Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (1), с. 17-22
УДК 378 (470.56)
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
© 2012 г. В.П. Ковалевский
Оренбургский госуниверситет
Поступила в редакцию 25.07.2011
Представлены опыт и перспективы дальнейшего развития университетского комплекса Оренбургского государственного университета как фактора повышения инновационного и образовательного потенциала региона в современных условиях.
Ключевые сливс: инновационный потенциал, университетский комплекс, университетский образовательный кластер, многоуровневое образование, инновационное развитие.
Для современного общества характерен новый взгляд на систему уровневого профессионального образования и его роль в развитии региональной экономики. В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [1] на первом этапе (2011-2013 гг.) планируется повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям. В связи с этим внимание ученых и практиков, работающих в сфере высшего профессионального образования, направлено на решение таких вопросов:
• проектирование инновационных структур университетских комплексов и определение их места и роли в современных социально-экономических условиях;
• апробация функциональных, институциональных, технологических, сетевых, качественных и других моделей развития университетских комплексов на базе региональных вузов;
• установление оценочно-критериальной базы для определения статуса, ресурсов и характеристик регионального университетского комплекса;
• повышение потенциала университетского комплекса, эффективности его функционирования, конкурентоспособности в современных условиях.
Оренбургская область богата полезными ископаемыми и является одним из донорских регионов России. Однако ее развитие полностью зависит от использования природных ресурсов, прежде всего нефти и газа. Необходимо признать, что других, легко реализуемых, стратегических преимуществ у региона практически нет. При этом высокие доходы сырьевых отраслей экономики в большей степени обеспечиваются высокими ценами на продукцию добывающих
отраслей и в меньшей - использованием современных и эффективных технологий добычи и переработки полезных ископаемых. Кроме того, развитая инфраструктура этих отраслей требует непрерывного притока квалифицированных специалистов различного профиля. Решить эти проблемы только привлечением кадров из других регионов, как показала практика, не удается.
Следовательно, для того чтобы добиться устойчивого экономического развития, регион должен:
• самостоятельно готовить квалифицированные кадры;
• повышать уровень рентабельности добывающих отраслей за счет внедрения более эффективных технологий и методов добычи;
• внедрять новейшие технологии производства.
Учитывая специфику региона, заключающуюся в сравнительно низкой плотности населения, непростых климатических условиях и удаленности от основных транспортных магистралей, нельзя делать ставку на производство дешевых товаров. Необходимы ускоренная модернизация и реконструкция экономики, заметное увеличение в ее структуре отраслей обрабатывающей промышленности и наукоемких производств.
Условия позволяют успешно развивать в регионе химическую промышленность, отдельные отрасли машиностроения, в частности производство бытовой техники, которое уже начинает складываться на востоке области, легкую промышленность, где могут создаваться продукты и услуги с высокой добавленной стоимостью.
Среди сильных сторон Оренбургской области часто называют ее «выгодное геополитическое положение» и «природное своеобразие».
Однако преимущества геополитического и географического положения не столь очевидны, а те, что есть, надо использовать взвешенно и эффективно. Наш ближайший сосед Казахстан пока не может конкурировать со многими странами ни по уровню развития, ни по освоенности территории, ни по емкости рынков. Вместе с тем наша область «обречена» на сотрудничество со своими южными соседями. Здесь России следует усилить свои позиции, и для этого у Оренбуржья есть все необходимые предпосылки.
Следует также признать, что в настоящее время характеристика Оренбуржья как «врат в Азию», к сожалению, несколько преувеличена. Оренбург создавался и развивался как таковой, но со временем утратил эти позиции. Многие шансы были упущены. Вместе с тем сейчас возможен поворот геоэкономического и геополитического векторов в эту сторону в связи с новой политикой нашего государства, направленной на укрепление отношений России со странами Средней Азии и Казахстаном (серия новых договоров, в том числе об использовании газоконденсатных месторождений). Разумно в этой связи сосредоточиться на средовом обустройстве области, превращении ее в регион с высоким качеством человеческого капитала, благоприятной средой обитания и бизнеса, привлекательный для жизни [2].
