Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 4. С. 32-37. © Г.А. Дремина, 2009
УДК 658(075. 8)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
SMALL AND MEDIUM BUSINESSES SUPPORTED BY THE REGIONAL PROJECTS
Г.А. Дремина G.A. Dryomina
Омский государственный институт сервиса
Проанализирован уровень развития малого и среднего бизнеса в Омском регионе. Рассмотрены проблемы предпринимательства в современных условиях финансового кризиса. Проанализированы показатели развития малого бизнеса, включенные в существующую систему оценки региональных администраций. Предложены дополнительные показатели, которые необходимо использовать для оценки региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Considering the current issues of entrepreneurship under the financial crisis, the article provides analysis of small business developing in Omsk region. Given the indexes regional administration employs while assessing, the article offers additional ones to be used in estimating these projects.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, проблемы предпринимательства, оценка эффективности региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Key words: small and medium business, entrepreneurship issues, efficiency assessment, regional project.
Как показывают исследования, именно малый и средний бизнес вносят сегодня существенный вклад в рост экономики многих стран мира. Осознание этого факта в Америке, а затем в Западной Европе в 1980-х гг. изменило отношение властных структур и общества к малому бизнесу и способам его поддержки. Малые предприятия, с которыми прежде ассоциировались только высокий риск и проблемы, стали рассматриваться в качестве важнейшего источника экономического роста. Стимулирование предпринимательства превратилось в
один из основных приоритетов экономической политики и в России.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие региона. Количество малых предприятий -один из наиболее наглядных показателей функционирования малого бизнеса. Графически изменение числа организаций малого предпринимательства Омской области в 2000-2008 гг. представлено на рисунке, составленном на основе статистических данных Омскстата [4 ].
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Год
Рис. Динамика числа организаций малого предпринимательства Омской области
За рассматриваемый период число организаций малого предпринимательства выросло на 41,9 % по сравнению с базовым годом, однако динамика показывает, что после бурного развития 1990-1995 гг., в последние несколько лет темпы роста числа малых предприятий были незначительными. Тенденции роста явно выражены в сфере оптовой и розничной торговли за счет открытия торговых центров, гипермаркетов. Темп роста числа организаций малого предпринимательства в данной сфере к
2008 г. составил 139,37 % по сравнению с базовым годом. Увеличение числа организаций малого предпринимательства связано с закрытием крупных промышленных предприятий, развитием сферы услуг, появлением новых направлений бизнеса. По состоянию на 1 января
2009 г. 89,3 % организаций малого бизнеса были сконцентрированы в городе Омске. Это объясняется развитой инфраструктурой рынка областного центра, наличием платежеспособного спроса на продукцию и услуги, производимые организациями малого предпринимательства. Исключение составляют сельскохозяйственные малые предприятия, тяготеющие к местам производства продукции.
По данным государственной статистики, по итогам 2007 г. в Омской области функционировало 14,8 тыс. малых предприятий, что составляло 43,8 % от общего количества действующих предприятий. На 1 января 2008 г. на малых предприятиях на постоянной основе работало 95,3 тыс. человек, индивидуальной деятельностью занимались 64, 25 тыс. человек. С учетом временно занятых в сфере малого предпринимательства было занято порядка 169 тыс. человек или 17,8 % трудоспособного населения Омского региона. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг за данный период составил 49 710,1 млн руб. Инвестиции в основной капитал - 5 258,9 млн руб. За 2008 г. количество организаций малого предпринимательства с учетом микропредприятий оценивается на уровне 16,6 тыс. ед. [5, с. 2]. Численность занятых в малом предпринимательстве в 2008 г. составила 179 тысяч человек. Инвестиции в 2008 г. увеличились по сравнению с 2007 г. на 25 % и превысили 6,5 млрд рублей. По состоянию на 1 января 2009 г. в Омской области действует более 16,5 тысячи малых предприятий. В 2009 г. в Омском регионе на предприятиях малого и среднего бизнеса занято 180 000 человек, что составляет 18 % от общего количества занятых в области, доля налоговых отчислений малого и среднего бизнеса - 17 %, доля в ВРП - 12 % [2, с. 5].
Отраслевая региональная специфика развития малого и среднего бизнеса имеет большое значение для анализа его роли в промышленном и технологическом развитии страны. Отраслевая принадлежность малого предприятия определяет, какое место оно может занимать в цепочке создания стоимости, свидетельствует об его включенности в воспроизводственный процесс, степени влияния на темпы экономического развития, участии в решении социальных проблем и т. д.
