Научная статья на тему 'Диагностика результативности муниципальной системы здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений'

Диагностика результативности муниципальной системы здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ратенко С. Е.

The article looks at a model of productivity diagnostics of health saving activity municipal system which is approved by the author. The data are characterized on series of parameters of health saving activity, on a state of pupils' health in a context of a healthsaving system formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ратенко С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of productivity of health saving activity municipal system at comprehensive schools

The article looks at a model of productivity diagnostics of health saving activity municipal system which is approved by the author. The data are characterized on series of parameters of health saving activity, on a state of pupils' health in a context of a healthsaving system formation.

Текст научной работы на тему «Диагностика результативности муниципальной системы здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений»

УДК 371.7+361.1

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© C.E. PaTeHKo

Ratenko S.E. Diagnostics of productivity of health saving activity municipal system at comprehensive schools. The article looks at a model of productivity diagnostics of health saving activity municipal system which is approved by the author. The data are characterized on series of parameters of health saving activity, on a state of pupils' health in a context of a healthsaving system formation.

Муниципальная система здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений - устойчивая целостность, объединяющая на основе цели сохранения и укрепления здоровья школьников все виды деятельности в образовательных учреждениях и представляющая единство ценностно-целевого, организационно-деятельностного, диагностического и управленческого компонентов (уровень общеобразовательных учреждений) вместе с нормативно-правовой, финансовой и материально-технической, кадровой, методической, экспертно-аналитической и другой поддержкой здоровьесберегающей деятельности со стороны муниципальных структур (муниципальный уровень). Структура системы здоровьесберегающей деятельности. сформировавшейся в 2002-2006 гг. в г. Новороссийске, показана на рис. I.

Диагностический компонент системы предполагает постоянное отслеживание состояния здоровьесберегающей деятельности и ее результатов по следующим основным показателям: санитарно-гигиеническое состояние образовательных учреждений; здоровьесберегающая организация образовательного процесса; организация физической активности учащихся; состояние здоровья и текущая заболеваемость школьников; физическая подготовленность учащихся; отношение школьников и педагогов к своему здоровью и здоровому образу жизни; состояние здоровья педагогов. Диагностика проводилась с применением описанных в литературе диагностических материалов, адаптированных автором к задачам нашего исследования [1].

Администрация школы Совет школы Совет содействия здоровью Органы педагогического, ученического, родительского самоуправления

К ж ь :: а .

ценностно- целевой компонент организационно- деятельностныи компонент диагностический компонент Управленческий компонент -

\ 5 5

ч

т

нормативно-

правовая

поддержка

финансовая и материально-техническая поддержка

кадровая

поддержка

методическая

поддержка

А_____і

информационнопропагандистская поддержка

Т

Совет содействия здоровью молодежи при городской Думе Совет «Здоровье» при городской администрации Совет здоровьесбережения при Управлении образования

экспертно-

аналитическая

поддержка

Рис. 1. Структура муниципальной системы здоровьесберегающей деятельности. I - здоровьесберегающая деятельность общеобразовательных учреждений; н - поддержка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений

Основой диагностики выступали оценки экспертов из числа специалистов муниципальных управлений образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, санэпидстанции, представителей школьных администраций и педколлективов, психологической и методической служб города, а также результаты опросов и наблюдения. В целях последующего сопоставления данных оцениваемым показателям приписывались количественные значения (в баллах и процентах).

На рис. 1-3 показаны результаты оценивания некоторых показателей, характеризующих состояние здоровьесберегающей деятельности в 2005 г. вместе с аналогичными данными диагностики 2002 г.

Обратим внимание на некоторые «системные эффекты», на которые указывают результаты диагностики. Так, активизация работы муниципальных структур и школьных администраций по привлечению дополнительных средств, вкладываемых в ремонт и оборудование школ, спортивных залов и организацию питания, отразилась в улучшении всех параметров первого показателя. За счет этого большинство школ смогло перейти к организации занятий в одну смену, к включению в расписание не менее трех уроков физкультуры в каждом классе, охватить регулярным и полноценным горячим питанием 95 % учащихся (в начале 2002 г. - 70 %) и всех желающих учителей.

