УПРАВЛЕНЕЦ № 5/45/ 2013
^ миЛЛЕР Александр Емельянович
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, налогов и налогообложения
омский государственный
университет им. Ф.м. Достоевского
644077, РФ, г. омск,
пр. мира, 55а
Тел.: (3812) 22-82-33
E-mail: [email protected]
^ АБАЕвА майя Бенсенбаевна
Аспирантка кафедры экономики, налогов и налогообложения
омский государственный
университет им. Ф.м. Достоевского
644077, РФ, г. омск,
пр. мира, 55а
Тел.: (3812) 22-82-33
E-mail: [email protected]
Интеграционно-реляционныйподход
кразвитиюкластерныхотношений
угледобывающихпредприятий
Развитие кластерных отношений угледобывающих предприятий основывается на совокупности форм, методов, средств, с помощью которых возможно достижение поставленных целей (рис. 1), другими словами, посредством которых данные предприятия оказывают воздействие на участников угольного рынка с целью получения желаемых результатов [1].
Формирование организационно-экономической процедуры развития кластерных отношений включает в себя:
• разработку концепции развития кластерных отношений, которая должна включать единую кластерную политику в области развития производственной деятельности, в том числе формирование системы приоритетов;
• поиск инструментов по маневрированию ресурсами;
• разработку системы организационных мероприятий, способствующих развитию производственной деятельности;
• развитие инфраструктуры угледобывающих предприятий и др.
Концепция развития кластерных отношений должна отражать процесс регулирования производственной деятельности, который представляет собой цепь действий, направленных на угольный рынок с целью количественного и качественного изменения угольного сектора экономики [2].
Под кластерной политикой следует понимать систему мер, проводимых угледобывающими предприятиями в сфере развития кластерных отношений (формирование ее основ, инструментов, правил, механизмов управления).
Кластерная политика определяет роль кластерных отношений в изменении экономических результатов производственной деятельности угледобывающих предприятий, которая может быть позитивна или негативна по отношению к ним. При росте экономических результатов производственной деятельности угледобывающих предприятий она признается положительным фактором, а при снижении - отрицательным. Проблема состоит в определении границ измене-
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИОННО-РЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД
Аннотация
В статье раскрыты теоретические и методические основы интеграционно-реляционного
подхода к развитию кластерных отношений. Обоснована организационно-экономическая процедура развития кластерных отношений. Кластерная теория дополнена обоснованием ключевых параметров кластерной политики. Предложена схема взаимодействия участников кластерных отношений.
Принципы развития кластерной политики
Система организационных мероприятий по формированию и нормированию ресурсов
Предложения по интеграционному обеспечению кластерных отношений
Разработка предложений и рекомендаций по поддержке и развитию кластерных отношений
Интеграционно-реляционный подход к оценке развития кластерных отношений
Инструменты по маневрированию ресурсами угледобывающих предприятий
Формирование кластерной политики
Способы организации кластерной политики
Рекомендации по поддержке развития реляционных отношений
Развитие инфраструктуры ресурсного обеспечения развития кластерных отношений
JEL classification
C38, F15
--------► Направления управленческого воздействия
---------► Направления информационных потоков
Рис. 1. Процедура развития кластерных отношений угледобывающих предприятий
Integration-Relational Approach to the Development of Cluster Relations of Coal Producers
ния экономических результатов, как производственной деятельности, так и других участников кластерных отношений, в оптимальном сочетании и функционировании ключевых элементов кластерной политики.
Центральный вопрос кластерной политики - необходимость научного обоснования предела развития кластерных отношений, т.е. количественной величины экономических результатов производственной деятельности всех участников кластерных отношений [6]. Вопрос о пределах развития кластерных отношений включает два вектора.
Первый связан с количественной величиной экономических результатов производственной деятельности угледобывающих предприятий, т.е. с размером дохода, который они получают.
Второй - с количественной величиной экономических результатов производственной деятельности всех участников кластерных отношений, т.е. с совокупным доходом кластерного образования.
Цели кластерной политики:
• фискальная - основная, которая выражается в обеспечении кластерного образования финансовыми ресурсами путем мобилизации средств всех участников кластерных отношений;
• экономическая - целенаправленное воздействие на экономику угледобывающих предприятий посредством инструментов кластерных отношений для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений угледобывающего воспроизводства;
• социальная - сглаживание неравенства в уровнях доходов персонала участников кластерных отношений путем частичного перераспределения финансовых ресурсов;
• стимулирующая - активизация инвестиционной и инновационной деятельности как угледобывающих предприятий, так и других участников кластерных отношений, создание условий для ускоренного накопления капитала в
наиболее перспективных угледобывающих кластерных образованиях;
• контрольная - используется для принятия решений в области функционирования как самих угледобывающих предприятий, так и отдельных участников кластерных отношений.
