для будущих выпускников, а также сформировать необходимые компетенции для решения широкого спектра профессиональных задач.
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются особенности использования средств мультимедиа при подготовке будущих графических дизайнеров для активизации познавательной деятельности обучающихся, формирования у них компетенций проектной деятельности, информационных компетенций. Рассмотрены возможности использования образовательных мультимедийных продуктов для повышения качества обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа технологии, мультимедиа, подготовка графических дизайнеров, образовательный процесс.
SUMMARY
The article reveals the features of using multimedia in the preparation of future graphic designers to enhance the cognitive activity of students, to form their project design competencies, information competencies. The possibilities of using the educational multimedia products to improve the quality of training are considered in the article.
Key words: information and communication technology, multimedia technologies, multimedia, graphic designers training, educational process.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гафурова Н. В., Чурилова Е. Ю. Педагогическое применение мультимедиа средств [Электронный ресурс]: учеб. пособ. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. - 204 с. - URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=435678 (дата обращения: 30.11.2020).
2. Загузина Н. Н. Проблемы развития дистанционной педагогики // Вестник Кемеровского государственного университета. -2014. - № 4 (60). - Т. 3. - С. 64-66.
3. Соловьёв А. Б. Методические особенности разработки и внедрения мультимедиа в учебном процессе в современном вузе // Вестник Южно-Уральского государственного гу-
манитарно-педагогического университета. -2009. - № 1. - С. 150-159.
4. Чвала М. С. Формирование информационной компетентности будущего графического дизайнера // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 3. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 111-115.
5. The Cambridge Handbook of Multimedia Learning / ed. by Richard E. Mayer. - Cambridge University Press, 2014. - Second Edition. -928 p.
6. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. - Cambridge; London: MIT Press, 1994. - 355 p.
Ш)
И. В. Шинтяпина
УДК 78.087.68
ФОРМИРОВАНИЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО КРЫМА (НА ПРИМЕРЕ
ФОЛЬКЛОРНОГО КОНКУРСА «ЗВЕНИ, БАНДУРА!»)
овременное музыкальное и поликультурное пространство Крыма открывает широкие возможности для исполнителей в области академического, эстрадного и народного музицирования. Огромную роль в этом процессе играют фестивали и конкурсы, проводимые для разных возрастных групп и уровней профессиональной подготовки. Сегодня фестивальное движение охватило все сферы музыкальной жизни полуострова. Это фестива-
ли хореографического, музыкально-спортивного, музыкально-театрального, вокально-хорового, инструментального, рок, джаз, поп, рэп и других направлений, проводимые в любое время года на международном или региональном уровне. На одной сцене встречаются известные и начинающие исполнители, обмениваются своим опытом и заряжают слушателей оптимизмом и радостью общения с музыкальным искусством.
Статья посвящена анализу современного состояния фестивального движения в области музыкального искусства на территории Крымского полуострова, а также рассмотрению особенностей создания и проведения уникального фольклорного фестиваля-конкурса «Звени, бандура!» как одного из ярких музыкальных форумов Крымского региона. Основными задачами выступили обзор крымских музыкальных фестивалей, анализ спектра возможностей музыкального фестивального движения в крымском регионе, а также рассмотрение потенциальных возможностей в области народного вокального и инструментального исполнительства.
Отдельной строкой в современной музыкально-просветительской и культурно-образовательной работе организаций Крымского полуострова выделяются музыкальные молодежные фестивали, многие из которых, став традиционными, проводятся ежегодно. Большинство таких мероприятий совмещают в себе исполнительское и образовательно-творческое направление. Тысячи учащихся музыкальных школ, студий, средних и высших учебных заведений встречаются на таких площадках, чтобы поделиться своими талантами друг с другом и взойти на новую профессиональную ступеньку.
