Научная статья на тему 'Региональный университет: приоритеты развития (интервью с ректором В. П. Ковалевским)'

Региональный университет: приоритеты развития (интервью с ректором В. П. Ковалевским) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевский Владимир Петрович

В статье представлены основные результаты и стратегические направления развития Оренбургского государственного университета как регионального центра образования, науки и культуры. Определены инновационные позиции вуза, связанные с перспективами международного сотрудничества, взаимодействием со сферой производства, новыми социально-экономическими тенденциями, научно обоснованным развитием университетского комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional University. Priorities of Development

The article shows the main results and strategic development tendencies of the Orenburg State University as the regional center of education, science and culture. It determines the innovational positions of the University connected with international cooperation prospects, interaction with the productive spheres, new socio-economic tendencies, theoretically substantiated development of the university complex.

Текст научной работы на тему «Региональный университет: приоритеты развития (интервью с ректором В. П. Ковалевским)»

Успешность строительства инновационной экономики и общества знаний во многом зависит от тесной интеграции образования, науки и производства. Сегодня этот тезис не только не вызывает сомнений, но и является ключевым принципом образовательной политики большинства развитых стран, к числу которых относится и Россия. Не случайно одной из приоритетных задач нашего государства признано создание сети федеральных исследовательских университетов, способных совершить качественные прорывы в различных областях науки и технологий. Однако локальной концентрации ресурсов явно недостаточно для решения экономических и кадровых вопросов в масштабах всей страны. Очевидно, что интеллектуальные центры, призванные развивать высокотехнологичное производство и готовить востребованных специалистов, жизненно необходимы каждому российскому региону. Только прочная система регионального профессионального образования способна стать источником стабильного экономического роста, и в ее построении заинтересованы как местные власти, так и государство, и общество в целом.

Показательным примером активного участия в социальной, культурной и экономической жизни региона может служить деятельность Оренбургского государственного университета, который представляет собой крупный научно-исследовательский комплекс, ориентированный на потребности реальной экономики и чутко улавливающий новые тенденции в образовании, науке и культуре. Университет осуществляет образовательную деятельность по широкому спектру направлений и специальностей в сфере высшего, среднего, начального, послевузовского и дополнительного профессионального образования. В структуру ОГУ входят 19 факультетов, три научно-исследовательских института, шесть филиалов, пять колледжей, 13 научных центров, пять докторских диссертаци-

онных советов. Сегодняшний ОГУ - это 44 тыс. студентов, обучающихся по 113 специальностям высшего профессионального образования, 58 направлениям подготовки бакалавров, шести направлениям подготовки магистров, 17 специальностям среднего профессионального образования, 51 специальности аспирантуры и семи специальностям докторантуры.

Свою миссию университет видит в создании открытой многопрофильной высокотехнологичной образовательной среды, развитии фундаментальной и прикладной науки, в укреплении международных связей во благо региона и России.

Комплексная программа развития университета предусматривает его становление как:

• инновационного образовательного центра, разрабатывающего и использующего новейшие образовательные технологии подготовки конкурентоспособных специалистов;

• научно-исследовательского центра, который создает новые знания, разрабатывает и внедряет новейшие технологии;

• инновационного центра, осуществляющего трансфер технологий от стадии научной разработки до их технологического оформления и передачи на стадию испытаний.

О развитии Оренбургского государственного университета и его роли в жизни региона мы беседуем с ректором университета, доктором экономических наук, профессором Владимиром Петровичем Ковалевским.

- Владимир Петрович, каковы особенности региональной стратегии вашего университета? На каких принципах она базируется и решение каких задач Вы считаете приоритетным на данном этапе?

- ОГУ - это крупный приграничный университет России, на базе которого возможно объединение образовательных и научно-инновационных потенциалов отечественных и зарубежных вузов и научно-исследовательских организаций, гарантирующее российским и иностранным студентам высокое качество образования, совместную разработку и внедрение современных наукоемких технологий для развития экономики и решения социальных задач регионов.

Университет формируется как ведущий кадровый и информационный центр в большом географическом районе, охватывающем Южный Урал России, Западный Казахстан и страны Средней Азии. Такое понимание роли ОГУ позволило нам не только обозначить уникальную региональную специфику вуза, но и четко определить основные направления стратегии его дальнейшего развития как классического университета. Разуме-

ется, эти направления строго соответствуют задачам государственной политики и региональным приоритетам.

Одна из наших главных целей - формирование единого научно-образовательного и культурного пространства на основе совместной деятельности, обеспечивающей межнациональную и межкультурную интеграцию. Для этого на базе университетского Интернет-центра создается крупный трансграничный информационный центр. Не менее важную роль играет и расширение сети научноисследовательских подразделений университета, в частности создание института востоковедения, что со временем позволит нашему вузу стать крупным международным научно-образовательным центром.

