для обеспечения всех членов образовательного процесса и социума адекватными данными о характеристиках функционирования системы образования на разных уровнях и тенденциях ее генезиса.
Под ОСОКО мы понимаем взаимосвязанный комплекс организационных и функциональных структур, норм и правил, целью которых является внедрение единой концептуально-методологической базы предполагающей: оценку образовательных достижений обучающихся; выявление эффективности профессиональной деятельности учреждений образования и их подсистем; выявление уровня образовательных программ с учётом интересов главных потребителей услуг образовательной сферы.
Построение ОСОКО обеспечивает:
- гарантию объективного и адекватного оценивания абитуриентов;
- становление единого образовательного пространства;
- увеличение степени проинформированности потребителей услуг высшего образования с целью принятия кардинально значимых решений (по необходимости продолжения образования или для трудоустройства);
- принятие адекватных управленческих постановлений для повышения качественных параметров образования уполномоченными ведомствами разных степеней;
- функционирование системы переподготовки и повышения квалификационных уровней специалистов в сфере педагогических измерений и оценивания качества услуг в образовании.
Деятельность по созданию компонентов ОСОКО проводится в русле Федеральной Программе развития образования и национального проекта «Образование». Больше 50% региональных единиц нашего государства интенсивно организовывают муниципальные системы оценки качества образования, при этом участвуя в системах сопоставительных апробаций качества образования, которые проводятся на общегосударственном уровне,
Библиографический список
помимо этого организовываются собственные автономные мониторинговые исследования.
В качестве организационных условий мониторинга образования выступают:
- наличие административно-управленческого коллектива, который владеет программно-целевыми и проектными компетенциями управления образовательным учреждением;
- сформированность высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, заинтересованного в самосовершенствовании, совершенствовании условий труда и его эффективности;
- организованность процедуры обучения при обязательном учете индивидуальных потребностей студентов, а также использовать в образовательном процессе современные технологические, формальные, методических элементы обучения, которые дают возможность сформировать ключевые компетенции;
- материально- техническое и научно - методическое обеспечение, которое позволяют организовать образовательные процессы на уровнях, соответствующих фонду оценочных средств (ФОС);
- наличие программных и учебно - методических комплексов, которые соответствуют ФОС;
Деятельность системы мониторинга и управления качеством образования в вузе строится на нижеследующих принципах:
- анализ и соответствующее удовлетворение потребности системы ВО;
- ориентированность на потребности сторонних заинтересованных структур;
- мониторинг потенциала студентов при реализации образовательного процесса и оценивании полученных результатов;
- стимулирование профессорско-педагогического состава к повышению профессиональной компетентности и совершенствованию результатов своего труда.
1. Болотов Б.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации. Вопросы образования. 2014; 3.
2. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Москва, 2013.
3. Ковалева Г.С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования в странах мира (по материалам международного исследования TIMSS). Москва, 2016.
4. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Высшее образование сегодня. 2015; 1.
5. О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)). Решение коллегии Федерального агентства по образованию. 2014; 3/1.
6. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИСА-2013. Отчёт Национального фонда подготовки кадров. Под редакцией Г.С. Ковалевой. Москва, 2014.
7. Сравнительный анализ системы обеспечения единого экзамена в зарубежных странах. Отчёт Центра сравнительной образовательной политики МО РФ. Москва, 2013.
References
1. Bolotov B.A. Osnovnye podhody k sozdaniyu obscherossijskoj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Voprosy obrazovaniya. 2014; 3.
2. Efremova N.F. Sovremennye testovye tehnologii vobrazovanii. Moskva, 2013.
3. Kovaleva G.S. Osnovnye podhody k sravnitel'noj ocenke kachestva matematicheskogo i estestvennonauchnogo obrazovaniya v stranah mira (po materialam mezhdunarodnogo issledovaniya TIMSS). Moskva, 2016.
4. O prioritetnyh napravleniyah razvitiya obrazovatel'noj sistemy Rossijskoj Federacii. Vysshee obrazovanie segodnya. 2015; 1.
5. O razrabotke i vnedrenii vnutrivuzovskoj sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah (na primere Moskovskogo gosudarstvennogo instituta stali i splavov (tehnologicheskogo universiteta)). Reshenie kollegii Federal'nogo agentstva po obrazovaniyu. 2014; 3/1.
6. Osnovnye rezul'taty mezhdunarodnogo issledovaniya obrazovatel'nyh dostizhenij uchaschihsya PISA-2013. Otchet Nacional'nogo fonda podgotovki kadrov. Pod redakciej G.S. Kovalevoj. Moskva, 2014.
