Региональный центр образования, науки, культуры и инновационного развития
Оренбургский государственный университет относится к числу крупных динамично развивающихся региональных университетов России. Пройдя полувековой путь от скромного филиала индустриального вуза с вечерней и заочной формами обучения до классического университета, сегодняшний ОГУ успешно готовит специалистов по всем уровням профессионального образования. Главнейшей задачей университетского образования является обеспечение высокого качества подготовки специалистов. Ее решение базируется на трех краеугольных камнях: кадровом потенциале, методическом обеспечении, материально-технической базе. Жизнь в ХХ1 в. меняется слишком быстро, чтобы интеллектуальная элита общества могла позволить себе «простое воспроизводство», - сегодня требуются исследователи, широко и нестандартно мыслящие, готовые к решению проблем любого уровня сложности. Для производства этого «штучного товара » мало традиционных учебных технологий - нужны скоординированные личностные усилия профессоров, преподавателей, всех специалистов.
Сегодняшний ОГУ - это более 43 тысяч студентов, обучающихся по 111 специальностям высшего, 17 специальностям среднего и 6 профессиям начального профессионального образования, 50 направлениям бакалавриата и 4 направлениям подготовки магистров, 48 специальностям аспирантуры, 7 специальностям докторантуры, программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В структуру университета входят 6 филиалов, аэрокосмический институт, 18 факультетов, межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, 3 научно-исследовательских института, 5 колледжей, а также различные комплексы и центры.
Комплексная программа развития университета на 2006-2010 гг. предусматривает его становление:
• как инновационного образовательного центра, который разрабатывает и использует новейшие образовательные технологии подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда;
• как научно-исследовательского центра, которым создает новые знания, разрабатывает и внедряет инновационные технологии;
• как инновационного центра, осуществляющего трансфер технологий от стадии научной разработки до их технологического оформления и передачи на стадию испытаний.
О приоритетах и перспективах развития ОГУ мы беседуем с его ректором, доктором экономических наук профессором Владимиром Петровичем Ковалевским.
- Прежде чем рассказать о нашем университете, я хотел бы поздравить редакцию и читателей журнала «Высшее образование в России » с достойным завершением юбилейного года работы журнала. За 15 лет сформировалась целостная и актуальная концепция журнала, которая основана на интегративном анализе различных аспектов развития российской высшей школы. Определилась и его структура, включающая такие востребованные, на наш взгляд, тематические рубрики, как «Практика модернизации », «На перекрестке мнений», «Из жизни вуза», «Обсуждаем проблему».Высокий научный уровень журнала в сочетании с информационной насыщенностью сделал его одним из самых читаемых в университетских кругах. От имени профессорско-преподавательского состава Оренбургского государственного университета примите пожелания дальнейших творческих успехов во всех ваших начинаниях.
- Владимир Петрович, во многих регионах России в последние годы интенсивно развиваются вузы, филиалы вузов, университетские комплексы и ассоциации. Каковы, на Ваш взгляд, особенности стратегии ОГУ как регионального вуза? Как сформировалась эта стратегия?
- Свою стратегию университет выработал в процессе длительного поиска. Наш вуз прошел, если так можно выразиться, все ступени роста.
История создания университета уходит в далёкий 1955 год, когда в г. Чкалове было открыто вечернее отделение Куйбышевского индустриального института. Отсутствовали собственные помещения, преподавательские кадры, опыт работы в сфере высшего технического образования, но была острая потребность в грамотных и квалифицированных инженерах, способных поднять экономику региона на качественно новый уровень. Так зародилась стратегия развития вуза, которая реализуется уже более полувека.
В 1971 г. вуз получил статус самостоятельного института. На образовательной карте страны появилось новое высшее учебное заведение - Оренбургский политехнический институт. В этот период стратегическим направлением было развитие самостоятельного вуза с собственной материальной базой и кадровым потенциалом. Это предполагало радикальные изменения принципов планирования и организации учебной и научно-исследовательской работы.
