Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ «МУЗЕЯ КОБЗАРСТВА КРЫМА И КУБАНИ» (к 40-летию со дня основания)'

РЕГИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ «МУЗЕЯ КОБЗАРСТВА КРЫМА И КУБАНИ» (к 40-летию со дня основания) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музей кобзарства / культурно-историческое наследие / этномузыкальные традиции / крымский регион / kobzar museum / cultural and historical heritage / ethnomusical traditions / Crimean region

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина Инна Викторовна

Статья посвящена рассмотрению практического опыта работы уникального музейного пространства этнографической направленности, культурно-образовательного центра «Музей кобзарства Крыма и Кубани» имени А.Ф. Нырко, который с 1984 года действует на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал г. Ялта) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Автором анализируются экспозиционные и культурно-воспитательные возможности музейного пространства в качестве актуальной научно-просветительской базы академии и Крымского региона. Особо значимо автором обозначена роль создателя музея, этнографа А.Ф. Нырко, в сфере этномузыкальной, культурной и образовательной работы в полиэтническом крымском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE "MUSEUM OF KOBZARRY OF THE CRIMEA AND KUBAN"

The article is devoted to understanding the practical experience of the work of a unique ethnographic museum space, the cultural and educational center “Museum of Kobzarry of the Crimea and Kuban” named after A.F. Nyrko, which since 1984 has been operating on the basis of the Humanities and Pedagogical Academy (Yalta branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. The author analyzes the exhibition and cultural-educational capabilities of the museum space as a relevant scientific and educational base for the academy and the Crimean region. Particularly significant is the role of the museum’s founder, ethnographer A.F. Nyrko, in the field of ethnomusical, cultural and educational work in the multi-ethnic Crimean region.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ «МУЗЕЯ КОБЗАРСТВА КРЫМА И КУБАНИ» (к 40-летию со дня основания)»

RAR УДК 008 ББК 71

DOI 10.34685/HI.2024.47.4.015

РЕГИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ «МУЗЕЯ КОБЗАРСТВА КРЫМА И КУБАНИ» (к 40-летию со дня основания)

Шинтяпина Инна Викторовна,

Заслуженный работник культуры Республики Крым, кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогической академии

(филиал г. Ялта)

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет,

имени В.И. Вернадского», ул. Севастопольская, 2, г. Ялта, Крым, Россия, [email protected]

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению практического опыта работы уникального музейного пространства этнографической направленности, культурно-образовательного центра «Музей кобзарства Крыма и Кубани» имени А.Ф. Нырко, который с 1984 года действует на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал г. Ялта) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Автором анализируются экспозиционные и культурно-воспитательные возможности музейного пространства в качестве актуальной научно-просветительской базы академии и Крымского региона. Особо значимо автором обозначена роль создателя музея, этнографа А.Ф. Нырко, в сфере этномузыкальной, культурной и образовательной работы в полиэтническом крымском регионе.

Ключевые слова

Музей кобзарства, культурно-историческое наследие, этномузыкальные традиции, крымский регион.

На современном этапе научно-просветительская работа в образовательных учреждениях представляет собой сложный и многоаспектный процесс. Поиск нестандартных решений в данном направлении открывает свои особые перспективы и возможности в каждом конкретном учебном заведении. Уникальная ситуация расширения рамок исследовательско-просветитель-ской базы в области музыкального искусства,

культуры, этномузыкальных традиций сложилась в Гуманитарно-педагогической академии (г. Ялта) КФУ имени В.И. Вернадского, благодаря работе на базе ВУЗа «Музея кобзарства Крыма и Кубани».

Уникальная коллекция «Музея кобзарства Крыма и Кубани» начала формироваться в 1964 году Заслуженным работником культуры Украины, педагогом-бандуристом, активным про-

пагандистом и популяризатором кобзарского искусства в Крымском регионе, Алексеем Фёдоровичем Нырко (1926-2005 гг.), с момента приезда его в город Ялта (Илл. 1).

ла бандуристов «Крымские пролески» (основана в 1975 г., руководитель Чуданова Э.А.), действующая на базе Ялтинского центра культуры МБУК «ЯЦКС»1 (Илл. 2).

Илл. 1. Алексей Фёдорович Нырко 1990 г.

Активно включившись в педагогическую и просветительскую работу по популяризации малороссийского музыкального инструмента кобза (получившего распространение в южных регионах России в XIX столетии и под названием бандура) и кобзарской исполнительской культуры, Нырко организовал на Южном берегу Крыма несколько самодеятельных исполнительских кобзарских коллективов на базе разных учебных заведений. К таким коллективам относятся активно действующие по сегодняшний день: капелла бандуристов имени Степана Руданского ГПА КФУ им. В. Вернадского (основана в 1964 г., руководитель Шинтяпина И.В.) и Образцовая детская капел-

Илл. 2. Народная капелла бандуристов им. С. Руданского и руководитель А.Ф. Нырко 1965 г.

