Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА КРЫМСКОГО РЕГИОНА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА КРЫМСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИТАРНЫЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ / КРЫМСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинтяпина И. В.

Статья написана на основе личного опыта автора по изучению проблемы формирования этномузыкальной культуры молодежи в пространстве Гуманитарно-педагогической академии (филиал г. Ялта) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Целью статьи обозначено выявление научно-теоретических и методико-практических аспектов этномузыкального образования, как условия формирования этномузыкальной культуры студенческой молодежи в пространстве гуманитарного высшего учебного заведения, функционирующего в многонациональном крымском регионе. В материалах статьи раскрываются характеристики и категориальные компоненты ключевых понятий «культура личности» и «этномузыкальная культура личности» в контексте личного педагогического и исследовательского опыта, а также рассматриваются возможности этномузыкального образования студенческой молодежи на современном этапе в условиях гуманитарного высшего учебного заведения. Основные подходы исследования позволили выявить педагогические условия формирования этномузыкальной культуры студенческой молодежи, не ограниченные программными нормами учебного процесса, закрепленными образовательными стандартами, и обеспеченные дополнительными возможностями в области культурно-просветительской, конкурсно-фестивальной, научно-исследовательской сферы. В ходе исследования были выявлены особенности и возможности крымского региона как поликультурного и полиэтнического пространства для полилога в сфере народных традиций, культурных практик, видов искусств, населяющих его этносов. Целенаправленная, разноплановая систематизированная учебно-воспитательная и организационная работа, осуществляемая автором в данном направлении в течение более десяти лет, позволяет констатировать результативность выработанных условий и видов работы со студенческой молодежью, что определяет и практическую значимость данного исследования в современных условиях поиска решения проблемы национальной идентификации больших и малых народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF ETHNOMUSICAL CULTURE OF STUDENT YOUTH IN THE SPACE OF A HUMANITARIAN UNIVERSITY

The article is written on the basis of the author's personal experience in studying the problem of the formation of the ethnomusical culture of youth in the space of the Humanitarian and Pedagogical Academy (branch of Yalta) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. The purpose of the article is to identify the scientific-theoretical and methodological-practical aspects of ethnomusical education as a condition for the formation of ethnomusical culture of students in the space of a humanitarian higher educational institution operating in the multinational Crimean region. The article reveals the characteristics and categorical components of the key concepts «culture of personality» and «ethnomusical culture of personality» in the context of personal pedagogical and research experience, and also considers the possibilities of ethnomusical education of students at the present stage in the context of a humanitarian higher educational institution. The main approaches of the study made it possible to identify pedagogical conditions for the formation of ethnomusical culture of student youth that are not limited by the program norms of the educational process, fixed educational standards, and provided with additional opportunities in the field of cultural and educational, competition and festival, research spheres. In the course of the study, the features and capabilities of the Crimean region as a polycultural and polyethnic space for a polylogue in the sphere of folk traditions, cultural practices, and types of arts of the ethnic groups inhabiting it were identified. Purposeful, multifaceted, systematized educational and organizational work carried out by the author in this direction for more than ten years, makes it possible to ascertain the effectiveness of the conditions and types of work with students and small nations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА КРЫМСКОГО РЕГИОНА»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА КРЫМСКОГО РЕГИОНА

И.В. Шинтяпина

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал г. Ялта) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Крым, г. Ялта

e-mail: [email protected]

Статья написана на основе личного опыта автора по изучению проблемы формирования этномузыкальной культуры молодежи в пространстве Гуманитарно-педагогической академии (филиал г. Ялта) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Целью статьи обозначено выявление научно-теоретических и методико-практических аспектов этномузыкального образования, как условия формирования этномузыкальной культуры студенческой молодежи в пространстве гуманитарного высшего учебного заведения, функционирующего в многонациональном крымском регионе. В материалах статьи раскрываются характеристики и категориальные компоненты ключевых понятий «культура личности» и «этномузыкальная культура личности» в контексте личного педагогического и исследовательского опыта, а также рассматриваются возможности этномузыкального образования студенческой молодежи на современном этапе в условиях гуманитарного высшего учебного заведения. Основные подходы исследования позволили выявить педагогические условия формирования этномузыкальной культуры студенческой молодежи, не ограниченные программными нормами учебного процесса, закрепленными образовательными стандартами, и обеспеченные дополнительными возможностями в области культурно-просветительской, конкурсно-фестивальной, научно-исследовательской сферы. В ходе исследования были выявлены особенности и возможности крымского региона как поликультурного и полиэтнического пространства для полилога в сфере народных традиций, культурных практик, видов искусств, населяющих его этносов. Целенаправленная, разноплановая систематизированная учебно-воспитательная и организационная работа, осуществляемая автором в данном направлении в течение

более десяти лет, позволяет констатировать результативность выработанных условий и видов работы со студенческой молодежью, что определяет и практическую значимость данного исследования в современных условиях поиска решения проблемы национальной идентификации больших и малых народов.