Инновационный потенциал региона как совокупность материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, во многом формируется процессами генерации новых знаний, процессами образования и профессиональной подготовки специалистов [3].
В этой связи профессиональное образование является важнейшим элементом инновационной подсистемы и значимым фактором повышения инновационного потенциала региона.
Очевидно, что такая масштабная образовательная система, как университетский комплекс, призвана стать одним из ресурсных центров региона, важнейшим социальным институтом, обеспечивающим во многом устойчивое инновационное развитие экономики региона.
Как университетский комплекс наш вуз развивается уже более 15 лет, и его развитие основывается на трех базовых положениях [4]. Университет должен быть:
• инновационным образовательным центром, который разрабатывает и использует новейшие образовательные технологии подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда;
• научно-исследовательским центром, который создает новые знания, разрабатывает и внедряет инновационные технологии;
• инновационным центром, осуществляющим трансфер технологий от стадии научной разработки до их технологического оформления и передачи на стадию испытаний.
Мы реализуем университетский комплекс как открытую, масштабную, региональную, многоуровневую, полифункциональную, территориально распределенную, высокотехнологичную научно-образовательную макросистему, которая позволяет динамично реагировать на вызовы в образовании и науке, ориентироваться на потребности реальной экономики и запросы рынка труда [5, 6]. Если говорить в целом об инновационной политике университета, то ОГУ присуща научно обоснованная политика стабильного интенсивного роста и умеренных рисков.
В настоящее время у нас сформирована стабильная система многоуровневого образования, включающая образовательные программы среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования и объединяющая образовательные учреждения различных уровней. Мно-гоуровневость образовательной структуры университетского комплекса ОГУ обеспечивает доступность и непрерывность профессионального образования на территории региона и за его пределами. Контингент обучающихся в нашем университете вместе с филиалами и колледжами составляет около 40 тысяч человек.
В 2010/11 учебном году мы вели образовательную деятельность по 113 специальностям высшего профессионального образования, 58 направлениям подготовки бакалавров, 11 направлениям подготовки магистров, которые включали в себя 21 магистерскую программу, 17 специальностям среднего профессионального образования, 56 специальностям аспирантуры и 7 специальностям докторантуры.
Из 113 специальностей и 58 направлений подготовки высшего профессионального образования естественно-научные и физико-математические специальности и направления подготовки составляли 13% от общего количества, гуманитарно-социальные - 25%, специальности и направления подготовки в области экономики и управления - 18%, инженерно-технические -44%. Аналогичными являются показатели и по количеству обучающихся.
В составе университета 19 факультетов, 5 научно-исследовательских институтов, 6 филиалов, 5 колледжей, 15 научных и 8 научнообразовательных центров, действует 7 докторских диссертационных советов. В университете работают свыше 1000 человек, имеющих ученые степени и звания, в том числе 188 докторов наук.
Реализуемая структура подготовки кадров отражает потребности регионального рынка труда. Преобладание инженерных специальностей и направлений подготовки обусловлено тем, что в настоящее время предприятиями промышленного комплекса области создается около 60% валового регионального продукта.
Основой подготовки квалифицированных кадров среднего звена для предприятий и организаций региона стали университетские колледжи и филиалы в крупных населенных пунктах Оренбургской области (г. Оренбург, г. Орск, г. Бузулук, п. Акбулак). Контингент системы среднего профессионального образования, реализуемой в нашем университете, составляет более 4500 человек, а ежегодный выпуск специалистов - около 700 человек. Более 40% выпускников системы СПО продолжают обучение в ОГУ и его филиалах. Многоуровневое образование в системе «колледж - вуз» реализовано по следующим укрупненным группам направлений подготовки (специальностей):
• 030000 «Гуманитарные науки»;
• 050000 «Образование и педагогика»;
• 080000 «Экономика и управление»;
• 120000 «Г еодезия и землеустройство»;
• 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»;
• 15000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка»;
• 160000 «Авиационная и ракетно-космическая техника»;
• 190000 «Транспортные средства»;
• 210000 «Электронная техника, радиотехника и связь»;
• 220000 «Автоматика и управление»;
• 230000 «Информатика и вычислительная техника».
