Научная статья на тему 'Университетский комплекс в обеспечении перспективных потребностей развития региона'

Университетский комплекс в обеспечении перспективных потребностей развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевский В. П.

В данной статье на основе анализа развития университетского комплекса Оренбургского государственного университета показаны характерные виды его влияния на развитие различных сфер регионального сообщества. Университетский комплекс представлен развитой полифункциональной территориально-распределенной многоуровневой образовательной системой, интегрированной с научно-исследовательскими, производственными подразделениями, объектами социально-культурного назначения. Стратегия функционирования комплекса имеет целью не только выполнение социального заказа региона, традиционное для профессиональной школы, но и опережающее обеспечение развития кадрового, научного и культурного потенциала Оренбуржья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетский комплекс в обеспечении перспективных потребностей развития региона»

Ковалевский В.П.

(первый проректор по учебной работе ОГУ, кандидат технических наук, профессор)

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В данной статье на основе анализа развития университетского комплекса Оренбургского государственного университета показаны характерные виды его влияния на развитие различных сфер регионального сообщества. Университетский комплекс представлен развитой полифУнкциональной территориально-распределенной многоуровневой образовательной системой, интегрированной с научно-исследовательскими, производственными подразделениями, объектами социально-культурного назначения. Стратегия функционирования комплекса имеет целью не только выполнение социального заказа региона, традиционное для профессиональной школы, но и опережающее обеспечение развития кадрового, научного и культурного потенциала Оренбуржья.

«Развитие через образование» - в этом лозунге сконцентрирована сущность исторической миссии университетов в различных эпохах, странах и регионах. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве основного фактора прогрессивной деятельности российских университетов выступают перспективные потребности развития экономики и социальной сферы, техники, технологии, федерального и территориального рынков труда.

Обеспечение перспективных потребностей регионов требует, чтобы российские университеты стали ведущим звеном в развитии интеллектуального, культурно-образовательного, профессионально-трудового потенциала общества, центром фундаментальной и прикладной науки. Как неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина, именно университетский комплекс является действенной организационной формой реализации этой задачи.

В интегративном качестве «университетского комплекса» высшая школа становится не только региональным центром образования, но и позволяет сохранять и поддерживать баланс общегосударственных и местных интересов, обеспечивать в ближайшем будущем готовность следовать новым императивам и удовлетворять принципиально новые общественные потребности, существо которых сегодня можно только предвидеть на основе анализа складывающихся тенденций.

С этих позиций научный и практический интерес представляет опыт инновационной деятельности университетского комплекса, развивающегося на базе Оренбургского государственного университета - региональной масштабной многоуровневой полифункциональной

территориально-распределенной образовательной макросистемы. Цель настоящей работы -определить роль университетского комплекса в обеспечении развития Оренбургской области. Задачи исследования - выявить характерные направления влияния университетских комплексов в регионах и условия их проявления; определить специфику влияния университетского комплекса ОГУ в Оренбуржье и выделить приоритетные сферы этого влияния.

Задача научного анализа взаимодействия региона и его университетского комплекса многогранна и включает социологические, экономические, философские и педагогические аспекты. Так, в работах социолога образования Л.И. Найденовой высшая школа представляется как системообразующий социальный институт. В этой связи дается классификация регионов по эффективности выполнения высшей школой функций социального института на основе сопоставления социально-экономических и социокультурных условий и особенностей функционирования высшей школы в регионах.

Философский аспект данного вопроса изучается в работе А.О. Карпова [1], где университетский комплекс характеризуется как поли-функциональная многоуровневая территориально-распределенная макросистема со специфическими характеристиками.

Современная наука определила не только основные направления воздействия региональных факторов на развитие высшей школы, но и выявила сущность влияния развитых организационных структур высшей школы - университетских комплексов, округов, ассоциаций - на ситуацию в регионе [3, 4, 7, 9-16].