Ключевые слова: Этномузыкальная культура, гуманитарный ВУЗ, образование молодежи, крымский регион.

Постановка задачи. На современном этапе развития российского общества, несомненно, актуальным и важным для разных регионов является вопрос национальной идентификации больших и малых народов через осмысление основ традиционной культуры как совокупности приоритетных норм, смыслов, ценностей каждого из них. Крымский регион представляет собой территорию, на которой с доисторических времен селились народы разных культурных практик. Особенности проявлений культуры разных этносов определяются разными факторами, в том числе и уникальными характеристиками в области музыкального искусства.

Возможность сохранения и возрождения народных культурных традиций, в том числе национальной музыкальной этносамобытности разных народов, проживающих на территории Крымского полуострова -одна из приоритетных проблем в многоаспектном процессе воспитания и образования молодежи в условиях высших учебных заведений.

Для рассмотрения множественности культурно-образовательных возможностей формирования этномузыкальной культуры молодежи в пространстве гуманитарного ВУЗа необходимо выявить основные параметры данной дефиниции, через понимание определений «культура личности» и «этномузыкальная культура личности».

Анализ существующих подходов. Современные исследования в области этнокультурологии дают возможность осмысления комплексного понятия «культура личности» как совокупности определенных компетенций, касающихся, в том числе жизнедеятельности в поликультурном пространстве через возможность понимания различий между представителями разных культур, языков и религий, уважение к сложившимся традициям и обычаям [7; 15; 19]. Возможности формирования этнокультуры современной молодежи осуществляются в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и

личностной потребности в непрерывном развитии и самосовершенствовании.

С данных позиций осмысление музыкальной культуры личности в условиях профессионально-творческого развития, в частности формирования категории этномузыкальной культуры, можно определить как способность человека к восприятию, осмыслению и творческо-деятельностному воспроизведению музыки как образно-содержательному искусству, концентрирующему в себе не только смысловые характеристики личности, но и жизненно важные идеи и образы. Этномузыкальная культура личности в данном контексте понимается, следовательно, как ряд определенных ценностных значений.

Прежде всего, данное понятие концентрирует музыкально-национальные культурные знания, опирающиеся на музыкально-исполнительский творческо-социальный опыт, выступающий своеобразным мотиватором личностно-значимой ориентации. Формирование этномузыкальной культуры личности студента, подчинено национально-ценностному восприятию окружающей реальности, стремлению к полноценному постижению этнических и общечеловеческих традиционных культурных ценностей. Осуществление данной работы активизируется благодаря дополнительным возможностям в культурно-образовательной сфере.

Овладение этномузыкальным искусством осуществляется в процессе музыкального образования и воспитания, благодаря приобщению студенческой молодежи к культурно-историческому опыту, в том числе через реализацию дополнительных этнокультурных подходов. Возможности этнокультурного потенциала в музыкальном образовании исследовались многими фольклористами, педагогами-музыкантами, музыковедами: Л.Б. Абдуллиной [1], Т.И. Баклановой [3], И.В. Ерещенко [5], Л.М. Кашаповой [8], Л.П. Карпушиной [9], Т.Г. Мариупольской [14], И.В. Москвиной [16], Н.Р. Туравец, К.А. Стрельцовой [19] и др. Следует отметить, что многочисленные работы, направленные на осмысление роли музыкального образования в пространстве народно-музыкальной культуры и традиционных народных практик не полностью разработаны на современном этапе в аспекте их реализации в конкретных региональных условиях, в частности в республике Крым.

Исследовательская часть. Рассмотрение процесса формирования этномузыкальной культуры студенческой молодёжи через дополнительные возможности в сфере культурно-образовательной и музыкально-исполнительской деятельности позволяет определить его комплексные компоненты в области гуманитарно-исторических и музыкально-теоретических знаний. Взаимозависимость познавательной активности и особенностей ее содержательного наполнения и определяет национально-ценностную парадигму личности по овладению традиционно-творческим опытом. Понятие «этномузыкальная культура личности» рассматривается исследователями не столько в культурологической, но преимущественно в музыкально-педагогической плоскости относительно способов его функционального назначения в системе музыкального образования [10].

