развивает навыки импровизационного мышления. Через театрализацию ребенок вовлекается в коллективную деятельность, которая носит игровой характер, тем самым удовлетворяя потребность в общении, игре и обучении.
Литература:
1. Аверьянов П.Г. Театральная деятельность как ресурс деятельностно-ценностного воспитания // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4834 (дата обращения: 10.05.2021).
2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Психология развития. - СПб, 2001. - С. 56-79.
3. Ежов П.Ю. Интерактивные средства театрализации в системе формирования творческих способностей младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 176-176; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=801 (дата обращения: 08.05.2021).
4 Субботина Н.А. Приемы развития литературно-творческих способностей первоклассников как средство формирования их коммуникативной компетентности // Пермский педагогический журнал, 2016. - С. 164-170.
5. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая жизнь: [учеб.-метод. пособие] / И.Б. Шубина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 - 284 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Шинтяпина Инна Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРЫМСКОГО РЕГИОНА
Аннотация. В статье рассматриваются современные возможности этномузыкального воспитания студенческой молодежи, рассматриваемые в пространстве полиэтнического региона - Республика Крым. Аспект «этномузыкального воспитания» представлен соответственно как «полиэтнический» и «поликулькультурный». В качестве возможных путей этномузыкального воспитания молодежи рассматривается работа национально ориентированных общественных организаций региона, Гуманитарно-педагогической академии КФУ им. В.И. Вернадского, просветительская деятельность исследователей в области музыкального фольклора крымских этносов, роль фестивального движения.
Ключевые слова: этномузыкальное воспитание, полиэтническое пространство, поликультурные традиции, музыкальный фольклор, крымский регион.
Annotation. The article examines the modern possibilities of ethnomusical education of student youth, considered in the space of a polyethnic region - the Republic of Crimea. The aspect of "ethnomusical education" is presented as "polyethnic" and "polycultural", respectively. The work of nationally oriented public organizations of the region, the Humanitarian and Pedagogical Academy of the KFU named after V.I. Vernadsky, educational activities of researchers in the field of musical folklore of the Crimean ethnic groups, the role of the festival movement.
Keywords: ethnomusical education, polyethnic space, multicultural traditions, musical folklore, the Crimean region.
Введение. Процесс профессионального становления и соответственно воспитания творческой, общественно-активной личности студенческой молодежи, в частности студентов, обучающихся по направлениям «Музыкальное искусство» и «Музыкальная педагогика», не ограничивается рамками овладения базовыми компетентностями в образовательном комплексе. Вопрос готовности будущего специалиста к самостоятельной педагогической и исполнительской деятельности рассматривается, в том числе, и с позиций его возможностей профессионального функционирования в сфере полиэтнического музыкального пространства, как неотъемлемого соответствия культурным реалиям современности.
Целью статьи является рассмотрение возможностей этномузыкального воспитания молодежи с использованием фольклорных музыкальных традиций, исторически сложившихся в условиях полиэтнического региона, каким является Республика Крым. Не вызывает сомнений индивидуальность каждого полиэтнического региона в вопросе формирования специфических традиций каждого этноса и возможности взаимодействия этносов в процессе культурного обмена. Именно данные аспекты и определяют содержательность воспитательного процесса, базирующегося на необходимости возрождения и развития этнокультурных традиций в реалиях современного общественного полилога.
Изложение основного материала статьи. Этномузыкальное воспитание в опоре на музыкальный фольклор всегда было базовой традицией в воспитании молодого поколения в каждом этносе. Логичность полиэтнического воспитания рассматривается как вектор движения от понимания духовных традиций, историко-культурного и художественно-эстетического опыта своего народа к восприятию иных этнических традиций, формированию индивидуального ощущения самобытности наряду с ощущением сопричастности к мировому культурному сообществу.
Республика Крым является одним из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации. Исторически на данных территориях взаимодействуют более ста этносов, многовековыми традициями обогащая и развивая общее культурное пространство. В связи с этим музыкант-профессионал, будущий исполнитель или преподаватель музыкального искусства, работающий в данном регионе, должен не только обладать багажом музыкального материала, удовлетворяющим потребностям поликультурного пространства, но и быть готовым к активному взаимодействию с разными этническими группами населения.