Укреплению позиций университета в международном научно-образовательном сообществе будет способствовать совместное решение геополитических проблем граничащих регионов, подготовка на базе университета высококвалифицированных кадров, сохранение межнациональной и межконфессиональной толерантности.

Такой многопрофильный университет, как ОГУ, способен обеспечить комплексное изучение проблем Южного Урала, Казахстана и Средней Азии, оперативный обмен информацией и выработку на этой основе рекомендаций для региональной политики России. Это очень ответственная задача.

Реализовав обозначенную стратегию в полном объеме, мы сумеем создать условия для более эффективного взаимодействия различных регионов России со странами Средней Азии, в том числе в сфере образования, науки и культуры. И, что особенно важно, внесем свой вклад в усиление политического влияния нашей страны в центрально-азиатском секторе мирового сообщества.

Мы отчетливо осознаем всю меру ответственности, которую берем на себя, но при этом понимаем, что наша территория в хорошем смысле слова «обречена» на сотрудничество со своими южными соседями. Это регион, где России следует незамедлительно усилить свои позиции, иначе это сделают другие государства. Для этого у Оренбуржья есть все необходимые предпосылки, и даже обязательства:

• исторические (длительное совместное освоение территории);

• экономические (сложившийся хозяйственный и инфраструктурный комплекс, взаимная потребность в ресурсах и товарах);

• гуманитарные (ответственность сопредельных государств за своих граждан, проживающих по обе стороны границы);

• культурные (этнокультурная, языковая общность);

• географические (единое пространство).

Кроме того, со странами Средней Азии нас все еще объединяют традиции советской высшей школы. Выстраивая отношения с соседями на принципах взаимного доверия и уважения, учитывая интересы сторон, можно сохранить все лучшее, что есть в наших системах образования, и реализовать задуманное.

- Нашли ли эти общие принципы конкретное отображение в программе развития университета?

- Да, университетом принята программа стратегического развития до 2020 года, где детально прописаны задачи, стоящие перед нашим коллективом в образовательной, научно-исследовательской, международной и финансово-экономической деятельности, а также в области информатизации, социально-воспи-

тательной работы и укрепления материальной базы. Ключевые позиции программы - приоритетность фундаментального образования и гарантии высокого качества образовательного и научно-исследовательского процессов.

Университет будет активно развивать систему многоуровневого непрерывного профессионального образования. При выходе на международный уровень мы неизбежно столкнемся с необходимостью определения специфики институциональных основ инноваций в сфере образования, а также их организационного, финансового и методического обеспечения. Для успешного совместного решения научно-образовательных задач с нашими зарубежными партнерами потребуется установление эффективного социально-экономического партнерства, объединяющего системы высшего профессионального образования и хозяйствующие субъекты разных стран.

В организацию научно-исследовательской работы также будут внесены изменения. Оренбургская область, Западный Казахстан и республики Средней Азии богаты полезными ископаемыми, поэтому успешное развитие этих регионов во многом зависит от использования природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья. Однако большие доходы добывающих отраслей до сих пор обеспечивались исключительно высокими ценами на сырье, а не за счет применения современных и эффективных технологий переработки полезных ископаемых. Падение цен сразу же обнажило серьезные проблемы этих отраслей экономики

- дефицит квалифицированных кадров и отсутствие эффективных технологий добычи и глубокой переработки природных ресурсов.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы планируем создать научноисследовательский институт органического синтеза (разрабатывающий технологии и методы добычи нефти, газа, бурого угля и металлов), а также укрепить материальную базу центра коллективного пользования «НИИ микро- и нанотехнологий ОГУ», создав на его основе научно-образовательный центр и существенно расширив взаимодействие с российскими и зарубежными вузами и научно-исследовательскими институтами. Будет расширена и сфера деятельности технопарка ОГУ путем создания новых центров и лабораторий.

Развивая партнерские отношения с иностранными вузами, наш университет стремится создать привлекательные условия для экспорта образовательных услуг и увеличить число студентов и аспирантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Мы будем стимулировать и сотрудничество со студенческими и молодежными организациями, совместно проводя мероприятия, способствующие повышению гражданской, общественно-политической и творческой активности преподавателей и студентов университета.

Стратегическая программа также предусматривает реализацию комплекса мер по социальной поддержке студентов, аспирантов и преподавателей с целью закрепления молодых кадров в университете, создания благоприятных условий для лечения и отдыха, совершенствования единой системы общественного питания и, конечно, дальнейшего развития системы студенческого самоуправления.

- Что нового предполагается внести в управление университетским комплексом?

