ний [3]. Что подтверждает наше предположение о том, что целенаправленное развитие критического мышления у социального педагога является одним из путей преодоления и разрешения большей части рассмотренных в статье противоречий.
1. Королева А.В. Ведущие противоречия в учебной и профессиональной деятельности социального педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 1(81). С. 146-152.
2. Королева А.В. О необходимости разрешения учебно-профессиональных противоречий в про-
фессиональной подготовке социальных педагогов // Гаудеамус: псих.-пед. журн. Тамбов, 2010. № 1 (15). С. 157-160.
3. Королева А.В. О сущности понятия «критическое мышление социального педагога» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 3(83). С. 116-123.
4. Макарова Л.Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы: дис. докт. пед. наук. Белгород, 2000.
Поступила в редакцию 9.02.2012.
УДК 796.091
РЕКРЕАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
С.В. Иванников
Ivannikov S.V. Recreation technology of health-saving of the personality. The essence of culture of health-saving as the basis of philosophy of human life is revealed in the article. The recreation technology of health-saving is presented as a mechanism of transition to a health-saving mode of life. It is revealed the essence and the model of recreation activity. It is allocated features of recreation activity of the personality. It is grounded requirements and structural components of the recreation technology of health-saving. It is presented the specificity of activity of the pedagogue on realization of this technology.
Key words: personality, philosophy of life, culture, pedagogue, method, form.
Человек от природы наделен ресурсом здоровья, которое он одновременно расходует и восстанавливает. Вне системы этот процесс приводит к различным перегибам, чаще, к сожалению, к разрушению отдельных элементов физического состояния организма. Печальна статистика, что к подростковому возрасту больных детей больше, чем здоровых. Причина - в параллельном негативном воздействии окружающей среды, навязывающей здоровьеразрушающий образ жизни. В условиях противодействия здоровьесбере-жения (ЗС) и здоровьеразрушения разрабатываются модели технологий формирования культуры личности, обеспечивающей возможность в сложных жизненных ситуациях следовать нормам ЗС. Рекреативная технология здоровьесбережения, на наш взгляд, в состоянии решить проблему формирования культуры здоровьесбережения, что поможет сохранить необходимый баланс здоровья молодежи.
Рекреативная технология формирования культуры здоровьесбережения основывается
, formation, process, recreation technology, mode of life,
на общих образовательных принципах, реализуемых в специально организованной деятельности личности. Она представляет собой последовательное целенаправленное изменение отношения личности к себе, своему здоровью, обеспечивает формирование новой жизненной философии и культуры личности.
Организация рекреационно-оздоровительной деятельности ввиду своей сложности и многогранности наименее разработана в отечественной литературе. Исследования чаще носят теоретический характер и ориентированы на общеобразовательную школу. Анализ литературы по проблеме позволяет принять за основу определение рекреации как «восстановление физических и духовных сил». Это позволяет толковать педагогическую рекреацию как восстановление и сбережение многообразных ресурсов здоровья человека в процессе организации его жизнедеятельности.
Рекреативной деятельности личности присущи социально оправданные цели и организация [3, 4, 5]. Рекреативная деятель-
ность осуществляется личностью в свободное время и мотивируется последующим чувством удовлетворения. Формы рекреационной деятельности многообразны. Участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств. В первую очередь, это организация развивающей, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности. Во-вторых, это ориентация на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины. При этом мы считаем, что ведущим и пронизывающим все другие является когнитивный компонент.
Многие образовательные учреждения разработали свои комплексные программы с компонентом здоровьесбережения, действенность которых затруднена. Н.К. Смирнов и Н.М. Амосова считают, что самый часто встречающийся недостаток таких программ -информационная перегруженность [1, 6].
Нечетко прописанными часто остаются формы и методы подачи материала.
