Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес Амурской области'

Малый и средний бизнес Амурской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMIES / АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / AMUR REGION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станиславская М. В.

В период становления рыночных отношений в стране сформировалось четкое понимание роли предприятий малого и среднего бизнеса и их положительного влияния на развитие национальной экономики и экономики регионов. Однако в каждом регионе развитие малого и среднего бизнеса имеет свои характерные черты. В статье рассказывается об особенностях малого и среднего бизнеса Амурской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Станиславская М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and Medium Business: Results and Prospects of Development

Аt the time when the market relations were coming into being, there formed a clear understanding of the role of small and medium business and their positive impact on the development of the national economy and regional economies. However, in every region development of small and medium business has its own features. The article tells about the features of small and medium business in theAmur Region.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес Амурской области»

малый

и средний бизнес

амурской области

_Аннотация

В период становления рыночных отношений в стране сформировалось четкое понимание роли предприятий малого и среднего бизнеса и их положительного влияния на развитие национальной экономики и экономики регионов. Однако в каждом регионе развитие малого и среднего бизнеса имеет свои характерные черты. В статье рассказывается об особенностях малого и

среднего бизнеса Амурской области. _

Ключевые слова: малый и средний бизнес, региональная экономика, Амурская область, экономический кризис, строительство, торговля, иностранные инвестиции _

Мировая практика показывает, что малые и средние предприятия (МСП) играют очень важную, а иногда и решающую роль как в национальной экономике, так и в экономике регионов. В большинстве стран даже в периоды глубоких экономических кризисов именно предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивали граждан рабочими местами. Они способствовали повышению эффективности и ускорению проводимых реформ, разработке и внедрению инноваций, позволяли удовлетворять все необходимые потребности рынка. В современных условиях в условиях экономического кризиса больше шансов к выживанию имеют именно малые и средние предприятия. Они характеризуются высокой мобильностью и умением приспосабливаться к самым незначительным изменениям внешней среды [3]. Тенденция развития МСП характерна не только для национальной экономики, но и для региональных рынков [2].

Приоритетные отрасли

В России часть регионов развивается самостоятельно и очень успешно, а часть являются дотационными. К числу дотационных регионов относится

Станиславская М.В.

аспирантка

Дальневосточного

государственного

аграрного

университета,

преподаватель

Благовещенского

торгово-

экономического

колледжа

[email protected]

региональная эконо.

даже в периоды

глубоких

_экономических

_кризисов именно

предприятия малого

_и среднего бизнеса

_обеспечивали

граждан рабочими _местами

_ и Амурская область. Разумеется, это обстоятельство

_ в определенной степени влияет на развитие на дан_ ной территории предприятий, в том числе и субъек-

_ тов малого и среднего предпринимательства.

_ В результате изменения условий ведения хозяйства экономика региона оказалась в очень трудном

_ положении. Количество крупных предприятий было

незначительным, в основном предприятия были

_ небольшими. И основная часть компаний работала

на привозном сырье, причем очень часто конечная

_ продукция поступала в отдаленные регионы России.

_ В период становления и развития рыночных отношений такие взаимосвязи стали нецелесообразными и экономически неэффективными, что повлекло за собой исчезновение этих организаций. Некоторые тенденции, характерные для амурских предприятий и сложившиеся еще в советское время, проявляются и сейчас. В первую очередь это относится к развитию малых и средних предприятий в таких отраслях, как добыча природных ресурсов, ельское хозяйство.

Кроме того, в экономике Амурской области сложи-ись следующие приоритетные направления:

- энергетика;

- транспортные системы и коммуникации;

- сфера услуг (в первую очередь торговля и общественное питание);

- строительство [1].

Обозначенные отрасли получили развитие в рамках малого и среднего предпринимательства Амурской области, потому что на результаты их деятельности есть спрос со стороны мирового и российского рынка, а также граждан, проживающих на территории региона.

Тенденции развития малых и средних предприятий

Экономика Амурской области переориентировалась на внутренние потребности. Исключением стали предприятия, добывающие сырье, которое является востребованным на мировом рынке: золото, титан, железо, соя, электроэнергия, лес и др. В целом, характеризуя особенности отраслевого развития предприятий малого и среднего бизнеса на территории Амурской области, можно отметить, что заметны проявления общероссийских тенден-

' предпринимательство, 2010, № 6 (2)

предприятиями

ций, а также специфические особенности, прису- малыми щие именно данному региону. За период, в течение

