Научная статья на тему 'Организационные отношения как элемент государственной регистрации заключения брака'

Организационные отношения как элемент государственной регистрации заключения брака Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
620
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / CIVIL REGISTRATION / CONCLUSION OF MARRIAGE / ORGANIZATIONAL RELATIONS / PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильина Ольга Юрьевна

Автор исследует отношения, возникающие в сфере регистрации заключения брака при подаче заявления через многофункциональный центр, а также единый портал государственных и муниципальных услуг. По мнению автора, данные отношения имеют характер организационных и предшествуют возникновению брачно-супружеских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL RELATIONS AS AN ELEMENT OF STATE REISTRATION OF MARRIAGE

The author studies the relations arising in the sphere of registration of marriage when applying to a multifunctional center as well as to a unified portal for state and municipal services. According to the author, these relations are organizational by nature and take precedence of a conjugal relationship appearance.

Текст научной работы на тему «Организационные отношения как элемент государственной регистрации заключения брака»

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

• 7universum.com

Электронный научный журнал

Редакционная коллегия

Толстолесова Людмила Анатольевна, председатель редакционной коллегии, д-р экон. наук;

Андреева Любовь Александровна, заместитель председателя редакционной коллегии, канд. юрид. наук;

Дядюн Кристина Владимировна, канд. юрид. наук;

Елисеев Дмитрий Викторович, канд. техн. наук;

Желнова Кристина Владимировна, канд. экон. наук;

Калпинская Ольга Евгеньевна, канд. юрид. наук;

Кирьянов Артем Юрьевич, канд. юрид. наук;

Леонидова Галина Валентиновна, канд. экон. наук;

Щербина Николай Григорьевич, канд. юрид. наук.

Ильина О.Ю. Организационные отношения как элемент государственной регистрации заключения брака // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2013. № 1 (1) . URL: http://7universum.com/ru/economy/ archive/item/88 (дата обращения: 02.12.2013).

Адрес редакции:

127106, г. Москва, Гостиничный проезд, д. 6, корп. 2, офис 213

E-mail: economy@7universum.com

www.7universum.com

Учредитель и издатель: ООО «МЦНО»

Свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС77-54432 от 17 июля 2013 г.

© Ильина О.Ю., 2013 О ООО «МЦНО», 2013

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Ильина Ольга Юрьевна

д-р юрид. наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского права

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» РФ, г. Тверь

E-mail: kinder_advokat@rambler. ru

ORGANIZATIONAL RELATIONS AS AN ELEMENT OF STATE REISTRATION OF MARRIAGE

Olga Ilyina

doctor of Juridical Science, professor, Head of the chair of Civil Law,

FSBEIHVE Tver State University, Russia, Tver

АННОТАЦИЯ

Автор исследует отношения, возникающие в сфере регистрации заключения брака при подаче заявления через многофункциональный центр, а также единый портал государственных и муниципальных услуг. По мнению автора, данные отношения имеют характер организационных и предшествуют возникновению брачно-супружеских отношений.

ABSTRACT

The author studies the relations arising in the sphere of registration of marriage when applying to a multifunctional center as well as to a unified portal for state and municipal services. According to the author, these relations are organizational by nature and take precedence of a conjugal relationship appearance.

Ключевые слова: регистрация актов гражданского состояния, заключение брака, организационные отношения, государственная услуга.

Keywords: civil registration, conclusion of marriage, organizational relations, public service.

Регистрация актов гражданского состояния, будучи гражданско-правовым институтом, получила регламентацию непосредственно в ст. 47 Гражданского кодекса Российской Федерации [3] (далее — ГК РФ), а также в Федеральном законе № 142-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [6] (далее — ФЗ «Об АГС»). В то же время значительное число норм, опосредованно регулирующих отношения, возникающие при регистрации актов гражданского состояния, содержится и в Семейном кодексе Российской Федерации [7] (далее — СК РФ). Справедливости ради необходимо отметить, что, хотя указанные отношения не входят в предмет семейно-правового регулирования (ст. 2 СК РФ), в то же время определяют предпосылки и условия возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений.

В теории семейного права уже высказывалась идея включения отношений по регистрации актов гражданского состояния в сферу «ведения» семейного права [2; 4]. Полную солидарность следует выразить с авторами соответствующих предложений в том, что акты гражданского состояния имеют семейно-правовую природу, обусловленную превалированием семейноправовых признаков перед гражданско-правовыми.

В то же время считаем возможным и необходимым представить иной взгляд на поставленный вопрос. Представляется, что отношения, возникающие при регистрации актов гражданского состояния, по своей сути являются организационным элементом государственной регистрации того или иного акта гражданского состояния. От того, насколько оптимальны указанные отношения, включая непосредственное составление записи акта гражданского состояния, зависит, в частности, возможность регистрации акта гражданского состояния и наступления именно тех правовых последствий, ради которых совершается регистрация.