По мнению исследователя зарубежного и отечественного опыта развития университетских комплексов и округов А.И. Галагана (научно-исследовательский институт высшего об-

разования Министерства образования Российской Федерации), в конце XX века существенны следующие влияния университетов и университетских комплексов на регион:

- политическое (изменение в политической структуре, более активное участие населения в политической жизни, лучшая организация политических процессов);

- демографическое (большая мобильность населения, изменения в уровнях рождаемости и смертности);

- экономическое (влияние на доходы региона и структуру промышленности, состояние рынка труда, мобильности рабочей силы, налогообложения);

- изменение инфраструктуры (жилье, транспорт, торговля, медицинское обслуживание);

- культурное (влияние на культурный климат региона, большее поступление в регион культтоваров);

- изменение образа региона (придание региону индивидуальности и привлекательности);

- образовательное (изменение уровня участия в образовательных программах, изменение качества образования);

- социальное (улучшение качества жизни населения).

Эти положения подтверждаются многочисленными примерами преодоления социальноэкономических кризисов и выхода на мировые рынки технологий. Яркой иллюстрацией развитого взаимодействия государства и образования является Япония, где образование - один из базовых компонентов «японского чуда», фактор высокой социальной и политической активности населения. Японцы называют себя нацией, где жизнь и карьера основаны на знаниях, это и составило одну из главных особенностей и движущих сил японской модернизации, когда приоритет знаний вытеснил привилегии рождения и наследства. Не подвергается сомнению, что «южнокорейское экономическое чудо» состоялось в послевоенной мировой истории благодаря тому, что эта страна в рамках международных программ стала страной - площадкой строительства и бурного развития университетов.

Таким образом, в научной литературе выделено основное множество видов влияния университетских комплексов на развитие регионов. В то же время в научных исследованиях не представлено соответствующее множество универсальных условий их проявления.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в результате раз-

нообразия вариантов посткризисного развития регионов России, переплетения исторических, культурных и образовательных ситуаций произошла диверсифицикация моделей региональных университетских комплексов. По мнению исследователей, сложившаяся ситуация настолько сложна, что затрудняет даже «выявление некоторого общего знаменателя или совокупности признаков, присущих университетам как типу высших учебных заведений» [12]. Тем более разнообразны условия и формы проявления тех или иных видов влияния университетских комплексов на развитие регионов России.

В условиях малых российских городов влияние университетских комплексов концентрируется в четырех основных направлениях -культурном, социальном, научном и профессиональном [12]. В густонаселенных регионах Юга и Центра России, где действуют исторически сложившиеся масштабные образовательные системы, значительно расширяются сферы влияния университетских комплексов [10, 15, 16]. Здесь особое внимание уделяется обеспечению качества образования, интеграции с производственными структурами. В условиях Европейского Севера среди приоритетов влияния высшей школы выделяются инновационная и международная (коммуникативная) деятельность комплекса [9]. Университетский комплекс Татарии [14] в своем образовательном влиянии на регион особо отмечает обеспечение доступности высшего образования на местах.

В целом, по мнению профессора, академика РАН В. Садовничего, президента Российского союза ректоров, ректора Московского государственного университета, глубокий смысл университетских округов как одной из форм развития университетских комплексов состоит в том, что «регионы России - ее богатство требуют самовыражения. Университеты регионов могут самовыразиться, если они введены в своем кругу в некоторую корпоративную ячейку, влияют на положение дел. Поэтому дальнейшее движение к расширению влияния системы образования на общество связано с усилением, может быть и законодательным, значения университетских округов» [ 16].

В чем состоит своеобразие Оренбургской области как региона России? Какова роль университетского комплекса ОГУ в развитии Оренбургской области и каковы наиболее важные направления влияния комплекса в обеспечении перспективных потребностей региона? Какие

виды деятельности университетского комплекса наиболее значимы для Оренбуржья? Эти вопросы являются предметом исследований ученых ОГУ в ходе разработки стратегии и тактики развития университетского комплекса.

Оренбургская область - одна из крупнейших в Центральной России. Она сочетает общероссийские и региональные тенденции развития. Своеобразие области заключается в уникальных исторических условиях, геополитике и экономике приграничного региона, неповторимых переплетениях особенностей национальных культур и традиций, сочетании социальных укладов. Оренбургская область представляет особый интерес как уникальная экспериментальная площадка апробации различных моделей современного образовательного пространства. Поликультурная и многонациональная Оренбургская область находится на перекрестке Европы и Азии. Область имеет значительную протяженность и территорию - 124 тыс. кв. км, численность населения 2212,7 тыс. человек. В Оренбургской области крайне неравномерная плотность населения (более 12 человек на км2 в центральных районах и менее 4 человек - в восточных) сочетается со значительным разнообразием социально-экономической условий в городах и районах.

