УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.005.6
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. В статье рассматриваются научно-практические основы функционирования региональной системы оценки качества образования, представлен опыт Кемеровской области по информационному обеспечению процессов управления образованием на основе данных комплексного мониторинга.
Актуальность. Формирование системы оценки качества образования в России обусловливает необходимость получения достоверной и объективной информации о состоянии образовательных систем, реализации образовательных программ, результатах обучения с целью принятия своевременных управленческих решений.
Методы исследования. Использованы теоретические методы: анализ, индукция, конкретизация, обобщение, синтез.
Результаты исследования. Установлено, что использование данных комплексного мониторинга в процессах управления образованием на всех уровнях системы образования позволяет принимать эффективные управленческие решения, направленные на развитие региональной системы образования.
Ключевые слова: качество образования, региональная система оценки качества образования, управление качеством образования, информационное обеспечение, мониторинг, мониторинговые исследования, управленческие решения.
Управление качеством образования является одной из актуальных задач, стоящих перед обществом. Образование сегодня рассматривается как социально-культурная и социально-экономическая система, эффективность и результативность функционирования которой оказывает непосредственное влияние на показатели качества жизни населения, уровень развития и конкурентоспособности страны. Качество образования, как требование време-
Как цитировать статью: Красношлыкова О. Г., Васильева Т. В., Шефер И.В. Региональная система информационного обеспечения процессов управления качеством образования концепции уровневой оценки компетенций учителя // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.55-66.
О. Г. Красношлыкова
Доктор педагогических наук, профессор, ректор ГОУДПО(ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово, E-mail: [email protected] Olga G. Krasnoshlykova Dr.Sc. (Education), Professor, Rector of Kuzbass Regional Institute for Advanced Training and Retraining of Educators, Kemerovo, Russia
Т. В. Васильева
Кандидат педагогических наук, заведующая центром мониторинга состояния региональной системы образования E-mail: [email protected] Tatyana V Vasilyeva PhD (Education), Head of the Monitoring Centre, Head of the Centre for Monitoring the Status of the Regional Education System, Kemerovo, Russia
И. В. Шефер
Проректор по организационной и информационно-методической работе ГОУ ДПО(ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово, E-mail: [email protected] Inna V. Schaefer Vice-Rector for Organizational and Methodical Work, Kuzbass Regional Institute for Advanced Training and Retraining of Educators, Kemerovo, Russia
ни, определяет образовательные установки субъектов образования, цели и задачи деятельности образовательных организаций, их включенность в социокультурный контекст, а также образовательные результаты.
Отметим, что качество образования — категория системная, многоуровневая, многоаспектная, и мы рассматриваем его в том числе как объект управления.
Основные подходы к понятию «качество образования» стали складываться во второй половине 90-х годов ХХ века — начале 2000-х. Аспект оценки качества образования до сих пор является предметом научных дискуссий.
Так, М. М. Поташник акцентирует внимание на взаимосвязи, соотношении цели и результата как меры достижения цели. При этом и цель, и результат заданы только операционально и прогнозируются в зоне актуального развития обучающегося в образовательной организации [10].
Рассматривая качество образования, С. Г. Мол-чанов определяет его как объект, представляющий собой совокупность свойств или признаков, которые обладают количественными и качественными характеристиками. Следовательно, управлять качеством образования, по его мнению, означает управлять его количественными и качественными характеристиками, делая их все более адекватными внешним «вызовам» [5].
По мнению М. Ф. Королева, качество образования определяется уровнем достигнутой социальной полезности, которая в свою очередь выражается в востребованности и удовлетворенности [2]. Этой точки зрения придерживается также В. Ф. Покасов. Он считает, что качество образования в образовательных организациях разного уровня должно соответствовать современным требованиям общества, в том числе тенденциям активного использования наукоемких информационно-коммуникационных технологий, инновационных подходов к формированию и развитию личности обучающегося [8].
