условия и фактор модернизируемой экономики : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. - Омск : ОмГТУ, 2010. - С. 315-317.

9. Богославец, Т. Н. Налоговая культура в условиях социальных трансформаций / Т. Н. Богославец // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. — 2011. — Вып. 1. — С. 193-196.

МИЛЛЕР Александр Емельянович, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой экономики, налогов и налогообложения. Адрес для переписки: [email protected]

БОГОСЛАВЕЦ Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, налогов и налогообложения. Адрес для переписки: [email protected] МИЛЛЕР Надежда Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, налогов и налогообложения.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.04. 2015 г. © А. Е. Миллер, Т. Н. Богославец, Н. В. Миллер

УДК 330.342

О. Ю. ПАТЛАСОВ

Омская

гуманитарная академия

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИК ТУРКМЕНИСТАНА, КЫРГЫЗСТАНА И РОССИИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Проведен сравнительный анализ модернизации экономик Туркменистана, Кыргызстана и России. Сформулированы гипотезы в рамках теории модернизации; направления, приоритеты и перспективы системной модернизации. Ключевые слова: инновации, модернизация экономики, устойчивое развитие, техническое перевооружение.

Символами экономической модернизации настоящего времени является «постиндустриальная экономика», «информационная экономика», «экономика знаний», «экономика разнообразия», «эмерджментная» (виртуальная, синтетическая), «инновационная экономика», «креативная экономика», «глобализация экономики» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученые-экономисты активно изучали причины, условия, меры амортизации последствий мирового финансового кризиса и антикризисных макроэкономических стратегий [1].

В последние годы пристальное внимание к проблемам модернизации привело к появлению контуров теории модернизации. Французское moderne, латинское modernus новейший от modo — только что, прямо сейчас от modus мера, способ, измерение. Знаменитое — modus vivendi — образ жизни. В общем контексте все эти значения содержательно сопрягаются и являются когерентными, за исключением значения «измерение». Отклонение и отказ — это существенные характеристики модернизации? Модернизация — это обновление, осовременивание и в данном смысле — отклонение и отказ от всего классического.

Модернизированное общество представляет собой комплекс экономической, политической, социальной и культурной модернизации. Ряд стран делает упор на определенные формы модернизации, например, в Кыргызстане на политическую.

В научной литературе выделяют следующие типы модернизации: органическую и неорганическую. Первичная (органическая) осуществлялась в странах-новаторах и проходила за счет внутренних факторов: коренных изменений в области культуры, ментальности, мировоззрения. Вторичная

(неорганическая) модернизация является реакцией на внешние вызовы со стороны более развитых и осуществляется на основе имитационных инструментов преимущественно под влиянием заимствование чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение иностранных специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций. Российская модернизация связана, прежде всего, с экономическими новациями, поэтому она может классифицироваться как вторичная. Кыргызстан, начавший с изменений в политике, характеризуется неорганическим типом модернизации с видовым разнообразием — «догоняющая модернизация» или «модернизация с опозданием». Обычно догоняющая модернизация сопряжена с появлением анклавов современной жизни, например, крупные города, подобные Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии, Москве и Санкт-Петербургу в России. Такая анклавная модернизация как перспектива Кыргызстана может заключаться в появлении анклава — Бишкек, где будут существенные отличия от провинции уровнем жизни населения, экономическим мышлением. Представляется, что в Кыргызстане политически не определена эталонная модель модернизации, включая реперные точки технико-технологического и экономического прогресса. Существует опасность особой концентрации экономических успехов именно в крупнейшем административно-политическом, промышленном, научном и культурном центре — мегаполисе Ашхабад, при некотором отставании периферии; правда, региональная структура инвестиций в основной капитал изменилась: если в 2000-2007 годах лидирующие позиции в ней занимали Балканский велаят и Ашхабад, то в последние

о

от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.