Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 1 (22). С. 94-100. © Н.А. Темникова, 2010
УДК 347.6
РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА В РОССИИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ REGISTRATION OF MARRIAGES IN RUSSIA: RANGE OF PROBLEMS
Н.А. ТЕМНИКОВА N.A. TEMNIKOVA
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в связи с существующей процедурой регистрации брака, и предлагаются пути их решения.
In this article the author considers the problems of marriage registration and proposes it's solution.
Ключевые слова: регистрация брака, брачный возраст, процедура регистрации брака.
Key words: registration of marriage, marriage age, marriage registration procedure.
Государственная регистрация браков органами ЗАГС в нашей стране, как известно, существует с 1918 г. До Декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» от 18.12.1917
[1] регистрация браков, рождений и смертей производилась приходским духовенством, которое вело метрические книги. Некоторой особенностью отличались браки раскольников, записи о которых с 1871 г. производились полицейскими управлениями или волостными правлениями [2].
За более чем 90 лет произошло немало позитивных изменений законодательства о регистрации актов гражданского состояния. Однако следует отметить и наличие ряда проблем, которые до сих пор не нашли своего решения. В рамках статьи будут рассмотрены вопросы, (1) возникающие с необходимостью получения согласия органов местного самоуправления для регистрации брака с лицом, не достигшим 18-летнего возраста;
(2) процедура подачи заявления о заключении брака.
(1) Достижение брачного возраста является условием заключения брака во многих странах. Установление брачного возраста связано с тем, что в брак должно вступать дееспособное лицо, достигшее физической и социальной зрелости и осознающее значение своих действий. Заключение брака лицами, не достигшими брачного возраста, возможно в исключительных случаях. Процедура, со-
блюдение которой необходимо в данном случае, различается в разных странах.
Дореволюционное российское законодательство предусматривало обязательность получения согласия родителей на брак независимо от возраста (родительская власть над детьми не прекращалась, а ограничивалась в случае выхода дочери замуж или поступления сына на службу). Однако неполучение согласия родителей не влекло признание брака недействительным [3].
Декрет от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» [4] сохранил брачный возраст, установленный ещё в дореволюционном законодательстве - 18 лет для мужчин, 16 лет для женщин. Было сохранено и специальное правило о том, что в Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве [5], сохранил те же возрастные пределы, однако снижение брачного возраста для жителей Закавказья уже не было воспроизведено. Закон не предусматривал возможности снижения брачного возраста. В силу ст. 77 брак, совершенный до достижения супругами или одним из них брачного возраста, признавался недействительным. Однако в случаях, когда дело было возбуждено после наступления брачного возраста или когда брак имел последствием рождение детей или бе-
ременность жены, суд не мог вынести решение о признании брака недействительным.
Кодекс законов о браке, семье и опеке [6] впервые предусмотрел единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет. При принятии нормативного акта мнения о необходимости предусмотреть основания для снижения брачного возраста разошлись. В результате к ст. 5 КЗоБСО было принято примечание, в соответствии с которым местные исполкомы имели право в исключительных случаях по отдельным ходатайствам понижать брачный возраст, но не более чем на один год [7].
Необходимо учитывать, что до 1944 г. регистрация брака имела лишь доказательственное значение и лица, фактически состоящие в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, были вправе во всякое время оформить свои отношения путем регистрации, с указанием срока фактической совместной жизни (ст. 3).
Возможность снижения в отдельных исключительных случаях брачного возраста, но не более чем на два года, была предусмотрена и ст. 15 Кодекса о браке и семье РСФСР
[8]. Разрешение на вступление в брак несовершеннолетнего давалось исполнительными комитетами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов.
В СК РФ это правило сохранилось, но разрешение на вступление в брак несовершеннолетнего при наличии уважительных причин даётся органами местного самоуправления (ст. 13 СК РФ). Закон не предусматривает необходимость учета мнения родителей (усыновителей, попечителей) для заключения брака несовершеннолетним, хотя именно родители, как правило, оказывают финансовую помощь такой семье, решают жилищный вопрос, помогают воспитывать детей.