Парадокс, но, несмотря на общую тенденцию роста числа расторгаемых браков, наиболее востребованным актом гражданского состояния в семейных отношениях по-прежнему выступает заключение брака. Появление в административной практике так называемого «электронного ЗАГСа», а также

деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) [8; 9; 10] обусловили необходимость исследования соответствующих отношений, а именно их сути, отраслевой принадлежности и значения с точки зрения обеспечения частных и публичных интересов при государственной регистрации заключения брака. Положения, касающиеся использования МФЦ, применяются с 1 января 2013 года, в связи с чем уже есть определенный опыт правоприменения и объективные основания для его изучения.

Вопросы правового регулирования организационных отношений сохраняют свою актуальность как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках. В частности, цивилисты исследуют организационные правоотношения с точки зрения специфики преддоговорных связей, договорных обязательств, существование и функционирование которых зачастую определяется именно эффективностью организации правовых связей. С.Ю. Морозов справедливо полагает: «Необходимость в организации такой системы возникает тогда, когда наличная комбинация элементов и связей не удовлетворяет организаторов — субъектов организационного правоотношения. «Решение» организационной задачи сводится к установлению такого сочетания правовых связей между субъектами имущественного отношения, когда результат их взаимосвязанной деятельности становится больше, чем сумма результатов деятельности каждого в отдельности. Поэтому состояние организованности правоотношения подразумевает выработку таких правил поведения, которые посредством установления правовых связей позволяют сложить «активности», то есть полезные усилия субъектов, наиболее оптимальным и эффективным образом. Следовательно, помимо непрерывности организованность правоотношения предполагает эффективное сочетание правовых связей» [5].

Общеизвестно, что основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об АГС» лица, вступающие в брак, подают

в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме или направляют указанное заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг. Указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр [11].

В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. В совместном заявлении о заключении брака также должны быть указаны следующие сведения:

• фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, семейное положение до вступления в настоящий брак (в браке не состоял, разведен, вдов), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;

• национальность, образование и, при наличии у данных лиц общих детей, не достигших совершеннолетия, их количество (указываются по желанию лиц, вступающих в брак) [12];

• фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;

• реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление

о заключении брака и указывают дату его составления.

Одновременно с подачей совместного заявления необходимо предъявить:

• документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;

• документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее. В случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом ЗАГСа, в который было подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется, и орган ЗАСа на основании сведений, изложенных заявителем в заявлении, устанавливает факт прекращения предыдущего брака на основании имеющейся записи акта о расторжении брака. В этом случае лицо (лица), вступающее

в брак, вправе предъявить документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, по собственной инициативе;

• разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста в случае, если лицо, вступающее в брак, является несовершеннолетним.

В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГСа или в многофункциональный центр для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. Подпись такого заявления лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

Таким образом, лица, желающие вступить в брак, по своему усмотрению выбирают процедуру подачи заявления о заключении брака, тем самым определяя форму организационных отношений, предшествующих непосредственно государственной регистрации заключения брака. В зависимости от того, обращаются будущие супруги лично в орган ЗАГСа (это может быть любой орган записи актов гражданского состояния на территории РФ — О.И.) или в многофункциональный центр либо подают совместное заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг, возникающие при этом организационные отношения обладают определенной спецификой.

Итак, при личной подаче заявления обоими лицами, вступающими в брак, или одним из них (при наличии нотариально удостоверенного заявления другого лица) указанное заявление и необходимые документы предъявляются непосредственно специалисту органа ЗАГСа, что исключает нарушение

требований, предъявляемых к заполнению заявления и т. п. В частности, совместное заявление может быть выполнено от руки (разборчиво), машинописным способом или распечатано посредством электронных печатающих устройств без сокращений слов и исправлений. Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления. Заявление, выполненное машинописным способом или посредством электронных печатных устройств, подписывается заявителями в присутствии специалиста, осуществляющего прием данного заявления [1] (выделено автором — О.И.).

В ст. 2 ФЗ № 210 портал государственных и муниципальных услуг определен как государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенных для распространения с использованием

информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг [9].

В этой же статье дается определение понятия МФЦ. Это российская организация независимо от организационно-правовой формы (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям,

установленным настоящим федеральным законом, и уполномоченная

на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» [9].

Безусловно, идея оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме на основе принципов межведомственного информационного взаимодействия направлена на создание наиболее оптимальных условий качественного, своевременного и эффективного оказания соответствующих услуг, обеспечение интересов заявителя.

Согласно ст. 12 ФЗ № 210 предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Обращение к Административному регламенту предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации [1], порождает достаточно серьезный вопрос, от разрешения которого зависит определение предмета соответствующих организационных отношений.

Итак, в соответствии с п. 5 Административного регламента «наименование государственной услуги — государственная регистрация актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть, в том числе выдача повторных свидетельств (справок), подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния» [1].

Таким образом, наименование государственной услуги обозначено достаточно четко — «государственная регистрация актов гражданского состояния».

