7. Kazin E. M., Abaskalova N. P., Kasatkina N. E. et al. Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie bazovye osnovaniya resheniya problemy adaptacii, zdorov'ya, i razvitiya sub'ektov obrazovaniya [Psychological-pedagogical and physiological basis for solving the problem of adaptation, health, and development of subjects of education]. Ed. E.M. Kazin. Kemerovo, Publishing house KRIPKipRO, 2016, 165 p.
8. Sirota N. A., Yaltonsky V. M. Profilaktika narkomanii i alkogolizma [Prevention of drug addiction and alcoholism]. Moscow, Academy, 2003.
9. Strategiya gosudarstvennoj antinarkoticheskoj politiki RF do 2020 g. : utverzhdena ukazom Prezidenta RF ot 09.06.2010 № 690 [The strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020: approved by Presidential Decree No. 690 of 09.06.2010.].
10. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Krasnoshlykova O. G. et al. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'esbere-gayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. I. Psihologo-pedagogicheskie, fiziologicheskie i mediko-social'nye podhody k probleme zdorov'ya, adaptacii i razvitiya detej i podrostkov [Theoretical and applied aspects of the formation of a health-saving and socially-adaptive educational space. Book. I. Psychological-pedagogical, physiological and medico-social approaches to the problem of health, adaptation and development of children and adolescents]. Ed. E.M. Kazin. Kemerovo, Publishing house KRIPKipRO; Moscow, Publishing house FGBU DPO "UMTS ZHDT", 2017, 363 p.
11. Khasan B. I., Kukharenko I. A., Rychkova M. V. Metodika "Risk addiktivnogo povedeniya" v podrostkovom vozraste (na primere narkozavisimosti) [The method "Risk of addictive behavior" in adolescence (on the example of drug addiction)]. Krasnoyarsk, 2008, 24 pp.
организация поддержки введения фгос дошкольного образования на региональном уровне
THE SUPPORT ORGANIZATION OF THE INTRODUCTION
of the federal state educational standard
OF PRE-SCHOOL EDUCATION AT REGIONAL LEVEL
Введение. Введение ФГОС поставило перед дошкольными образовательными организациями задачу системной модернизации своей образовательной деятельности. Для успешного осуществления таких широкомасштабных преобразований, как введение ФГОС, необходимо осуществление организационно-управленческой, информационной, научно-методической, образовательной, экспертно-консультативной поддержки дошкольных образовательных организаций. Цель статьи — раскрыть подходы к построению системы поддержки введения ФГОС дошкольного образования на региональном уровне.
Методология. Исследование проводилось на основе методов сравнительного и системного анализа, а также анализа эмпирических данных.
Результаты. Представлены результаты реализации проекта «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования в Кемеровской области», описаны подходы к построению системы поддержки введения ФГОС дошкольного образования на региональном уровне. В ходе проекта было организовано взаимодействие разноуровневых организационных методических структур, обеспечивающих единое научно-методическое пространство. В рамках деятельности регионально-муниципальной многоуровневой методической службы организована работа регионального профессионального методического объединения; региональных инновационных площадок, реализующих сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций.
Заключение. Авторы предлагают обоснование разработки и реализации в дальнейшем нового проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности педагога по достижению дошкольниками целевых ориентиров в условиях реализации ФГОС ДО», концептуальные основы которого (конкретное содержание и экспериментальная проверка) являются предметом дальнейших исследований.
Introduction. The introduction of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education set pre-school educational organizations the task of modernizing their educational
УДК/UDC 373.2
М. В. Дорн, Е. Г. Овчинникова
M. Dorn, E. Ovchinnikova
activities. For the successful implementation of such widespread change as introduction of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education, it is necessary to implement the organizational, administrative, informational, scientific and methodical, educational, expert advisory support of preschool educational organizations. The purpose of article is to expose the approaches to the construction of a support system introduction of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education at regional level.
Materials and Methods. The study was conducted on the basis of comparative and system analysis, as well as the analysis of empirical data.
Results. The results of realization of the project "Scientific-methodical support of the introduction of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education in Kemerovo region" have been presented, the approaches to the construction of a support system of introduction of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education at regional level have been described. The interaction of different organizational structures that ensure uniform scientific-methodical space was organized during the project. In the framework of the activities of the regional municipal multilevel methodological services the work of the regional vocational and methodical association; regional innovation platforms that implement networking pre-school educational institutions have been organized.