Большое разнообразие конкурсов и фестивалей, проводимых в Крыму ежегодно, представляют официальные и общественные организации региона. Так, ГБУК РК «Центр народного творчества Республики Крым» под патронатом Министерства культуры РК является инициатором проведения таких меро-риятий, как Всероссийский интернациональный фестиваль «Дружба народов», Региональный фестиваль-конкурс крымскотатарского ис-
кусства «Дервиза», Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Крымские тулумбасы», этнофестиваль «Сарай Бату». Традиционно в этих праздниках музыкальной культуры принимают участие любительские и профессиональные коллективы в хореографическом, вокально-инструментальном, фольклорном, музыкально-театральном жанрах. Свое искусство демонстрируют мастера народного творчества, исполнители разных регионов России. Так, в 2019 году в данных фестивалях объединились коллективы и солисты из 12 регионов страны. Участники масштабных проектов выступали под общим флагом солидарности разных национальностей, единства и дружбы. В рамках проведения фестивалей проводятся мастер-классы, семинары, творческие встречи. Например, в рамках проведения фестиваля казачьей культуры «Крымские тулумбасы» ежегодно проходят встречи с коллективом ГБНТУ Краснодарского края «Кубанский казачий хор» под руководством В. За-харченко. Республиканским центром также организуются и детские творческие мероприятия, например, фестиваль-конкурс талантов «Крымский калейдоскоп», целью которого является выявление и поддержка талантливых детей и молодежи Республики Крым [2].
Под эгидой Министерства культуры Крыма ежегодно в разных городах региона проходят специализированные конкурсы исполнительского мастерства в разных музыкальных направлениях и жанрах [4]. Среди самых популярных направлений - инструментальное исполнительство: Международный конкурс молодых пианистов имени Алемдара Ка-раманова, Крымский Республиканский конкурс юных пианистов имени Фридерика Шопена, Открытый Республиканский фестиваль-конкурс фортепианной музыки «Классический май», Республиканский конкурс молодых исполнителей по классу фортепиано и скрипки «Музыкальный Алустон», Международный конкурс исполнителей на народных инструментах имени Г. Шендерёва, конкурс ансамблевого музицирования «Ликующий аккорд Тавриды», Международный фестиваль-конкурс молодых исполнителей «Крымская весна», Всероссийский фестиваль детских орке-
2CJ2/// -
я
стровых коллективов «Крымский камертон» и др. Наиболее яркими в области вокально-хорового искусства являются Республиканский конкурс юных вокалистов «Лейся песня», Республиканский фестиваль-конкурс детских и юношеских хоров «Поющая юность Феодосии», Хоровой фестиваль любительских творческих коллективов «Пою мое Отечество», Республиканский вокально-хоровой конкурс «Музыкальный берег», Республиканский конкурс юных вокалистов «MEZZA VOCE», Всероссийский вокально-хоровой конкурс имени Николая и Милии Полуденных, Республиканский конкурс классической музыки имени С. В. Рахманинова «Весенние воды» и др.
Эти творческие форумы направлены на популяризацию академических жанров музыкального искусства, воспитание исполнительской культуры учащихся музыкальных школ и студентов музыкальных факультетов средних и высших учебных заведений, выявление и поддержку одаренной и талантливой молодежи. Наряду с яркими исполнительскими мероприятиями ведется интересная работа и в других направлениях музыкального искусства, например, ежегодно проходят творческие состязания юных композиторов: Республиканский конкурс им. И. Бахшиша «Юный композитор» и Международный конкурс композиторов имени А. Спендиарова. Не менее интересны мероприятия, синтезирующие различные виды искусств, например, Международный открытый музыкально-литературный фестиваль «Ялос», Детско-юношеский кон-цертно-образовательный фестиваль юных талантов «Бархатные встречи». В последнее десятилетие активизируется творческая фестивальная работа в популяризации современных исполнительских жанров: Крымский Республиканский детский конкурс эстрадного искусства «Веселые аккорды», Открытый Республиканский фестиваль рок-музыки «Новая жизнь», Республиканский конкурс молодых исполнителей джазовой номинации «Jazz for You» [4].
Не менее ярко и массово проходят на крымской земле фестивали и конкурсы, орга-
низуемые российскими творческими объединениями и концертными организациями. Так, уже несколько десятилетий активно в разных городах проходят международные форумы-фестивали и конкурсы музыкально-художественного творчества компании «Арт-центр»: «Планета искусств - Крым», «Солнечные ритмы», «Город солнца», «Фантазия моря», «Единство России», «Великая страна», «Крым встречает таланты», «Крым - радуга талантов» и другие [11.