7. Sravnitel'nyj analiz sistemy obespecheniya edinogo 'ekzamena v zarubezhnyh stranah. Otchet Centra sravnitel'noj obrazovatel'nojpolitiki MO RF. Moskva, 2013.
Статья поступила в редакцию 25.07.18
УДК 381
Krasnoshlykova O.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector of Kuzbass Regional Institute for Professional
Development and Retraining of Education Workers (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Shefer I.V., Director, Centre for Adult Education (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Kuznetsova А.B., Department Head, Centre for Monitoring Regional Education System, Kuzbass Regional Institute
for Professional Development and Retraining of Education Workers (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Borodkina ЕМ, Methodology Expert, Centre for Monitoring Regional Education System, Kuzbass Regional Institute
for Professional Development and Retraining of Education Workers (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT COMFORT IN GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS: THE REGION'S EXPERIENCE. The formation of comfortable educational environment is among the priorities of the state educational policy to ensure the high quality of education, its accessibility, openness and attractiveness to students, their parents, preservation of health
and achievement of social well-being of all participants in educational relations. In the article the authors present more than ten-year long experience of the region in conducting evaluation procedures aimed at studying the comfort of the educational environment on the basis of monitoring and integrated approaches. The evaluation is carried out on the basis of statistical information, results of the opinion survey "Satisfaction with the General Education Quality" and an independent assessment of the quality of educational activities that are comparable and complementary. Its results are widely used in Kemerovo Region to stimulate competition in education, to identify and disseminate the most efficient practices in ensuring the comfort of the educational environment in general education institutions, and to make management decisions aimed at developing the regional education system.
Key words: educational environment, comfort of educational environment, intellectual comfort, psychological comfort, physical comfort, independent assessment of quality of educational activities, evaluation criteria, integrated approach, monitoring approach, quality of education.
О.Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор, ГОУДПО(ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово, Е-mail: [email protected] И.В. Шефер, директор, АНО ДПО ПК «Центр образования взрослых», г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
А.Б. Кузнецова, зав. отделом Центра мониторинга СРСО, ГОУДПО(ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово, Е-mail: [email protected] Е.В. Бородкина, методист Центра мониторинга СРСО, ГОУДПО(ПК)С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
ОЦЕНКА КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ИЗ ОПЫТА РЕГИОНА
Формирование комфортной образовательной среды является одним из приоритетов государственной образовательной политики по обеспечению высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для учащихся, их родителей, сохранения здоровья и достижения социального благополучия всех участников образовательных отношений. В данной статье авторы представляют более чем десятилетний опыт региона по проведению оценочных процедур, направленных на изучение комфортности образовательной среды на основе мониторингового и комплексного подходов. Оценка осуществляется на основе статистической информации, результатов социологического исследования «Удовлетворённость качеством общего образования» и независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, которые являются сопоставимыми и взаимодополняемыми. Её итоги широко используются в Кемеровской области для стимулирования конкуренции в сфере образования, выявления и распространения наиболее результативного опыта обеспечения комфортности образовательной среды общеобразовательных организаций, принятия управленческих решений, направленных на развитие региональной системы образования.
Ключевые слова: образовательная среда, комфортность образовательной среды, интеллектуальная комфортность, психологическая комфортность, физическая комфортность, независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности, критерии оценки, комплексный подход, мониторинговый подход, качество образования.
Приоритеты государственной образовательной политики по обеспечению высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для учащихся, их родителей, сохранения здоровья и достижения социального благополучия всех участников образовательных отношений реализуются в формировании комфортной образовательной среды в организациях. Формирование комфортной образовательной среды осуществляется через создание условий для нормативного и материального обеспечения требований к комфортным условиям в образовательных организациях со стороны государственных органов управления образованием и их выполнение образовательными организациями.
В широком смысле под комфортом понимаются условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют [1]. Комфортность образовательной среды в современных исследованиях определяется как сложное, многогранное понятие, предполагающее минимизацию или исключение стрессогенных факторов в образовательном процессе, достижение участниками образовательных отношений эмоционального благополучия и ощущения безопасности, обеспечение им возможности раскрыть свой потенциал, реализовать способности, достичь успеха. Так, Т.Ф. Лошакова трактует понятие комфортной среды как совокупность условий, способствующих улучшению здоровья, актуализации творческого потенциала всех участников образовательного процесса, снижению неблагоприятного воздействия вредных факторов [2]. По мнению М.М. Безруких, комфортными условиями образовательного процесса являются «прежде всего, те, которые максимально эффективно влияют не только на интеллектуальное, личностное и социальное развитие ребёнка, но и на физическое и психическое здоровье» [3, с. 3]. И.А. Баева понимает под комфортной образовательной средой такую среду, в которой сохраняется психическое здоровье и удовлетворены основные потребности всех ее участников [4, с. 64].
