СЕМЕЙНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право □ 2010. № 4 (25). С. 147—150.
УДК 347.6
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ОРГАНАХ ЗАГС:
К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ
ADMINISTRATIVE DIVORCE: TO THE PROBLEM OF PROCEDURE IMPROVEMENT
Н.А. ТЕМНИКОВА (N.A. TEMNIKOVA)
Анализируется порядок государственной регистрации развода и проблемы совершенствования его процедуры.
Ключевые слова: развод, акты гражданского состояния.
In this article the administrative divorce legal consequence and problems of procedure improvement are being investigated.
Key words: divorce, acts of civil status.
Административный развод (в органах ЗАГС) в России имеет длительную историю.
В Декрете от 19 декабря 1917 года CD расторжении брака □ [1] в примечании было указано, что заявление о расторжении брака по обоюдному соглашению может быть подано непосредственно в отдел записей браков, в котором хранится запись о заключении данного брака, а отдел заносит в книгу запись о расторжении брака и выдает о том свидетельство. В Декрете основанием для расторжения брака стало соглашение супругов, что было решительным шагом вперед по сравнению с ранее действовавшим законодательством. М.В. Антокольской справедливо отмечено, что «российское право одним из первых в Европе полностью исключило вину из бракоразводного процесса, но и первым в Европе фактически отказалось от непоправимого распада семьи как основания для развода и ввело так называемый развод по требованию □ [2].
В п. 91 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и
© Темникова Н.А., 2010
опекунском праве [3] сохранилось правило о том, что при наличии обоюдного соглашения супругов просьба о расторжении их брака может быть подана как в местный суд, так и в Отдел записей браков, в котором хранится запись о заключении данного брака.
Кодекс законов о браке, семье и опеке [4], введенный в действие с 1 января 1927 г., также содержал новаторские положения. Регистрация развода возможна была не только в отношении зарегистрированных браков, но и незарегистрированных, однако установленных судом. Суд мог установить и факт прекращения брака, в случае отсутствия регистрации развода (п. 20).
Орган ЗАГС при регистрации прекращения брака обязан был выяснить, при ком из супругов и кто из детей остается на воспитании и кто из них и в какой мере будет нести издержки по содержанию детей, а также о размере содержания нетрудоспособному супругу (п. 22). В книге регистрации прекращения браков делалась отметка о наличии соглашения между супругами, каждому из
супругов предоставлялась выписка. Наличие такой выписки не препятствовало обращению в суд с требованием о размере содержания. При отсутствии соглашения спорные вопросы решались судом. Соглашение, отмеченное в актовой записи, давало возможность получения судебного приказа.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.05.1937 «Об изменении действующего законодательства РСФСР в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах □ [5] выписке о наличии соглашения супругов о предоставлении содержания была придана сила исполнительного документа. При недостижении соглашения между разводящимися супругами о том, при ком из них остаются дети, и о размере средств, даваемых каждым из супругов на содержание детей, отдел ЗАГС был обязан составить акт и в тот же день направить его в суд по месту жительства матери ребенка для разрешения спора в общеисковом порядке.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» [6] развод стал возможен только в судебном порядке. Восстановление традиции административного развода произошло в 1968 г. с принятием Основ законодательства о браке и семье [7], в статье 14 которых было предусмотрено, что при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния. Оформление развода и выдача супругам свидетельства
о расторжении брака производилась по истечении трех месяцев со дня подачи супругами заявления о разводе. В соответствии с Кодексом о браке и семье РСФСР [8] (ст. 38, 39) наличие между супругами спора (о детях, о
разделе имущества, о выплате средств на содержание) являлось основанием для рассмотрения дела о разводе судом.
Расторжение брака в административном порядке в настоящее время возможно при наличии взаимного согласия супругов и отсутствии общих несовершеннолетних детей либо по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 19 СК РФ. H.H. Тарусина именует их основной и факультативной административноправовыми бракоразводными технологиями [9]. В отличие от ранее действовавшего законодательства споры о детях, разделе имущества не препятствуют разводу в ЗАГСе.