За рубежом в случаях, когда брак заключается несовершеннолетним, учитывается мнение родителей. Так, например, во Франции несовершеннолетние не вправе заключать брак без согласия родителей. При наличии разногласия родителей считается, что согласие на брак имеется (ст. 148 ФГК)
[9]. В Германии, Болгарии разрешение на вступление в брак до достижения совершеннолетия дает суд по семейным делам. К рас-
смотрению дела обязательно привлекаются законные представители несовершеннолетнего (§1303 Гражданского уложения Германии, ст. 12 Семейного кодекса Республики Болгарии) [10].
В странах, входящих в СНГ, разрешение на вступление в брак несовершеннолетнего дается судом (например, ст. 23 СК Украины
[11]) либо органами ЗАГС (ст. 10 Закона Республики Казахстан «О браке и семье», ст. 18 Кодекса Республики Беларусь «О браке и семье» [12]).
Таким образом, заключение брака лицом, не достигшим брачного возраста, является событием экстраординарным, что и требует соблюдения особого порядка. В этом случае в разных странах применяются как частно-правовые, так и публично-правовые механизмы.
Как отмечал А.И. Загоровский, «нормы семейного права заключают в себе в значительной степени элемент публичный», связывая эту особенность с деятельным участием государства в развитии семейно-правовых норм, необходимостью проведения принципов покровительства и защиты слабейших участников семейного союза [13]. Однако в рассматриваемом нами случае органы местного самоуправления не обязаны при необходимости оказывать поддержку молодой семье, не несут никаких обязанностей и ответственности, вытекающих из выдачи такого разрешения. Закон не содержит и оснований для отказа в выдаче разрешения, кроме возраста, что необоснованно расширяет пределы усмотрения органов местного самоуправления. Зачастую для получения согласия на вступление в брак органы местного самоуправления требуют предоставить им характеристики из школы и иные документы, не предусмотренные законом.
Действительно, семья находится в сфере непосредственного публично-правового интереса, поскольку государство заинтересовано в стабильности семейных отношений, воспроизводстве населения и т. д. В то же время публично-правовое вмешательство должно быть обоснованным и целесообразным. Несомненно, в ряде случаев (наличие конфликта между ребенком и родителями, отсутствие родителей) следует сохранить возможность получения разрешения уполно-
моченного органа. Целесообразно предусмотреть, что таким уполномоченным органом является орган опеки и попечительства.
Но за основу следует принять усмотрение членов семьи: имеются ли исключительные обстоятельства для вступления несовершеннолетнего в брак. И.А. Михайлова справедливо отмечает: «Устанавливая подчас мелочную опеку родителей и попечителей при совершении несложных по содержанию сделок, законодатель полностью игнорирует волю названных лиц при вступлении в брак их несовершеннолетних детей» [14].
Таким образом, при наличии согласия родителей, усыновителей (либо одного из них) и уважительных причин (беременность, рождение ребенка, угроза жизни для одного из будущих супругов) предлагаем разрешить снижать брачный возраст непосредственно загсами. В случае разногласий между родителями возможно, как и в ряде стран, например во Франции, предполагать, что согласие получено.
Если же несовершеннолетний, собирающийся вступить в брак, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо сохранить публично-правовой контроль, но в этом случае предлагаем предусмотреть необходимость получения согласия органов опеки и попечительства.
(2) Отношения по регистрации актов гражданского состояния в науке относят к организационным (процедурным) [15]. По классификации, данной О.А. Красавчико-вым [16], с момента подачи заявления о регистрации брака между лицами, вступающими в брак, возникает организационно-пред-посылочное отношение, целью которого является регистрация брака и возникновение брачного правоотношения.
Для возникновения брачного правоотношения необходимо взаимное согласие, добровольность и наличие соглашения, а также исполнение процедуры, предусмотренной законом.
Правовая процедура регистрации брака, используя определение процедуры, данной
В.Н. Скобелкиным, применительно к трудовым правоотношениям [17], представляет собой нормативно-установленный порядок осуществления юридической деятельности, обеспечивающий реализацию материальных
норм семейного права и возникновение, изменение прекращение основанных на них имущественных и неимущественных правоотношений.
Эта процедура включает в себя этапы реализации, установленные нормами ФЗ «Об актах гражданского состояния» [18]. Этапами регистрации брака, которые последовательно сменяют друг друга, являются: (1) подача и принятие заявления; (2) составление актовой записи о регистрации брака; (3) выдача свидетельства о регистрации брака.