В 70-е гг. интенсивно развивалась и совершенствовалась учебная, социальная, библиотечная и научно-исследовательская инфраструктуры вуза, что позволило существенно повысить качество подготовки студентов и престиж вуза в регионе. Так установился еще один важнейший принцип нашей стратегии - комплексное развитие инфраструктуры вуза.
В 80-е гг. в целях обеспечения кадрами регионального производства и повышения образовательного уровня населения расширился спектр специальностей и образовательных услуг, увеличился контингент обучающихся, были созданы новые факультеты и кафедры, организован межрегиональный центр переподготовки и повышения квалификации, принято решение об открытии аспирантуры. Устойчивая поступательная динамика развития образовательной системы уже тогда стала отличительной чертой регионального вуза.
Вуз активно искал новые формы сотрудничества с предприятиями: создавались филиалы кафедр, базы практик, велись совместные научно-исследовательские работы. Развивая это сотрудничество, мы заложили основы интеграции с региональными производствами.
25 октября 1994 г. приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию Оренбургский политехнический институт был переименован в Оренбургский государственный технический университет. Концепция многопрофильного образовательного центра региона во многом определила контуры будущего ОГУ.
Быстрыми темпами шло превращение университета в крупнейший научно-исследовательский центр региона, потребностью времени стало перерастание технического вуза в многопрофильный университет, готовящий специалистов по фундаментальным наукам, имеющий свои научные направления и школы. Формирование инновационной научной стратегии вуза всегда шло в русле приоритетных направлений развития науки и техники, актуальных направлений гуманитарных и естественно-научных исследований.
25 января 1996 г. Государственный комитет РФ по высшему образованию переименовал Оренбургский государственный технический университет в Оренбургский государственный университет. Впервые в истории Оренбуржья молодым людям представилась возможность получить полноценное университетское образование, не покидая пределов своей области.
В 1997 г. Правительством Российской Федерации подписано постановление № 1279 «О мерах по развитию Оренбургского государственного университета ». Реализация этого постановления позволила существенно улучшить материально-техническую и социально-культурную базу вуза. Действенной формой научно-производственной деятельности стал созданный в ОГУ учебно-научно-производственный комплекс (УНПК). Научно-исследовательская деятельность вошла в систему работы преподавателей и студентов.
На рубеже ХХ и XXI вв. университет расширил свои границы и создал сеть филиалов и представительств в Оренбургской области и за ее пределами, в его структуру вошли институты, профессиональные училища, лицеи, техникумы. Укрепились партнерские отношения с вузами России. Налаживаются связи с вузами Дании, Германии, Японии и других стран. Идея
территориальной распределенности и открытости, широкой доступности качественного университетского образования оказалась плодотворной и стала традиционной характеристикой деятельности университета. Развитие образовательной вертикали и сегодня составляет приоритетное направление нашей стратегии.
В результате интенсивного комплексного развития университета в регионе стало весьма ощутимым его позитивное образовательное, культурное, социальное, экономическое и демографическое влияние, которое является важнейшей институциональной функцией вуза.
Проблемы, решаемые вузом на пути к региональному университетскому комплексу, требовали нестандартных подходов к внутривузовскому управлению, разработки соответствующей нормативной базы, новых механизмов финансирования и бюджетирования. Если следовать принятой сегодня терминологии, ОГУ выработал научно обоснованную стабильную политику интенсивного роста и умеренных рисков.
Нами обобщался и опыт формирования крупных университетов в зарубежных странах, анализировалась специфика создания университетских комплексов в России. Определенный вклад в научное и экономическое развитие страны внесла также инновационная деятельность технопарков, инновационно-технологических центров, региональных информационно-аналитических центров и центров содействия развитию научно-технического предпринимательства. Университетские комплексы стали важнейшими социальными институтами, обеспечивающими устойчивое и сбалансированное развитие экономики, социальной сферы и культуры своих регионов.