Мощный толчок к появлению новых форм и направлений в музыкальном фестивальном движении дал активно развивающийся на курортных причерноморских территориях событийный туризм - перспективное и популярное направление индустрии отдыха. Так, ежегодными стали фестивали «ZB-Fest» и «Z.FEST», пропагандирующие модные современные направления танцевальной музыки -техно, хаус, дип хаус, транс, прогрессив транс, хардкор и хэппи-хардкор, джангл и другие. «Z.FEST», проводимый недалеко от с. Попов-ка на месте ранее известной «Республики Казантип», стал с этого года главным российским фестивалем электронной музыки [3].
В территорию атмосферного отечественного рока превратился поселок Оленевка, расположившийся на западном побережье Крыма, - пространство, где в последние годы проводится фестиваль хорошей музыки «МАЯК». Здесь же, в Черноморском районе, проводится форум нестандартного формата - Музыкально-спортивный фестиваль «Крымская волна». Не менее оригинальные музыкальные встречи проводятся на восточном крымском побережье. Самыми востребованными у публики, объединяющими ценителей джазовых импровизаций и оставляющими послевкусие джазовых ноток на весь год, являются Международные джазовые фестивали «Koktebel Jazz Party» и «Live in Blue Bay», проводимые в Коктебеле. Совершенно новым событием как для богемного Коктебеля, так и для Крыма в целом, но имеющим все шансы стать популярным, является Рэп-фестиваль «RAP Koktebel». Традиционно в этих музыкальных форумах известные исполнители стоят на одной сцене с новичками эстрады.
Крымский полуостров может гордиться и фестивальными событиями, развивающими фольклорные традиции - это творческие смотры-конкурсы народной культуры: «Мат-ренин двор» (г. Алушта), «Дружба народов» (г. Ялта), «Возрождение» (г. Судак), «Мосты народов - мосты России» (г. Алушта); казачьей культуры - «Крымские тулумбасы» (г. Алушта); детских фольклорных коллективов - «Крымский Терем» (г. Симферополь) и
др.
Среди мероприятий данного направления выделяется единственный в Крымском регионе Всероссийский фольклорный фестиваль-конкурс «Звени, бандура!» имени Алексея Нырко, проводимый на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» г. Ялте.
Этот конкурс посвящен выдающемуся педагогу-исследователю, заслуженному работнику культуры Украины Алексею Федоровичу Нырко (1926-2005). Творческий фольклорный форум завоевал популярность своей многолетней историей и добрыми традициями. Первоначально фестиваль задумывался как профессиональный форум исполнителей-бандуристов, т. к. в начале 1990-х годов кобзарское движение в Крыму активно приобретало массовость и популярность. Классы бандуры, благодаря активной работе А. Ф. Ныр-ко, его сподвижников и учеников, открылись в детских музыкальных школах и школах искусств Ялты, Феодосии, Керчи, Севастополя, Симферопольском музыкальном училище, домах и дворцах культуры районных центров Крымского полуострова.
Крымские бандуристы-педагоги и исполнители ХХ столетия своими творческими достижениями в области музыкального фольклора развили принципы кобзарского искусства предшественников. Их последователи сегодня продолжают сложившиеся традиции народного инструментального и вокального музицирования не только на территории Крымского полуострова, но и за его пределами. Идеологом и человеком, воплотившим идею создания фестиваля в реальность, выступил исследователь кобзарства Крыма и
Кубани, заслуженный работник культуры Украины Алексей Федорович Нырко. Рядом с ним у истоков фестиваля стояли его друзья и единомышленники, в том числе жена и руководитель детской капеллы «Крымские пролески» Неонила Нырко. Благодаря этому мероприятию появилась возможность музыкального единения крымских творческих коллективов и солистов с исполнителями из других регионов Украины, России и дальнего зарубежья. Впервые проект фестиваля реализовался 20 марта 1992 г. и был посвящен 150-летию со дня рождения украинского композитора Н. Лысенко.