Анализ данных по показателю «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса» показывает заметное упорядочение инновационной деятельности посредством организации краевых и городских площадок и руководства их деятельностью со стороны ученых и специалистов, отстаивающих принципы здоровьесберегающей педагогики. Научно-методическое и организационно-управленческое подкрепление идеи интеграции основного и дополнительного образования обеспечило рост данного параметра на 24 %. При этом сохраняются перспективы дальнейшего развития, т. к. в 2002-2006 гг. многие родители, жители города убе-

Рациональная организация образовательного пространства для старшеклассников

Рациональная организация образовательного пространства для учащихся основной школы

Рациональная организация образовательного пространства для младших школьников

Интеграция базового и дополнительного образования

Применение технологий, основанных на сотрудничестве, кооперации детей

Дифференциация учебно-вспомогательной

работы

Индивидуализация образования

Экспертиза и контроль инноваций со стороны специалистов

Соответствие обучения возрастным возможностям и особенностям учащихся

Школьное расписание уроков

Максимальная недельная нагрузка учащихся

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 2. Оценка параметров показателя «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»

■ 2005 г. 02002 г.

60 ^^9 86 В93

70 I

•’ ■ ■’ ’ ’ ' ' ’ ’ ^^ ''' ’"."■""Ччвз ШШ 75

////у У 65 і 72

60 60 192

дились, что при усилении единства основного и дополнительного образования и даже при некоторой обязательности последнего школа становится особым социокультурным пространством, местом жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная среда оказывается более здоровьесберегающей и безопасной, чем за ее границами.

Добиться более рациональной организации образовательного пространства удалось в основном для учащихся начальной школы и для старшеклассников: прирост составил 23 %. За счет некоторого улучшения материальной базы многим общеобразовательным учреждениям удалось создать более благоприятные условия для реализации двигательной и игровой активности учащихся 1-4 классов, для отдыха малышей. Рационализации образовательного пространства для старшеклассников способствовал переход к профильному обучению.

Рис. 1. Оценка параметров показателя «Санитарно-гигиеническое состояние образовательных учреждений г. Новороссийска»

■ 2005 г.

□ 2002 г.

Оснащенность столовых, организация питания школьников

Наличие и оснащенность медицинского и стоматологического кабинетов

Состояние и оснащенность спортивных залов, спортивных площадок

Состояние и оснащенность учебну кабинетов

Состояние и содержание зданий, помещений школ

7/777; !л 61 ИрШВДрЙ 7і

■■■■■¡к гтутууягтттжкі >

88

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 10 % 0

■ 2005 г. N2002 г.

Организация работы школьных команд, участвующих в соревнованиях Проведение Дней здоровья и спортивных соревнований Работа спортивных секций и групп ОФП Проведение спортивно - оздоровительной части Организация физкультурных минуток, физкультурных пауз

Кадровое обеспечение занятий с учащимися подготовительных и спецмедгрупп

Организация работы групп корректирующей гимнастики Организация занятий с учащимияся СМГ Выполнение программы физического воспитания Расположение уроков физкультуры в расписании Количество уроков физкультуры в неделю

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 3. Оценка показателя «Организация физической активности школьников»

По третьему показателю наиболее заметными оказались «прибавки», относящиеся к таким параметрам, как «Проведение Дней здоровья и спортивных соревнований» (вырос на 42 %); «Кадровое обеспечение занятий с учащимися подготовительных и спецмедгрупп» (на 39%); «Организация работы школьных команд по различным видам спорта» (28 %). Такая динамика стала возможной за счет введения в штатные расписания общеобразовательных учреждений дополнительных ставок учителей физкультуры, тренеров и специалистов (всего 52 ставки за 3 года); привлечения к физкультурно-оздоровительной и спортивной работе со школьниками специалистов по лечебной физкультуре и тренеров, оплачиваемых за счет средств спонсоров и попечительских советов школ (около 70 чел. на октябрь 2005 г.); увеличения количества добровольных помощников из числа родителей, пенсионеров и других категорий общественности. Рост числа подростков и старшеклассников, составляющих физкультурный и спортивный актив школ, вместе с мерами организационно-управленческого характера способствовали более регулярному проведению спортивно-оздоровительного часа (увеличение на 15 %), а также физкультминуток, физкультпауз и динамических перемен (рост на 14 %).

Результаты комплексной оценки здоровья школьников, полученные по данным обследований 2001/2002 и 2005/2006 учебных годов, приведены в табл. 1-4.

Сравнение данных выявляет положительную динамику. Если в начале работы по формированию муниципальной системы здоровьесберегающей деятельности 75,6 % детей, оканчивавших 1 класс, входили в первую группу здоровья, то спустя три с половиной года, т. е. в 5-х классах количество здоровых детей составляет 79,1 %, или на 3,5 % больше. В этой же возрастной группе на 2,2 % уменьшилось количество учащихся, относящихся к третьей группе здоровья.