Исследователи сходятся во мнении, что комфортность образовательной среды в общеобразовательной организации следует изучать исходя из многообразия характеристик материаль-
но-технического обеспечения, межличностного взаимодействия всех участников образовательных отношений, рациональности организации учебного процесса, возможности обучаться по индивидуальным образовательным траекториям, разнообразия используемых форм, методов, методик, технологий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и др., то есть всего того, что обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка и сохранение его здоровья.
В Кемеровской области оценка комфортности образовательной среды в общеобразовательных организациях осуществляется на протяжении десяти лет в рамках комплексного мониторинга региональной системы образования.
Методологическую основу оценки комфортности образовательной среды составляют:
- представления об изменчивости образовательной среды;
- сущность «комфортности образовательной среды» как сложной, многомерной категории, заметно влияющей на повышение качества образования;
- представления об основных видах комфортности: психологической, интеллектуальной, физической;
- комплексный подход к оценке комфортности образовательной среды, позволяющий изучить явление в единстве его видов и составляющих на основе формализованных показателей и мнений, суждений всех участников образовательных отношений;
- сущность мониторингового подхода как современного инструмента оценки, позволяющего оперативно осуществлять полный цикл от сбора, анализа информации до ее трансформации в прогнозы, рекомендации и основания для принятия управленческих решений;
- представление об удовлетворенности участников образовательных отношений отдельными аспектами деятельности общеобразовательной организации на основе изучения соотношения их запросов, ожиданий и их осуществления.
Следует подчеркнуть, что особенности оценки комфортности образовательной среды в общеобразовательных организациях региона определяются мониторинговым и комплексным подходами.
Мониторинговый подход подразумевает непрерывное осуществление процедур, что обуславливается динамичностью объекта оценки и позволяет получать актуальную информацию, отслеживать количественные и качественные изменения, определять тенденции развития, выявлять проблемы и риски, делать прогнозы.
Комплексный подход предполагает осуществление оценки комфортности образовательной среды в многообразии ее составляющих на основе как объективной информации, так и субъективных представлений всех участников образовательных отношений.
Объективная информация представляет собой массив статистических данных, ежегодно собираемых в рамках регионального мониторинга по направлениям «Материально-техническая база», «Здоровьесберегающая деятельность», «Образовательная деятельность» и др. Аналитико-статистическая интерпретация данных в рамках исследования включает целый ряд научно обоснованных последовательных процедур: отбор показателей, раскрывающих интегрированный критерий комфортности и его составляющие, обработку и анализ данных по выбранным показателям, которые предполагают сопоставление по периодам, выявление динамики, определение ее характера, обобщение динамических характеристик как основы для построения тенденций. Результаты аналитико-статистической интерпретации данных позволяют осуществить оценку комфортности образовательной среды как в целом по региону, так и по отдельным муниципалитетам, любым выделенным кластерам и группам, образовательным организациям. По значению каждого из показателей, составляющих комфортность, определяется рейтинг организации внутри региона, муниципалитета, кластерной группы и т. д.
Результаты ежегодного социологического исследования «Удовлетворенность качеством общего образования» позволяют выявить мнения старшеклассников школ региона и их родителей о качестве реализации различных характеристик комфортности образовательной среды, сопоставить их ожидания и восприятие фактической ситуации, определить удовлетворенность различными видами комфортности. В ходе анкетирования осуществляется сбор информации о представлениях, запросах, ожиданиях учащихся и родителей относительно комфортности образовательной среды и ее составляющих, а также их мнений о реализации данных характеристик в общеобразовательной организации. Для расчета удовлетворенности участников образовательных отношений комфортностью образовательной среды используется математически обоснованная модель, суть которой заключается в сопоставлении данных о запросах, ожиданиях респондентов и их представлений об исполненности этих запросов, ожиданий. Оценка удовлетворенности осуществляется на основе процентного значения показателя (max. 100%).