Наибольшее количество населения занято в сфере промышленности (21%) и сельского хозяйства (21%), значительная часть - в сфере торговли и обслуживания (12%), транспорта и связи (9%). О существенной роли системы образования говорит занятость в этой сфере более 10% населения. Проведенный нами анализ экономической, социально-культурной и образовательной ситуации в Оренбургской области на фоне общероссийских тенденций [3-9] позволяет отнести Оренбургскую область к регионам, где имеются достаточные и перспективные условия социально-экономического развития, определенные культурные традиции, ресурсы для реализации региональных программ развития образования. Высшее образование вместе с вузовской наукой занимает важное место среди приоритетов социально-экономического развития региона. Данный социальный институт становится фактором воспроизводства регионального научно-технического и образовательного потенциала.

В то же время следует отметить, что в условиях растущей конкуренции недостаточен инновационный потенциал промышленности ре-

гиона, катастрофическим стал моральный и физический износ оборудования бюджетообразующих отраслей области, существует безработица, уровень которой особенно высок среди молодежи 20-25 лет. Значителен дисбаланс рынка труда: 80% потребностей составляют рабочие профессии, в то время как молодежь области стремится получить высшее и среднее профессиональное образование. В Оренбуржье уменьшается число культурно-досуговых объектов, районных библиотек, падает читательский спрос, снижается и книжный фонд.

В отсутствии системы государственного распределения структура подготовки специалистов складывается стихийно. Общая картины потребности в специалистах не корректируется в соответствии с возможностями высшей профессиональной школы Оренбуржья.

Анализ распределения занятых в экономике по уровню их образования демонстрирует устойчивую тенденцию востребованности квалифицированных специалистов со средним и высшим профессиональным образованием. Доля работников, получивших неполное образование, как и не имеющих образования, постоянно снижается. В то же время в Оренбургской области количество специалистов с высшим образованием в 1,5 раза ниже, чем в среднем по России. Тревожит и тот факт, что это количество студентов не обеспечено достаточным количеством преподавателей (количество студентов за последние 10 лет выросло в 2,5 раза, но количество преподавателей лишь в 1,7 раза).

Эти данные говорят о необходимости действенной помощи со стороны властных структур региона в деле развития высшей школы. Приведенные цифры указывают и на необходимость развития вариативных форм и технологий, расширяющих доступность профессионального образования - заочная форма, дистанционное обучение, развитие сети представительств учебных заведений, профессиональная подготовка и переподготовка населения, «продолженное образование».

Сегодня даже незначительный рост объемов производства обнажает проблему нехватки кадров на предприятиях, растерявших за годы перестройки бульшую часть работников. Значительная часть выпускников педагогических образовательных учреждений не работает в школах, медицинских - в здравоохранении, инженерных - на производстве, выпускников учебных заведений сельскохозяйственной на-

правленности - в аграрном секторе. И все это -в условиях, когда в области не хватает около тысячи инженеров и техников, сотен врачей и педагогов. Кадровый состав агропромышленного комплекса за последние 10 лет сократился на 6 тысяч человек. Более пятисот должностей в сфере управления вакантны.

Система обеспечения квалифицированными кадрами в Оренбуржье начала создаваться только в 30-е годы прошлого столетия, когда были созданы первые вузы, а из 574 инженерно-технических работников дипломированными специалистами были только 42 инженера и 86 техников. На рубеже ХХ-ХХ1 веков кадровый потенциал Оренбургской области достаточно высок. При общей численности экономически активного населения 1021,2 тыс. человек более 145 тыс. человек (19%) имеют высшее профессиональное образование и 337 тыс. человек (32%) имеют среднее профессиональное образование. По количеству обучающихся в вузах (329 человек на 10 000 жителей области) Оренбургская область приближается к европейскому уровню. Эти показатели достигнуты во многом благодаря стратегии интенсивного развития, принятой и реализуемой Оренбургским государственным университетом в ходе развития университетского комплекса.