Существующая сегодня структура видов деятельности, в которых действуют организации малого предпринимательства Омской области, остается стабильной на протяжении достаточно длительного периода времени. В настоящий момент лишь закладываются предпосылки дальнейших изменений. Наибольшую долю от общего числа организаций малого предпринимательства занимает сфера оптовой и розничной торговли. В отраслевой структуре малого бизнеса (без учета микропредприятий), по оценке 2008 г., в торговле осуществляют свою деятельность 21,6 % от общего количества субъектов малого бизнеса. В обрабатывающих производствах задействовано 18,3 % малых предприятий, в строительстве - 16,3 %, в сельском хозяйстве - 6,75 %, в транспортной и телекоммуникационной сфере - 5,2 % [5, с. 3].
Население крупных городов формирует постоянный спрос на услуги розничной торговли. Кроме того, открытие торгового предприятия изначально требует меньше финансовых, трудовых и иных нематериальных затрат, чем, например, открытие производственного предприятия. Для предприятий мелкой розничной торговли не требуется больших площадей и объектов нежилой недвижимости, что является постоянной проблемой в Омской области. Производственные малые предприятия, наоборот, нуждаются в таких площадях, а их нехватка, дорогая покупка и аренда заставляют переносить бизнес в районы области.
Малое предпринимательство в производственных отраслях и инновационной сфере развивается слабо. Развитие малого предпринимательства в производственной сфере способствует стабилизации экономической ситуации, так как колебания объемов производства в зависимости от экономической ситуации в какой-либо конкретной организации не отражаются на макроэкономическом уровне за счет большого количества производителей. Для Омской области и города Омска наиболее приоритетными сферами деятельности являются строительство, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и другие социально-значи-
мые услуги населению. Данные направления развития малого бизнеса являются приоритетными и всесторонне поддерживаются органами власти региона.
Основное значение в современных условиях приобретает повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии промышленности и технологий, поскольку именно в этих сегментах экономики роль малого бизнеса пока что чрезвычайно мала. Отечественная промышленность традиционно была крупной, но, как показывает опыт, недостаточно эффективной. Зарубежный опыт показывает перспективность другого направления. Например, Южная Корея, вначале избрав путь создания исключительно крупных кампаний, скоро осознала его бесперспективность и активным образом стала развивать малый и средний конкурентный бизнес вокруг холдингов, создавать систему мер стимулирования, развивать инфраструктуру. Правота такого подхода сегодня подтверждается южнокорейскими показателями конкурентоспособности. Подобные результаты демонстрирует японская экономика [1, с. 5]. Движение в этом направлении может осуществляться с помощью кластерных технологий. Кластеры - это аналог территориальных комплексов, которые формируются в рамках отдельных отраслей. С точки зрения формирования кластеров существует ряд факторов, влияющих на их развитие:
- административное регулирование,
- уровень конкуренции,
- трудовые ресурсы,
- инфраструктура,
- финансовые ресурсы,
- технологический и инновационный потенциал.
Все эти факторы должны работать и развиваться последовательно и равномерно. Только в этом случае можно добиться успеха. Применительно к Омской области большую перспективу имеет создание нефтехимического кластера, в рамках которого можно сосредоточить большое количество малых и средних предприятий по выпуску изделий, производных от нефтехимии.
Финансовый кризис начинает сказываться на реальном секторе экономики. В силу количественного преобладания строительных и торговых организаций в сфере малого предпринимательства, процессы, происходящие в организациях, осуществляющих данные виды экономической деятельности, оказывают влияние на весь сектор малого бизнеса. Ситуация в сфере строительства характеризуется спадом
деловой активности. В строительных организациях (из которых 45,6 % являлись субъектами малого предпринимательства) было отмечено уменьшение объема работ, сокращение численности работающих, снижение прибыли. Нестабильность экономической ситуации оказывает негативное влияние и на торговые организации малого бизнеса. Сокращается доля производителей, отгружающих свою продукцию на реализацию с отсрочкой платежа. Требование от поставщиков предоплаты в отсутствии достаточного объема собственных оборотных средств заставляет торговые организации обращаться за кредитами в банки. Рост процентных ставок по банковским кредитам затрудняет доступ к финансовым ресурсам. В результате замедляется рост торговых оборотов, снижается рентабельность торговой деятельности.
Основным сдерживающим фактором развития малого и среднего бизнеса в настоящее время является дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов и отсутствие реальных условий и механизмов их привлечения в этот сектор экономики. В условиях негативного влияния кризисных явлений в экономике произошло снижение объемов кредитования. Это связано с тем, что региональные банки и региональные представительства банков сократили объемы кредитования малого и среднего бизнеса. По информации Центрального банка РФ, в Омской области произошло изменение экономической конъюнктуры: наиболее заметное ухудшение ситуации зафиксировано в торговле, сельском хозяйстве, строительстве [6, с. 3]. Инструментом для решения указанных проблем является Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, основным направлением деятельности которого является предоставление поручительств и микрофинансовых займов субъектам малого предпринимательства.