При оценке комфортности образовательной среды используется дополнительная информация по результатам социологического исследования «Престиж профессии педагога», в котором принимают участие педагогические работники общеобразовательных организаций. Исследование позволяет получить информацию об эмоционально-психологическом состоянии педагогических работников региона и о престижности педагогического труда с точки зрения общественности. Данная информация рассматривается авторами в качестве важного условия обеспечения комфортности образовательной среды.
Результаты регионального исследования комфортности образовательной среды в общеобразовательных организациях дополняются данными, полученными в ходе процедуры независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности. Оценка комфортности условий, созданных в образовательных организациях, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», является обязательным критерием независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности [5].
Изучение комфортности условий в общеобразовательных организациях в рамках независимой экспертизы позволяет оценить их материально-техническое и информационное обеспечение, возможности, созданные для сохранения здоровья учащихся, условия для индивидуальной работы со школьниками, наличие дополнительных образовательных программ, возможностей развития творческих способностей и интересов детей, оказания им психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также условий, необходимых для организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Оценка комфортности условий в школах Кемеровской области в рамках независимой оценки осуществляется на основе экспертных заключений и данных социологического опроса участников образовательных отношений.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 показатели, характеризующие критерий комфортности условий, оцениваются в баллах от 0 до 10, максимально возможное количество баллов по данному критерию - 70.
В соответствии с уровнями оценки, представленными на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru), выделены следующие уровни оценки комфортности по каждому показателю, составляющему рассматриваемый критерий:
- 0-2 балла - неудовлетворительные результаты;
- 3-4 балла - результаты ниже среднего;
- 5-6 баллов - удовлетворительные результаты;
- 7-8 баллов - хорошие результаты;
- 9-10 баллов - отличные результаты.
Интегральные значения рассчитываются в соответствии с методическими рекомендациями по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяют уровень комфортности условий в организации в целом [6].
Результаты независимой оценки комфортности широко используются на уровне Кемеровской области для стимулирования конкуренции в сфере образования, выявления и распространения наиболее результативных моделей организации образовательного процесса, принятия управленческих решений, направленных на развитие региональной системы образования [7, с. 4 - 5].
Таким образом, процедуры оценки комфортности образовательной среды, реализуемые в регионе, разработаны и осуществляются на основе приоритетов региональной образовательной политики, отвечают задачам развития системы образования Кемеровской области. Данные, обеспечивающие оценочные процедуры, формируются в ходе научно обоснованных и сопоставимых исследований, что позволяет обеспечить объективность и комплексность оценки комфортности.
Обобщенный критерий комфортности образовательной среды рассматривается через различные ее составляющие: физическую, психологическую, интеллектуальную.
Под физической комфортностью понимается многообразие предметно-пространственных условий образовательной среды, необходимых для удовлетворения телесных, соматических потребностей учащихся, сохранения их физического здоровья.
Физическая комфортность образовательной среды изучается на основе критериев и показателей, характеризующих санитарно-гигиеническое состояние (освещенность, температурный режим, соответствие мебели возрастным особенностям учащихся, режим занятий и др.), материально-техническую оснащенность общеобразовательной организации (оборудованные участки и благоустроенные зоны, отвечающие современным требованиям учебные кабинеты и помещения и др.), условия, созданные для охраны и укрепления здоровья учащихся (кабинеты и помещения здоровьесберегающего назначения: спортивные залы и площадки, медицинские кабинеты, кабинеты психологической разгрузки и т. д., организация горячего питания, двигательной активности и др.). Полученная информация дополняется результатами изучения мнений учащихся 10-х и 11-х классов, их родителей об оснащении учебных кабинетов современным оборудованием, организации школьного питания, о качестве санитарно-гигиенических условий.
Интеллектуальная комфортность образовательной среды рассматривается как совокупность характеристик, направленных на развитие и самосовершенствование учащихся, реализацию их интересов и способностей, удовлетворение потребности в получении новой информации, достижение удовлетворенности своей познавательной деятельностью, ее результатами.
Изучение данного вида комфортности осуществляется как на основе показателей, характеризующих содержание, формы организации, методы, технологии образовательной деятельности, так и на основе анализа мнений респондентов исследования «Удовлетворенность населения качеством общего образования» об обеспеченности общеобразовательных организаций учебной и дополнительной литературой, использовании современных методик и технологий обучения, актуальности содержания преподаваемых учебных дисциплин.
Психологическая комфортность образовательной среды включает создание атмосферы доброжелательности, спокойствия, поддержки, сотрудничества; максимальное снятие факторов, вызывающих стресс.