которого осуществлялся переход от плановой сис- Амурской области

темы ведения хозяйства к рыночной экономике, оказывается

в регионе наблюдалась некоторая положительная 18,0% объема

динамика развития МСП. платных услуг

Так, по состоянию на 1 января 2009 г. в Амурской населению,

области в общем числе действующих хозяйствую- осуществляется

щих организаций малые предприятия составляют 24,8% оборота

42%, а средние - 1%. На сегодняшний день в сфере розничной торговли

малого бизнеса работает каждый шестой из числа _

занятых в экономике области. Малыми предприяти- _

ями оказывается 18,0% объема платных услуг насе- _

лению, осуществляется 24,8% оборота розничной _

торговли. Доля средних предприятий в общем объ- _

еме платных услуг составила 0,8%, в обороте роз- _

ничной торговли - 5,5% [5]. _

С позиции отраслевого развития субъектов малого _

и среднего предпринимательства, а также их чис- _

ленного увеличения, наметились положительные _

(правда, не революционные) тенденции. С точки _

зрения вклада данного сектора в экономику регио- _

на ситуация неутешительная. К сожалению, в насто- _

ящее время уровень развития малого и среднего _

бизнеса не соответствует потребностям экономи- _

ки области. Рост производства продукции, работ и _

услуг на малых предприятиях явно не отражает их _

возможностей в формировании валового регио- _

нального продукта. По-прежнему низкой остается _

доля малых предприятий в ВРП, в 2008 г. по области _

он составил 8,0% [5]. _

Среднесписочная численность работающих на _

одном малом предприятии составила 8 человек, на _

малом предприятии (без микропредприятий) - 33 _

человека, на среднем - 110 человек [5]. _

Проблемы малого предпринимательства

Приведенные данные наглядно характеризуют экономическую ситуацию в Амурской области. Мы видим, что в экономике региона преобладают малые предприятия, имеющие небольшое количество работников и не оказывающие большого влияния на формирование ВРП.

В этой связи следует заметить, что основной задачей регионального малого и среднего бизнеса является

региональнаяэк

Литература

1. Амурский статистический ежегодник: Сборник. / Амурстат. - Благовещенск. 2009. - 620 с.

2. Иванов В.В., Михаль-ченков А.И. Система управления развитием малого бизнеса территории // Менеджмент в России и за рубежом. -2004. - № 2. - С. 128-140.

3. Лялин В.Е., Ляшенко В.И., Павлов К.В., Хахулин В.В. Развитие малого предпринимательства. - М.: Экономиста, 2006. - 254 с.

4. Макинтайр Р. Местные власти - стимуляторы малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 3. - С. 56-60.

5. Малое и среднее предпринимательство Амурской области в 2008 году: Стат. сб. / Амурстат. - Благовещенск. 2009. - 83 с.

забота о своей собственной сохранности. Основная цель их деятельности - не стать банкротами, выжить в условиях неблагоприятного влияния различных факторов внешней среды. Вследствие этого предприятия малого бизнеса лишены возможности эволюционировать в средние, а затем и крупные бизнес-структуры и остаются в сфере своей первоначальной деятельности. Отсюда у данной группы компаний отсутствует всякое стремление к развитию. Малая численность работников этих предприятий также предполагает, что масштабы деятельности этих фирм невелики.

В этой связи у крупных компаний нет стремления развивать кооперационные связи с такими малочисленными и неэффективными предприятиями. Соответственно, интеграционные связи между крупным, средним и малым бизнесом в регионе практически не установлены и на текущий момент мало положительных предпосылок для их формирования.

Иностранные инвестиции и региональный менеджмент

Общий объем инвестиций в основной капитал в 2008 году составил: по средним предприятиям -391,8 млн рублей, по малым компаниям - 1074,5 млн рублей. В пересчете на одно среднее предприятие -4,1 млн рублей, на одно малое - 0,2 млн рублей [5]. Что касается внешних инвесторов, то иностранные предприятия не очень охотно вкладывают свои средства в амурские предприятия. К числу наиболее эффективных инвестиций в МСП области следует отнести вклад английских и канадских инвесторов, вложивших финансовые и организационные ресурсы в золотодобывающие предприятия, а также китайских предпринимателей, работающих в сфере торговли и общественного питания, строительства. Очень низким является уровень регионального менеджмента, особенно в части поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в 2008 году органами регионального управления было выделено 467 руб., а фактически получено 137 руб. в пересчете на 1 предприятие и 1 предпринимателя [5]. Что касается перспектив развития малого и среднего бизнеса, то при условии политической стабильности в стране, регионе, те положительные тенденции, которые существуют на данный момент, будут

ро

ссийское предпринимательство, 2010, № 6 (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сохранены и продолжены. Но с учетом геополитического положения Амурской области, наличия огромного числа природных ресурсов хотелось бы, чтобы развитие региона было бурным и революционным. Это зависит от того, каким образом будут себя вести региональные и в первую очередь федеральные органы управления.

Следует уделять самое пристальное внимание определению областных приоритетов и очередности их внедрения с целью повышения эффективности данного сектора экономики. А наиболее важной задачей, стоящей перед федеральными и региональными органами власти, является разработка собственной модели развития предприятий малого и среднего бизнеса в регионе.

Ценным в данной ситуации является опыт ближайшего соседа - КНР, который проводит очень грамотную политику, направленную на поддержку и развитие предприятий малого и среднего бизнеса, как со стороны центра, так и местных органов власти. Только в этом случае не придется сожалеть о части российской экономики, которую мы потеряли и, которая могла привнести большой вклад в экономику страны.

Stanislavskaya M.V.

Postgraduate Student, Far Eastern State Agrarian University, Lecturer, Blagoveshchensk College of Commerce and Economics

Small and Medium Business: Results and Prospects of Development

_Abstract

At the time when the market relations were coming into being, there formed a clear understanding of the role of small and medium business and their positive impact on the development of the national economy and regional economies. However, in every region development of small and medium business has its own features. The article tells about the features of small and medium business in theAmur Region.

Keywords: small and medium business, regional economies, Amur Region, economic crisis, construction, trade, foreign investments

региональнаяэкономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.