Среди школьников, обучавшихся в 2001/2002 учебном году в 5 классе и ставших в 2005/2006 учебном году девятиклассниками, здоровых (первая группа здоровья) стало больше на 3,2 %, а хронически больных (третья группа здоровья) - на 1,8 % меньше.

Таблица

Состояние здоровья детей школьного возраста г. Новороссийска, % (2001/2002 уч. год)

Г руппа здоровья Перед поступлением в школу (6,5-7 лет) В конце 1 класса (7-8 лет) В 5-х классах (10-11 лет) В 9-х классах (14-15 лет) В 10-х классах ( 16 лет)

I 77,5 75,6 74,0 75,2 71,8

II 18,0 19,5 21,4 19,6 22,4

III 4,5 4,9 4,6 5,2 5,8

Таблица 2

Состояние здоровья детей школьного возраста г. Новороссийска, % (2005/2006 уч. год)

Г руппа здоровья Перед поступлением в школу (6,5-7 лет) В конце 1 класса (7-8 лет) В 5-х классах (10-11 лет) В 9-х классах (14-15 лет) В 10-х классах (16 лет)

I 72,4 73,1 79,1 77,2 75,5

II 23,5 22,3 18,2 20,0 21,2

III 4,1 4,6 2,7 2,8 3,3

Таблица 3

Некоторые виды патологий у детей школьного возраста г. Новороссийска, % (2001/2002 уч. год)

Виды патологии Перед поступлением в школу (6,5-7 лет) В конце 1 класса (7-8 лет) В 5-х классах (10-11 лет) В 9-х классах (14-15 лет) В 10-х классах (16 лет)

Нарушение зрения 12,7 16,0 24,6 28,5 30,2

Дефекты речи 16,4 9,5 4,0 1,2 0,7

Патологии ОДА 21,2 18,0 27,4 22,0 19,8

Таблица 4

Некоторые виды патологий у детей школьного возраста г. Новороссийска, % (2005/2006 уч. год)

Виды патологии Перед поступлением в школу (6,5-7 лет) В конце 1 класса (7-8 лет) В 5-х классах (10-11 лет) В 9-х классах (14-15 лет) В 10-х классах (16 лет)

Нарушение зрения 15,5 16,2 12,5 19,8 17,5

Дефекты речи 12,1 10,5 4,6 2,5 1,2

Патологии ОДА 18,0 16,8 11,5 19,0 16,4

В табл. 3 и 4 приведены данные по отдельным видам патологий школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнение данных, приходящихся на начало и завершение опытно-экспериментальной работы, также выявляет положительную тенденцию. В 2002 г. у 16,0 % детей, оканчивавших 1 класс, были выявлены нарушения зрения. Через 3,5 года тех же детей, уже пятиклассников, страдающих нарушениями зрения, было

12,5 %, т. е. на 3,5 % меньше. В этой же группе сократилось количество учащихся с дефектами речи (на 4,9 %), с нарушениями осанки (на 6,5 %). За то же количество школьных лет у подростков, ставших девятиклассниками (пятиклассники в 2001/2002 учебном году), нарушений зрения стало меньше на 4,8 %, дефектов речи - на 1,5 %, патологий опорно-двигательного аппарата - на 8,4 %.

Итоговая диагностика выявила положительную динамику предпосылок дальнейшего развития муниципальной системы здоровьесбережения школьников -укрепление субъектных основ здоровьесберегающей деятельности; упрочение системных связей между отдельными направлениями здоровьесберегающей деятельности (учебный процесс, санитарно-гигиеническое состояние школ, физкультурно-оздоровительная работа, формирование культуры здоровья и др.); активизация непосредственного взаимодействия руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений с сотрудниками муниципальных ведомств и служб, относящихся к сфере охраны и укрепления здоровья молодежи.

Проведенное исследование показывает, что разработанный и апробированный вариант муниципальной системы здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений позволяет снизить физиологическую и психологическую «цену» адаптации школьников к образовательному процессу, способствует сохранению здоровья и работоспособности учащихся и учителей, повышает субъектную активность и включенность педагогов, учащихся, родителей, общественности, работников муниципальных служб в решении задач профилактики, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:

методология, анализ, формы, методы, опыт применения / под ред.

М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: Триада-Фарм, 2002. 114 с.

Поступила в редакцию 14 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.