Оценка психологической комфортности осуществляется на основе изучения показателей, свидетельствующих об оказании учащимся психологической и социальной поддержки, о реализации мероприятий по обеспечению взаимодействия всех участников образовательных отношений, наличии в организации сложившихся традиций, ритуалов и т. д.
Важным источником психологической комфортности является организация межличностного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства как системы отношений, способствующих личностному развитию и максимальной реализации потенциала учащихся. Результаты социологического исследования позволяют получить информацию о характере взаимодействия школьников с учителями и сверстниками, определить, насколько участники образовательных отношений удовлетворены сложившимися отношениями.
Комплексная оценка комфортности образовательной среды на основе мониторинга осуществляется во всех общеобразовательных организациях Кемеровской области, что позволяет сделать общие выводы о динамике формирования комфортной образовательной среды в школах региона по основным ее составляющим (физической, интеллектуальной, психологической), а также выявить положительные стороны и проблемные аспекты деятельности отдельных организаций в этом направлении. Приведем основные данные по результатам проведенной в регионе оценки.
В рамках независимой оценки определено, что среднее значение комфортности условий в общеобразовательных организациях составило в целом по региону 43,04 балла, что соответствует уровню интегральной оценки «хорошие результаты». Разрыв между набранными баллами по отдельным организациям Кемеровской области достаточно высок и варьируется от 19 до 65, что свидетельствует о необходимости популяризации результативных моделей создания комфортной образовательной среды, принятия серьезных мер по устранению выявленных недостатков.
Анализ данных регионального мониторинга свидетельствует о заметном повышении физической комфортности образовательной среды. На протяжении последних пяти лет сохраняется тенденция к увеличению доли общеобразовательных организаций, имеющих стадионы, спортивные залы, столовые, медицинские кабинеты, лаборатории при специализированных кабинетах, специально оборудованные помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием, техническим творчеством, музыкой, хореографией, изобразительным искусством.
Обеспеченность организаций инженерными коммуникациями в соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов дает возможность для безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для участников образовательных отношений. В абсолютном большинстве организаций региона обеспечивается необходимый температурный режим в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормативами оборудованы системы холодного и горячего водоснабжения.
В общеобразовательных организациях продолжает совершенствоваться организация питания: на протяжении пяти лет увеличивается удельный вес детей, получающих полноценное сбалансированное питание: с 64,37 до 72,5% [8, с. 81].
Полученные данные подтверждаются результатами независимой оценки качества образования (НОКО): средний балл по критерию «материально-техническое и информационное обеспечение» - 6,54 балла, что соответствует уровню интегральной оценки «хорошие результаты».
Участники образовательных отношений достаточно высоко оценили физическую комфортность образовательной среды: на создание в школах региона необходимых условий указали более 80% учащихся и около 90% родителей [9, с. 38]. Следует, однако, отметить, что в ряде образовательных организаций состоянием материально-технической базы удовлетворены менее 50% респондентов, что требует принятия мер по укреплению материально-технической базы, ее приведению в соответствие с современными требованиями.
Важной составляющей физической комфортности образовательной среды являются условия, необходимые для обеспе-
чения полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в образовательный процесс. Данные мониторинга региональной системы образования демонстрируют рост количества общеобразовательных организаций, в которых создана безбарьерная среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (до 26,94% организаций), с нарушениями зрения (до 9,74 % организаций), с нарушениями слуха (до 6,54% ОО) [7]. По результатам НОКО показатель, связанный с условиями для организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в среднем по региону по итогам экспертной оценки составил 4,66 балла, что соответствует уровню интегральной оценки «удовлетворительные результаты», но в сравнении с другими показателями, характеризующими комфортность, эта оценка является самой низкой. Детализируя результаты экспертной оценки по данному показателю в рамках НОКО, следует отметить, что 15,6% организаций региона соответствуют уровню «неудовлетворительные результаты», уровню «отличные результаты» - лишь 1% общеобразовательных организаций, уровень «хорошие результаты» зафиксирован в 12,39% ОО. Полученные данные дополняются результатами социологического опроса: из всех характеристик комфортности учащиеся и родители менее всего удовлетворены условиями, созданными для обучения детей с ОВЗ и инвалидов.
