УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Целью настоящей статьи является изучение функционирования и развития системы оценки качества образования в Кемеровской области. Автор рассматривает разноуровневый компонентный состав данной системы, начиная от областных структур, участвующих в оценке качества образования и заканчивая ролью учителя в данной деятельности. В статье дается определение региональной системы оценки качества образования, называются ее пользователи, а также приводятся цель, задачи, принципы ее работы, выполняемые функции и некоторые результаты ее деятельности. Говоря о школьном уровне функционирования системы оценки качества образования, автор называет задачи, объекты и виды школьного мониторинга (дидактический, воспитательный, психолого-педагогический, медицинский) и возможности использования его результатов в практической деятельности. В свете реализации федеральных образовательных стандартов разных уровней общего образования и профессионального стандарта педагога, автор приходит к выводу об изменении роли педагога в оценивании качества образования. В сфере оценивания качества образования современный учитель выступает: субъектом планирования, организации и проведения оценивания, организатором самооценивания результатов образования обучающимися, разработчиком контрольно-измерительных материалов для оценивания результатов образования, экспертом продуктов образовательной деятельности. В заключение автор статьи останавливается на перспективах развития системы оценки качества образования Кемеровской области: повышение объективности, совершенствование мониторинговых исследований, установление эффективной обратной связи, обеспечение сопоставимости результатов, прогнозирование развития образовательных организаций и др.
Ключевые слова: качество образования, оценка качества образования, внешняя оценка качества образования, внутренняя оценка качества образования,
О. В. Петунин
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово E-mail: petunnin@yandex. ru
Oleg V. Petunin
PhD (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Natural Sciences and Mathematical Disciplines, Kuzbass Regional Institute for Advanced Training and Retraining of Educators, Kemerovo
Как цитировать статью: Петунгин О. В. Система оценки качества образования в регионе: анализ результатов и перспективы развития// Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.99-107.
региональная система оценки качества образования, школьный уровень оценки качества образования, роль учителя в оценке качества образования.
В настоящее время четко оформилось осознание того, что будущее государства, его конкурентоспособность в мире во многом определяются качеством образования. Сегодня одним из важных направлений модернизации системы образования России является совершенствование процессов оценки и управления качеством образования, а также формирование национальной, общероссийской системы оценки качества образования.
В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 29.07.2017 г.) качество образования определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [15].
Под оценкой качества образования понимается процесс определения степени соответствия измеряемых образовательных результатов требованиям федеральных образовательных стандартов [5; 15].
Как известно, оценка качества образования может быть внешней и внутренней. Внешняя оценка качества образования проводится государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в том числе родителями, семьей).
Внутренняя оценка качества образования строится на основе трех компонентов образовательного процесса: обучающиеся, обучающие (педагоги) и ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное, финансовое), и включает следующие компоненты: самооценка обучающихся и педагогов; внутришкольный мониторинг качества; самооценка образовательных организаций; оценка образовательных организаций (далее — ОО) органами управления образованием; оценка работы педагогических кадров; оценка деятельности органов управления образованием и др. [2; 5; 14].
Общепризнано, что сочетание внутренней и внешней оценки — основополагающий подход оценивания деятельности образовательных систем и результативности образовательных процессов.
Формирование и развитие общероссийской системы оценки качества образования (далее — ОСОКО), основанной на сочетании внешних и внутренних процедур оценивания, сегодня является важным приоритетом государственной политики в сфере образования, так как для принятия своевременных и профессиональных управленческих решений необходимы, как минимум, объективные данные о состоянии различных уровней системы образования и наметившихся тенденциях ее развития [5].
Образовательные результаты с известной степенью условности можно разделить на:
— учебные (знания о природе, мире, человеке, умение применять знания на практике, умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и четко определять перспективные задачи в учении вообще и познавательной деятельности, в частности умение самостоятельно планировать способы достижения целей, умение соотносить свои действия с целевыми установками, контролировать свою деятельность на пути к достижению результата, находить рациональные способы действий в предлагаемых обстоятельствах, корректировать свои действия в соответствии с изменениями ситуации, умение самооценивать правильность выполнения учебной задачи и др.);
— воспитательные (готовность к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению, сформированность мотивации к учению и самостоятельной познавательной деятельности, система значимых социально-личностных отношений, ценностных и смысловых установок, личностные и гражданские позиции в деятельности, умение строить жизненные планы и достигать их, способность к осознанию российской идентичности и др.) [1; 4; 9].