Другими существенными проблемами являются: изношенность основных средств, нехватка производственных площадей, недостаточный уровень квалификации кадров (прежде всего в районах Омской области), низкая производительность труда, низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги, ограниченные возможности по продвижению на региональные, межрегиональные и зарубежные рынки. Требует решения вопрос формирования эффективной системы инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
Как будет складываться ситуация в организациях малого предпринимательства в дальнейшем, в большой степени зависит от под-
держки данного сектора экономики со стороны органов власти не только федерального, но и регионального уровня. По рейтингу Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Омская область вошла в пятерку лидеров регионов России по уровню развития малого предпринимательства в 2008 г. При составлении рейтинга учитывалось число малых предприятий на 100 тысяч населения, доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых, производительность труда и средний объем инвестиций в основной капитал [2, с. 5]. Однако рейтинг не является объективным показателем эффективности функционирования предпринимательства и уровня региональной поддержки. Рейтинг представляет собой ранжирование объектов в зависимости от их преимущества относительно друг друга по определенным показателям. Эффективность реализации региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства можно оценить с помощью коэффициента активности, предложенного в методике Е.В. Романенко [7, с. 94]. Расчет коэффициента активности малого предпринимательства помогает сопоставить уровни развития организаций малого предпринимательства в различных регионах страны, а также оценить эффективность его поддержки в каждом регионе.
Для расчета коэффициента необходимы следующие показатели:
- доля малого бизнеса в валовом региональном продукте (ДВРП);
- доля числа малых предприятий в их общем количестве (ДК);
- доля налоговых поступлений от общего поступления налогов субъектами малого предпринимательства (ДН);
- количество показателей, использованных для расчета (п ).
Кр = п ДВРП • ДК • ДН... (1)
Проведенный нами расчет коэффициента по оценке 2008 г. показывает его значение на уровне 0,2-0,25, т. е. в Омском регионе уровень развития малого бизнеса имеет достаточно скромное значение. По методике расчета Е.В. Романенко к регионам-лидерам относятся те, в которых данный коэффициент выше 0,6. Таким образом, Омская область нуждается в повышении эффективности работы региональных администраций в области поддержки малого и среднего бизнеса.
Для стимулирования регионов к разработке эффективных программ поддержки малого и среднего бизнеса необходимо включить не-
которые показатели, характеризующие развитие малого бизнеса, в систему оценки региональных администраций. Основой такой оценки является список показателей в Указе Президента России № 825 от 28 июня 2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В существующем документе предусмотрено всего три показателя, характеризующих усилия и достижения субъекта региональной власти в области развития малого бизнеса:
• доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций;
• доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта;
• расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на поддержку и развитие малого предпринимательства.
На абсолютные значения приведенных показателей оказывает влияние отраслевая структура региона. Эффективность политики региональной администрации можно оценить, лишь зная динамические ряды данных показателей. Кроме того, указанные показатели не несут качественной информации о состоянии малого бизнеса. Они совершенно не характеризуют процесс создания новых организаций. Однако низкая текущая «рождаемость» фирм будет означать замедленный рост или спад целевых показателей в будущем. Показатели являются общими и не вполне отражают направление развития сектора в целом. Так, рост занятости в малых компаниях обрабатывающей промышленности, скорее всего, будет свидетельствовать о появлении новых фирм или активном росте существующих и может быть истолкован как просто положительное явление, а рост занятости в малых и средних торговых компаниях может отражать как позитивные, так и негативные тенденции в экономике. Поэтому есть необходимость использовать дополнительные показатели, характеризующие развитие малого бизнеса в приоритетных отраслях.
Для дополнения списка показателей полезно использовать международный опыт. Важнейшим индикатором текущей предпринимательской активности является степень участия трудоспособного населения в предпринимательской деятельности. Международной группой исследователей с 1999 г. ежегодно определяется индекс ТЕА - Total Entrepreneurial Activity - показатель, составляемый в ходе международного исследования GEM, который
характеризует долю населения в возрасте от 16 до 64 лет, принимающую участие в создании новых фирм (такими считаются фирмы, работающие на рынке менее 3,5 лет). Предпринимателем в рамках измерения ТЕА считается тот, кто предпринимал в текущем году какие-то действия для создания нового бизнеса и ожидает получить в этом бизнесе свою долю либо управляет собственной новой компанией, созданной за последние 3,5 года. ТЕА является статистическим показателем, который характеризует стадию перед созданием нового бизнеса. В 2006 г. индекс ТЕА был измерен в 42 странах мира, в том числе и в России. Анализ показал, что между уровнем благосостояния населения (ВВП на душу населения) и уровнем предпринимательской активности существует обратная зависимость. Это связано с тем, что в странах с относительно низким уровнем благосостояния существенная доля населения вынуждена заниматься предпринимательской деятельностью в отсутствии подходящего места работы. С улучшением экономических условий необходимость в этом постепенно отпадает, но одновременно появляются новые возможности для открытия собственного дела с целью реализации какой-то инновационной идеи, повышается роль предпринимательства в технологическом развитии.