Одновременно с развитием бандурного исполнительства, А.Ф. Нырко начал и научно-изыскательную деятельность, направленную на сбор исторического материала о становлении и развитии кобзарского искусства на Юге России, в Крыму и на Кубани. Начиная с 1964 года и до последнего своего дня, Нырко постоянно занимался исследованием и развитием Крымско-Кубанской кобзарской школы. Благодаря активной поисковой работе учёному удалось актуализировать факты концертной деятельности Ялтинской самодеятельной народной музыкально-театральной труппы, основу которой составляли музыканты-бандуристы, факты сольной исполнительской деятельности кобзарей на территории Крыма и Кубани, а также собрать сведения о мастерах — изготовителях аутентичных народных инструментов — бандур. Неоднократные экспедиции Нырко по разным районам Крыма и Краснодарского Края позволили ему собрать ценный этнографический и биографический материал о мастерах и исполнителях-кобзарях, обнаружить авторские музыкальные инструменты — бандуры, изготовленные в первой половине ХХ столетия на этих территориях, спасти уни-

1 Биография А.Ф. Нырко. [Электронный ресурс] URL: https://yalta.rk.gov.ru/uploads/yalta/attachments/docu-ments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/5b5976e23 ce994.43487694.pdf

кальные памятники музыкальной культуры и собрать их в одном месте2 (Илл. 3).

нирована в отдельном специализированном помещении и получила статус официального музея при Ялтинском педагогическом училище (ныне Гуманитарно-педагогическая академия, филиал в г. Ялта, КФУ им. В. Вернадского). В 2005 году, в связи со скоропостижной кончиной Алексея Фёдоровича, музейной экспозиции было присвоено имя его создателя (Илл. 4).

Илл. 3. А.Ф. Нырко создатель Музея кобзарства Крыма и Кубани. 1995 г.

За период с 1964 по 1984 год А.Ф. Нырко обнаружил и собрал уникальную коллекцию аутентичных мастеровых бандур (22 экземпляра) и бесценный историко-биографический материал о деятельности и творчестве мастеров-исполнителей Крыма и Кубани, создававших данные инструменты, что нашло отражение в многочисленных авторских статьях и докладах на научных конференциях. Труд Нырко был высоко оценён, в 1973 г. ему присвоено звание «Отличник народного образования», а в 1993 г. — звание Заслуженный работник культуры Украины.

В 1984 году, благодаря активной просветительской и научно-поисковой работе А.Ф. Нырко, сложилась уникальная коллекция документов, аутентичных музыкальных инструментов, исторических вещей мастеров, изготовителей бандур, фотографий, аудиозаписей, которая была экспо-

Куровская И.Р. А.Ф.Нырко - выдающийся исследователь

народно-инструментального искусства Крыма и Кубани // «Диалог искусств и арт-парадигм», - Саратов, 2019. -С. 89-96.

Илл. 4. Экспозиция коллекции бандур и капелла бандуристов им. С. Руданского с руководителем А.Ф. Нырко 2004 г.

А.Ф. Нырко также проводил активную исследовательскую работу по сбору аутентичного музыкального, исторического, этнографического, краеведческого, литературного, фотодокументального материала, музыкальных произведений, созданных в период конца XIX — начала ХХ вв. в данных регионах. Таким образом, к 1984 году, моменту официального открытия музейного пространства, накопился значительный объём документов и экспонатов этого исторического этапа: музыкальные инструменты — бандуры, фото, книги, музыкаль-

Илл. 5. Музей кобзарства Крыма и Кубани 2024 г.

ные сборники, программы и афиши концертов, музыкальные записи, скульптурные миниатюры, рушники — всего более 500 экспонатов, что позволило репрезентовать данную коллекцию в качестве уникального экспозиционного материала3. В последующие годы музейная экспозиция пополнялась благодаря продолжению активной поисковой деятельности А.Ф. Нырко, его экспедиционным поездкам, общению с потомками мастеров-бандуристов, работе с архивными документами.

В 2013 году было выделено более подходящее для экспозиции помещение, проведено его техническое и художественное оформление для возможности экспонирования основной, наиболее интересной с научной и музееведческой точки зрения части собранной коллекции, что позволило расширить число выставочных объектов, выгодно их разместить, создать условия оптимального хранения, экспонирования и популяризации (Илл. 5).