Как отмечено в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным
государственным требованиям и (или) потребностям физического и (или) юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [6].
Современное содержание требований к качеству общего образования определяется в том числе и непосредственными участниками образовательных отношений. Определенные требования к качеству образования предъявляют обучающиеся и их родители (законные представители), государство, профессиональные образовательные организации и рынок труда. В связи с этим современное понимание качества образования неразрывно связано с запросом, формируемым обществом. Вместе с тем большое значение имеют условия, в которых осуществляется образовательная деятельность и содержание процесса этой деятельности.
Задача создания российской системы оценки качества образования нашла отражение в программных документах как основном механизме решения управленческих задач. Сначала в программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. была актуализирована необходимость совершенствования системы оценки качества образования и информационной открытости системы образования [11]. А затем и в утвержденной федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. была поставлена задача по созданию современной системы оценки образовательных результатов и качества образования в целом.
Полагая, что региональная система оценки качества образования должна стать составляющей оценки качества общероссийской системы образования, мы ориентируемся на убеждение, что такая система должна обеспечивать комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования областной образовательной системы в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования [7].
Основной целью Региональной системы оценки качества образования Кемеровской области (РСОКО) является сбор, анализ и представление достоверной и актуальной информации о развитии системы образования, деятельности образовательных организаций, качестве образования и причинах, влияющих на его уровень.
Задачи РСОКО Кемеровской области:
1) осуществление независимой, объективной внешней оценки образовательных результатов обучающихся, условий, созданных в образовательных организациях, результатов практической деятельности педагогических и руководящих работников, функционирования региональной и муниципальных систем управления образованием;
2) формирование единой системы информационных потоков о качестве образования;
3) обеспечение свободного доступа к информации о качестве образования для всех категорий получателей;
4) формирование экспертного сообщества, принимающего участие в различных формах оценки качества образования, реализация механизмов общественной экспертизы, принципов гласности и коллегиальности принятия управленческих решений по вопросам оценки качества образования.
Организационно-функциональная структура РСОКО включает: департамент образования и науки Кемеровской области, государственную службу по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, ГУ «Областной центр мониторинга качества образования», ГОУ ДПО(ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО), муниципальные органы управления образованием и муниципальные методические службы, образовательные организации, общественные институты [9].
РСОКО Кемеровской области объединяет организационно-функциональные структуры, нормы и правила, диагностические и оценочные процедуры, которые обеспечивают оценку достижений (личностных, предметных и ме-тапредметных) обучающихся на всех уровнях образования, результативности педагогической деятельности в системе образования Кузбасса, состояния и эффективности деятельности образовательных организаций, расположенных на территории региона, эффективности и результативности региональной и муниципальных систем образования.
В деятельности РСОКО можно выделить два основных направления. Первое направление предполагает реализацию контрольно-надзорной функции, в рамках которой осуществляется лицензирование и аккредитация образовательных организаций, аттестация выпускников, аттестация педагогических, руководящих работников и т.д.
Второе направление предусматривает оценку качества образования и его составляющих (условий, процесса, результатов) на основе данных мониторинга состояния системы образования.
В современных условиях проблема качества образования, оценки его соответствия уровню развития общества и его социальному заказу становится приоритетной в связи с обновлением требований к выпускникам образовательных организаций, внедрением новых образовательных технологий, развитием информационно-коммуникационных систем и т.д. Процесс информатизации общества способствует все большей открытости системы образования для оценки образовательной деятельности. И сегодня достоверные данные о качестве результатов обучения, состоянии образовательных систем являются востребованными как образовательными организациями, так и внешними пользователями, к которым относятся родители / законные представители, образовательные организации высшего образования, работодатели и т.д. В этих условиях существенно возрастает роль мониторинга.
Традиционно под мониторингом понимается «система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение
управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития» [5, с. 85].