- Оренбургский государственный университет одним из первых в стране начал процесс реальной интеграции образовательных учреждений региона. В разные годы в состав университета вошли Орский государственный педагогический институт им. Т.Г.Шевченко, Оренбургский филиал Всесоюзного финансо-

во-экономического института, Орский филиал Всесоюзного заочного политехнического института, техникумы и профессиональные училища. Многолетний мониторинг учебно-научной деятельности образовательных учреждений, ставших подразделениями ОГУ, позволяет констатировать существенное повышение эффективности их образовательного процесса. Сам же университет в результате такой интеграции стал одним из крупнейших вузов страны, где сосредоточен мощный интеллектуальный потенциал и обучаются около 60% студентов всего Оренбуржья.

Новая программа предусматривает дальнейшее совершенствование системы управления университетским комплексом за счет ее упрощения, удешевления, повышения мобильности и оперативности, а также путем сбалансированного сочетания стратегического и оперативного менеджмента. Нам предстоит пересмотреть и частично изменить внутривузовские нормативно-правовые документы, регламентирующие отдельные виды деятельности, и создать условия для нового позиционирования университета. Участие студентов во всех формах управления университетом также будет расширяться, дальнейшее развитие и поддержку получат органы студенческого самоуправления и общественные организации студентов.

- Наиболее острыми для всех российских вузов остаются проблемы финансового обеспечения. Хватит ли вашему университету ресурсов для осуществления столь масштабных планов?

- Разумеется, для реализации стратегической программы потребуется обеспечить рост консолидированного бюджета за счет увеличения государственного финансирования и внебюджетных поступлений. Мы планируем увеличить объем платных образовательных услуг и расширить контингент коммерческих студентов, в том числе иностранных.

Переход на новую систему оплаты труда, в свою очередь, актуализирует непростые финансовые вопросы, связанные с увеличением объема средств на выплаты стимулирующего характера, определением заработной платы научных работников, вспомогательного и административно-управленческого персонала, а также стипендиального обеспечения студентов, аспирантов и докторантов. Конечно, потребуется дополнительный анализ действующего штатного расписания.

Если же говорить об инвестициях в нашу материально-техническую базу, то они подразделяются на две основные категории. Во-первых, это средства, отчисляемые на модернизацию и обновление существующего парка приборов и оборудования и создание новых специализированных лабораторий и аудиторий. На эти цели помимо бюджетных денег ежегодно направляется не менее 20% средств из внебюджетных источников. В программе это направление детально прописано.

Во-вторых, это финансирование реконструкции и строительства новых зданий, которое неизбежно предполагает разработку эффективных механизмов для привлечения дополнительных инвестиций. В ближайшие годы наш университет намерен осуществить реконструкцию нескольких учебных корпусов и других сооружений.

- Высокий уровень и большой объем научных исследований всегда отличал университеты от других образовательных учреждений. Сегодня же функции университетов значительно расширяются: благодаря развитой инфраструктуре они

становятся основными площадками для технологических инноваций и выполняют ключевую роль в интеграции науки, образования и производства. Каковы достижения ОГУ в этом направлении? Оказывает ли влияние ваша научная работа на жизнь региона?

- Безусловно. Многолетняя практика показала, что значительную долю инновационных проектов можно реализовать на базе нашего университетского комплекса. Составными частями региональной инновационной инфраструктуры являются подразделения университета и его стратегических партнеров: это прежде всего автономная некоммерческая организация «Технопарк ОГУ», «Оренбургский областной бизнес-инкубатор» и «Центр трансфера технологий», объединяющий ученых ОГУ, Оренбургского научного центра УрО РАН и представителей других организаций. Технопарк ОГУ выполняет работы по проектированию строительных конструкций, проводит экспертизу и выдает заключения по организационной и технической готовности предприятий к осуществлению лицензируемых видов деятельности, например контролирует работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. В рамках технопарка функционируют два специализированных центра: Центр мониторинга окружающей среды и Центр сертификации пищевых производств.

Для разработки технологий синтеза субмикронных атомно-молекулярных объектов и получения на основе наноструктур новых элементов многофункционального назначения в университете создан институт микро- и нанотехнологий. Большое внимание уделяется и перспективным исследованиям в области медицины и биологии. У нас работает Центр лазерной и информационной биофизики и активно развивается научно-исследовательский институт биоэлементоло-гии, который также является сателлитным центром ЮНЕСКО по изучению эс-сенциальных программ.

ОГУ наладил тесное сотрудничество и проводит совместные разработки со многими предприятиями региона. В числе наших партнеров ОАО ПО «Стрела», ФГУП «Оренбургские авиалинии», МНТК «Микрохирургия глаза», ООО «Радиационно-экологический контроль», ОАО «Энергоучет», ООО «Инновационное производственное предприятие ИНТРО», ООО «Оренбургфизика».

