УДК 346.26 М.В. Станиславская
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, субъекты малого и среднего предпринимательства, особенности развития малых и средних предприятий, структура малых и средних предприятий, проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса, меры государственной поддержки малых и средних предприятий.
Введение
Одной из основных движущих сил для развития экономики регионов являются предприятия малого и среднего бизнеса. Именно они дают возможность совершить большой рывок вперёд и укрепить экономическую ситуацию рассматриваемого рынка. Особенностями данных предприятий являются высокая мобильность, быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, восприимчивость к новациям, а также тем, что для их организации и функционирования требуется небольшое количество ресурсов. Следует отметить, что предприятия малого и среднего бизнеса являются наиболее востребованными не только в период благоприятного развития экономики, но и в период кризиса. Это связано с тем, что именно эта часть предпринимательства способна оказать благотворное влияние на экономику и социальное развитие регионов. Именно предприятия малого и среднего бизнеса являются основой для региональной экономики. Но следует отметить тот факт, что уровень состояния среды малого и среднего предпринимательства в каждом регионе различный и имеет как положительные, так и отрицательные тенденции.
Объекты и методика исследования
В качестве объектов исследования выступают предприятия малого и среднего бизнеса Амурской области. Методика исследования заключается в рассмотрении структуры малых и средних предприятий; сравнительном анализе их деятельности на территории региона; сравнении и группи-
ровке основных показателей данных предприятий, отражённых в статистических источниках; выявлении основных причинно-следственных связей формирования условий, в которых находятся малые и средние предприятия на текущий момент, и основных проблем, препятствующих их нормальному функционированию на территории Амурской области.
Результаты исследования
Амурская область характеризуется рядом факторов, оказывающих, в целом, положительное воздействие на развитие малого и среднего предпринимательства. К этим факторам следует отнести: большой ресурсный потенциал, достаточно развитую транспортную инфраструктуру, которая позволяет осуществлять транзитные перевозки между странами АТР (в первую очередь, КНР), западными районами России, имеет два собственных речных торговых порта.
Одновременно с этим большая степень зависимости региона от государственной поддержки, слабо развитая инфраструктура, недостаток трудовых ресурсов, низкая покупательная способность большей части населения, отдалённость от дешёвых источников энергии, и как следствие, высокие энергетические и транспортные тарифы, значительно снижающие конкурентоспособность производимой в области продукции, отрицательно сказываются на перспективах экономического развития территории.
В целом, если характеризовать эволюцию предпринимательской деятельности в Амурской области, то следует отметить тот факт, что её становление и развитие изначально не имели одинаковых стартовых условий и проходили в недостаточно благоприятной обстановке по отношению, например, к западным регионам РФ. Так, в вышеуказанных регионах были в более значительной степени развиты такие наиболее привлекательные для предпринимателей отрасли, как пищевая и лёгкая про-
мышленность, сфера услуг и др., сформирована и действовала производственная инфраструктура, и существовал ряд других факторов, которые повлияли на производство и реализацию конкурентоспособной продукции. Да и отношение органов государственной власти РФ в большей степени направлено на поддержку предпринимательства тех регионов, которые максимально приближены к центру. Амурская область, впрочем, как и другие регионы ДФО, рассматривалась как нечто незнакомое и очень далёкое.
Следует заметить, что малый и средний бизнес на территории рассматриваемого региона развивался не в отрыве от того, что происходило в России и, следовательно, те проблемы, которые характерны для аналогичных российских предприятий, не обошли стороной амурские предприятия. К ним относятся: высокие налоги и несовершенство системы налогообложения, несовершенство нормативно-правовых основ со стороны государственных органов, отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и другие факторы, характерные в целом для России. Но нам хотелось бы обратить особое внимание на моменты, которые в большей степени осложняют жизнь субъектам малого и среднего предпринимательства в Амурской области.
В рамках проведённой работы по анализу деятельности предприятий малого и среднего бизнеса Амурской области была выявлена интересная особенность, характерная, на наш взгляд, для рассматриваемого региона. Она заключается в том, что присутствуют отрицательные моменты, препятствующие развитию данной группы предприятий, которые при детальном рассмотрении могут являться позитивной основой для развития данного вида бизнеса на территории Амурской области. В частности, территория региона максимально приближена к КНР. Приближённость к Китаю создаёт одновременно и сложности, и возможности для развития малого и среднего предпринимательства в области. Проблемы в основном связаны с высокоразвитой производственной базой и одновременно с этим — низкими ценами на потребительские товары и товары производственно-технического назначения в КНР, что делает неконкурентоспособной аналогичную продукцию нашего региона, в первую очередь, по ценовому фактору.