В университете ведется подготовка по программам получения дополнительных квалификаций: «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы», «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна» (Web-дизайнер) - и по 15 программам обучения рабочим профессиям.
Постоянно расширяется спектр специальностей профессиональной переподготовки дипломированных специалистов. В межотраслевом региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (МРЦПК и ППС) ведется подготовка по 22 специальностям высшего профессионального образования, 13 программам дополнительного профессионального образования, а также по 10 программам компьютерных курсов. Вновь открытые образовательные программы тесно свя-
заны с потребностями отраслей экономики региона.
В МРЦПК и ППС реализуются программы повышения квалификации для специалистов налоговых органов, строительных отраслей, Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, муниципальных служащих города Оренбурга, специалистов промышленного комплекса и другие.
Наш университет - это крупный приграничный университет России, в котором обучается свыше 550 иностранных студентов.
Внедряя систему уровневого образования, мы прежде всего поставили перед собой следующие взаимодополняющие задачи:
• сохранить качество образования, его фундаментальность, содействовать не только сохранению, но и развитию единого образовательного пространства России;
• ориентировать новые образовательные программы на особенности регионального рынка труда, достижения научных школ, собственные инновационные наработки и сохранить образовательные традиции вуза.
В соответствии со средне- и долгосрочными прогнозами востребованности специалистов различного профиля в университетском комплексе непрерывно меняется количество специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования и их профиль-ность. При переходе к стандартам III поколения за счет введения профилизации бакалавриата мы попытались сохранить существующую структуру подготовки специалистов.
На сегодня в соответствии с внедряемыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования мы имеем возможность осуществлять подготовку кадров в высшем профессиональном образовании по 22 укрупненным группам специальностей и направлений подготовки. Это 73 направления бакалавриата, включающие 144 профиля, и 4 специальности с 6 специализациями. Подготовку магистров мы готовы осуществлять по 101 магистерской программе в рамках 34 направлений подготовки из 15 укрупненных групп.
В планируемой структуре уровневой подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами естественно-научные и физико-математические направления подготовки составят около 13%, гуманитарно-социальные и в области юриспруденции - 26%, в области экономики
- 18%, инженерно-технические - 43% от их общего количества.
С учетом запросов регионального рынка труда расширяется спектр магистерских программ в области экономики. Планируется, что они составят около 32% от общего числа магистерских программ.
Университет регулярно анализирует демографическую ситуацию и динамику регионального рынка труда в целях совершенствования структуры непрерывного процесса получения личностью востребованной квалификации и выстраивания индивидуальной траектории ее профессионального развития [7]. В этих вопросах ОГУ сотрудничает с министерством образования Оренбургской области, министерством труда и занятости населения Оренбургской области, областным союзом промышленников и предпринимателей, торгово-промышленной палатой Оренбургской области, предприятиями-работодателями, ГУ «Областная молодежная биржа труда», управлением молодежной политики г. Оренбурга.
Университет постоянно поддерживает связь более чем с 310 предприятиями (по вакансиям), со 146 организациями региона заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве в области трудоустройства наших выпускников.
Распределение договоров по укрупненным направлениям деятельности выглядит следующим образом:
• инженерно-технические направления деятельности - 47.4%;
• в области экономики - 31.2%;
• гуманитарные, социальные и в области юриспруденции - 16.2%;
• естественно-научные и физико-математические направления деятельности - 5.2%.
Участие университета в кадровом обеспечении инновационных процессов региона, безусловно, одна из важнейших задач, но не единственная. Создавая университетский комплекс, мы понимали, что нужен механизм реального вхождения в региональный инновационный процесс на правах полноправного экономического субъекта. Для этого университет предпринял ряд мер.
В августе 1997 года мы создали важнейший элемент нашей экономической инфраструктуры
- научно-технологический парк ОГУ с организационно-правовой формой «автономная некоммерческая организация, созданная государственным учреждением - Оренбургским государственным университетом». Технопарк ОГУ
- это организация, которая тесно сотрудничает с органами местной власти, с ведущими предприятиями региона и с различными структурными подразделениями университета. Именно от технопарка потянулись нити к промышленности и инвесторам.