Под методами кластерной политики следует понимать используемые приемы практического решения поставленной цели кластерной политики, т.е. методы осуществления кластерной политики зависят от тех целей, которых стремятся достичь участники кластерных отношений. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как регулирование спроса и предложения на продукцию угледобывающих предприятий, регулирование цен на продукцию, регулирование участников кластерных отношений, регулирование состава и структуры производимой продукции и др. [4].
Объектом кластерной политики, отражающим ее направленность, выступает региональный угольный рынок.
Предмет кластерной политики раскрывает сферу потенциальных изменений - кластерные отношения.
Субъекты кластерной политики -участники кластерных отношений.
Содержание кластерной политики многогранно, оно включает:
• выработку научно обоснованной концепции развития кластерных отношений;
• определение основных направлений и принципов развития кластерной политики;
• разработку мер, направленных на реализацию поставленных конкретных целей в достижении экономических результатов производственной деятельности, как угледобывающих предприятий, так и всех участников кластерных отношений, в совершенствовании способов развития кластерной политики.
Принципы развития кластерной политики: научной обоснованности; определенности; оценки и учета ожидаемых
^ Aleksandr Ye. MiLLER
Dr. Sc. (Ec.), Prof., Head of Economy, Taxes and Taxation Dept.
omsk state University named after F.M. Dostoevsky 644077, RF, omsk, pr. mira, 55a Phone: (3812) 22-82-33 E-mail: [email protected]
^ Maya B. ABAEvA
Postgraduate of Economy,Taxes and Taxation Dept.
omsk state University named after F.M. Dostoevsky 644077, RF, omsk, pr. mira, 55a Phone: (3812) 22-82-33 E-mail: [email protected]
Key words
CLUSTER RELATIONS CLUSTER POLICY
INTEGRATION-RELATIONAL APPROACH
Summary
The paper reveals theoretical and methodical bases of integration-relational approach to the development of cluster relations; proves organizational-economic procedure of the cluster relations development. The cluster theory is supplemented by justification of the key parameters of the cluster policy. The authors suggest a scheme of interaction between the participants of cluster relations.
JEL classification
C38, F15
UPRAVLENETS № 5/45/ 2013
УПРАВЛЕНЕЦ № 5/45/ 2013
Источники
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. СПб.: Питер, 2002.
2. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Структурные преобразования промышленного предприятия. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001.
3. Миллер А.Е. Интегральный подход к ресурсному регулированию взаимодействия предпринимательских структур // Управленец. 2010. № 3-4 (7-8).
4. Миллер А.Е., Ефремова В.В. Оценка эффективности деятельности производственно-предпринимательских структур. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004.
5. Родина Л.А., Ломакина Е.А. Организационное и информационное обеспечение механизма управления рисками предприятий химической промышленности // Вестник Омского университета. Сер. «Экономика». 2011. № 1.
6. Тэпман Л.Н. Предпринимательское управление. Зарубежный опыт. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
результатов; учета и согласования различных интересов; единства стратегии и тактики; гибкости; гласности.
Суть первого принципа заключается в том, что кластерная политика должна быть научно обоснована и выверена, т.е. исходить из достоверных, подтвержденных логически и эмпирически сведений, которые позволяют адекватно описывать кластерные процессы и прогнозировать их развитие.
Кластерная политика в силу своей значимости не может являться простой совокупностью программных установок каждого из участников кластерных отношений. Она должна быть определена программными документами стратегического (концептуального) характера и регулярными содержательными документами тактического характера, имеющими нормативно-правовой характер и обязательную силу для всех участников кластерных отношений.
Выбор целей кластерной политики и основных средств их достижения должен осуществляться на основе прогнозирования всех возможных результатов, как можно более точного обоснования их количественной оценки. Необходимо учитывать не только целевые положительные, но и ожидаемые отрицательные результаты, всегда присутствующие при любой кластерной инициативе. Количественная их оценка необходима, чтобы выбор целей и средств подтверждался экономически - сумма положительных результатов должна быть во много раз больше суммы отрицательных результатов.