Conclusions. The authors of this article offer the rationale for developing and further implementing of a new project "Scientific-methodical accompaniment of a teacher to achieve targets by pre-school children in conditions of realization of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education", a conceptual framework of which (specific content and pilot testing) is the subject for further studies.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, поддержка введения ФГОС ДО, ресурсы поддержки введения ФГОС ДО.
Keywords: Federal State Educational Standard of Pre-school Education, to support the establishment of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education, to support the introduction of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education resources.
Введение
Современное общество предъявляет качественно новые требования к системе дошкольного образования: результатам ее деятельности, выбору основных образовательных программ, подбору педагогических кадров. Понимание значимости дошкольного образования для дальнейшего развития личности каждого ребенка привело к принятию на федеральном уровне Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Реализация стандарта требует качественных изменений в содержании и технологиях деятельности большинства дошкольных образовательных организаций.
Как показывают исследования многих отечественных ученых (А. Г Асмолова, Г П. Новиковой, Т. П. Афанасьевой, И. А. Елисеевой и др.), современное дошкольное образование нуждается в серьезных преобразованиях, но «существующие в настоящее время в большинстве дошкольных образовательных организаций (ДОО) механизмы инновационной деятельности не способны обеспечить реализацию изменений их педагогических систем» [3, с. 34]. Хотя в системе дошкольного образования и осуществляются изменения, но их темпы и содержание не отвечают требованиям общества и государства. В результате отечественная система дошкольного образования «демонстрирует низкую способность к развитию, связанную, прежде всего, с неразвитостью механизмов инновационной деятельности в ДОО и механизмов ее поддержки на муниципальном, региональном и федеральном уровне», отмечается в исследовании ученых Российской академии образования [3, с. 27].
Введение ФГОС ДО поставило перед дошкольными образовательными организациями задачу системной модернизации своей образовательной деятельности [1; 2]. Однако имеющийся инновационный потенциал подавляющего большинства ДОО не всегда позволяет эффективно решать такие задачи. Для успешного осуществления таких широкомасштабных преобразований, как введение ФГОС, необходима организационно-управленческая, информационная, научно-методическая, образовательная, экспертно-консультативная поддержка дошкольных образовательных организаций.
Методология
Деятельность по поддержке освоения ФГОС предполагает осуществление такой работы, в ходе которой создавались бы и передавались в ДОО ресурсы поддержки, помогающие в освое-
нии стандарта. Ресурсы поддержки, в свою очередь, можно разделить на средства и мероприятия поддержки. Понятием «средства поддержки» мы вслед за учеными Института стратегии развития образования РАО обозначаем «продукты и услуги, созданные организациями инфраструктуры поддержки и ориентированные на удовлетворение потребностей образовательных организаций во внешних ресурсах и ожиданий относительно их качества» [4, с. 856]. Мероприятия поддержки трактуются «как формы взаимодействия организаций инфраструктуры поддержки с ДОО в процессе создания средств поддержки, обеспечения доступа к ним и при сопровождении их использования» [4, с. 856].
Для обеспечения поддержки введения на территории Кемеровской области ФГОС ДО и повышения инновационного потенциала коллективов ДОО в 2014 г в КРИПКиПРО был разработан проект «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования в Кемеровской области». Цель проекта — создание системы организационно-управленческой, информационно-коммуникативной, научно-методической, образовательной и экспертно-кон-сультативной поддержки введения ФГОС ДО на территории Кемеровской области, то есть такой системы поддержки, которая бы способствовала:
— удержанию освоения ФГОС в качестве ключевого приоритета в повседневной деятельности каждой ДОО;
— органичному встраиванию работы по освоению ФГОС в общую логику развития ДОО;
— созданию и поддержанию кооперации между ДОО в вопросах освоения ФГОС;
— обеспечению контроля освоения ФГОС в ДОО;
— осуществлению оценки достижений ДОО в освоении ФГОС.
С целью изучения готовности образовательных организаций, а также руководящих и педагогических работников к введению ФГОС ДО кафедрой дошкольного образования КРИПКиПРО была разработана «Диагностическая карта готовности руководящих и педагогических работников к введению ФГОС ДО», в основу которой положены федеральные критерии и показатели. Исследование проводилось на основе методов сравнительного и системного анализа эмпирических данных.