Стратегия государственной национальной политики предусматривает основные ориентиры для координации работы в данном направлении: - сохранение этнокультурной самобытности (в рассматриваемом аспекте через сбережение музыкального фольклора); - развитие межнациональных отношений (способами концертной, конкурсной и фестивальной работы); - сохранение своей культуры и языка (через исполнительскую деятельность); - этнокультурное и духовное развитие (сбор фольклорного материала, издание нотных сборников, музыкально-просветительская деятельность).
Таким образом, ведущими приоритетами в воспитании молодежи выступают вопросы возможности творческого функционирования в обществе с гармонично развивающимися этническими параллелями. Соответственно, содержанием полиэтнического аспекта в этномузыкальном воспитании выступает синтез музыкального и этновоспитания, как своеобразный интеграл развития художественно-эстетической культуры личности.
Различные аспекты профессиональной этнокультурной подготовки молодежи в области этномузыкального искусства являются актуальными в научной дискуссии исследователей: М.Ю. Айбазовой, Т.В. Макаровой [1], Т.И. Баклановой [4], А.В. Глузмана, Л.И. Редькиной [5], Л.П. Карпушиной [6], И.В. Москвиной [7], Н.Р. Туравец, К.А. Стрельцовой [8] и др. Однако следует отметить, что практическая реализация этномузыкального воспитания молодежи в пространстве народно-музыкальной культуры и традиционных народных практик в конкретных региональных условиях Крымского полуострова требует актуализации учитывая новые реалии и перспективы.
Говоря о возможностях этномузыкального воспитания, необходимо конкретизировать данное понятие как возможность формирования комплекса духовно-нравственных представлений личности, развития эстетически-интеллектуального и эмоционального-смыслового восприятия этномузыкального наследия и традиций.
На современном этапе педагогическое воздействие через музыкально-этническую традиционность позволяет объединять традиционные воспитательные усилия народа с воспитательным идеалом современного общества посредством осмысления музыкально-культурного наследия. Музыкальное искусство выступает важнейшим носителем культурных традиций и действенным средством приобщения к ним личности. Музыка являет собой максимальный универсум в освоении этнических традиций, благодаря силе непосредственно эмоционально-чувственного воздействия на личность.
Этномузыкальное воспитание выступает наиболее действенным средством эмоционально-смыслового и духовно-нравственного развития взрослеющего молодого человека. Активное включение в самостоятельную исполнительскую деятельность не только на профессиональном, но и на любительском уровне, в качестве участника фольклорного вокального, инструментального, танцевального или театрального коллектива дает возможность формирования эстетических и культурных потребностей, комплекса художественно-исторических знаний и умений, необходимых молодежи в современной повседневной жизни в многонациональном окружении.
Осмысление и практическое воплощение задач воспитания молодежи в полиэтническом и поликультурном аспектах, в опоре на музыкально-фольклорные традиции многонационального пространства Крымского региона, реализуется сегодня исходя из этнических потребностей как целостная и многогранная перспектива педагогической теории и практики.
На территории Крымского полуострова на протяжении нескольких тысячелетий возникали, исчезали, ассимилировались многочисленные этнические поселения: греков, армян, крымчаков, русских, украинцев, татар, евреев, немцев, поляков и других этносов, формировавших уникальные устойчивые культурные каноны. Их культурные коды, безусловно, подвергались развитию и взаимовлиянию. Формирование традиций полиэтнического музыкального воспитания происходило постепенно в процессе взаимодействия этносов на смежных территориях проживания. Каждый этнос столетиями накапливал уникальное музыкальное наследие, первоначально принесенное на крымскую землю переселенцами, а позже сохраненное и приумноженное их потомками.