Рекреативная технология формирования КЗС включает комплексное влияние на личность средствами медицинской информации о последствиях для здоровья определенного стиля поведения и психолого-педагогиче-ской организации здоровьесберегающей жизнедеятельности на основе применения способов ЗС [2]. Технология формирования КЗС направлена на развитие аналитического здоровьесберегающего мышления, умения принимать решения в неординарных ситуациях, разработку и следование личной программе ЗС. Технология формирования КЗС должна ориентировать личность на самоуси-ление в направлении рекреации и сбережения своего здоровья.
Цель разработки рекреативной технологии формирования КЗС - научить личность использовать возможности окружающей среды с целью оздоровления своего организма, развитие здоровьесберегающего мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать знания основ КЗС при создании индивидуальной программы и личностно принятой модели здоровья. Знания норм КЗС в виде выводов через синтез мотивационного
и когнитивного компонентов обеспечивают их действенность. Действенность компонентов КЗС выражается в чувстве долга и ответственности за свое здоровье и образ жизни, направленный на здоровье окружающих, в приобщении их к приобретению навыков здоровьесбережения и деятельности, способствующей оздоровлению организма, творческому раскрытию резервных возможностей человека.
Рекреативная технология формирования КЗС разрабатывалась нами на основе следующих требований:
I. Насыщение содержания рекреативнооздоровительной деятельности культурными ценностями. Здесь предполагается создать в рамках воспитательного пространства особую рекреативно-оздоровительную атмосферу для молодежи, способную поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности; воспитание культуры разумных ограничений; пропаганда валеологических ценностей; поддержка гуманной культуры семейных отношений; создание досуговых программ, предполагающих вовлечение в зрелищные, игровые, физкультурно-оздоровительные и иные виды досуговых форм.
II. Индивидуальный подход в создании условий отдыха и оздоровления молодежи. Он реализуется в следующих моментах:
- в создании вариативных оздоровительно-досуговых программ, соответствующих разнообразным рекреационным потребностям молодежи;
- в направленности досугово-оздоровительной деятельности на обогащение внутреннего мира (субъективности) личности;
- в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование самосохранительного сознания и поведения;
- в разработке специальных мероприятий, ускоряющих процессы адаптации юношей к нормам поведения в рекреационном микросоциуме;
- в использовании форм и методов косвенного ненавязчивого социально-педагогического воздействия на молодых людей.
III. Коллективная деятельность по формированию здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
Основная цель данного требования связывается с созданием временного сообщества дружелюбно настроенных по отношению друг к другу людей на основе общности интересов и деятельности, связанных с намерением самореализоваться. В условиях таких форм рекреационно-оздоровительной деятельности появляется возможность в удовлетворении коммуникативных потребностей и творческого самовыражения в процессе участия в массовых досуговых мероприятиях (вечера отдыха, конкурсы, игры, походы, экскурсии и др.).
В процессе сплочения коллективного сообщества создаются общие ценности, обладающие силой привлекательности для отдельных индивидов. Именно таким путем осуществляется социально-педагогическая защита воспитательно-нравственных идеалов здорового общества и индивида.
IV. Технологический подход к управ ле-нию оздоровительным процессом.
Следуя данному требованию, важно составить правильное представление о технологическом процессе организации рекреативно-оздоровительной деятельности, включающей оздоровление, физическую и психическую активность молодежи; психологическую атмосферу взаимопонимания и творческой взаимоотдачи; активное коммуникативное времяпрепровождение. Качество организуемого процесса должно постоянно измеряться и корректироваться с учетом пожеланий молодежи. В связи с этим следует с особой тщательностью относиться к разработке и применению мониторинга.
В основу построения модели рекреативной технологии формирования КЗС положены следующие положения:
- универсальность характеристики современной реальности, проявляющаяся в различных формах своего существования: культура личности, коллектива, общества;
- интериоризованность общей культуры, специфическим образом спроецированная на различные сферы деятельности;
- системность образования, избирательно взаимодействующего с природной, социальной средой и обладающего интегративными качествами целого;
- особенности формирования и реализации КЗС учащихся, обусловленные инди-
видуально-творческими, психофизиологическими, возрастными характеристиками, сложившимся личным социальным опытом.