Одной из отличительных особенностей образовательного пространства Оренбургской области является динамично развивающаяся система профессионального образования. В Оренбургской области функционирует система многоуровневого профессионального образования, сохранившая и укрепившая свои позиции как в годы экономического кризиса, так и в пореформенный период. Сегодня в Оренбуржье функционирует территориально-распределенная разветвленная сеть из семи государственных вузов, трех негосударственных вузов, 35 филиалов вузов, 45 средних специальных учебных заведений, 56 учреждений начального профессионального образования. Численность обучающихся в вузах составляет 75,1 тысячи человек, в ссузах - 47,9 тысячи, в училищах и лицеях - 31 тысячу человек. Общая численность обучающихся в учреждениях профессионального образования составляет более 15% от числа экономически активного населения.

В то же время эта крупная образовательная система до сих пор не имеет единой стратегии и тактики функционирования, согласованной с субъектами образования и властными

структурами, нет и концепции ее развития, как в отношении предоставления образовательных услуг, так и в отношении взаимодействия различных образовательных учреждений.

Таким образом, в условиях Оренбургской области существует объективная необходимость в консолидации образовательных ресурсов, мониторинге и маркетинге на рынке труда и образования. Необходима организация инновационных форм и технологий предоставления образовательных услуг различным группам населения в областном центре и в районах. Требуется создание региональных структур содействия трудоустройству выпускников профессиональной школы, разработка и внедрение гибких образовательных программ, определение оптимальной номенклатуры направлений и уровней подготовки. Экономика региона испытывает растущую потребность в инновационных прорывных технологиях, модернизации и обновлении материально-технической базы, производственной апробации достижений науки, в собственных научных кадрах и научных школах. Актуализируется потребность в культурном молодежном центре, острой стала необходимость сохранения, концентрации и существенного увеличения информационных и библиотечных ресурсов. Эти перспективные потребности региона и составляют приоритетные направления влияния университетского комплекса на развитие Оренбургской области.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков влияние университетского комплекса ОГУ в регионе оценивается как интенсивный фактор, стабилизирующий социально-экономическую ситуацию, обеспечивающий развитие культурных и научно-методических центров непрерывного образования, способствующий повышению потенциала научных школ, созданию наукоемких производств, разработке и внедрению инновационных проектов.

Анализ интеграционных процессов [3,4] показывает, что ОГУ формируется по типу университетского комплекса как саморазвитием имеющихся структур, так и интеграцией с различными видами образовательных, научных, исследовательских и производственных организаций. Деятельность комплекса имеет выраженную специфику, определяемую культурно-историческими, геополитическими, социально-экономическими условиями Оренбуржья.

Развитие ОГУ как социального института

в виде учебно-научно-производственного комплекса позволяет решать два типа глобальных задач: обеспечение процессов стабилизации системы образования и ориентацию ее на удовлетворение нужд региона.

К первым, например, можно отнести: сохранение непроизводственных фондов системы образования с учетом возможного перепрофилирования отдельных образовательных учреждений; привлечение незадействованных производственных ресурсов региона для совершенствования материально-технической базы и профильно-технологической подготовки специалистов; переподготовку и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров на базе университета.

Ко вторым (задачам регионализации) -формирование в области целостной образовательной системы в виде многоуровневой сетевой структуры, охватывающей значительные по протяженности территории; минимизацию межведомственных барьеров в решении вопросов наращивания материально-технической базы и повышения уровня информатизации образования; координацию и оптимальное взаимодействие учреждений образования со службами социальной защиты и занятости в целях мониторинга образовательных потребностей, усиление позитивного влияния университета на социокультурную ситуацию в регионе. Состояние и статус комплекса, уровень предоставляемых образовательных услуг выступают индикатором научнотехнического и социально-культурного развития урбанизированной среды, одним из показателей качества жизни.

Конкретизируем влияние университетского комплекса ОГУ на обеспечение перспективных потребностей региона.

