ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ
Алипханова Ф. Н., д. п. н., профессор, Алиева Р. Р., к п. н., старший преподаватель кафедры педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический
университет»
Аннотация. В статье изучен процесс развития у будущих офицеров профессиональной рефлексии, а именно рефлексивный подход к воспитанию дисциплинированности курсантов высших военных учебных заведений МВД России.
Ключевые слова: рефлексивный подход, военные учебные заведений, будущий офицер, курсант, воспитание, дисциплинированность.
REFLEXIVE APPROACH TO EDUCATION DISCIPLINE OF CADETS OF THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS MIA RUSSIA
Aliphanov F. N., Ph. D., professor, Aliyeva R.R., senior lecturer of the Department of pedagogy and technology
vocational education FGBOU VPO "Dagestan state pedagogical University"
Abstract: This paper studied the development of future officers of professional reflection, namely, reflective approach to education discipline of cadets of the higher military educational institutions of the Russian Interior Ministry.
Keywords: reflective approach, military educational institutions, the future officer, cadet, training, discipline.
Сложный интегрированный характер образовательного процесса предъявляет серьёзные требования к его организации в условиях профессиональной жизнедеятельности курсантов. Организация этого процесса, по нашему мнению, должна, прежде всего, опираться на рефлексивный подход в качестве ведущего, способного обеспечить внутренний механизм динамичного и эффективного профессионального становления и развития будущих офицеров. Мы осознаем, что в многомерном и сложном процессе организации образовательного процесса ни один из подходов не может претендовать на роль единственного и абсолютного, в связи с чем высшему военному учебному заведению предстоит решать сложные вопросы, формирование у курсантов таких навыков, как владение методами познания и самопознания, непрерывного самообразования, творческого подхода к будущей военно-профессиональной деятельности. В большинстве своём будущие выпускники недостаточно владеют этими навыками или утрачивают их в процессе неукоснительного исполнения «воли» командира, и это необходимо учитывать при подготовке офицерских кадров.
Развитие у будущих офицеров профессиональной рефлексии представляет собой совокупный результат их достаточно сложной и продолжительной профессиональной подготовки. В ходе профессиональной деятельности курсант должен сформировать положительное отношение к военной службе, результатам профессиональной деятельности, расположить к себе командиров и своих товарищей, выработать в себе ответственное и добросовестное отношение к выполнению должностных обязанностей - только в процессе такой многосложной работы происходит развитие сознательного отношения к предстоящей деятельности. Это всегда связано с определением, осмыслением и принятием цели профессиональной деятельности, с формированием трудолюбия.
Подготовка офицера нового поколения не может соответствовать современным требованиям, если он овладел только знаниями и умениями, но не развил потребности в творческой, учебной и профессиональной деятельности. Поэтому необходимым условием подготовки военного специалиста высокого класса является формирование и развитие профессионально-познавательных потребностей, увеличение их удельного веса в структуре мотивации, превращение их в ведущий мотив, в черту личности специалиста.
Таким образом, будущие офицеры военного вуза, будучи субъектом профессиональной деятельности, состоятся как военные специалисты, если в процессе обучения они будут продвигаться к профессиональному самосовершенствованию посредством развития оптимального уровня военно-профессиональной рефлексии. Работа в данном направлении предполагает такую организацию учебно-образовательного процесса, при которой деятельность воспитателя и воспитуемого приносила бы определённый операционально -деятельностный результат.
Возникновение концепции рефлексивного подхода к повышению квалификации знаменует собой качественно новое направление в развитии дидактики постбазового педагогического образования на Западе. В отличие от других этот подход приносит в теорию и практику повышения квалификации систему развития способностей воспитателей к творчеству на основе активного взаимодействия и интеграции достижений психологической и педагогической науки и профессионального опыта.
По мнению сторонников рефлексивного подхода, низкий уровень преподавания не является следствием внутриличностных конфликтов офицера-педагога или дефицита психолого-педагогических знаний. Основную проблему они видят в его недостаточной готовности и способности применять эти знания в решении различных служебно-боевых задач.
Рефлексивный подход, безусловно, должен рассматриваться в контексте общенаучного понимания сущности феномена педагогической рефлексии, осознание которой создаёт адекватные научно-обоснованные условия для понимания рефлексивного подхода и выявления его педагогических возможностей к организации профессиональной самореализации курсанта.