Рассматривая сущность мониторинга как универсальной системы, обеспечивающей сбор, анализ, оценку информации о развитии объекта, Е. А. Гнатышина акцентирует внимание на прогнозировании, без которого результаты отслеживания, по ее мнению, лишаются перспективы [1].
А. Н. Майоров считает, что «мониторинг является наиболее совершенным способом обеспечения своевременной и качественной информацией сферы управления» [4, с. 12].
Мы рассматриваем мониторинг как средство управления качеством образования, так как именно он является технологической основой информационного обеспечения системы управления образованием, позволяющей объективно оценивать результаты деятельности и принимать эффективные управленческие решения.
В Кемеровской области анализ состояния системы образования, количественных и качественных изменений в ней, а также определение проблем, прогнозирование тенденций, разработка управленческих решений на всех уровнях осуществляется на основе данных регионального мониторинга, являющегося комплексной системой.
Мониторинг состояния системы образования Кемеровской области представляет собой наблюдение за состоянием и развитием образовательных процессов с целью управления ими, выявления проблем и дальнейшей корректировки, осуществляется непрерывно, является научно обоснованным, имеет диагностико-прогностическую направленность.
В основу комплексного мониторинга положены принципы научности, критериальной определенности, целостности, оперативности, прогностичности, системности, комплексности.
Принцип научности подразумевает использование научных форм, методов и средств получения мониторинговой информации, обоснованность используемых материалов и технологий. Принцип критериальной определенности предполагает научное обоснование критериев и процедур для исследования количественных и качественных характеристик региональной системы образования и опору на них в изучении динамики ее развития. Принцип целостности — единство и последовательность осуществления процессов регионального мониторинга, экспертизы соответствия показателям и индикаторам качества образования, разработки управленческих решений. Оперативность заключается не только в технической стороне дела (оперативность сбора, обработки, выдачи информации), но и в оперативности принятия управленческих решений. Принцип прогностичности отражает получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и оценивать тенденции в развитии региональной системы образования. Принцип системности предусматривает рассмотрение мониторинга как множества элементов (блоков), взаимосвязанных друг с другом, образующих определенную целостность.
Комплексность предполагает получение информации о ключевых параметрах образовательной системы: качестве условий образовательного процесса в образовательных организациях, процессе деятельности образовательных организаций, образовательных результатах как на основе статистических показателей, так и по результатам изучения мнений, суждений субъектов образования. Мониторинг осуществляется на региональном, муниципальном уровнях, уровне образовательной организации. В нем участвуют все типы образовательных организаций, все субъекты образования.
Осуществление регионального мониторинга характеризуется возникновением информационных потоков особого содержания и объема. Организация информационных потоков основана на иерархии существующей системы образования и осуществляется по вертикали. Нисходящие потоки информации (с регионального уровня на уровень муниципалитета и образовательной организации) задают стратегию и содержание мониторинга, восходящие информационные потоки (с уровня образовательной организации на муниципальный уровень и далее) предполагают агрегацию информации на каждом уровне и ее поступление на региональный уровень.
КРИПКиПРО является региональным оператором мониторинга. Программы комплексного мониторинга входят в банк данных РАО, включающий работы, проводимые в России на федеральном и региональном уровнях в области оценки качества образования.
Мониторинг региональной системы образования осуществляется на основе данных автоматизированной информационной системы (АИС) «Образование Кемеровской области» и результатов мониторинговых исследований «Удовлетворенность населения качеством образования», «Сформированность социального опыта детей».
Автоматизированная информационная система «Образование Кемеровской области» была разработана с целью повышения эффективности осуществления мониторинга и оценки качества образования за счет консолидации статистических данных, раскрывающих сведения по различным направлениям функционирования региональной системы. Данная система обеспечивает:
— сбор, обработку и накопление статистической информации, содержащей сведения по различным показателям и индикаторам по всем направлениям развития системы образования (кадры, материально-техническая база, информатизация, инновационная деятельность и др.);
— формирование аналитической отчетности о состоянии и развитии системы образования в целом по региону, отдельным муниципальным образованиям и по образовательным организациям.