Таким образом, в экспозицию вошли двадцать две авторские бандуры, объекты крымского и кубанского инструментального искусства; керамические малые скульптурные формы ялтинских авторов; образцы творчества крымских вышивальщиц; живописные работы местных авторов; художественная и научная литература на разных языках. В 2019 году музей отметил 35-летний юбилей с момента создания проведением торже-

ственных научно-практических и концертных ме-роприятий4.

На современном этапе музейную экспозицию можно характеризовать как малый музей музыкально-этнографической направленности, действующий в условиях гуманитарного учебного заведения как научно-просветительская общественная организация. Уникальность размещения музейного пространства в учебном заведении заключается в том, что в помещении музея постоянно проводятся лекционные и практические занятия со студентами Гуманитарно-педагогической академии (на базе которой действует музей), что позволяет использовать научно-просветительскую базу музея в учебном процессе, а его экспозиционную коллекцию — в обучающих и воспитательных целях. Музей систематически посещают не только обучающиеся ВУЗа и специалисты-музыковеды, но и широкая аудитория от учащихся средних учебных заведений до краеведов и туристов.

Началом официальной научно-исследовательской деятельности музея можно считать июнь 2005 года, когда на базе музея было проведено первое научное мероприятие «Международная научно-практическая конференция в Крымском регионе по актуальным направлениям педагогики, исполнительства и творчества бандуристов постсоветского пространства и дальнего зарубежья», инициируемое А.Ф. Нырко. Приглашённы-

3 «Музей кобзарства» официальная страница ГПА КФУ им. В. Вернадского. [Электронный ресурс] URL: https:// gpa.cfuv.ru/ru/struktura/76-muzei/87-g

4 Куровская И.Р. Музей кобзарства Крыма и Кубани имени

А.Ф. Нырко (к 35-летию создания) // Культурная жизнь юга России, вып. 3 (74) 2019. - 139-142.

ми участниками первой конференции стали исполнители и исследователи из России, Украины, Польши, США, Канады. Педагоги, музыканты, методисты, краеведы, этнографы собрались для обсуждения актуальных научных позиций, обмена практическим опытом по вопросам современной проблематики искусства бандурного исполнительства, а также возможности творческого полилога в пространстве народной музыкальной культуры в условиях полиэтнического взаимодействия. С этого момента конференция утвердилась как ежегодная и регулярная, с постоянной университетской базой — «Музей кобзарства Крыма и Кубани». С этого периода благодаря последователям А.Ф. Нырко — доцентам И.В. Шинтяпи-ной и И.Р. Куровской, закрепилась деятельность музея как научно-просветительского заведения не только регионального уровня Крыма и Кубани, но и всероссийского масштаба.

С 2014 года исследовательское и просветительское поле работы музея было расширено через увеличение спектра исследовательских направлений, благодаря чему в круг вопросов включились вопросы музыкальной этнопедагогики и исполнительства, этномузыкальной культуры, этнокультурного сотрудничества в условиях полиэтнического взаимодействия. Обязательными элементами работы музейного пространства в рамках научно-просветительского направления являются мастер-классы компетентных педагогов, творческие взаимодействия с профессионалами-исполнителями, общение с представителями организаций культуры, в разнообразных направлениях народного искусства. Подобные мероприятия стали ежегодными научно-практическими событиями, в том числе в рамках проведения традиционного Всероссийского фестиваля-конкурса «Звени, Бандура!» имени А.Ф. Нырко5. К участию в научных мероприятиях ежегодно проявляют интерес студенты и преподаватели ВУЗов, педагоги учебных заведений дополнительного образования, сотрудники учреждений культуры, библиотек и музеев, музыканты-исполнители, краеведы.

Проведение фольклорного фестиваля «Звени, бандура!» в 1964 году было впервые инициировано А.Ф. Нырко с целью объединения исполни-

5 Шинтяпина И.В. Фольклорный конкурс «Звени, бандура!» в современных реалиях поликультурного пространства // Гуманитарные науки, № 1 (53), 2021 - С. 98-104.

телей разного возраста, любителей и профессионалов народного искусства. Первоначально в нём принимали участие только солисты и ансамбли исполнителей-бандуристов из Крыма и близлежащих регионов. Но постепенно расширилось исполнительское поле и в фольклорное движение включились музыканты, играющие на различных народных инструментах, а также солисты-вокалисты и вокальные ансамбли фольклорной направленности.

