Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия реализации оздоровительно-рекреационной деятельности сельской школы'

Организационно-педагогические условия реализации оздоровительно-рекреационной деятельности сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИ / HEALTH IMPROVING AND RECREATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL SPACE / RURAL SOCIETY / RURAL SCHOOL / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL RECREATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енокаева Сабират Сайпудиновна, Джаубаев Юруслан Ахметович

В статье раскрываются сущностные характеристики оздоровительно-рекреационной деятельности сельской школы. В содержании статьи приведены статистические данные о сельском населении и количестве сельских школ в Карачаево-Черкесской республике и республике Дагестан. Анализ данных проведённого авторами социологического опроса родителей и учителей сельских общеобразовательных школ позволяют судить об их отношении к собственному здоровью и здоровью детей, вредным привычкам и физической рекреации как фактору здорового образа жизни. Изложены организационно-педагогические условия реализации оздоровительных и рекреационных возможностей сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Енокаева Сабират Сайпудиновна, Джаубаев Юруслан Ахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF HEALTH IMPROVING AND RECREATIONAL ACTIVITY AT RURAL SCHOOL

The paper discloses intrinsic characteristics of health improving and recreational activity of rural school. The authors provide statistical data on a rural population and the number of rural schools in the Karachay-Cherkess Republic and the Republic of Daghestan. The analysis of data of the sociological survey of parents and teachers of rural comprehensive schools conducted by the authors demonstrates their attitude towards their own health and health of children, addictions and a physical recreation as to a factor of a healthy lifestyle. Organizational and pedagogical conditions of implementation of health improving and recreational opportunities of rural school are stated.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия реализации оздоровительно-рекреационной деятельности сельской школы»

УДК 796.01:373 ББК 75.110 Е 63

С.С. Енокаева

Старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры и туризма факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного универстета имени У.Д. Алиева; E-mail: Sabiraenokae-va@mail.ru

Ю.А. Джаубаев

Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрываются сущностные характеристики оздоровительно-рекреационной деятельности сельской школы. В содержании статьи приведены статистические данные о сельском населении и количестве сельских школ в Карачаево-Черкесской республике и республике Дагестан. Анализ данных проведённого авторами социологического опроса родителей и учителей сельских общеобразовательных школ позволяют судить об их отношении к собственному здоровью и здоровью детей, вредным привычкам и физической рекреации как фактору здорового образа жизни. Изложены организационно-педагогические условия реализации оздоровительных и рекреационных возможностей сельской школы.

Ключевые слова: оздоровительно-рекреационная деятельность, образовательное пространство, сельский социум, сельская школа, здоровый образ жизни, физическая рекреация, организационно-педагогические услови.

S.S. Enokaeva

Senior teacher of the Department of Theoretical Bases of Physical Culture and Tourism of Faculty of Physical Culture, the Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev; E-mail: Sabira_enokaeva@mail.ru

Yu.A. Dzhaubaev

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Physical Culture, the Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

OF IMPLEMENTATION OF HEALTH IMPROVING AND RECREATIONAL ACTIVITY AT RURAL SCHOOL

Abstract. The paper discloses intrinsic characteristics of health improving and recreational activity of rural school. The authors provide statistical data on a rural population and the number of rural schools in the Karachay-Cherkess Republic and the Republic of Daghestan. The analysis of data of the sociological survey of parents and teachers of rural comprehensive schools conducted by

the authors demonstrates their attitude towards their own health and health of children, addictions and a physical recreation as to a factor of a healthy lifestyle. Organizational and pedagogical conditions of implementation of health improving and recreational opportunities of rural school are stated.

Keywords: health improving and recreational activity, educational space, rural society, rural school, healthy lifestyle, physical recreation, organizational and pedagogical conditions.

Выдвижение проблемы здоровья человека в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность поиска перспективных направлений её разработки. Одним из направлений реформирования системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья, формирование у учащихся мотивационно-ценностного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Рассматривая сельский социум как пространство, где должно происходить формирование культуры здоровья детей, подростков, необходимо раскрыть сущность образовательного пространства сельского социума и сельской школы с позиции здоровьесбережения и рекреационных возможностей [3].