Система показателей и индикаторов комплексного мониторинга состояния системы образования Кемеровской области прошла экспертную оценку и зарегистрирована как электронный ресурс. Показатели АИС «Образование Кемеровской области» отражают специфику разных уровней системы образования (регионального, муниципального, образовательной организации),
а также типов образовательных организаций. Содержание информационной базы постоянно обновляется в соответствии с развитием нормативного обеспечения и актуальной практикой, что в том числе позволяет организациям определять приоритетные направления деятельности.
Создание единой информационной системы сбора, обработки, хранения и анализа данных способствовало объединению существующих в регионе информационных потоков в единое информационное пространство, обеспечив возможность оперативного получения информации о состоянии качества образования на всех уровнях, эффективное управление и повышение качества образования.
Данные базы АИС «Образование Кемеровской области» позволяют проводить рейтингование образовательных организаций с целью сравнительной оценки их деятельности, направленной на достижение современного качества образования. Рейтингование образовательных организаций Кемеровской области осуществляется на основе кластерного подхода, при котором кластерные группы формируются с учетом специфики ОО (уровень и направленность образовательных программ, территориальная принадлежность, количество обучающихся и др.) по следующим направлениям: кадровый потенциал (квалификационная категория, прохождение сертификации, победы в профессиональных конкурсах и др.), современные условия обучения (наличие специально оборудованных кабинетов, условий информационной открытости и др.). Существует возможность построения общего рейтинга и формирование рейтингов по каждому из направлений. Рейтинг образовательных организаций позволяет оценивать эффективность управленческой деятельности образовательной организации и разрабатывать меры поддержки ОО.
Данные по формализованным показателям дополняются мнениями и суждениями субъектов образования, полученными в ходе ежегодных мониторинговых исследований.
Так, мониторинговое исследование «Удовлетворенность качеством дошкольного, общего, дополнительного образования» направлено на изучение запросов обучающихся и родителей к ОО, оценку динамики удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования. В рамках данного исследования существует возможность изучения представлений респондентов о комфортности образовательной среды в общеобразовательных организациях, что может рассматриваться как значимый показатель удовлетворенности качеством общего образования, а также анализа образовательных запросов, потребностей и представлений о качественном образовании, что позволяет определить заказ потребителей общеобразовательным организациям, системе образования в целом.
Изучение удовлетворенности качеством образования осуществляется посредством двух подходов. В основе первого подхода удовлетворенность рассматривается как устойчивое эмоциональное оценочное представление населения о качестве образования, получаемого в дошкольных, общеобразовательных
организациях и организациях дополнительного образования. Изучение удовлетворенности в рамках этого подхода осуществляется с помощью вопроса: «Удовлетворены ли Вы качеством образования, которое дает образовательная организация?», что позволяет определить устойчивое положительное или отрицательное отношение потребителей к качеству предоставляемых образовательных услуг, деятельности общеобразовательных организаций. Второй подход является структурным и предполагает изучение удовлетворенности респондентов условиями в образовательных организациях, процессом получения образования, образовательными результатами. Удовлетворенность качеством образования рассматривается как соотношение потребностей, ожиданий, представлений основных потребителей образовательных услуг и реального состояния системы образования. В основе расчетов — математическая модель, которая предполагает присвоение весовых коэффициентов важности и их соотношение с исполненностью [3].
Использование корреляционного анализа дает возможность определить зависимость между характеристиками условий, процесса получения образования, образовательных результатов и удовлетворенностью потребителей качеством получаемого образования, установить силу и значимость выявленных связей, отобрать характеристики, в наибольшей степени связанные с показателями удовлетворенности. Кроме того, в рамках данного исследования осуществляется прогнозирование динамики удовлетворенности обучающихся и родителей качеством получаемого образования.