Результаты
В августе 2014 г. был проведен первый срез по изучению уровня готовности педагогов к работе в условиях стандартизации, который показал, что высокий уровень готовности к реализации стандарта проявили 57 % педагогических работников дошкольных образовательных организаций; 24 % педагогов детских садов региона — средний уровень готовности, а у 19 % педагогов сохранился низкий уровень готовности к реализации ФГОС ДО.
Дальнейший анализ полученных результатов показал, что даже у педагогов, продемонстрировавших высокий уровень готовности к введению ФГОС ДО, имеется ряд проблем. Так, из 3500 педагогов, показавших высокий уровень готовности, 82 % хорошо информированы (информационный компонент) при высокой мотивации (мотивационный компонент) к работе по стандарту, однако только 60 % из них показали сформированность умений работать в соответствии с новыми требованиями (операциональный компонент). Из 6000 педагогов со средним уровнем готовности более 70 % имеют положительную мотивацию к работе в условиях стандартизации дошкольного образования, однако они не владеют в достаточной степени знаниями (43 %) и умениями (58 %) работать в соответствии с новыми требованиями. Главной проблемой педагогов с низким уровнем готовности к введению ФГОС (4500 человек), как показало исследование, является отсутствие мотивации к работе в соответствии с требованиями стандарта. Состав этой группы педагогов очень неоднородный: педагоги пенсионного возраста; педагоги, не имеющие специального образования; педагоги, работающие в малокомплектных детских садах и др.
В ходе реализации проекта «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования в Кемеровской области» было организовано взаимодействие разноуровневых организационных методических структур, обеспечивающих единое научно-методическое пространство. В рамках деятельности регионально-муниципальной многоуровневой методической службы организована работа регионального профессионального методического объединения; региональных инновационных площадок, реализующих сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций. Деятельность этих структур способствовала не только расширению информированности педагогов детских садов о требованиях ФГОС, но и развитию мотивации педагогов к работе в условиях стандартизации образования.
Образовательная система региона предоставляет обширные возможности для педагогов в части организации непрерывного образования: от курсов повышения квалификации до сетевого взаимодействия образовательных организаций. В рамках реализации проекта в области работали 19 региональных базовых образовательных организаций по пилотной апробации ФГОС ДО, которые осуществляли различные направления дошкольного образования.
В ходе работы во всех дошкольных образовательных организациях региона были проведены следующие мероприятия поддержки:
— разработаны нормативные правовые локальные акты, регламентирующие введение и реализацию ФГОС в дошкольной образовательной организации;
— внесены изменения в уставы организаций, в должностные инструкции руководящих и педагогических кадров;
— на основании специально разработанного положения о рабочей группе созданы группы по внедрению и реализации ФГОС ДО, в состав которых включены представители общественности, родительских комитетов;
— проанализировано состояние материально-технической базы и определены меры по приведению материально-технической базы в соответствие с требованиями стандарта;
— разработаны основные образовательные программы дошкольного образования (ООП ДО).
В целях подготовки педагогов области и перехода на ФГОС ДО профессорско-преподавательским составом кафедры дошкольного образования КРИПКиПРО проводится планомерная и систематическая работа по разработке новых и обновлению реализуемых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. В настоящее время по проблеме внедрения и реализации ФГОС в работе находятся 25 образовательных программ. На начало 2016/17 уч. г. доля педагогических работников, имеющих действующий документ об окончании курсов повышения квалификации, составила 75,7 %, работников из числа административно-управленческого персонала — 68,56 %.
Формированию готовности педагогических работников дошкольных образовательных организаций к работе в условиях введения стандарта способствует и организованная система непрерывного образования педагогов, включающая проблемно ориентированные постоянно действующие семинары, вебинары, онлайн-консультации, авторские семинары ведущих ученых и практиков, работу педагогических мастерских, мастер-классы, круглые столы, интернет-форумы.
За 2014-2017 гг. в 126 различных формах непрерывного образования приняли участие около 14 тыс. педагогов, что составляет более 95 % от общего числа руководящих и педагогических работников дошкольного образования области.
С января 2016 г. определен механизм проведения общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ для детей дошкольного возраста. За 2015/16 и 2016/17 уч. гг. проведены 6 общественно-профессиональных экспертиз. За это время на экспертизу было представлено 898 программ, 436 из которых получили положительные экспертные заключения.
Проведенная общественно-профессиональная экспертиза показала, что значительно активизировалась деятельность педагогов области по разработке образовательных программ дошкольного образования, возросло качество этих программ. Также необходимо отметить диссеминацию продуктивного опыта педагогов по проектированию образовательных программ.