В настоящее время ОГУ реализует стратегию развития регионального университетского комплекса. Цель такой стратегии - создание открытой многопрофильной высокотехнологичной образовательной среды, которая позволяет динамично реагировать на вызовы в образовании, науке и культуре, ориентироваться на потребности реальной экономики и запросы рынка труда.
Оренбургский государственный университет видит свою миссию в развитии национальной системы образования, фундаментальной и прикладной науки, укреплении международных связей во благо региона и России.
- Как складывается взаимодействие университета с бизнес-сообществом?
- Благодаря развитой инфраструктуре университетский комплекс приобретает уникальную роль интегратора в региональном сообществе. Термин «интегратор» применил к деятельности вузов ректор Нижегородского университета профессор Р. Стронгин, понимая под ним
организацию, реализующую процессы взаимодействия, сотрудничества, партнерских отношений на интеллектуальном университетском базисе. Такая структура выступает и как участник, и как посредник, и как катализатор коммуникации и кооперации образовательных и научных структур с производством, учреждениями культуры, властными органами. Наш опыт показал, что значительную долю инновационных проектов, предполагающих объединение ресурсов регионального образования, науки и производства, возможно реализовать с участием или на базе университетского комплекса ОГУ. Эта позиция нашла отражение в двусторонних договорах о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой, с Союзом промышленников и предпринимателей, с предприятиями Оренбургской области. Разработан проект создания на базе учебно-научно-производственного комплекса ОГУ регионального технопарка. Составляющими частями региональной инновационной инфраструктуры являются подразделения университетского комплекса и его стратегических партнеров, среди которых автономная некоммерческая организация «Технопарк ОГУ», «Оренбургский областной бизнес-инкубатор », «Центр трансфера технологий », объединяющий ученых ОГУ, Оренбургского научного центра УрО РАН, и др.
Для планирования и организации работ по развитию малого научно-технического предпринимательства, разработке и внедрению новых наукоемких технологий, для содействия проведению фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям науки, техники и технологий в ОГУ был создан первый в регионе научно-технологический парк. За время существования «Технопарка ОГУ» было получено 12 лицензий на различные виды деятельности. Создан экспертный центр объектов повышенной опасности и орган по сертификации услуг на автомобильном транспорте. Технопарк ОГУ выполняет работы по проектированию строительных конструкций, проводит экспертизу и выдает заключения по организационной и технической готовности предприятий к осуществлению лицензируемых видов деятельности, состоянию производственной базы предприятий, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. Организованы и функционируют центр экологической подготовки и мониторинга окружающей среды, центр наукоемких технологий и сертификации пищевых производств.
Для разработки технологий синтеза субмикронных атомно-молекулярных объектов и получения на основе наноструктур новых функциональных элементов многофункционального назначения в университете создан и успешно развивается институт микро- и нанотехнологий.
В связи с необходимостью развития современных наукоемких технологий, базирующихся на фундаментальных исследованиях в биологии и медицине, с учетом определяющей роли информационных, лазерных и наноскопических технологий в структуре ОГУ действует Центр лазерной и информационной биофизики. Активно развивается научно-исследовательский институт биоэлементологии, который является сателлитным центром ЮНЕСКО по изучению эссенциальных элементов.
Постоянно расширяется инновационная учебно-научно-производственная деятельность на базе предприятий и организаций-партнеров ОГУ, среди которых ОАО ПО «Стрела», ФГУП «Оренбургские авиалинии», МНТК «Микрохирургия глаза», ООО «Радиа-ционно-экологический контроль», ОАО «Энергоучет», ООО «Инновационное производственное предприятие ИНТРО », ООО «Оренбурггеофизика » и др.