Образовательное пространство сельской общеобразовательной школы вписано в социальное пространство сельской местности; несмотря на административную автономность, уклад жизни на селе во многом определяется масштабными изменениями, происходящими в социальном пространстве региона, государства и цивилизационными процессами мирового пространства [2].

Большая часть населения нашей страны проживает на селе. В образовательном пространстве России сельская школа занимает значимое место. Сельские школы составляют 70,6% от числа всех образовательных школ страны. В них обучается 28,8% учащихся, работает 41,4 % педагогических кадров страны [1]. По данным переписи населения, численность сельских жителей Северо-Кавказского федерального округа в настоящее время

составляет 50,9% от общей численности постоянного населения. На Республику Дагестан приходится 54,7%, на Карачаево-Черкесскую республику - 57,7% сельских жителей. Это более половины постоянной численности населения.

Статистические данные за 20102015 гг. свидетельствуют о том, что количество сельских школ в Российской Федерации равно 34 тыс. (из 53 тыс. школ всего). Сельская школа является единственным общественно-государственным институтом на селе, занимающимся образовательной и социокультурной работой не только с учащимися, но и с другими категориями населения; сельская школа является организатором открытой социально-педагогической среды.

В сельской школе образовательный процесс реализуется в рамках тесного взаимодействия педагогических работников, учащихся, родителей и представителей сельского социума др. В этой связи формирование физической культуры детей и сохранение здоровья обучающихся в сельской школе также требуют преобразований в направлении повышения эффективности [4-6].

Сельская школа, являясь динамической образовательной структурой, особым российским социокультурным институтом и важнейшим компонентом сельского социума, должна адекватно реагировать на социальные экономические изменения, которые требуют существенных перемен в деятельности самой школы. Это актуализирует реализацию интегративного подхода всех учреждений сельского социума к организации здоровьесберегающе-го пространства, способствующего

формированию физической культуры, здорового образа жизни и полноценной физической рекреации учащегося [7-9].

По данным проведённых социологических исследований, современный сельский социум национальных республик России утратил «однородность» и стабильность: изменился возрастной состав жителей села (в основном, это люди старшего поколения), снизилась рождаемость, молодежь уезжает в город; поменялся национальный состав (заметно увеличился приток беженцев и переселенцев различных национальностей); утрачивают свое значение этнокультурные и нравственные ценности; увеличиваются показатели «социального сиротства», когда сельская община, традиционно являющаяся мощным стабилизирующим фактором, все больше утрачивает свою целостность и самобытность.

Сельская школа в современной России переживает не лучшие времена: ветшает материальная база, у муниципальных органов власти практически нет средств на развитие учебно-методической базы, не хватает квалифицированных педагогов, чрезвычайно низок уровень заработной платы учителей, отсутствует или слаба компьютерная оснащенность.

В результате влияние перечисленных факторов и негативных процессов, имеющих место в сельской среде, у современного сельского школьника отмечается низкий уровень качества знаний и самостоятельности как в учебном процессе, так и вне его; слабую сформированность ценностного отношения к здоровью, физической культуре и рекреации; недостаточное развитие коммуникативных качеств; низкую социальную адаптивность в сравнении с городскими школьниками; неоднородную систему ценностей и т.п.

Поэтому миссия сельской школы в настоящее время состоит в

концентрации потенциала немногочисленных образовательных и социокультурных учреждений села на базе общеобразовательной школы, единственно стабильно работающего образовательного звена на селе; она обусловлена кризисом социальной сферы, ограниченными финансовыми, кадровыми, материальными ресурсами, которыми располагает сегодня система образования на селе.

Проведенное нами анкетирование родителей и учителей сельских общеобразовательных школ а. Верхняя Теберда, а. Нижняя Те-берда (Карачаево-Черкесская республика), а. Орта-Тюбе, а. Калинин (Республика Дагестан) дали следующие результаты на первый вопрос. 1) Охарактеризуйте подвижность (двигательную активность) Вашего ребенка: - 23% (очень подвижный), 25% (подвижный), 30% (когда подвижный, когда пассивный), 22% (пассивный). 2) Какое воспитание детей для Вас значимо (трудовое, нравственное, эстетическое, физическое, интеллектуальное)? 21% респондентов отметили трудовое воспитание; 11% - нравственное; 5% эстетическое, 44% - физическое, 19% - интеллектуальное. Более 45% родителей отметили среди негативных факторов, влияющих на состояние здоровья, учебную нагрузку, 30% - низкий уровень медицинского обслуживания, около 25% - нежелание детей вести здоровый образ жизни и плохую пропаганду ЗОЖ.