Сейчас мы создали два малых инновационных предприятия. Одно из них - ООО МИП «Наносинтез» - ориентировано на производство продукции медицинского назначения - биокожи «Гиаматрикс», другое - ООО «Центр энергоэффективности и ресурсосбережения» - связано с решением проблем энергосбережения. На сегодня это реальные и весьма перспективные предприятия.
Вместе с тем следует отметить, что двигателем инновационного развития и экономического роста любого региона являются современные конкурентоспособные технологии. В связи с этим для получения новых знаний и разработки на их основе современных технологий необходимо прежде всего обеспечить опережающее развитие фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований. Пришло время, когда руководители предприятий, отраслей и регионов должны взять на себя обязательства по инвестированию фундаментальной науки. Это должно стать одним из важнейших приоритетов проводимой ими политики. Только фундаментальные исследования позволят получить знания, составляющие основу технологических инноваций, только они обеспечат научное сопровождение важнейших инновационных проектов, направленных на восстановление и развитие научно-технического и производственного потенциала наших регионов и страны в целом.
В нашем университете научно-исследовательские работы охватывают 16 научных отраслей: физико-математические науки, химические науки, биологические науки, науки о Земле, технические науки, исторические науки, экономические науки, философские науки, филологические науки, педагогические науки, психологические науки, юридические науки, медицинские науки, социологические науки, политология, культурология.
Научная деятельность осуществляется в рамках международных, федеральных, региональных и межрегиональных программ.
Выстраивая стратегию развития университетского комплекса, мы изменили принципы планирования и организации научно-исследовательской работы. В условиях ограниченных бюджетных ассигнований и отсутствия частных инвестиций нам (наверное, как и многим другим университетам) потребовалось выстроить собственную внутриуниверситетскую систему приоритетов научно-исследовательской деятельности для оптимального распределения незначительных денежных средств так, чтобы, с одной стороны, не снизить достигнутого уровня научных исследований, а с другой - максимально развить новые научные направления.
В основу выбора преимущественного развития тех или иных научных направлений была положена их объективная результативность и перспективность. Мы перешли на принципы финансовой поддержки научно-исследовательской работы через внутривузовские конкурсы без выделения «факультетских», «кафедральных» и прочих квот. Бюджетные средства распределяем исключительно через конкурсы проектов.
В целом научные исследования в университете ведутся по 54 научным направлениям. Однако, несмотря на мощный потенциал вузовской науки, в Оренбургской области, как и в ряде областей Приволжского федерального округа, опорой инновационного развития выбраны по-прежнему сырьевые отрасли.
Говоря о стратегии развития Оренбургской области до 2030 года, следует остановиться еще на одном приоритетном направлении, обозначенном как «модернизация институтов образования для обеспечения индивидуальных траекторий развития жителей области» [2].
Идею непрерывности образования Оренбургский государственный университет реализует в контексте преемственности и тесного сотрудничества всех уровней образования.
Система взаимодействия университета со школами, учреждениями дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования базируется на идеях кластерного подхода в образовании, что означает объединение вышеназванных образовательных учреждений вокруг интеллектуального мозгового центра, которым является вуз (в данном случае - наш университет).
Фактически речь идет о новой системе образовательной деятельности, в которой имеется неформальный центр (вуз), консолидирующий различные образовательные и управленческие структуры в единый организм с общностью целей и сбалансированным представлением интересов каждого субъекта.
Роль университета в кластере состоит в обеспечении сотрудничающих субъектов инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовыми педагогическими и информационными технологиями, преподавате-лями-консультантами, преподавателями-тьюто-рами.
Для адресной и системной работы с образовательными учреждениями университет заключает договоры либо со школами, гимназиями, лицеями, либо с муниципальными образованиями. В настоящее время заключено 67 договоров, в том числе с 4 муниципальными образованиями городов Абдулино, Бугуруслан, Ку-
вандык, Новотроицк, 13 муниципальными образованиями районов и напрямую с 50 образовательными учреждениями, среди которых 20 субъектов - это школы области.
При функционировании образовательного кластера, как правило, появляются дополнительные, непрофильные для классического университета, подразделения, являющиеся результатом взаимодействия субъектов. В нашем случае такими подразделениями явились:
• филиалы кафедр университета в школах;
• лаборатории ранней профессиональной ориентации школьников.