Также выбор целей кластерной политики и основных средств их достижения должен сопровождаться обязательным учетом интересов всех участников кластерных отношений. Различные интересы необходимо согласовывать, поскольку разные результаты имеют разных адресатов, чьи-то интересы будут реализованы, а чьи-то будут ущемлены при внедрении того или иного кластерного инструмента.
Формирование кластерной политики должно предусматривать выработку концепции и разработку ее стратегии, а реализация кластерной политики - разработку тактики. При этом тактика не должна противоречить стратегии, а вместе они не должны противоречить концепции кластерной политики. В этом реализуется их единство и иерархичность.
Кластерная политика должна быть максимально гибкой и оперативно реагировать на изменение экономической ситуации в производственном секторе
экономики как страны, так и региона. В общем смысле кластерная политика должна опережать ожидаемые изменения. Сформированная кластерная политика должна рассматриваться как руководство к действию, ее непрерывному совершенствованию и объективной корректировке. При этом концепция и стратегия должны демонстрировать наибольшую гибкость, а вариативность должна обеспечиваться за счет изменения тактики кластерной политики.
В соответствии с принципом гласности, как формируемая кластерная политика, т.е. программные документы стратегического характера, так и реализуемая кластерная политика, т.е. регулярные содержательные документы тактического характера, должны быть открыты к широкому использованию, особенно в рамках внутри- и межрегиональных рынков производства и оказания услуг.
Способами организации (экономическим инструментарием) кластерной политики являются: планирование на уровне основных участников угледобывающего кластера; договоры как средство конкретизации планов участников угледобывающего кластера; формирование ценовой политики как основы регулирования взаимоотношений участников угледобывающего кластера, учета и расчетов между ними; система ответственности и санкций участников кластерных отношений.
В результате ресурсного регулирования производственной деятельности угледобывающих предприятий создаются условия для развития объекта по направлению, в наибольшей степени отвечающему интересам угольного рынка.
Удовлетворение нужд угледобывающих предприятий путем развития производственной деятельности требует учета следующих факторов: приоритетные
возможности конкретного угледобывающего предприятия (по сравнению с другими); факторы конкурентного преимущества (особые свойства) ресурсов угледобывающих предприятий.
Для регулирования развития кластерных отношений угледобывающих предприятий необходимо знать их состояние, степень удовлетворения потребности в их возможностях и результатах. Зная состояние проблемы, потребности производства и его ресурсные возможности, можно выбрать рекомендации по предпочтительному дальнейшему развитию кластерных отношений [3. С. 45-46].
Рис. 2. Схема ресурсного регулирования кластерных отношений угледобывающих предприятий
Регулирование развития кластерных отношений угледобывающих предприятий заключается в выработке и реализации управляющих воздействий, определенным образом влияющих на состояние и развитие кластерных отношений (рис. 2).
Оптимальное регулирование развития кластерных отношений угледобывающих предприятий заключается в создании благоприятных условий для их развития в соответствии с целями и задачами производства при минимальных затратах на его осуществлении.
Выбор средств и рычагов воздействия на развитие производственной деятельности определяется состоянием и структурой производства, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов в распоряжении соответствующих угледобывающих предприятий. Вместе с тем меры по ресурсному регулированию кластерных отношений призваны осуществлять государственные органы в рамках своей компетенции и предоставленных им законодательством прав. Именно определение их функций и компетенции по регулированию экономики, законодательное закрепление и ограничение прав являются одним из важнейших элементов механизма регулирования производственной деятельности угледобывающих предприятий. Кроме того, каждый из вышеперечисленных рычагов регулирования должен иметь свой собственный механизм воздействия на экономику, в том числе на развитие производственной деятельности на угледобывающих предприятиях.
Развитие кластерных отношений на угольном рынке зависит от состояния современных производственных отношений, связанных с переплетением большого числа социально-экономических, технологических, культурных, политиче-
ских, организационно-управленческих противоречий, а также с изменениями внешней среды угледобывающих предприятий. В значительной мере развитие кластерных отношений зависит от взаимодействия угледобывающих предприятий друг с другом, а также с федеральными (региональными) структурами и транспортными организациями.