Важнейшим аспектом взаимодействия университета и бизнес-сообщества является трудоустройство выпускников. В ОГУ создан отдел содействия трудоустройству выпускников и маркетинга образовательных услуг. В рамках делового сотрудничества с област-
ной молодежной биржей труда и департаментом занятости населения по Оренбургской области происходит взаимный обмен информацией о состоянии и изменениях рынка труда в регионе, ведется совместный мониторинг трудоустройства выпускников ОГУ, организуются Ярмарки вакансий. Работники предприятий различных форм собственности активно привлекаются к участию в подготовке специалистов (целевая подготовка, курсы, учреждение стипендий и др.), проведению презентаций предприятий и организаций работодателей.
- Владимир Петрович, современная образовательная ситуация неоднозначна. Много проблем оставил образованию социально-экономический кризис конца ХХ в. Как отражается на деятельности регионального вуза значительное снижение количества выпускников школ и абитуриентов, возникшее в результате демографического спада 90-х гг.?
- Это проблема, которую нам приходится решать комплексно, учитывая объективные процессы развития общества, психологию современной молодежи, социально-экономическую ситуацию в регионе, конкуренцию на рынке образовательных услуг, состояние профориентационной и воспитательной работы, развитие непрерывного образования, формирование сети филиалов и другие факторы, которые определяют направления деятельности вуза в сложившейся ситуации.
Демографический кризис затронул систему высшего образования в меньшей степени, чем среднего профессионального или, тем более, начального. Должен уточнить, что университет - это многоуровневая структура, в которой отчетливо наблюдается перетекание абитуриентов из ссузов в вузы. Спрос на высшее образование по-прежнему высок как в России, так и за рубежом. Этот факт необходимо соотнести с региональной ситуацией и грамотно использовать в целях позитивного развития и личности, и вуза, и региона.
Так, например, практически во всех сферах деятельности отмечается большая потребность в Неспециалистах, существует и адекватный рост числа желающих обучаться в вузе. Следовательно, 1Т-технологии должны быть как можно шире представлены в спектре специальностей вуза.
Есть и другая ситуация: социально-экономические и политические реформы в стране активизируют интерес к экономическим и юридическим специальностям, несмотря на то что рыноктруда перенасыщен такими специалистами. Полагаю, что и на эти специальности конкурс при поступлении будет по-прежнему высоким.
Важнейшим фактором, обеспечивающим привлечение абитуриентов в вуз, является возможность успешного трудоустройства в родном городе. Полагаю, что не будут пустовать аудитории на факультетах, обеспечивающих кадрами бюджетообразующие отрасли региона. В ОГУ для нашей Оренбургской области таких специалистов готовят многие факультеты. В течение ряда последних лет сохраняется высокий конкурс при поступлении на большинство специальностей.
Приведем некоторые результаты рейтинга факультетов и специальностей университета по результатам конкурса. Рейтинг популярности возглавил юридический факультет (средний конкурс по факультету - 5,5 человек на место). Далее следуют профессии, связанные с финансами (в среднем 4,2 человека на место). Растет престиж журналистики: год назад факультет не входил в пятерку лидеров, а в 2007 году занял почетное третье место (4 человека на место). Несколько отстал факультет филологии (3,4 человека на место). Завершает список лидеров факультет экономики и управления (2,8 человека на место).
- Как Вы учитываете возможные изменения инфраструктуры регионального производства?
- Университет не только развивает специальности, популярные и востребованные сегодня (мы о них говорили выше), но и работает на перспективу. Мы готовим инженеров-машиностроителей, инженеров аэрокосмической промышленности, специалистов пищевой и химической промышленности, преподавателей, учителей, экологов, биологов и др. В ОГУ ведется подготовка по классическим естественно-научным и математическим университетским специальностям. В головном вузе естественно-научные специальности составляют 14%, гуманитарно-социальные - 17%, специальности экономики и управления - 21%, технические - 48% от общего количества специальностей. Маркетинг рынка труда, взаимодействие с работодателями, гибкая ценовая политика в сфере коммерческого обучения - все это позволяет нам оперативно реагировать на изменение региональной инфраструктуры.