Становление ценностных ориентаций молодого человека в условиях учебного заведения должно сопровождаться осмыслением культурно-исторического развития своего этноса во взаимодействии и взаимопонимании различных культур пространства конкретного региона. В данном аспекте значимой становится дополнительная культурно-образовательная работа, направленная на воспитание понимания важности сохранения культурного наследия, поддержки уникальной самобытности этнокультур. Основополагающими моментами развития и воспитания молодежи в данном аспекте являются осмысленное взаимодействие с различными проявлениями культуры, в частности в музыкальном искусстве [2].

Неотъемлемым компонентом в этнокультурном образовательном процессе конкретного региона, направленном на овладение знаниями этнокультурных традиций, способами их ретрансляции, формирование способности к их творческому воссозданию, является этномузыкальное образование и воспитание.

Этномузыкальное образование молодежи конкретного региона необходимо рассматривать как непрерывную процессуальность в воспитании и обучении личности с целевыми установками на развитие осмысленного уважения не только к музыкальному искусству своего этноса, но и искусству других народов. По мнению исследователей, базируясь сегодня на фольклорной и этнической музыке, этномузыкальная культура открывает для образовательного процесса

молодежи широкие возможности по усвоению этномузыкальных ценностей, развитию этномузыкальных способностей, приобретению комплексного понимания истории, быта, жанров аутентичности музыкального искусства, формированию навыков исполнительства народного музыкального репертуара [3: 4; 6].

Крымский регион исторически объединил на своей территории различные большие и малые народы, селившиеся на данных территориях в различные временные периоды. Принося с собой уникальные традиционные практики, как разнообразные формы освоения и понимания мирового пространства, они не только сохраняли их внутри своих этносов, но и активно обменивались ими с помощью различных видов культов и искусств. Музыкальное искусство, как одно из наиболее доступных и распространенных культурных явлений, на современном этапе является приоритетным в межкультурном взаимодействии этносов и актуальным в качестве объединяющей культурной платформы.

Говоря о современных возможностях этномузыкального образования в рамках гуманитарного учебного заведения, необходимо, прежде всего, рассмотреть базовые образовательные стандарты, позволяющие осуществлять работу по освоению наследства культуры народов, населяющих регион. Одним из высших учебных заведений крымского региона, осуществляющих образование по специальности «Музыкальное образование» в рамках направления «Педагогическое образование», является Гуманитарно-педагогическая академия (филиал г. Ялта) КФУ им. В.И. Вернадского. Необходимость целенаправленной работы по этномузыкальному образованию и воспитанию закреплена в формулировке одной из базовых профессиональных компетенций федерального образовательного стандарта, как способность к восприятию межкультурного разнообразия в социально-историческом, этическом и философском аспектах (ФГОС 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность «Музыкальное образование»). К сожалению, в кафедральном программном обеспечении образовательного направления, единственной дисциплиной профессионального цикла, направленной на реализацию данной компетенции, сегодня является только «Народное музыкальное творчество», с объемом в две зачетные единицы, что ограничивает ее потенциальные программные возможности и ведет к

поиску дополнительных образовательных условий по формированию этномузыкальной культуры студенческой молодежи.

Необходимость педагогического поиска дополнительных возможностей формирования этномузыкальной культуры в условиях образовательной среды вуза, базирующейся на социально-культурных традициях крымского региона в контексте профессионального образования, потребовала создания дополнительных резервов, выразившихся в создании особых культурно-педагогических и художественно-творческих условий образовательного процесса Гуманитарно-педагогической академии, прежде всего, через организацию работы творческих музыкально-исполнительских коллективов. Известно, что причастность молодежи к региональной этномузыкальной культуре уже в процессе традиционной музыкально-теоретической и практической подготовки, способствует формированию эстетически самобытной, гармоничной личности.

Творческие музыкально-исполнительские объединения кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Гуманитарно-педагогической академии создавались с учетом сложившихся этномузыкальных региональных практик и объединили студенческую молодежь определенных этнокультурных традиций. Среди наиболее активных и многочисленных творческих коллективов кафедры, работающих в данном направлении, надо отметить: Молодежный оркестр народных инструментов, капеллу бандуристок имени Степана Руданского, фольклорный вокальный ансамбль «Лада», ансамбль русских народных инструментов «Карусель», струнный ансамбль «Хайтарма».