В данной связи актуализируется использование интеграционного подхода к формированию кластерной политики. Подобная ситуация формируется рядом преимуществ интеграционных отношений, заключающихся в следующем:
• возможность определения системного, комплексного влияния видов интеграционных отношений на кластерную политику, например, при количественной оценке результатов деятельности участников кластерных отношений;
• возможности выявления воздействия интеграционных отношений в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном аспектах деятельности участников кластерных образований, что способствует обоснованию различных производственных планов, планов развития и инвестиционных проектов;
• формирование ранжированного уровня воздействия конкретных видов интеграционных отношений на деятельность участников кластерных образований, установление приоритетных факторов, значимых и незначительных [5. С. 158-159];
• определение весовых значений видов интеграционных отношений для повышения эффективности управления затратами, максимального снижения непредвиденных расходов, связанных с изменениями макроэкономического характера.
В процессе реализации кластерных отношений прежде всего возникает не-
References
1. Aaker D. Strategic market management. [Strategicheskoe rynochnoe upravlenie]. S.-Pe-tersburg, Piter, 2002.
2. Dugel'niy A.P., Komarov V.F. Structural transformations of the industrial enterprise. [Strukturnye preobrazovaniya promyshlennogo predpriyatiya]. Novosibirsk, NSU Publisher, 2001.
3. Miller A.Ye. Integral approach to resource regulation of interaction between business structures. [Integral'nyy podkhod k resursnomu regulirovaniyu vzaimodeystviya predprinimatel'skikh struktur]. Upravlenets -Manager, 2010, no. 3-4.
4. Miller A.Ye., Efremova V.V. Estimating
the efficiency of activity of industrial-business structures. [Otsenka effektivnosti deyatel'nosti proizvodstvenno-predprinimatel'skikh struk-
tur]. Omsk, OSU Publisher, 2004.
5. Rodina L.A., Lomakina Ye.A. Organizational and informational support for risk management mechanism in chemical industry enterprises. [Organizatsionnoe i informatsion-noe obespechenie mekhanizma upravleniya riskami predpriyatiy khimicheskoy promysh-lennosti]. Vestnik Omskogo universiteta - Herald of Omsk University, 2011, no. 1.
6. Tepman L.N. Entrepreneurial government. International practice. [Predprinimatel'skoe upravlenie. Zarubezhniy opyt]. M.: YUNITI-DANA, 2004.
UPRAVLENETS № 5/45/ 2013
УПРАВЛЕНЕЦ № 5/45/ 2013
Общие цели, ограниченные кластерной политикой и стратегией взаимодействия
Рис. 3. Схема взаимодействия участников кластерных отношений
обходимость во взаимодействии угледобывающих предприятий и транспортных организаций. При укреплении позиций угледобывающего предприятия, при осуществлении им программы, направленной на ослабление конкурентов, появление взаимовыгодных взаимодействий с транспортными организациями позволяет сделать простое предположение. С одной стороны, поведение угледобывающего предприятия в любой ситуации определяется логикой конкурентной борьбы, противостояния своим экономическим соперникам. С другой стороны, использование реляционного подхода и лежащая в его основе реляционная стратегия вступают в прямое противоречие с подобным видением стратегии. В данном случае допускается, что для поддержания устойчивости кластерных отношений угледобывающее предприятие во многих ситуациях целенаправленно избегает конкурентного противостояния и стремится к укреплению взаимодействия с транспортными организациями.
С помощью реляционного подхода угледобывающее предприятие во многих ситуациях нивелирует негативные факторы внешней среды, оказывающие влияние на уровень развития кластерных отношений, а также целенаправленно избегает конкурентного противостояния, чтобы защитить и обеспечить прибыльность собственного производственного процесса. Устанавливая связи с разными партнерами из государственного и частного секторов экономики, угледобывающее предприятие форми-
рует своего рода «зону безубыточности» в целях нивелирования опасных для себя ситуаций. Другими словами, в рамках реляционного подхода угледобывающее предприятие стремится обеспечить собственное экономически устойчивое развитие на уровне приемлемой доходности производства, а не максимизировать свои финансовые показатели на уровне приемлемого уровня развития. Поэтому реляционный подход к обеспечению экономически устойчивого развития угледобывающего предприятия - это максимум устойчивости при приемлемом доходе.
Особое значение реляционный подход приобретает при взаимодействии основных участников кластерных отношений: угледобывающего предприятия и транспортной организации, а также предприятий-контрагентов, федеральной (региональной) власти, потребителей.
Методической основой взаимодействия является положение о том, что оно представляет собой по сути одну-един-ственную форму объединения, имеющую свои характерные особенности, которые позволяют рассматривать данное взаимодействие как особый вид деятельности. Главным является то, что речь идет об объединении нескольких независимых структур, намеренных осуществлять специфический вид деятельности - добычу угля, его переработку и транспортировку потребителям. При этом каждая структура использует собственные ресурсы для достижения конечной стратегической цели. В рамках достижения общих целей каждая из взаимодейству-
ющих структур не теряет своей стратегической автономности и преследует индивидуальные интересы (рис. 3).