В России традиционно на первый план ставится оценивание учебных достижений обучающихся. Инструментами их оценивания являются: государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ), всероссийские проверочные работы, национальные мониторинги, международные сравнительные исследования и др.
Важная роль в ОСОКО отводится региональным системам оценки качества образования. Такая система создана и функционирует и в Кемеровской области.
Региональная система оценки качества образования Кемеровской области (далее — РСОКО) создана и функционирует в соответствии с общероссийскими и региональными нормативно-правовыми актами, в частности «Положением о региональной системе оценки качества образования в Кемеровской области» [14].
РСОКО Кемеровской области — это совокупность организационно-функциональных структур, норм и правил, оценочно-диагностических процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся на всех уровнях образования, результативности педагогической деятельности в системе образования региона, состояния и эффективности деятельности ОО области, эффективности и результативности муниципальных и региональной образовательных систем.
Основная цель РСОКО Кемеровской области заключается в получении, анализе и распространении объективной информации об уровне качества образования региона, причинах, влияющих на него, а также выявление основных тенденций в развитии образования области.
Важнейшими функциями РСОКО являются: диагностика образовательных достижений обучающихся; обобщение, анализ и интерпретация объективной информации о качестве образования; информационное обеспечение принятия управленческих решений и др.
Структурно и функционально РСОКО объединяет: Департамент образования и науки, Государственную службу по надзору и контролю в сфере образования региона, Областной центр мониторинга качества образования, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО), муниципальные органы управления образованием и муниципальные методические службы, образовательные организации, общественные институты.
Качество образования справедливо рассматривается в Кемеровской области как системообразующий фактор развития регионального образования. Приоритет качества законодательно закреплен в Законе «Об образовании в Кемеровской области» (2013) [10].
В Кузбассе успешно разработаны нормативные и содержательные основы, сформирована региональная база данных, связанных с лицензированием и аккредитацией ОО, аттестацией педагогических кадров. К настоящему времени в области накоплен богатый и разносторонний опыт реализации различных форм оценки качества образования. Как уже было сказано, одной из функций РСОКО является мониторинг образовательных достижений обучающихся. Приведем некоторые данные из данной сферы по итогам 2016/2017 учебного года.
В государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ) в Кемеровской области в 2017 году приняло участие 24 840 выпускников 9-х классов и 10 315 выпускников 11-х классов. Средний балл на ОГЭ — 3,6, средний балл на ЕГЭ — 46,29. Наиболее высокие результаты на ОГЭ по предмету литература (средняя отметка — 4,4), русский язык (средняя отметка — 4,1). Наиболее высокие результаты на ЕГЭ по русскому языку (71,23 баллов). Наиболее низкие результаты на ОГЭ — по предметам биология, история, английский язык, немецкий язык, обществознание (средняя отметка — 3,4). Наиболее низкие результаты на ЕГЭ — по математике профильной (44,23 балла).
Самые высокие результаты на государственной итоговой аттестации (ГИА) показали выпускники Мариинского района, г. Новокузнецка, Топкинского района, г. Междуреченска, г. Прокопьевска. Самые низкие результаты на ГИА показали выпускники пгт Краснобродского, городов Мыски и Белово. Среди районов необходимо отметить Юргинский, Яйский, Прокопьевский.
Наряду с оцениванием образовательных достижений обучающихся результатами функционирования РСОКО является ряд мониторинговых исследований, проводимых Центром мониторинга состояния региональной системы образования КРИПКиПРО:
— комплексный мониторинг на основе данных электронной базы «Образование Кемеровской области». Электронная база данных содержит информацию о деятельности 1 766 образовательных организаций Кемеровской области по 12 разделам, включающим свыше 6000 показателей;
— мониторинговое исследование по изучению мнений потребителей образовательных услуг о качестве образования («Удовлетворенность населения
качеством образования»);
— мониторинговое исследование «Сформированность социального опыта детей». В нем ежегодно принимают участие более 120 тыс. человек.
От регионального перейдем к школьному уровню оценки качества образования.
Наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в ОО реализуется школьный мониторинг оценки качества образования. Школьный мониторинг нацелен на сбор и накопление фактологического материала и разработку планов деятельности администрации и педагогов; своевременное выявление тенденций, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных изменений в организации образовательного процесса; осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне ОО и др.