Административный развод имеет свои преимущества. В связи с тем, что отсутствует разбирательство дела, не выясняются причины развода, не происходит обострения конфликта, существующего между супругами. К сожалению, судебная процедура развода может спровоцировать развитие конфликта. С другой стороны, в отличие от судебной процедуры развода, отсутствует возможность применения примирительных процедур.
Основанием для административного развода является следующий юридический состав: отсутствие общих несовершеннолетних детей, соглашение супругов о расторжении брака (взаимное согласие), обращение в орган ЗАГС с заявлением о разводе («формальная реализация воли на развод □ [10]).
При наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 19 СК РФ (супруг заявителя признан судом безвестно отсутствующим; недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет), достаточно желания и волеизъявления одного супруга.
Процедура регистрации расторжения брака в России предусматривает следующий порядок.
(1) Подача заявления, являющегося основанием государственной регистрации расторжения брака в орган записи актов гражданского состояния по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту регистрации брака.
Заявление может быть совместным (при отсутствии общих несовершеннолетних детей), возможно и оформление волеизъявления супругов отдельными заявлениями (подпись супруга, не имеющего возможности
явиться в ЗАГС, должна быть нотариально удостоверена). Воли одного супруга для расторжения брака в ЗАГСе достаточно в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 19 СК РФ.
ФЗ СОб актах гражданского состояния» требует наличия личной подписи под заявлением, возможности подписания заявления рукоприкладчиком закон не предусматривает. При отсутствии возможности лица подписать заявление (физические недостатки, неграмотность) расторжение брака возможно в суде. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [11] также допускают возможность подписания сделки, заявления или иного документа рукоприкладчиком (ст. 44 Основ).
Последствием подачи заявления является возникновение процедурного правоотношения и назначение срока ожидания один месяц.
(2) Регистрация расторжения брака и выдача свидетельства о расторжении брака производится по истечении месяца после подачи заявления. Закон не предусматривает оснований ни для сокращения, ни для продления этого срока. В то же время в правоприменительной практике часто возникает следующий вопрос: если ни один из супругов не явился в день, назначенный для регистрации расторжения брака, но придя позже, предъявляет документы, подтверждающие уважительность своей неявки, возможно ли в этом случае провести регистрацию расторжения брака. Правоприменительная практика органов ЗАГС различных регионов разнится.
В Омской области неявка супругов в день, назначенный для расторжения брака, является основанием для прекращения регистрационных действий. При последующем обращении супругов им необходимо вновь подать заявление, оплатить государственную пошлину и ожидать месяц для регистрации расторжения брака.
С одной стороны, при наличии желания хотя бы одного из супругов расторгнуть брак возможна выдача доверенности, и при явке представителя брак будет расторгнут. С другой стороны, п. 3 ст. 19 СК РФ не сформулирован как пресекательный срок, по истечении которого право на регистрацию расторжения брака и получение свидетельства о расторжении брака прекращается. Это □ срок
ожидания, по истечении которого возможна регистрация развода.
В литературе высказывается мнение о том, что регистрация расторжения брака должна быть произведена ровно через месяц со дня подачи заявления о расторжении брака [12].
Пути решения существующей проблемы, на наш взгляд, следующие. Во-первых, необходимо включить в ФЗ СО регистрации актов гражданского состояния» норму, в соответствии с которой по уважительным причинам возможно отложение регистрации акта гражданского состояния. В таком случае супруг, который не может явиться в день регистрации акта гражданского состояния и не желающий прибегнуть к помощи представителя, сможет в заявлении просить отложить регистрацию. Такое процедурное действие необходимо и для иных регистрационных процедур, например заключение брака.
Во-вторых, при подаче заявления о разводе супругам должны быть разъяснены последствия их неявки в день расторжения брака.
Закон в настоящее время не требует явки обоих супругов (их представителей) на регистрацию развода в органе ЗАГС, они должны совместно явиться либо представить заявление отсутствующего супруга с его подписью, удостоверенной нотариусом только в день подачи заявления. В то же время положение ст. 19 СК РФ требует взаимного согласия супругов на расторжение брака. Исходя из того, что сама процедура расторжения брака производится по истечении месяца после подачи заявления, если один из них в день, назначенный для расторжения брака, не явился, причиной неявки может быть и отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака. Думается, что, расторгая брак, орган ЗАГС в этом случае нарушает требование закона о взаимном согласии супругов.