Анализ соотношения ожиданий потребителей и их представлений о реальном состоянии в общеобразовательных организациях дает возможность выявить основные проблемы в системе образования региона, наметить перспективные направления работы по совершенствованию качества образования.
Цель мониторингового исследования «Сформированность социального опыта детей»: оценка результатов воспитания и социализации учащихся и воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного и общего образования; изучение динамики личностного развития детей, приобретения ими опыта деятельности, ценностных установок, начиная с посещения детского сада и завершая окончанием школы.
На каждом уровне получения общего образования изучается сформированность у детей опыта поиска, обработки и использования информации, общения, эстетического отношения к окружающей действительности, нравственного поведения, освоения социальных норм и др.
В мониторинговых исследованиях, направленных на выявление удовлетворенности населения Кемеровской области качеством образования ежегодно участвуют свыше 550 тыс. человек, в оценке уровня сформированности социального опыта детей — около 80 тыс. человек из 34 муниципалитетов.
Результаты мониторинговых исследований широко используются при оценке эффективности образовательной деятельности муниципальных систем образования, образовательных организаций, являются основанием
для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программ развития разных уровней, программ поддержки образовательной деятельности и др.
По результатам комплексного мониторинга ежегодно издается восемь научных изданий, адресованных специалистам управления образования регионального и муниципального уровней, методических служб, организаций дополнительного профессионального образования, административным и педагогическим работникам образовательных организаций, потребителям образовательных услуг. Сборники содержат анализ данных мониторинга, описание выявленных проблем и тенденций развития региональной системы образования, а также рекомендации по улучшению ситуации. Кроме того, в приложениях к данным научным изданиям содержится информация по каждому муниципалитету, которая используется методистами, руководящими работниками сферы образования в практической деятельности.
Данные комплексного мониторинга активно используются при подготовке аналитических материалов по актуальным проблемам муниципальных систем образования, создании муниципальных программ и проектов развития, разработке перспективных планов, информировании участников образовательных отношений об образовательных организациях муниципалитета. На уровне образовательных организаций полученные данные применяются для анализа деятельности, разработки программ и проектов развития, подготовки отчетов по самообследованию, написания публичных докладов, информирования общественности о деятельности ОО, создания имиджа и др.
Значительное внимание уделяется доведению информации до различных категорий заинтересованных лиц и ее обсуждению общественностью. Профессиональное сообщество может участвовать в онлайн-опросах, пользоваться материалами комплексного мониторинга, размещенными на образовательном сайте Кузбасского регионального ИПКиПРО (режим доступа: https://portal.kuz-edu.ru). Результаты комплексного мониторинга также систематически публикуются в региональных изданиях («Учитель Кузбасса» и др.).
Доступ к информации о региональной системе образования, полученной в ходе комплексного мониторинга, осуществляется на Едином информационном образовательном портале Кузбасса (режим доступа: https://portal.kuz-edu.ru) — динамично обновляющемся электронном ресурсе, имеющем статус официального средства массовой информации. В рамках портала работает общественная площадка для обсуждения вопросов качества образования в регионе, в котором активно участвуют работники сферы образования, родители, обучающиеся, все заинтересованные лица. Мнение общественности по решению различных проблем, связанных с получением образования, учитывается в региональной практике.
Для специалистов муниципальных методических служб, руководителей, педагогических работников общеобразовательных организаций разработаны методические рекомендации по заполнению показателей АИС «Образование Кемеровской области», подготовке и написанию аналитических материалов,
организации и использованию результатов исследования «Сформированность социального опыта дошкольников», «Сформированность социального опыта младших школьников».