Творческая направленность каждого из этих коллективов определяется стремлением к изучению музыкальной культуры и фольклора основных этносов, населяющих крымский регион - русских, украинцев, крымских татар, белорусов, поляков, молдаван, евреев, а также практическому освоению музыкально-творческого, художественно-стилевого и исполнительского наследия этих народов. Активная концертно-исполнительская деятельность каждого из коллективов, постоянное обновление репертуара, в котором преобладает фольклорный материал, поиск вариантов его сценического воплощения, свидетельствуют о планомерной, целенаправленной работе в

направлении формирования этномузыкальной культуры у студенческой молодежи.

Творческие коллективы кафедры имеют многолетнюю историю культурно-творческой и музыкально-исполнительской деятельности, позволяющей констатировать ее несомненную результативность в работе по воспитанию этномузыкальной культуры нескольких поколений выпускников ВУЗа. Так, например, капелла бандуристок имени С. Руданского в 2020 году отметила свой 55-летний юбилей, молодежный оркестр народных инструментов был создан около 50-ти лет назад.

Основу разнообразных этнических культур крымского региона составляют базовые творческие сферы: традиционализм и профессионализм. Результатом их взаимодействия на территории Крыма является формирование специфического типа этномузыкальной культуры, как составной части традиционной культуры региона. В данном аспекте региональная этномузыкальная культура рассматривается в работе творческих коллективов, как комплекс социально-культурных проявлений во взаимосвязи с историей и современным состоянием общества. Данные положения являются определяющими не только в подборе репертуара творческих коллективов, преимущественно фольклорно-этнического направления, но и в возможности освоения традиционных художественно-стилевых доминант, что выражается в исполнительских и интерпретационных характеристиках итогового сценического продукта. Этномузыкальное образование в академии, в данном случае, является показательным фактором возможностей социально-культурного и художественно-музыкального развития личности каждого участника творческих объединений.

Результаты исследования. Немаловажным достижением коллектива педагогов кафедры музыкальной педагогики и исполнительства, и автора статьи, в частности, в данном направлении, является проведение творческих и научных мероприятий разного уровня и масштаба, направленных на формирование этномузыкальной культуры и осуществления практического межнационального общения в сфере музыкального искусства: конкурсы, фестивали, научно-практические конференции и семинары, фольклорные праздники. Нацеленные на возможность воспитания музыкальной культуры, толерантности к другим

этнокультурам, сотрудничеству и взаимодействию, данные мероприятия носят ежегодный систематический и массовый характер.

Наиболее значимыми, событийными для Крымского региона, являются творческие и научные мероприятия кафедры и академии: Международный конкурс молодых исполнителей «Крымская весна» [13], Всероссийский конкурс фольклорного искусства «Звени, бандура!» [18], Всероссийский конкурс вокального искусства «Имени Николая и Милии Полудённых» [12], Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие образования в полиэтническом регионе», Всероссийская научно-практическая конференция «Многонациональный Крым. Диалог культур, религий и народов» [17] и др.

Для молодого поколения участие в музыкальных фестивалях и конкурсах, научно-исследовательских мероприятиях, представляется уникальной возможностью, в рамках которой достижимо разностороннее творческое и социально-коммуникативное развитие. В данном контексте фестивали и конкурсы выступают своеобразным стимулятором музыкально-творческой деятельности, катализатором искусства, мощным социальным фактором межкультурного, в том числе и этномузыкального полилога.

Одним из старейших творческих форумов Крымского региона является ежегодный фольклорный конкурс «Звени, бандура!», проводимый с 1992 года по инициативе заслуженного работника культуры Украины А.Ф. Нырко, и включающий в свою программу творческие состязания молодых исполнителей в вокальном и инструментальном жанрах [20]. Обязательным условием конкурсной программы солистов и творческих коллективов является исполнение фольклорных произведений, аутентичных или в авторской обработке, представляющих этническую музыкальную характеристику определенной национальной группы. Осмыслению теоретических аспектов этнокультурного взаимодействия способствует проведение научно-практического семинара в рамках данного конкурса, работа которого направлена на привлечение студенческой молодежи к исследованию традиций народного исполнительства, изучению особенностей национальной музыкальной культуры народов Крыма.