В целом в рамках рефлексивного подхода в организации профессионально-личностного саморазвития будущего офицера акцент делается на обосновании рефлексивного механизма, а именно - на модели построения точек опоры для проектирования конструктивного и эффективного личностно-развивающего процесса в условиях организации учебно-познавательной профессиональной
деятельности. При этом отметим следующее: во-первых, рефлексивный подход обусловлен как психологическим механизмом личностной саморегуляции, так и социокультурно-педагогическим контекстом, выступающим в качестве содержания процесса профессионально-личностного саморазвития и определяющим его ценность - социальную и профессионально-личностную; во-вторых, такой подход способствует профессионально-личностному саморазвитию в той мере, в которой механизм личностного развития соответствует педагогическому ценностному целеполаганию.
Следовательно, сущность рефлексивного подхода к организации профессионально-личностного саморазвития будущего офицера может быть верно представлена только при условии учёта социокультурного, социально-педагогического и ценностно-смыслового опыта развития личности. Рефлексивный подход как целостный феномен отражает сложную диалектику взаимодействия курсантов с педагогической действительностью (культурой) и окружающим миром культуры.
В поле действия рефлексивного подхода находятся глубинные факторы педагогической ситуации и соответствующая позиция будущего офицера, ориентированного на профессиональное саморазвитие. Иначе выглядит ситуация, когда будущий офицер не испытывает потребности в своём профессиональном росте. Вследствие этого происходит накопление стереотипных приёмов; рутинный стиль работы связан со стереотипным мышлением. Дефицит конкретных знаний, которые могут быть приобретены лишь на практике, не стимулирует их дальнейшее формирование, а приводит к снижению роли теоретических знаний, противопоставлению теории и практики. Педагогическая теория следует, условно говоря, параллельно с практической деятельностью, не обогащая её и не являясь преобразующей силой в производственной практике.
Высший уровень, на котором происходит профессиональное становление будущего офицера, - это уровень творческого саморазвития, на котором курсант выступает как субъект этого развития, прежде всего профессионального. В центре внимания оказываются те потребности и мотивы, которые побуждают осваивать новые условия жизнедеятельности, проделывать хотя и сложную, но влекущую своей перспективой работу по модернизации своих привычек и навыков, возводя их в ранг «живого знания».
Непрерывное накопление новых знаний и умений, новых способов ориентировки в мире приводит к проявлению новых возможностей человека, новых психологических способностей. Данный уровень отношения к овладению профессией характеризуется и возросшей степенью требовательности к себе, своей деятельности. Будущий офицер должен отличаться высоким чувством самокритичности, склонности к профессиональному самоанализу, рефлексивной деятельности. Процесс творческого саморазвития сопровождается становлением будущего офицера не только в качестве объекта профессиональной деятельности, но и как личности.
Итогом всего является самосовершенствование полученных навыков в повседневной жизнедеятельности, а также постоянный самоконтроль и самонаблюдение, затем самодиагностика, критический анализ достигнутого, принимается решение о дальнейшем самосовершенствовании, что является переходом на качественно новый уровень, делая процесс самосовершенствования непрерывным.
Наработки рефлексивного подхода позволяют увидеть и оценить во многом не до конца использованный потенциал эвристических методов повышения квалификации офицерских кадров, задуматься над оптимальным соотношением в методической работе теории и практики, субъективного и объективного опыта формализованных научно-исследовательских и не лишенных субъективизма эвристических способов работы.
Литература:
1. Алипханова Ф.Н., Тухватуллин Б.Т. Военно-профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России.// Международный научно-исследовательский журнал: Сборник по результатам XVII заочной научной конференции Research Journal of International Studies. Екатеринбург. : МНИЖ -2013. - 7(14) Ч4 - С. 97-100.
Literature
1. Aliphanova F.N., Tuhvatullin B.T. Military training of cadets of high schools of internal troops of Russia .// International Research Journal: A Collection XVII on the results of the scientific conference Research Journal of International Studies. Ekaterinburg. : MNIZH - 2013 - 7 (14) CH4 - P. 97-100.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Бакмаев А. Ш., к. п. н., доцент, Исаева Г.Г., к.п.н., старший преподаватель ФГБУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический
университет»
Аннотация. В статье приведены особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей информатики в связи с реформированием системы образования. Рассматривается терминологический аппарат проблемы с анализом существующих распространенных определений, выделением свойств информационной, коммуникационной и информационно-коммуникационной компетенций и формулировкой основных понятий исследования. Определена сущность информационно-коммуникационной компетентности в профессиональной подготовке будущих учителей информатики.
Ключевые слова: Обучение; компетентность; профессиональная подготовка; информатика; компетенция; учитель; специалист; информационные технологии; коммуникационные технологии; профессиональное образование.
FORMATION OF INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE FUTURE TEACHERS OF COMPUTER
Bikmaev A. S., Ph. D., associate Professor, Isayev G. G., candidate of pedagogic Sciences, senior teacher Fsbi HPE "Dagestan state pedagogical University"