Объектом школьного мониторинга могут выступать класс, педагог, обучающийся, а также отдельные направления образовательного процесса.
Внутришкольный мониторинг может включать:
— дидактический мониторинг — систематическое научно-обоснованное выявление состояния содержания, форм и методов учебного процесса (заместитель директора по учебно-воспитательной работе);
— воспитательный мониторинг — систематическое научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса (заместитель директора по воспитательной работе);
— психолого-педагогический мониторинг — последовательное научно-обоснованное наблюдение за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей (школьный психолог);
— медицинский мониторинг — непрерывное научно обоснованное наблюдение динамики здоровья обучающихся (врач или школьная медицинская сестра).
Методами сбора и обработки информации при осуществлении школьного мониторинга могут быть: экспертный опрос; наблюдение; анализ документов; посещение уроков; контроль знаний, умений и навыков; анкетирование; тестирование; самооценка [5; 9; 14].
Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся (состояние и динамика) с целью аттестации (подтверждения получения определенного уровня образования) и коррекции в рамках школьного мониторинга может включать: изучение школьной зрелости первоклассников; стартовый контроль по предметам; текущие контрольные работы по предметам по четвертям и полугодиям; административные контрольные срезы по предметам; контрольные работы за курс обучения и др.
На региональном и школьном уровнях результаты оценки качества образования используются:
— для оценки качества работы учителя (в том числе и в распределении стимулирующей части заработной платы);
— аккредитации ОО;
— разработки программ развития ОО;
— оценки эффективности управления образовательной сетью;
— подготовки педагогических кадров и повышения квалификации.
Далее остановимся на роли и месте педагога в оценивании качества
образования.
Во все времена справедливо считалось, что школа начинается с учителя, и в первую очередь внимание обращается на эту ключевую фигуру. В настоящее время роль учителя меняется, время выставляет новые требования к личности педагога и к его профессионализму. Современному учителю нужно уметь в команде с коллегами планировать собственную траекторию профессионального развития, давать психолого-педагогические консультации родителям, уметь работать в поликультурной, часто в виртуальной среде, уметь выстраивать индивидуальные маршруты развития обучающихся. Меняется и роль учителя в оценивании качества образования.
Профессиональный стандарт педагога предъявляет новые требования к данному виду профессиональной деятельности учителя. Согласно этому документу современный учитель должен:
— владеть научно обоснованными сведениями о результатах образования, способах их достижения и оценки;
— анализировать результативность учебных занятий и подходов к организации образовательной деятельности обучающихся;
— контролировать и оценивать учебные достижения, текущие и итоговые результаты обучающихся;
— обоснованно оценивать знания обучающихся в соответствии с их личностными особенностями и возможностями;
— применять методики и методы диагностики развития ребенка;
— оценивать метапредметные образовательные результаты, формируемые в преподаваемом предмете;
— осуществлять мониторинг личностных характеристик обучающегося [15].
В сфере оценивания качества образования современный учитель выступает в целом ряде ролей:
— субъект планирования, организации и проведения оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Важно в педагогической практике использовать разнообразные формы (партнерские, групповые, индивидуальные и др.), методы (наблюдения, беседы-рассуждения, анализ письменных работ и др.) и инструменты (карты самодиагностики, недельные отчеты, портфолио и т.д.) формирующего оценивания;
— организатор самооценивания обучающимися результатов образования. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» умения и навыки самоконтроля и самооценки своих учебных достижений становится для любого человека важным делом. Для адекватного оценивания ученик, как минимум, должен научиться отвечать на вопросы о целях и ре-
зультатах своей работы, то есть освоить примерный алгоритм самооценки;
— разработчик контрольно-измерительных материалов для оценивания предметных и метапредметных результатов образования. Учителю следует хорошо знать требования, предъявляемые к контрольно-измерительным материалам;
— эксперт продуктов образовательной деятельности, то есть современному учителю довольно часто приходится выступать в роли специалиста, дающего заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса. В частности, речь идет о рассмотрении работ обучающихся на ОГЭ и ЕГЭ; экспертизе работ участников конкурсов профессионального мастерства, конференций, фестивалей; проверке работ обучающихся, участвующих в предметных олимпиадах, конференциях, смотрах; работе в качестве членов аттестационных комиссий др. [3; 12; 13; 17; 18].