На сегодняшний день музыкальный фольклор народов, проживающих в Крыму, представлен в виде инструментального, вокально-хорового и музыкально-театрализованного творческого наследия. Вопросами его сохранения, пропаганды и популяризации занимаются как профессионалы-фольклористы, так и любители музыканты, исполнители, работающие в различных музыкальных жанрах. В последнее десятилетие вопрос осмысления творческого музыкального наследия разных народов Крыма и его роли в развитии культуры не только каждого этноса, но всего поликультурного пространства региона активно освещался исследователями, представляющими, к сожалению лишь некоторые этнические группы. Анализ публикаций по данной проблеме позволяет отметить следующие работы в области музыкальной культуры народов Крыма: русской - Е.А. Дороховой; крымскотатарской - Ф.М. Алиева, С.Э. Абдуллаева, Э.С. Алимовой, И.А. Заатова, М.Р. Кадыровой; украинской - И.Р. Куровской, А.Ф. Нырко, А.В. Яцкова, И.В. Шинтяпиной; караимской -М.Ю. Дубровской, В.Н. Капон-Иванова, А. Кефели; греческой - А.С. Минасьянц, Н.Ф. Тифтикиди; крымчаков -Л.С. Бакши, Л.И. Редькиной; армянской - Т.Н. Барской, Н.В. Евтушок, О.М. Мининой; эстонской - Л. Сальман.
Активную позицию в процессе сохранения и популяризации народного творчества своих этносов занимают общественные организации, представляющие различные национально-культурные автономии Республики Крым: азербайджанская, армянская, болгарская, греческая, еврейская, немецкая и др. Сбережением музыкально-национальных традиций и развитием межнационального общения активно занимаются национально ориентированные общественные организации: «Русская община Крыма», «Украинская община Крыма», «Сообщество итальянцев Крыма «Черкио», «Крымское общество крымчаков «Кърымчахлар», «Крымское общество коми-народа «Парма», «Мордовское общество им. Федора Ушакова», «Крымское французское общество», «Крымский Центр финно-угорской культуры», культурно-просветительское общество чехов «Влтава», «Ассоциация по развитию творчества народов Крыма» и др. Координирующими центрами работы данных организаций в направлении музыкально-просветительской культурно-воспитательной и концертно-фестивальной деятельности в Крыму являются: ГБУ РК «Дом дружбы народов», Крымское региональное отделение «Ассамблея народов России», Центр народного творчества Республики Крым, Крымский этнографический музей и др.
Не менее значимую работу в деле этномузыкального воспитания выполняют Вузы Крыма, в частности Гуманитарно-педагогическая академия (филиал г. Ялта) КФУ им. В.И. Вернадского. Так на кафедре музыкальной педагогики и исполнительства несколько десятилетий ведут активную исполнительскую и культурно-воспитательную деятельность творческие коллективы: капелла бандуристок им. С. Руданского, молодежный оркестр народных инструментов, фольклорный вокальный ансамбль «Лада», ансамбль народных инструментов «Карусель» и другие.
Творческая направленность каждого из этих коллективов определяется стремлением к изучению музыкальной культуры и фольклора основных этносов, населяющих крымский регион - русских, украинцев, крымских татар, белорусов, поляков, молдаван, евреев, а также практическому освоению музыкально-творческого, художественно-стилевого и исполнительского наследия этих народов. Активная концертно-исполнительская деятельность каждого из коллективов, постоянное обновление репертуара, в котором преобладает фольклорный материал, поиск вариантов его сценического воплощения, свидетельствуют о планомерной, целенаправленной работе в направлении формирования этномузыкальной культуры у студенческой молодежи.
Благодаря активной и систематичной этнокультурной работе данных общественных и образовательных организаций в Крымском регионе проводятся ежегодные культурно-массовые и фестивально-конкурсные мероприятия: Фестиваль национальных культур славянских народов «Родные напевы», Международный конкурс молодых исполнителей «Крымская весна», Всероссийский фольклорный конкурс «Звени, бандура!», Всероссийский вокальный конкурс «Имени Н. и М. Полудённых», Республиканский фестиваль «Соцветие культур Крыма», Крымско-татарской культуры «Къырым нагъмелери» и «Кефе гуллери», Республиканский фестиваль национальных традиций и обрядов «Матрёнин двор», Фестиваль финно-угорских народов «Шумбрат» и другие.