Налицо противоречие нормы п. 4 ст. 33 ФЗ СОб актах гражданского состояния» содержащей правило о том, что расторжение брака и государственная регистрация его расторжения производится в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака, с правилом п. 2 ст. 21 СК РФ, в соответствии с которым одним из оснований
для расторжения брака в суде является уклонение от расторжения брака в органе ЗАГС, под которым понимается и нежелание явиться для государственной регистрации расторжения брака.
В то же время п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда от 5 ноября 1998 г. № 15 CD применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» [13] «исправляет» волю законодателя, рассматривая как уклонение от расторжения брака отказ супруга подать совместное заявление о расторжении брака либо отдельное заявление в случае, когда он не имеет возможности лично явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления. Хотя, как уже было отмечено выше, подача заявления о расторжении брака не влечет иных правовых последствий, кроме процедурных.
D.H. Тимшина высказывает мнение о том, что, если во время регистрации развода подано возражение относительно расторжения брака, то брак может быть расторгнут только в судебном порядке [14]. Согласиться с этим выводом можно только de lege ferenda, поскольку в настоящее время оснований для отказа в регистрации развода после принятия заявления не предусмотрено. Думается, что согласие супруга на расторжение брака должно наличествовать и на сам момент расторжения, а не только в день подачи заявления. Срок ожидания, предусмотренный законом, имеет целью в том числе и недопущение расторжения брака по сиюминутному порыву. Если один из супругов передумал расторгать брак, заявив об этом в ЗАГСе, либо не явился сам на регистрацию и не направил представителя, эти действия (бездействие) предполагают, что между супругами отсутствует соглашение о расторжении брака. Исходя из того, что совершение регистрационных действий возможно только при отсутствии спора, в этом случае предполагаем справедливым прекращение государст-
венной регистрации с предложением сторонам обратиться с требованием о расторжении брака в суд.
Для процедурной возможности предложенного необходимо внести соответствующие изменения в ФЗ «О регистрации актов гражданского состояния» что позволит органу ЗАГС отказать в государственной регистрации развода в связи с тем, что государственная регистрация противоречит закону.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что положения о разводе в административном порядке нуждаются в дальнейшем развитии. Изменения закона должны быть направлены на недопущение развода в ЗАГСе при отсутствии согласия одного из супругов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 19, когда желание второго супруга не учитывается.
1 СУ РСФСР. П1917. □ № 10. □ Ст. 152.
2. Антокольская М. В. Российское законода-
тельство о разводе в свете западноевропейского законодательства // Семья и право (к 10-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации) : материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 5СБ дек. 2005 г. □ М., 2005. □ С. 171.
3. СУ РСФСР. П1918. □ № 76-77. □ Ст. 818.
4. СУ РСФСР. П1926. □ № 82. □ Ст. 612.
5. СУ РСФСР. П1937. □ № 6. □ Ст. 40.
6. Ведомости ВС СССР. П1944. □ № 37.
7. Ведомости ВС СССР. □ 1968. □ № 27. □ Ст. 241.
8. Ведомости ВС РСФСР. □ 1969. □ № 32. □ Ст. 1086.
9. Тарусина Н. Н. Брак по российскому семейному праву. □ М., 2010. □ С. 183.
10. Тарусина Н. Н. Указ. соч. □ С. 183.
11. Российская газета. □ 1993. □ 13 марта; 2004. □
1 июля; 2005. □ 2 июля; 2007. □ 6 окт.; 2008. □ 31 дек.; 2009. □ 22 июля.
12. См.: Тимшина О. Л. О правовом значении государственной регистрации расторжения брака как акта гражданского состояния // Гражданское право. □ 2010. □ № 1. □ С. 22.
13. Бюллетень Верховного Суда РФ. □ 1999. □ № 1.
14. Тимшина О.Л. Указ. соч. □ С. 22.