Назначение этапа подачи заявления состоит в следующем: 1) подтверждение взаимного добровольного согласия на регистрацию брака; 2) декларирование и документальное подтверждение отсутствия обстоятельств, препятствующих заключению брака; 3) сообщение и документальное подтверждение необходимых для составления актовой записи сведений о лицах, вступающих в брак (ст. 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния»); 4) назначение даты и времени регистрации брака [19].
В отличие от законодательства ряда зарубежных стран в России отсутствует институт помолвки [20], и правовых отношений между лицами, желающими вступить в брак, с момента подачи заявления не возникает. Можно говорить лишь о действиях, носящих организационный характер и направленных на возникновение брачного правоотношения. Цель их - выявление всех необходимых для регистрации брака сведений, а также предоставление срока (за исключением случаев, когда регистрация производится в день подачи заявления) на обдумывание и подготовку свадебного торжества.
По мнению Н.А. Матвеевой, после принятия заявления о регистрации брака возникают односторонние обязательства органа ЗАГС при наличии условий и отсутствии препятствий к заключению брака юридически оформить отношения мужчины и женщины, которые по отношению к ЗАГСу и друг другу (кроме моральных) никаких обязанностей не несут, имея при этом лишь соответствующие права [21].
Вряд ли можно использовать понятие обязательства в этом случае. Орган ЗАГС в этом случае действует в пределах своих полномочий, и обязанность зарегистрировать
брак возникает на основании закона. Юридический факт, который является основанием для возникновения этой публично-правовой обязанности, - обращение граждан в орган ЗАГС.
Рассмотрим более подробно требования, предъявляемые законодателем к рассматриваемому этапу реализации процедуры регистрации брака. Подача заявления о заключении брака предполагает личную явку хотя бы одного из лиц, вступающих в брак. Если одно из лиц лично не может явиться в орган ЗАГС, волеизъявление оформляется отдельными заявлениями. Подпись этого лица должна быть нотариально удостоверена. Поскольку подача заявления - действие, носящее предварительный характер, насколько целесообразно сохранение существующей ситуации, когда невозможно представление заявлений через представителя? Часто регистрация брака производится по месту жительства родителей, что связано с тем, что именно они, как правило, несут финансовые затраты, и личная явка одного из вступающих в брак может привести к дополнительным расходам.
СК Украины в п. 3 ст. 28 предусматривает, что если женщина и (или) мужчина не могут по уважительным причинам лично подать заявление о регистрации брака в орган ЗАГС, нотариально удостоверенное заявление могут подать их представители. Полномочия представителя должны быть нотариально удостоверены.
Думается, подобное правило целесообразно предусмотреть и в российском законодательстве. Такая возможность не противоречит личному характеру самой регистрации брака. Поскольку подача заявления имеет организационное значение, нотариус, удостоверяя подпись под заявлением, должен проверить наличие подтверждающих документов, а также наличие добровольного согласия на заключение брака, доверенность также должна быть de lege ferenda нотариально удостоверена.
Пробельной является и ситуация, когда в брак желает вступить лицо, которое по причине физических недостатков, болезни, неграмотности не может лично подписаться под заявлением и в актовой книге. ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ст. 26) не содержит правил, позволяющих подать заяв-
ление о регистрации брака в таком случае, напротив, как обязательное требование указывается наличие подписи под заявлением (лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление, подпись лица, не имеющего возможности явиться в ЗАГС, должна быть нотариально удостоверена). Отсюда можно сделать вывод о необходимости личной подписи под заявлением. Возможность применения по аналогии правила п. 3 ст. 160 ГК РФ в этом случае спорна, поскольку, как уже указывалось ранее, подача заявления о регистрации брака не является сделкой (основанием для возникновения правоотношения), а имеет организационные последствия.
Отсутствие возможности подписи заявления рукоприкладчиком создает затрудненность, а порою и невозможность регистрации брака с лицом, которое по объективным причинам не может собственноручно подписаться под заявлением. Представляется целесообразным непосредственно в законе предусмотреть возможность подписания заявления рукоприкладчиком, в случаях, когда лицо не может подписаться собственноручно. Подпись рукоприкладчика должна быть засвидетельствована нотариусом либо руководителем органа ЗАГС с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать её собственноручно.
Как уже было отмечено, при подаче заявления назначается и дата регистрации брака. В России de jure не предусмотрена возможность отложения регистрации, de facto же перенос регистрации возможен по согласованию со служащим органа ЗАГС. Исходя из наличия организационной возможности переноса регистрации брака, что подтверждается и правоприменительной практикой, следует непосредственно в ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусмотреть, что по уважительным причинам регистрация брака может быть отложена.