Сущность рекреационной деятельности включает следующие структурно-сущностные свойства:
а) детерминируется объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего психофизического баланса;
б) осуществляется в свободное время;
в) характеризуется признаком добровольности выбора ее вида;
г) «результатом» является наслаждение самим процессом деятельности;
д) ее структура представляется широкой совокупностью видов ее проявления.
В качестве основных методов, применяемых в организации рекреативной деятельности молодежи по формированию КЗС, мы использовали:
- методы вовлечения в то или иное рекреационно-оздоровительное мероприятие;
- методы формирования общественного сознания личности;
- методы учебно-познавательной и самообразовательной деятельности;
- методы стимулирования активности личности в процессе пропаганды здорового образа жизни.
Процесс формирования КЗС учащихся может осуществляться в несколько этапов. Мы предлагаем три этапа - блока: мотивационно-когнитивный, действенный и креативный. Блоки процесса представлены последовательно по возрастающей уровня КЗС и являются соответствующими этапами технологии ее формирования.
Результаты-достижения мотивационнокогнитивного блока заключаются в формировании положительной мотивации, потребностей, желания сформировать личную КЗС, узнать ее нормы, стремления их самостоятельно выполнять. В него включается информация о технологиях здоровьесбереже-ния. Мотивационный и когнитивный компоненты, таким образом, формируются синхронно.
Результаты-достижение действенного
блока характеризуются следующими качественными изменениями личности учащихся: изменяется мировоззрение, приоритетными
становятся здоровьесберегающие способы организации жизнедеятельности; исчезает экзистенциальный вакуум, обретается иной смысл жизни; не наблюдается потребности в алкоголе, табаке, наркотиках; у учащихся преобладает хорошее настроение, повышается работоспособность; происходит перепрограммирование психики с болезни на здоровье; происходит формирование позитивного образа «Я»; изменяется образ жизни.
Результаты-достижения креативного
блока обеспечивают самостоятельность и точность действий личности на основе норм КЗС, обеспечивается самоконтроль. У личности формируется чувство ответственности за свое здоровье не только перед собой, но и перед обществом. На креативном уровне оно побуждает человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия в отношении собственного организма, образа жизни, профессиональной деятельности.
При реализации технологии здоровьес-бережения необходим индивидуальный подход, так как путь каждого человека к здоровому образу жизни индивидуален. Индивидуализация процесса формирования КЗС ярко выделяется в физическом воспитании, где в зависимости от возможностей дозируются нагрузки. Это минимизирует неуверенность в себе, способствует усилению потребности в занятиях физическими упражнениями, что в целом характеризует наиболее актуальный для всех обучаемых процесс - формирование здоровья.
Обоснование подходов к разработке технологии формирования КЗС данными принципами подчеркивает, что формирование устойчивой мотивации на потребность в здоровье следует осуществлять через усиление мотивационного и когнитивного компонентов и их интенсивного перехода в действенный и креативный на основе индивидуального дозирования нагрузок.
Задачи рекреативной технологии здо-ровьесбережения заключаются в обеспечении молодежи необходимым блоком знаний о КЗС, способах их применения, организации мониторинга. В конечном итоге должен произойти переход на более высокий уровень КЗС, обеспечивающий условия для самооб-
разования, саморазвития и самоактуализации индивида, характеризующийся как самоак-туализирующаяся система, формирующая здоровый образ жизни и потребность следовать ему в дальнейшей жизни и профессии.
Содержательный блок систематизируется программой спецкурса «Основы культуры здо-ровьесбережения личности». Спецкурс обеспечивает реализацию компенсаторной (восполнение недостающей информации, расширение и углубление знаний о человеке, сущности здорового образа жизни и принципах формирования индивидуального здоровья) и адаптивной (подготовка к жизни и профессиональной деятельности, изменение отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, коррекция своего образа жизни) функций. Содержание спецкурса призвано сформировать основы культуры здоровьесбережения, валеологиче-ской грамотности, субъективную модель и навыки здорового образа жизни.