Образовательное влияние. В университетском комплексе, созданном на базе ОГУ и включающем 7 филиалов, 5 колледжей, Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и другие структуры, учатся 42 тысячи человек, из которых 37 тысяч - студенты, что составляет более 54% от общей численности студентов Оренбургской области. Прием в ОГУ за последние три года стабилизировался и составил в 2003 году около 8500 человек, что составляет 62% от общего количества студентов, зачисленных в вузы области.

В университетском комплексе ведутся мо-

ниторинговые исследования рынка труда и образовательных услуг с целью его стабилизации и конструктивного развития. В этой связи с целью разработки стратегии развития университета в конце XX века был проведен анализ структуры выпусков специалистов вузами Оренбуржья и выявлены следующие факты:

- положительная динамика выпуска обеспечивалась главным образом специальностями экономического и гуманитарно-социального профилей. В то же время был малочислен выпуск специалистов в сферах высоких технологий и телекоммуникаций;

- в регионе, богатом природными ресурсами, по очной форме обучения не готовили специалистов в сфере разработки полезных ископаемых и природопользования;

- развитие теплоэнергетики и газоснабжения обострило проблему подготовки инженерно-технических кадров;

- в условиях напряженной экологической ситуации, отрицательного прироста населения, потребности в создании и обслуживании медицинской техники в местных лечебных и профилактических учреждениях не велась подготовка специалистов в сфере медицинской техники, здоровье- и ресурсосберегающих технологий;

- развитие городской и поселковой инфраструктуры не сопровождалось подготовкой специалистов по землеустройству, оценке и управлению недвижимостью;

- выход на международные рынки сбыта промышленности требовал развития интеркультурных коммуникаций;

- развитие системы высшего и среднего профессионального образования региона требовало подготовки квалифицированных преподавателей и научных работников.

В этой ситуации университетский комплекс ОГУ развивается в виде многопрофильной образовательной системы, нацеленной на опережающее обеспечение кадрового потенциала региона. Реализация этой стратегии привела к диверсификации специальностей и направлений подготовки. С 1999 г. число специальностей подготовки увеличилось в 1,7 раза, число студентов возросло в 1,3 раза. В соответствии с потребностями региона в 1999-2003 гг. были открыты 38 новых специальностей и 2 специализации высшего профессионального образования, 4 новых специальности среднего профессионального образования. Среди этих специальностей такие востребованные в Оренбургс-

кой области, как «Городской кадастр», «Теп-логазоснабжение и вентиляция», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Геология нефти и газа», «Медицинская физика», «Радиофизика и электроника».

Рост количества студентов и специальностей ОГУ отражает специфику и потребности региона в кадрах. Одной из основных задач университетского комплекса является открытие подготовки по естественнонаучным и гуманитарносоциальным специальностям, таким, как физика, математика, геология, экология, социология, политология, а также по специальностям, соответствующим структуре бюджетообразующих отраслей Оренбургской области (химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов, специальности нефтегазового и горнометаллургического профилей).

В Оренбургском государственном университете (без учета филиалов) по программам высшего профессионального образования в настоящее время обучаются 42% студентов - жителей Оренбурга, около 31% жителей районов Оренбургской области, студенты из Башкортостана составляют около 7%, из Казахстана -1,4%, из других областей России - 10,8%, из стран ближнего зарубежья 7,8% студентов.

Обеспечение доступности и качества многоуровневого профессионального образования в регионе. Образовательная составляющая комплекса представляет собой систему многоуровневого многопрофильного обучения в наиболее густонаселенных и экономически активных городах и поселках области. При этом образовательная деятельность и кадровая политика университетского комплекса позволили значительно повысить качество образовательных услуг, предоставляемых на местах. К образовательному процессу в филиалах привлекаются ведущие специалисты университета. Устойчиво формируется материально-техническая и компьютерная база филиалов. Спектр образовательных программ, реализуемых в филиалах, обусловлен потребностями предприятий.

Значительно повысился уровень средних специальных учебных заведений университета. В процессе интеграции в университетский комплекс они прошли путь от училищ до колледжей. Все они в настоящее время реализуют образовательные программы повышенного уровня и по критериальным показателям соответствуют виду «колледж». В целях обеспечения региона кадрами в университетских кол-

леджах развернута подготовка более чем по 40 рабочим профессиям, по которым ежегодно готовится более 1000 человек. Объемы подготовки стабильно нарастают. В системе среднего профессионального образования ОГУ по 20 образовательным программам обучаются более четырех тысяч студентов, ежегодный выпуск составляет в среднем 890 специалистов среднего звена.