Постоянно расширяется спектр специальностей профессиональной переподготовки дипломированных специалистов. В межотраслевом региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ведется подготовка по 14 специальностям высшего профессионального образования, 43 программам дополнительного профессионального образования. Вновь открытые образовательные программы тесно увязаны с потребностями отраслей экономики региона. Так, реализуются программы повышения квалификации для специалистов налоговых органов, работников строительных отраслей, сотрудников управления федерального казначейства по Оренбургской области, муниципальных служащих, специалистов промышленного комплекса и др.
- Владимир Петрович, в российском образовании много нововведений в рамках Болконских соглашений, которые уже внедряются в практику региональных вузов. Как Вы оцениваете их результативность, каковы перспективы и последствия этих перемен?
- Российская высшая школа имеет свои давние традиции, демонстрирует высокое качество и востребованность своих выпускников. В то же время модернизация образования неизбежна, если понимается как эволюционный процесс, вызванный растущими потребностями общества в новых знаниях, умениях и качествах специалиста, таких как лидерство, творчество, неординарность, работоспособность, ответственность, коммуникабельность и т.д.
Нововведения в вузах определяются участием России в Болонском процессе, реализацией приоритетного национального проекта «Образование», развитием рыночной экономики. Наш вуз уже имеет определенный опыт успешного внедрения образовательных новаций. Университет в целом положительно относится к модернизационным процессам и активно участвует во многих из них, например таких, как единый государственный экзамен, централизованное интернет-тестирование, двухуровневая система обучения. Остановлюсь на некоторых моментах.
ОГУ одним из первых в стране и регионе принял участие в эксперименте по проведению конкурсных испытаний по результатам ЕГЭ. В настоящее время эта процедура перешла в так называемый «штатный режим», практически полностью автоматизирована и методически обеспечена. Абитуриенты 2007 г. с удовлетворением говорили о высоком уровне организации и скорости приема документов, четкой работе приемной комиссии. В чем же проблема? Преподаватели университета сталкиваются с существенными пробелами в школьном образовании своих студентов, причем это не только и не столько отсутствие знаний, сколько неумение анализировать, логично излагать свои мысли, свободно и
грамотно общаться, генерировать новые и нестандартные идеи. Очевидно, система тестирования не позволяет развивать указанные качества, способности и умения. В этой связи мы вынуждены дополнять вступительные испытания по ряду специальностей творческим конкурсом, проводимым наряду с конкурсом по результатам ЕГЭ. Это, например, специальности «Дизайн», «Архитектура», «Журналистика», «Связи с общественностью».
Университет второй год участвует в централизованном интернет-тестировании. В летнюю сессию 2006-2007 учебного года было проведено 70 сеансов тестирования по 22 дисциплинам для студентов 35 специальностей. Отрадно, что в целом полученные результаты оказались выше, чем в среднем по России.
Двухуровневая система обучения уже действует в ОГУ по 12 направлениям подготовки бакалавров и 4 направлениям подготовки магистров. Развитие международных связей с вузами Дании, США, Франции, Японии, Китая позволило нам оценить преимущества этой системы при нострификации дипломов. Сопоставимость и признание документов об образовании расширяют студенческие и преподавательские обмены, предоставляют новые возможности трудоустройства выпускников за рубежом. В то же время трудоустройство бакалавров в российских регионах затруднено, так как образовательные стандарты, действующие сегодня, не могут обеспечить достаточной специальной подготовки.
Работодатели сегодня предъявляют высокие требования к поступающим на работу. В первую очередь их интересует уровень готовности специалиста к профессиональной деятельности. Объявления о вакансиях, как правило, содержат фразу: «Требуется опыт работы в данной сфере». Бакалавр, скорее всего, сможет претендовать на работу в среднем звене (техник, оператор), что требует практико-ориентированной подготовки. Бакалавриат таких умений не обеспечивает. Каковы возможности продолжения его образования? В нашем университете эта проблема решается - за последние два года открыты четыре направления магистратуры.