Взаимодействие всех участников происходит по аналогичной схеме: федеральная (региональная) власть - угледобывающие предприятия; угледобывающие предприятия - транспортные организации; федеральная (региональная) власть - транспортные организации и др.
Федеральная (региональная) власть рассматривается как активный участник в создании и развитии необходимых условий для нормального функционирования угольного рынка, способствующих выполнению угледобывающими предприятиями в том числе и региональных задач (создание рабочих мест, установление достойной оплаты труда, решение социальных проблем региона и т.п.).
Необходимость наличия транспортных организаций объясняется их организационно-экономическими особенностями, связанными с осуществлением совокупности действий по перемещению добытого и переработанного угля к конкретным потребителям.
Особое значение имеют взаимоотношения угледобывающих предприятий и транспортных организаций, что выражается в стремлении одних иметь гарантированный и, самое главное, достаточный для воспроизводственной деятельности доход, а других - устойчивые финансовые поступления.
В основе взаимодействия транспортных организаций и угледобывающих предприятий лежит механизм, который используется для успешной реализации в рамках угольного рынка кластерной политики. Он представляет собой совокупность способов и правил организации, с помощью которых обеспечивается осуществление системы распределительных и перераспределительных отношений в кластере, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, регулирование социально-экономического развития общества, потребления и накоплений всех участников кластера.
Взаимодействие угледобывающих предприятий и транспортных организаций в рамках кластера можно считать результатом действия трех движущих сил: технологического давления, конкурентного регулирования со стороны угольного рынка и собственно производственной среды. Таким образом, необходимые условия для успешного взаимодействия угледобывающих предприятий и транспортных организаций определяются
Прогнозная оценка изменения нормы рентабельности с учетом кластерных отношений
норма рентабельности
по действующей методике расчета по предлагаемой методике с учетом кластерных отношений
2010 2011 2012 отклонение максимального и минимального значения 2010 2011 2012 отклонение максимального и минимального значения
101,8 106,9 110,6 + 8,8 104,9 105,3 105,7 + 0,8
105,2 102,7 106,3 + 3,6 104,8 105,2 105,5 + 0,7
104,5 100,4 102,2 + 4,1 106,1 106,4 105,9 + 0,5
действием регуляционных процессов, лежащих в основе кластерной политики. Иными словами, кластерная политика является инструментом регулирования кластерных отношений, возникающих на уровне угледобывающих предприятий и транспортных организаций.
Необходимо отметить, что использование интеграционно-реляционного подхода в формировании кластерных отношений должно учитывать: специфику отраслевой структуры кластерных отношений, специфику участников угледобывающего кластера; формирование количественных оценок деятельности участников угледобывающего кластера на основании глубокого исследования особенностей отраслевой структуры угольного рынка, производственно-фи-
нансовой деятельности участников угледобывающего кластера; применение технологий определения весовых коэффициентов показателей деятельности участников угледобывающего кластера.
Область воздействия интеграционно-реляционного подхода на формирование кластерных отношений охватывает: определение влияния кластерных отношений на производственную деятельность участников угледобывающего кластера; ранжирование факторов влияния кластерных отношений на производственную деятельность; адаптацию формирования кластерных отношений к индивидуальным особенностям участников угледобывающего кластера; оценку результативности деятельности участников кластерных отношений (см. таблицу).
Таким образом, область воздействия интеграционно-реляционного подхода на формирование кластерных отношений включает основные направления, выявленные в результате проведенного авторского исследования деятельности участников угледобывающего кластера. Применение интеграционно-реляционного подхода способно обосновать и определить влияние кластерных отношений на производственную деятельность участников угледобывающего кластера для обеспечения непрерывного угледобывающего процесса за счет изменения возможностей его реализации. В процессе усложнения, ускорения интеграционных процессов ведения производственной деятельности появляется возможность ранжирования факторов развития кластерных отношений, что в условиях дефицита производственного, финансового и иных потенциалов в угледобывающей отрасли способствует снижению непредвиденных производственных затрат и хозяйственного риска. Важным моментом является учет специфики участников угледобывающего кластера, что позволяет сформировать достоверную оценку результатов деятельности каждого из участников кластерных отношений.
UPRAVLENETS № 5/45/ 2013