Результатом предпринимательской активности является создание новых компаний, а соответствующим показателем - доля новых компаний в их общей массе. Этот показатель рассчитывает Европейское бюро статистики (Eurostat) для некоторых европейских стран. Сходный показатель используют национальные органы статистики США и Канады.
Показатель «рождаемости» характеризует количество малых фирм, а качество вновь создаваемого бизнеса определяется темпами его роста. В международной статистике показатели роста компаний не рассчитываются по причине большой трудоемкости, однако существующие большие базы данных позволяют достоверно рассчитать такие показатели. Рост компаний может быть измерен долей новых предприятий, в которых выручка или занятость выросла более, чем на 60 % за последние два года [3, с. 75].
Исходя из этого следующие индикаторы могли бы дополнить список показателей развития малого бизнеса, входящих в систему оценки эффективности региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса:
- индикатор текущей предпринимательской активности, характеризующий долю на-
селения, принимающую участие в создании новых малых и средних предприятий;
- индикатор результата предпринимательской активности - доля созданных в текущем году малых и средних предприятий в % от их общего числа;
- индикатор качества вновь создаваемого бизнеса, определяемый долей новых малых и средних предприятий с высокими темпами роста выручки или занятости;
- доля малого и среднего бизнеса в занятости в обрабатывающей промышленности по показателю среднесписочной численности работников (без внешних совместителей);
- индикатор инвестиционной активности
- доля малых и средних предприятий региона в инвестициях в основной капитал;
- доля инновационно-активных малых и средних предприятий, созданных в текущем году, от общего числа предприятий в регионе;
- индикатор инновационной активности: доля малых и средних компаний региона в расходах на НИОКР и внедрении инноваций.
В настоящее время Омский регион совместно со всеми субъектами Сибирского федерального округа ведет разработку общей концепции создания и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Согласно этой концепции в каждом регионе должна быть создана четырехуровневая единая система поддержки предпринимательства. Ключевым звеном этой системы должен стать определяемый каждым регионом центр поддержки предпринимательства. В Омской области таким центром является региональный бизнес-инкубатор, который концентрирует целый ряд организаций: фонд поддержки бизнеса, ресурсный центр, районные бизнес-консультацион-ные центры.
Поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Омской области. На 2009-2010 гг. омское правительство планирует разработку бизнес-плана создания и развития регионального промышленного парка на территории Омской области, включающего концепцию развития, план управления, финансовый анализ проекта, обобщенный план застройки и финансовый план. В долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области на 2009-2013 годы» на реализацию данного проекта запланировано 1500 тыс. руб. Кроме того, программа содержит ряд антикризисных мер по поддержке предпринимательства. Ожидаемые конечные результаты,
запланированные в программе, предусматривают увеличение доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства с 19 % в 2008 г. до 35 % в 2013 г.; объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг субъектами малого и среднего предпринимательства - на 24,2 %, а объема инвестиций в основной капитал - на 60 % по сравнению с 2008 г. [5, с. 2]. Достижение запланированных показателей позволит повысить активность малого и среднего предпринимательства и перевести Омский регион в группу регионов-лидеров. Более развернутая и обоснованная оценка эффективности региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса позволит детально анализировать количественные и качественные тенденции в развитии названного сектора экономики и разрабатывать действенные меры для его успешного функционирования.
1. Борисов С. Нам нужен активный, конкурентоспособный малый бизнес // Человек и труд. - 2008. - № 3. - С. 4-9.
2. Курбатов В. Пятерка за малых // Ореол. - 2009. - 24 июня.
3. Отчет о ежегодном исследовании «ОПОРЫ РОССИИ» «Индекс ОПОРЫ» // Развитие малого бизнеса в регионах «Индекс ОПОРЫ». 2007-2008. - С. 72-76.
4. Омский областной статистический ежегодник: стат. сб.: в 2 ч. - Омск: Омскстат, 2007. - Ч. 2. - 437 с.
5. Постановление Правительства Омской области от 1 апреля 2009 г. № 49-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (20092013 годы)». - иКЬ: http://omskpravda.ru/pdf/ ге^е_04_ 09_09.pdf
6. Приказ Министерства экономики Омской области от 22 января 2009 г. № 2 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие предпринимательства в Омской области»». - иКЬ: http://www.omskporta1.ru/
7. Романенко Е.В. Малое предпринимательство в Омской области // Российское предпринимательство. - 2008. - № 11. - С. 93-96.