Комплексность формирования КЗС достигается параллельной активизацией двигательной активности, занятий физической подготовкой, которые носят личностноориентированный характер обучения и воспитания. В результате восстанавливается тонус организма, активизируется общая активность, возрождаются интересы. Меняется отношение к их реализации на фоне развивающейся креативности мышления. Оптимизация учебной и физической нагрузки с учетом возрастного развития личности сопровождается приучением к выполнению режимных требований КЗС. Процесс ускоряется обеспечением комфортного психо-эмо-ционального климата на занятиях и в повседневной жизни. Это позволяет повысить мотивацию к учебной деятельности, уверенность в себе и своих возможностях. В процессе реализации технологии у большинства учащихся наблюдается переход к действенному этапу в процессе еще не закончившегося мотивационно-когнитивного.
Ведущая роль принадлежит педагогу. Основное требование - его личная твердая убежденность в значимости КЗС и умении формировать ее у учащихся. Особые требования предъявляются к преподавателю физической подготовки. Ему в первую очередь надлежит реализовать последовательно следующие функции в процессе формирования КЗС:
- организаторскую: состоит в создании условий стимулирования деятельности учащихся;
- обучающую: заключается в организации теоретических и практических занятий, направленных на формирование знаний, умений и навыков;
- прогностическую: заключается во
внедрении педагогически целесообразных здоровьесберегающих технологий в систему обучения, которые обеспечат предполагаемый результат.
Эффективность рекреативной технологии формирования КЗС зависит от оценки престижности здорового образа жизни в среде молодежи, как залога успеха в будущей профессии. Осознание необходимости переосмысления ценностного отношения к жизни и здоровью обеспечивает готовность к совершенствованию. Большое значение имеет подготовка педагога-организатора: он должен уметь воздействовать не только словом, но и личным примером, своим отношением. Педагог должен быть «образцом культуры здоровьесбережения»: от организации личной жизнедеятельности, направленной на ЗС,
профилактику переутомления через строгое соблюдение режима труда и отдыха, учета динамики умственной и физической работоспособности, учета возрастных особенностей и познавательных интересов молодежи до создания благоприятного микроклимата в коллективе, включая в учебный процесс различные виды гимнастики и релаксационных пауз.
1. Амосова Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
2. Бескровная О.В., Иванников С.В. Формирование культуры здоровьесбережения молодежи допризывного возраста. Тамбов, 2009.
3. Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий. Тамбов, 2004.
4. Карасева Т.В., Квач Н.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., 2001.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2004.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. М., 2003.
Поступила в редакцию 22.01.2012.
УДК 376.02
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ОСНОВЕ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
С.Д. Антонюк, А.С. Стрекалов
Antonyuk S.D., Strekalov A.S. Development of motor and cognitive abilities at children of the age of 5-7 with mental retardation based on the conjugate influence. The article contains the contents of author’s methodology of development and correction of motor and cognitive abilities among children of senior pre-school age with mental deficiency based on the conjugate influence. It is analyzed experimental data confirming the effectiveness of the proposed techniques.
Key words: children with mental deficiency, motor and cognitive abilities, conjugate influence, correctional and development activities.
Дети с умственной отсталостью в большинстве стран мира составляют одну из наиболее многочисленных групп с ограниченными возможностями здоровья, поэтому оказание современной коррекционно-развивающей помощи этим детям на всех возрастных этапах онтогенеза является важным направлением специальной психологии, специальной педагогики и, в частности, адаптивной физической культуры.
В настоящее время разработка научнометодических оснований обучения двига-
тельным действиям и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями является одним из наиболее перспективных направлений адаптивной физической культуры.
При этом одна из тенденций современного адаптивного физического воспитания связана с ориентацией на более обстоятельный анализ и коррекцию как моторных, так и познавательных способностей проблемного ребенка с целью повышения эффективности его обучения и передачей ребенку социаль-