Возможность переноса регистрации брака существует, например, в Беларуси, где Инструкцией «О порядке совершения записей актов гражданского состояния» (утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 31.07.2000 № 16) допускается перенос дня и времени регистрации брака по просьбе лиц, вступающих в брак, если по уважительным причинам они не могут
явиться в орган ЗАГС в день регистрации брака. Причина неявки признается уважительной либо неуважительной руководителем органа ЗАГС.
СК Украины по-иному регулирует такую ситуацию, предусматривая, что заявление о регистрации брака теряет действие по истечению трех месяцев со дня его подачи (п. 4 ст. 28 СК Украины). Предполагаем, что наличие подобного правила желательно и в российском законодательстве.
Предлагаемые изменения не затрагивают основных принципов государственной регистрации брака. Их цель - снять ненужные ограничения, которые до сих пор существуют в законодательстве, а также устранить пробелы, которые создают препятствия заключению брака в ряде случаев.
1. СУ РСФСР. - 1917. - № 11. - Ст. 160.
2. Загоровский А.И. Курс семейного права. - М., 2003. - С. 44.
3. Там же.
4. СУ РСФСР. - 1917. - № 11. - Ст. 160.
5. СУ РСФСР. - 1918. - № 76-77. - Ст. 818.
6. СУ РСФСР. - 1926. - № 82. - Ст. 612.
7. См.: Свердлов Г.М. Брак и развод. - М.; Л., 1949. - С. 31.
8. Ведомости ВС РСФСР. - 1969. - № 32. -Ст. 1397.
9. Французский гражданский кодекс: учеб.-практ. комментарий. - М., 2008. - С. 84.
10. Гражданское уложение Германии / пер. с нем.
B. Бергманн. - М., 2006. - С. 335.
11. Семейный кодекс Украины: Закон Украины № 2947-ІІІ от 10.01.2002 г. // Офіційний вісник України. - 2002. - № 7.
12. Закон Республики Казахстан «О браке и семье» от 17.12.98 № 321-І. - Алматы, 2009. -
C. 6; Кодекс Республики Беларусь от 09.07.99 № 278-З «О браке и семье». - иКЬ: http://www.levonevski.net/pravo/norm2009/num 37/d37089/page5.html
13. Загоровский А.И. Курс семейного права. -
С. 2-3.
14. Михайлова И.А. Некоторые направления дальнейшего совершенствования российского семейного законодательства // Российская юстиция. - 2009. - № 12. - С. 23.
15. См., напр.: Тарусина Н.Н. Брак по российскому семейному праву. - М., 2010. - С. 123.
16. См.: Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики. 1925-1989: сб. статей. - М., 2001. - С. 162-164.
17. См.: Скобелкин В.Н. Трудовое процедурнопроцессуальное право / Скобелкин В.Н., Пе-редерин С.В., Чуча С.Ю., Семенюта Н.Н. -Воронеж, 2002. - С. 139.
18. Об актах гражданского состояния: Федер. закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 47. - Ст. 5340; 2001. - № 44. - Ст. 4149; 2002. - № 18. - Ст. 1724; 2003. -№ 17. - Ст. 1553; № 28. - Ст. 2889; № 50. -Ст. 4855; 2004. - № 35. - Ст. 3607; 2005. -№ 1 (ч. 1). - Ст. 25; 2008. - № 30 (ч. 2). -Ст. 3616; 2009. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6441.
19. Если брак в силу особых обстоятельств не заключается в день подачи заявления в соответствии со ст. 11 СК РФ.
20. Например, Украинский Семейный кодекс предусматривает, что лица, подавшие заявление о заключении брака, признаются помолвленными. Помолвка не создает обязанности заключить брак, но при отказе от заключения брака возникает право требовать возмещения затрат (исключение, если отказ от брака был вызван противоправным, аморальным поведением помолвленного либо сокрытием обстоятельств, имеющих важное значение для отказавшегося). См.: Ст. 30-31 Семейного кодекса Украины (ИЯЬ: http://meget.kiev.ua/).
21. См.: Матвеева Н.А. Сравнительное брачное право России, Украины и Беларуси. - М., 2008. - С. 71.