Деятельность общественных и образовательных учреждений в сфере этнокультурного музыкального общения направлена на обеспечение развития этнокультуры народов Крыма, этнокультурной идентичности, взаимообмена культурным наследием, возможности воспитания молодежи в атмосфере культурного полилога.
Осуществлению воспитательной этномузыкальной работы способствует активность общественных организаций, регулярность и планомерность проводимой концертно-просветительской работы, разнообразный репертуар творческих фольклорных коллективов, в том числе детских и молодежных, действующих на базе данных учреждений, благодаря чему создаются благоприятные условия к оптимальному включению молодежи в процесс освоения музыкально-этнических традиций поликультурного регионального пространства.
Среди основных видов работы, рассматриваемых организаций, необходимо акцентировать внимание на наиболее продуктивной для процесса воспитания этномузыкальной культуры - фестивальной деятельности. Возможность управления этномузыкальным воспитанием осуществляется через вовлечение молодежи в концертно-исполнительскую деятельность в рамках музыкальных фестивалей разной направленности, жанровости и массовости. Организация коммуникации в такой работе осуществляется благодаря личностному взаимодействию на основе творческо-культурного взаимодействия участников и организаторов.
Основными целями работы фестивалей является не только этномузыкальное воспитание молодежи, но и культурологическое, нравственно-эстетическое, патриотическое ориентирование, а также поддержка одаренной молодежи в профессиональном исполнительстве. Одной из форм этномузыкального воспитания молодежи в рамках проведения фестивалей и конкурсов выступает возможность непосредственного участия в организации и проведении данных мероприятий в качестве волонтеров. Такое практическое участие в фестивальном движении дает возможность не только с пользой провести свободное время, но и получить опыт музыкальной, межнациональной, социальной коммуникации, а иногда и новый вектор собственного творческого развития и будущего профессионального ориентирования. По статистике, именно молодые люди от 15 до 30 лет наиболее активно принимают участие в такой работе в качестве волонтеров.
Но конечно основная задача проведения конкурсов, фестивалей, дней национальной культуры - научить понимать культуру, традиции, особенности видов искусств, их нравственно-эстетическую, духовную и художественно-историческую основу, уникальность и разнообразие национального достояния каждого народа региона, осмысление процесса самоопределения и самоидентификации.
Музыкальное искусство в ряду других искусств обладает уникальными возможностями воздействия на взрослеющую личность, взаимодействуя с поэзией, литературой, танцевальной пластикой, изобразительными и декортивными видами искусств, именно музыка создает атмосферу эмоционально-образного восприятия окружающего пространства в единстве смысла и чувства. Благодаря этому музыкальное искусство дает возможность для формирования целостной личности. В данном контексте музыкальное искусство, основанное на народно-культурных традициях, фольклорных этнодостижениях народа, вобравшего в себя все лучшие характеристики духовного наследия, является незаменимым, ведущим вектором в процессе воспитания молодежи.
Важным фактором этнокультурной работы также выступает место проведения музыкальных фестивалей и национальных праздников, а именно ландшафтно-смысловой контекст возрождения этнотрадиций в конкретных условиях проживания того или иного этноса. Возможность проведения этнографических и фольклорных фестивалей в летний период на открытом ландшафтном пространстве исторически сложившихся поселений или культурно-культовых архитектурных сооружений получило в последнее время большую популярность и самостоятельное направление - фестивали на свежем воздухе (Open Air). Симбиоз музыки, природы, архитектуры, создают уникальную атмосферу, естественные декорации не только дополняющие колорит фестиваля, но и дающие возможность полного погружения в культурный слой данного этноса или поликультурного пространства.
Этномузыкальная информация таких ландшафтно-открытых фестивалей воспринимается максимально глубоко и активно, участники и зрители таких платформ более расположены к художественной атмосфере созданной как организаторами, так и природой и историей. Среди таких мероприятий можно назвать форумы, получившие наибольшее признание в Крыму в последнее десятилетие: Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Крымские тулумбасы» (пгт Николаевка, Симферопольский район), Республиканский интернациональный фестиваль «Дружба Народов» (с. Петровка, Красногвардейский район), Дни греческой культуры «Панаир» (с. Чернополье, Белогорский район), Дни крымскотатарской культуры «Хыдырлез» (г. Бахчисарай) и др.