В результате использования данных системы информационного обеспечения процессов управления качеством образования в регионе на основе комплексного мониторинга принимаются максимально обоснованные и результативные управленческие решения на региональном, муниципальном уровнях, уровне образовательной организации. Так, например, в результате реализации мероприятий, направленных на повышение кадрового обеспечения системы образования Кемеровской области, в течение последних трех лет увеличился удельный вес педагогических работников, имеющих высшее образование, высшую квалификационную категорию, успешно прошедших процедуру добровольной сертификации. Результаты мониторинга демонстрируют повышение доли молодых специалистов, увеличение количества педагогов, участвующих в деятельности профессиональных сообществ, научно-практических конференциях, ставших победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов профессионального мастерства и т.д. Проведение мониторинга и размещение его результатов на электронных ресурсах, в печатных изданиях способствует повышению информированности обучающихся, родителей, представителей общественности о качестве работы образовательных организаций.
Все вышесказанное обеспечивает рост удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования. Так, только за последние три года удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования выросла с 89,24% до 91,49%; удовлетворенность учащихся качеством общего образования — с 83,41% до 84,58%, родителей — с 83,76% до 86,65%; удовлетворенность учащихся качеством дополнительного образования — с 90,27% до 92,86%, родителей — с 90,16% до 92,58% [13; 14; 15].
Таким образом, разработанная в регионе система информационного обеспечения процессов управления качеством образования позволяет формировать значительный массив разнообразной информации, которая используется в целях управления качеством образования в Кемеровской области на всех уровнях: региональном, муниципальном, образовательной организации.
Литература
1. Гнатышина Е. А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2008. 529 с.
2. Королев М. Ф. Гарантии качественного профессионального образования // Механизмы обеспечения гарантий качества профессионального образования. М.: РАГС, 2008.— С. 63-68.
3. Красношлыкова О. Г., Шефер И. В. Оценка соответствия качества общего и дополнительного образования запросам участников образовательных отношений (региональный аспект) // Оценка качества образования в системе управления реализацией ФГОС общего образования: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 01-28 февраля 2017 года / редкол.: Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, Л. В. Чванова и др. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. 218 с.
4. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование — культура, 1998. 344 с.
5. Молчанов С. Г., Гостев А. Г. Понятие «образовательная программа» в законе РФ «Об образовании» // Образование: журналкаталог. 1999. № 4. С. 32-48.
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 дека-
бря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. 2012 г. № 5976 (303).
7. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71044750 (дата обращения: 20.12.2017).
8. Покасов В. Ф. Управление качеством образования современной школы: методические материалы.— Ставрополь: СКИРОПК и ПРО, 2012. 145 с.
9. Положение о региональной системе оценки качества образования Кемеровской области (утв. приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 02.03.2016 г. № 420) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn-42-6kcadhwnl3cfdx.xn — p1ai/documents/649 (дата обращения: 20.12.2017).
10. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. М., 1996. 319 с.
11. Развитие образования на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 20.12.2017).
12. Рыков С. Л. Управление качеством образования в образовательной организации в условиях реализации ФГОС основного общего образования // Современные тенденции развития науки и технологий.
2016. № 1-8. С. 114-118.
13. Чепкасов А. В., Красношлыкова О. В., Шефер И. В. и др. Удовлетворенность населения Кемеровской области качеством дополнительного образования: результаты исследования.— Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. 292 с.
14. Чепкасов А. В., Красношлыкова О. Г., Шефер И. В. и др. Удовлетворенность населения Кемеровской области качеством дошкольного образования: результаты исследования.— Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. 167 с.
15. Чепкасов А. В., Красношлыкова О. Г., Шефер И. В. и др. Удовлетворенность населения Кемеровской области качеством общего образования: результаты исследования.— Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,
2017. 296 с.
REGIONAL SYSTEM OF INFORMATION SUPPORT OF QUALITY MANAGEMENT PROCESSES OF EDUCATION
Introduction. The article discusses scientific and practical bases of functioning of regional system of education quality assessment, the experience of the Kemerovo region for information support of processes of education management on the basis of integrated monitoring data.