Свою задачу мы видим в развитии научных школ и подготовке кадров высшей квалификации, в наращивании научного и инновационного потенциала, обеспечении высокого уровня фундаментальной подготовки. Контингент аспирантов и соискателей в ОГУ составляет около 800 человек (в 1990 г. - всего 8 человек!). В университете разработаны и внедрены такие формы финансовой поддержки соискателей ученых степеней, как предоставление грантов и творческих отпусков для завершения докторских и кандидатских диссертаций. Действуют также различные виды стимулирования деятельности научных руководителей. Это дало ощутимые результаты, и только за последние три года аспирантами и соискателями ученых степеней защищено около 40 докторских и более 300 кандидатских диссертаций.
- Вы реализуете широкий спектр специальностей и направлений подготовки. Университетский комплекс является монополистом рынка образовательных услуг региона?
- В Оренбургской области функционируют шесть государственных, три негосударственных вуза и 24 филиала различных вузов. Уменьшение количества выпускников обострило конкурентную борьбу за абитуриентов, которая уже давно существует между вузами города и филиалами. В этих условиях стратегия ОГУ включает следующие позиции.
Университет предлагает широкий спектр востребованных в регионе технических и естественно-научных специальностей, для развития которых требуется высокотехнологичная материально-техническая база и кадры ППС. Сектор гуманитарно-социальных специальностей и специальностей экономики и управления характеризуется развитием
специализаций, широким внедрением информационных технологий, активностью НИРС и дополнительных образовательных программ. В ОГУ созданы все условия для непрерывного, постдипломного и дополнительного образования, сформированы научно-педагогические коллективы, диссертационные советы, в стенах университета выпускник школы сможет пройти путь «от абитуриента до профессора ». Такого высокого технического, научного и кадрового потенциала, как в университетском комплексе, в настоящий момент в регионе больше нет.
В целях подготовки «своего» абитуриента университет ведет активную профориента-ционную работу по всей Оренбургской области и в соседних регионах. Пять университетских колледжей не только осуществляют подготовку специалистов среднего профессионального звена, но и обеспечивают преемственность программ среднего и высшего профессионального образования и базу для обучения выпускников колледжей в университете в сокращенные сроки. Осознанный выбор профессии, наличие способностей, достаточная подготовка и принятие ценностей профессионального образования - вот залог подготовки компетентного специалиста.
Немаловажным является рост престижа университетского образования, создание позитивного имиджа студента ОГУ, развитие корпоративной культуры выпускников, что является важнейшим направлением социально-воспитательной работы в вузе.
Университет формирует информационное научно-образовательное пространство, представленное межвузовской библиотекой, интернет-центром, собственным издатель-ско-полиграфическим комплексом. Издается ежемесячный научный журнал «Вестник Оренбургского государственного университета», выходит еженедельная газета «Оренбургский университет», выпускается разнообразная печатная продукция, способствующая формированию университетского имиджа. На базе ОГУ проводятся международные и всероссийские конференции, семинары и встречи.
Филиалы ОГУ развиваются в соответствии с потребностями региона и являются в большинстве случаев единственными вузами, предоставляющими студентам бюджетные места. Эти структурные подразделения успешно прошли процедуру аттестации и аккредитованы в составе ОГУ.
Таковы в основном стратегия и тактика ОГУ, результат которых очевиден: в университете обучаются более половины студентов Оренбургской области (43 тыс. из 85 тыс. студентов). В среднем на первый курс ежегодно принимаются 8,5 тыс. человек, что составляет 55% от общего количества студентов, зачисленных в вузы области. Выпуск дипломированных специалистов по специальностям высшего профессионального образования в 2007 г. составил более 6 тыс. человек.
Мы не монополизируем рынок образовательных услуг региона, но стремимся стать региональным образовательным центром, чтобы насытить регион качественным, современным и доступным профессиональным образованием. В этом состоит наша основная задача.