Еще два конкурсных проекта: Международный конкурс молодых исполнителей «Крымская весна» и Всероссийский конкурс вокального искусства «Имени Николая и Милии Полудённых», проводимых на базе кафедры, имеют более чем десятилетнюю историю. В рамках их программных требований предусмотрены отдельные номинации для исполнителей соло и ансамблей, инструменталистов и вокалистов, выступающих в народных жанрах. Обязательным для участников конкурса в данных номинациях является включение в программу обработок и аранжировок народных произведений, а также исполнение произведений современных композиторов, работающих в стиле народной музыки и представляющих национальные традиции больших и малых этносов, в том числе крымского региона. Исполнение же произведений крымских авторов в программе солистов-вокалистов и вокальных ансамблей является обязательным. В рамках данных музыкально-конкурсных мероприятий кафедры происходит обмен социальным, творческим и духовным опытом, рождаются новые совместные творческие перспективы. В этом заключается ценность рассматриваемых конкурсов как формата поликультурного диалога.

В контексте коммуникации исполнителя и аудитории, рассматриваемые музыкальные конкурсы образуют арт-пространство и пространство творческих взаимодействий, которые характеризуются многосубъектностью творческих отношений, а также творческого взаимодействия, выступая способом культурной коммуникации и универсальной формы диалога внутри современной музыкальной культурной деятельности. В данном контексте важнейшей составляющей выступает культуротворческий потенциал, как способ коммуникации, в результате которого музыка трансформируется из определенного вида искусства в универсальный художественный язык.

Музыкальные конкурсы, проводимые ежегодно преподавателями кафедры (директором двух из них - «Звени, бандура!» и «Имени Николая и Милии Полудённых», является автор статьи), это целенаправленная, разноплановая систематизированная исполнительская и организационная работа, способ реализации поликультурных возможностей в направлении эстетического и духовного развития молодого поколения, развития современной музыкальной этнокультуры. Музыкальные конкурсы кафедры имеют несколько этапов в своей структуре, одним из которых

выступают научно-практические семинары-практикумы, проводимые для руководителей, педагогов и конечно участников конкурса. В данном научно-практическом контексте обычно рассматриваются актуальные вопросы и проблемы музыкального искусства и педагогики на современном этапе, проходят мастер-классы, демонстрируются инновационные разработки и актуальные тенденции в области музыкального и этномузыкального искусства.

В последние годы, в качестве показателя культурной интеграции во всемирное интернет-пространство, все музыкальные конкурсы кафедры освещаются на страницах популярных социальных сетей и собственных сайтов. Организаторами творческих и научных мероприятий представляются информационные, иллюстративные и фотографические материалы, знакомящие с целью, задачами и особенностями проведения данных мероприятий. Наличие межкультурной интернет-коммуникации с молодой аудиторией через социальные сети является важнейшим этапом в формировании понимания и восприятия музыкального конкурса как дружественного поликультурного пространства и способа для личностного роста и саморазвития.

Интернет-коммуникация позволяет не только охватить все этапы проведения музыкального форума, но и расширить границы его зрительской аудитории, повысить эффективность распространения и изучения исполнительского опыта. Музыкальный конкурс, как форма работы с молодежью, является сложной системой, которая состоит из организационной, воспитательной, коммуникационной, и других важнейших констант, формирующих значение конкурса, как условия развития понимания и восприятия роли этнокультуры в жизни молодого поколения.

Заключение. Представленный анализ возможностей работы со студенческой молодёжью позволил выявить особенности теоретических и практических аспектов процесса этномузыкального образования и воспитания, выступающих необходимыми условиями формирования этномузыкальной культуры студентов на базе кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Гуманитарно-педагогической академии (филиал г. Ялта) КФУ им. В.И. Вернадского, функционирующих в пространстве многонационального крымского региона.

Многолетний опыт педагогической, воспитательной, организационной и культурно-просветительской работы автора со студенческой молодёжью по формированию этномузыкальной культуры через организацию дополнительных культурно-педагогических и музыкально-исполнительских возможностей этномузыкального образования и воспитания в высшем учебном заведении многонационального крымского региона, свидетельствует о перспективности и результативности осуществляемой полиаспектной деятельности в данном направлении.

Список литературы

1. Абдуллина, Л. Б. Этнокультурный компонент как средство воспитания в поликультурной образовательной среде // Этнопедагогика в контексте современной культуры / отв. ред. Л. Б. Абдуллина. - Стерлитамак : Стерлитамакский филиал БашГУ, 2018. - С. 3-5.

2. Айбазова, М. Ю., Макарова Т. В. Формирование этномузыкальной компетентности будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2010. - № 4. - С. 63-65.