Оценка интеллектуальной комфортности образовательной среды общеобразовательных организаций региона позволила сделать целый ряд выводов. Согласно полученным данным, в школах активно реализуется деятельность по развитию творческих интересов и способностей учащихся. Результаты регионального мониторинга демонстрируют увеличение численности учащихся, участвующих в ежегодных олимпиадах школьников, имеющих целью выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научной деятельности. Сравнительно с предыдущим годом выросло количество учащихся, ставших призерами и победителями на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Это подтверждают и оценки экспертов НОКО: значения показателей, характеризующих условия для развития интересов и способностей детей, соответствуют уровню «удовлетворительные результаты». Однако данные показатели в школах региона имеют существенные различия. Так, в диапазоне отличных и хороших результатов по созданию возможностей для развития интересов и способностей детей, включая их участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, спортивных и других мероприятиях, находятся около 40% общеобразовательных организаций. В 22,32% организаций получены результаты ниже среднего, в 4,6% - неудовлетворительные, что требует в том числе расширения информирования школьников и их родителей о проводимых конкурсных и творческих мероприятиях.
Предоставление услуг дополнительного образования в условиях общеобразовательной организации открывает учащимся дополнительные возможности для включения детей в занятия по интересам, увеличивают пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, ре-ализовывать личностные качества, добиваться успеха. Согласно данным регионального мониторинга дополнительное образование обучающихся общеобразовательных организаций осуществляется как посредством использования собственных ресурсов, так и ресурсов организаций дополнительного образования. За последний год доля школ, заключивших договор с организациями дополнительного образования о взаимовыгодном сотрудничестве, увеличилась с 70,99 до 74,04% [7, с. 109]. Дополнительные образовательные программы разработаны совместно с организациями дополнительного образования в каждой четвертой школе региона. Это позволило заметно увеличить охват школьников дополнительным образованием.
Как показали результаты экспертной оценки в рамках НОКО, почти в 20% общеобразовательных организаций разработаны дополнительные образовательные программы всех направлен-ностей. Наряду с этим в 33,64% организаций в наличии имеются программы только одной или двух направленностей, что сужает возможности школьников и их семей в выборе направления дополнительных занятий в соответствии с индивидуальными запросами и склонностями.
В общеобразовательных организациях региона созданы условия для индивидуальной работы с учащимися, предполагающие предоставление детям возможности выбора кружков, секций, творческих объединений, использование дистанционных
образовательных технологий, разработку индивидуальных образовательных маршрутов, (средний балл по критерию наиболее высок и составил 7,50, что согласно методике НОКО соответствует хорошим результатам). Необходимо добавить, что каждая третья организация находится в границах отличных результатов (9-10 баллов).
Оценка интеллектуальной комфортности образовательной среды школьниками и их родителями на протяжении последних пяти лет является наиболее высокой по сравнению с физической и психологической комфортностью: на создание в школах региона необходимых условий указали около 90% респондентов [9, с. 38].
По мнению большинства исследователей, одним из важнейших источников психологической комфортности обучения является создание в классе и школе в целом благоприятного социально-психологического климата, формирование доброжелательных отношений учащихся с учителями и внутри коллектива. Как показали результаты исследования «Удовлетворенность населения качеством общего образования», большинство участников образовательных отношений в регионе отмечают, что отношения между школьниками и педагогами строятся на основе уважения и сотрудничества, а между детьми являются дружескими [9, с. 28 - 30].
В общеобразовательных организациях региона развивается система психолого-педагогического сопровождения обучающихся, предполагающая вариативность направлений и форм.
Более чем в половине организаций осуществляется деятельность по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся, формированию коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников, обеспечению осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности. Расширяется психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями: психолого-педагогическую поддержку одаренных детей, мониторинг возможностей и способностей детей с ОВЗ реализуют около трети ОО. Однако в ряде образовательных организаций качеством оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи удовлетворены менее 50% респондентов, что свидетельствует о необходимости разработки программ по оказанию необходимой психолого-педагогической и социальной помощи.
Результаты изучения мнений участников исследования о трудностях, испытываемых школьниками в ходе обучения, дополняют информацию о психологической комфортности образовательной среды общеобразовательных организаций области. Анализ данных показал, что более половины опрошенных от-
Библиографический список
рицают наличие трудностей у учащихся. Кроме того, удельный вес школьников и родителей, отмечающих трудности в обучении детей, в течение последних лет заметно снизился (до 41,19 и 33,75% соответственно).