Развивается многоуровневое обучение по преемственным программам среднего и высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

С целью приближения образовательных услуг к потребителю, а также обеспечения доступности профессионального образования жителям региона в составе университета работает факультет дистанционных образовательных технологий, где обучаются студенты, проживающие в 31 районе Оренбургской области. В поселках Акбулак, Г ай, Энергетик, Ясный, на базе филиалов и представительств ОГУ, созданы методические классы дистанционного обучения. В перспективе планируется создание таких классов в Бузулуке, Бугуруслане, Кумертау (Республика Башкортостан), а также в ряде активно действующих представительств на территории области.

Университетский комплекс ОГУ выполняет роль научно-методического центра региона. С этой целью по инициативе Оренбургского государственного университета создана Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ». Соучредителями Ассоциации стали Оренбургский государственный университет и Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования. Ассоциация имеет статус юридического лица. В настоящее время в программах и проектах Ассоциации принимает участие 69 образовательных субъектов области, объединяющих более 118 тысяч педагогов, студентов и учащихся. Организован филиал Ассоциации на базе Орского гуманитарно-технологического института, завершается работа по открытию филиала Ассоциации в г. Бузулуке.

Культурное влияние университетского комплекса. В состав университетского комплекса входит студенческий центр ДК «Россия», который является одним из крупнейших в Оренбурге центров досуга молодежи. Работают три музея, учебно-спортивный комплекс со стадионом и дворцом спорта «Пингвин» с плавательным

бассейном, конноспортивная база, Дворец юных техников «Прогресс». Специалистами университета поддерживаются тесные связи с интеллектуальной и творческой элитой региона: отделениями союза художников, с литературными объединениями, творческими коллективами, редакциями газет и журналов. Университет располагает одним из лучших концертных залов Оренбуржья, совместно с Театром музыкальной комедии, институтом искусств им. М. и Л. Ростроповичей, Государственным телерадиоканалом «Оренбург» организует серию концертов для студентов, сотрудников университета, жителей города.

Развитие университета и его филиалов является градообразующим фактором. Он определяется повышением профессиональной мобильности населения в условиях системы переподготовки кадров и многоуровневых образовательных структур, привлечением в область активной грамотной молодежи, сохранением и подъемом собственного кадрового потенциала.

Комплекс оказывает прямое и опосредованное экономическое влияние в регионе через изменение его доходов, структуры промышленности, состояния рынка труда, мобильности рабочей силы. Выпускники ОГУ работают практически во всех сферах жизнедеятельности населения области.

Университетский комплекс выступает катализатором развития науки и внедрения ее достижений в практику. На базе ОГУ создан учебно-научно-производственный комплекс, располагающий 73,8 тыс. кв. м учебной площади и производственных площадей со станочным парком и мощной лабораторной базой. На базе УНПК развивается НИИ микро- и нанотехнологий, деятельность которого связана с созданием новых технологий на основе фундаментальных исследований в области фотофизики, физики поверхности, молекулярной оптической физики. Разработан ряд инновационных проектов для нефтедобывающей и медико-технической отраслей промышленности. Большой интерес вызывают проекты переработки продукции аграрного сектора, развития и совершенствования энергосберегающей техники, производства строительных материалов, полипропиленовых труб и арматуры, многие из разработок успешно внедряются в производство.

К настоящему времени сформировались научные школы, которые значительно подняли уровень исследований и престиж этого вида де-

ятельности в регионе. Основные направления научно-исследовательской деятельности охватывают 13 отраслей наук и включают: физикоматематические науки; химические науки; науки о земле; технические; исторические науки; экономические науки; философские науки; филологические науки; педагогические науки; психологические науки; юридические науки; медицинские науки.

Развитию научной деятельности региона значительно содействует научный журнал «Вестник Оренбургского государственного университета», включенный в перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук («Бюллетень ВАК» №1, 2002 год).