Среди пропущенных занятий из-за болезней 43% отметили 12 дней в течение трех месяцев текущего учебного года; 35% - около 7 дней, 20% - 5 дней.

3) Необходимы ли для полноценного развития Вашего ребенка систематические занятия физической культурой и спортом? 20,3% респондентов ответили: «Да, потому что занятия физическими упражнениями способствуют развитию не только физических,

но и волевых качеств личности», 21% респондентов ответили: «Да, потому что успех в спорте - гарантия признания окружающих, становления авторитета, помогает решить бытовые, материальные проблемы», 43% респондентов ответили: «Да, потому что физкультура и спорт входят в школьную программу». 16% респондентов ответили: «Нет, он дома перегружен». Постоянно ведут беседы о здоровом образе жизни 45% опрошенных родителей, у 43% родителей беседы и участие в спортивной жизни ребенка сводятся к совместному просмотру спортивных телепередач. Более 51% родителей недовольны физическим развитием своего ребенка, в чем они винят большие учебные нагрузки и отмечают: хорошее состояние здоровья было до посещения школы, при этом на вопрос о закаливающих процедурах более 63% ответили: «Не делаем, но собираемся». Не более 10% опрошенных ответили, что их дети занимаются в спортивных секциях, и считают необходимым улучшить доступность спортивных секций на селе. Пропаганду здорового образа жизни в школе 43% родителей оценили удовлетворительно.

Только 45% опрошенных учителей оценили состояние здоровья своих учащихся как хорошее, и за последние годы оно не изменилось. Педагоги отмечают среди факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, на первом месте - недостаток средств на поддержание здоровья и слабую материальную обеспеченность школы, невозможность из-за этого открытия спортивных секций, на втором месте - нежелание детей вести здоровый образ жизни и на третьем месте - большая учебная нагрузка, неудобное расписание. Около 45% педагогов отмечают, что для улучшения знаний о здоровье достаточно раз в неделю вести элективный курс «Валеология» и включение

физкультминуток во время уроков. 40% учителей используют элементы здоровьесберегающих технологий на уроках.

В ходе исследования мы выявили, что только 43% родителей и 45% учителей подготовлены к воспитательной работе в этом направлении.

Проведенный нами анализ качества рекреационной деятельности и работы по формированию культуры здоровья подростков в сельских средних общеобразовательных школах в а. Верхняя Теберда, а. Нижняя Теберда, а. Орта-Тюбе, а. Калинин выявил проблемы, требующие решения:

- отсутствие научно обоснованного порядка рекреационной и здо-ровьесберегающей работы;

- отсутствие опыта организации и проведения работы по физической рекреации и формированию культуры здоровья не только обучающихся, но и всех субъектов пространства сельского социума (учащихся, педагогического коллектива, родителей, сверстников);

- отсутствие системы взаимодействия и координации педагогического коллектива и медицинских работников по проведению мониторинга эффективности рекреационной деятельности и уровня здоровья обучающихся и учителей;

- отсутствие систематического и системного взаимодействия с социальными институтами, обладающими ресурсными потенциалами по организации рекреационной деятельности и формированию культуры здоровья подростков;

- недостаточная подготовленность родителей в вопросах организации рекреационной деятельности, сохранения и укрепления здоровья, что обусловливает трудности в формировании у обучающихся на разных возрастных этапах ценностного отношения к двигательной деятельности, к своему здоровью и к здоровью окружающих людей;

- низкий уровень рекреационной культуры и культуры здоровья не только учащихся, но и родителей и др.;

- отсутствие необходимой материально-технической базы для физической рекреации и оздоровления обучающихся, в том числе тренажерного зала, комнат психологической разгрузки, физкультурно-оздоровительных площадок (кроме школьного стадиона) и инвентаря, санитарно-гигиенических комнат (в нужном качестве и количестве);

- сотрудничество с администрацией сельских поселений с целью улучшения материально-технической базы сельской общеобразовательной школы.