Начиная с этого момента, фестиваль стал ежегодным республиканским праздником фольклорного искусства, проводимым в Ялте при поддержке Крымского Республиканского Центра народного творчества, Министерства культуры Республики Крым, отдела культуры Ялтинского горисполкома. Стало доброй традицией весной съезжаться в Ялту творческим коллективам и солистам для творческого общения. Одной из форм работы кобзарского фестиваля явилась активная педагогическая и научно-методическая работа - проведение Мастер-классов и обучающих семинаров выдающимися исследователями, педагогами, общественными деятелями [5].
В 2004 году в рамках фестиваля по инициативе А. Ф. Нырко прошла первая научно-практическая конференция по проблемам музыкального исполнительства и педагогики в области кобзарского искусства. В ней приняли участие исследователи и педагоги-исполнители из России, Польши, Украины, Канады, США. Приоритетными задачами конференции были обозначены методические и педагогические вопросы подготовки молодых исполнителей, исполнительской культуры, пропаганда фольклорного искусства. Конференция вслед за фестивалем также стала ежегодной.
После кончины А. Ф. Нырко его коллеги, преподаватели университета, на тот момент хормейстер и концертмейстер капеллы бандуристов имени С. Руданского И. В. Шинтяпи-на и И. Р. Куровская, продолжили творческое начинание А. Ф. Нырко. По их инициативе с
2010 года фестиваль «Звени, бандура!» стал проводиться на базе Крымского гуманитарного университета г. Ялта (сегодня это Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте).
В 2014 г. фестиваль получил статус Всероссийского фольклорного фестиваля-конкурса, что позволило расширить разнообразие представляемых исполнителями народных музыкальных инструментов, исполнительских жанров и возрастных категорий. Кроме традиционного участия в конкурсе исполнителей на бандуре, появилась возможность привлечения музыкантов, играющих на разных народных инструментах - домре, балалайке, гитаре, баяне, аккордеоне, сопилке и др. Кроме того, в конкурсной программе появились новые номинации - солист-вокалист, вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль, оркестр, капелла, фольклорный коллектив. Расширились и возрастные рамки участников: от учеников детских музыкальных школ и студий до педагогов и аматоров без ограничения возраста. Благодаря этому за последние годы география конкурса значительно расширилась. Это уже не только города и поселки Крымского полуострова, но и соседние регионы - Краснодарский и Ставропольский Край, Ростовская, Белгородская, Курская, Калужская области. В 2014 году было принято решение посвятить конкурс его основателю -А. Ф. Нырко.
На современном этапе конкурс проводится при поддержке Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Министерства культуры Республики Крым и является ежегодным форумом музыкантов-вокалистов и инструменталистов, демонстрирующих свое мастерство и популяризирующих народную музыку и народные инструменты.
В рамках фольклорного конкурса на базе музея «Кобзарства Крыма и Кубани» проводится научно-практический семинар по вопросам народного исполнительства, этнопеда-гогики и культуры. Его цель - обмен педагогическим и исполнительским опытом, реше-
ние основных проблем образования в условиях полиэтнического региона, установление научных и творческих контактов в рамках научного сотрудничества.
С 2014 года председателем жюри конкурса является заслуженный артист Украины, виртуоз-балалаечник, активный общественный деятель, много лет отдавший работе в Крымской государственной филармонии, -К. И. Боровский. В состав жюри конкурса входят ведущие педагоги-исполнители крымских вузов, что является гарантией объективной и профессиональной работы музыкального форума «Звени, бандура!».
В 2020 году фестиваль-конкурс проходил в нетрадиционном формате - в режиме онлайн. Решение проводить музыкальное соревнование дистанционно, вызванное пандемией, было встречено участниками конкурса, педагогами и родителями с большим энтузиазмом. Увидеть все конкурсные программы в полном объеме, познакомиться с новым репертуаром, сравнить свои исполнительские достижения с другими конкурсантами - такая возможность появилась не только у участников конкурса, но и всех любителей народной музыки, т. к. все видеоматериалы стали доступны в онлайн-режиме на платформах ВКонтакте и YouTube. Благодаря этому конкурсные программы просмотрели дистанционно более десяти тысяч зрителей, подписчиками официальной страницы конкурса стали более 500 человек. Такой популярности и широкой зрительской аудитории в предыдущие годы конкурс не имел. Появились и конкурсанты из дальних регионов и городов -Санкт-Петербург, Калуга, Курск, Луганск, Донецк, Новосибирск и др.