При экспертизе ООП ДО были выявлены типичные ошибки, среди которых можно отметить:
— неверное составление концепта ООП (содержание программы не соответствует ФГОС дошкольного образования);
— в программе отсутствуют элементы, необходимые для соблюдения требований ФГОС дошкольного образования;
— содержание вариативной части образовательных программ не позволяет определить, как при ее создании учитывались потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей, а также возможности педагогического коллектива;
— в организационном разделе отсутствует описание особенностей планирования и организации традиционных событий, праздников и мероприятий детского сада;
— отсутствует четкое разделение материально-технического обеспечения и организации развивающей предметно-пространственной среды;
— отсутствует краткая презентация программы.
Систематическая работа по проекту профессорско-преподавательского состава КРИПКиПРО в течение трех лет способствовала изменению уровня готовности педагогов к введению ФГОС.
Повторный срез результатов готовности педагогов, проведенный в апреле 2017 г, показал, что высокий уровень готовности к введению стандарта проявили уже 72 % педагогических работников дошкольных образовательных организаций, 17 % педагогов детских садов региона — средний уровень готовности, и лишь у 11% педагогов сохранился низкий уровень готовности к введению ФГОС.
Деятельность региональных, муниципальных методических структур, базовых площадок, участвующих в пилотной апробации введения ФГОС, обеспечивают вариативность, разноуровне-вость содержания, форм по подготовке педагогов дошкольного образования к работе в условиях стандартизации. Для методического сопровождения деятельности педагогов в КРИПКиПРО разработаны и изданы учебно-методические пособия [6; 7], методические рекомендации, сценарии деловых игр, дидактические материалы и др.
Для информирования педагогов на официальном сайте КРИПКиПРО представлены методические видеоматериалы педагогов, организованы форумы «Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста: проектирование, презентация и экспертиза», «Образовательные программы для детей дошкольного возраста: проектирование, презентация и экспертиза», в рамках которых педагоги могут задавать вопросы, возникающие при проектировании программ и др.
Также на форуме организованы флешмобы роликов по темам «Реализуем ФГОС дошкольного образования» и «Флешмоб роликов образовательной деятельности экологической направленности в современной ДОО». Ролики, представленные на флешмобах, предназначены для использования в электронном формате непосредственно в образовательном процессе (для детей, педагогов) или просвещения родителей, в том числе с использованием дистанционных технологий. Обязательными характеристиками роликов являются интерактивность, мультимедийность и самодостаточность. Содержание роликов носит обучающий характер.
В период с 2014 по 2017 г специалисты КРИПКиПРО организовали и провели 9 всероссийских научно-практических конференций, посвященных проблемам стандартизации, в работе которых приняли участие 8890 человек:
— 5 всероссийских научно-практических интернет-конференций «Современные подходы к развитию системы дошкольного образования в условиях введения и реализации ФГОС: теория, практика и тенденции»;
— 4 всероссийских научно-практических конференции «Модернизация дошкольного образования в условиях введения ФГОС: проблемы и перспективы», «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления».
Заключение
Проект «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования в Кемеровской области» завершен. Итогом проекта можно считать следующие результаты:
1) разработан пакет нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность ДОО по введению ФГОС ДО;
2) разработана диагностическая карта готовности педагогических и руководящих работников к введению ФГОС ДО;
3) разработаны дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, вариативные модули, программы, направленные на развитие компетентности педагогических и руководящих работников по вопросам введения и реализации ФГОС ДО;
4) определен алгоритм разработки основной образовательной программы ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
5) разработаны методические рекомендации по введению ФГОС ДО;
6) разработаны критерии и показатели результативности реализации ФГОС ДО;
7) организовано сетевое взаимодействие ДОО в муниципальной системе образования по реализации основной образовательной программы и дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования.
Однако в ходе реализации ФГОС ДО выявляются и новые проблемы. Решение этих проблем возможно лишь при условии функционирования организаций дошкольного образования как открытых систем развивающего типа, предполагающих включение в процесс воспитания и развития детей различных субъектов социального окружения (родителей, представителей учреждений дополнительного образования детей и др.), обеспечения преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. С этой целью профессорско-преподавательский состав
кафедры дошкольного образования КРИПКиПРО разработал новый проект на тему «Научно-методическое сопровождение деятельности педагога по достижению дошкольниками целевых ориентиров в условиях реализации ФГОС ДО».