Среди субъективных показателей, характеризующих все виды комфортности образовательной среды, наиболее важным, на наш взгляд, является нежелание учащихся поменять образовательную организацию при наличии такой возможности. Отвечая на вопрос исследования: «Если бы Вам представилась возможность выбора общеобразовательной организации, выбрали бы Вы свою ОО еще раз?» - около 90% школьников и 95% родителей выбирают положительные варианты [9, с. 49].
В целом, данные, полученные в ходе региональных мониторинговых процедур, позволили выявить, что в школах региона уделяется большое внимание созданию комфортной образовательной среды. Об этом свидетельствует и повышение удовлетворенности респондентов отдельными сторонами деятельности общеобразовательной организации. Согласно полученным данным удельный вес родителей, положительно оценивающих профессионализм учителей, деятельность образовательной организации по охране и укреплению здоровья учащихся, качество школьного питания, организацию внеурочной деятельности, в течение последних пяти лет ежегодно увеличивается.
Таким образом, оценка комфортности образовательной среды в регионе представляет собой систематическую и регулярную комплексную процедуру, включающую анализ статистических данных, изучение экспертных оценок и выявление мнений участников образовательных отношений, в результате которой определяется степень соответствия составляющих комфортности требованиям, зафиксированным в нормативных документах, и запросам, ожиданиям участников образовательных отношений. Использование мониторингового и комплексного подходов отражает современные тренды в области оценки качества образования и позволяет применять предложенные процедуры в качестве гибкого инструмента оценки комфортности.
Оценка, осуществляемая на основе представленных подходов, дает возможность в полной мере оценить комфортность образовательной среды, как в целом, так и по ее отдельным видам и компонентам, что дает возможность выявлять имеющиеся проблемы, детально анализировать их причины, осуществлять «точечное» реагирование.
Использование полученных данных в управленческой деятельности позволило решить в регионе выявленные проблемы и значительно повысить физическую, психологическую и интеллектуальную комфортность, что, очевидно, способствует повышению качества образования в регионе.
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. Москва: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.
2. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: монография. Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001.
3. Безруких М.М. Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования. Научные исследования в образовании. 2011; 7. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-zdorovya-detey-kak-vazhnoe-napravlenie-razvitiya-sistemy-obrazovaniya
4. Баева И.А., Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения безопасности и психологической комфортности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Бюллетень учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014; Том 4; № 2: 63 - 68.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации. Available at: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz
6. Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 15 сентября 2016 г. № АП-87/02вн. Система ГАРАНТ. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71393628/
7. Бородкина Е.В., Красношлыкова О.Г., Шефер И.В. Независимая оценка качества образовательной деятельности как аспект развития региональной системы образования. Наука и образование: новое время. 2017; 5. Available at: http://articulus-info.ru/wp-content/ uploads/2017/10/5_2017o_Borodkina-Rrasnoshlikova-Shefer.pdf
8. Состояние общего образования Кемеровской области: результаты мониторинга. А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова, Т.В. Васильева [и др.]. Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2018.
9. Удовлетворённость населения Кемеровской области качеством общего образования: результаты исследования. А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова, Т.В. Васильева, Е.И. Курносова. Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2018.
References
1. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka: Ok. 100 000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij. Pod red. prof. L.I. Skvorcova. 28-e izd., pererab. Moskva: OOO «Izdatel'stvo «Mir i Obrazovanie»: OOO «Izdatel'stvo Oniks», 2012.
2. Loshakova T.F. Pedagogicheskoe upravlenie sozdaniem komfortnoj sredy v obrazovatel'nom uchrezhdenii: monografiya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Doma uchitelya, 2001.
3. Bezrukih M.M. Sohranenie zdorov'ya detej kak vazhnoe napravlenie razvitiya sistemy obrazovaniya. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2011; 7. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-zdorovya-detey-kak-vazhnoe-napravlenie-razvitiya-sistemy-obrazovaniya
4. Baeva I.A., Gayazova L.A., Vihristyuk O.V. Problemy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya bezopasnosti i psihologicheskoj komfortnosti obrazovatel'noj sredy nachal'noj shkoly v usloviyah vnedreniya novyh obrazovatel'nyh standartov. Byulleten' uchebno-metodicheskogo ob'edineniya vuzovRFpo psihologo-pedagogicheskomu obrazovaniyu. 2014; Tom 4; № 2: 63 - 68.