Выводы. Подводя итог рассмотрения возможностей этномузыкального воспитания молодежи в пространстве уникального многонационального крымского региона, необходимо отметить, что в целом на данной территории сложилась благоприятная обстановка по сохранению, изучению и популяризации этнокультурного наследия, что несомненно является базовой основой данному направлению работы. Координация усилий общественных и образовательных организаций, этнических и культурных центров, направленных, в том числе и на музыкально-просветительскую деятельность, через разнообразную фольклорно-этническую работу, является положительным фактором воздействия на этнокультурное развитие молодежи, как показатель нравственно-духовных и художественно-эстетических ориентиров личности.
Литература:
1. Айбазова, М.Ю., Макарова, Т.В. Формирование этномузыкальной компетентности будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2010, № 4. -С. 63-65.
2. Алимова, Э.С. Жанрово-стилевая специфика крымскотатарской народной музыки в свете проблемы «фольклор и современность» // Проблемы взаимодействия искусства, педагогики, теории и практики образования. - 2014. Вып. 41 -С. 369-379.
3. Антология крымской народной музыки: музыкальный фольклор автохтонных народов Крыма / сост., автор Ф.М. Алиев. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2001. - 600 с.
4. Бакланова, Т.И. Теоретические основы и практика развития этнокультурного образования студентов // Современные проблемы науки и образования - Пенза, ООО «Издательский дом Академия естествознания», 2015, № 5. -С. 24-28.
5. Глузман, А.В., Редькина, Л.И. Концепция этнокультурного образования // Гуманитарные науки - 2015, № 3
6. Карпушина, Л.П. Педагогические основы этномузыкального образования: исторический аспект // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Матер. V Междунар. науч.-практ. конференции. - М.: МПГУ, 1999.
7. Москвина, И.В. Формирование этномузыкальной компетентности будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки в вузах Зауралья: автореф. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2008. - 22 с.
8. Туравец, Н.Р., Стрельцова, К.А. Этнокультурное образование и процесс профессиональной подготовки студентов-музыкантов // Культурная жизнь Юга России. - 2013. - № 2 (49). - С. 37-40.
9. Шинтяпина И.В. Вокальное творчество крымских композиторов в современном исполнительском репертуаре // Гуманитарные науки. - 2019, № 4 (48). - С. 58-62.
10. Яцков А.В. Специфика формирования музыкальной культуры Крыма в аспекте регионально-культурологической проблематики // Вопросы духовной культуры - Культурологические науки. - 2004, № 25. - С. 188-193.
Педагогика
УДК 796/799
старший преподаватель Школина Татьяна Ивановна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); старший преподаватель Показанникова Любовь Тимофеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); старший преподаватель Ильин Александр Викторович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВА В ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
Аннотация. Представленной материал посвящен поиску направлений повышения эффективности элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Одним из показателей эффективности приведенной дисциплины являются результативность сдачи норм ГТО студентами. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО введен с 1 сентября 2014 года на основании Указа президента РФ от 24.03. 2014 г. № 172, что послужило основанием включения студенчества в подготовку и сдачу норм ГТО. Но современные тенденции, т. е. переход на элективные дисциплины выявили проблемы в подготовке студентов к сдаче норм ГТО.
Ключевые слова: элективные дисциплины по физической культуре и спорту, выбор вида спортивной деятельности, нормы ГТО, игровые виды, выносливость, плавание, лыжный спорт, подготовка к сдаче.
Annotation. The presented material is devoted to the search for an increase in the effectiveness of elective disciplines in physical culture and sports. One of the indicators of the effectiveness of elective disciplines in physical culture and sports is the indicators of passing the GTO norms. All-Russian physical-cultural-sports complex of the GTO. was introduced on September 1, 2014 on the basis of the Decree of the President of the Russian Federation of March 24. 2014 № 172, which served as the basis for the inclusion of students in the preparation and delivery of the GTO standards. But modern trends, that is, the transition to elective disciplines, revealed problems in preparing students for passing the GTO norms.