В связи с этим вполне обоснован вопрос о правомерности предоставления именно услуг по государственной регистрации такого акта гражданского состояния, как заключение брака через единый портал государственный и муниципальных услуг или МФЦ. Представляется, что данная услуга может быть оказана (и оказывается — И.О.) только органами ЗАГСа, в то время как не исключена подача заявления о регистрации заключения брака в электронной форме или через МФЦ.

В ст. 15 ФЗ № 210 написано: «Предоставление государственных

и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется ... по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после

однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, ., осуществляется многофункциональным

центром без участия заявителя ...» [9].

Думается, содержание данной нормы не соответствует тому, что имеет место быть. Государственная услуга, а именно государственная регистрация заключения брака, действительно оказывается после того, как оператор МФЦ примет соответствующее заявление, направит его в орган ЗАГСа с целью назначения даты и времени государственной регистрации заключения брака. В соответствии с федеральным законодательством и Административным регламентом государственная услуга по регистрации заключения брака может быть оказана только органом ЗАГСа, полномочиями по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния могут быть наделены органы местного самоуправления (п. 2 ст. 4 ФЗ «Об АГС» [11]).

Непосредственно МФЦ не предоставляет государственную услугу по государственной регистрации заключения брака, оператор МФЦ лишь принимает запрос заявителя.

В связи с этим возникает вопрос о целесообразности установления данной процедуры и эффективности соответствующих организационных правоотношений.

Представляется, что личное обращение в МФЦ лиц (лица), желающих вступить в брак, по своей сути, аналогично обращению в орган ЗАГСа. Возникающие при этом организационные отношения не предполагают для граждан какого-либо «льготного» режима, сокращения предусмотренного законом срока, освобождения от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию заключения брака и т. п.

Кроме того, нельзя оставлять без внимания и тот факт, что сотрудники МФЦ выполняют лишь функции операторов при приеме соответствующих запросов, они не вправе устанавливать наличие условий и препятствий для заключения брака, что может и должен делать сотрудник ЗАГСа, принимающий заявление о заключении брака. Таким образом, предполагаемая

эффективность организации правовых связей на самом деле оказывается на нулевом уровне.

Согласимся, что при подаче заявления о заключении брака в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг для граждан созданы более удобные условия, поскольку заявление может быть подано, как говорится, «не выходя из дома». Однако это, пожалуй, единственное преимущество.

Специфика возникающих при этом организационных отношений заключается в том, что заявитель является единственным их субъектом, формирование запроса и, как следствие, возможность его удовлетворения, определяются компетентностью, внимательностью и иными критериями, имеющими субъективную зависимость.

Таким образом, процесс оказания государственной услуги по регистрации такого акта гражданского состояния, как заключение брака, предполагает наличие предварительного этапа — организационных отношений. Действующее законодательство допускает возникновение указанных отношений двух типов:

• непосредственно между лицами, вступающими в брак, и органом ЗАГСа (органом местного самоуправления) как при личной подаче заявления, так и при подаче заявления в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг.

• между лицами, вступающими в брак, и органом ЗАГСа (органом местного самоуправления), опосредованные участием оператора МФЦ.

Однако следует иметь в виду, что при подаче заявления через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при обращении в МФЦ государственная услуга как таковая не оказывается, лишь создаются организационные условия для последующего ее предоставления.

Список литературы:

1. Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации (ст. 24). Утв. приказом Министерства юстиции РФ от 29 ноября 2011 года № 412 // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — ЦКЬ: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 29.10.2013).

2. Бахтиаров И.П. Физические лица как субъекты семейных правоотношений: монография. — М., 2011. — С. 96—105.

3. Гражданский кодекс РФ / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — ЦКЬ: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 29.10.2013).

4. Левушкин А.Н. Теоретическая модель построения системы семейного законодательства Российской Федерации и других государств-участников Содружества Независимых Государств: Автореф. ... дисс. докт. юрид. наук. — М., 2013. — С. 18, 34.

5. Морозов С.Ю. Механизм организации правовых связей посредством организационных отношений // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2011. — № 3 — С. 188.

6. Название НПА /ЦКЬ: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 29.10.2013).

7. Семейный кодекс РФ / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — ЦКЬ: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 29.10.2013).

8. Федеральный закон от 12 ноября 2012 года № 183-ФЗ «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования государственной регистрации актов гражданского состояния» //[Электронный ресурс] — Режим доступа. — ЦКЬ: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения

29.10.2013).

9. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации

предоставления государственных и муниципальных услуг»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — ЦКЬ:

http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 29.10.2013).

10. Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — ЦКЬ: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 29.10.2013).

11. Федеральный закон № 142-ФЗ «Об актах гражданского состояния»

// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — ЦЯЬ:

http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 29.10.2013).

12. Федеральный закон № 142-ФЗ от 23 июля 2013 года «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — ЦЯЬ:

http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 29.10.2013).

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Электронный научный журнал

№ 1 (1) Ноябрь 2013 г.

Свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС77-54432 от 17 июля 2013 г.

Издательство «МЦНО»

127106, г. Москва, Гостиничный проезд, д. 6, корп. 2, офис 213

E-mail: mail@7universum.com www.7universum.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.