Его концептуальные основы, конкретное содержание и экспериментальная проверка являются предметом наших дальнейших исследований.
Литература
1. Асмолов А. Г. Как управлять изменениями в мире дошкольного образования // Образовательная политика. 2014. № 1 (63). С. 2-8.
2. Асмолов А. Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. № 1 (5). С. 6-8.
3. Афанасьева Т. П., Новикова Г. П. Проблемно-ориентированный анализ состояния педагогической системы ДОО // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2016. № 3 (65). С. 20-36.
4. Моисеев А. М., Моисеева О. М., Хомерики О. Г. Специфика и средства развития поддержки внедрения ФГОС на муниципальном уровне [Электронный ресурс] // Конференциум АСОУ : сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. М. : АСОУ, 2015. С. 853-862. URL: http://www.e.asou-mo.ru/images/doc/conf/conf_20150902.pdf.
5. Новикова Г. П. Факторы готовности организаций дошкольного образования к введению ФГОС // Педагогика. 2016. № 2. С. 8-15.
6. Организационно-педагогические условия введения ФГОС дошкольного образования / сост. О. Г. Красношлыкова, Т. Б. Игонина, М. В. Дорн, М. Б. Федорцева. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2015. 106 с. («Реализация ФГОС дошкольного образования»).
7. Сетевая форма реализации образовательных программ дошкольного образования / сост. М. И. Губанова, Т. А. Шааб, М. Б. Федорцева и др. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2015. 149 с.
References
1. Asmolov A. G. Kak upravlyat' izmeneniyami v mire doshkol'nogo obrazovaniya [How to manage changes in the world of preschool education]. Educational policy, 2014, no. 1 (63), pp. 2-8. (In Russian).
2. Asmolov A. G. Vyzovy sovremennosti i perspektivy professional'nogo rosta v mire obrazovaniya [Challenges and career prospects in the world of Education]. Educational panorama, 2016, no. 1 (5), pp. 6-8. (In Russian).
3. Afanasyeva T. P., Novikova G. P. Problemno-orientirovannyj analiz sostoyaniya pedagogicheskoj sistemy DOO [Problem-oriented analysis of the State Pedagogical system OED]. Modern pre-school education: theory and practice, 2016, no. 3 (65), pp. 20-36. (In Russian).
4. Moiseev A. M., Moiseevа O. M., Khomeriki O. G. Specifika i sredstva razvitiya podderzhki vnedreniya FGOS na municipal'nom urovne [Specificity and means of development of support for GEF implementation at the municipal level]. Conference of ASOU. Collection of scientific works and materials of scientific and practical conferences. Moscow: ASOU, 2015, pp. 853-862. Available at: http://www.e.asou-mo.ru/images/doc/conf/conf_20150902.pdf. (In Russian).
5. Novikova G. P. Faktory gotovnosti organizacij doshkol'nogo obrazovaniya k vvedeniyu FGOS [Factors readiness preschool education organizations to introduce GEF]. Pedagogy, 2016, no. 2, pp. 8-15. (In Russian).
6. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya vvedeniya FGOS doshkol'nogo obrazovaniya [Organizational and pedagogical conditions for the imposition of GEF for pre-school education]. Compl. O. G. Krasnoshlykova, T. B. Igonina, M. V. Dorn, M. B. Fedorceva. Kemerovo, Publishing House KRIPKiPRO, 2015, 106 p. ("GEF Implementation of preschool education"). (In Russian).
7. Setevaya forma realizacii obrazovatel'nyh programm doshkol'nogo obrazovaniya [The network form of realization of educational programs for pre-school education]. Compl.: M. I. Gubanova, T. A. Shaab, M. B. Fedorceva. Kemerovo, Publishing House KRIPKiPRO, 2015, 149 p. (In Russian).
УДК/UDC 373.31 Е. П. Лебедева
E. Lebedeva
профессиональная компетентность учителя начальных классов при формировании универсальных учебных действий младшего школьника
PROFESSIONAL COMPETENCE OF A PRIMARY SCHOOL TEACHER
in the formation of universal educational actions
OF A YOUNGER SCHOOLCHILD
Введение. В статье представлено исследование по проблеме повышения профессиональной, в том числе технологической компетентности учителей начальных классов, обеспечивающей эффективное формирование универсальных учебных действий младших школьников.