Еще одной интересной особенностью нынешнего фестиваля явился факт значительного увеличения числа аматоров в конкурсной программе - как солистов, так и ансамблей в разных исполнительских жанрах и количественных составах. В предыдущие годы основными участниками конкурса было молодое поколение - учащиеся музыкальных школ, студий, и обучающиеся специализированных средних и высших учебных заведе-
ний. Возросший интерес к фестивальному движению среди непрофессионалов-любителей свидетельствует о растущем стремлении к исполнительству в народных жанрах, расширению аудитории участников за счет более взрослой категории музыкантов, возвращении массовой заинтересованности фольклорными традициями.
Ежегодно растет исполнительский уровень участников конкурса, о чем свидетельствуют их исполнительские программы - это и оригинальные современные обработки популярных народных мелодий, и аутентичные образцы фольклорного оригинального материала, и разножанровые произведения крымских и российских авторов, наших современников, в народном стиле.
Сегодня фестиваль-конкурс «Звени, бандура!» рассматривается организаторами и участниками как перспективное направление развития исполнительской культуры, одна из актуальных форм презентации музыкального искусства, эффективно способствующая возрождению и развитию национальных художественных традиций. В многонациональном крымском регионе данная форма культурного полилога способствует расширению возможностей в представлении произведений разных областей искусства, в сохранении традиций, в развитии культурных контактов между народами, освоении межнационального музыкального наследия.
АННОТАЦИЯ
В статье проводится анализ фестивального движения в поликультурном пространстве Крымского полуострова. Рассматривается жанровое и стилевое разнообразие музыкальных форумов и конкурсов, проводимых в крымских городах ежегодно. Отдельное внимание сосредоточено на истории создания, традициях и особенностях проведения фольклорного конкурса «Звени, бандура!». Фестиваль-конкурс «Звени, бандура!» на современном этапе рассматривается организаторами и участниками как перспективное направление развития исполнительской культуры, одна из актуальных форм презентации музыкального искусства, эффективно способ-
ствующая возрождению и развитию национальных художественных традиций.
Ключевые слова: поликультурное пространство, Крымский регион, фестивальное движение, фольклорный конкурс.
SUMMARY
The article analyzes the festival movement in the multicultural space of the Crimean peninsula. The genre and style diversity of musical forums and competitions held in Crimean cities annually is considered. Special attention is focused on the history of creation, traditions and peculiarities of the folklore competition "Link, Bandura!" Festival-competition "Link, bandura!" at the present stage, it is considered by the organizers and participants as a promising direction for the development of performing culture, one of the most relevant forms of presentation of musical art, effectively contributing to the revival and development of national artistic traditions.
Key word: multicultural space, Crimean region, festival movement, folklore competition.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт компании Арт-центр [Электронный ресурс]. - URL: https://www.art-center.ru/search/country-rossiya/town-krim/category-5/.
2. Официальный сайт ГБУК РК «Центр народного творчества Республики Крым» [Электронный ресурс]. - URL: https://cnt-rk.crm. muzkult. ru/?mobile=0.
3. Официальный сайт «Ассоциация курортов Крыма» [Электронный ресурс]. -URL: https://resorts-crimea.com/festivali-v-krymu.
4. План основных организационных и культурно-массовых мероприятий Министерства культуры Республики Крым на 2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://mkult.rk. gov.ru/uploads/txteditor/mkult/attachments//d4/1d/ 8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phpcutdFU_2 020.pdf.
5. Рехина А. Фольклорный фестиваль «Звени, бандура» [Электронный ресурс]. -URL: http://gpa.cfuv.ru/ru/akademiya-v-2018-godu/3536-folklornyj-festival-zveni-bandura-v-26-j-raz-proshjol-v-yalte.