С другой стороны, данная ситуация даёт определённые преимущества для формирования и развития некоторых отраслевых направлений деятельности малого и среднего предпринимательства в области (в частности, торговли, туризма, а также отдельных видов производственной деятельности).
Особенность, которая сдерживает развитие предприятий малого и среднего предпринимательства в Амурской области и является явным региональным фактором — это отдалённость от центра России. Как мы уже говорили выше, такая отдалённость формирует неравные условия для развития регионов, максимально приближённых к центру и значительно удалённых от него. Основные производственная, технологическая, научная базы располагаются в центральных регионах России, что, естественно, тормозит развитие в большей степени производственного и инновационного предпринимательства в Амурской области.
По данным Амурстата, в 2008 г. в Амурской области действовало 96 средних предприятий, 6456 малых предприятия, 5194 микропредприятий (без учёта сельскохозяйственных микропредприятий), 22964 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. По состоянию на 1 января 2009 г. в Амурской области в общем числе действующих хозяйствующих организаций малые предприятия составляют 42%, а средние предприятия — 1%. На сегодняшний день в сфере малых предприятий работает каждый шестой из числа занятых в экономике области. Малыми предприятиями оказывается 18,0% объёма платных услуг населению, 24,8% оборота розничной торговли. Доля средних предприятий в общем объёме платных услуг составила 0,8%, в обороте розничной торговли — 5,5%.
К сожалению, в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса не соответствует потребностям экономики области. Рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях явно не отражает их возможностей в формировании валового регионального продукта. По-прежнему низкой остаётся доля малых предприятий в ВРП, в 2008 г. по области он составил 8,0%.
Среднесписочная численность работающих на одном малом предприятии составила 8 человек, на малом предприятии
(без микропредприятий) — 33 человека, на среднем — 110 человек.
Эти данные очень наглядно характеризуют экономическую ситуацию в Амурской области. Мы видим, что в экономике области преобладают малые предприятия, имеющие небольшое количество работников и не оказывающие большого влияния на формирование ВРП. В этой связи следует заметить, что основной задачей регионального малого и среднего бизнеса является забота о своей собственной сохранности. Основная цель их деятельности — не стать банкротами. Вследствие этого предприятия малого и среднего бизнеса лишены возможности эволюционировать из малых в средние, а затем и крупные бизнес-структуры и остаются в сфере своей первоначальной деятельности. Отсюда у данной группы предприятий отсутствует всякое стремление к развитию. Малая численность работников этих предприятий также предполагает, что масштабы деятельности этих фирм невелики. Следовательно, у крупных компаний нет никакого желания развивать кооперационные связи с такими малочисленными и неэффективными предприятиями. Соответственно, интеграционные связи между крупным, средним и малым бизнесом в регионе практически не сформированы, и на текущий момент мало положительных предпосылок для их формирования.
Низкий уровень развития экономики Амурской области в советский период, её специализация — всё это повлияло на сложившуюся отраслевую структуру малого и среднего предпринимательства. Те преимущества, которыми обладает Амурская область (значительные площади, которые можно использовать для сельхозугодий, богатейшие природные ресурсы), повлияли на то, что в большей степени она рассматривалась как аграрный регион и источник различных природных ресурсов. Данная тенденция сохраняется и до настоящего времени. Если посмотреть на отраслевую структуру малых и средних предприятий Амурской области, представленную на рисунках 1 и 2, то можно наглядно убедиться в этом. Преобладание малых и средних предприятий наблюдается в сфере оптовой и розничной торговли. Данная отрасль занимает одну из ведущих позиций среди других отраслей, распро-
странённых в Амурской области. Столь высокие показатели развития этой отрасли обусловлены тем, она является традиционной для региона.
Кроме того, общеизвестно, что торговля — это отрасль, которая обеспечивает быстрое получение прибыли и не требует таких финансовых вливаний, как, например, производство и сельское хозяйство. Что касается сельского хозяйства — отрасли, которая обеспечивает продовольственную безопасность региона, то показатели удельного веса малых и средних предприятий невелики. Но следует отметить тот факт, что несмотря на это прослеживается небольшая положительная динамика по развитию предприятий данной отрасли. Увеличение количества этих предприятий на территории Амурской области обусловлено тем, что она является традиционной для региона.