Relevance. Formation of a system of education quality assessment in Russia leads to the need for reliable and objective information about the state education systems, educational programmes, learning outcomes with the goal of timely decision-making.
Research methods. Used theoretical methods: analysis, induction, specification, generalization, synthesis.
The results of the study. The use of integrated monitoring data in the processes of education management at all levels of the education system allows to make effective management decisions aimed at the development of a regional system of education.
Keywords: quality of education, regional system of education quality assessment, quality management education, information provision, monitoring, monitoring and management solutions
References
• Gnatyshina E. A. Kompetentnostno-orientirovannoe upravlenie podgotovkoj pedagogov professional'nogo obuchenija: dis. ... d-ra ped. nauk. Cheljabinsk, 2008. 529 s.
• Korolev M. F. Garantii kachestvennogo professional'nogo obrazovanija // Mehanizmy obespechenija garantij kachestva professional'nogo obrazovanija. M.: RAGS, 2008. S. 63-68.
• Krasnoshlykova O. G., Shefer I. V. Ocenka sootvetstvija kachestva obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija zaprosam uchastnikov obrazovatel'nyh otnoshenij (regional'nyj aspekt) // Ocenka kachestva obrazovanija v sisteme upravlenija realizaciej FGOS obshhego obrazovanija: materialy Vserossijskoj nauchno-praktiches-koj internet-konferencii, g. Kemerovo, 01-28 fevralja 2017 goda / redkol.: E. A. Pahomova, A. V. Chepkasov, L. V. Chvanova i dr. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2017. 218 s.
• Majorov A. N. Monitoring v obrazovanii. SPb.: Obrazovanie — kul'tura, 1998. 344 s.
• Molchanov S. G., Gostev A. G. Ponjatie «obrazovatel'naja programma» v zakone RF «Ob obrazovanii» // Obrazovanie: zhurnalkatalog. 1999. № 4. S. 32-48.
• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ // Rossijskaja gazeta. 2012 g. № 5976 (303).
• O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016-2020 gg.: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015 g. № 497 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/71044750 (data obrashhenija: 20.12.2017).
• Pokasov V. F. Upravlenie kachestvom obrazovanija sovremennoj shkoly: metodicheskie materialy. Stavropol': SKIROPK i PRO, 2012. 145 s.
• Polozhenie o regional'noj sisteme ocenki kachestva obrazovanija Kemerovskoj oblasti (utv. prikazom Departamenta obrazovanija i nauki Kemerovskoj oblasti ot 02.03.2016 g. № 420) [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://xn-42-6kcadhwnl3cfdx.xn — p1ai/documents/649/ (data obrashhenija: 20.12.2017).
• Potashnik M. M. Innovacionnye shkoly Rossii: stanovlenie i razvitie. Opyt programmno-celevogo upravlenija. M., 1996. 319 s.
• Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 295 «Ob ut-verzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii (s izmenenijami i dopolnenijami) [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70643472 (data obrashhenija: 20.12.2017).
• Rykov S. L. Upravlenie kachestvom obrazovanija v obrazovatel'noj organizacii v uslovijah realizacii FGOS os-novnogo obshhego obrazovanija // Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij. 2016. № 1-8. S. 114-118.
• Chepkasov A. V., Krasnoshlykova O. V., Shefer I. V. i dr. Udovletvorennost' naselenija Kemerovskoj oblasti kachestvom dopolnitel'nogo obrazovanija: rezul'taty issledovanija. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2017. 292 s.
• Chepkasov A. V., Krasnoshlykova O. G., Shefer I. V. i dr. Udovletvorennost' naselenija Kemerovskoj oblasti kachestvom doshkol'nogo obrazovanija: rezul'taty issledovanija. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2017. 167 s.
• Chepkasov A. V., Krasnoshlykova O. G., Shefer I. V. i dr. Udovletvorennost' naselenija Kemerovskoj oblasti kachestvom obshhego obrazovanija: rezul'taty issledovanija. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2017. 296 s.