Инновационным потенциалом университетского комплекса является Технопарк ОГУ, в составе которого работают Центр экологической подготовки и мониторинга окружающей среды, экспертный Центр по объектам повышенной опасности, орган по сертификации услуг на автомобильном транспорте и другие. В среднем за год в рамках Технопарка выполняется более 50 научно-исследовательских работ, в том числе по заказам предприятий «Оренбурггазпром», «Оренбургэнерго».

Сегодня формируется новое направление влияния университетского комплекса на регион

- информационное влияние. В компьютерной базе и телекоммуникационной инфраструктуре университета задействовано более чем полторы тысячи компьютеров. Стремительно растет количество компьютеров с доступом в Интернет. Создается мощная телекоммуникационная инфраструктура ОГУ, которая может стать основой для формирования региональной телекоммуникационной сети образования, науки и культуры.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.97 №1279 ОГУ завершается строительство межвузовской библиотеки. Ввод в эксплуатацию строящегося библиотечно-информационного комплекса на 1,6 млн. единиц хранения, с мощным телекоммуникационным оснащением, кардинально изменит не только количество, но и качество получаемой и обрабатываемой информации. В новом здании будут установлены высокопроизводительные серверы, более 300 компьютеров, объединенных в локальную сеть с доступом в Интернет. Действует вирту-

альный читальный зал, через который осуществляется доступ к электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки. В настоящее время ведется разработка нормативной документации по созданию Оренбургского регионального ресурсного центра развития единой образовательной информационной среды на базе Оренбургского государственного университета.

Университетский комплекс выступает центром развития международного сотрудничества в регионе, устанавливая и укрепляя связи с представительствами зарубежных образовательных учреждений и организаций в России. В 1999-2001 гг. Оренбургский государственный университет и Центр им. Витуса Беринга реализовали два проекта по программе Европейского Союза «Темпус-Тасис», в рамках которых происходят разработки совместных программ по специальностям и студенческие обмены.

С учетом геополитического положения области университет стремится к сотрудничеству с Азией: Кореей, Японией, Китаем. Долгосрочная перспектива предусматривает открытие факультета востоковедения и участие в различных международных программах евразийского меридиана. В комплексе был создан отдел международных научных и образовательных программ ОГУ, для обеспечения участия университета в международных образовательных программах, для развития академической мобильности студентов и преподавателей.

Деятельность по развитию кадрового потенциала региона в университетском комплексе ведется по программ дополнительного профессионального образования в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ОГУ (МРЦПК и ППС). Ежегодно выпуск обучающихся в МРЦПК и ППС составляет порядка 400 человек. Структура подготовки специалистов и ее изменения отвечают потребностям общества, рынка труда и запросам обучающихся. Эта структура комплекса имеет статус академического партнера центра компьютерного обучения при МГТУ им. Н.Э. Баумана (сертификат №20 от 7.02.2003 г.).

С целью реализации системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов в сфере образования создан факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ФПКП).

В аспирантуре и докторантуре ОГУ рабо-

тают научные школы, ставшие базой развития науки в регионе. Аспирантура в ОГУ функционирует с 1990 года. Подготовка открыта по 40 научным специальностям. Успешно работает институт соискательства. Открыта дополнительная квалификация «Преподаватель высшей школы». Докторантура университета открыта с 1998 г. по четырем научным специальностям. За период 1999 по 2004 год число научных специальностей увеличилось до 7.

В настоящее время в университете функционируют четыре докторских диссертационных совета и два разовых кандидатских диссертационных совета. В диссертационных советах представлены 8 научных специальностей по пяти отраслям наук: историческим, экономическим, педагогическим, техническим и наукам о Земле. В диссертационных советах ОГУ было защищено 174 кандидатских и 23 докторских диссертации, для регионального сообщества было подготовлено 33 кандидата наук и 10 докторов наук.

Достигнутые показатели оказывают существенное влияние как на общий уровень преподавательских кадров региона, так и в целом на создание образовательной среды региона, обеспечение развития прорывных технологий, культуры, образования, науки и производства.