Keywords: elective disciplines in physical culture and sports, choice of the type of sports activity, GTO norms, game types, endurance, swimming, skiing, preparation for delivery.
Введение. В настоящее время основными задачами элективных дисциплин по физическому воспитанию и спорту в вузе являются сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, формирование необходимого объема умений, навыков и знаний, воспитания у них необходимого уровня физических качеств, потребности в здоровом образе жизни, мотивации к регулярным занятиям физической культурой, в том числе и самостоятельных. Студентам представляется возможность выбора вида спортивной деятельности, и студенты свой выбор останавливают на игровых видах спортивной деятельности. Но одной из проблем элективных дисциплин является акцент выбора на игровых видах спортивной деятельности и не желание заниматься циклическими видами спортивной деятельности. Данный выбор ограничивает или делает невозможным формирование гармонично развитой личности и совершенствования основных физических качеств, освоение жизненно и профессионально важных умений и навыков.
Изложение основного материала статьи. По мнению целого ряда специалистов [3, 5, 7], ориентирование программы элективных дисциплин по физической культуре и спорту на подготовку к сдаче и сдачу норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» способствует решению целого ряда задач, таких как: рост численности студенческой молодежи и ведущих спортивный образ жизни, оздоровлению молодежи, повышение уровня физической подготовленности, подготовка молодежи к службе в вооруженных силах и защите государства. Так же по мнению [3, 5, 10] участие в подготовке и сдача норм ГТО студентами будет способствовать повышению общего уровня физической подготовленности студенчества, модернизации системы физического воспитания и студенческого спорта.
Тесты комплекса ГТО направлены на оценку уровня основных физических качеств: скоростно-силовых качеств, силовых, быстроты, выносливости и др. Не менее важным в подготовке к сдаче норм ГТО является уровень владения такими жизненно важными умениями и прикладными навыками, как плавание и ходьба на лыжах [3, 5, 7, 10]. При совершении туристического похода в рамках сдачи норм ГТО предъявляются требования к уровню знаний и умений необходимых при преодолении препятствий, умении ориентироваться, установить палатку и т.д.
По данным [5, 10] комплекс ГТО предъявляет достаточно широкий спектр требований к уровню развития основных физических качеств (выносливости, силовых показателей, скоростно-силовой подготовленности, гибкости и т.д.). Для воспитания перечисленных физических качеств необходимо прибегнуть к целому списку видов спортивной деятельности, включающими в себя: легкую атлетику (бег на короткие, средние и длинные дистанции, прыжок в длину с места и с разбега), плавание, ходьбу на лыжах, туристический поход, подтягивание на перекладине и отжимание от пола и т.д.
Но занятия элективными дисциплинами подразумевают выбор студентами вида спортивной деятельности, где выбор циклических видов, посредством которых, совершенствуются основные физические качества крайне редок. При анализе записи на вид спортивной деятельности значительное число юношей выбрали игровые виды (волейбол 22%, баскетбол 10% и 68% остановили выбор на футболе).
У девушек распределение выбранных видов спортивной деятельности был представлен следующими видами: фитнесс 54%, стретчинг 19%, аэробика 21%, волейбол 6%. Тогда как легкая атлетика, плавание, лыжный спорт интереса у студентов (юношей и девушек) не вызвали.
По данным ряда специалистов [4, 7, 8, 9] наиболее эффективны в развитии выносливости являются циклические виды спортивной деятельности (бег, в том числе и по пересеченной местности, бег на лыжах, плавание и т.д.). При оценке уровня выносливости оцениваемого по результатам бега 3 км. юноши и 2 км девушки были показаны результаты, представленные на рисунке 1 и 2.
Для оценки уровня физической подготовленности применили общепринятые тесты (бег 2 км. девушки и 3 км. юноши, бег 100 м., подтягивание на высокой перекладине (юноши) и отжимание от пола в упоре лежа (девушки), прыжок в длину с