Итак, оценка как средство обеспечения качества образования предполагает включенность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают обучающимся возможность освоить эффективные средства управления своей учебно-познавательной деятельностью, пониманию ответственности за ее результаты.
В заключение остановимся на перспективах развития системы оценки качества образования Кемеровской области. Сегодня перспективные направления развития региональной системы оценки качества образования можно обозначить следующим образом:
— повышение степени объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонних и валидных данных о состоянии образования региона;
— совершенствование многоуровневой системы мониторинга качества образования в области, способствующего повышению управляемости и мобильности развития образовательных систем различных уровней;
— установление действенной обратной связи между различными субъектами образовательного процесса;
— обеспечение сопоставимости результатов Государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ для выявления сильных и слабых сторон различных образовательных программ, учебно-методических комплексов и технологий обучения;
— определение результативности образовательного процесса и качества учебных программ путем сравнения с нормами и требованиями стандартов;
— содействие внедрению в практику работы ОО педагогов инновационных технологий обучения и воспитания обучающихся;
— прогнозирование развития ОО, формирование информационных систем самопроверки и самоконтроля образовательных результатов;
— содействие устранению субъективизма и авторитаризма в принятии
управленческих решений и др.
Таким образом, вся образовательная система Кемеровской области сегодня ориентирована на решение основной задачи современного образования — подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях. Решению этой задачи во многом способствует функционирование региональной системы оценки качества образования.
Литература
1. Бершадский М. Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования // Народное образование. 2013. № 1. С. 155-161.
2. Болотов В. А., Вальдман И. А. Условия эффективности использования результатов оценки учебных достижений школьников // Педагогика. 2012. № 6. С. 39-45.
3. ЕфремоваН. Ф., Корсунова Е. Ф. Независимое оценивание учебных достижений как инструмент формирования компетенций обучающихся // Педагогика. 2009. № 7. С. 57-62.
4. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2009. 224 с.
5. Концепция и план мероприятий общероссийской системы оценки качества образования на 2014-2016 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu-sovet.ru/sites/default/files/obshcherossiys-kaya_sistema_ocenki_kachestva_obshchego_obrazovaniya (дата обращения: 29.12.2017).
6. 6. Крылова О. Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования. СПб.: Лема, 2010. 355 с.
7. 7. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. 121 с.
8. Курбатов Р. И. Школа без оценок // Школьные технологии. 2013. № 2. С. 74-82.
9. Лебедев О. Е. Как оценивать образовательные достижения учащихся // Школьные технологии. 2013. № 1. С. 31-39.
10. Об образовании: Закон Кемеровской области от 05 июля 2013 года № 86-ОЗ (с изменениями на:
12.12.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465200916 (дата обращения: 29.12.2017).
11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lawnotes.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-N-273-FZ/ (дата обращения: 29.12.2017).
12. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников // Народное образование. 2012. № 7. С. 164-169.
13. Пинская М. А. Формирующее оценивание и качество образования // Народное образование. 2010. № 1. С. 171-178.
14. Положение о региональной системе оценки качества образования Кемеровской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rsoko42.ru/docs/region/polog_rsoko.pdf (дата обращения:
29.12.2017).
15. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. Режим доступа http://docs.cntd.ru/ document/499053710 (дата обращения: 29.12.2017).
16. Столбова И. Д., Данилов А. Н. Инструментарий оценивания результатов образования при компе-тентностном подходе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 4. С. 24-30.
17. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: методическое пособие. Самара: Учебная литература, 2007. 244 с.
18. Фомина Н. Б. Оценка качества образования // Новые способы оценивания учащихся: методическое пособие. Ч. 4. М.: Перспектива, 2009. 48 с.