В целом университет осуществляет подготовку научных кадров по 51 научной специальности 12 отраслей наук. Контингент наших аспирантов и соискателей составляют свыше 750 человек. Сформированы и успешно развиваются научно-педагогические коллективы по 13 научным направлениям, издается научный журнал «Вестник ОГУ», работают пять докторских диссертационных советов. Соискателям ученых степеней оказывается финансовая поддержка. Кроме того, в университете действует гибкая и эффективная система грантов и творческих отпусков, обеспечивающих возможность проведения и завершения научных исследований.

Этот мощный ресурс обусловил значительный рост научного потенциала не только университета, но и всего региона. Только за последние пять лет нашими докторантами и аспирантами защищены 51 докторская и почти 500 кандидатских диссертаций. Сегодня в университете работают более 1000 человек с учеными степенями и званиями, в том числе 175 докторов наук.

- Ваш университет также является центром методической деятельности региональной системы профессионального образования. Что удалось сделать в этом направлении за последний год?

- В прошлом году университет стал инициатором и участником 16-ти научных конференций различного уровня, отмечу лишь некоторые из этих мероприятий.

В январе 2008 г. в Оренбургском государственном университете проходила V Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения», ставшая заключительным этапом реализации проекта ТЕМПУС «Совершенствование системы качества образования в российских университетах». Благодаря этому проекту 23 сотрудника ОГУ смогли познакомиться с образовательными системами Дании и Франции, узнать о подходах этих стран к оценке качества образования, а наш вуз приобрел нового партнера - Университет Хаменлинна (Финляндия).

Большой интерес вызвала традиционно организуемая на базе ОГУ Всероссийская научно-практическая конференция, которая на этот раз проводилась по теме: «Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов». Эта многогранная проблема всесторонне рассматривалась на тридцати одной секции конференции.

В октябре 2008 г. университет организовал заседание УМО вузов России по направлению 653400 - «Организация перевозок и управление на транспорте». В течение трех дней представители более 30 вузов России определяли направления развития транспортных специальностей, обсуждали государственные стандарты третьего поколения, высказывались по поводу перехода на двухуровневую систему образования.

Актуальные вопросы информатизации обсуждались на традиционной VII Всероссийской научно-практической конференции с участием зарубежных представителей «Современные информационные технологии в науке, образовании и практике», которая состоялась в ноябре.

Важно отметить, что филиалы нашего университета также являются образовательными, культурными, научными и методическими центрами своих районов и городов. Ежегодно Всероссийские научно-практические конференции проходят на базе Орского и Бузулукского гуманитарно-технологических институтов (филиалы ОГУ), Уфимского и Кумертауского филиалов, а региональные конференции организуют Акбулакский и Бугурусланский филиалы ОГУ. Только за последние пять лет преподавателями университета подготовлено и издано 250 монографий, около тысячи учебников и учебных пособий, в том числе более 60-ти - с грифами федеральных органов образования.

- Владимир Петрович, в заключение нашей беседы хотелось бы затронуть общие проблемы российской высшей школы. Какие вопросы, на Ваш взгляд, являются наиболее актуальными и заслуживают подробного обсуждения на страницах нашего журнала?

- Прежде всего я хочу поблагодарить редакцию журнала «Высшее образование в России» за всестороннее и своевременное освещение актуальных проблем российской высшей школы. В прошлом году преподаватели инженернотехнических специальностей имели возможность подробно изучить материалы 37-го Международного симпозиума по инженерной педагогике ГС1Р. На страницах журнала была представлена широкая панорама мнений об инновационных возможностях инженерно-технического образования и практической реализации новых научных разработок. Актуальными и своевременными были ста-

тьи, где обсуждались перспективы развития регионального и многоуровневого профессионального образования, анализировались компетентностная модель и тенденции глобализации в высшей школе. Все более интересной и насыщенной становится рубрика «Образование за рубежом», помогающая российским вузам, и нашему университету в частности, развивать международные научные и образовательные партнерские отношения. Интересна и полезна подборка материалов «Online Education», где представлены тенденции дистанционного образования, опыт внедрения мультимедийных технологий и виртуальных практикумов. От имени профессорско-преподавательского коллектива Оренбургского государственного университета примите пожелания дальнейших творческих успехов.

Если же говорить о будущих задачах, то 2009 год, безусловно, знаменует новый этап радикального реформирования системы образования, который серьезно повлияет на жизнь российских университетов. Очень важно, чтобы финансово-коммерческая составляющая реформы не вытеснила научную, культурную и воспитательную функции высшей школы.

Думаю, что детального анализа и обсуждения требуют такие проблемы, как переход вузов на новую систему оплаты труда, создание федеральных университетов, новые аккредитационные показатели и критерии работы вузов. Крайне важно представлять перспективы и последствия возможного сокращения количества высших учебных заведений.

Надеюсь, что в новом, 2009 г. нам удастся сформировать грамотную стратегию развития высшей школы и повысить научно-образовательный потенциал России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.