В ходе экспериментальной работы, организованной и проведённой в 2010-15 годах в сельских школах Карачаево-Черкесской республики и республики Дагестан, были определены и реализованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность оздоровительно-рекреационной деятельности в сельской школе:

- оздоровительно-рекреационная деятельность в сельской школе основана на принципах гуманизации, природо- и культуросообразности, реализуемых на этнокультурых традициях в физкультурно-спортивной, оздоровительной и рекреационной деятельности;

- развитие основ здорового образа жизни обучающегося и его рекреативной культуры охватывает всё образовательно-воспитательное пространство сельского социума и реализуется в разнообразных видах физкультурно-спортивной, оздоровительной и рекреационной деятельности сельской школы;

- учитывается влияние факторов сельского социума (близость к природе, стихийная интегратив-ность, безальтернативность в социальном пространстве сельского округа, малочисленность состава учащихся, приверженность народной культуре, особенности сельского быта и труда и др.);

- организуется непрерывное повышение физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреационной компетентности субъектов образовательного процесса школы (обуча-щихся, учителей, родителей).

Выявленные и экспериментально проверенные организационно-педагогические условия реализации оздоровительно-рекреационного потенциала образовательного пространства сельской школы являются ориентиром для совершенствования культурно-образовательной деятельности в сельском социуме. Они обозначают направления профессиональной подготовки учителей для сельской школы национальной республики.

Примечания:

1. Белова Л.П. Социальная активность сельской школы: монография. Тюмень, 2010. 150 с.

2. Бочарова В.Г., Гурьянова М.П. Стратегия модернизации сельского образовательного социума // Педагогика. 2005. № 8. С. 32-38.

3. Джаубаев Ю.А., Саркисова Н.Г., Петьков В.А. Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4 (169). С. 138-142.

4. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю.А. Джаубаев, Р.В. Бальба, Г.А. Лундина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4 (169). С. 94-99.

5. Енокаева С. С. Формирование культуры здоровья подростков в условиях сельского социума: на материале Карачаево-Черкесской республики и Республики Дагестан: дис ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2015. 218 с.

6. Курганская Т.В., Петьков В.А. Формирование основ здорового образа жизни учащихся начальных классов сельской школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 3 (143). С. 53-58.

7. Петьков В.А. Проектирование физкультурно-оздоровительной деятельности общеобразовательной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 4. С. 146-151.

8. Проблема цели в физическом воспитании студентов: методологический аспект / В.А. Петьков, Ю.А. Джаубаев, А.А. Эльгайтаров [и др.] // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 183-187.

9. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. 2009. № 6. С. 67-70.

References:

1. Belova L.P. Social activity of the rural school: a monograph. Tyumen, 2010. 150 pp.

2. Bocharova V.G., Guryanova M.P. Strategy of modernization of the rural society // Pedagogy. 2005. No. 8. P. 32-38.

3. Dzhaubaev Yu.A., Sarkisova N.G., Petkov V.A. Physical recreation as the development tool of students' socio-cultural competence at the higher education institutions // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 138-142.

4. Technology of design of the recreational and health improving activity in the educational institution / Yu.A. Dzhaubaev, R.V. Balba, G.A. Lundina [etc.] // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 94-99.

5. Enokaeva S.S. Formation of the culture of teenagers' health in the conditions of the rural society: based on Karachay-Cherkessia and Dagestan: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Karachaevsk, 2015. 218 pp.

6. Kurganskaya T.V., Petkov V.A. Formation of bases of the healthy lifestyle of pupils of elementary classes of rural school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 3 (143). P. 53-58.

7. Petkov V.A. Designing physical training and health improving activity at comprehensive school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 4, P. 146-151.

8. The problem of aim in physical training of students: a methodological aspect / V.A. Petkov, Yu.A. Dzhaubaev, A.A. Elgaytarov [etc.] // Theory and practice of social development. 2015. No. 7. P. 183-187.

9. Petkov V.A., Kobtseva O.N. Projecting of the health-saving activities of the educational institution // Physical culture and health. 2009. No. 6. P. 67-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.