В последние годы фестиваль получил статус Всероссийского и преобразовался в конкурс, который проводится как в традиционном очном формате, так и в режиме дистанционного заочного участия, благодаря чему в конкурсную семью исполнителей влились коллективы из дальних регионов России. Так, активными участниками конкурса стали солисты и ансамбли бандуристов из Саратовской области «Чаривницы» и «Журав-ка», солисты и ансамбли бандуристов школы-интерната народного искусства для одарённых детей имени В.Г. Захарченко г. Краснодара, солисты и фольклорные коллективы «Тимоша», «Везелин-ка» из Белгородской области, исполнители из Курска, Калуги, Московской области, Ставропольского и Краснодарского края6.

И конечно традиционно успешно в конкур -се принимают участие фольклорные коллективы Крыма: ансамбли «Радоница» и «Душа-Радонец» г. Симферополь (руководитель А. Полетнева), ансамбль «Любысток» г. Керчь (руководитель Т. Васильева), ансамбль «Сударушка» г. Симферополь (руководитель И. Андрейченко), ансамбль «Черешенки» г. Феодосия (руководитель М. Николаева), ансамбль бандуристов «Крымские пролески» г. Ялта (руководитель Э. Чуданова), ансамбль бандуристов имени С. Руданского г. Ялта (руководитель И. Шинтяпина) и др. Своё исполнительское мастерство с успехом демонстрируют начинающие артисты и педагоги-музыканты, аматорские коллективы и концертирующие профессиональные исполнители.

На современном этапе музейное пространство стало традиционной базой проведения мастер-классов и творческих диалогов с педагогами-исследователями и исполнителями, разно-аспектных научно-практических этнокультурных

6 Конкурс «Звени, бандура!» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/zveni_bandura

диспутов сферы вокально-хоров ого и инструментального исполнительства и педагогики. Проведение научной, исследовательской и просветительской работы сегодня является важным направлением воспитательной деятельности с молодёжью. Народное музыкальное искусство позволяет расширить возможности такой работы в патриотическом, нравственном, эстетическом, культурологическом направлениях.

Сегодня музей — это творческая лаборатория осмысления современных направлений развития музыкального искусства, традиций и новаторства фольклористики, этнопедагогики, этнокуль-туры. С педагогами и студентами ВУЗа активно сотрудничают деятели музыкального искусства Крымского региона, позиционируют авторское мастерство, делятся педагогическим опытом. В преддверии своего 40-летнего юбилея «Музей кобзарства Крыма и Кубани» активно продолжает традиции музыкального просветительства, сохраняя и представляя уникальные исторические экспонаты.

Список литературы:

1. Биография А.Ф. Нырко. [Электронный ресурс] URL: https://yalta.rk.gov.ru/uploads/yalta/atta-chments/documents/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998 ecf8427e/5b5976e23ce994.43487694.pdf

2. Конкурс «Звени, бандура» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/zveni_bandura

3. Куровская И.Р. А.Ф.Нырко — выдающийся исследователь народно-инструментального искусства Крыма и Кубани // «Диалог искусств и арт-парадигм», — Саратов, 2019. — С. 89-96.

4. Куровская И.Р. Музей кобзарства Крыма и Кубани имени А.Ф. Нырко (к 35-летию создания) // Культурная жизнь юга России, вып. 3 (74) 2019. — 139-142.

5. «Музей кобзарства» официальная страница ГПА КФУ им. В.Вернадского. [Электронный ресурс] URL: https://gpa.cfuv.ru/ru/struktura/76-muzei/87-g

6. Шинтяпина И.В. Фольклорный конкурс «Звени, бандура!» в современных реалиях поликультурного пространства // Гуманитарные науки, № 1 (53), 2021 — С. 98-104.

REGIONAL CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE "MUSEUM OF KOBZARRY OF THE CRIMEA AND KUBAN"

Shyntyapina Inna Viktorovna,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Honored Worker of culture of the Republic of Crimea Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky

Crimean Federal University V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Sevastopolskaya

str., 2, Yalta, Crimea, Russia, [email protected]

Abstract

The article is devoted to understanding the practical experience of the work of a unique ethnographic museum space, the cultural and educational center "Museum of Kobzarry of the Crimea and Kuban" named after A.F. Nyrko, which since 1984 has been operating on the basis of the Humanities and Pedagogical Academy (Yalta branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. The author analyzes the exhibition and cultural-educational capabilities of the museum space as a relevant scientific and educational base for the academy and the Crimean region. Particularly significant is the role of the museum's founder, ethnographer A.F. Nyrko, in the field of ethnomusical, cultural and educational work in the multi-ethnic Crimean region.

Keywords

kobzar museum, cultural and historical heritage, ethnomusical traditions, Crimean region/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.