EDUCATION QUALITY ASSESSMENT SYSTEM IN THE REGION: ANALYSIS OF RESULTS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
The purpose of this article is to study the functioning and development of the system for assessing the quality of education in the Kemerovo Region. The author considers the multilevel component composition of this system, starting from the regional structures involved in the evaluation of the quality of education and ending with the role of the teacher in this activity. The article defines the regional system for assessing the quality of education, its users are called, and the purpose, objectives,
principles of its work, the functions performed and some results of its activities are given. Speaking about the school level of the functioning of the system of assessing the quality of education, the author names tasks, objects and types of school monitoring (didactic, educational, psychological, pedagogical, medical) and the possibilities of using his results in practice. In the light of the implementation of the federal educational standards of different levels of general education and the professional standard of the teacher, the author comes to the conclusion about changing the role of the teacher in assessing the quality of education. In the field of assessing the quality of education, the modern teacher is: the subject of planning, organizing and conducting evaluation, the organizer of self-evaluation of the results of education by trainees, the developer of control and measuring materials for assessing the results of education, and the expert of educational products. In conclusion, the author of the article dwells on the prospects for the development of the system for assessing the quality of education in the Kemerovo Region: increasing objectivity, improving monitoring research, establishing effective feedback, ensuring comparability of results, forecasting the development of educational organizations and others.
Keywords: the quality of education, the evaluation of the quality of education, the external evaluation of the quality of education, the internal evaluation of the quality of education, the regional system for assessing the quality of education, the school level of assessing the quality of education, the role of teachers in assessing the quality of education.
References
• Bershadskij M. E. Ocenivanie kak diagnostika dostizhenija planiruemyh rezul'tatov obrazovanija // Narodnoe obrazovanie. 2013. № 1. S. 155-161.
• Bolotov V. A., Val'dman I. A. Uslovija jeffektivnosti ispol'zovanija rezul'tatov ocenki uchebnyh dostizhenij Shkolnikov // Pedagogika. 2012. № 6. S. 39-45.
• Efremova N. F., Korsunova E. F. Nezavisimoe ocenivanie uchebnyh dostizhenij kak instrument formirovanija kompetencij obuchajushhihsja // Pedagogika. 2009. № 7. S. 57-62.
• Fishman I. S., Golub G. B. Formirujushhaja ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov uchashhihsja: metodicheskoe po-sobie. Samara: Uchebnaja literatura, 2007. 244 s.
• Fomina N. B. Ocenka kachestva obrazovanija // Novye sposoby ocenivanija uchashhihsja: metodicheskoe poso-bie. Ch. 4. M.: Perspektiva, 2009. 48 s.
• Koncepcija i plan meroprijatij obshherossijskoj sistemy ocenki kachestva obrazovanija na 2014-2016 gg. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://edu-sovet.ru/sites/default/files/obshcherossiyskaya_sistema_ ocenki_kachestva_obshchego_obrazovaniya (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Krylova O. N. Razvitie znanievoj tradicii v sovremennom soderzhanii otechestvennogo shkol'nogo obrazovani-ja. SPb.: Lema, 2010. 355 s.
• Ksenzova G. Ju. Ocenochnaja dejatel'nost' uchitelja. M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 1999. 121 s.
• Kurbatov R. I. Shkola bez ocenok // Shkol'nye tehnologii. 2013. № 2. S. 74-82.
• Lebedev O. E. Kak ocenivat' obrazovatel'nye dostizhenija uchashhihsja // Shkol'nye tehnologii. 2013. № 1. S. 31-39.
• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 29.07.2017) [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.lawnotes.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-N-273-FZ/ (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Ob obrazovanii: Zakon Kemerovskoj oblasti ot 05 ijulja 2013 goda № 86-OZ (s izmenenijami na: 12.12.2016) [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/465200916 (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Petunin O. V. Metapredmetnye umenija shkol'nikov // Narodnoe obrazovanie. 2012. № 7. S. 164-169.
• Pinskaja M. A. Formirujushhee ocenivanie i kachestvo obrazovanija // Narodnoe obrazovanie. 2010. № 1. S. 171-178.
• Polozhenie o regional'noj sisteme ocenki kachestva obrazovanija Kemerovskoj oblasti [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://rsoko42.ru/docs/region/polog_rsoko.pdf (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Professional'nyj standart pedagoga [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://docs.cntd.ru/docu-ment/499053710 (data obrashhenija: 29.12.2017).
• Stolbova I. D., Danilov A. N. Instrumentarij ocenivanija rezul'tatov obrazovanija pri kompetentnostnom pod-hode // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2012. № 4. S. 24-30.
• Zvonnikov V. I., Chelyshkova M. B. Sovremennye sredstva ocenivanija rezul'tatov obuchenija: uchebnoe posobie dlja stud. vuzov. M.: Akademija, 2009. 224 s.