5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Available at: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz
6. Metodicheskie rekomendacii po raschetu pokazatelej nezavisimoj ocenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti organizacij, osuschestvlyayuschih obrazovatel'nuyu deyatel'nost'. Utverzhdeny Ministerstvom obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii 15 sentyabrya 2016 g. № AP-87/02vn. Sistema GARANT. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71393628/
7. Borodkina E.V., Krasnoshlykova O.G., Shefer I.V. Nezavisimaya ocenka kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti kak aspekt razvitiya regional'noj sistemy obrazovaniya. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2017; 5. Available at: http://articulus-info.ru/wp-content/ uploads/2017/10/5_2017o_Borodkina-Rrasnoshlikova-Shefer.pdf
8. Sostoyanie obschego obrazovaniya Kemerovskoj oblasti: rezul'taty monitoringa. A.V. Chepkasov, O.G. Krasnoshlykova, T.V. Vasil'eva [i dr.]. Kemerovo: Izdatel'stvo KRIPKiPRO, 2018.
9. Udovletvorennost' naseleniya Kemerovskoj oblasti kachestvom obschego obrazovaniya: rezul'taty issledovaniya. A.V. Chepkasov, O.G. Krasnoshlykova, T.V. Vasil'eva, E.I. Kurnosova. Kemerovo: Izdatel'stvo KRIPKiPRO, 2018.
Статья поступила в редакцию 03.08.18
УДК 378.637 + 37.06
Baeva E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Additional Education Institute, Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Ignatenko A.V., postgraduate, leading specialist, Additional General Education Programs Department, Additional Education
Institute, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected], [email protected]
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL BASIS OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE SYSTEM OF ADDITIONAL CHILDREN EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article studies a relevant problem of training highly qualified specialists for the system of additional education. The work describes the organization of masters training concerning the system of additional children education in a pedagogical university. The analysis of the system of additional training and advanced training for personnel in Altai Krai is presented. The models of pedagogical personnel training for the system of additional children education of Altai State Pedagogical University are given. More details are given to one of the directions of masters training - "Pedagogical education" in the field of "Additional education". The article outlines the approaches to the development of the master's program "Management of the children additional educational system", the competences of graduates are revealed.
Key words: professional education, additional professional education, continuing education, management of system of children additional education, master's training of teachers of children additional education.
Е.В. Баева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
А.В. Игнатенко, аспирант, ведущий специалист отдела дополнительных общеобразовательных программ,
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Е-mail: [email protected], [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки высококвалифицированных специалистов для системы дополнительного образования. В статье раскрывается организация профессиональной подготовки магистров для системы дополнительного образования детей в педагогическом университете. Представлен анализ кадрового потенциала системы дополнительного образования детей в Алтайском крае; системы подготовки, повышения квалификации кадров. Раскрыты модели подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей в АлтГПУ. Более подробно представлено одно из направлений подготовки данной категории - магистратура (направление «Педагогическое образование» по профилю «Дополнительное образование»). В статье обозначены подходы, положенные в основу разработки программы магистратуры «Управление системой дополнительного образования детей», раскрыты компетенции выпускников.
Ключевые слова: профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, управление системой дополнительного образования детей, магистерская подготовка педагогов системы дополнительного образования детей.
Процесс модернизации российского образования в настоящее время выступает составной частью социально-экономических реформ, осуществляемых в Российской Федерации. Современный этап развития общества характеризуется как период формирования инновационной экономики, основанной на знаниях, реализации задач, определенных Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [1]. В связи с этим, особое внимание уделяется модернизации системы непрерывного образования, являющейся важнейшим фактором инновационного развития России.
В настоящее время в российской системе непрерывного профессионального образования существует ряд актуальных проблем, одной из которых является проблема подготовки высококвалифицированных специалистов для системы дополнительного образования детей, поскольку на рынке образовательных услуг наблюдается расширение сферы дополнительного образования.
Именно сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фак-
тически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего [2]. Мы рассматриваем дополнительное образование детей как один из важных компонентов, составляющих целостную систему образования. Система дополнительного образования детей дает возможность получить те компетенции, которые отражают индивидуальное развитие личности ребёнка, в связи с этим актуализируются новые требования к специалисту, работающему в сфере дополнительного образования детей, которые нашли свое отражение в соответствующем профессиональном стандарте.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 613-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который широко используется в деятельности руководителей учреждения дополнительного образования детей [3]. Профстандарт регламентирует совокупность современных требований, заключающихся в наличии компетенций и качеств, которыми должен обладать педагог дополнительного образования. Опираясь на данный профессиональный стандарт, руководитель выстраивает стратегию кадрового обеспечения системы и регламент управленческой деятельности. Исходя из этого, следует отметить, что новые тре-