Серьёзнейшей проблемой, сдерживающей развитие предприятий малого и среднего бизнеса в области, является уровень регионального государственного менеджмента. Так, с целью создания правовых и экономических условий развития малого и среднего предпринимательства в Амурской области принята областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области в 2008-2010 годах». На 2008 г. в соответствии с Законом «Об областном бюджете на 2008 год» на выполнение областной программы поддержки предпринимательства было предусмотрено 13790 тыс. руб., выполнение за отчётный период составило 4043,07 тыс. руб., или 29% к годовому лимиту. То есть было выделено 467 руб., а фактически получено 137 руб. в пересчёте на 1 предприятие и 1 предпринимателя.
На финансовую поддержку предприятий малого и среднего бизнеса выделено 2066,45 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета — 1423,57 тыс. руб., федерального бюджета — 642,88 тыс. руб. На реализацию областных мероприятий из областного бюджета выделено 1882,36 тыс. руб. Но это также ничтожно малые суммы, которых, конечно же, недостаточно для эффективной финансовой поддержки данного сектора предпринимательства.
Рис. 1. Структура малых предприятий по видам деятельности в 2008 г.
Рис. 2. Структура средних предприятий по видам деятельности в 2008 г.
Выводы и предложения
На основании данных, полученных в ходе исследования, можно выделить основные проблемы, которые мешают развитию малых и средних предприятий на территории Амурской области:
- преобладание крайне малых форм хозяйствования;
- отдалённость региона от центральной части России;
- уровень развития территории в советский период и её специализация;
- качество регионального государственного менеджмента.
Следовательно, можно сказать, что уровень развития малых и средних предприятий в регионе можно повысить за счёт решения проблем, характерных для аналогичных общероссийских предприятий. Но самое главное — необходимо определить собственную модель развития малого и среднего предпринимательства в Амурской области, которая в полной мере будет учитывать все особенности и возможности, характерные для данного региона.
Библиографический список
1. Иванов В.В. Система управления развитием малого бизнеса территории / В.В. Иванов, А.И. Михальченков / / Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — № 2. — С. 128-140.
2.Лялин В.Е. Развитие малого предпринимательства / В.Е. Лялин, В.И. Ляшенко, К.В. Павлов, В.В. Хахулин. — М.: Эконо-мистъ, 2006. — 254 с.
3. Малое и среднее предпринимательство Амурской области в 2008 году: стат. сб. — Благовещенск, 2009. — 83 с.
+ + +
УДК 64.011.328.003.13:338.33 И.В. Ишанкулова
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗОНАЛЬНОСТИ И УРОВНЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ключевые слова: Челябинская область, кластеризация сельскохозяйственных предприятий, результативность зернового производства по природно-климатическим зонам, ресурсообеспе-ченность, эффективность зернового производства.
Введение
Традиционно Челябинскую область относят к промышленным регионам нашей страны. Благодаря территориальному расположению на землях Восточноевропейской равнины и ЗападноСибирской низменности Челябинская область занимает три природно-климатические зоны: горную лесостепную, лесостепную, степную, что позволяет населению заниматься и сельским хозяйством. Область обеспечивает свое население продукцией животноводства и зерном. Анализ результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий за 2003-2008 гг. показал, что основным направлением специализации аграрного сектора Челябинской области является производство зерновых культур. В выручке от реализации сельскохозяйственной продук-
ции наблюдается следующее соотношение: доля реализованных зерновых культур в общей выручке составляет 61,4%; доля реализованного молока — 17,1%; остаток (21,5%) распределяется между прочими видами сельскохозяйственной продукции. Таким образом, основное производственное направление Челябинской области — производство зерна с высоким уровнем специализации (коэффициент специализации в среднем за шесть исследуемых лет равен 0,4).
Вопросы размещения и специализации в сельском хозяйстве широко освещены в трудах многих отечественных ученых, среди которых следует выделить: Н.П. Александрова, А.И. Барбашина, Н.В. Васильева, Д.Ф. Вермеля, Л.М. Зальцмана, К.П. Оболенского; среди современных — С.А. Муромцева, И.Н. Са-фиуллина, Э.Т. Алиева, Ю.В. Пануса, А.М. Зигангирову, Е.А. Захарову, С.В. Черепухину и др. Вклад И.Н. Сафи-уллина состоит в том, что он обосновал необходимость размещения производства товарной с.-х. продукции по административным районам и природно-экономи-ческим зонам [1, с. 20]. С. А. Муромцев