Развитие системы трудоустройства выпускников. Для налаживания действенной системы трудоустройства выпускников необходима заинтересованность самих предприятий -потенциальных работодателей в налаживании стабильных и разносторонних связей с высшими образовательными учреждениями. Таким «мостиком» между работодателем и выпускником в создающейся общероссийской системе занятости при Оренбургском государственном университете стал Отдел по трудоустройству студентов и выпускников, связям с производством и бизнесом. Здесь разработаны нормативно-правовые и организационно-методические документы для решения задач занятости и трудоустройства выпускников. Доля выпускников, работающих в регионе, составляет 85-87%.

Развитие и популяризация здорового образа жизни, организация медицинского обслуживания и улучшения качества жизни в регионе. Университет на собственном примере демонстрирует региону пример для поддержания здоровья населения. На базе ОГУ создан и работает учебно-научный лечебный комплекс, в состав которого входят Центр здоровья, НИИ биоэлементологии, функционирует са-

наторий-профилакторий, организовывается спортивно-оздоровительная база в Дубках. Студенческая поликлиника университета совместно с медико-биологическим факультетом ОГУ ставят задачи изучения проблем здоровьесберегающих технологий, влияния среды. Есть проект «Живая вода», который имеет федеральное значение, создаются научные школы. Поднимают проблемы профилактики здоровья и здорового образа жизни. Популяризируют здоровый образ жизни в СМИ, циклами статей и передач.

Целесообразно отметить значительное воздействие университета на инфраструктуру города. Так, строительство новых корпусов ОГУ в разных частях Оренбурга привело к организации новых маршрутов городского транспорта, новых торговых точек. Завершается строи-

тельство третьего жилого дома для сотрудников университета, проектируется общежитие для аспирантов и семейных студентов.

Таким образом, влияние университетского комплекса в регионе оценивается как интенсивный фактор, стабилизирующий социально-экономическую ситуацию, обеспечивающий развитие культурных и научно-методических центров непрерывного образования, способствующий повышению потенциала научных школ, созданию наукоемких производств, разработке и внедрению инновационных проектов, выступает в качестве центра информатизации региона и обеспечения его кадрового потенциала, является существенным градообразующим фактором, стабилизирует положение на рынке труда и образовательных услуг.

Список использованной литературы:

1. Карпов А.О. Научное познание и системогенез современной школы // Вопросы философии, 2003, №6, с. 46-52.

2. Города и районы Оренбургской области: Стат.сб./облкомстат. - Оренбург, 2003. - 343 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ковалевский В.П. Теоретические и методологические основы формирования университетского комплекса / В.П. Ковалевский. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 306 с.

4. Ковалевский В.П. Университетский комплекс как основа подготовки кадров региона // Высшее образование в России. -2003. - №1. - С. 134.

5. Областной статический сборник: Стат. сб. / Облкомстат. - Оренбург, 2004. - 503 с.

6. Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2003. - 256 с.

7. Роль университетской науки в развитии регионального сообщества. Материалы международной научно-практической конференции. - В 2-х частях. Москва - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. - 464 с.

8. Формирование конкурентоспособности региона: Сборник материалов I международной научно-практической конференции. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. - 411 с.

9. Булатов В., Кудряшов Ю., Шестаков Л. Миссия университета на Поморском Севере // Высшее образование в России. 2004.-№6 - С. 102-111.

10. Гавриков А.Л. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения. - СПб.: СЗАГС, 2001. - 181 с.

11. Дворкин Б., Дружинин А. Опыт интеграции образования, науки и производства // Высшее образование в России. 2002. -№1. - С. 38-43.

12. Кузовлев В. Университетский комплекс на Елецкой земле // Высшее образование в России, №6, 2004. - с. 39-51.

13. Основы создания университетских комплексов / Шукшунов В.Е., Ленченко В.В., Третьяк А.В., Ткачев А.Н., Нырков Е.А. -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. - 72 с.

14. Практика структурно-институциональных преобразований в системе высшего профессионального образования.-М.: МГУП, 2003. -112 с.

15. Формирование образовательного пространства в рыночной экономике России: Сб. науч. труд. Института экономики, управления и права. - Ростов н/Д: РГПУ, 2003. - 359 с.

16. Садовничий В. Реорганизация управления образованием и наукой и перспективные задачи высшей школы // Вестник высшей школы, №3, 2004. - С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.