3. Бакланова, Т. И. Теоретические основы и практика развития этнокультурного образования студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 5. - С. 24-28.

4. Бурлак, О. А. Специфика содержания музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона // Современные проблемы науки и образования. - 2019. -№ 6. - С. 212-214. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29376.

5. Ерещенко, И. В. Музыка в социокультурном пространстве региона : автореферат ... кандидата философских наук, 2001. - 24 с.

6. Губанихина, Е. В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога // Молодой ученый. - 2015. - № 4. - С. 556-559.

7. Жукова, Т. В. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи : автореф. дис. ... к. соц. н. - М. : МГУ, 2009. - 19 с.

8. Кашапова, Л. М. Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы : автореферат ... д-ра пед. наук. - Уфа, 2006. - 48 с.

9. Карпушина, Л. П. Личностная этномузыкальная культура // Искусство и образование. - 2007. - № 2. - С. 105-111.

10. Кобозева, И. С. Национальная музыкальная культура личности как социально-педагогический феномен // Современные проблемы науки и образования. - 2009. -№ 3. - С. 80-81. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=2274.

11. Концепция национальной образовательной политики РФ // Народное образование. - 2007. - № 1. - С. 253-263.

12. Конкурс вокального искусства имени Николая и Милии Полудённых. - URL: https://m.vk.com/konkurs_polydennuh?offset=5&own=1.

13. Конкурс молодых исполнителей «Крымская весна». - URL: http://crimeaspring.gpa.cfuv.ru/.

14. Мариупольская, Т. Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты) : автореферат ... д-ра пед. наук. - Москва, 2002. - 44 с.

15. Мехнецов, А. М. Значение традиционной народной культуры в формировании культурно-экологического сознания // Материалы научно-практических конференций и семинаров межрегионального Фестиваля «Здоровая жизнь». - Вологда, 2003. -С. 65-67.

16. Москвина, И. В. Формирование этномузыкальной компетентности будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки в вузах Зауралья : автореф. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2008. - 22 с.

17. План научных мероприятий ГПА КФУ им. В. Вернадского. - URL: http://www.gpa.cfuv.ru/ru/nauchnaya-deyatelnost/konferentsii.

18. Рёхина, А. Фольклорный фестиваль «Звени, бандура!». - URL: http://gpa.cfuv.ru/ru/akademiya-v-2018-godu/3536-folklornyj-festival-zveni-bandura-v-26-j-raz-proshjol-v-yalte.

19. Туравец, Н. Р., Стрельцова К. А. Этнокультурное образование и процесс профессиональной подготовки студентов-музыкантов // Культурная жизнь Юга России. - 2013. - № 2 (49). - С. 37-40.

20. Шинтяпина, И. В. Фольклорный конкурс «Звени, бандура!» в современных реалиях поликультурного пространства Крыма // Гуманитарные науки. - 2021. -№ 1. - С. 215-220.

FEATURES OF THE FORMATION OF ETHNOMUSICAL CULTURE OF STUDENT YOUTH IN THE SPACE OF A HUMANITARIAN UNIVERSITY

I.V. Shyntyapina

Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Crimea, Yalta e-mail: [email protected]

The article is written on the basis of the author's personal experience in studying the problem of the formation of the ethnomusical culture of youth in the space of the Humanitarian and Pedagogical Academy (branch of Yalta) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. The purpose of the article is to identify the scientific-theoretical and methodological-practical aspects of ethnomusical education as a condition for the formation of ethnomusical culture of students in the space of a humanitarian higher educational institution operating in the multinational Crimean region. The article reveals the characteristics and categorical components of the key concepts «culture of personality» and «ethnomusical culture of personality» in the context of personal pedagogical and research experience, and also considers the possibilities of ethnomusical education of students at the present stage in the context of a humanitarian higher educational institution. The main approaches of the study made it possible to identify pedagogical conditions for the formation of ethnomusical culture of student youth that are not limited by the program norms of the educational process, fixed educational standards, and provided with additional opportunities in the field of cultural and educational, competition and

festival, research spheres. In the course of the study, the features and capabilities of the Crimean region as a polycultural and polyethnic space for a polylogue in the sphere of folk traditions, cultural practices, and types of arts of the ethnic groups inhabiting it were identified. Purposeful, multifaceted, systematized educational and organizational work carried out by the author in this direction for more than ten years, makes it possible to ascertain the effectiveness of the conditions and types of work with students and small nations.

Keywords: Ethnomusical culture, humanitarian university, youth education, the Crimean region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.