Филиал кафедры - это совместное научнометодическое подразделение университета и образовательного учреждения, с которым есть договор о сотрудничестве.
Основными направлениями деятельности филиала кафедры являются:
• обновление и совершенствование содержания общего образования;
• развитие системы поддержки талантливых детей;
• повышение квалификации учительского корпуса.
В настоящее время в школах города Оренбурга функционирует девять филиалов кафедр. Это очень хорошая научно-методическая поддержка для учителей, стремящихся к творческому поиску в своей профессии.
Одним из важнейших направлений нашего взаимодействия со школами и муниципальными образованиями мы считаем выявление и поддержку талантливых детей.
С целью создания условий доступности для школьников региона олимпиад, дающих право на льготы при поступлении в вузы, на базе нашего университета, как на региональной площадке, проводятся межрегиональные олимпиады III уровня по математике, физике и истории. В текущем году было проведено четыре такие олимпиады, в которых участвовало свыше 1500 школьников Оренбуржья. Сведения об олимпиадах представлены в таблице.
Еще одним из важных направлений поддержки талантливых детей, реализуемых в рамках университетского образовательного кластера, является создание в рамках обычных средних школ университетских профильных классов (физико-математических, химико-биологических, информационно-технологических, филологических и т.д.), основные предметы в которых ведут преподаватели университета.
Первым профильным университетским классом был физико-математический класс, созданный в 2002 году в обычной (весьма посредственной) школе, расположенной рядом с универ-
Таблица
Сведения о межрегиональных олимпиадах III уровня, проведенных в 2011 году _____________на базе Оренбургского государственного университета__________________________
Наименование олимпиады Организаторы олимпиады Предметы
Межрегиональная олимпиада школьников Уральский федеральный университет, Высшая школа экономики История, математика
Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ» Самарский государственный университет, Самарский государственный технический университет, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Оренбургский государственный университет Математика
Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова» РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский институт открытого образования, Московский государственный технический университет «Станкин», Московский авиационный институт (государственный технический университет) Астрономия и науки о Земле, биология, история, лингвистика, литература, математика, физика
Открытая олимпиада школьников по физике БашГУ Башкирский государственный университет Физика
ситетом. Этот опыт оказался весьма положительным. Такое специфическое «внедрение» классического университета в школы способствует повышению качества школьного образования, а следовательно, и в целом - повышению качества подготовки будущего специалиста, т.е. работает на конечную цель - развитие человеческого потенциала.
Таким образом, практика показывает, что технологические и экономические инновации, социальные изменения не только увеличили непреходящую ценность качественных образовательных и научных услуг, но и потребовали создания инновационных механизмов, которые могли бы более полно интегрировать систему образования в региональное общество, «открыть» ее производству и рынку труда. В современных социально-экономических условиях университетский комплекс должен стать одним из интегрирующих центров, важнейшим социальным институтом, обеспечивающим устойчивое и сбалансированное развитие экономики, социальной сферы и культуры регионального сообщества.
Список литературы
1. Стратегия социально-экономического разви-
тия России до 2020 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/
activity/ sections/innovations
2. Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru
3. Ковалевский В.П. Теоретические и методологические основы формирования университетского комплекса. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 306 с.
4. Ковалевский В.П. Классический университет в условиях реформы вузовской системы // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 102-108.
5. Ковалевский В.П. Инновационная модель развития регионального университетского комплекса // Компьютерные учебные программы и инновации. 2006. № 10. С. 74-85.
6. Ковалевский В.П. Развитие университетского комплекса как условие повышения качества подготовки специалиста // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 1. С. 11-17.
7. Ковалевский В.П. Региональный университет: приоритеты развития // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 96-103.
THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY COMPLEX AS A FACTOR OF INCREASING THE REGION’S INNOVATION POTENTIAL
V.P. Kovalevsky
The article presents the experience and prospects of further development of the Orenburg State University complex as a factor of increasing the region’s innovative and educational potential in the current context.
Keywords: innovation potential, university complex, university educational cluster, multilevel education, innovative development.